Е.Г. САМАРЦЕВА, старший преподаватель кафедры горрекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета Тел. 8 (4862)732240; [email protected].
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки студентов дошкольных отделений к осуществлению коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного обучения.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, коррекционная помощь, инклюзивное обучение, дети с особыми образовательными потребностями.
Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий, — все это достаточно резко меняет представление о том, какие же качества современного педагога стоит считать действительно значимыми. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки цели современного профессионального образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности каждого человека, повышению уровня его профессиональной подготовки. Если учесть новый социальный заказ, обращенный к педагогике, который выражается в виде требований к подготовке людей, способных к саморазвитию, к самореализации имеющихся возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше, то становится понятным интерес к интегральным характеристикам личности педагога.
Требования к подготовке педагогов дошкольных образовательных учреждений также меняются. Прежде всего эти новые требования касаются способности педагога массового дошкольного учреждения оказать необходимую коррекционную помощь воспитанникам, в ней нуждающимся. Это обусловлено тем, что стало изменяться отношение общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, пришло осознание необходимости их более широкой интеграции в социум. Детей, имеющих те или иные проблемы и особенности в развитии и посещающих общеобразовательные учреждения, становится в последнее время всё больше, что свидетельствует о появлении тенденций интеграции и инклюзии в российском образовательном пространстве.
В конце XX века определилась мировая тенденция на поощрение интеграции в образовании. В дошкольном образовании это выразилось в разработке концептуальных положений, создающих условия для обеспечения совместного и действительно равного обучения всех детей. Подход «школа для всех» был изложен в Саламанской декларации, принятой в 1994 году 92 странами, в том числе и Россией. В этом доку© Е.Г. Самарцева
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
менте приоритетной задачей образовательной политики было объявлено создание включающего образования.
Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин «инклюзия» имеет отличия от терминов «интеграция» и «сегрегация». При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, который в одинаковой степени необходим для всех членов общества. Под инклюзивным обучением мы понимаем широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей.
Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного обучения, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного воспитанника и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Внедрение идей интеграции и инклюзии в общеобразовательные школы и дошкольные учреждения России в значительной мере зависит от квалификации кадров, что требует внесения изменений в процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования. И в этом ракурсе особое значение приобретает проблема подготовки будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению инклюзивного обучения.
Имеет место противоречие между социальным заказом, направленным на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательных учреждений, и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению инклюзивного обучения и коррекционной деятельности.
Анализ существующих программ подготовки педагогов дошкольного образования показал, что определённые шаги в рамках решения проблемы подготовки педагога, ориентирующегося в вопросах коррекционного и инклюзивного обучения, уже сделаны. В частности, студентам, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», на втором году обучения преподаётся дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии», рассчитанная на сорок часов
аудиторных занятий. На наш взгляд, этого недостаточно.
В рамках разработки модели формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению коррекционной деятельности и инклюзивного обучения мы выделили этапы формирования профессиональной подготовки к осуществлению инклюзивного обучения, компоненты подготовки, уровни сформированности профессиональной готовности к осуществлению коррекционной работы в условиях инклюзивного обучения, условия, повышающие эффективность работы по формированию профессиональной готовности к осуществлению инклюзивного обучения.
Внедрение предлагаемой нами модели формирования профессиональной готовности к осуществлению инклюзивного обучения реализуется через следующие направления:
• создание необходимых условий для формирования профессиональной компетентности педагога в осуществлении коррекционной деятельности в условиях инклюзии;
• моделирование образовательно-профессиональной среды, позволяющей в определённой логике и последовательности строить педагогический процесс, ориентированный на освоение студентами необходимого объёма специальных знаний и умений коррекционной деятельности;
• поиск механизмов формирования личностной позиции педагога, развитие рефлексивных способностей, направленных на самооценку, самоанализ.
К основным условиям, способствующим эффективной подготовке будущих педагогов к осуществлению инклюзивного обучения, мы относим:
• применение технологии обучения, позволяющей сформировать целостную структуру профессиональной деятельности будущих педагогов в процессе инклюзивного обучения посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения;
• использование потенциала содержания традиционно включённых в учебный план дисциплин — «Основы специальной педагогики и психологии» — для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного обучения, приобретения знаний об особенностях развития, обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и о специфике профессиональной деятельнос-
ти педагога общеобразовательного учреждения в условиях инклюзивного обучения; использование внеучебной творческой деятельности: самостоятельная работа, студенческие олимпиады по проблемам специальной педагогики, кружковая работа, привлечение студентов некоррекционных специальностей к участию в работе в Школе для родителей детей-инвалидов; включение в содержание обучения будущих педагогов спецкурса «Инклюзивное обучение детей с проблемами в развитии», предполагающего раскрытие основных теоретических и практических системообразующих компонентов понятия инклюзивного обучения, а также направленного на освоение способов и опыта выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения;
решение профессиональных задач из области обучения и воспитания детей с ограни-
ченными возможностями в ходе прохождения педагогических практик: проведение диагностического обследования, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций, составление индивидуальных и групповых программ развития.
Современные образовательные программы должны включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Особенно интересным, актуальным и важным нам представляется пересмотр содержания обучения специалистов дошкольного образования, подразумевающий формирование у будущих воспитателей массовых дошкольных учреждений компетентности в области осуществления коррекционной деятельности в целом и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в частности.
E.G. SAMARTSEVA
PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHERS TO THE REALIZATION OF CORRECTIONAL ACTIVITY IN INCLUSIVE EDUCATION CONDITION
This article deais with the problem of professional preparation of pre-school education departments’ students to the realization of correctional help to children with peculiar educational needs in condition of inclusive education realization.
Key words: professional preparation, correctional help, inclusive education, children with peculiar educational needs.