УДК 316.74:37 Е. В. Зимина
ББК 60.55 кандидат социологических наук,
Байкальский государственный университет экономики и права
У. В. Трохирова
кандидат социологических наук, Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ г. ИРКУТСКА)*
На основе результатов проведенного социологического исследования с помощью качественных и количественных методов выделены ключевые проблемы в системе дошкольного, среднего и профессионального образования г. Иркутска, среди которых особое место занимают следующие: ограниченный доступ к дошкольному образованию; невыполнение государством своих обязательств по обеспечению гарантий доступности образования; неравенство получения образования; коррумпированность образования; недостаточное финансирование образовательных учреждений; проблема качества образования; отсутствие взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. Для анализа потенциальных резервов формирования качества жизни населения в сфере образования рассмотрены существующие механизмы решения обозначенных проблем на каждой из его ступеней. На основе полученных данных разработаны стратегические приоритеты развития системы образования в контексте формирования высокого уровня и качества жизни населения г. Иркутска. В системе дошкольного образования следует продолжать работу по реконструкции существующих и строительству новых детских садов в городе; предоставление денежной компенсации семьям, получившим отказ в предоставлении ребенку места в детском саду; осуществление бюджетной и правовой поддержки альтернативных форм дошкольного образования. В системе среднего образования: продолжение и закрепление практики конкурсов профессионального мастерства среди педагогов; повышение оплаты труда педагогов; продолжение и закрепление практики проведения конкурсов среди учащихся. В системе профессионального образования: формирование гибких стратегий образовательной политики и политики занятости; повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования; усиление связи профессионального обучения с практикой; возвращение практики учета результатов обучения в общеобразовательной школе при поступлении в вуз; более широкое использование образовательных (студенческих) грантов; реализация мер, направленных на борьбу с коррупцией в системе высшего образования.
Ключевые слова: качество жизни; образование; проблемы системы образования; приоритеты развития системы образования.
E. V. Zimina
PhD in Sociology, Baikal State University of Economics and Law
U. V. Trokhirova
PhD in Sociology, Baikal State University of Economics and Law
PROBLEMS AND STRATEGIC PRIORITIES OF EDUCATIONAL SYSTEM DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF IMPROVING LIFE QUALITY
Basing on results of a sociological study carried out with qualitative and quantitative methods, the author points out key problems in the system of preschool, secondary and professional education in Irkutsk, which include: limited
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-90 «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения» (шифр 2011-1.2.2-301-012, номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201166270).
© Е. В. Зимина, У. В. Трохирова, 2013
availability of pre-school education, the government's inability to fulfill its obligations to guarantee availability of education, unequal opportunities to get education, corrupt practices in educational system, lack of financing educational institutions, quality of education, and lack of interaction between the system of professional education and labour market. To analyze potential reserves for improvement of life quality in the sphere of education the author examines the existing ways of solving these problems at every stage, and works out strategic priorities of development of the educational system in the context of improving the level and standards of living for the population in Irkutsk. Development of the system of pre-school education requires further reconstruction of the existing premises for day care and construction of new ones, payment of compensations to families whose child was not provided with a place in a day care, provision of budgetary and legal support for alternative forms of pre-school education. For the system of secondary education it is necessary to continue the practice of professional competitions for teachers and students, and raise remuneration of teachers' labour. To improve the system of professional education it is essential to implement flexible strategies in educational and employment policies, make primary and secondary education more attractive, strengthen the link between professional education and practical experience, take into consideration the applicant's performance at school for matriculation, encourage wider use of student (educational) grants, and take measures against corruption in this system.
Keywords: life quality; education; problems of education system; priorities of educational system development.
Система образования — уникальный социальный институт, призванный развивать и приумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Поэтому все происходящие процессы в этой сфере коренным образом влияют на уровень и качество жизни населения в целом. Нами был проведен ряд качественных и количественных социологических исследований, которые позволили выделить проблемы на всех уровнях системы образования, сказывающихся на качестве жизни населения г. Иркутска. Среди этих проблем следует выделить следующие:
1. Ограниченный доступ к дошкольному образованию. Несмотря на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за последние 2 года, которое связано с открытием дополнительных групп, реконструкцией существующих и строительством новых детских садов в рамках реализации Национального проекта «Образование», на фоне тенденции к ежегодному росту численности детей дошкольного возраста, не решается проблема дефицита мест в детских садах и увеличения количества детей, стоящих на очереди в дошкольное образовательное учреждение.
2. Невыполнение государством своих обязательств по обеспечению гарантий доступности образования. На сегодняшний день государством гарантирована и обеспечена общедоступность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, но не обеспечена, хотя и продекларирована, общедоступность дошкольного образования.
3. Неравенство получения образования. С одной стороны, сейчас есть все возможности получить базовое образование любого уровня — от дошкольного до высшего, так как обеспечение доступности образования является основным приоритетом государственной образовательной политики, и получение любого образования, кроме высшего, гарантируется государством. Но и высшее образование благодаря ЕГЭ стало доступно широким слоям населения. С другой стороны, при получении качественного и престижного образования, а также того уровня образования, который не гарантируется законом или гарантии предусмотрены, но не соблюдаются, существенно возрастает значение соци-
ально-экономического фактора. В этом случае возможности получения такого образования (в автономных образовательных учреждениях; образовательных учреждениях инновационного типа; частных детских садах; профильных классах; школах, осуществляющих обучение по авторским программам, программам повышенного уровня и т. д.) прямо зависят от материального положения потенциального учащегося и его семьи. Если учесть, что население г. Иркутска более всего нуждается в образовательных услугах, которые предоставляются преимущественно на платной основе (курсы повышения квалификации, второе высшее образование и дополнительные занятия со школьными учителями), то возможности воспользоваться этими образовательными услугами у большинства крайне ограничены.
В Иркутске, как и в России в целом, проявляется тенденция расширения сети образовательных учреждений и перечня образовательных услуг, которые можно получить как на платной, так и на бесплатной основе. Развитие негосударственного сектора в сфере образования и официальное предоставление платных образовательных услуг (включая использование платных форм обучения в государственных учебных заведениях) в контексте обеспечения равенства и доступности неоднозначно. С одной стороны, развитие системы платных образовательных услуг расширяет доступ к образованию, с другой, платность образования снижает его доступность для малообеспеченных слоев населения. Различия в доступности образования определяются не только экономическим благосостоянием семьи (уровень доходов и т. д.), но и различиями между людьми по целому ряду характеристик, к числу которых относят: уровень способностей; качество полученного образования на предыдущих ступенях; объем и качество полученных дополнительных образовательных услуг (дополнительные предметы в школах, курсы для подготовки в вуз, услуги репетиторов, центры раннего развития и т. д.); уровень информированности о возможностях обучения по различным специальностям в различных вузах; физические возможности; состав семьи, уровень образования и социальный капитал ее членов. Фактически система образования развивается таким образом, что обеспечивает воспроизводство и даже усиление социальных диспропорций в обществе. Это неравенство возникает на уровне дошкольного образования, сохраняется и усиливается на всех дальнейших стадиях получения образования.
4. Усугубляет данную проблему коррумпированность образования. Коррупция и взяточничество более явный и масштабный характер имеет в сфере высшего образования, однако, в завуалированной форме коррупция процветает и на других уровнях образования (дошкольное, среднее) в виде навязывания дополнительных платных услуг и необоснованных денежных поборов.
5. Следующая проблема, которую следует выделить — недостаточное финансирование образовательных учреждений, что существенно отражается на качестве образования. Проблема финансирования имеет разные аспекты: низкий уровень заработной платы педагогов, следствием чего является низкая мотивация к труду; недостаточно развитая материально-техническая база учебных заведений; навязывание платных услуг и т. п. Вместе с тем, качество педагогического труда, которое обеспечивается во многом за счет профессиональной мотивации, и уровень материально-технической обеспеченности образовательного учреждения, являются основными показателями качества образования.
6. Проблема качества образования. В целях оценки качества образования часто выделяют некоторые компоненты, из которых оно складывается и которые носят относительно самостоятельный характер. В число таких компонентов входит качество: отбора абитуриентов; профессорско-преподавательского состава; учебно-методического обеспечения образовательного процесса; научного обеспечения содержания образования; организации образовательного
процесса; практической подготовки студентов; контроля и аттестации знании студентов; духовно-нравственного и социокультурного развития; материально-технического обеспечения.
Проблема и противоречие заключаются в том, что большинство из перечисленных показателей относятся к образовательному процессу и его организации, и с этой точки зрения процесс может быть качественным, а результат — не всегда. Под качественным образованием следует понимать такое образование, которое позволяет человеку максимально реализовать себя не только в профессиональном плане, но и личностном, раскрыть свои человеческие, духовно-нравственные качества, состояться в жизни. То есть качественное образование — не просто трансляция знаний, подтвержденных наукой и имеющих характер закона, это еще и субъективное, критическое восприятие этих знаний, их использование в профессиональной деятельности и в повседневной практике. В этом плане наиболее значимыми проблемами, определяющими качество образования, являются: низкий уровень мотивации учащихся; низкий уровень мотивации педагогов (воспитателей, учителей, преподавателей); смысл и значение образования в современном обществе (образование сегодня имеет не содержательную, а инструментальную ценность, выступает условием высокого социального статуса и престижа).
Перечисленные проблемы, которые носят в большей степени личностный характер, дополняются проблемами системного характера, которые затрагивают российское образование в целом: формализация процесса обучения; отсутствие идеалов; бюрократизм и трудоемкость труда российского учителя по сравнению с западными странами; коррупция.
7. Отсутствие взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда — невостребованность молодых специалистов на рынке труда, постепенное снижение их профессионального статуса, невозможность профессиональной самореализации, большие затраты государства на профессиональное обучение и невозможность получения «отдачи».
Исходя из выделенных проблем, можно обозначить следующие стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (рис.).
Обеспечение высокого уровня качества жизни
Повышение уровня потребления социальных благ в сфере образования
Повышение уровня социальной стабильности и социальной справедливости в обществе
Рост человеческого капитала
Рост уровня технологических знаний
Повышение качества и уровня образования
Повышение финансового обеспечения образования
Развитие вузовского сектора науки
Повышение уровня социальной справедливости в сфере образования
Повышение эффективности управления образованием
Снижение уровня безработицы
Повышение уровня соответствия профессионального образования потребностям рынка труда
Влияние решения стратегических задач развития образования на качество жизни населения
Для анализа потенциальных резервов формирования качества жизни населения в сфере образования рассмотрим существующие механизмы решения обозначенных проблем на каждой из его ступеней.
Дошкольное образование. В целях решения проблемы нехватки мест в рамках реализации Национального проекта «Образование» открываются дополнительные группы в детских садах, ведется реконструкция существующих детских садов, осуществляется строительство пристроев к зданиям дошкольных учреждений, строятся новые здания взамен старых и новые детские сады. Также в г. Иркутске достаточно интенсивно развивается сеть частных детских садов, центров раннего развития детей, групп кратковременного пребывания, которые постепенно становятся альтернативой государственным дошкольным учреждениям и частично решают проблему дефицита мест в муниципальных ДОУ. Однако стоимость услуг в таких учреждениях достаточно высока и поэтому для широких слоев населения эти услуги практически недоступны. Для решения данной проблемы в ряде регионов РФ родителям, чей ребенок не попал в детский сад, предусмотрена выплата компенсации. В Иркутской области законопроект, предусматривающий такую компенсацию, был отклонен, и в настоящее время никаких нормативно-правовых документов, регламентирующих выплату компенсаций родителям за отсутствие места в детском саду, не принято.
Среднее образование. Наиболее актуальными проблемами для системы среднего образования являются проблемы материальной обеспеченности школ и профессиональная мотивация педагогов. Значимыми мерами и важными механизмами решения этих проблем является реализация Национального проекта «Образование». Стабильное финансирование системы среднего образования, предусмотренное Национальным проектом, за последние пять лет позволило значительно увеличить уровень ресурсной обеспеченности системы образования г. Иркутска, а также способствовало созданию благоприятных условий для развития одаренных детей и профессионального роста педагогических работников.
Кроме того, для повышения профессиональной мотивации педагогов, повышения престижа и значимости учительского труда в общеобразовательных учреждениях в рамках проекта проводятся профессиональные конкурсы и осуществляются денежные поощрения учителей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. С 2010 г. проводится конкурс педагогического мастерства «Признание», задачами которого является представление широкой общественности г. Иркутска лучших представителей педагогической профессии, формирование позитивного общественного мнения в отношении педагогов и муниципальных образовательных учреждений. Подобные конкурсы, несомненно, являются хорошим стимулом для повышения уровня профессионального мастерства педагогов и существенно повышают значимость их труда в обществе, что в конечном итоге положительно влияет на качество образовательного процесса в иркутских школах.
Профессиональное образование. Выявленные в ходе сопоставления результатов качественного и количественного исследования такие актуальные проблемы профессионального образования, как высокая стоимость обучения и коррупция, характерны в большей степени для системы высшего образования. Поскольку начальное и среднее профессиональное образование являются, во-первых, преимущественно бесплатными, следовательно, отсутствуют основания для распространения коррупции; во-вторых, начальное и среднее профессиональное образование не пользуются престижем среди абитуриентов. Об этом свидетельствуют данные по общему количеству студентов в профессиональных образовательных учреждениях, отражающие снижение контингента учащихся системы начального и среднего профессионального образования. Одновременно с этими тенденциями возрастает значимость мотивов получения высшего обра-
зования среди выпускников общеобразовательных учреждений и растет численность студентов учреждений высшего профессионального образования [1].
Одним из механизмов, направленных на расширение возможностей поступления в вузы абитуриентов из малообеспеченных семей, сельской местности, небольших городов и отдаленных территорий, нацеленных на повышение доступности высшего образования для наиболее способных, подготовленных и талантливых выпускников школ, является ЕГЭ. Однако в полной мере задачи ЕГЭ не выполняются. Сегодня нет достаточных оснований полагать, что ЕГЭ выравнивает шансы поступления в вуз учащихся из разных школ, вводя единые стандарты проверки знаний, давая им возможность вместо сдачи разных экзаменов в разные вузы с разными требованиями сдавать единый экзамен в школе и затем использовать его для поступления в вузы.
В качестве стратегических приоритетов формирования высокого уровня и качества жизни населения г. Иркутска, представляется возможным выделить направления.
В системе дошкольного образования:
1. Продолжать работу по реконструкции существующих и строительству новых детских садов в городе, которая позволяет хотя и незначительно, но все же увеличить количество мест в ДОУ. Пока темпы строительства, реконструкции, ремонта детских садов отстают от темпов роста количества детей дошкольного возраста, но в перспективе эта деятельность принесет положительные результаты в решении проблемы нехватки мест, и без подобных мероприятий охватить услугами дошкольных образовательных учреждений всех нуждающихся не представляется возможным.
2. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Между тем в г. Иркутске охвачено услугами муниципальных дошкольных образовательных учреждений чуть более 60 % нуждающихся. В этом случае предоставление денежной компенсации семьям, получившим отказ в предоставлении ребенку места в детском саду в связи с нехваткой таковых в дошкольных образовательных учреждениях, представляется справедливым решением сложившейся ситуации. Если государство не в состоянии в данный момент обеспечить гарантированное Конституцией право на доступное дошкольное образование, оно должно возместить затраты родителей, вызванные невозможностью исполнить государством свое обязательство. Денежная выплата сможет частично компенсировать оплату услуг частных детских садов, нянечек или отказ матери от выхода на работу по причине невозможности устройства ребенка в сад. Денежное «возмещение» от государства родителям за то, что их дети не попали в детский сад, безусловно, положительно сказывается на развитии частного сектора. Мамы и папы получают средства (или часть средств) для того, чтобы отправить ребенка в частный детский сад или же в центр раннего развития с дополнительными занятиями. При этом ребенок продолжает находиться в очереди, но его воспитание и развитие не «страдает». Как только ребенку выдается путевка в муниципальный детский сад, подобные дотации от региона прекращаются. Проект зарекомендовал себя в крупных городах, где есть все условия и перспективы для открытия частных центров. Однако, как говорят специалисты, вместе с тем появилось и очень много «серых частных садов», специально демпингующих цены на посещение.
3. Осуществление бюджетной и правовой поддержки альтернативных форм дошкольного образования (детских мини-садов, семейных воспитательных групп, групп кратковременного пребывания, детских развивающих центров и т. д.). Государственная и правовая поддержка частного сектора в системе дошкольного образования позволила бы снизить (пусть даже и незначительно) размер оплаты за образовательные услуги и одновременно дала бы возмож-
ность государству контролировать качество условий, в которых пребывает и воспитывается ребенок, что тоже немаловажно.
В системе среднего образования:
1. С целью развития кадрового потенциала необходимо продолжение и закрепление практики конкурсов профессионального мастерства среди педагогов. С одной стороны, такие конкурсы повышают мотивацию к профессиональному росту, способствуют обмену передовым, инновационным опытом, а с другой стороны, — существенно повышают значимость и престиж педагогического труда среди учащихся и в обществе в целом.
2. Повышение оплаты труда педагогов и более широкое использование механизмов материального стимулирования учителей, что также будет способствовать формированию устойчивой профессиональной мотивации, особенно у молодых специалистов, и, следовательно, положительно отразится на качестве школьного образования. Косвенно такие меры могут снизить вероятность коррупционных отношений на этой ступени.
3. Продолжение и закрепление практики проведения конкурсов, конференций, олимпиад и других мероприятий среди учащихся, направленных на поддержку талантливых ребят. Это будет способствовать их самореализации, формированию устойчивых образовательных, научных, творческих интересов, повышению мотивации к обучению и формированию компетентности.
В системе профессионального образования:
1. В качестве системных мер представляется необходимым формирование гибких стратегий образовательной политики и политики занятости, которые бы позволяли учитывать тенденции изменения рынка труда и реагировать образовательной системе на эти изменения. Такие стратегии должны быть направлены на достижение баланса между спросом и предложением на рабочие места и специальности, на рациональное использование бюджетных средств в системе образования, а также на предотвращение безработицы среди молодых специалистов.
2. Повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования в целях преодоления отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований предприятий различных отраслей экономики. Для решения этой задачи в современных условиях необходимо:
- формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов;
- открытие в учреждениях СПО и НПО новых специальностей и профессий и оптимизация существующих направлений подготовки с учетом требований экономики и рынка труда;
-совершенствование профориентационной работы, так как сегодня в общеобразовательных школах профессиональная ориентация в лучшем случае ограничивается профессиональным просвещением, а такие ее важные элементы, как профессиональная консультация и профессиональный отбор отсутствуют. Между тем, профессиональная ориентация играет важную роль в мотивированном и обоснованном выборе будущей профессии молодого человека, которая должна соответствовать не только желаниям и предпочтениям человека, но и потребностям рынка труда. В результате такой работы система образования получит успешно обучающегося студента, а экономика — эффективно работающего специалиста в будущем.
3. Усиление связи профессионального обучения с практикой в целях приобретения опыта профессиональной деятельности на этапе обучения. Это вполне возможно в условиях перехода на новые образовательные стандарты третьего поколения, основанные на принципах компетентностного подхода.
4. Возвращение практики учета результатов обучения в общеобразовательной школе при поступлении в вуз (предоставление льгот победителям олимпи-
ад, лауреатам конкурсов, участникам конференций и т. д.) в целях выравнивания шансов получения профессионального образования, особенно высшего, для талантливых детей из отдаленных районов, небольших городов.
5. Более широкое использование образовательных (студенческих) грантов, которые созданы для того, чтобы снизить расходы студентов на высшее образование. Гранты могут предоставляться студентам на безвозмездной и безвозвратной основе государством, частными компаниями или благотворительными организациями. Они могут выдаваться на оплату обучения, на покрытие расходов по проживанию во время обучения (для тех, кто вынужден жить вне своего дома), на питание и т. д. Как правило, гранты выдаются лишь определенным, целевым группам студентов: наиболее хорошо успевающим студентам (различные стипендии) и студентам из социально незащищенных групп населения (социальные стипендии). Получение студентами грантов снижает реальные затраты на образование, что может положительно влиять на решение абитуриентов о поступлении в вуз и о выборе вуза.
6. Реализация мер, направленных на борьбу с коррупцией в системе высшего образования: оптимизация политики оплаты труда преподавателей и сотрудников вузов; формирование нормативной базы, направленной на противодействие коррупции в высшем образовании; реализация PR-мероприятий, направленных на противодействие коррупции в высшем образовании. Мерами на уровне отдельного вуза могут стать: повышение уровня зарплат и общего уровня материального обеспечения за счет привлечения средств вуза; введение системы штрафов, за участие в действиях, которые могут быть поняты как коррупционные; разработка детальных внутренних правил пересдачи экзаменов; создание системы мониторинга качества образования, ревизия внутренних нормативов на предмет выявления коррупционноемких; создание телефона доверия для студентов.
Поскольку выявленные проблемы сферы образования носят системный и комплексный характер, то обозначенные стратегические приоритеты развития образования могут быть реализованы только при условии заинтересованности и осознания необходимости решения этих проблем со стороны всех субъектов системы образования, прежде всего, управленческих структур, образовательных учреждений, педагогических кадров и потребителей образовательных услуг.
Список использованной литературы
1. Иркутск в цифрах. 2009 : стат. сб. — Иркутск, 2010. — 98 с.
References
1. Irkutsk v tsifrakh 2009 [Irkutsk in figures 2009]. Irkutsk, 2010. 98 p.
Информация об авторах
Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Трохирова Ульяна Владимировна — кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Zimina Ekaterina Victorovna — PhD in Sociology, Senior Instructor, Dep-t of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
Trokhirova Uliyana Vladimirovna — PhD in Sociology, Senior Instructor, Dep-t of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].