путь в профессии
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕХНИКУМА
С. О. Шевалье, заместитель директора по учебно-производственной работе Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг Л. В. щур, руководитель отделения заочного обучения и дополнительного образования
Профориентационная деятельность в техникуме является важным элементом образовательной среды и призвана создавать условия для профессионального самоопределения обучающихся. Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное просвещение; предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии/специальности; профессиональные консультации, нацеленные на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии/специальности; предпрофильная подготовка в формате профессиональных проб; профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
В рамках профориентационной работы организуются тематические встречи в образовательных учреждениях (основных и средних общеобразовательных школах) города и районов Кемеровской области. Для школьников, заинтересованных в обучении, проводятся мастер-классы по реализуемым в техникуме направлениям подготовки.
Традиционно более 300 школьников и педагогов г. Кемерово и Кемеровской области ежегодно посещают мероприятия деловой программы в рамках чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Кемеровской области. Так, более 350 школьников, педагогов, родителей приняли участие в работе профориентационных площадок IV Регионального чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по компетенциям «поварское дело», «кондитерское дело», «хлебопечение» и «администрирование отеля».
В формате профориентационного марафона проходили мини-профпробы, презентации профессий и специальностей техникума, мастер-классы по профессиям, выставки изделий конкурсантов, студенческое шоу «Сделай ход конем: выбери профессию правильно!», интерактивный профориентационный урок «Основы выбора рабочей профессии». Организованные обучающимися и преподавателями
С. О. Шевалье
Л. В. щур
техникума интерактивные стенды по праздничному оформлению стола, декоративному украшению тарелок соусами «Арт-соус», изготовлению украшений из шоколадной глазури неизменно вызывали интерес у гостей техникума. Профессиональные мастер-классы от выпускников и деловых партнеров техникума стали одним из ярких событий деловой программы чемпионата: «Современные кондитерские технологии», «Секреты кулинарного искусства», бар-шоу от ассоциации барменов.
Во время дней открытых дверей, участниками которых становятся педагоги, родители, школьники, проводятся тематические проф-ориентационные мероприятия с целью знакомства с профессиями и специальностями, инфраструктурой техникума, условиями обучения. В соответствии с графиком проведения ярмарок учебных мест, организуемых центрами занятости населения, агитбригада из числа обучающихся техникума выступает перед школьниками и их родителями в городах и районах Кемеровской области.
Информационная поддержка профориента-ционных мероприятий осуществляется с помощью сайта техникума, официальных групп в социальных сетях.
Наиболее эффективным форматом профессиональной ориентации в современных условиях является реализация цикла профессиональных проб. Цель профессиональных проб — формирование у учащихся интереса к профессиям индустрии питания, сферы сервиса, торговли и предпринимательства; фор-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» №4 (59) 2018
29
мирование представления о специфике профессий; содействие профессиональному самоопределению школьников через погружение в профессию. Программы профессиональных проб, разработанные методическими объединениями преподавателей техникума, презентуются руководству школ, психологам, ответственным за профориентацию, школьникам для формирования групп учащихся по программам профессиональных проб продолжительностью 16 часов: «Кулинарная студия», «Секреты торгового дела», бизнес-школа «Мое дело!», «Школа гостеприимства».
Для проведения циклов профессиональных проб определяются кадровый состав наставников, преподавателей и мастеров производственного обучения и инфраструктура профессиональных проб — мультимедийные аудитории и оборудованные по современным стандартам производственные цеха и лаборатории. Мониторинговые исследования мнений участников на разных этапах профессиональных проб показали одинаково высокий уровень оценки увлекательной и полезной практико-ориентированной формы проведения (99 %), комфортной среды техникума (100 %%), высокого профессионализма мастеров производственного обучения (98 %%), влияния на дальнейший профессиональный выбор (58 %%). По итогам обучения школьники г. Кемерово и Кемеровской области получают сертификаты о прохождении профессиональных проб.
Для формирования и развития компетенций, востребованных на современном рынке труда, в техникуме реализуется дополнительная образовательная программа «Бизнес-цикл», предназначенная для обучающихся всех уровней подготовки, разработанная по запросу работодателей преподавателями и специалистами техникума и одобренная экспертами сферы услуг, торговли, общественного питания и предпринимательства. Общие и профессиональные компетенции формируются в рамках трех модулей бизнес-цикла: формирование социальных навыков, компетенций и ценностей (soft skills); формирование предпринимательских компетенций; формирование профессиональных компетенций (hard skills). Такие элементы модулей бизнес-цикла, как психологические тренинги, основы деловых коммуникаций, тренинг-классы, основы маркетинга, основы менеджмента, основы учебно-исследовательской деятельности, основы предпринимательской проектной деятельности, «Международ-
- путь в профессии -
ное конкурсное движение WorldSkills: возможности и перспективы», основы профессиональной деятельности, инновационные технологии в профессии, способствуют формированию и развитию компетенций молодых специалистов, их профессиональному самоопределению и становлению.
В современных социально-экономических условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и работодателями, органами государственной и местной власти, общественными организациями, службой занятости. Созданная в техникуме эффективная система социального партнерства позволяет повышать качество подготовки обучающихся и квалификацию преподавателей. На базе техникума работает попечительский совет, в состав которого входят представители ведущих предприятий сферы обслуживания Кузбасса. Результатами совместной работы являются: участие в разработке модели дуального обучения в техникуме; внедрение механизмов независимой оценки качества обучения; расширение продуктовой линейки образовательных услуг с учетом запросов работодателей; проведение обучающих семинаров и мастер-классов, в том числе с привлечением профессионалов федерального и международного уровней; совершенствование материально-технической базы техникума за счет инвестиций партнеров; совместное оснащение лабораторий подготовки участников региональных чемпионатов «Молодые профессионалы».
Вопросы подготовки кадров для предприятий отрасли, гармонизации лучших практик в сфере развития социального партнерства и профориентации неизменно находятся в фокусе обсуждения проводимых в техникуме совместных с социальными партнерами и работодателями круглых столов, открытых дискуссий «Реализуем движение WorldSkills Russia — создаем будущее», форсайт-сессии «Независимая оценка квалификаций выпускников: взгляд в будущее».
Поиск и реализация, наряду с традиционными формами, актуальных инноваций в сфере профессиональной ориентации, исследование их эффективности и внедрение в процесс профессионального образования позволят Кемеровскому техникуму индустрии питания и сферы услуг успешно развиваться и в результате достичь основной цели — повышения качества среднего профессионального образования и уровня подготовки выпускников.
30
«образование. карьера. общество» №4 (59) 2018