Научная статья на тему 'Профессиональная многомерность'

Профессиональная многомерность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМЕРНОСТЬ / МНОГОМЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВИДЫ / МНОГОМЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная многомерность»

лить весь образовательный процесс в Баренцевом регионе. Именно Север становится базой международного образовательного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, определяя его содержание и векторы развития.

Ф. Г. Ялалов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения прослеживается явная интеграция направлений подготовки, то есть их укрупнение. Появились так называемые укрупненные группы направлений (специальностей) (УГНС), а в содержании дисциплин — укрупненные дидактические единицы. Это привело к значительному расширению области как профессиональных знаний, так и педагогических компетенций. Вместо узкопрофильных однонаправленных компетенций, появились многонаправленные, то есть многомерные компетенции. Таким образом, по мере реализации ФГОС нового поколения в отечественной системе образования формируется совершенно новая парадигма, связанная с многомерным подходом к профессиональной подготовке специалиста.

Конкретное проявление феномена многомерности в человеческой жизнедеятельности зависит от характера деятельности. В различных сферах профессиональной деятельности многомерность реализуется по-разному. В творческой сфере многомерность в основном проявляется как способность интегрировать (синтезировать) различные направления, предметы и явления, подходы и взгляды, технологии и методы. В исполнительской сфере многомерность специалиста чаще всего проявляется как способность выполнять одновременно несколько видов деятельности.

Способности и умения, которые обеспечивают человеку многомерность его деятельности, мы называем многомерными компетенциями.

Интеллектуальные способности и умения, непосредственно связанные с особенностями функционирования психических процессов, относятся к базовым многомерным компетенциям. Среди них:

Структурированность — умение человека мысленно разбивать сложные явления, процессы на составные части по определенным основаниям. Для лучшего запоминания информацию необходимо структурировать по различным основаниям, например, по времени информация может быть срочной, среднесрочной, долгосрочной, бессрочной; по значимости — первостепенной, второстепенной; по важности — стратегической, тактической (текущей). Благодаря структурированности виртуального мира, мы имеем возможность актуализировать необходимую информацию по ключевым словам за считанные секунды.

Системность — способность человека воспринимать изучаемое явление целостно, рассматривать сложное явление как результат взаимодействия внутренних сил и внешних факторов, способность интегрировать, синтезировать. Системно-структурированный подход выступает наиболее эффективным инструментом формирования профессиональной многомерности. С помощью системности достигается широта изучения проблемы, стуктурированность обеспечивает глубину исследования, а их единство — полноту исследования и высокую скорость умственной деятельности.

Ассоциативно-структурированная память представляет собой наиболее эффективный способ запоминания и воспроизведения структурированной сообразно ведущей дея-

Роль ЮНЕСКО в развитии современного образования

тельности информации с использованием ассоциаций и ключевых слов.

Распределенное многовекторное внимание. Внимание поддерживает продолжительную концентрацию активности человека на определенном объекте. В любом виде деятельности внимание опережает действия. Оно оказывает организующее влияние на физическую и умственную деятельность человека. Организующая и мобилизующая функция внимания распространяется на все психические процессы. Пока осуществляется мыслительный процесс, благодаря вниманию в памяти восстанавливается актуальная для данной деятельности информация, в сознании удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.

Для того чтобы действовать одновременно в нескольких направлениях, внимание должно быть разнонаправленным, то есть распределенным по нескольким направлениям. Такой тип внимания мы называем многовекторным. Способность человека распределять внимание связана с работой мозга, поэтому она относится к базовой многомерной компетентности.

Гибкое нелинейное мышление. Гибкость мышления — это способность быстро переключаться на новый вид мыслительной деятельности. Она зависит от скорости протекания психических процессов, поэтому относится к базовым многомерным компетенциям.

Для формирования нелинейного мышления, являющегося основой профессиональной многомерности, необходимо задействовать работу обоих полушарий головного мозга одновременно. С работой левого полушария связаны такие качества, как рациональность и логичность, способность устанавливать причинно-следственные связи, воспринимать отдельные детали предметов и явлений, анализировать и структурировать их. С право-полушарным мышлением связаны интеллектуальные качества противоположного смысла: иррациональность и нелогичность, умение поступать интуитивно, прислушиваясь к внутреннему голосу, следовать образам, создаваемым воображением и фантазией, способность воспринимать предметы и явления целостно. Сочетание двух типов мышления (левополушарного и правополушарного) формирует у человека нелинейное мышление, в котором логика поддерживается интуицией и наоборот.

Кроме базовых, мы выделяем интегративные многомерные компетенции:

Многофункциональность — способность специалиста выполнять на достаточно высоком уровне профессиональные функции нескольких должностей, то есть способность совмещать профессии, специальности, должности.

Многозадачность — способность специалиста решать несколько самостоятельных, то есть независимых друг от друга, задач (экономических, экологических, социальных и т. д.) при выполнении одной производственной задачи.

Мобильность — способность специалиста использовать в профессиональной деятельности широкие возможности ИК-технологий. Сегодня под мобильностью специалиста мы все больше подразумеваем его виртуальную многомерность — способность применять в профессиональной деятельности все многообразие инфокоммуникационных технологий.

Синергичность — умение людей объединяться в команду, способную действовать коллективно и согласованно, добиваться коллективного и личного успеха за счет высокого уровня самоорганизации, командного духа, коллективного сознания.

Многомерные компетенции, относящиеся к определенному виду деятельности, называются прикладными. В основе прикладных многомерных компетенций лежат базовые (системность и структурированность, ассоциативно-структурированная память, много-

векторное внимание, гибкое нелинейное мышление), а также интегративные многомерные компетенции (многофункциональность и многозадачность, синергичность и виртуальная многомерность). Уникальное сочетание базовых, интегративных и прикладных многомерных компетенций образует профессиональную многомерность представителя конкретной профессии, специальности, должности.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «РОЛЬ ЮНЕСКО В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

12—13 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена прошел экспертно-аналитический семинар на тему «Роль ЮНЕСКО в развитии современного образования» с участием кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации по образованию, ректоров педагогических и гуманитарных вузов Российской Федерации, ответственных работников и руководителей Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД Российской Федерации, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ученых-педагогов, членов сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России», студентов и магистрантов, представителей общественных организаций. Семинар проводился при поддержке Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга. В ходе семинара состоялись:

• пленарное заседание «Образовательные инициативы ЮНЕСКО - национальной системе образования»;

• объединенное заседание двух круглых столов: «Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО как инновационная форма внедрения и реализации новых тенденций и вызовов в образовании» и «Консолидация сетевых вузов в реализации программ ЮНЕСКО как направление повышения качества образовательной деятельности»;

• дискуссия по результатам знакомства со стендовыми докладами;

• учебно-информативный семинар «Информационный ресурс и образовательный процесс»;

• знакомство с работой факультета коррекционной педагогики.

Участники семинара выступили с аналитическими обзорами международных инициатив ЮНЕСКО, основанных на анализе мировых тенденций в образовании, и материалов ЮНЕСКО в области образования, предоставляющих в распоряжение правительственных ведомств России, вузов, неправительственных организаций и исследователей надежную информацию и статистические данные, необходимые для формирования национальной стратегии и собственной политики вузов в сфере образования. Доклады сопровождались презентациями лучших практик обновления российского образования на национальном и региональном уровнях с использованием потенциала международного сотрудничества и механизмов взаимодействия с ЮНЕСКО.

Обсудив содержание деятельности кафедр и вузов с ориентацией на образовательные документы ЮНЕСКО и практические достижения по учету, реализации и внедрению мирового опыта в образование, участники семинара наметили пути развития сетевого взаимодействия кафедр и вузов, обеспечивающих интеграцию их деятельности и влияние на совершенствование национальной политики в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.