УДК 331.53
DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(4).602-615
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Е. И. Нефедьева, З. Н. Тугарина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 24 июля 2018 г.
Дата принятия к печати 9 ноября 2018 г.
Дата онлайн-размещения 27 декабря 2018 г.
Ключевые слова
Социальная работа; специалист по социальной работе; социальная защита; социальное обслуживание; профессиональная реализация; занятость; образование; социологическое исследование
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований на реализацию научного проекта № 17-03-00477-ОГН «Влияние идей патернализма
на поведенческие стратегии: исследование практик социального иждивенчества и социального паразитизма отдельных категорий населения»
Аннотация
Представлены результаты социологического исследования востребованности и профессиональной реализации специалистов по социальной работе в их практической деятельности в системе региональных органов социальной защиты населения (на примере Иркутской области). В условиях развития системы социальной защиты населения одновременно наблюдается и дефицит специалистов по социальной работе, и проблема их трудоустройства после окончания обучения. Статья посвящена анализу вопросов занятости специалистов в области социальной работы, перспектив развития данного сегмента рынка труда. В статье приведены результаты социологического исследования мнения выпускников направления «Социальная работа» Байкальского государственного университета о престижности и непрестижности специальности, о проблемах при трудоустройстве и занятости. На основе исследования были подготовлены рекомендации для нынешних студентов данного направления по успешной профессиональной реализации и трудоустройству по своей специальности. Также представлены результаты экспертного интервью, в котором приняли участие руководители и специалисты органов социальной защиты населения Иркутской области. Эксперты охарактеризовали потребность в специалистах по социальной работе вообще и в системе социальной защиты населения в частности. Раскрыта такая проблема, как обеспечение соответствия профессиональной подготовки (по уровню образования и по специальности) работников социальной защиты занимаемым должностям. На основе результатов исследования предложены рекомендации по повышению престижности специальности «Социальная работа» и востребованности специалистов данного профиля, по расширению возможностей профессиональной реализации специалистов по социальной работе.
PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF SOCIAL WORK GRADUATES (ACCORDING TO THE FINDINGS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Elena I. Nefedyeva, Zinaida N. Tugarina
Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
Article info
Received July 24, 2018
Accepted November 9, 2018
Available online December 27, 2018
Keywords
Social work; social work specialist; social protection;
Abstract
The article presents the results of the sociological survey on the demand for social work specialists and their professional self-realization in practical activity in the regional bodies of social protection system (on the example of the Irkutsk region). In the conditions of the development of social protection system for the population, there is a shortage of social work specialists and the problem of their employment after graduation. The article analyzes the issue of employment of specialists in social work and the development prospects of this job market segment. The authors provide the results of the sociological survey on the opinion of social work graduates of Baikal State University on the prestige or the
© Е. И. Нефедьева., З. Н. Тугарина, 2018
ISSN 2500-2759
social services; professional self-realization; employment; education; sociological research
Acknowledgements
The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research (Project No. 1703-00477- OGN «Influence of the ideas of paternalism on behavioral strategies: the study of practices of social dependency and social parasitism of certain categories of the population»)
lack of prestige of the profession and on the problems of placement and employment. On the basis of the research, recommendations were prepared for the current students majoring in sociology for their successful professional self-realization and obtaining employment in their field of study. The article also provides the results of the expert interview with the participation of the heads and experts of social protection authorities of the Irkutsk region. The experts characterized the need for social work professionals in general, and in a social protection system in particular. The study revealed the problem of matching between the professional training of social workers (according to the educational level and specialization) and the positions held. On the basis of the research, recommendations are proposed to enhance the prestige of the specialty «Social Work» and the demand for such specialists, and also how to increase the chances for professional self-realization of social work professionals.
Становление социальной работы как специфической профессиональной сферы деятельности берет свое начало с 1991 г., когда началась подготовка специалистов по социальной работе и, следовательно, стал появляться еще один сегмент рынка труда. Профессиональная подготовка социальных работников ведется 120 российскими вузами, включая 5 частных. Период активного формирования и развития системы социальной защиты в нашей стране, и в Иркутской области в частности, начинается с 2000-х гг. [1—3]. Именно в этот период осуществляется подготовка и выпуск специалистов по социальной работе, в том числе Байкальским государственным университетом. БГУ готовит специалистов по социальной работе с 2001 г., первый выпуск был осуществлен в 2006 г.1
Многое сделано в стране в ходе становления и развития профессиональной деятельности в области социальной работы и подготовки профессиональных кадров для данной сферы2. Открываются кафедры, факультеты и даже целые университеты, ведущие профессиональную подготовку специалистов по социальной работе различной специализации — для работы в разных областях и сферах жизнедеятельности. Из года в год расширяется сеть учреждений социального обслуживания и в целом развивается система социальной защиты населения, что является базой для прохождения практики будущими специалистами по социальной работе и их дальнейшего трудоустройства3. Однако
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 5 февр. 2018 г. № 76 // СПС «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 22 окт. 2013 г. № 571н // Там же.
3 Министерство социального развития, опеки и по-
проблемы занятости и трудоустройства по специальности, профессиональной реализации остаются острыми и со временем приобретают новые оттенки [4; 5].
Со времени введения специальности «Социальная работа» в России прошло уже 27 лет. За этот период реализован основной этап институционализации социальной работы как профессионального вида деятельности. Профессионализация социальной работы шла по следующим основным направлениям:
- становление системы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области социальной работы;
- развитие практики социальной работы в различных отраслях социальной сферы, в том числе в системе социальной защиты и социального обслуживания населения;
- формирование нормативно-правовой базы социальной защиты населения, профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы;
- осуществление научно-исследовательской деятельности по вопросам социальной защищенности граждан.
Рассмотрим реализацию первого направления институционализации социальной работы, а именно проблему подготовки будущих специалистов по социальной работе, их востребованности на рынке труда и профессиональной реализации по своей специальности[6; 7].
Социальная сфера очень быстро развивается, и спрос на специалистов в области социальной работы постоянно растет, но проблема в том, что молодые люди не торопятся получать социальное образование. А те, кто заканчивают профессиональную подготовку по направлению «Социальная работа», не стремятся трудоустроиться по своей специальности. Существует много причин
печительства Иркутской области. URL: http://irkobl.ru/ sites/society.
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п
5
ч
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
О
6 о
2
6
(Л
невостребованности той или иной профессии со стороны молодежи при одновременном дефиците кадров по данной профессии в организациях. В частности, речь идет и о специалистах по социальной работе.
Также одной из важных социальных проблем является самореализация в профессии [8; 9]. Выпускники специальности «Социальная работа» могут работать в различных отраслях социальной сферы (социальная защита, пенсионное обеспечение, социальное страхование, труд и занятость, образование, здравоохранение, молодежная политика и др.), в организациях правоохранительных органов и органов исправительной системы, на производственных предприятиях в их социальных службах, а также в некоммерческом секторе (благотворительные фонды, общественные организации и др.).
Наш исследовательский замысел предполагал рассмотрение особенностей, проблем и перспектив профессиональной реализации специалистов по социальной работе в системе органов и организаций социальной защиты населения. Изучение велось на примере Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и его внешних структурных подразделений:
- управления социальной защиты населения, которые действуют во всех муниципальных образованиях региона;
- межрайонные управления министерства по опеке и попечительству;
- учреждения (разного типа) социального обслуживания, которые предоставляют социальные услуги различным категориям нуждающихся граждан.
Статья основывается на результатах социологического исследования, проведенного авторами, которое является попыткой изучить различные аспекты профессиональной реализации выпускников специальности «Социальная работа» [8].
Исследование было проведено двумя методами:
1. Анкетирование выпускников направления «Социальная работа» БГУ с 2006 по 2017 г. (с первого по предпоследний выпуск), осуществляющих свою профессионально-практическую деятельность в системе органов и организаций социальной защиты населения региона. Число респондентов — 39 чел. Опрос являлся сплошным с целью максимального охвата выпускников, осуществляющих на момент обследования трудовую деятельность по специальности в обозначенной сфере.
2. Экспертный опрос в форме интервью, в котором приняли участие специалисты и руководители Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, а также его структурных подразделений (управления социальной защиты населения, межрайонные управления по опеке и попечительству, учреждения социального обслуживания населения в Иркутске). Число экспертов — 7 чел.
За указанный период Байкальским государственным университетом выпущено около 300 молодых специалистов по социальной работе (только по итогам очного обучения на программах специалитета и бакалавриата). Многие из них работают по своей специальности в разных государственных и негосударственных структурах, в том числе в системе органов и организаций социальной защиты населения Иркутской области [6; 8].
Объект проведенного исследования — выпускники БГУ с 2006 по 2017 г. по направлению «Социальная работа», работающие в системе органов и организаций социальной защиты населения Иркутской области; специалисты и руководители региональных органов системы социальной защиты населения Иркутской области.
Экспертами выступили руководящие работники и ведущие специалисты Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, в том числе его внутренних управлений — Управления организации социального обслуживания граждан, Управления опеки и попечительства. В состав экспертов вошли руководители внешних подразделений министерства — Управления социальной защиты населения г. Иркутска и Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, а также ряда учреждений социального обслуживания населения в Иркутске.
Предмет исследования — профессиональная деятельность, востребованность и профессиональная реализация специалистов по социальной работе в сфере социальной защиты населения.
Цель исследования — изучить особенности и проблемы профессиональной реализации специалистов по социальной работе в сфере социальной защиты населения, определить перспективы и направления ее развития.
Задачи исследования:
- изучить мотивацию на получение профессионального образования по специальности «Социальная работа» и ее изменение в ходе обучения;
- оценить востребованность специалистов по социальной работе, в том числе в системе органов и организаций социальной защиты населения;
- рассмотреть возможности и проблемы трудоустройства выпускников по специальности «Социальная работа», в том числе в организациях системы социальной защиты населения;
- определить трудности, с которыми столкнулись выпускники в период начала трудовой деятельности по специальности «Социальная работа»;
- выявить, какие знания и умения, полученные в ходе обучения по специальности «Социальная работа», пригодились в профессиональной деятельности, а каких знаний и умений выпускникам не хватает;
- узнать, изменилась ли с течением времени престижность специальности «Социальная работа», каковы ее дальнейшие перспективы.
Гипотезы:
1. Наблюдается непрестижность данной специальности среди абитуриентов. В настоящее время социальная работа как будущая профессия не особо ценится среди молодежи.
2. Бытует мнение о низком уровне оплаты труда в данной сфере. Большинство среди молодежи считают социальную работу малооплачиваемым и нелегким видом профессиональной деятельности.
3. Найти подходящую работу (по критерию уровня зарплаты) по специальности представляется сложным (особенно в Иркутске), несмотря на значительное число вакансий для специалистов по социальной работе в учреждениях социального обслуживания (контактный уровень социальной работы), а также в территориальных управлениях социальной защиты населения по отдаленным городам и районам Иркутской области [10].
Перейдем к анализу результатов проведенного социологического исследования, в том числе экспертного интервью, участника-
ми которого выступили представители региональных органов и организаций социальной защиты населения Иркутской области, и анкетирования выпускников направления «Социальная работа» БГУ, трудоустроившихся после окончания вуза по своей специальности и продолжающих трудовую деятельность в указанной сфере [8].
Прежде чем рассматривать вопрос о профессиональной реализации выпускников по полученной специальности, необходимо уточнить, что было движущей силой, мотивом при принятии решения получить высшее профессиональное образование по направлению «Социальная работа».
Как выяснилось, причины поступления на специальность «Социальная работа» у наших выпускников были разные, сложно особо выделить ту или иную причину. Однако, учитывая, что в период с 2001 по 2015 г. по направлению профессиональной подготовки «Социальная работа» Байкальскому государственному университету Министерством образования и науки РФ предоставлялись бюджетные места, то основным мотивом поступления на данную специальность можно назвать «возможность обучения на бюджетной основе» (на что указали 27,0 % опрошенных выпускников). В числе лидирующих мотивов поступления на данную специальность является также «желание помогать людям, призвание» (21,6 % опрошенных). На втором месте — «совет родственников» для 16,2 % респондентов и то, что «социальная работа является молодой специальностью, заинтересовала новизной» (16,2 %). Были также высказаны и другие причины, обосновывающие выбор данной специальности при поступлении в БГУ, такие как «невысокая стоимость обучения на момент поступления», «низкий проходной балл», «много вариантов для последующего трудоустройства», «закончил техникум по данной специальности» (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Почему Вы поступали в БГУ именно на специальность
«Социальная работа»?»
Вариант ответа Доля ответивших, %
Социальная работа является молодой специальностью, заинтересовала новизной 16,2
Желание помогать людям, призвание 21,6
Посоветовали родственники 16,2
Возможность обучения на бюджетной основе 27,0
Затрудняюсь ответить 5,4
Другое 13,5
Общие представления о той или иной специальности/профессии до момента обучения также могут сыграть определенную роль при выборе направления первой профессиональной подготовки. Данные представления могут формироваться на основе опыта родителей и знакомых, работающих по данной специальности, на основе информации из СМИ и из прочих источников.
Как выяснилось в ходе опроса выпускников, более половины из них на момент поступления в вуз и выбора направления профессиональной подготовки «не знали о существовании специалистов по социальной работе» (мнение 51,4 % респондентов); еще 8,6 % опрошенных «не имели абсолютно никаких представлений»; 28,6 % участников опроса заявили, что выбор своей будущей специальности они осуществляли осознанно и обоснованно, поскольку на момент поступления в вуз «имели полное представление о данной специальности и профессиональной деятельности в данной области» или «посредственное представление — знал о специалистах по социальной работе, но не разделял их по ведомствам» (табл. 2).
Отсутствие представления о будущей специальности/профессии или его недостаточность восполняется в период обучения по данной специальности. Студент начинает больше понимать, в чем заключается будущая работа по выбранному профилю профессиональной подготовки, какими знаниями и умениями он должен овладеть в ходе
обучения и на практике. К старшим курсам у студента формируется окончательное общее представление о своей специальности и ее предназначении (до момента начала работы по специальности в той или иной ор-ганизации)[9; 11].
Результат такого представления может быть двояким — от нежелания связывать со своей специальностью дальнейшую профессиональную деятельность («данная специальность не является моим призванием» — 10,0 % опрошенных выпускников) до «полного понимания ее сути, зарождения интереса к данной специальности» (47,5 % мнений) и даже «желания профессиональной самореализации по данной специальности» (32,5 % респондентов).
Учитывая, что опрос проводился среди выпускников, работающих по своей основной специальности — социальная работа, к тому же непосредственно в системе социальной защиты населения, поэтому в 80 % случаев ответы получены преимущественно положительные (табл. 3).
Рассмотрим, насколько знания и умения, полученные выпускниками в процессе обучения в вузе по своей основной специальности, оказались полезными и востребованными в будущей профессионально-практической деятельности. Положительные ответы дали 88,6 % опрошенных выпускников. Только 8,6 % респондентов указали на то, что полученные ими в вузе знания и приобретенные навыки по специальности не пригодились в их будущей работе (табл. 4) [12; 13].
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Каковы были Ваши представления о специальности «Социальная работа» до обучения в вузе?»
Вариант ответа Доля ответивших, %
Имел (-а) полное представление о данной специальности и профессиональной деятельности в данной области 28,6
Не знал (-а) о существовании специалистов по социальной работе (только наличие социальных работников) 51,4
Не имел (-а) абсолютно никаких представлений 8,6
Затрудняюсь ответить 5,7
Другое 5,7
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «В какую сторону изменялось Ваше мнение о необходимости получения образования по данной специальности в процессе обучения?»
Вариант ответа Доля ответивших, %
Появился интерес к данной специальности, а также понимание ее сути 47,5
Появилось желание будущей профессиональной самореализации по данной специальности 32,5
Понял (-а), что данная специальность не является моим призванием 10,0
Затрудняюсь ответить 10,0
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Знания, полученные в ходе обучения, оказались полезными и необходимыми в Вашей профессиональной деятельности?»
Вариант ответа Доля ответивших, %
Да 48,6
Скорее да, чем нет 40,0
Скорее нет, чем да 5,7
Нет 2,9
Другое 2,9
Каких знаний и навыков по специальности недостаточно для профессиональной деятельности с точки зрения участников опроса? В первую очередь выпускники, работающие в органах и учреждениях социальной защиты населения, ощутили, что плохо знают «нормативно-правовые акты (по направлению социального обеспечения граждан и сопутствующих ему сфер, регулирующих деятельность на уровне области)» (по мнению 18,2 %); 28,3 % опрошенных отметили недостаточное знание законодательства федерального уровня — «гражданское право», «неумение правильно читать статьи законов» и в целом нехватку «знаний по юриспруденции».
На втором месте находится нехватка «практических знаний, умений (мало практики, много теории)» (18,2 % опрошенных); респонденты отмечают также свое «неумение работать с документами, недостаточное знание документооборота, отсутствие навыков написания деловых писем» (9,1 %). И незначительное число опрошенных высказались по поводу недостатка «знаний специализированных, узконаправленных — по отдельным категориям граждан» (6,1 %); низкого уровня подготовки «в вопросах администрирования», «недостаточного умения работать с нормативно-правовыми актами, оформлять документы, делать слайды, четко излагать мысли, анализировать документы».
В отношении знаний и умений, которых не хватает выпускникам вузов, эксперты высказались таким образом: «Не хватает, как правило, практических навыков, ответственности, но это приходит с опытом»; «Не хватает знаний основ делопроизводства, подготовки документов, умения работать в команде, неравнодушия, сопереживания». С точки зрения экспертов, «иногда молодые специалисты недостаточно представляют работу в учреждениях социального обслуживания, сразу
хотят быть управленцами». По мнению экспертов, «безынициативность, незаинтересованность выпускников» также являются одной из проблем их профессионального становления. В качестве пожелания эксперты выразили, что при подготовке специалистов по социальной работе необходимо «ввести курс лекций по организации работы учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения».
На сегодня все наши респонденты (из числа выпускников) являются сотрудниками организаций системы социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства. Практически все трудоустроились по специальности и почти сразу после окончания университета. Поэтому при ответе на вопрос «Каковы были Ваши дальнейшие планы после окончания вуза?» большинство дали ответ «найти работу по специальности». Кроме этого, в качестве параллельных планов было продолжение обучения («получить второе высшее по юриспруденции»; «продолжение обучения в магистратуре и реализация в профессиональной деятельности»).
Какими способами пользовались выпускники — участники опроса для трудоустройства по специальности после окончания обучения? Более половины указали на помощь со стороны университета и выпускающей кафедры. В частности, это направление их на «прохождение практики в соответствующие профильные организации» (28,9 % ответов), а также «прямая помощь кафедры в трудоустройстве уже после окончания вуза» (34,2 %).
Одним из наиболее распространенных способов поиска работы — «через знакомства и личные связи» — воспользовались 18,4 % респондентов. Есть и те, кто воспользовался услугами Центра занятости населения (7,9 %) (табл. 5).
Рассмотрим, с какими трудностями столкнулись выпускники в процессе поиска работы после окончания вуза. Пятая часть респондентов (20,3 %) заявили, что трудностей при поиске работы не испытали.
Основная проблема при поиске подходящей работы по своей специальности — это отсутствие опыта работы, как и для всех выпускников профессиональных учебных заведений независимо от профиля подготовки. На данное обстоятельство указали 31,9 % участников опроса. Незначительная часть выпускников, участвовавших в опросе, упоминают о том, что затруднение вызывало «совмещение обучения в магистратуре и работы».
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п
5
ч
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
О
6 о
2
6
(Л
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «Что именно способствовало трудоустройству по специальности после окончания вуза?»
Вариант ответа Доля ответивших, %
Прохождение практики в профильных организациях 28,9
Помощь выпускающей кафедры 34,2
Содействие Центра занятости населения 7,9
Нахождение вакансии в сети Интернет 0
Знакомства, личные связи 18,4
Другое 10,5
По словам некоторых, сложности возникали в связи с отсутствием юридического образования и недостаточным знанием законодательства. В этой ситуации выигрывали те выпускники специальности «Социальная работа», которые во время обучения параллельно с профильным образованием получили второе высшее юридическое образование. И на момент трудоустройства они могли предоставить работодателю два диплома по смежным взаимодополняющим направлениям профессиональной подготовки [12; 13].
По поводу возможности трудоустройства выпускников вузов по специальности «Социальная работа» в систему органов и учреждений социальной защиты населения эксперты считают, что «возможности широкие, учреждений по области много». Как утверждают эксперты, «выпускников приветствуем, однако сами выпускники не желают переезжать в сельскую местность, трудоустраиваться в городские муниципальные образования» [10]. Существует проблема мотивации и закрепленности на рабочих местах — к сожалению, уровень заработной платы в сфере социальной защиты и социального обслуживания ниже, чем в других отраслях экономики. Очень правильное суждение экспертов: «Данную специальность необходимо получать, уже работая в сфере социальной защиты, и иметь представление о работе и круге обязанностей».
Теперь остановимся на проблемах, с которыми столкнулись выпускники — участники опроса в первое время своей занятости по
специальности. Основная проблема, на которую указали 67,4 % респондентов, — это низкий уровень оплаты труда. Невысокий уровень трудового вознаграждения при официальной занятости молодых специалистов без опыта работы, хотя и с высшим образованием, характерен для выпускников всех специальностей. Такое направление профессиональной деятельности, как социальная работа, в целом относится к малооплачиваемым отраслям социальной сферы. Кроме того, подготовка по специальности «Социальная работа» предполагает трудовую занятость преимущественно в государственных организациях, финансируемых из бюджета. Безусловно, данное обстоятельство не может гарантировать работникам этой сферы высокой заработной платы, тем более выпускникам без опыта работы (табл. 6).
Исследование предполагало опрос выпускников специальности «Социальная работа», трудоустроенных и продолжающих трудовой путь по профилю подготовки в органах социальной защиты населения Иркутской области, в их подведомственных организациях. Следовательно, уровень оплаты труда для начинающих молодых специалистов и специалистов с небольшим стажем работы достаточно низкий — намного ниже среднего уровня оплаты труда по региону.
С какими еще трудностями столкнулись респонденты в первое время трудовой занятости по специальности, кроме низкой оплаты труда? Некоторые отметили «тяжелый эмоциональный климат в коллективе» (9,3 %) и «удаленное нахождение места ра-
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в первое
время своей занятости?»
Вариант ответа Доля ответивших, %
Нежелание сотрудников делиться опытом 0
Тяжелый эмоциональный климат в коллективе 9,3
Удаленное нахождение места работы от места проживания 4,7
Низкая заработная плата 67,4
Другое 18,6
боты от места проживания» (4,7 %). Также были названы следующие сложности: «в организации не было ранее этой должности, приходилось все делать самому (-ой)»; «незнание работы, нет опыта»; «специфика работы, большой объем, налаживание связей в коллективе» и «тяжело работать с людьми (эмоционально выгораешь)».
Итак, основные затруднения при первом опыте работы по специальности после окончания вуза — это незнание работы в связи с отсутствием практического опыта, низкий уровень материального трудового вознаграждения и психологическая неготовность к нагрузкам и новым функциям [13-15].
Несмотря на сложности в процессе поиска работы по специальности, в процессе трудоустройства и в первое время своей профессионально-практической деятельности, 91,4 % выпускников уверены, что специалисты по социальной работе «востребованы на сегодня на рынке труда вообще и в системе социальной защиты населения в частности». Некоторые (8,6 %) добавили, что востребованность таких специалистов еще выше «при наличии дополнительного (смежного) высшего образования в сфере юриспруденции и экономики».
По поводу оценки потребности в специалистах по социальной работе в системе социальной защиты населения эксперты высказались таким образом: «Как и в других областях, в системе социальной защиты населения очень высокая нуждаемость в грамотных и профессиональных специалистах по социальной работе, главная отличительная черта которых не только наличие диплома, но и желание и умение работать с разными категориями граждан, причем работать не просто с целью получения заработной платы, а с желанием помогать людям и делать это профессионально». Эксперты отметили, что с увеличением доли граждан пожилого возраста возрастает необходимость оказания социальных услуг большему количеству человек, также «в учреждениях социального обслуживания открываются новые отделения по работе с различными категориями семей и детей», а значит, растет потребность в специалистах по социальной работе.
Охарактеризуем профессионально-квалификационный уровень выпускников — участников опроса. Среди респондентов более трети (34,3 %) имеют второе высшее образование (преимущественно юридическое) либо магистерскую степень (в основном по своей основной специальности). Еще
небольшая доля опрошенных на данный момент обучаются. Но большинство (62,9 %) не имеют второго высшего образования, которое бы дополняло и усиливало основной профиль подготовки по специальности «Социальная работа».
Выпускники направления «Социальная работа» БГУ, принявшие участие в социологическом опросе, работают и строят профессиональную карьеру в следующих организациях системы социальной защиты региона:
- Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
- Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1;
- ОГКУ «Управление социальной защиты населения г. Иркутска»;
- ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания»;
- ОГАУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
- ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
- ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска»;
- ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Ленинского района г. Иркутска»;
- ОГБУ СО «Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;
- ОГАУ СО «Марковский геронтологиче-ский центр»;
- другие.
Все выпускники, работающие в тех подразделениях региональных органов социальной защиты населения, где предполагается государственная гражданская служба, имеют чин государственного гражданского служащего.
Профессиональная реализация и достижения специалистов по социальной работе выражаются не только в занимаемых ими должностях, но и в полученных наградах, отметках. Так, выпускники, являющиеся участниками опроса, назвали следующие свои достижения в профессиональной деятельности по специальности (в органах и организациях системы социальной защиты населения): «благодарственные письма Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» (есть у 22,8 % респондентов); «почетные грамоты и благодарственные письма Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» (есть у 17,1 %); также у некоторых имеются бла-
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п
5
ч
ф
ч 2
о 2
Z
10
О
6
о
м
6 ^
(Л
годарности председателя Законодательного собрания Иркутской области, руководителя ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, грамота Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и грамоты от управлений и учреждений.
Профессиональный рост специалистов по социальной работе — выпускников БГУ, осуществляющих трудовую деятельность в системе органов и организаций социальной защиты населения региона, обеспечивается регулярным прохождением ими курсов повышения квалификации. На это указывают 60 % респондентов. Повышение квалификации — обязательное мероприятие для работающих в государственных организациях, особенно имеющих статус государственной гражданской службы. Каждый работник обязан повысить квалификацию раз в пять лет. Среди участников опроса есть молодые специалисты из числа выпускников, которые после окончания университета работают в системе социальной защиты населения меньше указанного срока. Следовательно, они еще не успели поучаствовать в прохождении курсов повышения квалификации (40 % респондентов).
Специалисты организаций системы социальной защиты населения проходят курсы повышения квалификации в основном в таких учреждениях:
- ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
- ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Институт повышения квалификации и Центр дополнительного образования;
- некоммерческие организации, проводящие курсы повышения квалификации и другие тематические мероприятия.
Кроме курсов повышения квалификации, специалисты по социальной работе регулярно участвуют в различных конференциях, методических семинарах, социальных форумах всероссийского, межрегионального и областного уровней.
В ходе экспертного интервью удалось выяснить, как обеспечивается соответствие профессиональной подготовки (по уровню образования и по специальности) работников социальной защиты занимаемым должностям. Все эксперты указывают на наличие у работников системы социальной защиты населения возможности получения дополнительного образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации,
участия в стажировках, обмена опытом. Например, «в регионе создана система непрерывного образования специалистов отрасли, которая обеспечивается за счет функционирования ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания». Данное учреждение проводит курсы по повышению квалификации специалистов отрасли, обучающие семинары по актуальным вопросам социального обслуживания, а также осуществляет переподготовку специалистов. Если говорить про аппарат Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, то «сотрудники также постоянно проходят курсы по повышению квалификации, участвуют в форумах, семинарах, занимаются самообразованием».
Оценивая кадровую обеспеченность системы социальной защиты населения, эксперты выделяют ряд проблем. Во-первых, это «высокий уровень текучести кадров в территориальных подразделениях министерства, что объясняется большой нагрузкой на одного специалиста и невысоким уровнем заработной платы». Также существует проблема укомплектования учреждений социального обслуживания, расположенных в сельской местности. Огромные трудности вызывает «привлечение молодых специалистов в сельскую местность и их закрепление на рабочих местах, старение персонала, недостаточное финансирование». Особенно острый характер эта проблема имеет в северных районах Иркутской области, население которых только за последние десять лет уменьшилось более чем на треть [14; 16].
Существует также дисбаланс в оплате труда специалистов по социальной работе и социальных работников: «Социальные работники по дорожной карте получают почти среднюю заработную плату по региону — около 30 тысяч рублей, специалист по социальной работе — 15 тысяч. Средств на выравнивание ситуации в бюджете области нет. Частично эта проблема решается за счет иной, приносящей доход деятельности учреждений».
Рассмотрим мнение экспертов относительно того, какого уровня достигла система социальной защиты населения к настоящему моменту и как изменяется с течением времени престижность специальности «Социальная работа».
Большинство экспертов считают, что уровень системы социальной защиты населения в настоящее время «достаточно
высокий и с каждым годом повышается», «постоянно прогрессирует». Это обусловлено тем, что «в настоящее время система социальной защиты играет важную роль в реализации задач и целей социальной политики государства». «Системой мер социальной защиты охвачены все категории населения, нуждающиеся в помощи государства: пожилые люди, инвалиды, малоимущие семьи, дети-сироты и другие категории». Для этого «ежегодно на федеральном и региональном уровне принимаются важные нормативно-правовые и стратегические документы (стратегии и программы в интересах семей и детей, инвалидов, граждан пожилого возраста), определяющие курс действий на ближайшую перспективу». Однако существует мнение, что «есть еще над чем работать и совершенствоваться».
Согласно мнению большинства экспертов, с течением времени престижность специальности «Социальная работа» значительно повысилась. Министерство популяризирует и разными путями повышает престижность работы в социальной сфере, предоставляя дополнительные гарантии нуждающимся гражданам, проводя конкурсы профессионального мастерства и др. Как отмечают эксперты, «перспективы развития специальности есть, она будет еще более востребована, так как граждан, нуждающихся в социальной помощи, к сожалению, становится больше (старение населения области, инвалидизация, в том числе детская, социальное сиротство и семейное неблагополучие и т. д.)».
Итак, профессиональная реализация специалистов по социальной работе, в частности выпускников Байкальского государственного университета, в региональных органах и организациях социальной защиты населения осуществляется на должном уровне. Специалисты по социальной работе не только востребованы в различных организациях отраслей социальной сферы, в том числе системы социальной защиты, но и могут профессионально развиваться, продвигаться по карьерной лестнице. Востребованность специалистов по социальной работе, а также возможность их профессионального выражения в ходе развития социальной работы в России увеличиваются. На сегодняшний день выпускники данной специальности могут не только трудоустроиться по специальности в государственные и негосударственные организации, но и обеспечить свой профессиональный рост [14; 15].
Можно выделить некоторые тенденции в профессионализации социальной работы и в профессиональной реализации выпускников данного профиля деятельности. Проблемы профессионального становления и реализации специалистов по социальной работе различаются в рамках временного периода, который можно разбить на этапы.
Первый этап выпуска специалистов по социальной работе (до 2009 г.) характеризовался: недостаточностью или отсутствием вакансий по специальности, в том числе в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания; желанием выпускников трудоустроиться по своей специальности, но слабой возможностью это осуществить; вынужденной необходимостью выпускников трудоустраиваться не по своей специальности, чтобы не оставаться безработными.
Как показало исследование, выпускники первого этапа с течением времени, получив уже некоторый опыт работы, хоть и не по своей специальности, покидали непрофильные места занятости и устраивались по специальности. А те выпускники, которым сразу после окончания обучения в вузе удалось устроиться на работу по специальности, к настоящему времени уже успешно профессионально реализовались, заняли определенные руководящие должности и продолжают профессионально расти.
Второй этап (выпуски 2010-2014 гг.) отличался: постепенным ростом числа вакансий по специальности, в том числе в органах и организациях системы социальной защиты населения, и увеличением возможностей трудоустройства; сохранением значительной доли выпускников, устраивающихся на работу не по специальности как вынужденно, так и целенаправленно; отсутствием стремления выпускников вернуться домой с целью трудоустройства по месту жительства даже при наличии вакансий по специальности [16; 17].
Необходимо отметить, что второй этап начинает демонстрировать следующую закономерность. Даже при наличии возможности трудоустроиться по своей специальности (не обязательно в системе социальной защиты населения) выпускники выбирают вакансии не по специальности, иногда и без требования о наличии высшего образования, но с более высоким уровнем (приемлемым для них) заработной платы.
Третий этап (выпуски с 2015 г.) характеризуется: продолжающимся увеличением числа вакансий по специальности как в системе социальной защиты населения, так и в других отраслях и секторах экономики; сохранени-
ем низкого уровня оплаты труда по данным вакансиям в государственных организациях; нежеланием выпускников трудоустраиваться даже по специальности на рабочие места с низким уровнем начальной заработной платы (в размере МРОТ или прожиточного минимума, в лучшем случае — в размере трети средней заработной платы по региону); нежеланием возвращаться домой — в отдаленные районы городской и сельской местности — для трудоустройства по специальности; ростом текучести кадров в организациях опеки и попечительства, учреждениях социального обслуживания [16; 17].
Последний, третий этап отличается тем, что вакансий по специальности уже достаточно (не только в сфере социальной защиты населения), но у выпускников нет желания трудоустраиваться по ним. У молодых специалистов наблюдаются завышенные ожидания и требования, безынициативность и немотивированность в начале трудового пути. Еще одной характерной чертой стала практика краткосрочного (на один — три года) трудоустройства выпускников по своей специальности в систему органов и учреждений социальной защиты населения, в том числе опеки и попечительства, социального обслуживания. Данная практика позволяет наработать небольшой стаж по специальности, чтобы «оправдать полученное образование», а в дальнейшем посвятить себя работе по другим направлениям, не связанным со специальностью «Социальная работа», но обещающих более высокий трудовой доход. Нередко выпускники регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, и их деятельность не связана с полученной специальностью.
Таким образом, на всех этапах неизменно сохраняются две черты социально-профессиональной практики выпускников специальности «Социальная работа»: отказ от трудоустройства на вакансии по специальности при низком уровне оплаты труда даже при наличии перспектив профессионального роста; стремление трудоустроиться на любые вакансии, но в областном центре — Иркутске, нежелание возвращаться к месту постоянного жительства для трудоустройства по своей специальности [18].
Рассмотрим, что предложили эксперты и выпускники, участвовавшие в социологическом опросе, чтобы повысить престиж специальности «Социальная работа» и, соответственно, востребованность специалистов по социальной работе, расширить возможности их профессиональной реализации [19-21].
В старших классах школ рекомендуется введение такого факультатива, как, например, начальные основы социальной работы. Данный курс предлагается вести во взаимосвязи с преподавателями по данному направлению из вузов.
Также предложено изменить подход к социальной рекламе данного направления деятельности и специальности «Социальная работа» не только для будущих абитуриентов, но и в целом для населения с целью повышения осведомленности граждан о российской системе социальной работы и социальной защиты. На сегодня информированность по поводу социальной работы «не работает на ее авторитет и престиж», мало кто по-настоящему понимает ее назначение и суть. Необходимо более подробно и регулярно освещать работу органов социальной защиты населения, опеки и попечительства в СМИ.
В частности, у населения нет четкого понимания разницы между видами профессиональной деятельности «социальный работник» и «специалист по социальной работе», что приводит к невысокому интересу к данной специальности. Это несмотря на то, что большинство граждан являются получателями тех или иных социальных гарантий — выплат, льгот, социальных услуг. Часто граждане не различают даже деятельность в области опеки, попечительства и социального обслуживания. Нужно «избавление от стереотипа «социальный работник». Правильное понимание сущности различных направлений социальной работы поможет людям находить пути обращения за необходимой социальной помощью, а также правильно выбрать будущую специальность, профессию [22; 23].
Одно из мнений экспертов: «Нужно обратить внимание на зарубежный опыт обучения по специальности «Социальная работа»: перед тем как пойти учиться, студенты проходят тестирование, в ходе которого становится ясно, на ту ли специальность хочет пойти студент».
Итак, рассматриваемая проблема не является статичной, характеризуется постоянным изменением и обновлением под воздействием различных факторов: потребности рынка труда в области социальной деятельности; трудовая мотивация молодых специалистов; уровень развития и трансформации системы социальной защиты и социальной работы в целом. Следовательно, изучение данного вопроса будет продолжено в будущих исследованиях авторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпикова И. С. Опыт подготовки управленческих кадров для сферы социальной работы в Байкальском государственном университете / И. С. Карпикова, Е. В. Зимина, О. Г. Седых // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний : материалы 3-й Всерос. конф., Иркутск, 18 мая 2017 г. — Иркутск, 2017. — С. 127-133.
2. Трохирова У. В. Проблемы доступности образования в крупном сибирском городе (по результатам опроса населения г. Иркутска) [Электронный ресурс] / Е. В. Зимина, У. В. Трохирова // Baikal Research Journal. — 2012. — № 6. — Режим доступа: http://brjbguep.ru/reader/article.aspx?id=16474.
3. Зимина Е. В. Кадровое обеспечение и подготовка специалистов в сфере социальной работы : учеб. пособие / Е. В. Зимина. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. — 105 с.
4. Шухарева О. Н. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе / О. Н. Шухарева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2007. — № 2. — С. 113-117.
5. Печенкина Т. И. Особенности подготовки социальных работников в системе высшего профессионального образования Сибирского региона / Т. И. Печенкина, М. В. Колосова // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2014. — № 4. — С. 61-69.
6. Трохирова У. В. Профессионализация социальной работы в регионе: проблемы и перспективы (на примере Иркутской области) / У. В. Трохирова, Е. В. Зимина // Социологические исследования. — 2015. — № 6. — С. 45-52.
7. Павлова О. Ю. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной работы / О. Ю. Павлова, Т. Ю. Коровина // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3. — С. 53-58.
8. Зимина Е. В. Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ) [Электронный ресурс] / Е. В. Зимина, Е. И. Нефедье-ва, Л. Ю. Волченко // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 2. — Режим доступа: http://brjbguep.ru/ reader/ article.aspx?id=22107. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8.
9. Зимина Е. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населении (на примере г. Иркутска) [Электронный ресурс] / Е. В. Зимина, У. В. Тро-хирова // Baikal Research Journal. — 2013. — № 4. — Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=18424.
10. Гольцова Е. В. Проблемы и основные пути трудоустройства выпускников региональных вузов / Е. В. Гольцова // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона : науч.-ме-тод. материалы. — Иркутск, 2013. — С. 120-124.
11. Воронина Т. Д. Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современной России: проблемы и новые возможности / Т. Д. Воронина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2010. — № 1. — С. 45-53.
12. Зимина Е. В. Значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов социальной работы / Е. В. Зимина, Н. М. Винник // Проблемы формирования и регулирования качества жизни городского населения в сибирских регионах : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 мая 2012 г. — Иркутск, 2012. — С. 159-163.
13. Нигматуллина И. А. Формирование готовности к обучению в течение всей жизни у будущих специалистов социальной работы / И. А. Нигматуллина // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 3. — С. 92-100.
14. Зимина Е. В. Проблемы кадрового обеспечения системы социальной защиты и социального обслуживания населения и стратегические направления их решения (на примере г. Иркутска) [Электронный ресурс] / Е.
B. Зимина, У. В. Трохирова // Baikal Research Journal. — 2010. — № 5. — С. 63-69. — Режим доступа: http:// brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=13884.
15. Трохирова У. В. Профессионализм специалистов социальной работы: сущность, критерии, способы оценки : учеб. пособие / У. В. Трохирова, Е. В. Зимина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 116 с.
16. Гольцова Е. В. Факторы социальной среды как детерминанты миграционного поведения молодежи Иркутской области / Е. В. Гольцова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № S14. —
C. 51-55.
17. Гольцова Е. В. Миграционное поведение молодежи Иркутской области / Е. В. Гольцова // Социологические исследования. — 2017. — № 5. — С. 103 -109.
18. Гольцова Е. В. Средовые детерминанты миграционного поведения молодежи Иркутской области / Е. В. Гольцова // Актуальные вопросы развития социально-трудовой сферы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Н. М. Токарской и проходившей в рамках 8-го Байкал. кадрового форума. — Иркутск, 2016. — С. 22-29.
19. Файзиева Е. Б. Повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе / Е. Б. Файзиева // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 3. — С. 131-135.
20. Козловская С. Н. Перспективы развития профессиональной подготовки специалистов по направлению «Социальная работа» / С. Н. Козловская // Человеческий капитал. — 2013. — № 7. — С. 39-44.
21. Гришанова Н. А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции / Н. А. Гришанова // Социологические исследования. — 2009. — № 2. — С. 25-26.
22. Черкасова Ю. А. Принципы организации практического обучения будущих специалистов по социальной работе / Ю. А. Черкасова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2012. — № 3. — С. 361-365.
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п
5
ч
ф
ч
2 О
2
Z
10
О
6 о
2
6
(Л
23. Шульга Т. И. Направления кадровой политики специалистов социальной сферы (к проблеме разработки профессиональных стандартов) / Т. И. Шульга // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 3. — С. 38-47.
REFERENCES
1. Karpikova I. S., Zimina E. V., Sedykh O. G. Experience of preparation of administrative shots for the sphere social work in Baikal State University. Aktivizatsiya intellektual'nogo i resursnogo potentsiala regionov: novye vyzovy dlya menedzhmenta kompanii. Materialy 3-i Vserossiiskoi konferentsii, Irkutsk, 18 maya 2017 g. [Intensification of intellectual and resource potential of regions: new challenges for companies' management. Materials of the 3rd All-Russian Research Conference, May 18, 2017]. Irkutsk, 2017, pp. 127-1 33. (In Russian).
2. Trokhirova U. V., Zimina E. V. Problems of availability of education in large Siberian City (by results of poll of Irkutsk Citizens). Baikal Research Journal, 2012, no. 6. Available at: http://brjbguep.ru/reader/article.aspx-?id=16474. (In Russian).
3. Zimina E. V. Kadrovoe obespechenie i podgotovka spetsialistov v sfere sotsial'noi raboty [Staffing and training of social work specialists]. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2016. 105 p.
4. Shukhareva O. N. Professional training of social work specialist. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvenno-go sotsial'nogo universiteta = Scientific notes of the Russian State University, 2007, no. 2, pp. 113-117. (In Russian).
5. Pechenkina T. I., Kolosova M. V. Features of training of social workers in the higher professional education system of the Siberian region. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta = Scientific notes of the Russian State University, 2014, vol. 2, no. 4 (127), pp. 61-69. (In Russian).
6. Trokhirova U. V., Zimina E. V. Professionalization of social works in the region: problems and prospects (the case of Irkutsk region). Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2015, no. 6, pp. 45-52. (In Russian).
7. Pavlova O. Yu., Korovina T. Yu. Actual problems of professional training in social work. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, 2010, no. 3, pp. 53-58. (In Russian).
8. Zimina E. V., Nefedeva E. I., Volchenko L. Yu. Sociological Investigation of Employment Problems and Possibilities of Students and Graduates with Disabilities and HIA (in Terms of BSU). Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2. Available at: http://brjbguep.ru/reader/article.aspx?id=22107. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8. (In Russian).
9. Zimina E. V., Trokhirova U. V. Problems and strategic priorities of educational system development in the context of improving life quality. Baikal Research Journal, 2013, no. 4. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/ article.aspx?id=18424 (In Russian).
10. Goltsova E. V. Employment problems of graduates of regional universities. Sotsial'noe obrazovanie kak faktor uskorennogo razvitiya rossiiskogo regiona [Social education as a factor of accelerated development of Russian regions]. Irkutsk, 2013, pp. 120-124. (In Russian).
11. Voronina T. D. University training in social work in modern Russia: problems and new opportunities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2010, no. 1, pp. 45-53. (In Russian).
12. Zimina E. V., Vinnik N. M. Significance of competence-based approach in professional training of social work specialists. Problemy formirovaniya i regulirovaniya kachestva zhizni gorodskogo naseleniya v sibirskikh regiona-kh. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Irkutsk, 16 maya 2012 g. [Problems of improvement and regulation of quality of life of urban population in the Siberian regions. Materials of All-Russian Research Conference, Irkutsk, May 16, 2012]. Irkutsk, 2012, pp. 159-163. (In Russian).
13. Nigmatullina I. A. Developing readiness of future social work professionals to train throughout life. Otechest-vennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Domestic journal of social work, 2010, no. 3, pp. 92-100. (In Russian).
14. Zimina E. V., Trokhirova U. V. Problems of personnel availability for the system of social protection and social services, and strategic lines for solving them (by the example of Irkutsk city). Baikal Research Journal, 2010, no. 5, pp. 63-69. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=13884. (In Russian).
15. Trokhirova U. V., Zimina E. V. Professionalizm spetsialistov sotsial'noi raboty: sushchnost', kriterii, sposoby otsenki [Professionalism of social work specialists: essence, criteria, means of evaluation]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 116 p.
16. Goltsova E. V. Factors of social environment as determinants of migratory behavior of youth in the Irkutsk region. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Buryat State University, 2015, no. S14, pp. 51-55. (In Russian).
17. Goltsova E. V. Young people migratory behavior in Irkutsk region. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2017, no. 5, pp. 103-109. (In Russian).
18. Goltsova E. V. Environmental determinants of migration behavior of youth in Irkutsk region. Aktual'nye vo-prosy razvitiya sotsial'no-trudovoi sfery. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Topical issues of development of social and labor spheres. Materials of All-Russian Research Conference]. Irkutsk, 2016, pp. 22-29. (In Russian).
19. Faizieva E. B. Improved professional training of specialists in social work. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Domestic journal of social work, 2010, no. 3, pp. 131-135. (In Russian).
20. Kozlovskaya S. N. Prospects for the development of vocational training experts in the specialty «Social work». Chelovecheskii kapital = Human capital, 2013, no. 7, pp. 39-44. (In Russian).
21. Grishanova N. A. Professional training of social workers: new approaches and trends. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2009, no. 2, pp. 25-26. (In Russian).
22. Cherkasova Yu. A. Principles of the organization of practical training of the practical training of students, future social workers. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2012, no. 3, pp. 361-365. (In Russian).
23. Shulga T. I. Personnel policy directions of specialists in the social sphere (To the problem of professional standards development). Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2013, no. 3, pp. 38-47. (In Russian).
Информация об авторах
Нефедьева Елена Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: nei10@ mail.ru.
Тугарина Зинаида Николаевна — студент магистратуры, направление «Социальная работа», Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: tugarina.zinaida@ yandex.ru.
Для цитирования
Нефедьева Е. И. Профессиональная реализация выпускников специальности «Социальная работа» (по результатам социологического исследования) / Е. И. Нефедьева, З. Н. Тугарина // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4. — С. 602-615. — DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).602-615.
Authors
Elena I. Nefedyeva — Ph. D. in Economics, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: nei10@ mail.ru.
Zinaida N. Tugarina — Master in Social Work student, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: tugarina. [email protected].
For Citation
Nefedyeva E. I., Tugarina Z. N. Professional Self-Realization of Social Work Graduates (According to the Findings of Sociological Research). Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 4, pp. 602615. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).602-615. (In Russian).