УДК 378
Байбородова Людмила Васильевна
доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Викторович Ольга Николаевна
Пошехонский колледж, Ярославская область [email protected], [email protected]
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье приводятся факты, которые свидетельствуют о необходимости специального педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью в профессиональной образовательной организации. Представлен опыт такого сопровождения в ГПОУЯрославской области «Пошехонский колледж», где обучаются студенты с умственной отсталостью по специальности «Плодоовощевод» и «Сварщик ручной сварки». Дается краткая характеристика студентов с умственной отсталостью, особенностей их поведения и обучения, определяются возможности для их развития, социальной и профессиональной адаптации в условиях колледжа. Рассматриваются этапы педагогического сопровождения этих студентов, которые представляют собой постоянно развивающийся цикл деятельности педагогического коллектива. Предлагаются способы изучения источников информации на обучающихся, определяется содержание деятельности различных специалистов, взаимодействующих со студентами, имеющими умственную отсталость. В ходе педагогического сопровождения организуются экскурсии в различные организации, на предприятия, изучается специальный курс «Социальная адаптация», реализуются адаптационные, социально-психологические тренинговые программы, оказывается психологическая помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций. Представлены убедительные результаты о достижениях студентов, что свидетельствует об эффективности используемых педагогических средств и успешной реализации программы педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная образовательная организация.
В настоящее время в профессиональных образовательных организациях увеличивается число обучающихся с умственной отсталостью. В Ярославской области в 2014 году в указанных учебных учреждениях проходили обучение 24492 студента, из них у 258 обучающихся отмечалась умственная отсталость разной степени. Согласно данным на 1 декабря 2016 года в Ярославской области в среднем профессиональном образовании обучаются 23897 человек, из них 469 студентов - умственно отсталые. За последние шесть лет количество детей, выпускников коррек-ционных школ, в государственном профессиональном образовательном учреждении «Пошехонский аграрно-политехнический колледж» увеличилось более чем в семь раз, с 6 человек в 2009 году до 49 человек в 2016 году.
Профессиональные образовательные организации испытывают большую потребность в специальных знаниях, обеспечивающих эффективное обучение детей с синдромом умственной отсталости. Нет специально разработанных, адаптированных для таких детей программ, у педагогов отсутствует профильная подготовка для работы с этими детьми, преподаватели не подготовлены к обучению детей с разной степенью умственной отсталости в одной группе.
Наблюдения за такими студентами показали, что при регулярных занятиях их умственная отсталость не носит прогрессирующего характера. Умственно отсталый обучающийся способен к развитию, к усвоению нового материала специальных
предметов, но имеет особенности, обусловленные болезнью. Наблюдения, проведенные нами на занятиях в ГПОУ ЯО «Пошехонский колледж» и в ГПОУ ЯО «Рыбинский колледж городской инфраструктуры», показали, что обучающиеся указанной категории не могут сосредоточиться, имеют очень бедный словарный запас. Преподавателю приходится объяснять элементарные понятия, так как обучающиеся не могут воспроизвести даже простые предложения, определения. На уроке, следующем за объяснением нового материала, они не могут вспомнить, о чем шла речь на предыдущем.
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:
- дебильность - относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
- имбецильность - глубокая умственная отсталость;
- идиотия - наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость [1, с. 250].
Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В.И. Лу-бовский, М.С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать, писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах
190
Вестник КГУ 2017
© Байбородова Л.В., Викторович О.Н., 2017
VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики получают первые профессиональные навыки.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (^ в пределах 40-69), умеренную (ВД в пределах 35-49), тяжелую (^ в пределах 20-34), глубокую (^ ниже 20).
Следует подчеркнуть, что в последние годы умственная отсталость студентов все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых студентов с различными дополнительными отклонениями в развитии: со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний, например, эпилепсией.
В то же время в результате наблюдений мы пришли к выводу, что ситуация с появлением таких детей и увеличением их количества в профессиональной образовательной организации не настолько критична, как кажется. Среди студентов с умственной отсталостью встречаются обучающиеся, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности, различных отклонений в эмоционально-волевой сфере обнаруживаются удивительные способности - музыкальный слух, чувство ритма, способность достигать высоких результатов в командном спорте. Такие неожиданно проявляющиеся индивидуальные особенности ребенка могут привести в недоумение некоторых педагогов и психологов, вызвать у них сомнения относительно принадлежности обучающегося к числу умственно отсталых. На наш взгляд, эти неожиданные способности студентов нужно максимально развивать, чтобы дать возможность подростку не чувствовать себя ущербным среди сверстников. Именно такие победы студентов - победы в спортивных соревнованиях, успехи на сцене - помогают им чувствовать себя увереннее, что важно для педагогов, поскольку на такие достижения можно опереться в коррекционной работе с этими студентами.
Наш многолетний опыт работы и отслеживание судьбы таких студентов после выпуска из профессиональной образовательной организации показывает, что многие выпускники коррекцион-ных школ, поступая в профессиональные образовательные организации, затем устраиваясь на работу, оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдаются тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной жизни предприятия; возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести
хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
Профессиональные образовательные организации предъявляют к выпускникам коррекционных школ такие же требования, как и к выпускникам обычных школ, но воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному обучению в профессиональной организации. Это обусловлено тем, что такие подростки:
- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
- проявляют специфические потребности в общении;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;
- не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- у них не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно-бытовой деятельности;
- имеют завышенную самооценку.
Говоря о педагогическом сопровождении умственно отсталых обучающихся в профессиональной образовательной организации, мы считаем, что основной целью является социальная адаптация студентов, которую обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план по профессии, а также внеучебная воспитательная работа. Предполагается, что практические навыки студенты смогут приобрести и в семье, и во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, и в ближайшем социуме.
Осуществляя педагогическое сопровождение студентов, на наш взгляд, важно помнить, что особенности личности умственно отсталых обучающихся тесно взаимосвязаны с особенностями их деятельности. Для таких студентов характерна незрелость мотивационной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Наблюдается недостаточность социальных потребностей. Студенты не всегда могут подчинить действия поставленной перед ними задаче. Выполняя относительно сложное задание, они не в состоянии осмыслить его полностью. Студенты начинают действовать сразу же, без учета всех содержащихся в инструкционной карте условий и требований. Они ошибочно планируют его выполнение, не критичны к полученным результатам.
При встрече с трудностями при выполнении задания студенты часто «скатываются» с правильных действий и операций на неправильные, уводящие их от достижения поставленной цели. Это случается в том случае, когда они не в состоянии решить ту или иную задачу. В конечном счете, они отклоняются от первоначальной цели и начинают руководствоваться упрощенными или измененными условиями. Не понимая специфики нового задания, студенты выполняют его, действуя в соответствии с прошлым опытом, приобретенным при решении сходной задачи,
что не способствует достижению поставленной цели. Учесть эти факты при педагогическом сопровождении важно всем специалистам, работающим с умственно отсталыми студентами - от мастера производственного обучения до воспитателя в общежитии.
В процессе профессионального обучения студентов решаются следующие основные задачи педагогического сопровождения:
- воспитание мотивированного заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- коррекция и компенсация средствами профессионального трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профессиональная подготовка к производительному труду, позволяющая окончившим колледж работать на производстве.
Эти задачи, являющиеся, на наш взгляд, основополагающими для всех студентов, приобретают особое значение в отношении умственно отсталых обучающихся. В силу своих психофизических и интеллектуальных особенностей они являются наиболее ущербными в плане обеспечения их профессионального образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.
Рассмотрим этапы педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью в профессиональной образовательной организации (табл. 1).
Разрабатывая и реализуя этапы педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью, администрация колледжа привлекла специалистов других организаций, являющихся партнерами колледжа, так как в штате профессиональной образовательной организации отсутствуют такие специалисты, как педагог-психолог, педа-гог-дефектолог, врач-нарколог, психиатр.
Все специалисты, привлеченные к работе, достаточно хорошо знают наблюдаемых студентов, поскольку сопровождали обучающихся с начала обучения в коррекционной школе. Необходимо подчеркнуть, что без участия этих специалистов педагогическое сопровождение студентов с умственной отсталостью в профессиональной образовательной организации было бы невозможно.
В 2015 учебном году на специальности «Плодоовощевод» и «Сварщик ручной сварки» поступили 16 человек (по 8 человек в каждую группу).
Администрация колледжа поставила перед педагогами, ведущими дисциплины в этих группах, задачу - внимательно изучить личные документы студентов: заявление, медицинскую справку, паспорт, свидетельство об обучении, характеристику (при наличии) и определить возможные варианты обучения поступивших.
Следует отметить, что, поскольку характеристика не является обязательным документом при
поступлении в профессиональную образовательную организацию, то администрация учебного заведения вынуждена была сделать запрос в коррек-ционные школы для получения таких документов.
Изучение документов дает важную информацию для взаимодействия с такими обучающимися.
Заявление позволяет установить уровень грамотности обучающегося (в двух заявлениях были обнаружены ошибки, характеризующие студентов: на месте подписи значилась не фамилия, а имя); наличие и контакты близких родственников обучающегося (родителей, бабушек, дедушек); наличие и контакты опекунов при отсутствии у обучающихся родителей (для получения дополнительных характеристик).
В медицинской справке зафиксированы наличие сопутствующих заболеваний для корректировки программы реабилитационной работы, исключение сопутствующих заболеваний и рекомендации лечащего врача.
В свидетельстве об обучении представлена информация о том, какую школу студент закончил, что позволяет сделать выводы о качестве подготовки обучающегося; о результатах обучения, необходимых для определения уровня подготовленности обучающегося и корректировки сложности программы.
Все полученные данные сводятся в таблицы, что в дальнейшем значительно облегчают работу педагогов и специалистов профессиональной образовательной организации.
Каждый специалист к концу сентября готовит сообщение на малый педагогический совет. Делаются выводы о психологическом и социальном статусе студента с умственной отсталостью, об особенностях их соматического развития. Студенты распределяются в группы по степени интенсивности педагогического сопровождения.
Преподаватель, ведущий дисциплины в этих группах, получает предварительные рекомендации по организации обучения студентов, которые в процессе работы необходимо корректировать в соответствии с уровнем развития конкретного обучающегося.
Например, на студентку М.Ш. была дана следующая характеристика (приводится выдержка): «...Закончила специальную коррекционную школу в г.... Близкие родственники отсутствуют. С опекунами связи не поддерживает. Характеристика в личном деле отсутствует. Имеет хорошие и отличные оценки по изученным дисциплинам. Грамотна. Дисциплинированна. Способна к обучению. Имеет хорошее здоровье. Сопутствующих заболеваний нет. Состоит в отношениях со студентом 3 курса».
Получены следующие рекомендации (приводится выдержка): «Поддерживать стремление к учебе. Рекомендовать для сохранения здоровья посещение спортивных секций. Вести нравственное просвещение. Регулярно вести беседы о необходимости лич-
192
Вестник КГУ ^ 2017
Таблица 1
Этапы педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью в профессиональной образовательной организации
I этап Изучение документов обучающихся
Сопровождающие Социальный педагог Куратор группы Педагог психолог Педагог дефектолог Заместитель директора по УР
Задачи Определение психологического и социального статуса обучающихся с умственной отсталостью. Определение особенностей их соматического здоровья. Выявление обучающихся, которым требуется особое педагогическое сопровождение
Итоги деятельности Информация на малом педсовете о результатах работы. Составление предварительных рекомендаций
II этап Психолого-педагогическая диагностика
Сопровождающие Педагог-психолог Педагог-дефектолог Социальный педагог Преподаватель (мастер производственного обучения) Врач-нарколог, психиатр
Задачи Определение актуального уровня развития обучающегося. Отслеживание динамики развития обучающегося
Итог деятельности Определяет особенности личностного развития, состояние эмоциональной сферы, поведенческие особенности и особенности развития познавательной сферы. Проводит психолого-педагогическую диагностику причин и особенностей трудностей обучения, воспитания, развития; определяет уровень развития познавательной деятельности Устанавливает уровень социального развития; определяет социальную ситуацию развития и степень ее влияния на обучение Отслеживает уровень освоения основной образовательной программы Организует обследование специалистами (при необходимости); определяет уровень здоровья; дает рекомендации по режиму
Деятельность педагогов Данные диагностики обсуждаются и анализируются всеми специалистами. Вырабатываются необходимые рекомендации, которые в доступной форме доводятся до сведения всех преподавателей, ведущих дисциплины в группе и до сведения родителей. Данные рекомендации становятся основой для разработки комплексной программы педагогического сопровождения студентов
III этап Разработка программы педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью
Сопровождающие Педагог-психолог Педагог-дефектолог Социальный педагог Преподаватель (мастер производственного обучения) Врач-нарколог, психиатр
Цель Обеспечение социальной и профессиональной адаптации и интеграции студентов с умственной отсталостью
Задачи Определение функций педагогов, специалистов, родителей, оказывающих поддержку и помощь студентам в процессе сопровождения. Выявление эффективных педагогических средств для сопровождения студентов с умственной отсталостью
Деятельность педагогов В разработке участвуют все специалисты. С учетом мнения каждого планируются мероприятия, корректируется сложность задач для участников педагогического сопровождения. Программа утверждается на заседании педагогического совета с привлечением специалистов коррекционной школы-интерната, а также врача-нарколога
IV этап Реализация программы педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью
Сопровождающие Педагог-психолог Педагог-дефектолог Социальный педагог Преподаватель (мастер производственного обучения) Врач
Цель Педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных программ
Задачи Расширение и закрепление знаний студентов по изучаемым предметам. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: активности, самостоятельности, целенаправленности. Развитие общеинтеллектуальных умений студентов в соответствии с уровнем их развития. Развитие процессов саморегуляции. Формирование социально одобряемых форм поведения. Формирование профессиональных знаний и умений
Деятельность педагогов Реализация программ «Психологическая реабилитация обучающихся с умственной отсталостью», «Социальная адаптация» Реализация мероприятий программы по педагогическому сопровождению студентов. Коррекционно-реабилитационная работа. Сохранение и укрепление психофизического здоровья студентов. Отслеживание динамики развития обучающихся
ной гигиены. Предложить средний уровень интенсивности педагогического сопровождения».
На студента Д.Ф. (17 лет) была дана следующая характеристика (приводится выдержка): «Закончил специальную коррекционную школу-интернат. Близкие родственники: старшая сестра. Родители лишены родительских прав. В качестве наследства имеет % долю в квартире. Средняя оценка в свидетельстве об обучении «хорошо». Красиво, но медленно пишет. Очень любит похвалу. Способности к обучению ниже среднего уровня. Обладает сильным высоким голосом. Имеет хороший слух. Очень наивен. Физически развит плохо. Спортом не занимается. Сопутствующих заболеваний нет. Не курит. Никогда не выпивает. Ходит в церковь. Знает наизусть много молитв. Может просить милостыню. Может обмануть. Выдать свои слова за слова преподавателя. Уровень интеллектуального развития: приблизительно 11 лет».
Рекомендации (приводится выдержка): «Должен находиться под постоянным наблюдением куратора, социального педагога. Нуждается в постоянной похвале. Любит внимание и нуждается в нем... Для преодоления стереотипов мышления разнообразить задания, сделать акцент на практической направленности учебных заданий. Воспитывать самостоятельность. Интенсивность педагогического сопровождения высокая».
В процессе обучения предусмотрена всесторонняя и систематическая психолого-педагогическая диагностика, целью которой стало определение актуального уровня развития обучающегося, а также отслеживание динамики развития студента в процессе обучения.
Педагог-психолог определяет особенности индивидуального развития, особенности поведения студента в различных ситуациях, состояние эмоциональной сферы. В дальнейшем педагоги приступают к реализации программы, разработанной для реабилитации студентов с умственной отсталостью. Параллельно в учебный план была введена дисциплина «Социальная адаптация», которая разработана в соответствии с «Примерной программой учебного предмета «Социальная адаптация» на основе специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание этой программы было доработано и изменено, включены новые разделы, способствующие более эффективной социализации студентов с умственной отсталостью. В процессе реализации программы реабилитации содержание, средства в достижении поставленных целей, направленность воздействий в социально-реабилитационной практике обусловливались, прежде всего, спецификой развития студента с умственной отсталостью, динамикой такого развития.
Работа педагога-дефектолога на втором этапе педагогического сопровождения заключалась в про-
ведении диагностики причин трудностей, связанных с освоением специальных дисциплин. Со студентами проводились аутотренинги, коллективные и индивидуальные беседы. Подобная работа проводилась и с преподавателями, работающими в этих группах. Для них были разработаны специальные методические рекомендации по профессиональному обучению студентов с умственной отсталостью.
Социальным педагогом совместно с преподавателем дисциплины «Социальная адаптация» были разработаны следующие документы:
- программа наблюдения динамики развития ребенка;
- сформулированы вопросы беседы на входном, промежуточном и завершающем контроле;
- лист индивидуальных достижений студента с умственной отсталостью;
- лист самооценки студента с умственной отсталостью;
- критерии оценки достижений.
С помощью указанных документов был установлен уровень социального развития студента с умственной отсталостью и степень влияния социальной ситуации, в которой находится студент, на результаты его обучения. В случае, если уровень социального развития студента был ниже среднего, то для него или группы студентов разрабатывалась специальная программа, призванная корректировать недостатки. В процессе работы выяснилось, что практически все студенты нуждаются в подобной программе. Например, студент Д.Ф. не только не имеет представления о том, что капусту можно вырастить из семян, но и то, что она растет не на дереве. Для таких студентов была разработана серия экскурсий на производство в зависимости от направления подготовки. Например, для сварщиков ручной сварки были организованы несколько экскурсий в ОАО «Пошехонский Автодор», где студенты в течение двух часов еженедельно наблюдали за работой сварщиков, по окончании работы беседовали с ними.
Группа плодоовощеводов дважды ездила в СПК «Родина» Ярославского района, где провела два полных дня, работая в теплицах, занимаясь обработкой, поливкой, пикированием рассады капусты, огурцов, цветов.
Для всех студентов были организованы экскурсии в банк, пенсионный фонд, центр занятости населения, больницу. В каждом из институтов с ними провел беседу специалист, разъяснивший алгоритм действий в учреждении для получения той или иной помощи.
Впоследствии для закрепления проведенной работы студенты под руководством педагога подготовили памятки «Алгоритм действий при обращении в пенсионный фонд, центр занятости населения, банк, больницу». Как оказалось впоследствии, наиболее целесообразной была именно эта работа, то есть организация экскурсий. В результате этой
194
Вестник КГУ 2017
деятельности у студентов стало меньше возникать проблем, связанных с обращением в социальные институты. Пятнадцать человек из шестнадцати самостоятельно, без помощи социального педагога, смогли переоформить стипендиальные карты в банке. Студенты с ограниченными возможностями стали увереннее взаимодействовать с работниками различных учреждений.
Параллельно в общежитии воспитателем был организован клуб «Хозяюшка», где студентов научили готовить элементарные блюда. Кроме того, они получили необходимые навыки бытовой экономии при изучении способов готовки различных блюд. При организации работы клуба все студенты активно включились в творческую деятельность не только по приготовлению обычных ежедневных блюд, но и по изготовлению разнообразных сложных салатов, компотов, пирогов, тортов.
Важная роль в сопровождении студентов выполняется мастером производственного обучения, на котором лежит ответственность за освоение студентами основной профессиональной образовательной программы. Мастера в группах «Сварщик ручной сварки», «Плодоовощевод» осуществляли входной контроль, а также регулярного отслеживали достижения студентов, корректировали процесс их обучения и сопровождения. Так, при проведении входного контроля выяснилось, что более 70% студентов группы сварщиков (6 человек из 9) абсолютно безграмотны, не могут писать под диктовку преподавателя (5 из 9), не умеют читать бегло (5 из 9), двое студентов не читают совсем. Один из девяти студентов не смог написать свое имя и фамилию.
По наблюдениям мастера производственного обучения во время практического обучения студенты с ОВЗ ведут себя иначе, чем на общеобразовательных уроках (русском языке, математике). Они с интересом выполняют практические задания преподавателя по подготовке материала к работе (механическая очистка железа с помощью щетки, обезжиривание железа специальными составами).
В группе «Плодоовощевод» студенты с интересом работают в теплицах в подсобном хозяйстве. Процесс выращивания рассады, а затем овощей приносит им настоящее удовольствие. В ответах на вопросы анкеты о труде учащиеся отмечали, что гораздо уютнее ощущают себя с мастером производственного обучения в сварочной мастерской или теплице, нежели в кабинете.
В процессе выполнения производственных работ настроение обучающихся также меняется в лучшую сторону, они чаще улыбаются, не выглядят замкнутыми и подавленными.
В ходе педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью в профессиональной образовательной организации использовались адаптационные, социально-психологические тре-нинговые программы, оказывалась психологиче-
ская помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций.
Целенаправленное и индивидуализированное педагогическое сопровождение студентов с умственной отсталостью обеспечило достижение убедительных результатов. При повторном «срезе» была зафиксирована более высокая степень адаптации студентов. Значительно улучшились и результаты успеваемости. Средний балл по группе в сравнении с результатами, полученными при первом «срезе» при поступлении, увеличился в среднем на 2,3 и стал равен 4 баллам.
Результаты опытной работы со студентами подтверждают отзывы мастеров производственного обучения о прохождении обучающимися учебной практики и отзывы работодателей, полученные с мест прохождения производственной практики. В характеристиках на студентов отмечается отсутствие нареканий со стороны мастера практики, небольшие временные затраты на обучение и инструктажи по технике безопасности. Шесть работодателей из 10 отмечали стремление студентов дойти до сути задания, показать себя с лучшей стороны.
Отмечая достижения и положительные результаты педагогического сопровождения студентов с умственной отсталостью в профессиональной образовательной организации, можно выявить возможности для дальнейшего совершенствования этой деятельности. Эти возможности лежат в плоскости организации воспитательной работы во внеурочное время с данной категорией обучающихся и выявлением средств эффективного педагогического влияния на студентов при проведении мероприятий, стимулирующих их творческую инициативность, развитие взаимодействия обучающихся, имеющих умственную отсталость, со студентами других групп и в целом с окружающей средой.
Библиографический список
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов: в 2-х т. / под ред. С.Н. Бокова. - Ростов н/Д, 1996. - С. 250.
2. Ефимова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:/Мс. ulstu.ru/ipk/EOB.doc (дата обращения: 12.09.2017).
3. Матвеева М.В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Концепт. - 2015. - № 23. - С. 41-45.
4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе / под ред. Л.В. Байбородовой. -Ярославль, 2009. - 172 с.
5. Солдатов Д.В., Солдатова С.В. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ // Коррекционная педагогика: теория и практика. -2016. - № 1 (67). - С. 28-41.