К МБИЛЕМ АКАДЕМИК* Б.Т.ВЕЛИЧКОВСКОГО
Профессиональная ориентация подростков как актуальная проблема в подготовке квалифицированных рабочих кадров
Е.И.Шубочкина, В.Р.Кучма, Е.М.Ибрагимова
Научный центр здоровьядетей РАМН, Москва (директор — акад. РАН и РАМН, проф. А.А.Баранов)
~\ Изучалась сформированность профессионального самоопределения учащихся московских колледжей (800 человек). Оценивались причины выбора профессии, удовлетворенность организацией обучения, успеваемость. Изучался образ жизни и качество жизни (MOS-SF-36), самочувствие, социальная адаптированность. Показано, что при несформированном профессиональном самоопределении и случайном выборе профессии учащиеся достоверно чаще негативно оценивают организацию учебного процесса и профессиональной подготовки, имеют сниженную учебную мотивацию, более низкую успеваемость по теоретической и производственной подготовке. У них чаще отмечаются проявления стресса: ухудшение настроения и самочувствия, более высокая заболеваемость ОРЗ, повышенный риск случайной наркотизации, снижается качество жизни. Неадекватный профессиональный выбор отрицательно влияет на уверенность в трудоустройстве. Делаются выводы о необходимости оптимизации существующей системы профессиональной ориентации на этапе школьного обучения.
Ключевые слова: подростки, профессиональная ориентация, случайный выбор профессии, сниженная мотивация, _1 проявления стресса, трудности трудоустройства
Professional Orientation of Adolescents as an Actual Problem in Training of Skilled Workers
E.I.Shubochkina, V.R.Kuchma, E.M.Ibragimova
Scientific Center of Children’s Health of RAMS, Moscow (Director — Acad, of RAS and RAMS, Prof. A.A.Baranov)
The formation of professional self-determination of Moscow college students (800 people) was studied. Reasons for choosing the profession, satisfaction with the organization of training, academic performance were estimated. The lifestyle and quality of life (MOS-SF-36), health, social adaptation were studied. It was shown that students with unshaped professional self-determination and random choice of profession had significantly more negative assessment of the learning process and training, had reduced learning motivation, lower performance in theoretical and industrial training. They had more frequent manifestations of stress: worsening of mood and well-being, the higher incidence of acute respiratory infections, the increased risk of casual narcotization, the reduced quality of life. The inadequate professional choice negatively affects confidence in employment. Conclusions about the need for optimization of existing system of vocational guidance at the stage of school training are drawn.
Key words: adolescents, vocational guidance, the casual choice of profession, the reduced motivation, manifestations of a stress, difficulty of employment
В современных социально-экономических условиях работодатели предъявляют повышенные требования к качеству кадров, уровню их профессиональной подготовки [1, 2]. Современный работник в условиях конкурентных отношений должен иметь не только хорошую
Для корреспонденции:
Шубочкина Евгения Ивановна, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией гигиены профессионального обучения, труда и профориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН
Адрес: 103064, Москва, Малый Казенный пер., 5, стр. 5 Телефон: (495) 917-4639 E-mail: [email protected]
Статья поступила 11.11.2013, принята к печати 25.12.2013
78
подготовку, но и быстро осваивать новые навыки и умения, адаптироваться к меняющимся условиям, обладать стабильной работоспособностью. Все это должно закладываться на этапе подготовки будущих специалистов в учебных заведениях профессионального образования. Их успешность в поиске работы и адаптация в профессии зависят от многих факторов. Занятость выпускников системы профессиональной подготовки — это комплексный показатель ее качества и результативности. При высокой потребности в рабочих кадрах — до 70% вакансий на рынке труда — высоким остается число безработных среди выпускников учебных заведений профессионального образования [1, 2]. Результаты социологических исследований указывают на случайность выбора профессии
Профессиональная ориентация подростков как актуальная проблема в подготовке квалифицированных рабочих кадров
учащимися (от 36 до 75%), что приводит к таким последствиям, как нежелание работать по приобретенной профессии, трудоустройство по другой специальности, что ставит выпускника в заведомо невыгодные условия, пополнение числа безработных [3, 4].
Последствия неадекватного профессионального выбора затрагивают как самого человека, так и общество. Для таких работников характерна более низкая квалификация, сниженная производительность труда, повышенный травматизм и заболеваемость, социальная дезадаптация, текучесть кадров. В связи с этим так важно учитывать индивидуальные особенности, интересы и склонности подростка при выборе будущей сферы деятельности [5].
В современной школе делаются важные шаги для совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся. На это направлено введение профильного обучения в старших классах. Профильное обучение на старшей ступени школы ставит учащихся 9-х классов перед необходимостью выбора профилирующего направления обучения в выпускных классах (гуманитарный, естественно-экономический, социально-экономический, технологический и др.) как основы для своей будущей деятельности и выбора профиля высшего образования. Результаты обследования учащихся старших классов свидетельствуют о замедленном и не всегда адекватном процессе профессионального самоопределения, когда подростки больше ориентируются на мнение сверстников, родителей, чем на свои склонности и интересы [6, 7]. В более сложном положении находятся учащиеся, которые планируют продолжать обучение в профессиональном учебном заведении и поэтому должны выбирать профессию. Показан недостаточный уровень профессиональной ориентации подростков, обучающихся в профессиональных колледжах и осознанный выбор только у половины опрошенных, проявивших интерес к профессии [2, 8].
Цель работы — изучить сформированность профессионального самоопределения учащихся московских колледжей и его влияние на предпосылки адаптации в профессии.
Материалы и методы
В группу наблюдения включили около 800 учащихся пяти московских колледжей, осваивающих распространенные профессии (автослесари, операторы ПЭВМ, секретари-стенографистки, рекламные агенты, закройщики, портные, швеи, мастера строительных работ отделочного цикла).
Изучалась медико-социальная характеристика учащихся, включавшая оценку показателей состояния здоровья, самочувствие, образ жизни, характеристику семьи. Оценивались индивидуальные особенности с использованием двухфакторного личностного опросника М.Гавлиновой (СВ — социум — вегетатика), адаптированного и стандартизованного в лаборатории [9]. Качество жизни как показатель самооценки общего состояния здоровья и отдельных его параметров оценивалось по американскому опроснику MOS-SF-36 (Medical Outcomes Study-Short Form), который
широко применяется во многих странах. Апробированная русскоязычная версия опросника рекомендована и используется для исследований качества жизни в России у лиц в возрасте от 14 лет [10, 11]. Оценивалась профориентированность и предпосылки профадаптации учащихся (причины выбора профессии, отношение к осваиваемой специальности и процессу обучения, успешность обучения, профессиональные планы и намерения) по авторским анкетам.
Результаты исследований обрабатывались с использованием пакета программ Statistica 6.0, достоверность различий рассчитывалась по критерию Стьюдента и критерию «хи-квадрат».
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты показали, что интерес к профессии был причиной выбора учебного заведения у 28,9-48,2% учащихся разных учебных заведений; от 20 до 28% — связывают свой выбор с советами родных и знакомых; 12-15% — с желанием скорей начать работать. Значительная часть опрошенных учащихся (20-40%) затруднилась указать причину своего выбора. На последнем году обучения почти половина опрошенных ответила, что профессия им нравится. Тем не менее вторая половина дала отрицательные или близкие к ним ответы («не очень» и «скорей нет»),
С целью определения значения адекватного профессионального выбора в адаптации к условиям обучения и последующей профессиональной деятельности учащиеся были разделены на две группы. В 1-ю группу входили подростки, которые отметили, что им «нравится получаемая специальность», во 2-ю группу были включены подростки, указавшие, что им «не нравится специальность, которой они обучаются». Следствием неадекватного профессионального выбора оказались такие важные показатели, как отношение к процессу обучения в колледже. В 1-й группе положительно оценили организацию обучения до 65% учащихся первых и вторых курсов; около 30% были не очень довольны, негативно оценили организацию обучения не более 3-5% учащихся первого и второго курсов. Во 2-й группе менее половины были «удовлетворены организацией обучения», почти половина была «не очень удовлетворена», а 9-17% учащихся «негативно» оценили организацию обучения. Различия были статистически значимыми.
Оценка качества получаемой профессиональной подготовки, которая особенно важна для последующей трудовой адаптации выпускников, также существенно отличалась в сравниваемых группах учащихся. Среди профессионально определившихся учащихся (1-я группа) большинство были удовлетворены качеством подготовки — от 80% среди учащихся первых курсов, до 70% — среди выпускников. Во 2-й группе таких было достоверно меньше — от 40 до 52%, соответственно, больше было тех, кто не вполне был доволен качеством подготовки (в 1,5-2 раза), и тех, кто дал негативную оценку — 16%, по сравнению с 1% в 1-й группе (р <0,05).
Такая разница между группами имела место среди учащихся всех курсов обучения. Выборочные результаты опроса
79
Е.И.Шубочкина и др. / Вестник РГМУ, 2013, № 5-6, с. 78-82
учащихся третьего курса даны в табл. 1. Они подтверждают полученные закономерности. Правильный профессиональный выбор и положительная мотивация к обучению создают более успешные предпосылки для трудоустройства и профессиональной адаптации, что подтверждается достоверными различиями в уверенности нахождения работы. Большинство учащихся 1-й группы были уверены, что им будет легко найти работу, каждый пятый — не очень уверен в этом, и только 1,1% считали, что это будет трудно. Во 2-й группе только половина учащихся считают, что легко найдут работу, остальные не очень уверены в трудоустройстве, а каждый восьмой считает, что это будет нелегко.
Медико-социальная характеристика сравниваемых групп также имела существенные отличия (табл. 2). Ста-
Таблица 1. Профессиональный выбор и отношение к процессу обучения учащихся третьего курса колледжа с разным отношением к выбранной профессии (%)
Нравится Не нравится
Вопросы специальность специальность
(п = 105) (п = 116)
Причина выбора места учебы:
желание работать 16,2 7,7
советы родителей 19,1 20,6
интерес к профессии, 45,7 13,7 (р <0,001)
не знаю 19,0 57,7(р <0,001)
Удовлетворенность процессом обучения:
да 65,7 40,5 (р <0,01)
не очень 28,6 44,0 (р <0,05)
нет 5,7 15,5 (р <0,05)
Удовлетворенность качеством профессиональной подготовки:
да 67,6 38,8(р <0,001)
не очень 29,5 50,7 (р <0,01)
нет 2,7 10,3 (р <0,05)
Легко ли будет найти работу:
да 76,2 51,7 (р <0,001)
не очень 21,9 40,5 (р <0,01)
нет 1,1 7,8 (р <0,05)
Таблица 2. Медико-социальная характеристика учащихся
колледжа с разным уровнем профессионального самоопре-
деления (%)
Показатели состояния здоровья Нравится Не нравится
специальность специальность
и самичуьыьин (п= 105) (л =116)
Чувствуют себя больными 22,7 28,4
Имеют жалобы 60,9 70,7
Имеют хронические заболевания 30,5 29,3
Не болели ОРВИ в течение года 9,5 6,0
Болели 3 и более раз в течение
года 20,0 32,7 (р <0,05)
После занятий чувствуют себя
нормально 32,4 24,1(р <0,05)
немного уставшими 60,9 60,3
очень уставшими 6,7 13,8 (р <0,05)
Отмечают плохое настроение 10,5 19,0 (р <0,05)
тистически значимых различий между сравниваемыми группами по основным показателям самооценки состояния здоровья, основанным на данных стандартизованных опросов, не было выявлено. Можно только говорить о тенденции увеличения во 2-й группе подростков с жалобами повторяющегося характера. Тем не менее, при одинаковом числе подростков, указавших на наличие хронических заболеваний, группа часто болеющих была достоверно выше у подростков с неадекватным профессиональным выбором. Обращает на себя внимание, что учащиеся этой группы больше уставали после занятий и в два раза чаще отмечали у себя плохое настроение, чем учащиеся с адекватным выбором профессиональной деятельности.
Психоэмоциональный статус учащихся, сделавших осознанный и случайный профессиональный выбор, достоверно отличался. По данным теста СВ, в 1-й группе уровень социальной адаптированное™ был достоверно выше, чем во 2-й группе (в условных баллах соответственно 11,7 ± 0,22 и 10,8 ± 0,13, р <0,05). Показатели вегетативной лабильности были также достоверно лучше в группе профессионально определившихся (соответственно 7,4 ± 0,2 и 8,2 ± 0,15, р <0,05). По мнению разработчиков теста, именно соотношение этих двух показателей отражает адаптивные возможности.
Было также установлено, что имеются особенности в распространенности вредных привычек в сравниваемых группах подростков. Так, если число курящих и часто употребляющих алкогольные напитки было практически одинаковым в обеих группах (курили 55,2% и 61,2% в 1-й и 2-й группах, часто употребляли алкогольные напитки 21,6% и 26,7% соответственно), то риск случайной наркотизации был достоверно выше во 2-й группе — пробовали наркотические вещества, соответственно, 9,5 и 20,7% (р <0,01).
Оценка качества жизни подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений (колледжи и общеобразовательные школы) с использованием опросника MOS-SF-36 подтверждает важность профессионального самоопределения для учащихся, осваивающих рабочие профессии. Установлено, что качество жизни учащихся, обучающихся по профессиям, которые им не нравятся, достоверно снижено по пяти шкалам опросника из восьми (RP, BP, BP, SF, МН — ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием, интенсивности болевых ощущений, связанных с выполнением деятельности, жизненной активности, социального функционирования, психического здоровья) по сравнению с группой с адекватным профессиональным самоопределением. Эти данные свидетельствуют о выраженном негативном влиянии несформированного профессионального самоопределения на качество жизни учащихся, снижение параметров физического и особенно психического здоровья (рисунок). Показатели качества жизни старшеклассников, обучающихся в профильных классах общеобразовательных школ, не изменялись при негативном отношении к профилю подготовки. Возможно, что это связано с тем, что этап непосредственного трудоустройства у этих подростков значительно отдален и при получении высшего образования предоставляются
80
Профессиональная ориентация подростков как актуальная проблема в подготовке квалифицированных рабочих кадров
100 —
EU Нравится специальность Ш Не нравится специальность
Рисунок. Показатели качества жизни по опроснику MOS-SF-36 (в баллах) учащихся колледжей в зависимости от сформиро-ванности профессионального самоопределения. * — достоверные различия (р <0,05) показателей ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием (RP), жизненной активности (VT) и психического здоровья (МН); ** — достоверные различия (р <0,01) показателей интенсивности болевых ощущений, связанных с выполнением деятельности (ВР), и социального функционирования (SF).
большие варианты трудоустройства, чем у выпускников колледжей (профессиональных училищ).
Таким образом, при несформированном профессиональном самоопределении и освоении профессии, которая выбрана случайно и не соответствует интересам и склонностям подростка, процесс обучения проходит в условиях психологического дискомфорта. Такие учащиеся достоверно чаще указывают на плохое настроение, неудовлетворенность организацией учебного процесса и профессиональной подготовки; у них снижена мотивация к обучению, хуже успеваемость, как по теоретической подготовке, так и по производственному обучению, трудностей в нахождении работы ожидает почти половина опрошенных, что в 2,5 раза чаще, чем в группе сравнения. Выявляются признаки стресса в этой группе: ухудшение самочувствия, утомляемость, более высокая заболеваемость ОРЗ, повышенный риск случайной наркотизации, снижение общего состояния здоровья по показателю качества жизни и параметрам физического и, особенно, психического состояния.
Полученные данные могут рассматриваться в определенной степени как проявление социального стресса у подростков, связанного со сниженной учебной и трудовой мотивацией, неуверенностью в успешности своей профессиональной карьеры. На социальный стресс, обусловленный утратой эффективной трудовой мотивации дееспособным населением России в период социальноэкономических преобразований, как причину роста заболеваемости, указывает в своих работах академик Б.Т.Величковский [12].
Таким образом, адекватное интересам подростка профессиональное самоопределение во многом способ-
ствует положительной мотивации к процессу профессионального обучения, что создает успешную основу для последующей адаптации в профессии. Последствия неадекватного профессионального выбора со всей совокупностью указанных факторов риска отрицательно влияют на уверенность выпускников в поиске работы и трудоустройстве. Такие выпускники имеют сниженные предпосылки социальной и профессиональной адаптации и становятся группой высокого риска быть мало конкурентными на рынке труда, оказаться безработными, а при трудоустройстве — неуспешными в профессии. Медико-социальные последствия социального стресса могут проявиться в повышенной заболеваемости и дезадаптации молодых работников [12].
Следует отметить, что проблема повышения качества профессионального образования, оптимального взаимодействия работодателей с системой профессиональных учебных заведений, а также проблема совершенствования профессиональной ориентации на рабочие профессии обоснованно привлекает внимание организаторов образования, педагогов, экономистов труда для повышения занятости выпускников [2, 4, 13]. В настоящее время в системе учебных заведений начального и среднего профессионального образования создаются 8-е и 9-е общеобразовательные классы, которые можно рассматривать как форму ранней профессиональной ориентации на рабочие профессии [14]. Современная общеобразовательная школа мало использует систему допрофессиональной подготовки учащихся, которая могла бы формировать ориентацию на востребованные современные рабочие профессии, а в настоящее время больше ориентирована на учащихся, поступающих в высшие учебные заведения.
81
Е.И.Шубочкина и др. / Вестник РГМУ, 2013, № 5-6, с. 78-82
Выводы
Таким образом, проблема формирования профессионального самоопределения и выбора профессиональной деятельности непосредственно связана с будущей успешностью и социально-трудовой адаптацией выпускников профессиональных учебных заведений, их здоровьем, профессиональной пригодностью и конкурентноспособностью на рынке труда. Совершенствование системы профессиональной ориентации должно быть направлено на помощь школьникам, выбирающим для продолжения обучения учреждения начального и среднего профессионального образования, и в первую очередь для обучения по рабочим профессиям, где варианты трудоустройства непосредственно связаны с конкретной профессией.
Литература
1. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия II Социол. исслед. 2011. №5. С.82-90.
2. Ситник З.Н. Педагогические условия профессиональной адаптации выпускников училища на начальном этапе трудовой деятельности: Автореф. дис.... канд. лед. наук. СПб., 2009. 30 с.
3. КутейницынаТ.Г. Выпускники учреждений начального профессионального образования: полтора года после выпуска II Журн. исслед. социал. политики. 2008. Т.6. №3. С.397-416.
4. ИльмушкинГ.М.,ЗахароваТ.Г. Современные проблемы профессиональной адаптации выпускников учреждений начального профессионального образования II Усп. совр. естествознания. 2008. №10. С.67-68.
5. Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф, Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М.: Медицина, 1977. 613 с.
6. Седова А.С. Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2006. 24 с.
7. Казаева О.В. Гигиенические и медико-социальные аспекты профессионального обучения подростков (на примере образовательных учреждений
начального профессионального образования машиностроительного профиля): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Рязань, 2010. 24 с.
8. Ибрагимова Е.М. Гигиеническая оценка разных форм подготовки подростков рабочим профессиям в профессиональных колледжах: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2009. 26 с.
9. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка социальной адаптированное™ и вегетативной устойчивости подростков II Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М., 2006. С.105-112.
10. Ware J.E., Kosinski М., Keller S.D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual. The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass. 1994.
11. Новик A.A., Ионова Т.И. Исследования качества жизни в медицине: Учебное пособие для вузов / Под ред. акад. Ю.Л.Шевченко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 297 с.
12. Величковский Б.Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменении здоровья населения России. 2-е изд., испр. и доп. М.: РАМН, 2012.255 с.
13. Бодрова А.Н. Формирование предложения рабочей силы молодежи в системе начального и среднего профессионального образования: Автореф. дис.... канд. эконом, наук. М., 2012. 27 с.
14. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Гигиеническая оценка организации школьных классов на базе колледжей II Школа здоровья. 2012. №1.
С.24-27.
Информация об авторах:
Кучма Владислав Ремирович, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Научного центра здоровья детей РАМН, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Адрес: 103064, Москва, Малый Казенный пер., 5, стр. 5 Телефон: (495) 917-4831 E-mail: [email protected]
Ибрагимова Евгения Михайловна, кандидат медицинских наук, старший
научный сотрудник лаборатории гигиены профессионального обучения,
труда и профориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей
и подростков Научного центра здоровья детей РАМН
Адрес: 103064, Москва, Малый Казенный пер., 5, стр. 5
Телефон: (495) 917-4639
E-mail: adlabhyg@ yandex.ru
82