УДК 378
С. С. Быкова
Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия
В статье обосновывается важность формирования профессиональной ответственности будущего педагога в процессе его подготовки в вузе. Содержание понятия ответственности раскрывается в контексте философии, психологии и педагогики. Структура профессиональной ответственности будущего педагога определяется посредством совокупности компонентов нравственного и правового характера, проявляющихся через систему отношений к ценностям профессионально-педагогической деятельности. В свою очередь, содержание вузовского образования позволяет формировать профессиональную ответственность будущих педагогов. На примере учебного курса «Педагогика» раскрывается процесс формирования нравственного и правового компонентов профессиональной ответственности будущих педагогов. Представлены результаты исследования понимания студентами содержания рассматриваемого понятия в контексте ответственности перед государством, субъектами образовательной деятельности и самим собой.
Ключевые слова: компетентностный подход, подготовка педагога, образовательный процесс, ответственность, профессиональная ответственность, учебная дисциплина.
S. S. Bykova
Professional Responsibility of the Future Teacher: Content and Structure of the Concept
The article explains the importance of formation of the future teacher 'sprofessional responsibility in the course of his training at a higher educational establishment. The content of this concept is being discussed in the context of Philosophy, Psychology and Pedagogics. The structure of the future teacher'sprofessional responsibility is determined by the formed components of moral and legal nature, manifested through the system of relations to the values of theprofessional and pedagogical sense. The content of higher education allows forming the future teacher's professional responsibility. By the example of the course «Pedagogy» the process of forming the moral and legal components of theprofessional responsibility is being revealed. This article analyzes the questionnaires of students where they show how they understand the content of the concept in the context of responsibility to the state, entities of educational activities and themselves.
Keywords: competence approach, teacher training, educational process, responsibility, professional responsibility, academic discipline.
Действующая нормативно-правовая база в области образования определяет цели, стратегии и перспективы подготовки будущих педагогов. В качестве одной из приоритетных задач педагогического образования выдвигается создание современной системы подготовки, соответствующей потребностям рынка труда, то есть формирование педагога, обладающего профессиональной компетентностью как совокупностью личностных и профессиональных качеств, умеющего адаптироваться к современным условиям.
В настоящее время методологическую основу подготовки будущих педагогов составляют идеи компетентностного подхода, которые создают ориентиры для проектирования и реализации образовательного процесса с учетом следующих положений:
- определение целей педагогического образования через систему общекультурных и профессиональных компетенций, возможность их фиксации в виде моделей выпускника определенного направления подготовки;
- отбор содержания педагогического образования (перечень учебных курсов/модулей, программ практик, возможности социокультурной среды вуза), освоение которых позволит получить желаемые результаты;
- отбор образовательных технологий педагогического образования, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций;
- оперативная оценка хода и результатов формирования компетенций в рамках образовательного процесса [6, с. 41].
Все эти положения закрепляются в федеральных государственных образовательных стандартах и в образовательных программах. В них акцентируется внимание на результатах образования, значимых в практике действующих педагогов. Целью становится сумма знаний и умений, а также способность выпускника ответственно и самостоятельно действовать в различных (жизненных, профессиональных и т. д.) ситуациях. Вариативный набор компетенций, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах, позволяет создавать
© Быкова С. С., 2016
различные компетентностью модели подготовки будущих педагогов.
Анализ основной образовательной программы высшего образования (по направлению подготовки «Педагогическое образование»), в том числе компетенций выпускника-бакалавра (готовность использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность нести ответственность за результаты своего труда (ОПК-4), позволяет обозначить формирование профессиональной ответственности в качестве одной из основных задач подготовки выпускника - будущего педагога. Данная компетенция необходима для будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в требованиях профессионального стандарта педагога профессиональная ответственность рассматривается как один из показателей соответствия выбранной профессии. В качестве основной позиции стандарта обозначено, что современный педагог должен уметь нести ответственность за результаты своего труда, за осуществление своих профессиональных обязанностей, уметь предвидеть последствия собственных действий. Безусловно, он также должен быть способен осуществить функцию контроля и самоконтроля в рамках выполнения профессиональной деятельности с учетом прав и обязанностей всех участников образовательных отношений.
Наличие потенциального заказа от школьной практики на педагога со сформированной профессиональной ответственностью, а также приоритетность ее развития в вузе требует четкого представления о содержании и структуре обозначенного профессионального личностного качества.
В научной литературе понятие «ответственность» рассматривается в контексте философии, психологии и педагогики.
В философской методологии понятие ответственности понимается как отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений. Ответственность может быть, с одной стороны, наложена служебными обязанностями, следовательно, ее стоит рассматривать как обязанность профессионального характера, обусловленную статусом и соглашениями в рамках профессиональной деятельности. С другой стороны - это личностная категория долга как «ответственности перед» [5, с. 172].
Такое двойственное понимание ответственности выявлено в ходе анализа социоцентрического и антропоцентрического подходов. По мнению со-
циоцентристов, ответственность - ядро структуры совести [3], в свою очередь, совесть представлена как «интериоризированный голос значимых Других». Представители социоцентрического подхода рассматривают ответственность в контексте морального сознания, взаимоотношений с внешними субъектами. Субъектами ответственности могут выступать отдельная личность, коллектив или большая социальная общность, чья деятельность подлежит оценке. В этом случае ответственность как следование долгу (должествование) рассматривается как следствие и результат взаимоотношений с другими субъектами и определяет персональное в человеке.
Антропоцентрический подход предполагает совершенно другое понимание соотношения совести и ответственности. Так, по М. Хайдеггеру, человек ответственен только перед своей совестью, содержание которой всецело обусловлено самим индивидом [3, с. 41]. В этом случае ответственность связана с понятиями совести и свободы. Личность берет на себя ответственность и обладает возможностью контролировать, организовывать все свои действия, отношения. Она независима, свободна и не подвержена контролю со стороны других субъектов ответственности. Таким образом, ответственность личности за свое самосуществование совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере ее свободы.
Интегрируя взгляды представителей социоцен-трического и антропоцентрического подходов, резюмируем, что ответственность по форме регулирования, по форме контроля и самоконтроля имеет две стороны. Первая, представленная в контексте морального сознания, связана с долженствованием, формируемым под влиянием других субъектов ответственности: отдельных личностей и социальных общностей, а также нормативных документов. Вторая - ответственность, инициируемая совестью. Личность, которая берет на себя ответственность, обладает возможностью организовывать и контролировать свои действия с позиций нравственных категорий, снимая тем самым внешний контроль и принуждение, обретает независимость и свободу.
Соответственно, при подготовке будущих педагогов как субъектов ответственности должна формироваться ответственность перед самим собой, учащимися, их родителями, коллегами и перед государством в целом.
С точки зрения психологии ответственность как свойство личности интегрируется с другими свойствами, входит в направленность личности, которая определяет ее активность и избирательность отношений к действительности. Личность сама может участвовать в установлении ограничений, в рамках
которых потом будет действовать, - это вопрос внутренней саморегуляции поведения. В этом контексте стоит рассматривать взаимосвязь понятий свободы и ответственности. Свобода и ответственность - это всегда выбор между реализацией своих планов и желаний, учет внутренних перспектив других людей [9].
О многокомпонентном составе ответственности говорит К. А. Абульханова-Славская. Ответственность можно рассматривать как «гарантирование личностью достижения результата своими силами», в то же время она может выступать социальным основанием организованности общества, способным дополнить и восполнить правовую систему [1, с. 30]. Таки образом, исследователь выводит данное свойство из контекста саморегуляции, «поднимая» его на социальный уровень.
Следовательно, определенным уровнем сфор-мированности ответственности считается тот момент, когда возникает автономия «самозаконности» личности, когда она способна сама возводить в принцип выработанные нормы поведения и добровольно следовать им [7]. С точки зрения психологии определяющая роль принадлежит самой личности, умеющей осознавать социальную значимость последствий своего поведения.
В педагогических исследованиях ответственность как качество личности будущего педагога анализируется в рамках профессиональной деятельности. «Профессионально-педагогическая деятельность ответственна. Общество доверяет учителю судьбу подрастающего поколения, то есть свое будущее. Учитель и сам на себя возлагает большую ответственность, добровольно избирая профессию. Прогресс науки и общества в целом зависит от организации воспитания в нем и, в частности, от деятельности учителей» [4, с. 9-10].
Соответственно, очевидна необходимость формирования ответственности у будущих педагогов в процессе обучения в вузе. В процессе педагогической деятельности сформированное качество позволит выполнить следующие функции [8, с. 50]:
- ценностно-ориентационную: деятельность педагога выстраивается на основе ценностей, регламентирующих поведение в профессионально-педагогической сфере;
- мобилизующую: задает постоянство различных психических процессов в ходе реализации принятых решений, направляет личность на выполнение деятельности;
- функцию внешнего контроля и коррекции поведения: руководствуясь чувством педагогического долга, педагог неукоснительно следует профессиональному кодексу педагогической морали;
— функцию самоконтроля, осуществление которой объективно связано с категорией совести (предполагает контроль за выполнением возложенных на личность профессиональных обязанностей).
Таким образом, ответственность в педагогических исследованиях рассматривается как важное профессиональное качество учителя, которое необходимо для реализации основных функций в рамках педагогической деятельности.
Резюмируя рассмотренные выше подходы, обратимся к содержанию понятия ответственности. Для его определения существенное значение имеют взгляды исследователей, представленные в контексте философии и психологии, в соответствии с которыми ответственность обусловлена внутренними и внешними обстоятельствами с точки зрения выполнения личностью функций контроля и самоконтроля. Ответственность понимается ими как отношение взаимозависимости людей, служебных обязанностей, социальных обстоятельств. Ответственность самостоятельно принимается личностью как внутренняя автономия «самозаконности», где она способна, снимая внешний контроль, осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Педагогическая наука на первый план выводит профессиональную деятельность, в рамках которой «ответственность» участвует в выполнении цен-ностно-ориентационной, мобилизующей функций, а также функций внешнего контроля и самоконтроля, коррекции поведения.
Анализ теоретико-методологических подходов, сущностных характеристик понятия
«ответственности» с точки зрения различных наук позволил нам дать определение понятия «профессиональной ответственности будущих педагогов».
Профессиональная ответственность будущего педагога - это профессионально-личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к педагогической деятельности, другим людям и самому себе; характеризующееся единством нравственного и правового компонентов, которые выступают регуляторами контроля за поведением и деятельностью.
Структура понятия профессиональной ответственности может быть раскрыта через ее компоненты.
Нравственный компонент представлен через потребность отношения к ребенку как к наивысшей ценности. Содержание нравственного компонента включает знание системы нравственных ценностей, мотивирующих и мобилизующих к осуществлению деятельности, осознание социальной значимости будущей профессии; а также готов-
ность и способность следовать нормам нравственности в рамках профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности.
Правовой компонент профессиональной ответственности представлен через потребность в приобретении правовых знаний в процессе профессиональной подготовки. Основанный на системе социально-правовых ценностей, он отражает готовность решать профессиональные задачи в рамках правового поля и устанавливать межличностные связи при согласовании своих действий с действиями других субъектов права.
Подготовка будущего педагога в русле формирования профессиональной ответственности понимается как процесс развития нравственного и правового компонентов за счет усвоения содержания вузовского образования.
В учебном курсе «Педагогика» достаточно много тем, которые всецело направлены на решение поставленной задачи. Особое значение для формирования нравственного и правового компонентов профессиональной ответственности будущих педагогов имеет раздел «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Управление образовательными системами. Современные средства оценивания результатов обучения», изучаемый на III курсе (44.04.01 «Педагогическое образование»). К примеру, при изучении темы «Законодательство Российской Федерации в области образования» ставится задача изучить конституционные основы правового регулирования в сфере образования, основные нормативно-правовые акты в области образования и их структуру, а также основные права граждан РФ на образование.
Одно из занятий по обозначенной теме актуализирует понятие «нормативно-правовой акт», раскрывает специфику таких актов, как закон, подзаконные нормативно-правовые акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты, локальные акты, которые используются в области образования. Основным нормативно-правовым актом, требующим подробного изучения, определяется ФЗ «Об образовании в РФ» и Конвенция ООН о правах ребенка. На протяжении всего занятия идет формирование ответственности за проведение государственной политики РФ, за соблюдение прав ребенка; у будущих педагогов вырабатывается самоконтроль за соблюдением норм нравственности в рамках профессиональной деятельности.
По завершении изучения учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Управление образовательными системами. Современные средства оценивания результатов обучения» проводилось анкетирование
студентов на предмет понимания понятия «профессиональная ответственность педагога». В анкетировании приняли участие 105 студентов III курса, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют, что большинство студентов (77 %) определяют важность проявления ответственности к различным субъектам образовательной деятельности, а именно к учащимся, их родителям, коллегам. Представим варианты ответов. Профессиональная ответственность педагога - это:
— «ответственность за то, какие знания дает учитель детям, за их обучение, за жизнь и здоровье детей. За все он отвечает сам» [Светлана Б., III курс, профиль «Начальное образование»];
— «личностная характеристика педагога, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение к своей работе, принятие своих обязанностей и добросовестное их выполнение» [Полина И., III курс, профиль «Русский язык»];
— «ответственность, которую он несет за уровень образования его учеников, процесс их социализации, а также за процесс воспитания» [Василий П., III курс, профиль «Физическая культура»];
— «способность понимать и контролировать свою деятельность, корректировать ее, подстраиваться под потребности ученика» [Ульяна В., III курс, профиль «История»].
Согласно результатам анкетирования, 17 % студентов считают, что в основе рассматриваемого понятия заложена ответственность перед обществом, государством. Представим мнения студентов:
— «личностная характеристика, определяемая зависимостью между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества, для конкретных людей» [Анастасия Р., III курс, профиль «Иностранный язык»];
— «ответственность учителя перед обществом за то, каким будет молодое поколение» [Евгений Е., III курс, профиль «История»].
Лишь 6 % студентов считают, что педагогу необходимо давать отчет о своих профессиональных действиях только перед самим собой:
— «осознание учителем себя как субъекта контроля или самоконтроля собственного поведения» [Мария С., III курс, профиль «Физическая культура»];
— «способность понимать, корректировать и контролировать результаты своих действий, выполнять требования, самому соответствовать нравственным нормам» [Екатерина Р., III курс, профиль «Математика»].
На основании анализа представленных ответов можно сделать вывод о том, что для будущих педагогов принципиально важной составляющей профессиональной ответственности является ответственность перед субъектами образовательной деятельности, а выполнение профессиональных обязанностей связано с внешней регламентацией их деятельности со стороны разных нормативных документов, контролирующих органов. В ответах студентов недостаточно представлена позиция, связанная с внутренним контролем за собственной деятельностью. Безусловно, это показатель того, что работа по формированию профессиональной ответственности, а именно нравственного компонента, должна быть продолжена.
Резюмируя сказанное по проблеме определения содержания и структуры профессиональной ответственности будущего педагога, можно обозначить следующие выводы:
- Формирование профессиональной ответственности будущего педагога определяется как одна из основных задач модели подготовки выпускника. Наличие сформированной профессиональной ответственности у будущего педагога является показателем соответствия выбранной профессии.
- Профессиональная ответственность будущего педагога - это профессионально-личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к педагогической деятельности, другим людям и самому себе, характеризующееся единством нравственного и правового компонентов, которые выступают регуляторами контроля за поведением и деятельностью.
- В структуру понятия профессиональной ответственности входят нравственный и правовой компоненты. В содержание нравственного компонента включается знание системы нравственных ценностей, мотивирующих и мобилизующих на деятельность; правовой компонент подразумевает знание системы социально-правовых ценностей, которые позволяют решать профессиональные задачи в рамках правового поля.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995. - С. 27-48.
2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории исследования реальной личности) [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Избранные психологические труды. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. - 224 с.
3. Барсукова, С. А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии [Текст] / С. А. Барсукова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 1. - С. 36-44.
4. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности [Текст] / Н. В. Кузьмина. -Л. : Изд-во Лениградского университета, 1967. - 181 с.
5. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Т. III Ин-т философии РАН. - М. : Мысль, 2010. - 692 с.
6. Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей в условиях современных социокультурных изменений: теоретико-методологический и практико-ориентированный аспекты [Текст] / под ред. К. С. Бажина, Г. И. Симонова, Е. А. Ходырева. - К^ов : Радуга-ПРЕСС, 2012. - 271 с.
7. Слободчиков, В. И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. И. Слободчиков. - М., 1994. - 22 с.
8. Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания [Текст] / М. Г. Яновская. - Киров : Изд-во ВГПУУ 1998. - 93 с.
9. Rychlak, J. F. The nature and challenge of teleological psychological theory // Annals of theoretical psychology / Eds. J. R. Royce, Mos. - N. Y.: Plenum Press, 1984. V 2. P. 115-150.
Bibliograficheskij spisok
1. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Tipologija lichnosti i gumanisticheskij podhod [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaja // Gumanisticheskie problemy psihologicheskoj teorii. - M., 1995. - S. 27-48.
2. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Psihologija i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii issledovanija real'noj lichnosti) [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaja // Izbrannye psihologicheskie trudy. - Voronezh : Izd-vo NPO «MODEK», 1999. - 224 s.
3. Barsukova, S. A. Konceptual'noe pole fenomena «sovest'» v psihologii [Tekst] / S. A. Barsukova // Psiholog-icheskij zhurnal. - 2013. - T. 34. - № 1. - S. 36-44.
4. Kuz'mina, N. V. Ocherki psihologii truda uchitelja: psihologicheskaja struktura dejatel'nosti uchitelja i formiro-vanie ego lichnosti [Tekst] / N. V Kuz'mina. - L. : Izd-vo Lenigradskogo universiteta, 1967. - 181 s.
5. Novaja filosofskaja jenciklopedija [Tekst] : v 4 t. / T. III In-t filosofii RAN. - M. : Mysl', 2010. - 692 s.
6. Psihologo-pedagogicheskie mehanizmy i sredstva formirovanija obshhekul'turnyh, professional'nyh i lich-nostnyh kompetentnostej v uslovijah sovremennyh soci-okul'turnyh izmenenij: teoretiko-metodologicheskij i prak-tiko-orientirovannnyj aspekty [Tekst] / pod red. K. S. Bazhi-na, G. I. Simonova, E. A. Hodyreva. - Kirov : Raduga-PRESS, 2012. - 271 s.
7. Slobodchikov, V I. Razvitie sub#ektnoj real'nosti v ontogeneze [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk / V I. Slobodchikov. - M., 1994. - 22 s.
8. Janovskaja, M. G. Jemocional'no-cennostnye tehnologii nravstvennogo vospitanija [Tekst] / M. G Janovskaja. - Kirov : Izd-vo VGPU, 1998. - 93 s.
9. Rychlak, J. F. The nature and challenge of teleological psychological theory // Annals of theoretical psychology / Eds. J. R. Royce, Mos. N. Y.: Plenum Press, 1984. V 2. P. 115-150.