Научная статья на тему 'Профессиональная квалификация как основа профессиональной деятельности будущего специалиста'

Профессиональная квалификация как основа профессиональной деятельности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11526
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Ю. В.

В статье обосновывается подход, при котором профессиональная квалификация является основанием профессиональной деятельности будущего специалиста; рассматриваются характеристики профессиональной деятельности специалистов и соотнесение их с характеристиками образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подповетная Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная квалификация как основа профессиональной деятельности будущего специалиста»

Повышение квалификации специалистов

ББК 74. 58 УДК 378. 635

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Ю.В. Подповетная ЧВВКУ(ВИ)

В статье обосновывается подход, при котором профессиональная квалификация является основанием профессиональной деятельности будущего специалиста; рассматриваются характеристики профессиональной деятельности специалистов и соотнесение их с характеристиками образованности.

Специфика профессиональной деятельности в настоящее время определяется парадоксальностью требований, предъявляемых со стороны общества к функционированию профессионалов и профессиональных объединений. С одной стороны, необходимыми и первостепенными признаются задачи комплексного сбалансированного обеспечения нормальных условий существования общества, сохранения стабильности, то есть требуется определенная степень устойчивости к изменениям. С другой стороны, происходящие в обществе перемены и осуществляемые реформы предполагают необходимость быстрого реагирования профессионалов на изменяющиеся условия, порождение нестандартных решений [3].

Еще одной важной особенностью является то, что, в силу стремительных экономических, социально-политических и культурных перемен, резко изменились условия продуктивной профессиональной деятельности. С одной стороны, общество и социальная практика предъявляют к субъекту абсолютно новые, не подкрепленные культурными корнями, требования для обеспечения жизнедеятельности, личностного роста и профессиональной деятельности, а с другой стороны, субъект лишен какого бы то ни было личного и социального опыта и ориентиров по обеспечению новых условий.

Таким образом, в реальной профессиональной деятельности имеют место противоречия: между основными целями профессиональной деятельности, направленными на повышение качества труда и его продукта, орга-

низационное развитие, получение прибыли и т.д. и нынешней ситуацией неопределенности, непрерывных изменений, комплексного, глубокого кризиса, отсутствия четкого нормативно-правового обеспечения, социальной защиты граждан; между унаследованными малопродуктивными стереотипами профессиональной деятельности и новыми задачами, стоящими перед профессионалами; между необходимостью целостного осмысления профессионального опыта и отсутствием методических средств его организации.

Эти противоречия, наряду с другими аналогичными, делают значимой проблему подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов. Для моделирования данного процесса необходимо четко представлять сущность и структуру профессиональной деятельности.

Рассматривая профессиональную деятельность специалиста, можно выделить такие компоненты, как подготовленность (готовность специалиста создавать продукты профессиональной деятельности) и продуктивность (оценивание качеств созданных продуктов профессиональной деятельности) [1, 2]. При таком подходе основополагающими являются уровень подготовленности специалиста (его знания, умения и навыки) и продуктивность, описывающаяся через профессионально- и социально-значимые продукты, созданные субъектом в процессе профессиональной деятельности. В данном случае не учитывается социальная направленность профессиональной деятельности и соблюдение субъектами правовых и моральных норм.

Кроме того, осуществляя на практике профессиональную деятельность, приходится искать такие способы реализации данной деятельности, которые бы обеспечивали успех и личный, и соответствующей организации. Для этого недостаточно иметь определенный багаж знаний и достигнутых способностей. Необходимо проявлять инициативу, предприимчивость, пользоваться собственной креативностью.

Перечисленный выше состав элементов можно обнаружить в характеристике профессиональной квалификации специалиста. Квалификация специалистов является целостным внутренним свойством человека, благодаря которому он может осуществлять профессиональную деятельность на некотором уровне качества [5]. В состав профессиональной квалификации специалиста входят: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное мастерство. Компетентность специалиста основывается на знаниях, владении информацией об особенностях тех условий, в которых происходит исполнение функционала. Нравственность предполагает соблюдение правовых и моральных норм, которые наиболее присущи данной профессиональной деятельности. Нравственность является социальной характеристикой. Инициативность специалиста проявляется в процессе поиска перспективных вариантов, служит залогом совершенствования предоставляемых населению услуг, побуждает человека к совершенствованию собственной профессиональной квалификации. Профессиональное мастерство представляет интегративную способность специалиста устойчиво обеспечивать исполнение функционала социально востребованными результатами.

Перечисленные элементы состава профессиональной квалификации специалиста характеризуют личные качества специалиста, значимые непосредственно в профессиональной деятельности. Просматривается достаточность этих элементов для характеристики профессиональной деятельности специалистов. Действительно, компетентность является гарантией исполнения специалистами своих функций, опираясь на знания. Нравственность предполагает правовую и моральную направленности специалиста в процессе профессиональной деятельности. Инициативность служит залогом проявлений творчества в профессиональной деятельности. Мастерство, базируясь на предыдущих элементах, пре-

допределяет качество результатов профессиональной деятельности специалистов.

Рассматривая иерархическую соподчи-ненность перечисленных элементов, очевидно, что компетентность и нравственность лежат в основе профессиональной квалификации специалиста. На этих элементах базируется инициативность. Инициативность без компетентности не может быть продуктивной, а без нравственности не является социально ориентированной. Профессиональное же мастерство предполагает опору не только на компетентность и нравственность, но и базируется на инициативности специалиста. Профессиональное мастерство является главным элементом профессиональной квалификации специалиста. Это означает, что профессиональная квалификация специалиста проявляется через профессиональное мастерство [5].

Таким образом, профессиональная квалификация функционально призвана обеспечивать изнутри качество результатов профессиональной деятельности специалиста. Исходя из сказанного при характеристике профессиональной деятельности специалистов целесообразно учитывать перечисленные компоненты профессиональной квалификации.

С другой стороны, профессиональная квалификация является результатом состоявшегося профессионального образования человека. По сути, профессиональная квалификация любого специалиста в ее «стартовом» состоянии представляет собой уровень общей и профессиональной образованности выпускника высшего образовательного учреждения, официально признанный достаточным основанием для выполнения профессиональных компетенций в той или иной отрасли социального производства. Естественно, что в процессе исполнения специалистом тех или иных профессиональных компетенций его профессиональная квалификация претерпевает качественные изменения. Профессиональная квалификация рождается в результате развития образованности. Происходит это путем перехода общей образованности, важным элементом которой является профессиональное самоопределение человека, к специальной (профессиональной) образованности. Достигая такого состояния, при котором «просыпается» профессиональное самосознание специалиста, специальная образованность составляет сущностное основание для признания соответствующей профессиональной квалификации специалиста.

Таким образом, профессиональная квалификация зарождается вместе с развитием образованности людей. Главная особенность этого процесса состоит в том, что любой человек (ребенок) с детства становится «свидетелем» реализации некоторой профессиональной деятельности. Постепенно осознавая факт зависимости своего мироощущения от результатов данной деятельности, дети начинают выражать свое отношение к некоторой профессии. Если рядом находятся люди (педагогические работники, родители), сумевшие помочь детям раскрыть свои задатки, то развивается положительное отношение к некоторой профессии.

В плане профессионального самоопределения такого подхода явно недостаточно. Необходима так называемая содержательная «подпитка» процесса профессионального самоопределения учащихся. С этой целью чаще всего вводятся специальные учебные дисциплины, с целью пропедевтики определенных профессий.

Учитывая характеристики образованности, в профессиональном образовании также являются значимыми осведомленность, сознательность, действенность и умелость [4]. Поэтому в содержание образования важно включать такие его элементы, благодаря которым стимулируются внутриличностные процессы мышления, положительной мотивации к профессии, профессионального самообразования и др. Большое место следует отводить практической деятельности по применению усваиваемых знаний в различных аспектах профессиональной деятельности. Характерной отличительной чертой профессионального образования (по сравнению с общим образованием) является приоритетность его содержания. Речь идет о приоритетности содержания профессионального образования в том смысле, что, прежде всего, благодаря его сущности, системности организации и этапов предъявления студентам, развивается их профессиональное самосознание. Понятно, что от профессионализма профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения зависит многое (в организационном, в методическом и др. планах). Однако профессиональное самосознание студентов происходит, в основном, в процессе реализации их деятельности, связанной с определенной профессией. Они способны почувствовать себя причастными к этой профессии, если осознают, что сделанное (спроектированное, вне-

дренное и т.п.) ими имеет определенную социальную ценность (полезно людям).

Профессиональное самосознание может развиваться в процессе развития профессиональной образованности. Многое здесь зависит от внутриличностных резервов каждого студента. Внутренняя убежденность в правоте профессионального самоопределения может служить своеобразным «двигателем» развития профессионального самосознания и вне благоприятных условий для этого. Благоприятные же педагогические условия позволяют снимать с участников образования часть нагрузок (эмоциональных, интеллектуальных, духовных и физических). Тогда профессиональное самосознание развивается без излишних препятствий.

Присвоение человеком профессиональной образованности на определенном уровне обусловливает появление его профессионального самосознания. Речь идет о внутренней уверенности в том, что его специальных знаний (синтез осведомленности и сознательности) и умелости достаточно для того, чтобы исполнять определенные функции специалиста. Действенность знаний вызывает при этом потребность приступать к исполнению соответствующих функций. Профессиональное самосознание с такими признаками является достаточным основанием для присвоения выпускнику высшего образовательного учреждения определенной профессиональной квалификации.

Факт присвоения профессиональной квалификации является лишь актом признания права соответствующего специалиста на профессиональную деятельность. Это означает, что достигнутый им уровень образованности является достаточным для того, чтобы начать осуществление профессиональной деятельности. Профессиональную же квалификацию специалиста нецелесообразно сводить к какому бы то ни было уровню его специальной (профессиональной) образованности. Придерживаясь позиции Г.Н. Серикова, можно констатировать, что профессиональная квалификация специалиста как внутреннее свойство его личности возникает и развивается в результате синтеза определенного уровня образованности (общей и специальной) с практикой реализации им профессиональной деятельности [4].

Выпускники высшего образовательного учреждения обычно проходят преддипломную практику и, соответственно, получили

определенные представления о выбранной профессии в действии. В результате этого произошла корректировка их профессионального самосознания и появились основания для зарождения профессиональной квалификации. Таким образом, впервые присваиваемую специалисту профессиональную квалификацию следует рассматривать как стадию ее зарождения. Становление же профессиональной квалификации специалиста может осуществляться лишь в процессе осуществления им соответствующей профессиональной деятельности. Пользуясь собственной образованностью (прежде всего специальной), работник приобретает опыт (навыки) применения усвоенного в своей профессиональной деятельности. Другими словами, усвоенный социальный опыт (знания) об особенностях соответствующей профессиональной деятельности наполняется личным опытом ее осуществления. В результате развивается профессиональная компетентность как сплав усвоенного ранее социального опыта (достаточно развитой специальной образованности) и внутренне открывающихся знаний в процессе практики осуществления собственной профессиональной деятельности. Таким образом, постепенно развиваются способности специалиста компетентно пользоваться собственной образованностью в процессе реализации своей профессиональной деятельности.

Сталкиваясь с практикой осуществления профессиональной деятельности, каждый специалист часто встает перед выбором предпочтений. Речь идет о его возможностях по-разному реагировать на воздействия партнеров, осуществлять различные (по объему, по внутренней направленности и др.) подготовительные трудозатраты, принимать те или иные решения. Тем самым каждый специалист сталкивается с необходимостью нравственного самопроявления. В зависимости от того, какие решения будут им приниматься, какими мотивами будет обусловливаться его поведение в профессиональной деятельности, находится развитие его нравственности (в том числе и ее профессиональных аспектов) [4].

Нравственная позиция специалиста проявляется в том, насколько он активен в своей профессиональной деятельности. Иначе говоря, в выборе своей позиции в тех случаях, когда его образованность является достаточной для совершенствования тех или иных аспектов профессиональной деятельности. Если при этом обостряется его внутреннее ощуще-

ние (потребность) сделать что-то, то он может проявить инициативу или ждать, когда кто-то предложит действовать в этом направлении. Специалисты, у которых действенность (как аспект образованности) развита достаточно высоко, обычно склонны к инициативам. Таким образом, только в практике профессиональной деятельности создаются условия для развития инициативности как компонента профессиональной квалификации.

В процессе осуществления профессиональной деятельности у специалистов накапливаются не только навыки пользования собственной образованностью. Постепенно происходит ее сращивание с природоопределенной индивидуальностью и с развившейся самостью специалиста. Накапливаемая компетентность, развивающаяся нравственность и проявляемая индивидуальность становятся предпосылкой развития профессионального мастерства специалиста. Оно также основывается на образованности, благодаря которой могли развиться компетентность, нравственность и инициативность.

Осознавая качественные изменения, происходящие в собственной профессиональной квалификации, каждый специалист выражает к ним определенное отношение. Чувство удовлетворения от этого способствует укреплению самосознания. Неудовлетворенность чем-то (кем-то) может служить стимулом для самоанализа. Другими словами, профессиональное самосознание находится в прямой зависимости от темпов и направлений развития профессиональной квалификации специалистов. Более того, профессиональное самосознание, по мере укрепления убежденности в том, что потенциал внутренних возможностей профессионального самосовершенствования не исчерпан, и в том, что имеет смысл его реализовать, является движителем развития профессиональной квалификации.

Таким образом, усвоенная человеком образованность (в единстве ее общего и специального компонентов) вызывает появление не только профессионального самоопределения, а затем самосознания, но и сама является важной внутренней предпосылкой, необходимой для возникновения и развития профессиональной квалификации специалистов. При этом осведомленность и сознательность обусловливают развитие прежде всего компетентности в ее содержательном аспекте. Сознательность специалиста является к тому же залогом становления его профессионал ь-

ной нравственности. Уровень развитости действенности общих и специальных знаний обусловливает проявления инициативности специалистов в процессе реализации профессиональной деятельности. Умелость же целесообразно рассматривать как важнейшую предпосылку развития профессионального мастерства.

Развитие профессиональной квалификации специалистов происходит по-разному. Различия наблюдаются в тенденциях развития профессиональной квалификации, в разных темпах ее осуществления, в содержательных отличиях и др. Все это зависит от многих причин. Среди основных можно назвать достигнутый уровень образованности каждым начинающим специалистом, меру профессионального самосознания, личные ценности, обусловливающие его намерения и отношения к себе и к окружению. Значительную роль могут играть условия реализации профессиональной деятельности. Однако при самых благоприятных стечениях всех условий и факторов, влияющих на развитие профессиональной квалификации, ее уровень по отношению к достигнутой образованности не беспределен. Как и всякая система, профессиональная квалификация, рассматриваемая по отношению к определенной образованности (общей и специальной) как к основанию, достигает своей стадии зрелости. Далее наступает иссякание. Чтобы избежать (хотя бы «раннего») угасания развитой профессиональной квалификации, необходимо повышать уровень своей общей и специальной образованности.

Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что профессиональную деятельность специалистов целесообразно соотносить с их профессиональной квалификацией. При подготовке будущих специалистов основываться на развитии перечисленных компонентов профессиональной квалификации (компетентности, нравственности, инициативности, профессиональном мастерстве). Профессиональная квалификация является результатом состоявшегося профессионального образования человека, поэтому логично соотнесение перечисленных компонентов с характеристиками образованности (осведомленность, сознательность, действенность, умелость).

Литература

1. Гордеев, Н.Н. Проектированная про-фессиограмма специалиста как средство управления его профессиональным развитием / Н.Н. Гордеев - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1995. -146 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. - 203 с.

3. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2003.-598 с.

4. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 425 с.

5. Сериков, Г.Н. Менеджмент физической культуры и спорта / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2004. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.