УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ В ОБРАЗОВАНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ XXI ВЕКА
Третьяков Андрей Леонидович, магистр библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, Московский государственный областной университет (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
В эпоху глобальных перемен особое внимание всегда уделяется вопросам экономического процветания государства, развития социокультурных практик и становления личности новой формации. Образование как весомый сегмент экономического роста государства всегда является важнейшим элементом формирования высокого ВВП, выстраивания новых научно-практических соглашений о совместной деятельности с государствами и проч. В этой связи была определена цель статьи, которая состоит в определении инновационных трендов и направлений подготовки экспертов в образовании в педагогическом вузе XXI века как фундамента и развития педагогического корпуса Российской Федерации на основании проведённого исследования среди обучающихся на магистерской программе «Экспертиза в образовании». Кроме того, приведён подробный анализ Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части формирования человеческого капитала с точки зрения подготовки высококвалифицированных педагогических кадров - экспертов в сфере образования. Описаны функции экспертизы в образовании как феномена педагогической теории и образовательной практики. Особое внимание уделено подготовке кадров в современном инновационном педагогическом вузе как флагмане выстраивания образовательной архитектуры третьего тысячелетия. Подробно описаны ключевые ориентиры экспертизы в сфере образования. Наряду с этим, выделены принципы компетентностного подхода в сфере образования, который выступает в настоящее время одним из главных научных подходов. Приведены результаты исследования, целью которого явилась разработка новых подходов подготовки и обоснования конкурентоспособности экспертов в современной системе российского образования в контексте вызовов нового времени. Отражены принципы профессиональной этики эксперта в образовании. Обозначена социально-экономическая необходимость разработки инновационной магистерской программы, в рамках которой осуществлялась бы подготовка экспертов в образовании, готовых и способных в быстроменяющихся условиях проектировать свою профессиональную деятельность на различные субъекты внешней среды.
Ключевые слова: эксперт в образовании, профессиональная подготовка, педагогический анализ, педагогический вуз XXI века, образовательный ландшафт, магистратура.
PROFESSIONAL TRAINING OF EXPERTS IN EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF THE 21st CENTURY
Tretyakov Andrey Leonidovich, Master of Library and Information Activities, Sr Intstructor, Department of Preschool Education, Moscow State Regional University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In an era of global change, special attention is always paid to the economic prosperity of the state, development of socio-cultural practices and formation of the personality of the new type. Education as a significant segment of the state's economic growth is always the most important element in the formation of high GDP, construction of new scientific and practical agreements on joint activities with states, etc. In this regard, the goal of the article was defined, which is to identify innovative trends and directions for training the experts in education at the pedagogical university of the 21st century as the foundation and development
of the pedagogical corps of the Russian Federation on the basis of a study among students in the Master program "Expertise in Education". In addition, a detailed analysis of the Decree of the President of Russia "On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period until 2024" is given in terms of the formation of human capital in training the highly qualified pedagogical staff as experts in the field of education. The functions of expertise in education as a phenomenon of pedagogical theoretical and educational practice are described. Particular attention is paid to the training of personnel in the modern innovative pedagogical university as the flagship of building educational architecture of the Third Millennium. The key points of expertise in the field of education are described in detail. The socio-economic necessity of developing the innovative master's program is indicated, within the framework of which training the experts in education, ready to a rapidly changing environment and capable of projecting their professional activities to various subjects of the external environment to be carried out.
Keywords: expert in education, professional training, pedagogical analysis, pedagogical university of the 21st century, educational landscape, Master's Degree.
Глобализация, меняющиеся в быстром темпе социально-экономические, социокультурные и социально-политические базисные платформы определяют развитие различных отраслей экономики, построенных на цифре и знаниях.
Безусловно, экономическая успешность и лидирующие места Российской Федерации в международных рейтингах в той или иной степени зависят от специфики образовательного ландшафта, в рамках которого может осуществляться различная профессиональная деятельность, направленная на выполнение указов Президента России, в том числе и самого последнего, подписанного главой государства 7 мая 2018 года за № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10].
Данный Указ раскрывает сущностные векторы развития государственной политики на ближайшее время, среди которых стоит выделить следующие:
• необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования;
• необходимо сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
• необходимо создать платформу для модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ и проч. [10].
Рассматривая феномен экспертизы в образовании, стоит обратить внимание на то, что именно экспертная деятельность в сфере образования предусматривает исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определённым нормам, стандартам. Поэтому названная процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативных правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения и умозаключения о качестве изучаемого объекта (экспертное заключение).
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие функции экспертизы в образовании: гуманистическая - раскрывает и обосновывает уникальность педагогического опыта (С. Л. Братченко, И. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова, Н. В. Кузьмина, В. Н. Сагатовский); социальная - выявляет значимость инновационного опыта, определяет статус педагога (А. Турбовский, Л. М. Фридман); диагностическая (С. С. Татар-ченкова); оценочная (контрольно-оценочная) (С. Л. Братченко, М. А. Смирнова, С. С. Татар-ченкова, А. Л. Третьяков, В. С. Черепанов); прогностическая (О. С. Анисимов, А. К. Маркова, В. М. Полонский); коррекционная (О. С. Аниси-мов, А. К. Маркова); мотивационная (С. С. Татар-ченкова, В. С. Черепанов); обучающая (С. С. Та-тарченкова, Л. М. Фридман) и проч. [6; 7; 9].
Перспективным современным направлением подобных исследований является компетентност-ный подход (В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Т. С. Комарова, Н. В. Куьмина, А. К. Маркова, О. Е. Лебедев и проч.). Согласно данному подходу традиционная концепция образования «сменяется
сегодня новой, в которой формирование личности с активным запасом основных компетенций, приобретенных в самостоятельном творческом обучении, становится главным приоритетом, а процесс образования - непрерывным в течение всей жизни человека» [2; 5; 8].
По мнению члена-корреспондента РАО О. Е. Лебедева, «с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей» [5]. Под ключевыми компетентностями применительно к общему образованию понимается способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем [3].
Подготовка экспертов для современной системы российского образования является одной из ведущих задач модернизации образовательной политики Российской Федерации.
В этой связи, нами было проведено исследование среди студентов 1-го курса магистерской программы «Экспертиза в образовании», обучающихся в Институте педагогике РГПУ им. А. И. Герцена. Было обработано 33 анкеты, которые состояли из 10 вопросов. Анкета была разработана с целью обоснования необходимости данной магистерской программы для образовательных предприятий, а также выработки инновационных подходов для решения актуальных образовательных проблем.
Итак, рассмотрим некоторые ответы респондентов.
Первый вопрос, который задавался респондентам, состоял в выявлении связи выбора магистерской программы «Экспертиза в образовании». Первую позицию занимает ответ: «Хочу получить педагогическое образование» (17 опрошенных), - что вполне подтверждается современными требованиями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к кадрам, работающим в системе общего и высшего образования. Вторым в рейтинге был ответ: «Хочу познать новый для себя аспект, связанный с экспертизой», - который выбрали 12 магистрантов. Примечателен ответ, - который выделили 10 студентов: «Интересны вопросы экспертизы в образовании». Выбор данного ответа, на наш взгляд, обусловлен различными причинами, но мы может акцентировать внимание на реальной
заинтересованности магистрантов в применении данных знаний в практической деятельности, то есть в оценке образовательной практики. Следующий ответ: «Хотел получить магистерское образование» - говорит о профессиональной самореализации личности и её реальной заинтересованности в профессиональном становлении и движение в рамках концепции «Образование в течение всей жизни», продиктованной ЮНЕСКО. Четыре человека выбрали следующий вариант: «Моя профессиональная деятельность связана с экспертной оценкой в образовании».
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление мнений магистрантов о перспективах развития рассматриваемого направления «Экспертиза в образовании». Относительно большое количество суждений нами были получено в весьма абстрактной формулировке, например, как: «Стремительно развивается, весьма прогрессивно». Так считают 13 опрошенных. Пятеро обучающихся затруднились ответить на поставленный вопрос. Семь человек вообще проигнорировали данный ответ, что может быть связано с их профессиональной неосведомлённостью в данном вопросе и, быть может, к моменту окончания обучения их мнение изменится. Трое респондентов считают, что перспективной развития данного научного направления может стать: «Выявление актуальных критериев в различных направлениях педагогической деятельности», - что отчасти, на наш взгляд, верно.
Таким образом, частично описанное выше исследование представляет собой базовую основу для развития и выработки новых требований, предъявляемых к экспертам в области образования, разработки новой магистерской программы, в рамках которой возможна подготовка инновационных кадров, чья деятельность будет связана в той или иной степени с экспертной оценкой образовательной деятельности и проч.
Однако стоит всегда иметь в виду тот факт, что подготовка кадров в современном педагогическом вузе возможна лишь при условии соблюдения высокой степени профессионализма и этических норм и правил в сфере образования. В этой связи, стоит выделить принципы профессиональной этики эксперта в образовании.
Принципы: компетентности; независимости; осведомлённого согласия; объективности и бес-
пристрастности эксперта; упреждения незаконных действий экспертируемых; конструктивности и эмоционального комфорта; ненанесения ущерба; сочетания открытости и конфиденциальности [4].
Главной и важной задачей системы образования является развитие человеческого ресурса и подготовка кадров для инновационной экономики, происходящие модернизационные процессы затрагивают все уровни системы образования и предполагают кардинальные преобразования во всех её звеньях, начиная от содержания образования, технологий, учебного оснащения и заканчивая инфраструктурой. В этой связи актуальной становится разработка нового инструментария для оценки производимых изменений и результатов, полученных от их внедрения. Ключевую роль наряду с традиционными и апробированными средствами будет выполнять экспертиза.
Важно сказать, что актуальным и перспективным представляется вопрос необходимости разработки соответствующего профессионального стандарта эксперта в образовании. Анализ данного аспекта, обозначение ключевых позиций, требующих отражения в профессиональном стандарте, и взаимосвязь с образовательным стандартом пойдёт в следующих работах автора.
Таким образом, профессиональная подготовка экспертов в образовании в педагогическом вузе XXI века выступает флагманом реализации государственной образовательной политики и выстраивания новых векторов и инновационной образовательной архитектуры профессионального становления будущих экспертов в сфере образования. Важно подчеркнуть, что именно педагогический вуз - это та платформа, на которой должна зиждиться основа и условия для будущего развития национального образовательного ландшафта.
Литература
1. Бахмутский А. Е., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Аттестация педагогических работников: концепция экспертизы профессиональной деятельности учителя. - СПб.: Свое изд-во, 2014. - 56 с.
2. Гладкая И. В., Третьяков А. Л. Подготовка экспертов в системе высшего образования: анализ проблемы // Проблема человека в пед. исслед.: сб. науч. ст. Всерос. симп. молодых учёных, 26-28 апр. 2017 года. - СПб., 2017. - С. 94-100.
3. Глездинский В. И., Скударёва Г. Н. Общественная экспертиза в образовании: научно-теоретические и правовые аспекты // Наука - Подмосковью: мат-лы Междунар. науч. конф. - Орехово-Зуево, 2014. - С. 54-58.
4. Комарова И. И., Третьяков А. Л. Экспертиза в образовании: элементы анализа // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф., посвящённой Дню российской науки 11 февр. 2016 года. - СПб., 2016. - С. 278-282.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 1-9.
6. Новикова Т. Г. Экспертиза в образовании: содержание и типология // Методист. - 2011. - № 8. - С. 2-12.
7. Профессиональная подготовка и непрерывное образование в контексте развития науки и технологий: аналитический обзор [Электронный ресурс]. - URL: https://www.extech.ru/files/anr_2015/anr_3.pdf.
8. Третьяков А. Л. Формирование информационной компетентности обучающихся в современном дополнительном образовании // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 43. - С. 216-224.
9. Третьяков А. Л. Этика экспертизы в образовании: теоретико-организационные аспекты // Проблема человека в пед. исслед.: сб. науч. ст. Всерос. симп. молодых учёных, 26-28 апр. 2017 года. - СПб., 2017. - С. 160-165.
10. Указ Президента Российской от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/57425.
References
1. Bakhmutskiy A.E., Gladkaya I.V., Glubokova E.N., Kondrakova I.E., Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P. Attestatsiya pedagogicheskikh rabotnikov: kontseptsiya ekspertizy professional'noy deyatel'nosti uchitelya [Attestation of pedagogical workers: the concept of expertise of professional activity of the teacher]. St. Petersburg, Svoe izdatel'stvo Publ., 2014. 56 p. (In Russ.).
2. Gladkaya I.V., Tret'yakov A.L. Podgotovka ekspertov v sisteme vysshego obrazovaniya: analiz problem [Training of experts in the system of higher education: the analysis of the problem]. Problema cheloveka v pedagogicheskikh issledovaniyakh: sb. nauch. st. Vseros. simpoziuma molodykh uchenykh, 26-28 aprelya 2017 goda [The problem of
man in pedagogical studies: Sat. sci. Art. All-Russian Symposium of Young Scientists, April 26-28, 2017]. St. Petersburg, 2017, pp. 94-100. (In Russ.).
3. Glezdinskiy V.I., Skudarova G.N. Obshchestvennaya ekspertiza v obrazovanii: nauchno-teoreticheskie i pravovye aspekty [Public examination in education: scientific-theoretical and legal aspects]. Nauka - Podmoskov'yu: mater. Mezhdunar. nauch. konf. [Science - Moscow Region: materials of the International Scientific Conference]. Orekhovo-Zuevo, 2014, pp. 54-58. (In Russ.).
4. Komarova I.I., Tretyakov A.L. Ekspertiza v obrazovanii: elementy analiza [Expertise in Education: Elements of Analysis]. Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie: sb. st. III Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy Dnyu rossiyskoy nauki 11 fevralya 2016 goda [Pedagogical Science and Modern Education: Sat. Art. III Vseros. scientific-practical. Conf., dedicated to the Day of Russian Science on February 11, 2016]. St. Peterburg, 2016, pp. 278-282. (In Russ.).
5. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence approach in education]. Shkol'nye tekhnologii [School technology], 2004, no. 5, pp. 1-9. (In Russ.).
6. Novikova T.G. Ekspertiza v obrazovanii: soderzhanie i tipologiya [Examination in Education: Content and Typology]. Metodist[Methodist], 2011, no. 8, pp. 2-12. (In Russ.).
7. Professional'naya podgotovka i nepreryvnoe obrazovanie v kontekste razvitiya nauki i tekhnologiy: analiticheskiy obzor [Vocational training and continuing education in the context of the development of science and technology: an analytical review]. (In Russ.). Available at: https://www.extech.ru/files/anr_2015/anr_3.pdf.
8. Tretyakov A.L. Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti obuchayushchikhsya v sovremennom dopolnitel'nom obrazovanii [The formation of information competence of students in modern secondary education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 43, pp. 216-224. (In Russ.).
9. Tretyakov A.L. Etika ekspertizy v obrazovanii: teoretiko-organizatsionnye aspekty [Ethics of examination in education: theoretical and organizational aspects]. Problema cheloveka v pedagogicheskikh issledovaniyakh: sb. nauch. st. Vseros. simpoziuma molodykh uchenykh, 26-28 aprelya 2017 goda [The problem of man in pedagogical studies. Sat. sci. Art. All-Russian Symposium of Young Scientists, April 26-28, 2017]. St. Peterburg, 2017, pp. 160-165. (In Russ.).
10. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy ot 07.05.2018 № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda" [Decree № 204 of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 "On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation until 2024"]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/57425.
УДК 377.6:004.9:784
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ
Моисеев Евгений Олегович, аспирант, кафедра методологии и технологий педагогики музыкального образования, Московский педагогический государственный университет (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены основные виды электронных образовательных ресурсов; раскрыта сущность и структура информационно-образовательного пространства; обозначена роль электронных образовательных ресурсов в активизации самостоятельной работы студентов. Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании постоянно возрастает. Процессы совершенствования, усложнения и расширения возможностей мы также наблюдаем в сфере применения электронных образовательных ресурсов. Чрезвычайно актуальным является научное осмысление этих явлений, как в общей педагогике, так и в отраслевой - при обучении эстрадному пению. Именно здесь необходима систематизация и упорядочивание, так как многие задачи, стоящие сегодня как перед педагогом -эстрадным вокалистом, так и перед его подопечными, требуют своего разрешения. И если в системе