ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ
Н А.Б. Абдикаримова
106
Аннотация. В статье рассмотрена сущность понятия «профессиональная направленность» изучения учебных дисциплин; особенности осуществления этой направленности в средних профессиональных учебных заведениях; содержание и методы осуществления профессиональной направленности математического образования в средних профессиональных учебных заведениях, а также проблема внедрения обучения профессионально-ориентированной системы задач.
Ключевые слова: профессиональная направленность, профессионально-ориентированные задачи, профессиональное образование, экономический профиль, математическая модель.
Summary. The article examines the concept of professional orientation in average professional educational institutions, the contents, methods of implementation of a professional orientation of mathematical education in average professional educational institutions and a problem of introduction of training of professionally focused system of tasks.
Keywords: professional orientation, professional-oriented tasks, professional education, economic profile, mathematical model.
В данной статье мы преследуем следующие цели:
• выявить психолого-педагогические и методические основы понятия «профессиональная направленность» изучения учебных дисциплин в различных учебных заведениях, особенности обеспечения профессиональной направленности изучения учебных дисциплин в средних профессиональных учебных заведения, в том числе при изучении дисциплина математического цикла;
• рассмотреть математические задачи с техническим и экономическим содержанием, проанализировать теоретическую базу решения таких задач и создать систему профессионально ориентированных задач для средних профессиональных учебных заведений.
Проблема профессиональной направленности обучения не является новой. Ее психологические основы раскрыты в работах таких психологов, как М.Т. Громкова, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, Л.А. Кандыбович, З.А. Ре-
Преподаватель XX
4 / 2013
шетова, А.М. Столяренко и др., а дидактические основы исследованы в работах Н.К. Беденко, А.А. Вербиц-кого,А.Я. Кудрявцева, А.О. Измайлова, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, А.П. Сейтешева и др. В них показано, что профессиональная деятельность имеет специфические особенности, которые нужно учитывать в процессе обучения студентов профессионального учебного заведения.
В работе М.И. Дьяченко и Л.А. Кан-дыбовича дается следующая трактовка понятия профессиональной направленности: «Личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности студента выражается положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды» [1].
Предложенная трактовка профессиональной направленности является достаточно убедительной и полной. Вместе с тем в этой трактовке составляющие профессиональной направленности еще предстоит расшифровать применительно к нашей теме.
Известный педагог М.И. Махмутов пишет, что принцип профессиональной направленности обучения заключается «в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программа-
ми знании, умении, навыков и в то же время, успешно формируется интерес к данноИ профессии, ценностное отношение к неИ, профессиональные качества личности будущего рабочего. Педагогическими средствами, служащими для реализации профессиональ-нои направленности преподавания, являются как элементы содержания обучения, в частности характер иллюстративного материала для раскрытия программных тем, способы его структурирования, так и некоторые компоненты приемов, методов и форм обучения» [2, с. 18].
Опишем особенности профессио-нальнои направленности изучения учебных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях различного профиля. Сразу отметим очень высокии уровень противоречий, которые при этом возникают. С однои стороны, средние профессиональные учебные заведения - это те учебные заведения, в которых профессиональная направленность обучения должна занимать одно из главенствующих мест, так как именно в этих заведениях процессы обучения общеобразовательным и специальным предметам самым тесным образом переплетаются с овладением будущими профессиями. А с другой стороны, на практике, эта проблема исследована очень слабо.
В системе среднего профессионального образования проблема профессиональной направленности обучения изучалась в работах Н.Н. Анись-кина, А.А. Артемьевой, А.И. Власен-кова, Р.П. Жданова, Г.Н. Синельщи-кова, Ю.С. Тюнникова, В.Р. Шпалин-ского и др.
Анализируя различные аспекты этого понятия, А.И. Власенков выде-
107
108
ляет и характеризует познавательный, нравственно-этический и мировоззренческий аспекты профессиональной направленности. Он так описывает профессиональную направленность: «Под профессиональной направленностью преподавания общеобразовательных предметов в средних профессионально-технических училищах мы понимаем такое использование дидактических средств, которые, обеспечивая усвоение учащимся предусмотренного программами минимума знаний, умений и навыков, в то же время способствует развитию у них ценностного отношения к избранной профессии, формированию качеств личности будущего рабочего» [3].
Р.П. Жданов [4] пишет о необходимости привития учащимся устойчивого интереса к избранной профессии с первого дня их пребывания в учебном заведении. Эта работа должна проводиться как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Он считает, что ранняя специализация оправдывает себя и положительно влияет на формирование профессиональной направленности.
Ю.С. Тюнников и Л.А. Артамьева [5], рассматривая проблему профессиональной направленности обучения в средних профессиональных учебных заведениях, отмечают, что необходимо углублять многосторонние межпредметные связи, чтобы не было «предметного эгоизма. Они пишут, что учащихся надо включать в активную самостоятельную деятельность по усвоению новых знаний и способов действия.
Далее мы попытаемся выделить особенности профессиональной направленности обучения математиче-
ским дисциплинам в средних профессиональных учебных заведениях.
Проблема профессиональной направленности математической подготовки в средних профессиональных учебных заведениях специалистов различных профилей является предметом исследования в работах Т.М. Алиева, Т.Н. Алешина, Л.Ю. Бегениной, Н.Н. Грушевая, И.Ю. Гаранина, Н.В. Кузиной, Н.Н. Лемешко, В.В. Миронюк, Н.С. Николаевой, Л.Н. Чирковой. В этих работах изучены основные аспекты профессиональной направленности обучения математике в учреждениях среднего профессионального образования. Все авторы отмечают важное значение профессиональной направленности обучения математике, показывают возможности математических методов и их использование при обучении различным специальностям.
И.Ю. Гаранина отмечает, что «содержание профессионально-направленной составляющей курса математики должно включать:
1) тексты с профессионально-ориентированным содержанием, содержащие термины из области профессиональной деятельности, являющиеся синонимами изучаемым математическим терминам;
2) вопросы (темы, разделы), общепрофессиональных и специальных дисциплин, при изложении которых используются изучаемые математические понятия, их свойства и способы действий;
3) описание фрагментов профессиональной деятельности, при осуществлении которых востребован изучаемый материал курса математики;
4) профессионально-ориентированные задания, содержащие сведения из области профессиональной де-
Преподаватель ^
4 / 2013
ятельности, при выполнении которых используются изучаемые в курсе математики свойства, формулы, методы решения» [2].
4. В нашем исследовании за основу взяты два профиля: технический и экономический. Мы рассматриваем классификацию профессионально-ориентированных задач. Приведем частично основы этой классификации. Нами выделены следующие виды таких задач:
• математические задачи, в тексте которых используется профессиональная терминология, а для решения - известная математическая формула;
• математические задачи с профессиональным содержанием, для решения которых необходимо использовать известные математические методы;
• задачи с профессиональным содержанием, решаемые с помощью самостоятельно выбранного метода.
Кроме этого существует много других требований в системе таких профессиональных задач:
1) описываемая в задаче практическая ситуация должна быть студентам понятна, в содержание задач не должно вводиться большое число незнакомых терминов, а вводимые термины должны быть легко объяснимы или интуитивно понятны;
2) профессионально прикладная задача должна быть подобрана с таким расчетом, чтобы ее решение со-
ответствовало уровню математических знаний студента;
3) профессионально-прикладные задачи должны соответствовать программе курса математики учреждений среднего профессионального образования; содержащееся в задаче профессионально значимое содержание должно вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, логическое продолжение курса математики и служить достижению цели обучения.
Рассмотрим пример задачи для подготовки будущих финансистов, которая в целом по своей фабуле достаточно понятна студенту и может вызвать определенный профессиональный интерес.
Задача 1. Обувная фабрика специализируется по выпуску изделий трех типов: сапог, кроссовок и ботинок, при этом используется сырье трех видов: 5Ь 32, . Нормы расхода каждого из них на одну пару обуви и объем расхода сырья на один день заданы таблицей (табл. 1). Найдите ежедневный объём выпуска каждого вида обуви, обеспечивающий использование всего сырья.
Решение: 109
1 этап. Предмет исследования составляет функционирование экономической системы - обувная фабрика. Цель исследования заключается в определении плана производства, обеспечивающего использование всего сырья.
Таблица 1
^"^-^Типы продукции Виды сырья Нормы расхода сырья на одну пару обуви, усл.ед. Расход сырья на один день, усл.ед.
сапоги кроссовки ботинки
5 3 4 2700
2 1 1 900
3 2 2 1600
110
2 этап. Структурные элементы рассматриваемой экономической системы:
- типы выпускаемой продукции -
сапоги, кроссовки, ботинки;
- виды используемого сырья - 5Ь > .
Известны нормы расхода сырья на одну пару обуви и объем расхода сырья на один день.
3 этап. При решении поставленной задачи необходимо построить экономико-математическую модель балансового типа, предполагающую равенство между запасами сырья и их использованием.
4 этап. В соответствии с требованием задачи (определение объёма выпуска продукции) вводим переменные. Пусть
х (пар) - количество сапог;
у (пар) - количество кроссовок;
z (пар) - количество ботинок, которые должно выпустить предприятие.
Расход сырья при этом составляет 5х+3у+4г усл. ед., что по условию равно его запасу, то есть 5х + 3у+ 4г = 2700.
Записывая аналогичные уравнения для других видов сырья, имеем систему:
(5х+3у+4г = 2700
.
5 этап. Решая систему уравнений методом Гаусса, получаем:
х = 200, у = 300, г = 200.
6 этап. Итак, обувная фабрика при сбалансированном плане должна выпускать 200 пар сапог, 300 пар кроссовок, 200 пар ботинок.
Основной чертой рассмотренной задачи является ее балансовый характер, хотя согласно классификации эко-
Преподаватель
номико-математических моделей, задача является к тому же микроэкономической, прикладной, статической, детерминированной. Указанная модель используется на начальных этапах освоения студентами технологической цепочки моделирования и обладает следующими особенностями:
• позволяет представлять данные задачи в табличной форме, что значительно упрощает процесс выделения структурных элементов, соответствующих цели, и их наиболее важных характеристик;
• содержит одну четко поставленную цель исследования - планирование производственной деятельности в рамках соответствия затрат выпуску;
• использует систему уравнений в качестве математической модели для исследования экономического процесса;
• готовит студентов к пониманию значимости балансовых соотношений в будущей профессиональной деятельности, в частности, для составления бухгалтерской и финансовой отчетности.
Рассмотрим профессионально ориентированные задачи с техническим содержанием. Математических задач связанных с техническими специальностями очень много, вместе с тем, в этих задачах отсутствует описание соответствия содержания этих задач будущей профессией студента. Приведем пример решения такой задачи:
Задача 2. По нефтепроводу диаметром й = 1 м нефть прокачивается со скоростью V = 25 см/с. Сколько тонн нефти пройдет по нефтепроводу за £ = 1 час, за сутки, за год (при непрерывной работе), если плотность нефти р = 0,8 г/см3? Какова стоимость этой нефти, если ее цена на рынке сырья С1 = 2,5 рубля за 1 литр?
-4 / 2013
Решение состоит в том, чтобы узнать в ней математическую задачу на
нахождение объема цилиндра: V = Б - к, где = - площадь основания; с? - диаметр трубы; Л = VI - высота. Тогда:
Для вычисления массы и цены прокачиваемой нефти за определенное время необходимо свести ее к стандартной математической задаче:
и определить возможные потери нефтедобытчиков, если относительная погрешность измерения объема рав-
ДС = Сх■ДУ =
CjKV
С учетом того, что V =
CjRnj^vt
100
vtiid2
- получа-
ем: ДС =
Решение задачи от студентов требует знаний по математике (вычисление объемов тел), сведений по гидромеханике жидкостей и единицам измерениям (гидравлика и метрология). Профессиональная направленность этой задачи с регионально-экономическим содержанием может быть усилена, если ввести дополнительные условия: Каковы возможные потери нефтедобытчиков, если относительная погрешность в определении объе-
ма нефти равна К = 0,5 %?
Здесь от учащихся требуются определенные профессиональные знания об относительной и абсолютной погрешности измерений.
В целом это задача соответствует нашим требованиям. Она показывает студентам сущность их будущей специальности. Недостатком решения этой задачи является недостаточное внимание к описанию сущности и особенности будущей профессии студента, но эта проблема требует дополнительной разработки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Н.А. Кандыбович. -Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
2. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. - Челябинск: ЧПУ, 1985.
3. Власенков А.И. Общеобразовательным предметам - профессиональную направленность // проф.-тех. Образование. -1981. - № 8. - С. 10-11.
4. ЖдановР.П. Воспитание профессиональ- Ц] ной направленности у учащихся техникума // Исследования по педагогике и психологии. - Красноярск, 1972. - Вып. 4. -
С. 47-55.
5. Тюников Ю.С., Артемьева Л.А. Банк идей: модернизация учебного процесса // Среднее специальное образование. - 1991. -№ 12. - С. 17-19.
6. Гаранина И.Ю. Личностно-ориентирован-ный подход к профессионально-направленному обучению математике студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2010. ■