Л.В. Тарасенко доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой моделирования социальных процессов Южного федерального университета
Н.А. Безвербная кандидат философских наук, доцент кафедры экономической и социальной теории Ростовского государственного медицинского университета*
Карьерные стратегии выпускников российских медицинских вузов
(на примере Ростовской области)
Проблемы профессиональной социализации современного российского студенчества на протяжении последних лет продолжают оставаться в центре внимания не только ученых, но и специалистов из различных сфер социальной жизни. Студенческая молодежь - это основной источник профессионалов, которые в ближайшее годы будут определять стратегические направления социально-экономического и политического развития России. Поэтому профессиональное самоопределение студенческой молодежи, механизмы ее интеграции в сферу профессиональной деятельности, проектирование и развитие профессиональной карьеры - это проблемы, имеющие чрезвычайно высокую научно-практическую актуальность и значимость.
Также важным представляется, с одной стороны, оценить степень готовности выпускников современных российских вузов к решению непростых задач проектирования карьерного поведения, адекватность их восприятия ситуации на рынке труда и своих перспектив в этой ситуации. А с другой стороны, не менее важно оценить возможности, предоставляемые вузами в процессе профессионального самоопределения, степень удовлетворенности студентов этими
* Безвербная Наримэ Арамовна, e-mail: [email protected]
возможностями. Эти вопросы и составили проблемное поле социологического исследования, результаты которого представлены в данной статье.
В рамках исследования специфики профессиональной социализации выпускников российских вузов, проводимого совместно кафедрой моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии Южного федерального университета и кафедрой экономической и социальной теории РостГМУ был проведен социологический опрос студентов выпускных курсов РостГМУ с целью выявления основных факторов, детерминирующих карьерные стратегии и поведение выпускников медицинских вузов в современных экономических условиях. Объектом исследования в данной статье выступает социальная группа студенческой молодежи как особого слоя общества, характеризующегося специфическими идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.
В исследовании приняли участие 258 студентов РостГМУ дневной формы обучения. Для более целостного представления о специфике процесса карьерного поведения выпускников медицинских вузов на рынке труда опрос проводился среди студентов 5-6 курсов 5 факультетов: лечебно-профилактического (ЛПФ), педиатрического (ПФ), учебно-военного центра (УВЦ), стоматологического (СФ), факультета усовершенствования врачей (ФПК). Возраст респондентов ограничен рамками 21-24 лет.
В целом все вопросы анкеты (за исключением личных данных) можно сгруппировать по 3-м направлениям: 1) отношение к профессиональной деятельности и к выбранной специальности; 2) оценка качества своей профессиональной подготовки; 3) проблемы трудоустройства.
В ходе опроса мы попытались выяснить отношение выпускников-медиков к профессиональной деятельности, ее место и роль в системе ценностных ориентаций студентов. С этой целью им были заданы
вопросы, касающиеся значения работы в их жизни, факторов, детерминировавших их профессиональный выбор и отношение к своей профессии на данный момент.
Полученные результаты показывают, что работа для будущих медиков - это, прежде всего, возможность самореализации, осуществления планов (64 % респондентов); 47 % рассматривают ее как источник средств существования; 19 % видят в ней самоценность, независимо от уровня заработной платы. Таким образом, как мы видим, экономический фактор в формировании отношения к работе играет важную роль, однако не является определяющим и молодое поколение испытывает потребность в профессиональной самореализации даже в большей степени, нежели в обеспечении материального благосостояния.
Данные результаты отчасти подтверждаются ответами на вопрос о мотивах профессионального выбора. С большим перевесом на первое место респонденты ставят мотив выбора профессии «для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования» (73,3 %). На втором месте оказался мотив престижности профессии (34,5 %). Интересно то, что уровень заработной платы, так же как и востребованность профессии на рынке труда, будущих медиков интересует в меньшей степени. Всего 12 % респондентов ориентировано на наличие рыночного спроса и менее 8 % на уровень оплаты труда. Следует отметить то, что подобное отношение к выбору будущей профессии характерно не только для будущих медиков, но и для студентов других типов вузов. Этот факт подтверждается более ранними исследованиями авторов'.
Исследуя карьерные стратегии выпускников медицинских вузов, мы попытались выявить отношение студентов-старшекурсников к выбранной специальности. С этой целью в анкету были включены во-
1 Тарасенко Л.В. Специфика профессиональной социализации студентов вузов ростовской области: социологический анализ //Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 46-51.
просы, оценивающие, насколько нравится молодым людям избранная профессия в данный момент и как бы они поступили при повторном решении проблемы профессионального выбора. Косвенно индикатором отношения выпускников к будущей профессии выступает их нацеленность на трудоустройство по профессии .
Полученные результаты показывают, что отношение к профессии сохраняется положительное у абсолютного большинства респондентов. Более 82 % отметили то, что профессия им нравится и 67,5 % подтвердили свое желание выбрать ее вновь. И только 14,3 % пожелали сменить и профессию, и вуз. Более 93 %, т. е. абсолютное большинство выпускников, планируют работать по специальности. Этот показатель у студентов-медиков значительно выше, чем у выпускников гуманитарных и инженерно-технических специальностей2. В то же время следует отметить, что 16,3 % старшекурсников затруднились ответить на этот вопрос. А следовательно, почти 30 % выпускников все-таки испытывают сомнения по поводу правильности сделанного профессионального выбора. Видимо, в числе тех, кто будет трудоустраиваться по специальности, почти треть уже на момент окончания вуза в своем профессиональном выборе разочаровались, и, таким образом, находятся в зоне риска, т.к. потенциально готовы сменить профессию, что не может не отразиться на качестве их профессиональной деятельности, не говоря уже о социальном самочувствии.
Насколько целенаправленно и сознательно выстраивают выпускники вузов свою карьеру, свидетельствует их оценка степени собственной готовности к профессиональной деятельности. Результаты исследования показывают, что студенты неоднозначно оценивают роль диплома в профессиональной деятельности. С одной стороны, почти 51 % полагает, что наличие диплома обеспечит преимущество в профессиональ-
2 Тарасенко Л.В. Проблемы и противоречия профессиональной социализации молодежи (на материалах Юга России)// Сборник научных трудов БшогМ по материалам международной научно-практической конференции. 2013. Т. 21. № 2. С. 75-78.
ной деятельности. С другой стороны, 27,1 % считают, что диплом - простая формальность и практически никаких преференций выпускникам не обеспечивает. Еще 14,3 % полагают, что от диплома абсолютно ничего не зависит. А если добавить 8 % затруднившихся ответить, получается весьма внушительная группа выпускников, не воспринимающих диплом как индикатор профессиональной пригодности специалиста-ме- дика. Данный факт лишь на первый взгляд выглядит парадоксально. На самом деле, по мнению автора, он отражает наличие серьезных проблем в системе профессионального медицинского образования, связанного как с качеством образовательных услуг, так и, вероятно, с системой оценивания уровня знаний студентов. Однако данный вывод нуждается в дополнительном исследовании.
В то же время будущие врачи считают, что наиболее полезные знания, полученные ими за период обучения в вузе, связаны с теоретической подготовкой по специальности (69,8 %). На второе место с небольшим отрывом они ставят практические навыки (58,1 %). И именно практических знаний по специальности, по мнению более 66 % респондентов, ими получено недостаточно в ходе профессиональной подготовки в вузе. Значительно благополучнее выглядит ситуация, связанная с получением теоретических знаний (14,3 % выпускников полагают, что их недостаточно). Эта же тенденция просматривается и в ответах на вопрос о причинах недостаточного (по мнению респондентов) уровня профессиональной подготовки. Почти 60 % старшекурсников указывают на нехватку возможностей практического применения полученных знаний. На втором месте по количеству выборов (28,3 %) оказался вариант, связанный с некачественным преподаванием дисциплин. Третью позицию занял вариант «собственная лень» (22,1 %). Таким образом, вполне четко выявляется уже обозначенная проблема качества образовательных услуг, неудовлетворенность студентов как организацией образовательной деятельности, так и качеством работы ППС.
Важным направлением в исследовании карьерных стратегий выпускников представляется анализ вопросов, связанных с проблемами трудоустройства.
Выбирая факторы, обеспечивающие успешный поиск работы, большинство респондентов отметили наличие опыта работы (83,7 %), высшего образования по специальности и наличие нужных связей и знакомств (83 %). Здесь важно вспомнить то, что довольно большая часть опрошенных студентов рассматривают диплом как простую формальность, не связанную напрямую с качеством профессиональной подготовки. В сочетании с большим количеством выборов в пользу высшего образования это заставляет задуматься над вопросом, почему, в целом высоко оценивая роль высшего образования в ситуации трудоустройства, выпускники не рассматривают диплом как основной индикатор, обеспечивающий преимущество в профессиональной деятельности. Очевидно, что эта проблема требует более детального анализа, но понятно, что выявленная тенденция имеет неблагоприятный характер, так как отражает сложную ситуацию в системе высшего профессионального образования, связанную с качеством профессиональной подготовки выпускников.
Выбирая личностные качества, способствующие успешной профессиональной деятельности, студенты на первое место ставят ответственность (64,5 %), коммуникабельность (36,8 %) и упорство в достижении цели (33 %). Менее всего ценятся инициативность (5 %), самостоятельность (5,8 %), аналитические (6,2 %) и организаторские способности (6,6 %). Также не слишком высоко оцениваются умение быстро обучаться (16 %) и стремление к повышению профессионального уровня (24 %). Следует заметить, что данный выбор весьма своеобразен, особенно если учитывать, что профессия врача требует постоянного профессионального саморазвития и т. д. Однако эти качества занимают нижние позиции в рейтинге ценностей будущих врачей. Не менее
противоречиво выглядит и рейтинг личностных качеств, неблагоприятно влияющих на успешную карьеру молодых специалистов. Оказывается, таковыми студенты полагают эмоциональность (49,2 %), упрямство (26,3 %) и лень (26,4 %). А на последних местах оказались соответственно некоммуникабельность (2,7 %), безответственность (2,7 %) и отсутствие чувства юмора (3,5 %). Интересно, что, как упоминалось выше, общительность и ответственность рассматриваются как основные факторы, обеспечивающие успешность.
Рассмотрим факторы, влияющие на трудоустройство молодых специалистов. Первые три позиции здесь занимают уровень заработной платы (53,5 %), возможность карьерного роста (44,2 %) и территориальное расположение (39,2 %). В то же время такие факторы, как возможность проходить обучение в ведущих центрах России и за рубежом, техническое оснащение учреждения, возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, получили наименьшее число выборов. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что, во-первых, карьерный рост не связывается в сознании молодых специалистов с профессиональным саморазвитием. А во-вторых, к моменту окончания вуза ценностные ориентации выпускников обретают явно выраженный прагматический характер. Зарплата, карьерный рост и бытовой комфорт - вот те детерминанты, кеторые определяют процесс трудоустройства молодого специалиста. Факторы, определившие профессиональный выбор (саморазвитие, самосовершенствование, возможность проявить себя и даже престижность профессии), в этом списке либо отсутствуют вовсе, либо уходят на нижние позиции рейтинга. Самые низкие позиции занимают варианты: «трудоустройство супруга (супруги) и «возможность устройства детей в детский сад» (соответственно, 8,9 % и 3,9 %). Однако, это, скорее всего, объясняется тем, что большая часть студентов еще не обзавелись собственными семьями и не имеют детей.
Весьма благоприятно воспринимается студентами-медиками ситуация и перспективы карьерного роста. В ходе опроса выяснилось, что абсолютное большинство выпускников уверены в том, что такие перспективы у них есть. При этом 47,7 % полагают, что важную роль здесь играет временной фактор, так как, по их мнению, необходимо длительное время проработать по профессии, и почти 35 % респондентов считают, что перспективы определенно есть. И лишь 1,2 % полагают, что у молодых специалистов нет никаких карьерных перспектив.
Выводы
1.
В ходе проведенного исследования выявлено противоречие в мотивации профессионального самоопределения: слабая ориентация на требования рынка труда и уровень заработной платы. При выборе профессии молодые люди на первое место ставят возможности самореализации и саморазвития посредством профессиональной деятельности.
2.
Отношение к профессии у студентов-медиков в целом положительное, большинство связывает с ней свое профессиональное будущее. Однако почти у трети выпускников есть сомнения в правильности профессионального выбора, хотя менять профессию они не планируют.
3.
Большинство студентов не связывают наличие диплома с уровнем готовности к профессиональной деятельности. Почти половина выпускников рассматривают диплом как простую формальность, не отражающую реальные профессиональные характеристики молодого специалиста.
4.
Выявлена неудовлетворенность выпускников качеством образовательных услуг, в частности нехваткой возможностей практической
отработки теоретических знаний и низким качеством преподавания.
5.
Не рассматривая диплом как основной фактор, обеспечивающий преимущество в профессиональной деятельности, будущие медики, однако, высоко оценивают роль высшего образования в ситуации трудоустройства.
6.
Не менее противоречивым оказался и выбор студентами личностных ценностей, способствующих и препятствующих профессиональной успешности, т.к. качества, связанные с профессиональным саморазвитием, оцениваются студентами не слишком высоко.
7.
Анализ факторов, влияющих на трудоустройство молодых специалистов, показал, что к моменту окончания вуза жизненные и карьерные стратегии выпускников становятся более прагматичными, ориентированными на уровень заработной платы и возможности карьерного роста. В тоже время, карьерный рост не связывается в сознании будущих медиков с профессиональным и личностным саморазвитием.
8.
В целом, студенты-старшекурсники демонстрируют общий позитивный настрой в отношении перспектив карьерного роста.
Тарасенко Л.В., Безвербная Н.А. Карьерные стратегии выпускников российских медицинских вузов (на примере Ростовской области). В статье анализируются проблемы формирования карьерных установок выпускников медицинских вузов. На материалах эмпирического исследования осуществлен анализ роли и места вуза в профессиональном самоопределении молодежи.
Ключевые слова: карьерные установки, профессиональное самоопределение, профессиональная социализация, социально-профессиональная интеграция, мотивационная иерархия, рынок труда.
Tarasenko L.V., Bezverbnaya N.A. Career strategies for graduates of russian
medical university (Rostov region's example). The article devotes the analysis of the formation of students' career strategies. On materials of the empirical research carried out an analysis of the role and place of the university in professional self-determination of youth.
Key words: career strategies, professional self-determination, professional socialization, socially-professional integration, motivational hierarchy, labour-market.
10