А.А. Марченко
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
В статье раскрывается идея компетентностного подхода в подготовке будущего учителя географии в период педагогической практики. Компетентностный подход в образовании - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций, это естественный этап развития отечественной школы.
При формировании профессиональной компетенции учителя географии важная роль принадлежит педагогической практике и является необходимым этапом в подготовке студентов к инновационной деятельности. Здесь студенты осваивают практическую педагогическую деятельность с элементами научноисследовательской деятельности. Реализация
компетентностного подхода в период прохождения педагогической практики стоит в ряду таких инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество, государственное образование.
Ключевые слова: учитель, компетентностный подход, инновационные технологии, педагогическая практика, география, экология.
В современных условиях развития российского общества, перехода к рыночным отношениям, ускорения процессов реформирования образования решения вчерашнего дня не приемлемы. Образовательный процесс испытывает определенную переоценку концептуальных основ, целей, задач, содержания. Разнообразие типов образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, колледжи и др.) и применяемых технологий предполагает изменение подготовки современного специалиста-географа, формирование у него потребности непрерывного самообразования и актуализации своих знаний в практической деятельности. Во многих странах уже изменилось отношение общества к вложениям в становление личности человека, а также сложилась система инвестиций, обеспечивающих производственный, долго-
временный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки специалиста. Программы профессиональной подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с негативными социальными проблемами. Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового ком-петентностного подхода. Заказчиков у компетентностного подхода достаточно много. Это, прежде всего, субъекты экономики и образования (преподаватели, учителя и студенты, работодатели). Именно работодатели - представители экономических структур -выступают в качестве главного инициатора компетентностного подхода. Компетентностный подход в образовании - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций. Овладение компетенцией - это получение опыта продуктивной деятельности. С одной стороны - новые возможности, с другой - повышение трудоемкости на первых порах и необходимость учиться. Инертность, в которой нередко обвиняют педагогов, на самом деле есть не что иное, как отсутствие мотивации к преодолению себя в овладении инновационными технологиями. Компетентностный подход - естественный этап развития отечественной школы, выявления собственных, внутренних целей и идей.
На протяжении многолетней истории общество постоянно предъявляло к учителю высокие требования, так как именно учитель является основным субъектом педагогического процесса в системе образования. Подготовка профессионально компетентного учителя является одной из составляющих процесса модернизации российского образования, так как школа нуждается в специалистах, обладающих методологической компетентностью.
Наша цель рассмотреть в данной статье специфику профессиональной подготовки будущего учителя географии. Учебная деятельность будущего учителя географии направлена на освоение как практической, так и научно-исследовательской педагогической деятельности. Основываясь на диссертационном исследовании Е.Г. Вегнер «Формирование методологической компетентности будущего учителя географии средствами модульного обучения», нами определено, что содержание методологической компетентности будущего учителя географии в настоящее время не имеет должного научного обоснования и оформления [1]. Открытым остается вопрос о практических технологиях формирования методологической компетентности будущего учителя в совре-
менных условиях. Многие ученые отмечают необходимость и вместе с тем сложность подготовки учителя нового типа в сложившейся системе педагогического образования. Говорить о профессиональной компетенции можно лишь при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированное™ внутреннего мира личности. Под
профессиональной компетентностью учителя географии
понимается его способность к решению разных
профессиональных задач - методических, предметных, диагностических и др.
В системе профессиональной подготовки учителя географии важная роль принадлежит педагогической практике, которая является необходимым этапом в подготовке
студентов к инновационной деятельности. Во время прохождения педагогической практики студенты осваивают практическую педагогическую деятельность с элементами научно-исследовательской деятельности. Это дает возможность овладеть методами исследования, выработать способность
наблюдать, обобщать, делать выводы, изучать определенную проблему. Кроме того, научно-исследовательская работа оказывает помощь при написании курсовых и выпускных квалификационных работ по теории и методике обучения географии. В ходе работы над научной проблемой студент пользуется различными методами педагогических исследований: наблюдение, беседы с учащимися и учителями, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации, опытное обучение и т.д. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности. В период педагогической практики студенты осуществляют взаимодействие, педагогическое сотрудничество учителя и учащихся в достижении поставленных целей, осваивают приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие его творческие силы, инициативу к самообразованию. В процессе педагогической практики у каждого студента развиваются исследовательские способности, способности к нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, художественные способности и т.д. Этому помогает знакомство с творчески работающими учителями и педагогическими коллективами, атмосфера постоянного поиска. Студенту необходимо давать возможность проявлять самостоятельность, инициативу, даже если сразу эффект будет далеко не из лучших. Т ворческий
характер педагогической практике придают педагогические мастерские и педагогические мастер-классы. В последние годы появились и стали активно внедряться во многих учебных заведениях нетрадиционные подходы к организации педагогической практики: «Практика погружения», «Практика одного рабочего дня», «Практика в педагогических мастерских» и т.д.
Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления. Профессиональная компетенция учителя-географа определяется базой научной подготовки и во многом зависит от способности адаптироваться к меняющимся условиям жизни в современном обществе.
Педагогическая практика студентов является основной частью Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, обеспечивающего единство теоретической и практической подготовки студентов к практической деятельности.
Эффективная педагогическая практика является прочным фундаментом для закладки основных педагогических умений и навыков будущих учителей.
К.Д. Ушинский писал, что «метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» [5, 544] .
Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности. Учителю сегодня недостаточно быть только знатоком своего предмета. Эффективность его работы определяется самой личностью преподавателя, его кругозором, культурой.
Главной целью биолого-географического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова является подготовка высококвалифицированного учителя-географа,
профессиональная компетентность которого состоит из
базовых знаний и умений, общей культуры, коммуникабельности, духовности, а также других профессионально значимых личностных качеств будущего учителя.
К важнейшим задачам педагогической практики на
факультете следует отнести следующие: приобретение
профессиональных качеств будущего учителя; углубление и закрепление полученных в университете знаний по педагогике, психологии, методике, специальным дисциплинам и
применение их на практике для решения конкретных педагогических задач; психологическая
адаптация в педагогическом коллективе; вооружение студентов умениями наблюдать и анализировать учебно-воспитательную деятельность, проводимую с учениками; накопление опыта самостоятельной работы; усвоение новых методических технологий; освоение научной организации труда учителя географии; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также анализ и оценка результатов своей педагогической деятельности; развитие педагогического мышления, любви к будущей профессии, улучшение своих педагогических способностей; конкретизация,
совершенствование и развитие необходимых профессиональных качеств учителя географии.
Реализация задач и программы педагогической практики зависит от четкости ее организации. Залог ее успеха - полная отдача сил, сознательное творческое и заинтересованное отношение к ней студентов, квалифицированное руководство практикой.
Организуя практику, необходимо обеспечить личностно ориентированный, комплексный и творческий характер подготовки каждого студента, который в период практики не должен выступать только как объект обучения и воспитания. Система взаимоотношений должна носить характер взаимодействия и сотрудничества. Продумывая организацию педагогической практики в учебно-образовательном учреждении, необходимо ориентироваться не только на выполнение программы практики, но прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем профессиональные стороны. Каждый студент должен иметь возможность получения ежедневной консультации, помощи и разъяснения проблем, возникших в той или иной ситуации как со стороны методиста практики, так и со стороны профилирующей кафедры факультета, например, на четвертом курсе - кафедры физической географии. Результативность и эффективность педагогической практики определяется уровнем взаимодействия педагогического учебного заведения со школой. Идея гуманизации всего учебно-воспитательного процесса в настоящее время одна из самых актуальных. Однако в массовой практике школа остается авторитарной.
К сожалению, в современных условиях на очно-заочном и заочном отделениях изменился контингент студентов. Более 80% обучающихся - работники различных сфер деятельности, т.е. студенты, не работающие в педагогической системе. И, как следствие этого, возникает одна из главнейших проблем в организа-
ции, проведении и осуществлении контроля в период педагогической практики, которая требует изменений структуры и содержания практики.
В настоящее время виды и сроки педагогической практики определяются учебными планами университета и проводятся на курсах в течение четырех недель в базовых школах Москвы. Базовые школы - это лучшие школы города, в которых сформировалась определенная педагогическая система обучения, где работают высококвалифицированные учителя географии, где имеются наиболее благоприятные условия для формирования у студентов профессиональнопедагогических знаний и умений, комплект средств обучения, географическая площадка.
Среди многих вопросов, требующих решения, выделяется проблема самостоятельного прохождения практики. Это относится к той незначительной части студентов, которые работают в школе либо учителями других специальностей (учителя начальных классов, физкультуры, рисования и т.п.), либо учителями географии, имеющими стаж работы до 3-х лет. Для этой группы студентов необходимо подготовить учебно-методические комплекты, включающие рекомендации по педагогической практике, рабочую тетрадь, примерные разработки уроков и т.д. Очевидно, что во многих вузах есть такие материалы, есть они и у нас, но, к сожалению, нет единого комплекса.
Но самым сложным является контроль за прохождением практики среди студентов, которые проходят ее самостоятельно (по месту жительства или по месту работы). В этой связи требуется создание системы контроля за этим процессом, разработка ее параметров.
На какие проблемы современного урока необходимо обратить внимание в период педагогической практики? Сейчас одно из актуальных направлений - это компетентностный подход, естественный этап развития отечественной школы и педагогики на пути выявления собственных внутренних смыслов и целей, связанный со стремлением освободиться от административно-государственного аппарата и приобрести черты реальности, благодаря появлению в обществе независимых экономических структур. Во всем мире именно экономические структуры выдвигают основные требования к тому, какие качества, какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего.
Компетентностный подход - понятие многоаспектное, включающее с позиции нашего исследования географическую компетентность и экологическую компетентность. На современном этапе большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию. На основании двух компетентностных форм работы (социальные проекты и социальные акции) в современных российских школах получили широкое распространение новые виды деятельности, связанные с конкретными экологическими проблемами: организация и проведение мероприятий по очистке природных зон отдыха в районе школы (дворы, скверы, поймы малых рек и т.д.); исследование экологического состояния района школы и подготовка публикаций для местной прессы, посвященных наиболее острым проблемам в этой области.
Компетентность - это определенная готовность студента к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Студент-географ должен, прежде всего, обладать такими элементарными компетенциями, как: информационная,
коммуникативная, кооперативная и проблемная компетенции. Из этих составляющих сложены ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская,
методологическая, организационная, прогностическая и другие.
Реализация компетентностного подхода в период
прохождения педагогической практики стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество, государственно-общественное образование. Здесь должны быть задействованы все участники образовательного процесса: деканат, студенты и
преподаватели, администрация школы, учителя-предметники, сами учащиеся, их родители. Поэтому разработка модели интегрированного образовательного процесса на основе
компетентностного подхода может стать фундаментом многолетней работы педагогических коллективов школы и вуза.
Таким образом, педагогическая практика будущих учителей географии - яркий по своим впечатлениям и очень ценный по информативности период становления педагога-географа.
Литература
1. Вегнер Е.Г. Формирование методологической компетентности будущего учителя географии средствами модульного обучения: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2007.
2. Методические рекомендации по педагогической практике / Г.П. Акса-калова, А.А. Марченко, В.В. Николина. М., 2004.
3. Педагогическая практика: Учеб.-метод. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М., 1998.
4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М., 2007.
5. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.,Л., 1959. Т. 10.