ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
УДК 377.112.4
ББК Ч447.042 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.08
Днепров Сергей Антонович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики; Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].
Сумина Татьяна Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].
Венков Сергей Сергеевич,
старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].
ОБЪЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кадровое обеспечение; экспертная оценка; факторный анализ; гуманистическая педагогика; объективность экспертизы; преподаватели; педагогическая деятельность.
АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается объективность экспертной оценки как основного метода исследования готовности преподавателя СПО к профессионально-педагогической деятельности. Описываются особенности использования метода экспертных оценок в исследовании кадрового потенциала СПО. В качестве экспертов были приглашены руководители профессиональных образовательных организаций, их заместители и преподаватели-методисты. Доказательство объективности выводов экспертов опирается на результаты факторного анализа готовности преподавателя СПО к профессионально-педагогической деятельности. В полученной факторной структуре ведущую роль играет фактор, состоящий из восемнадцати переменных величин и отражающий мнение экспертов о приоритетности индивидуального подхода в деятельности преподавателей по созданию условий для самоопределения и самоактуализации личности обучающихся. Переменные важнейшего фактора полностью соответствуют идеям гуманистической педагогики К. Роджерса и А. Маслоу. Количественные результаты экспертной оценки свидетельствуют о понимании руководителями профессиональных образовательных организаций, их заместителями и преподавателями-методистами значимости гуманистической лич-ностно-профессиональной позиции педагога СПО в его деятельности. Это отражает объективность экспертизы, а также профессионализм экспертов. Устойчивость полученной факторной структуры является важным доказательством однородности экспертных оценок, сделанных во всех профессиональных образовательных организаций восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации, участвовавших в экспертизе готовности преподавателя СПО к профессионально-педагогической деятельности.
Dneprov Sergey Antonovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professional Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinbug, Russia.
Sumina Tatiana Grigor'evna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinbug, Russia.
Venkov Sergey Sergeevich,
Senior Lecturer, Department of Informational Systems and Technologies, Russian State Vocational Pedagogical University, Eka-terinbug, Russia.
OBJECTIVITY OF EXPERTS' ASSESSMENT OF THE STUDY OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL TEACHER'S READINESS TO TEACHING
KEYWORDS: concept of staffing secondary vocational school; experts' assessement method; factor analysis; humanistic Pedagogy; credibility of research results.
ABSTRACT. The paper justifies the experts' assessement as the main method of research of secondary vocational school teacher's readiness to teaching. The peculiarities of this method, when it is used to assess the staffing potential in secondary vocational school, are described. The experts are heads of vocational educational establishments, their deputies and teachers. The experts' conclusions are proved to be reliable with the help of factor analysis of secondary vocational school teacher's readiness to pedagogical work. The factor structure consists of many factors, the main of which includes eighteen variables and presents the experts' opinion about the leading role of individual approach in teachers' work in order to create conditions that stimulate self-determination and self-actialization of students. The variables of the main factor correlate with the ideas of Humanistic Pedagogy and Psychology by C. Rogers and A. Maslow. The quanti-
tative results of the experts' assessment show that the executives of educational institutions, their deputies and experts in methods of teaching realize the importance of humanistic personal-professional views in the work of secondary vocational school teacher. This proves objectivity of the expertise and competence of the experts. Stability of the factor structure is an important evidence of homogeneity of the experts' assessment carried out in eighty five vocational educational institutions of federal subjects of Russia, which took part in the expertise of secondary vocational school teacher's readiness to pedagogical work.
В педагогических исследованиях, изучающих образовательную среду, и особенно профессиональную деятельность педагогов, традиционно острой является проблема обоснованности и достоверности проведенного исследования. Необходимо количественно определить качественные различия в экспертной оценке основных показателей профессиональной деятельности преподавателя. Возможно ли на основе применения математических методов получить доказательства достоверности и обоснованности применяемой методики исследования?
Нами проведено исследование в рамках проекта «Методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования», организованного Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации в целях совершенствования деятельности системы среднего профессионального образования [5; 8]. Исследование проводилось в соответствии с государственным заданием № 2.76.2016/НМ.
Цель исследования - разработка и осуществление процедур мониторинга, обеспечивающих выявление уровня готовности педагогических работников СПО к реализации широкого диапазона педагогических задач и определение оптимальных форм психолого-педагогического сопровождения их деятельности на основании полученных данных.
Исследование направлено на разрешение противоречия между практически полной укомплектованностью профессиональных образовательных организаций преподавателями с высшим образованием (97%) и недостаточным количеством преподавателей, имеющих профессионально-педагогическое образование (24%), что приводит к целому ряду проблем и затруднений [14]:
• разработка учебно-методических комплексов с учетом специфики СПО;
• выстраивание дидактической, методической и мотивационной структур учебного занятия;
• установление учебно-производственного взаимодействия с работодателями;
• решение задач социально-профессионального воспитания.
Таким образом, мониторинг состояния кадрового обеспечения СПО, нацеленный на исследование сформированности профессионально-педагогических компетенций у преподавателя СПО, является чрезвычайно актуальным.
В профессионально-педагогической образованности преподавателя СПО приоритетную роль играет готовность к осуществлению воспитательной деятельности. Это объясняется тем, что в среднем профессиональном образовании (особенно на ступени профессиональной подготовки рабочего) обучается контингент, отличающийся недостаточно сформированным жизненным и профессиональным целеполаганием, хаотичным восприятием окружающего мира. Обучающиеся крайне слабо мотивированы на познавательную деятельность. Они часто демонстрируют впечатляющие образцы асоциального и девиантного поведения [9]. Поэтому через действия преподавателя в области воспитания, проявление его собственной личностно-профессиональной позиции осуществляется формирование у будущих рабочих и специалистов среднего звена ценностных ориентаций, в том числе, связанных с социальным и профессиональным выбором.
Нравственное поведение, ценностное отношение к человеку, к познанию, к труду, к профессии - все это задачи социально-профессионального воспитания. Не случайно в Законе «Об образовании в Российской Федерации» ведущее место отводится решению задач воспитания в целостном образовательном процессе, в ФГОС по направлению подготовки 44.04.04 и в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, вводимом с 2017 г., особое место отводится компетенциям и трудовым функциям, осуществляющим воспитательную работу [12]. Нерешенность этих задач негативно сказывается как на результатах деятельности обучающихся, так и на выполнении профессиональных функций преподавателями.
В проведенном нами исследовании для получения результатов использовался метод
Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2.76.2016/н.м. на выполнение проекта по теме «Научно-методологическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования»
© Днепров С. А., Сумина Т. Г., Венков С. С., 2017
экспертных оценок [4]. В экспертизе приняли участие эксперты из восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации. Общее количество респондентов - пятьсот двадцать шесть. Количество экспертиз, оказавшихся полностью пригодными для математической обработки, - четыреста семьдесят две.
Для сбора данных в исследовании использовался метод online-опроса, предложенный для проведения педагогического исследования, апробированный и обоснованный С. А. Днепровым и С. С. Венковым для педагогических исследований на основе экспертной оценки [3]. В качестве инструмента исследования был разработан опросник, отражающий показатели готовности преподавателя СПО к решению профессионально-педагогических задач в соответствии с Профессиональным стандартом. Опросник был заключен в электронную оболочку интернет-сайта.
Для оценки экспертами состояния кадрового потенциала СПО было размещено восемьдесят два признака, отражающих готовность преподавателя СПО к профессионально-педагогической деятельности. Эксперты, оценивая готовность преподавателя СПО к решению профессионально-педагогических задач, выставляли свою оценку в соответствии с четырьмя уровнями проявления признака в деятельности преподавателя -«Да» (демонстрирует полную готовность к решению задач), «Скорее да, чем нет» (качество скорее всего проявляется), «Скорее нет, чем да» (качество скорее всего не проявляется), «Нет» (демонстрирует отсутствие готовности к решению профессиональных задач).
В качестве экспертов выступили руководители профессиональных образовательных организаций и преподаватели-методисты, имеющие значительный опыт работы в среднем профессиональном образовании и хорошо осведомленные об особенностях и качестве профессиональной деятельности каждого преподавателя. Объектом экспертизы являлся преподаватель, имеющий образование, соответствующее производственной сфере деятельности, но не имеющий педагогического образования.
Статистическая обработка результатов опроса в дальнейшем производилась с помощью пакета прикладных программ SPSS, позволяющего выполнить анализ данных с использованием методов математической статистики. Учитывая достаточно большой объем выборки, для объяснения результатов исследования применялся факторный анализ. Как известно, факторный анализ позволяет выявить гипотетические величины (факторы), объективно характеризующие рассматриваемое явление по большому количеству экспериментальных данных.
Одной из важнейших задач обработки результатов исследования с помощью данного метода является интерпретация факторов с точки зрения выявления полюсов факторов и объяснения корреляций между переменными (показателями готовности преподавателя СПО к решению разнообразных задач учебно-воспитательного процесса).
Следует отметить, что в математической статистике принято интерпретировать в каждом факторе те переменные, которые имеют большие весовые нагрузки [7]. Каждому фактору присваивается наименование, обобщающее по смыслу включенные в него переменные [Там же].
Нами была получена 11-факторная структура модели представления данных о готовности преподавателя СПО к качественному осуществлению учебно-воспитательной деятельности. Среди факторов, характеризующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя, такие факторы, как: «Индивидуальный подход и создание условий для самоактуализации личности», «Вовлечение в воспитательную творческую деятельность», «Технологии организации профессионально-педагогического взаимодействия», «Профессиональное обучение». «Деятельность по организации социального партнерства», «Проведение чемпионатов Worldskills Russia», «Личные достижения преподавателя как профессионала» и др.
Интерпретация факторов первоначально осуществлялась с точки зрения выявления недостаточно развитых сторон профессионально-педагогической деятельности преподавателя СПО. Однако оценка величины факторных нагрузок, выявление корреляций между переменными, соотнесение их с величинами и частотными характеристиками проявления признаков позволили сделать выводы о качестве работы экспертов.
Самым большим фактором в полученной 11-факторной структуре является фактор «Индивидуальный подход в создании условий для самоактуализации личности». Это свидетельствует о значимости этой обобщенной характеристики в оценке качества профессиональной деятельности преподавателя руководителями профессиональных образовательных организаций и преподавателями-методистами, имеющими значительный опыт работы в среднем профессиональном образовании.
Очевидно, что усилиями педагогов-новаторов и передовых исследователей педагогической теории и практики конца XX -начала XXI вв. система образования России перестроила свою работу в соответствии с гуманистической парадигмой. Организации среднего профессионального образования,
как и все организации высшего образования, в своем учебно-воспитательном процессе целенаправленно воплощают в своей деятельности индивидуальный и личностный подход к обучающемуся.
Реализация гуманистической парадигмы в обучении и воспитании предполагает создание таких условий, в которых обучающийся может получить образование в соответствии со своими потребностями и возможностями. Эти условия способствуют и раскрытию возможностей личности, индивидуальности и духовности человека как для других людей, так и для самого себя, способствуют осознанию человеком того, что он хочет и что он может [11].
Одним из важнейших принципов гуманистической педагогики и психологии является принцип развития, сформулированный А. Маслоу [6]. В соответствии с этим принципом преподаватели должны осуществлять такое педагогическое взаимодействие, в котором происходит развитие самых разных сторон личности обучающегося. Развитие осуществляется только через активность самой личности. Для того чтобы обеспечить эту активность, нужно создавать условия для ее самоактуализации - осознания личностью своей значимости [1; 6].
Учитывая, что потребность в самоактуализации - это врожденная потребность (по А. Маслоу), создание условий для реализации этой потребности играет важную роль в личностном и профессиональном развитии будущего рабочего или специалиста среднего звена в современных условиях и на перспективу развития. Активность личности связана с ее мотивацией к познавательной деятельности. В нашем исследовании рассматриваются показатели, которые являются индикатором учета педагогом потребностей личности обучающихся, формирования ее мотивации, а также индикатором создания условий для самоактуализации личности.
Работа преподавателя СПО, соответствующая реализации гуманистической парадигмы, предъявляет к нему высокие требования с точки зрения его личностно-профессиональной позиции, которая должна быть гуманистической [10]. Этим объясняется совокупность показателей, определенная в процессе факторного анализа, как находящаяся в корреляции с фактором «Индивидуальный подход в создании условий для самоактуализации личности».
Анализируя факторные нагрузки переменных, мы видим, что наибольшую значимость в корреляции с фактором имеют показатели «Преподаватель учитывает различные противоречия процесса самореализации личности для конструктивного решения педагогических проблем», «Преподаватель учиты-
вает психологическое состояние личности в процессе анализа педагогической ситуации» и «Преподаватель выстраивает стратегию общения с учетом ценностных ориентаций и ближайших интересов обучающихся».
Объективность экспертов проявлялась и в том, как они требовательно подходили к оценке личностных качеств преподавателей. Оказалось, что для конструктивного решения педагогических проблем далеко не все преподаватели учитывают противоречия процесса самореализации личности -только 28% экспертов выставили уверенно оценку «Да», рассматривая этот показатель у преподавателей, не имеющих профессионально-педагогического образования. Неуверенность в оценке этого качества с надеждой на положительное решение («Скорее Да, чем Нет») проявили 51% опрошенных, 19% экспертов проявили неуверенность, склоняясь к отрицательной оценке («Скорее Нет, чем ДА») и только 2% опрошенных ответили уверенно - «Нет». Если такое большое количество экспертов (70%) выражают неуверенность даже с надеждой на лучшее, это свидетельствует о необходимости задуматься о том, насколько преподаватель СПО правильно действует, осуществляя анализ педагогической ситуации, и каким будет результат, если он не учитывает педагогические и психологические обусловленности в поведении обучающегося. Да и сможет ли такой преподаватель создавать условия для самоактуализации личности?
В оценке показателя «Преподаватель учитывает психологическое состояние личности в процессе анализа педагогической ситуации» и «Преподаватель выстраивает стратегию общения с учетом ценностных ориентаций и ближайших интересов обучающихся» 41% экспертов поставил оценку «Да», 44% респондентов ответили «Скорее Да, чем Нет», 13% опрошенных выбрали оценку «Скорее Нет, чем Да» и 2% респондентов выставили оценку «Нет».
Когда мы рассматриваем частоту проявления признака «ДА», оцененную в 41%, мы думаем, что все не так уж и плохо, так как 41% - это почти половина преподавателей, которые учитывают психологическое состояние личности обучающихся в анализе педагогической ситуации. Однако обратим внимание на величину факторной нагрузки этой переменной (0,76) - она близка к факторной нагрузке переменной «Преподаватель учитывает различные противоречия процесса самореализации личности для конструктивного решения педагогических проблем» (0,78). Близость значений факторных нагрузок свидетельствует о своеобразной «весовой» корреляции этих пере-
менных. Действительно, как можно учитывать психологическое состояние личности в анализе педагогической ситуации и не учитывать противоречия процесса самореализации личности? Возникает сомнение в профессионально-педагогической компетентности такого преподавателя, но это сомнение свидетельствует в пользу объективности экспертной оценки.
Рассматривая показатель «Преподаватель выстраивает стратегию общения с учетом ценностных ориентаций и ближайших интересов обучающихся», 48% респондентов выставили оценку «Да» и 45% респондентов выставили оценку «Скорее Да, чем Нет», всего 8% опрошенных выставили оценку «Скорее Нет, чем Да». Таким образом, картина достаточно положительная, если не принимать во внимание противоречие с оценками показателя, учитывающего особенности самореализации личности в анализе педагогической ситуации, так как нельзя учитывать ценностные ориентации и ближайшие интересы обучающихся, не задумываясь об особенностях их самореализации.
Рассмотрим следующую совокупность показателей, характеризующих индивидуальный подход в создании условий для самореализации личности. Это - переменные: «Преподаватель анализирует причины возникновения проблем в профессионально-педагогической деятельности», «Преподаватель знает и использует для решения педагогических проблем психологические особенности обучающихся», «Преподаватель повышает значимость каждого обучающегося в творческой подготовке воспитательного мероприятия», «Преподаватель учитывает в планировании воспитательной работы потребности, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также стадии их профессионального развития», «Преподаватель проектирует и применяет новые способы учебных действий обучающихся с учетом закономерностей восприятия и осмысления».
Следует отметить, что наличие педагогической рефлексии в осмыслении причин возникновения проблем в профессионально-педагогической деятельности отмечают 43% экспертов. Показатель «Преподаватель знает и использует для решения педагогических проблем психологические особенности обучающихся» получил оценку экспертов «Да» в 41% случаев. Показатель «Преподаватель учитывает в планировании воспитательной работы потребности, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также стадии их профессионального развития» - получил оценку экспертов «Да» в 49% случаев. Таким образом, практически 50% респондентов отмечают, что
имеет место и педагогическая рефлексия. Планирование воспитательной работы осуществляется не стихийно, а с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Однако показатели «Преподаватель повышает значимость каждого обучающегося в творческой подготовке воспитательного мероприятия», «Преподаватель проектирует и применяет новые способы учебных действий обучающихся с учетом закономерностей восприятия и осмысления» удостоились не слишком высокой оценки экспертов: 34% респондентов выставили оценку «Да» по этим показателям готовности преподавателя СПО к решению профессионально-педагогических задач. Следует отметить, что именно эти переменные характеризуют хорошее, уверенное психолого-педагогическое знание в вопросе создания условий для самоактуализации личности обучающегося. Если экспертная оценка не достигает высоких значений, значит, в целом, вопросы создания условий для самоактуализацию личности решаются в образовательной организации непросто. Возникает существенная проблема, разрешение которой требует помощи преподавателю СПО в виде организации программы повышения квалификации или переподготовки. В противном случае можно сделать вывод о том, что этот преподаватель будет дальше работать вне гуманистической парадигмы обучения и воспитания.
Интерес представляет совокупность переменных с факторными нагрузками, лежащими в пределах 0,51-0,61. С точки зрения корреляций с фактором «Индивидуальный подход и создание условий для самоактуализации личности» эти переменные играют важную роль в интерпретации фактора. Заложенные в переменных и имеющие корреляцию с данным фактором показатели готовности преподавателя СПО к решению задач обучения и воспитания отражают такие характеристики деятельности, как моделирование новых направлений деятельности, формирование у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию, владение методами и средствами развития культуры поведения обучающихся, способность к осуществлению коррекции общения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, умение создавать творческую атмосферу во время подготовки досуговых и социально значимых мероприятий. Все эти показатели получили оценку «Да», выставленную экспертами в среднем в 45% случаев. Результат не очень высокий, но зато охватывается сравнительно большое количество показателей - девять.
Настораживают результаты рассмотрения экспертами двух показателей: «Препо-
даватель проектирует индивидуальные образовательные маршруты обучающихся совместно с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями)» и «Преподаватель разрабатывает и использует в практической деятельности опросники с целью выявления психолого-педагогических индивидуальных и личностных особенностей обучающихся». По первому из этих двух показателей оценку «Да» выставили только 25% респондентов (31% опрошенных - оценка «Скорее Нет, чем Да» и 10% респондентов выставили оценку «Нет»). По второму показателю, связанному с психолого-педагогической диагностикой индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, оценку «Да» выставили 20% экспертов (34% опрошенных выставили оценку «Скорее Нет, чем Да» и 21% респондентов выставили оценку «Нет»).
Таким образом, выявлена серьезная трудность в деятельности преподавателей, не имеющих профессионально-педагогического образования, связанная с проектированием индивидуальных образовательных маршрутов, которые должны создаваться только с участием обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов, участвующих в данном образовательном процессе. Выявление индивидуальных и личностных особенностей может осуществляться с использованием уже разработанных методик. Однако преподаватель должен владеть техниками создания анкет, опросников, диагностических тестов для изучения коллектива и отдельно взятой личности. Выявленные проблемы так же, как и предыдущие, характеризуют необходимость специально организованного профессионально-педагогического знания для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности преподавателя СПО в подготовке будущих рабочих и специалистов среднего звена.
Завершая анализ корреляций переменных фактора «Индивидуальный подход и создание условий для самоактуализации личности», отмечаем следующее.
1. Работа преподавателя СПО по обеспечению требований гуманистической парадигмы обучения и воспитания не допускает бездумного или половинчатого отношения к личности обучающегося, обусловленного отсутствием или недостаточной сформированностью профессионально-педагогической компетентности.
2. В осмыслении результатов факторного анализа нельзя не обратить внимание на то, что эксперты чрезвычайно внимательно отнеслись к необходимости реализации идей гуманистической педагогики и психо-
логии образовательной деятельности преподавателя СПО.
3.Уровень количественных результатов экспертной оценки свидетельствует о понимании экспертами значимости гуманистической личностно-профессиональной позиции педагога СПО в его деятельности. Отсутствует тенденция к завышению оценки. Совокупность признаков, соответствующих использованию психолого-педагогических техник для обеспечения личностного (особенно, личностно центрированного) подхода, характеризуется пониженной частотой проявления признаков. Это является естественным для преподавателей, не имеющих психолого-педагогического образования, поскольку интуитивно, или опираясь на ситуативный жизненный опыт, такие техники реализовать невозможно.
4. Повышенные частоты проявления признаков также лежат в пределах допустимых значений - около пятидесяти процентов, - что можно рассматривать как вполне реалистичные результаты. Действительно, выстраивание индивидуальных траекторий развития обучающихся сегодня рассматривается как веление времени, многие преподаватели об этом знают и работают в этом направлении. Однако в решении этого вопроса тоже не все получается, так как он находится в глубокой взаимосвязи с другими видами профессиональной деятельности педагога, направленными на реализацию индивидуального подхода и создание условий для самоактуализации личности обучающегося. Все эти взаимосвязи через корреляцию переменных внутри фактора мы увидели в результате факторного анализа. Но самое главное, мы увидели, что эти взаимосвязи хорошо осознают наши эксперты.
5. Поскольку факторная структура устойчива и непротиворечиво отражает идеи гуманистической педагогики и психологии, можно уверенно говорить о профессионализме руководителей, их заместителей и преподавателей-методистов в вопросе осуществления экспертизы готовности педагогов к реализации различных видов профессиональной деятельности.
6.Устойчивость полученной факторной структуры является важным доказательством объективности оценки. Мы проводили статистическую обработку результатов исследования несколько раз в процессе осуществления экспертизы: на этапе участия в экспертизе двухсот четырнадцати респондентов, на этапе участия трехсот двух респондентов и на этапе участия в выставлении экспертной оценки четырехсот семидесяти двух респондентов. На всех этих этапах факторная структура была практически полностью неизменной. Фактор «Индиви-
дуальный подход и создание условий для самоактуализации личности» всегда содержал одно и тоже количество переменных. Величина факторных нагрузок, характеризующих корреляции между переменными, оставалась примерно одинаковой. Практически не изменялись и частотные характеристики проявления признаков.
7. Кроме того, нами проводилось пилотажное (пропедевтическое) исследование с целью опробования нами предложенной модели мониторинга состояния кадрового потенциала СПО и проверки валидности разработанных нами измерительных инструментов [15]. Результаты пилотажного исследования и окончательные результаты совпадают в частотных характеристиках проявлений признаков готовности преподавателя СПО к профессионально-педагогической деятельности.
8. Получены объективные свидетельства об однородности подхода в выставлении экспертных оценок, сделанных практически во всех профессиональных образовательных организациях, участвовавших в экспертизе готовности преподавателя СПО
к профессионально-педагогической деятельности, из восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации. То, что фактор «Индивидуальный подход и создание условий для самоактуализации личности» - самый объемный, свидетельствует о наличии устойчивой совокупности требований к профессиональной деятельности преподавателя со стороны руководителей профессиональных образовательных организаций. Эта совокупность требований очень точно и подробно отражает идеи гуманистической педагогики и психологии.
9. Противоречивость результатов исследования, выявленная за счет непредвзятой объективности экспертной оценки в процессе факторного анализа, можно рассматривать как важный источник информации для определения недостаточно развитых сторон профессионально-педагогической деятельности преподавателей СПО, позволяющий сформулировать основные направления переподготовки для преподавателей, не имеющих профессионально-педагогического образования, и тем самым поддержать развитие кадрового потенциала СПО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 173-180.
2. Днепров С. А., Валиев Р. А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию / / Образование и наука. - 2009. - № 9 (66). - С. 124-138.
3. Днепров С. А., Венков С. С. Факторный анализ экспертной оценки онлайн-тестов универсальных качеств личности преподавателей информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 2. - С. 13-18.
4. Днепров С. А. Методика и техника педагогических исследований : учеб. пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям) магистерской программы «профессионально-педагогические технологии». - Екатеринбург : Из-во УрГПУ, 2013. - 94 с.
5. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р [Электронный ресурс] / / Режим доступа: «^«'.минобрнауки.рф / проекты /комплекс-мер-совершенствования-спо.
6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М. : МГУ, 1982. - С. 108-117.
7. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.
8. Романцев Г. М. Стратегия развития профессионально-педагогического образования. Программа «Профессионально-педагогические кадры России» // Теоретические основы высшего рабочего образования : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - С. 249-267.
9. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. -Екатеринбург : Сократ, 2005. - 184 с.
10. Сумина Т. Г. Модель формирования компетенций в изучении дисциплины «Методика воспитательной работы» // Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании : сб. науч. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф., 16 февр. 2016 г., г. Екатеринбург / под ред. С. А. Днепрова, А. В. Пивоварова; РГППУ. - Екатеринбург, 2016. - С. 119-125.
11. Сумина Т. Г. Психолого-педагогические аспекты в решении задач социально-профессионального воспитания // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. - DOI: 10.17853/2312-3281. - 2015. - Вып. 4. - С. 233-241.
12. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата). Официальный сайт Портала Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //fgosvo.ru.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
14. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G, Zimina E. Y, Utkina S. N. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education / / International Journal of environmental & science Education. Article Number. Ijese. - 2016. 525. Published Online: September 15. - 2016. - Pp. 7016-7034. SCOPUS.
15. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G, Zimina E. Y, Utkina S. N. Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education System: Approbation of Monitoring Model // International Journal of environmental & science Education. Article Number. Ijese. - 2016.525. Published Online: Sep-
60 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
tember 15. - 2016. - Pp. 7045-7065/ SCOPUS.
REFERENCES
1. Antsyferova L. I. Psikhologiya samoaktualiziruyushcheysya lichnosti v rabotakh Abrakhama Maslou // Voprosy psikhologii. - 2004. - №4. - S. 173-180.
2. Dneprov S. A., Valiev R. A. Faktornyy analiz otnosheniya studentov pedagogicheskikh vuzov k dogonyay-ushchemu, sinkhronnomu i operezhayushchemu obrazovaniyu // Obrazovanie i nauka. - 2009. - № 9 (66). - S. 124-138.
3. Dneprov S. A., Venkov S. S. Faktornyy analiz ekspertnoy otsenki onlayn-testov universal'nykh kachestv lichnosti prepodavateley informatsionnykh tekhnologiy // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2016. - № 2. - S. 13-18.
4. Dneprov S. A. Metodika i tekhnika pedagogicheskikh issledovaniy : ucheb. posobie dlya studentov vsekh form obucheniya napravleniya podgotovki 051000.68 Professional'noe obuchenie (po otraslyam) magisterskoy programmy «professional'no-pedagogicheskie tekhnologii». - Ekaterinburg : Iz-vo UrGPU, 2013. - 94 s.
5. Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya : Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 3 marta 2015 g. № 349-r.
6. Maslou A. Samoaktualizatsiya // Psikhologiya lichnosti. Teksty. - M. : MGU, 1982. - S. 108-117.
7. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh : ucheb. posobie. - SPb. : Rech', 2004. - 392 s.
8. Romantsev G. M. Strategiya razvitiya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Programma «Pro-fessional'no-pedagogicheskie kadry Rossii» // Teoreticheskie osnovy vysshego rabochego obrazovaniya : mono-grafiya. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1997. - S. 249-267.
9. Smirnov I. P., Tkachenko E. V. Novyy printsip vospitaniya: orientatsiya na interesy molodezhi. - Ekaterinburg : Sokrat, 2005. - 184 s.
10. Sumina T. G. Model' formirovaniya kompetentsiy v izuchenii distsipliny «Metodika vospitatel'noy raboty» // Formirovanie kadrovogo potentsiala SPO - innovatsionnye protsessy na proizvodstve i v profession-al'nom obrazovanii : sb. nauch. tr. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 16 fevr. 2016 g., g. Ekaterinburg / pod red. S. A. Dneprova, A. V. Pivovarova; RGPPU. - Ekaterinburg, 2016. - S. 119-125.
11. Sumina T. G. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty v reshenii zadach sotsial'no-professional'nogo vospi-taniya // Sotsiokul'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh'ya: obshchest-vo, obrazovanie, yazyk. - DOI: 10.17853/2312-3281. - 2015. - Vyp. 4. - S. 233-241.
12. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.04 Professional'noe obuchenie (po otraslyam) (uroven' ba-kalavriata). Ofitsial'nyy sayt Portala Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru.
13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
14. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G, Zimina E. Y, Utkina S. N. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education // Interna-tional Journal of environmental & science Education. Article Number. Ijese. - 2016. 525. Published Online: September 15. -2016. - Pp. 7016-7034. SCOPUS.
15. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G, Zimina E. Y, Utkina S. N. Vocational Peda-gogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education System: Approbation of Moni-toring Model // International Journal of environmental & science Education. Article Number. Ijese. - 2016.525. Published Online: September 15. - 2016. - Pp. 7045-7065/ SCOPUS.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. Д. Ширшов