5. Ященко Н.В. Индивидуальное творческое задание в процессе обучения студентов иностранному языку. Актуальные проблемы лингвистики илингводидактики. Вып. 5. Барнаул: Издательство АЛтайской академии экономики и права, 2011: 66 - 70.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Норпулатова Х.А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов. Молодой ученый. 2012; 1; Т. 2: 112 - 116. Available at: https://moluch.ru/archive/36/4140
8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Москва: Прогресс, 1965.
9. Дидрих А.В. Развитие творческих способностей студентов на занятиях по практике устной и письменной речи второго иностранного языка (немецкий). Вестник АлтГПА: гуманитарные науки. 2014; № 21: 111 - 116.
References
1. Stat'ya 69 Zakon 273-FZ «Ob obrazovanii vRF» 2018. Available at:https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/69/
2. Novikova I.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej - vazhnejshaya zadacha nachal'nogo obrazovaniya .Available at: http://otkrytyjurok.rf/ stat'i/410459/
3. Tumanina A.V. Harakteristika ponyatiya «tvorcheskie sposobnosti detej». Available at:http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-ponjatija-tvorcheskie-sposobnosti-detei-pervaja-chast.html
4. Teplov B.M. Sobranie trudov. Moskva: Izd-vo «Pedagogika», 1985.
5. Yaschenko N.V. Individual'noe tvorcheskoe zadanie v processe obucheniya studentov inostrannomu yazyku. Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Vyp. 5. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava, 2011: 66 - 70.
6. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in.yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
7. Norpulatova H.A. Aktivnye metody obucheniya, napravlennye na razvitie samostoyatel'nogo i tvorcheskogo myshleniya studentov. Molodoj uchenyj. 2012; 1; T. 2: 112 - 116. Available at: https://moluch.ru/archive/36/4140
8. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Moskva: Progress, 1965.
9. Didrih A.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov na zanyatiyah po praktike ustnoj i pis'mennoj rechi vtorogo inostrannogo yazyka (nemeckij). Vestnik AltGPA: gumanitarnye nauki. 2014; № 21: 111 - 116.
Статья поступила в редакцию 11.05.18
УДК 371.3:502
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports in Altay State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Sergazina Zh.Zh., senior teacher, Department of Preschool and Elementary Education, postgraduate, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF THE BASICS OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY OF AN INDIVIDUAL. The article on the basis of theoretical analysis of scientific-research literature reveals essential aspects of environmental responsibility of an individual. This concept is considered in philosophical, sociological, psychological and pedagogical contexts. Different approaches to the interpretation of the ecological responsibility of the individual, existing within the paradigm of interaction between man and the world, are critically comprehended, its functionality is described. The author's definition of the environmental responsibility is holistic integrative, functionally significant as a personality, due to the presence of plants to environmental responsibility, knowledge and awareness of the individual essence of environmental responsibility, environmentally responsible attitudes and experience of environmentally responsible behavior.
Key words: responsibility, environmental responsibility, functions of environmental responsibility.
В.Л. Крайний, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Ж.Ж. Сергазина, ст. преп. каф. Дошкольного и начального образования, аспирант, Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье на основе теоретического анализа научно-исследовательской литературы раскрываются сущностные аспекты экологической ответственности личности. Данное понятие рассматривается в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контекстах. Критически осмысливаются различные подходы к трактовке экологической ответственности личности, существующие в рамках парадигмы взаимодействия человека и окружающего мира, описывается её функционал.Дается авторское определение экологической ответственности как целостному интегративному, функционально значимому качеству личности, обусловленному наличием установок на экологическую ответственность, знанием и осознанием личностью сущности экологической ответственности, экологически ответственным отношением к действительности и опытом экологически ответственного поведения.
Ключевые слова: ответственность, экологическая ответственность, функции экологической ответственности.
Прежде чем начать говорить об экологической ответственности следует обратиться к понятию ответственности как качества личности, которое широко изучено как в философии, так и в педагогике. Ответственность определяется как способность личности держать ответ за содеянное перед природой, обществом, самим собой (своей совестью) и, в некоторых системах мировоззрения, перед Богом. Ответственность имеет несколько направлений развития: «... от коллективной к индивидуальной; от внешней к внутренней; от ретроспективного плана к перспективному. Исторически проблема ответственности человека стала очевидной в тот самый момент, когда сформировалось сознание и самосознание человека» [1, с. 28].
В философско-этическом аспекте ответственность рассматривается как отношение между личностью и обществом. При этом личность - субъект ответственности, акты её деятельности
- объекты ответственности. Так И.Н. Торунцов рассматривает ответственность как норму поведения личности, как философ-ско-этическую категорию, составной элемент морали, выражающий отношение личности к обществу и общественным нормам поведения [2]. В психологическом аспекте ответственность - это своеобразное состояние сознания, волевое качество личности и регулятор ответственного поведения, напрямую связанное с ценностными ориентациями, морально-ценностными мотивами и уровнем осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию [3].
Большинство отечественных авторов, таких как К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, А.А. Деркач, А.И. Крупнов, Д.И. Фельдштейн и др. рассматривают ответственность как одно из значимых качеств личности человека. Так, К.А Абульханова-Славская подчерки-
вает, что благодаря ответственности, чувству долга, личность выступает как субъект, осуществляющий общественные дела заинтересованно. Следствием же развития ответственности как общественной черты является превращение требований коллектива, общества во внутренне значимые требования к личности [4]. Исследуя психологию ответственности, К. Муздыбаев делает важный вывод: «Ответственность есть результат интеграции всех психологических функций личности: субъективного восприятия окружающего мира, оценки собственных жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному, воли» [5, с. 45].
Тесная связь формирования ответственности личности с воспитанием гражданственности и высокой нравственности прослеживается в работах В.А. Сухомлинского: «Ибо гражданственность - прежде всего, ответственность, долг - та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу» [6, с. 238].Благодаря тому, что В.А. Сухомлинскому удалось органически соединить гражданственность, ответственность и совесть, ответственность выступает у него в высшей форме. Во-первых, она характеризует способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять самооценку и самоконтроль, во-вторых, значительно расширяется сфера вмешательства личности в окружающий мир и утверждается идея личной ответственности за все созданное народом.
Ответственность как интегративное качество личности развивается в процессе обучения и воспитания с учетом моральных норм общества. Она определяет поведение человека на основе осознания им социальных и правовых норм, духовных и нравственных ценностей общества, побуждающее к успешной социально-ориентированной жизнедеятельности, требующее соблюдения этических норм в профессиональной деятельности и потребности в саморазвитии [7].
В целом педагогической науке ответственность рассматривается как интегративное нравственное качество личности, которое характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и норм, выражающих общественную необходимость, и формируется в процессе деятельности в результате интерио-ризации социальных ценностей, норм и правил.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблеме ответственности личности в науке уделяется достаточное внимание. Изучение основных направлений разработки проблемы ответственности личности позволило определить основные сущностные аспекты исследуемого вопроса.
Устойчивое развитие современного общества и природы обеспечивается экологической ответственностью каждого члена общества через поведение и деятельность, основы формирования которой закладывается в системе образования. Возведение во главу угла социальных аспектов экологии, выход на первый план социально-экологического подхода требуют параллельного и согласованного формирования социальной и экологической сторон ответственности как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов [8].
Экологическое образование направлено на формирование у личности экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Такая актуальная тенденция современного образования как его экологизация, безусловно, предполагает формирование экологической направленности личности. Под экологической направленностью личности понимается соответствующее её свойство, выраженное в целях и мотивах поведения, потребностях и интересах, идеалах и убеждениях, т. е. условно все то, что можно отнести к характеристикам экологически ответственной личности [9]. Экологическая ответственность как педагогическая категория определяется и как характеристика экологической компетентности человека. Экологическая компетентность, по определению Л.В. Моисеевой, выступает как профессионально-личностная характеристика, основанная на интеграции знаний, умений в области экологии и нравственного отношения к природе, обусловливающая готовность выбирать, создавать и применять технологии, отвечающие требованиям нравственного и экологического императивов [10].
В настоящее время в качестве основной цели экологического образования рассматривается экологическая ответственность как нравственная характеристика личности, которая является внутренним регулятором взаимоотношений в системе «человек - природа» и определяет характер взаимодействия современного человека сбиосферой [11].Экологическая ответ-
ственность, являющаяся частью ответственности как таковой, это не просто ответственность перед природой. Экологическая ответственность - это способность личности держать ответ за содеянное с природой: перед самой природой; социумом; собой.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убежденности, а не страха за возможное наказание - осуждение со стороны окружающих. В педагогическом исследовании проблемы формированияэкологической ответственности можно выделить несколько подходов:
- функциональный, рассматривающий экологическую ответственность через её отдельные проявления или связь с каким-либо качеством;
- структурный, раскрывающий сущность экологической ответственности через её строение, состав, взаимосвязь компонентов;
- деятельностный, выделяющий сущность ответственного отношения к учению в условиях коллективной учебной деятельности, в условиях организации общественного контроля, товарищеской взаимопомощи, в трудовой деятельности;
- целостный, рассматривающий ответственность как интегративное качество, оказывающее стимулирующее воздействие на развитие личности.
Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологамии психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Сураве-гиной, А.П. Сидельского, И.Т. Барановой [12]. «Ответственное отношение к окружающей среде, - пишет И.Т. Суравегина, - есть способность и возможность сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования морального долга и решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата [13, с. 107]. Согласно мнению автора, ответственное отношение личности к природе характеризуется следующими основными признаками: устойчивость ценностных ориентаций экологического характера; овладение знаниями о взаимодействии общества и природы; желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное участие в нём.
В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта, выражающие:
- отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека;
- отношение к собственным природным данным, к своему организму, который объективно включен в систему экологических взаимодействий;
- отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования.
Экологическая ответственность как нравственно-волевое качество личности, внутренний регулятор взаимоотношений в системе «человек - биосфера» ориентирован на сохранение и развитие этой системы, а также её членов, основан на понимании своего места в этой системе и осознании необходимости осуществлять экологически ответственную деятельность. При этом экологическая ответственность предполагает не просто умение личности предвидеть результаты своих действий и осознавать ответственность за них, но и осознание личной сопричастности глобальным общественным и экологическим процессам [14].
Таким образом, проведенный анализ существующих подходов к исследуемой проблеме позволяет определить экологическую ответственность личности как интегративное качество, регулирующее осознанное поведение и деятельность личности по отношению к окружающей природе, стимулирующее дальнейшее всестороннее развитие личности. Экологическая ответственность личности объединяет в себе положительные нравственные качества личности, регулирует экологическое поведение и деятельность по отношению к природе в соответствии с требованиями общества, способствует проявлению человеком положительных нравственных качеств в любой жизненной
ситуации. Кроме того, экологическая ответственность выражает интегрированность, автономность личности, и одновременно её противопоставленность окружению, связанную с её внутренней активностью и независимостью в отношении к природе. При этом данное качество характеризует высокий уровень сформи-рованности личности, успешное выполнение личностью экологических функций в окружающей природной среде и её социальную направленность. Экологическая ответственность истинно ответственной личности наполняется не просто чувством долга, обязательности и исполнительности по отношению к природе, а в первую очередь, осознанием и проявлением ответственного отношения за свои поступки, за других, за общество в системе «человек - природа». Выступая как системообразующий компонент личности, экологическая ответственность скрепляет все компоненты личности, способствуя целостности, определенности того или иного её типа [15].
Экологическая ответственность, являясь важной частью общей ответственности личности, проявляется в его духовной жизни, поступках. Экологическая ответственность как особое свойство личности ориентирует человека исходить в своих действиях из признания абсолютной ценности жизни, всего живого. Такое отношение к природе возникает как результат усвоенных экологических знаний и умений рационального природопользования, как проявление экологического сознания. В этой связи П.Ю. Утков отмечает: «Под экологическим сознанием мы понимаем такой набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально значимых отношений «я и природа - одно целое» [16, с. 178]. Потому воспитание экологической ответственности предполагает формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы» [17].
Итак, были изучены взгляды различных авторов относительно трактовки экологической ответственности личности. Каждая из указанных выше работ, раскрывая ту или иную сторону экологической ответственности личности, в определенной степени способствует теоретическому решению проблемы.
Поскольку экологическая ответственность выражает единство личности и природы, то основным средством воздействия экологической ответственности на личность являются те механизмы жизни и деятельности, которые проявляются на уровне взаимосвязи индивидуального, природного и социального. С этой точки зрения и следует подходить к осмыслению вопроса о функциях экологической ответственности, к числу которых можно отнести следующие: управленческая, смыслообразую-щая, мотивационно-побудительная, коммуникативная, стабилизирующая, социально-воздействующая, эмоционально-оценочная. Кратко остановимся на некоторых из них.
Управленческая функция играет особую роль в управлении экологическим развитием личности, так как сама личность может осуществлять управление экологическим развитием личности через формирование экологической ответственности в деятельности.
Смыслообразующая функция экологической ответственности возникает на основе личностных смыслов и реализуется в процессе переосмысления поступающей из внешнего мира информации. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что в самом общем виде вопрос о смысле чего-либо для человека может стоять тогда, когда человек понимает, осознает, зачем он это делает и в этом для него заключается смысл [18].
Мотивационно-побудительная функция раскрывает механизмы формирования мотивации ответственного отношения к природе и ответственного поведения личности в природной среде. Использование именно мотивов в педагогической деятельности имеет немалый смысл. При этом ориентация на мотивы раскрывает широкие и устойчивые перспективы в жизни воспитанника при наличии экологической ответственности.
Коммуникативная функция экологической ответственности обеспечивает включение личности в природную и социальную среду, её готовность к совместной природоохранной деятельности с другими членами общества.
Стабилизирующая функция обеспечивает моральную устойчивость личности в нравственно-экологической направленности и помогает человеку выстоять физически и сохранить внутренние стержни в условиях неблагоприятного нравственного и духовного окружения.
Социально-воздействующая функция выражает активное влияние личности на социоприродное окружение и проявляется через активную природоохранную деятельность субъекта, сознательно стремящегося к изменению и сохранению природы.
Эмоционально-оценочная функция экологической ответственности проявляется обычно в виде эмоциональной окраски восприятия и переживания событий и явлений личностью. В плане решения экологических задач эта функция имеет немалое значение, так как в процессе деятельности и взаимодействия личности с социальной группой и природной средой активное усвоение социального опыта непосредственно связано с эмоциональным переживанием человека. Эмоционально переживаемое становится небезразличным для личности, вызывая у него оценку происходящего взаимодействия человека и общества с природой.
Изучение экологической ответственности как интегратив-ного явления в контексте целостной развивающейся личности соответствует современному научному подходу к исследованию окружающей действительности. Под интеграцией, вслед за Г.Ф. Федорцом, мы понимаем «восстановление, восполнение, объединение в единство, в целое каких-либо элементов; состояние взаимосвязанных отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние» [19, с. 90]. Показателем единства может служить внутренняя структура экологической ответственности личности как взаимосвязь её компонентов, а также устойчивость всех её функций. В понимании экологической ответственности личности можно выделить следующие составляющие: ясное знание личностью своих конкретных обязанностей как значимых для неё, так и для общества; принятие этих обязанностей, положительное переживание личностью своего отношения к ним, стремление к их выполнению; реализацию принятых обязанностей в конкретных действиях и поступках, способность личности контролировать свои действия, свое поведение: устанавливать отклонение реализуемой программы от заданной (или их соответствие) и вносить соответствующие коррективы в план деятельности [20].
Экологическая ответственность выступает как частная потребность в познании мира, как отражение в сознании личности нужды в систематическом пополнении своих экологических знаний, как необходимость и потребность в совершенствовании себя и мира вокруг. Поначалу экологически ответственное поведение возникает из анализа социоприродной ситуации, в которой личность по внутреннему побуждению берется за выполнение каких-либо общественных действий, приносящих ему удовлетворение. Дальше же развитие и совершенствование экологической ответственности личности происходит по мере того удовлетворения, которое человек получает в процессе природоохранной деятельности.
Итак, на основании проведенного исследования мы предлагаем следующее определение исследуемого качества. Экологическая ответственность - это целостное интегративное, функционально значимое качество личности, которое определяется наличием установок на экологическую ответственность, знанием и осознанием личностью сущности экологической ответственности, экологически ответственным отношением к действительности и опытом экологически ответственного поведения.
Экологическая ответственность личности есть важнейший показатель гармонии человека с окружающей природой, определяющий весь образ его жизни. Она является значимым результатом воспитания и самовоспитания; вместе с тем она выступает одновременно и как важное условие и инструмент саморазвития личности и его взаимоотношений с природной средой. Установлено, что чем выше уровень экологической ответственности личности, тем интенсивнее протекают процессы «обратной связи», т. е. усвоение и применение опыта экологически ответственного поведения.
Вышеприведенное определение экологической ответственности, сформулированное исходя из результатов теоретического исследования, тем не менее, не претендует на роль единственно верной и стабильной дефиниции. Оно выведено в рамках господствующей в данный момент научной парадигмы и адекватно современным условиям. С развитием общества, нравственных норм и требований, науки в целом и экологической науки в частности, с дальнейшим изучением других граней экологической ответственности личности, появлением новых подходов к изучению поставленной в данной статье проблемы возможна разработка и других определений экологической ответственности, более полно и точно отражающих сущность этого сложного понятия в обновлённой ситуации.
Библиографический список
1. Мишина Ю.Д. Психолого-педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2002.
2. Торунцев И.П. Ответственность личности в условиях социализма. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1968.
3. Нургалиева А.К. Ответственность подростков и её формирование в воспитательном процессе школы. Павлодар: ПГПИ, 2012.
4. Абульханова^лавская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.
5. Муздыбаев К. Психология ответственности. Москва: Наука, 1983.
6. Cухомлинский В.А. Рождение гражданина. Москва: Молодая гвардия, 1971.
7. Кочетова И.Д. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Хабаровск, 2011.
8. Длимбетова Г.К. Формирование экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы: констатирующий этап эксперимента. Вестник ПГУ. 2009; № 3: 33 - 34.
9. Пономаренко Е.В., Искакова Л.Т. ^временная оценка уровня сформированности экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Материалы IVмеждународной научно-практической конференции. ^фия: Бял ГРАД-БГ, 2008; Т. 11: 29 - 32.
10. Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург: УрГПУ, 1996.
11. Огавропольцева ^А. Особенности воспитания экологической ответственности подростков на современном этапе развития культуры. Рудня: Альтиора Плюс, 2007.
12. Васильев C^. Формирование природоохранных понятий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1994.
13. Cуравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1986.
14. Карпова Н.Н. Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач. Диссертация . кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005.
15. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. Москва: Наука, 1983.
16. Утков П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Начальная Школа.2002; № 8: 175 - 180.
17. Актамов И.Г. Ответственное отношение к природе у подростков в разных социокультурных средах. Вестник Бурятского универси-тета.2006; Cер.7. Педагогика. Вып. 14; 153 - 159.
18. Абульханова^лавская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
19. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (Предпосылки,опыт).Ленинград: ЛГПИ, 1989.
20. Елканов C^. Ответственность как качество личности у подростка. К проблеме управления обучением и воспитанием. Москва: МГУ, 1970.
References
1. Mishina Yu.D. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya otvetstvennosti u studentovpedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2002.
2. Toruncev I.P. Otvetstvennost'lichnosti v usloviyah socializma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1968.
3. Nurgalieva A.K. Otvetstvennost'podrostkov i ee formirovanie v vospitatel'nom processe shkoly. Pavlodar: PGPI, 2012.
4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.
5. Muzdybaev K. Psihologiya otvetstvennosti. Moskva: Nauka, 1983.
6. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. Moskva: Molodaya gvardiya, 1971.
7. Kochetova I.D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Habarovsk, 2011.
8. Dlimbetova G.K. Formirovanie 'ekologicheski otvetstvennoj lichnosti vypusknika obscheobrazovatel'noj shkoly: konstatiruyuschij 'etap 'eksperimenta. VestnikPGU. 2009; № 3: 33 - 34.
9. Ponomarenko E.V., Iskakova L.T. Sovremennaya ocenka urovnya sformirovannosti 'ekologicheski otvetstvennoj lichnosti vypusknika obscheobrazovatel'noj shkoly. MaterialyIVmezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Sofiya: Byal GRAD-BG, 2008; T. 11: 29 - 32.
10. Moiseeva L.V. 'Ekologicheskoe obrazovanie: istoricheskij aspekt. Ekaterinburg: UrGPU, 1996.
11. Stavropol'ceva S.A. Osobennosti vospitaniya 'ekologicheskoj otvetstvennosti podrostkov na sovremennom 'etape razvitiya kul'tury. Rudnya: Al'tiora Plyus, 2007.
12. Vasil'ev S.V. Formirovanie prirodoohrannyh ponyatij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1994.
13. Suravegina I.T. Teoriya i praktika formirovaniya otvetstvennogo otnosheniya k prirode. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1986.
14. Karpova N.N. Formirovanie 'ekologicheskoj otvetstvennostistarsheklassnikov vhode resheniya 'ekologo-prikladnyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2005.
15. Celikova O.P. Nravstvennaya celostnost'lichnosti. Moskva: Nauka, 1983.
16. Utkov P.Yu. Iz opyta 'ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya Shkola.2002; № 8: 175 - 180.
17. Aktamov I.G. Otvetstvennoe otnoshenie k prirode u podrostkov v raznyh sociokul'turnyh sredah. Vestnik Buryatskogo universiteta.2006; Ser.7. Pedagogika. Vyp. 14; 153 - 159.
18. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
19. Fedorec G.F. Problema integracii v teorii i praktike obucheniya (Predposylki,opyt).Leningrad: LGPI, 1989.
20. Elkanov S.B. Otvetstvennost' kak kachestvo lichnosti u podrostka. Kprobleme upravleniya obucheniem i vospitaniem. Moskva: MGU, 1970.
Статья поступила в редакцию 08.05.18
УДК 796
Zolotukhina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer of Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Popova O.A., senior teacher, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE AMONG 400-METERS RACE RUNNERS IN A SCHOOL ENVIRONMENT. In
the article a modern system of 400-meters race runners training is under consideration. The paper deals with such issues as organization of training activity under conditions of track-and-field school club (the main interaction form of which is group work), exercises according to individual program and participation in competitions. The paper presents some methods and techniques of training 400-meters race runners, which help the organism to adapt to the physical exercises faster. It is noticed that improvement of the system of development of special endurance has significant importance in building runners' sportsmanship. On the basis of the conducted analyses the methodic of development of special endurance among 400-meters race runners was worked out. It is based on positive influence of weightlifting exercises conducted in statnamic mode. For the purposes of checking the efficiency of development