УДК 378.01 + 378.1 ББК 4481.355+ 4481.00
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, О.А. Ханжина ЮУрГУ
QUALITY ASSESSING INDICATORS AS THE RESULTS FOR EDUCATION PROCESS
I.O. Kotlyarova, G.N. Serikov, S.G. Serikov, O.A. Khanjina SUSU
Рассматриваются критерии, показатели качества результатов образовательного процесса: образованность, здоровье, самоопределение, ценностное отношение студентов к ним. Предложены критериально-уровниевые шкалы, используемые для их оценивания.
Ключевые слова: качество образовательного процесса, образованность, ценностное отношение, здоровье, самоопределение.
The criteria and indicators of educational process results quality such as educational level, health, self-identification and valuable relation of students to them have been observed. The criteria and levels scales appropriate to their evaluation have been proposed.
Keywords: quality of education process, valuable relations, self-identification, health, educational level
Образование как социальное явление характеризуется разнообразными свойствами.
Вряд ли можно их осмыслить адекватно реалиям. Дело в том, что образование неисчерпаемо как по сути, так и по нюансам. Тем не менее, образование в каждом совокупном состоянии своих свойств объективно несет информацию о них, о намечающихся тенденциях в их изменениях. Однако выявление этой информации (ее отражение человеком) оказывается весьма затруднительным без специальных вспомогательных средств. Даже с их помощью можно рассчитывать на фрагментарное отражение информации о свойствах образования.
Качество - одна из сторон, определяющих меру, характеризующих сущностные стороны образовательных процессов (имеются в виду две взаимосвязанные категории «количество» и «качество»). Образовательный процесс с точки зрения качества характеризуется начальным состоянием образованности студентов, условиями, процессуальной стороной, которая существенно обусловлена и содержанием педагогического влияния, и результатами. Оценка качества происходит по сущностным параметрам, на основе избранных критериев и с использованием шкал различного рода (номинальных или уров-
невых). Выбор параметров зависит, в частности, от субъекта оценки качества образовательных процессов. С точки зрения внутренней оценки рассматриваются два субъекта образовательного процесса в вузе: преподаватели и администрация вуза.
Для преподавателя качество образовательного процесса проявляется в его эффективности по отношению к образованию студентов. При этом основополагающим является постулат о том, что присвоение образованности должно, во-первых, протекать в русле соответствующей природе студента к самореализации; во-вторых, присвоение образованности не должно сказываться негативно на состоянии здоровья. В связи с этим показательными результатами образовательных процессов (параметрами) для преподавателя являются: образованность студентов, состояние их здоровья и их ценностное отношение к своему образованию, здоровью и другим социальным явлениям.
Субъекты, составляющие администрацию высшего профессионального образовательного учреждения, оценивают качество образовательных процессов в нем в целом. Для них объектом оценивания предстает весь образовательный процесс с его участниками. Наряду
с результатами (образованностью студентов, их здоровьем и ценностным отношением к социальным явлениям), показателем качества является педагогическое обеспечение образовательного процесса (т.е. та сторона качества образовательного процесса, которая обусловливается педагогическим влиянием преподавателя). Особенность оценки качества в этом случае следующая. Если для преподавателя важно знать уровень образованности, состояние здоровья и ценностного отношения к социальным явлениям каждого студента, то на уровне администрации образовательного учреждения целесообразнее использовать средние показатели этих параметров, как дающие целостное представление обо всем образовательном процессе. Представляют интерес пограничные значения по параметрам, резко отклоняющиеся от средних. Их наличие свидетельствует о целесообразности неоднородности педагогического обеспечения образовательных процессов. Резкие отклонения от средних значений требуют создания адекватного педагогического обеспечения для студентов, соответствующих этому уровню, и отдельно для каждого, имеющих резкие отклонения от него. Наличие резких отклонений от средних при малой дисперсии свидетельствует о необходимости индивидуальной работы с отдельными студентами в группах.
Таким образом, учитывая качество результатов образовательного процесса со стороны администрации высшего профессионального образовательного учреждения, целесообразно говорить о трех параметрах, с использованием тенденций изменения кото-
Показатели оценки качества...
рых возможно охарактеризовать качество образовательных процессов в целом. Это параметры: средняя образованность студентов (по группам, по курсам, по факультетам); средний уровень здоровья студентов (по группам, по курсам, по факультетам); ценностные отношения студентов к своим образованию и образованности, здоровью, самоопределению и выполняемой или предстоящей социально полезной деятельности и проч. (по курсам; по факультетам; по ступеням образования).
Качество образовательного процесса оценивается в контексте функционирования высшего профессионального образовательного учреждения в целом. В связи с этим не рассматриваемым ранее показателем качества является также управленческое содействие качеству образовательных процессов, осуществляемое со стороны администрации вуза. В целом для субъекта этого уровня используются следующие критерии качества образовательных процессов: средняя образованность (по ступеням и по образовательному учреждению); среднее состояние здоровья (по возрастным группам и по образовательному учреждению); ценностное отношение студентов к социальным явлениям.
Таким образом, задача оценки качества образовательного процесса ставится относительно различных субъектов: преподавателя и администрации высшего профессионального образовательного учреждения. При этом наблюдаются различия в используемых параметрах оценки качества (табл. 1).
Таблица 1
Параметры, характеризующие качество образовательного процесса
Субъект Отношение к образовательному процессу Используемые параметры качества
Преподаватель Участник и ведущее руководящее звено образовательного процесса Индивидуальная образованность студентов; средняя образованность студентов; отклонения от средних значений образованности; индивидуальные состояния здоровья студентов; средние показатели здоровья студента; отношение (индивидуальные и средние значения) к социальным явлениям, в том числе, к своим образованности и здоровью
Администрация вуза Вне образовательного процесса; управляет образовательным процессом в высшем профессиональном образовательном учреждении в целом Средние значения образованности; состояния здоровья студентов (по категориям внутри вуза); средние показатели отношения студентов к социальным явлениям; педагогическое обеспечение образовательного процесса
Состояние этих параметров (у студентов, в группах, по курсам, по ступеням образования, по факультетам, по высшему профессиональному образовательному учреждению в целом), а также динамика их изменений, проявляющиеся при этом позитивные, нейтральные или негативные тенденции позволяют судить о «качественно» или «некачественно» (может быть, «недостаточно качественно») протекающем образовательном процессе. Таким образом, встают задачи:
1) измерения самих параметров;
2) измерения динамики изменения значений параметров.
Для измерения состояний или значений параметров имеет смысл разрабатывать различные шкалы. При этом значения указанных параметров для каждого студента можно выражать в разных единицах измерений, например, в баллах, а затем по установленному правилу переводить их в уровни. Соответственно, можно пользоваться номи-нальными или уровневыми шкалами. Деления шкалы (чаще - уровни или состояния) различаются между собой по критериям.
Критерии определяются по каждому параметру отдельно. Характеристика значений, приписанных соответственно каждому критерию параметра, в совокупности определяет показатель уровня значений данного параметра. Таким образом, для проведения измерений необходимыми атрибутами выступают: критерии, определяющие различия уровней параметра', шкала для измерений значений параметра; показатели каждого уровня (состояния) параметра по выбранным критериям. Наряду с этим, для процессуального обеспечения измерений необходимы средства и методики проведения измерений и обработки их результатов. Их разработка является одной из задач.
По результатам проведенных измерений можно сравнивать количественные показатели на разных срезах. Систематические измерения параметров позволяют наблюдать и делать выводы о тенденциях их изменения. Тенденции можно подразделить на позитивные и негативные. Задача состоит в выявлении характера тенденций. Позитивные тенденции состоят в росте показателей параметра; негативные - в уменьшении соответствующих значений. Наряду с этим естественно появление и другого результата: стабильности состояний по параметрам. При этом играет
роль, какие показатели параметров стабилизируются. Если это достаточно высокие (в соответствии с разработанными шкалами) уровни, то можно говорить о тенденции позитивной стабильности. Если же значения параметров неудовлетворительны, низки, не соответствуют ожидаемым, и при этом стабилизированы, то целесообразно говорить о тенденции негативной стабильности. Следует отдельно анализировать слишком длительную стабильность в значениях одного и того же параметра, чтобы сделать вывод о позитивности или негативности этого явления. При оценивании ситуации можно опираться как на нормативные требования, так и на динамично проявляющиеся потребности со стороны практики образования или общественно полезной практики.
Образовательный процесс в вузе в состоянии относительной стабильности характеризуется одними и теми же параметрами (и их показателями), что позволяет охарактеризовать его с позиции определенного качества. Качество характеризует сущностную определенность образовательного процесса и связано с его реализацией (процессуальной стороной, участниками, результатами). В осуществлении образовательного процесса проявляются его особенности и находят особые проявления параметры. Весь их круг дает совокупность признаков, свойств, функций процессов, задающих их целостность и сущностную определенность. Многообразие таких проявлений позволяет говорить о много-качественности образовательного процесса. Качество образовательного процесса неотделимо от его количественных характеристик, которые являются следствиями измерения выявленных параметров по их шкалам.
В частности, в случаях позитивных тенденций и тенденций позитивной стабильности будем говорить о росте качества образовательного процесса в вузе. Случаи негативных тенденций и тенденций негативной стабильности будем интерпретировать как снижение качества образовательного процесса.
Если качество образовательного процесса в высшем профессиональном образовательном учреждении признается удовлетворительным, то нет необходимости в дополнительных вмешательствах в его протекание. Если же качество образовательного процесса неудовлетворительно, то сложившаяся ситуация требует анализа. При этом в зави-
симости от субъекта оценки осуществляется аналитическая деятельность (по отношению к образовательному процессу) и взаимодействие, необходимое для ее реализации.
Внутри образовательного процесса в вузе ведущей является аналитическая деятельность преподавателя. Ее задачей является оценка сложившихся состояний образованности, здоровья и ценностных отношений студентов; интерпретация достигнутых средних уровней, имеющихся резких отклонений от него, наличие дифференцированных по соответствующим признакам групп. Целесообразно соотнесение результатов образовательного процесса с его условиями, средствами. Прежде всего, в ходе аналитической деятельности необходимо выявить «болевые точки» образовательного процесса. Анализ позволит выявить и те потенциалы образовательного процесса, которые не были достаточно реализованы. Те потенциалы, которые преподаватель выявит для уничтожения «болевых точек», образуют круг резервов роста качества образовательного процесса. На данном уровне имеются в виду те резервы, которые доступны преподавателю, которыми он вправе распоряжаться. Это потенциалы в содержании образования данного предмета (определение индивидуальной составляющей), в использовании преподавателем доступных и приемлемых для него средств, в различных сторонах обеспечения образовательного процесса (выбор из имеющихся средств, учебной литературы, аппаратуры, создание собственных разработок), в методах предоставления информации и взаимодействия субъектов (культуры их взаимодействия) в образовательном процессе вуза.
На уровне высшего профессионального образовательного учреждения администрация определяет «болевые точки», характерные для всего образовательного процесса. Среди них могут быть: недостаточность материальной базы, кадрового обеспечения, слабость информационного обеспечения, недостаточное сотрудничество с другими социальными институтами, решающими сходные задачи, неудачный выбор научной и учебной литературы, неадекватность программы развития условиям вуза и другие. Неиспользованные потенциалы высшего профессионального образовательного учреждения анализируются в аспекте решения задачи роста качества образовательного процесса. Имеются в виду те резервы, которыми распоряжается администра-
ция вуза, или же те, которые он может привлечь для решения этой задачи.
Таким образом, анализ использования потенциалов, осуществленный на различных уровнях (преподавателя, администрации высшего профессионального образовательного учреждения), позволяет выявить резервы образовательного процесса, способствующий повышению его качества и наметить соответствующие меры (ввести новации). Другими словами, выявленные недостатки в сущностных проявлениях образовательного процесса приводят к выводам о назревшей необходимости совершенствования его компонентов или структуры. Это означает уместность введения в образовательный процесс новации (новаций), направленной (ых) на повышение уровня по тому или иному параметру. Насколько это решение было обоснованным и насколько доказало свою эффективность, можно судить по следующей схеме.
В тех случаях, когда введение новации вызвало позитивные и стабильные позитивные тенденции, имеет смысл считать использование данного резерва (новации) уместным и эффективным. В других случаях, возможно, следует отказаться от дальнейшего использования этой новации. Это, в частности, регламентирует инновационную деятельность социально востребованными потребностями и свидетельствует о ее объективном характере.
Оценивая качество образовательного процесса в вузе в целом, опираются на паритетность ожидаемых результатов: образованности, здоровья студентов и ценностных отношений к жизни. Другими словами, паритетность выступает дополнительным комплексным критерием качества образовательного процесса в вузе. О росте качества образовательного процесса можно судить в случаях возникновения тенденций роста по одному параметру без уменьшения значений по остальным параметрам. Так, например, если растет образованность, но происходит ухудшение здоровья, то данная тенденция в целом не является позитивной (качество образовательного процесса требуется повышать). Аналогичную оценку даем, когда при росте образованности снижается ценностное отношение к образованию или другим сторонам жизнедеятельности; когда при улучшении состояния здоровья уменьшается образованность и (или) ценностное отношение к ней и проч. Такой подход реализуется независимо от субъекта оцени-
вания качества образовательного процесса (на уровне преподавателя; администрации высшего профессионального образовательного учреждения).
Таким образом, аналитическая деятельность, направленная на поиск резервов роста качества образовательного процесса в вузе осуществляется в соответствии со следующей условной схемой, которая осуществляется в соответствии с принятым в исследовании систем управления параметрическим методом.
1. Выявляются параметры, их уровни и критерии различий уровней значений параметра между собой.
2. Строятся шкалы измерений значений параметров.
3. Каждый параметр измеряется и оценивается на основе шкалы его измерения.
4. Осуществляется анализ полученных при измерении данных. По результатам серии последовательных измерений выявляется характер приходящих изменений (определяется наличие позитивных или негативных тенденций).
5. Выявляются резервы роста качества образовательного процесса в вузе по тем параметрам, по которым оказалось необходимым. При этом учитывается критерий паритетности.
6. Осуществляется анализ использования потенциалов образовательного процесса в вузе, и выявляются резервы роста качества.
Аналитическая деятельность и выявление резервов роста качества образовательного процесса осуществляются относительно возможных субъектов их изыскания и использования: преподавателя; админист-
рации высшего профессионального образовательного учреждения.
7. Разрабатываются и вводятся новации, значимость которых по критерию повышения качества образовательного процесса в вузе проверяется на практике.
После введения новаций продолжается оценивание качества образовательного процесса в вузе (с использованием предложенных новаций). Делаются выводы о целесообразности либо нецелесообразности дальнейшего применения этих новаций (по критерию роста качества образовательного процесса в вузе).
Работа администрации по обеспечению качества образовательного процесса учреждения высшего профессионального образования (по всей совокупности показателей в целом) может оцениваться и по обобщенному показателю - координация работы педагогического персонала в направлении повышении качества образовательного процесса. В соответствии с этим показателем, а также со средними показателями, характеризующими все три параметра качества образовательного процесса, можно использовать следующую шкалу (табл. 2).
Таблица 2
Шкала оценивания качества результатов образовательного процесса (субъект - администрация высшего профессионального образовательного учреждения)
Уровни Показатели уровней
Неудовлетво- рительный Средние показатели образованности, здоровья и ценностного отношения к социальным явлениям являются неудовлетворительными, администрация вуза не реализует системы мероприятий по координации деятельности педагогов росту качества образовательного процесса (либо мероприятия планируются, но не достигают эффекта, т.е. средние показатели являются неудовлетворительными)
Удовлетвори- тельный Средние показатели образованности, здоровья и ценностного отношения к социальным явлениям являются удовлетворительными, администрацией вуза разработана и осуществляется система мероприятий по координации деятельности педагогов по росту качества образовательного процесса
Высокий Средние показатели образованности, здоровья и ценностного отношения к социальным явлениям являются высокими или продуктивными, администрацией вуза разработана и осуществляется система мероприятий по координации деятельности педагогов по росту качества образовательного процесса
Система мероприятий по координации деятельности педагогов по росту качества образовательного процесса включает инвариантные части: программу здоровьесбере-жения; программу роста квалификации кадров в аспекте качества образовательного процесса; программу воспитательных мероприятий; программу совершенствования образовательного процесса. Все они составляют комплекс подпрограмм программы развития образования в рамках высшего профессионального образовательного учреждения. Признаками координации деятельности администрации вуза в направлении роста качества образовательного процесса являются постановка соответствующей цели, наличие вышеуказанных мероприятий по ее достижению, а также соотнесение указанных мероприятий между собой.
Параметрами, характеризующими образовательный процесс с точки зрения его результативности, являются образованность студентов, состояние их здоровья и сложившиеся у них ценностные отношения к социальным явлениям.
Образованность в своей сути представляет собой некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности.
Таким образом, в образованности человека имеются составные элементы, характеризующие его личные знания, его личный опыт, его способности использовать эти знания в своей жизнедеятельности. В целом образованность в какой-либо сфере предполагает, с одной стороны, восприятие и усвоение или освоение человеком какой-либо информации и овладение умениями использовать ее при решении возникающих перед ним задач (в образовании или в жизни). С другой стороны, присвоение образованности базируется на природоопределенных свойствах человека, на специфике протекающих у него психических процессов.
Охарактеризуем составляющие образованности таким образом, чтобы определить показатели, характеризующие ее состояние у разных людей, и разработать единую шкалу для измерения этих состояний.
Показатели оценки качества...
Осведомленность. Содержательную основу личных знаний человека составляет его осведомленность по тем или иным вопросам. Осведомленность зависит от содержания образования (самообразования) человека, от его способности к ее восприятию. Характеризуется осведомленность размерностью (спектром усваиваемых знаний), объемом (количеством осваиваемых разделов и тем). Главным критерием осведомленности является способность человека воспроизвести усвоенное. В связи с этим осведомленность также характеризуется полнотой и точностью воспроизведения. Поскольку в высшем профессиональном образовательном учреждении содержание образования определено государственным образовательным стандартом, то для аналогичных образовательных учреждений размерность обычно одинакова в образованности различных студентов. Различия в объеме могут наблюдаться, но они также незначительны и возникают чаще из-за присутствия индивидуальной составляющей в содержании образования студентов. Таким образом, при измерениях главными критериями осведомленности образующегося студента в чем-либо являются полнота и точность воспроизведения.
Сознательность. При усвоении содержания образования играет роль и то, «понимают» ли образующиеся суть усваиваемого. Понимание происходит на основе соотнесения новых объемов содержания образования с уже имеющимися у человека теоретическими знаниями, личным опытом, его мировоззрением в целом. Если новые знания не вступают в противоречие с ними, то человек принимает для себя их истинность. Таким образом, критерием сознательности усвоения является соотнесенность усваиваемых знаний с действительным отношением человека к себе и к миру (мера нравственности). Внешним проявлением сознательности в усвоении теоретических знаний является способность логически рассуждать, выводить самостоятельно прямые следствия из известных посылок на основе строго регламентированных правил. При этом косвенно проявляется осмысленная намеренность людей в выполнении соответствующих процедур, целенаправленность их действий (внутренних и внешних), что также характеризует сознательность в усвоении знаний. Однако внешние проявления сознательность наиболее заметны по такому ее
критерию, как логичность в рассуждениях (следственность выводов).
Действенность. В тех случаях, когда образованность человека состоит не только в овладении им теоретическим материалом, но и направленностью на решение при его помощи практических задач, можно говорить о действенности. Действенность базируется на знаниях теоретического материала и проявляется в направленности личности на практическое использование этих знаний. Критерием действенность является активность образующегося человека, направленная на практическое применение усвоенных знаний.
Умелость. Одной лишь направленности личности на решение практических задач явно недостаточно. Человеку необходимо овладеть операциональной стороной достижения желаемых результатов. Если овладение необходимыми умениями произошло, и человек способен использовать их своей деятельности по решению практических задач, добиваясь при этом определенных результатов, то это свидетельствует о некотором уровне умелости в образованности данного человека. Вообще говоря, результативность проявляется обычно в тех случаях, когда человек проявляет уже достаточную самостоятельность в «построении» своей деятельности. Это означает, в частности, способность синтезировать по собственному решению различные действия, строить алгоритмы своей деятельности, а в случае необходимости и пополнять теоретические знания необходимыми элементами. Таким образом, для умелости характерны не только специальные умения, относящиеся к применению учебного материала. Тут также важны и так называемые общеучебные умения (управления, поиска, исследования, синтеза и проч.). Наличие всей совокупности соответствующих способностей и умений человека и является критерием умелости.
Таким образом, перечисленные характеристики: осведомленность, сознательность, действенность и умелость вместе составляют образованность человека, поскольку в них отражены и усвоенные им теоретические знания, и способность оперировать ими в решении практических задач. Названные четыре характеристики не рядоположены.
Так, осведомленность и сознательность составляют теоретическую (информационную) основу образованности. Они лежат в основании образованности осведомленность и сознательность, в единстве определяя сущность субъективных знаний индивида. Последние же вместе с природоопределенной индивидуальностью и с развившейся самостью его свойствами обусловливают действенность как потребности к деятельности. Направленность личности на практическое применение этих знаний и соответствующие способности характеризуют действенность и умелость человека. Таким образом, данные характеристики оказываются структурированными так, как это показано на рис. 1.
Рис. 1. Модель образованности студента
Осведомленность и сознательность -знаниевая база, теоретическая основа образованности. Действенность и умелость связаны с внутренней готовностью и умениями проявлять эти знания в практической деятельности, начиная с учебных, тренировочных задач и заканчивая реальными ситуациями, требующими разрешения [2]. Как было описано ранее, наличие у образующегося человека той или иной характеристики образованности имеет внешние проявления (критерии). Однако в основе этих внешних проявлений лежат сложившиеся внутренние способности человека и присущие ему психические процессы. Вся совокупность внутренних и внешних характеристик и критериев образованности схематично показана на нижеследующей табл. 3.
Таблица 3
Внутренние и внешние критерии образованности студента
Характеристики образованности Психические процессы, лежащие в основе Показатели Внутриличностные свойства
Осведомленность характеризует те аспекты образованности человека, которые могут проявляться им посредством воспроизведения овладеваемой (усваиваемой, осваиваемой) в процессе образования частью социального опыта Восприятие, запоминание, мышление Смысловая (сущностная) точность результатов воспроизведения; полнота воспроизводимости; объем осведомленности; размерность Свойства памяти, логическое мышление, развитая речь, эрудированность, системность усвоенного социального опыта
Сознательность - мера воздействия усваиваемого человеком социального опыта на его способности выражать свое собственное отношение к себе и к окружению Осмысление, понимание Логичность в рассуждениях (следственность выводов), целенаправленность или осмысленная намеренность, соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и к миру(мера нравственности) Мышление, убежденность в истинности отражаемого опыта (субъективные знания), способность оперировать зарожденными знаниями, опираться на них, ценностное отношение к знаниям, особенности мировоззрения, миропонимания
Действенность - мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся самости не только на ее отношения к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию разных аспектов своей жизнедеятельности Мышление, деятельность Активность Эмоционально- потребностная сфера
Умелость - мера способностей человека выражать свои актуализированные потребности пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности посредством обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий Способности синтезировать и применять усвоенный социальный опыт в своей жизнедеятельности Результатив- ность Способность расчленять усвоенные знания и связывать получаемые элементы в специальные логические конструкции, опираясь на которые удается осуществлять ту или иную деятельность посредством применения своих знаний, сообразительность
Образованность каждого человека неповторима, индивидуальна. Однако для оценивания качества образовательного процесса в вузе необходимо иметь аппарат для сопоставления образованностей разных студентов между собой. Для этого требуется разработка единой шкалы (например, уровневой), используя для этого выявленные критерии образованности. Использовать все внешние и внутренние критерии затруднительно для всех вышеназванных субъектов. Их многообразие не позволяет создать приемлемую для работы преподавателя шкалу измерения. Следовательно, имеет смысл их обобщить и уменьшить их количество. В то же время, уменьшение числа параметров не должно существенно снизить адекватность отражения образованности каждого студента. Для введения обобщенных параметров примем во внимание следующие соображения. Осведомленность и сознательность характеризуют знания студента, способность ими оперировать на формально-логическом уровне. Действенность и умелость связаны с внутренней и внешней готовность студента применять эти знания при решении практических задач.
Итак, введем обобщенные критерии: полнота и точность воспроизведения; логичность; степень продуктивности в использовании теоретических знаний. По этим критериям можно разработать шкалу уровней
образованности, для пользования преподавателем (табл. 4).
Данная шкала может использоваться на уровне образовательного процесса в вузе, и субъектом измерения при этом является преподаватель. На других уровнях и для других субъектов используются обобщенные показатели, характеризующие качество образовательного процесса в вузе в целом и его обеспечение.
На основании этой шкалы после проведения измерений индивидуального уровня образованности каждого студента возможно нахождение средних показателей а) по группам; б) по курсам; в) по факультетам; г) по вузу в целом. Соответствующие средние значения могут применяться для оценивания качества образовательного процесса на уровне администрации образовательных вуза.
Поскольку система непрерывного образования ступенчатая, и ожидаемые уровни образованности в соответствии с государственными образовательными стандартами являются различными для разных ступеней, имеет смысл использовать не одну, а, соотетственно, несколько шкал. Тем не менее, для разработки этих шкал будем ориентироваться на единые требования к ожидаемым уровням образованости на разных ступенях образования, кратко охарактеризованных на нижеследующей табл. 4.
Таблица 4
Уровни образованности (по обобщенным критериям)
Уровень Показатели уровней
Неудовлетворительный (недостаточной осведомленности) Внешне проявляется в способности частично воспроизводить учебный материал, допуская смысловые неточности
Удовлетворительный (осведомленности и сознательность) Внешне проявляется в способности полно и точно воспроизводить материал, предложенные для усвоения стандартные алгоритмы действий
Продуктивный (действенности и умелости) Проявляется в способности применять освоенные знания и умения в возникающих учебных и внеучебных задачах
Таблица 5
Уровни образованности на различных ступенях образования
Характе ристики Показатели Уровни образованности личности
Пропе- девти- ческий Началь- ный Базовый общий Постбазо-вый средний Высший профес- сиональ- ный Супервыс-ший про-фесион. Зрело- продуктив- ный
исве- дом- лен- ность Полнота Не ус-танав-ливает-ся Устанавливается преподавателем Устанавливается преподавателем с участием личности Регулируется личностью Полностью определяется личностью
Точность Фор- мально- знако- вая Фор- мально- смы- словая Смысло- вая Направлена на сферу приложений Формаль- но- продук- тивная Продук- тивная Новаторски продуктив- ная
Объем Определяется обществом и преподавателем Определяется обществом и личностью Устанавливается индивидуально Устанавливается самостоятельно
Размер- ность Проектируется так же как и объем
Созна- тель- ность Логич- ность Зарож- дается Стано- вится Заканчивает становление Начало созрева- ния Зреет Начало зрелости Зрелая
Целена- правлен- ность Слабо выра- жена Стрем- ление выпол. задания Стремление определиться профессионально На знакомство со сферой профес. деятельности Профес- сионально выражена Профес- сионально- дифферен- цирована Зрелая в профессиональной сфере
Соотне- сенность Зарож- дается нравст- вен- ность Стано- вится Зреет культура Начало зрелости Становление про-фессион. культуры Начало зрелости культуры Зрелость культуры
Дейст- вен- ность Актив- ность Спон- танная Зарож- дение устой- чивости Станов- ление устойчи- вости Созревание устойчивости Начало устойчи- вости Устойчивая Зрелая устойчивость
Уме- лость Результа- тивность Подготовлен к школе Усвоил начало содер- жан. образо- вания Подготовлен к выбору варианта продолж. образования Профес- сионально определен Профес- сионально подготов- лен Профес- сионально выразился Проявляет устойчивость к проф. самовыражению
Следующим параметром, характеризующим качество результатов образовательного процесса, является здоровье. В настоящее время измерение и оценка здоровья студентов возложены, прежде всего, на медицинский персонал. Это предполагает сотрудничество между образовательным учреждением высшего про-
фессионального образование и медицинскими учреждениями. Для медработников рекомендованы три основных группы показателей, по которым следует оценивать состояние здоровья студентов.
1. Показатели здоровья в студенческом коллективе:
• общая заболеваемость (уровень и структура);
• острая заболеваемость (уровень и структура);
• заболеваемость студентов в случаях, в днях на одного человека;
• процент часто болеющих студентов (ЧБС);
• процент студентов с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями;
• процент студентов, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);
• процент студентов с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к образовательному процессу в вузе;
• процент студентов, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
• распределение студентов по группам здоровья.
2. Показатели физического развития:
а) Обязательные:
• антропометрия: длина и масса тела, обхват грудной клетки (вдох, выдох, экскурсия), динамометрия, спирометрия;
• форма грудной клетки - деформации «куриная», «воронкообразная», «грудь сапожника» и др.;
• форма ног - нормальные, Х-образные, О-образные;
• стопа - нормальная, уплощенная, плоская;
• осанка - нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз;
б) Дополнительные:
• толщина жировой складки в 4-х точках (определение процента жировой массы);
• форма живота (нормальный, впалый, выпуклый, отвислый);
• оценка гармоничности развития по индексам или местным стандартам (или центильная оценка);
3. Показатели физической подготовленности по физическим тестам:
а) Обязательные:
• подтягивания или отжимания (сила, раз);
• быстрота бега на 10, 30 метров (мин);
• метание теннисного мяча на дальность (м);
• прыжки в длину, высоту с места (м);
• бег на выносливость в течение 1,5 мин;
б) Дополнительные:
• на статическую выносливость на время в секундах;
• статическое равновесие, стоя на одной ноге или «Ласточка» с закрытыми глазами, в секундах;
• координация движений - бросание мяча о стенку попеременно руками в течение 30 секунд с 1 метра;
• гибкость - наклоны вперед, стоя на скамейке, в сантиметрах от нулевой линии;
• силовая выносливость - количество седов из положения лежа на спине.
Однако помимо этого для измерения здоровья студентов имеет смысл ввести определенные показатели, на которые могли бы ориентироваться педагогические работники в осуществлении взаимодействий со своими подопечными. Речь идет об определении отличных от тех или иных медико-биологических показателей, специфически педагогических признаков здоровья студентов, которые мог бы использовать для оценки здоровья студентов каждый преподаватель в своей профессиональной деятельности. Фактически, это - педагогически обусловливаемые свойства здоровья студентов. Другими словами, необходимо вычленить такие его свойства, которые заметно проявляют себя в образовательном процессе в вузе. При этом важно, чтобы соответствующие свойства характеризовали здоровье не по отдельным составляющим, а в целом. Это обусловлено тем, что здоровье в образовании проявляет себя не аспектно, не фрагментарно, а целостно.
В качестве основания вычленения педагогически обусловливаемых свойств здоровья студентов выберем утомление как внутриор-ганизменное явление, наступающее вследствие энергозатрат, осуществленных в образовательном процессе. Между мерой утомления и состоянием здоровья имеют место определенные взаимосвязи. До некоторого значения мера утомления не представляет особой опасности. Избыток же его (переутомление) является фактором, составляющим угрозу ухудшения здоровья студентов.
Утомление студентов зависит от нагрузок, воспринимаемых ими в образовательном процессе в вузе. Существуют и определенные защитные свойства организма, благодаря которым сдерживается рост утом-
ления с увеличением нагрузок. В связи с этим, имеет смысл выделить сопротивляемость организма нагрузкам, как одно из педагогически обусловливаемых свойств здоровья. Сопротивляемость организма студента нагрузкам предстает в единстве физических, психических и социальных (духовно-нравственных) проявлений.
Следует отметить, что повышенные нагрузки (физические, психические, социальные) в образовательном процессе вуза, вообще говоря, способствуют и повышению результативности образования. Другими словами, продуктивное образование практически всегда сопровождается достаточно значимыми нагрузками на организм. Поэтому важным педагогически обусловливаемым свойством здоровья студентов является адаптируемость к нагрузкам, которая способствует развитию образованности и увеличению меры сопротивляемости организма нагрузкам. Другими словами, благодаря этому свойству повышенные нагрузки для студента (если они не ведут к переутомлению) со временем становятся нормальными для него.
Способности организма студента к преодолению последствий испытанных в образовательном процессе нагрузок физического, психического или социального характера проявляются через восстанавливаемость здоровья, которая является еще одним из педагогически обусловливаемых его свойств. Несмотря на проявление сопротивляемости нагрузкам, все равно рано или поздно наступает утомление организма, которое становится фактором, обусловливающим возможность тех или иных отклонений в здоровье. Внутриорганизмен-ные же потенциалы направлены, на то, чтобы вернуть внутренние энергетические потенциалы в прежнее состояние. Восстанавливаемость здоровья представляется свойством, которое препятствует суммациям утомления, благодаря чему происходит предохранение организма студента от переутомлений.
В образовательном процессе в вузе студентами практически регулярно приходится иметь дело с теми или иными новациями, которые выступают в качестве необычных для них нагрузок. Их преодоление требует постоянной сосредоточенности организма на том, чтобы устанавливать приемлемые для здоровья отношения с новациями. Это, естественно, вызывает существенные энерго-
Показатели оценки качества...
затраты. Свойства здоровья концентрируются на том, чтобы успешно реагировать на эффекты отношений студента с новациями. Такое свойство назовем мобилизуемостью здоровья. Определенным ее признаком может выступать активность и инициативность студента в образовательном процессе. Она предполагает сосредоточенность внутриор-ганизменных потенциалов на осуществлении когнитивных и креативных действий в образовании. Кроме того, активность и инициативность студента зависима от того, насколько организму удается сбалансировать свои потенциалы энергоресурсов между процессами жизнеобеспечения и развития образованности.
Отдельно необходимо остановиться и на качественных изменениях, происходящих в здоровье студентов. Преодолевая последствия физических, психических, социальных нагрузок, воспринятых в образовательном процессе, организм не всегда возвращается в прежнее состояние. При достаточной интенсивности таких нагрузок на постоянной основе возникают определенные сдвиги (как в положительную, так и в отрицательную сторону) в свойствах здоровья, которые ведут к качественным его изменениям. Поэтому к педагогически обусловливаемым свойствам здоровья студентов имеет смысл отнести его развиваемость.
Итак, на наш взгляд, целесообразно вычленить пять основных показателей здоровья студентов, выступающих как его педагогически обусловливаемые свойства. Это сопротивляемость и адаптируемость организма к нагрузкам, а также восстанавливаемость, мобилизуемость и развиваемость здоровья. Соответствующие свойства могут выступать ориентиром в осуществлении педагогической диагностики здоровья студентов.
При оценке здоровья целесообразно использовать три уровня, характеризующие, соответственно наличие отрицательных, нейтральных и положительных тенденций в значениях каждого из данных показателей:
• нейтральная сопротивляемость: студент проявляет обычную для него активность в отношения с собой, с партнерами и с образовательными системами;
• положительная сопротивляемость: студент готов выдерживать повышенные нагрузки в образовании;
• отрицательная сопротивляемость: проявляется падение активности в от-
ношениях с собой с партнерами и с образовательными системами;
• нейтральная адаптируемость: студент строго выполняет индивидуальную для него норму нагрузок;
• положительная адаптируемость: вы-
полняемые в образовании нагрузки способствуют постоянному повышению индивидуальной нормы;
• отрицательная адаптируемость: организм адаптируется лишь к незначительным нагрузкам, что ведет к ослаблению способностей реализации сущностных свойств;
• нейтральная восстанавливаемость: преодолеваемые в образовании нагрузки сопоставимы с развившимися внутриорганиз-менными запасами энергоресурсов;
• положительная восстанавливаемость: восстановление происходит практически сразу после восприятия нагрузок, что свидетельствует о готовности к более значимым нагрузкам в образовании;
• отрицательная восстанавливаемость: студент не успевает восстановится к моменту восприятия очередных нагрузок, что ведет к накоплению утомления;
• нейтральная мобилизуемость: заметна активность студента в отношениях с собой, с партнерами и с образовательными системами, инициативность в достижении результатов проявляется репродуктивно;
• положительная мобилизуемость: характеризуется усилением концентрации внутриор-ганизменных энергетических потенциалов на воспроизводство результатов в образовании, представляющих личные новации;
• отрицательная мобилизуемость: студент малоактивен и неинициативен в отношениях с собой, с партнерами и с образовательными системами;
• нейтральная развиваемость: наблю-
даются тенденции к общей стабилизации здоровья студента;
• положительная развиваемость: заметны тенденции к укреплению здоровья в целом;
• отрицательная развиваемость: проявляются тревожные тенденции в сторону снижения показателей здоровья студента.
Между тем, следует отметить, что положительные значения по каждому из выделяемых педагогически обусловливаемых свойств здоровья не дают, на наш взгляд однозначных оснований для утверждения об общей положительной характеристике здоровья
студента. Поэтому на основе информации о данных свойствах целесообразно относить здоровье того или иного студента к определенной группе. При этом можно условно выделить несколько групп, отличающихся друг от друга преобладающей тенденцией в развитии здоровья.
В зависимости от реакций здоровья на нагрузки, возникающие в образовательном процессе, целесообразно вычленить четыре основных группы студентов. К первой группе мы относим тех, которые не справляются с соответствующими нагрузками. Их внутриор-ганизменные энергетические потенциалы недостаточны для поддержания активных отношений с собой, с партнерами по образованию и с образовательными системами. Уместно данную группу условно обозначить как «группа острого реагирования». Во вторую группу включаются те, которые справляются с соответствующими нагрузками на пределе своих возможностей. После их преодоления энергетические потенциалы организма оказываются практически или полностью исчерпаны. Соответствующую группу назовем «пограничной». Третья группа характеризуется как «безопасная». В нее входят те студенты, которые нормально справляются с предлагаемыми нагрузками. Их внутриорга-низменных энергетических потенциалов достаточно для того, чтобы поддерживать активные отношения с собой и соответствующим окружением. После преодоления нагрузок остаются некоторые энергетические резервы, которые могут быть задействованы в других видах деятельности. Четвертую группу условно назовем «группа нереализованных потенциалов». Студенты, составляющие данную группу, легко справляются с возникающими нагрузками. Их энергетические потенциалы высоки и соответствующие нагрузки не вызывают серьезных энергетических затрат. После их преодоления остаются неисчерпанными значительные потенциалы. Такая группа вызывает определенные опасения, поскольку выполняемые нагрузки недостаточны для реализации природоопределенных задатков. Другими словами, они не стимулируют развития и даже могут вести к определенной деградации.
Каждая из таких групп характеризуется определенным набором значений педагогически обусловливаемых свойств здоровья. Так, когда сопротивляемость организма нагрузкам харак-
теризуется как отрицательная, это является основанием для отнесения к «группе острого реагирования». Нейтральная сопротивляемость обусловливает отнесение студента к «пограничной группе». В случае положительной сопротивляемости, в зависимости от ее меры студентов входит в «безопасную группу» либо в «группу нереализованных потенциалов».
Отрицательное значение адаптируемости присуще студентам, относящимся к «группе нереализованных потенциалов». Если он строго выполняет свою норму нагрузок и не более того (нейтральная адаптируемость), то он относится к «пограничной группе», либо к «группе острого реагирования», в зависимости от того, соответствует ли его норма объему предлагаемых нагрузок, или она меньше. Когда студент в образовательном процессе воспринимает нагрузку выше его нормы и успешно адаптируется к ней (положительная адаптируемость), такая тенденция присуща «безопасной группе».
В случае если организм не успевает восстанавливаться после прошедших нагрузок для восприятия очередных (отрицательная восстанавливаемость), то это обусловливает попадание студентов в «группу острого реагирования». Нейтральное значение восстанавливаемости соответствует «пограничной группе». Положительное значение восстанавливаемости свидетельствует о том, что организм готов к более значимым нагрузкам. Это характерно для «безопасной группы» и «группы нереализованных потенциалов», в зависимости от того, насколько существенно превышение запасов жизненных сил над осуществляемыми им энергозатратами.
Проявление студентом отрицательной мобилизуемости может быть следствием как
недостаточности энергетических потенциалов организма для проявления активности и инициативности в образовательном процессе вуза, так и их существенного избытка. Соответственно, это характерно для «группы острого реагирования» и для «группы нереализованных потенциалов». Вызывающей определенные опасения является положительное значение мобилизуемое™. Оно свойственно тем студентам, которым приходится мобилизовать все свои силы на поддержание активных отношений с собой, с партнерами по образованию и с образовательными системами. Такая реакция здоровья на нагрузки характерна для «пограничной группы». И, наконец, нейтральная мобилизуемость означает стабильность ресурсов организма, что является основанием для отнесения студента к «безопасной группе».
В случае превалирования общих тенденций к проявлению отрицательной раз-виваемости здоровья, правомерно отнести студента к «группе острого реагирования». Нейтральная развиваемость здоровья свидетельствует о переходном состоянии. Это характерно для «пограничной группы» и «группы нереализованных потенциалов», для которой существующие нагрузки слишком легки и не создают условий для полной реализации сущностных свойств в образовании. Выявление у него положительной развиваемости здоровья является поводом для отнесения его к «безопасной группе».
Результаты соотнесения вычлененных групп реакции здоровья студентов на нагрузки, возникающие в образовательном процессе вуза, со значениями показателей свойств здоровья можно представить в виде таблицы (табл. 6).
Таблица 6
Показатели свойств здоровья студентов по группам реакций здоровья на нагрузки, возникающие в образовательном процессе
№ Свойства Группы реакций здоровья на нагрузки
п/п Здоровья студентов Острого реагирования Пограничная Безопасная Нереализованных потенциалов
1 Сопротивляемость нагрузкам Отрицательная Нейтральная Положитель- ная Положительная
2 Адаптируемость к нагрузкам Нейтральная Нейтральная Положитель- ная Отрицательная
3 Восстанавливаемость Отрицательная Нейтральная Положительная Положительная
4 Мобилизуемость Отрицательная Положитель- ная Нейтральная Отрицательная
5 Развиваемость Отрицательная Нейтральная Положитель- ная Нейтральная
Таким образом, здоровье студента можно оценивать, исходя из принадлежности его к одной из групп, выделенных нами в зависимости от реакций на нагрузки, имеющие место в образовательном процессе вуза. Для обобщенной оценки здоровья по группе, по курсам и т.д. удобно пользоваться трехбалльной шкалой. При этом «группе острого реагирования» присваивается один балл, «пограничной группе» и «группе нереализованных потенциалов» - два балла и «безопасной группе» - три балла. Далее вычисляются среднее значение и дисперсия.
Другим важным показателем качества образовательного процесса в вузе является ценностное отношение студента к своей образованности. Мотивы, как причины осуществления студентами образовательной деятельности, активизируются в их внутреннем мире под влиянием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы базируются на потребностях, намерениях, замыслах образующегося студента. Внешние же факторы вызывают определенное (внутреннее) отношение студента к ним. Ясно, что благоприятное отношение студента к внешним факторам позитивно сказывается на мотивации его образовательной деятельности. Неприятие внешних факторов вряд ли способствует мотивации образовательной деятельности.
Особым видом внешних факторов являются социальные ценности. Благоприятное отношение студентов к ним можно назвать одной из целей педагогического влияния на образование студентов. Это обусловлено тем, что ценностное восприятие студентом действительности порождает и мотивацию действий и поступков, основанную на социально значимых ценностных ориентациях. Такого рода мотивация дополняет и обогащает мотивацию, основанную на потребностях и замыслах.
Каждый студент осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с собственными мотивами. Под ценностями понимаются идеалы, обобщенные представления, которые необходимы для оценки и ориентации студентов в социальной действительности.
Социальные ценности накоплены в процессе исторического развития человеческой цивилизации. В образовательном процессе они предъявляются студентам для усвоения. Накапливается определенный багаж знаний студентов о социальных ценностях, что является одним из формальных признаков образованности каждого из них. Явления и события вызывают у него одобрение или неодобрение, он соотносит их со своим внутренним мироощущением и определяет полезность, ценность усвоенных знаний для себя. Происходит осмысление и понимание существующих моральных и нравственных норм и правил, способность выражения своего собственного ценностного отношения к себе и к окружению, через призму своего собственного восприятия.
Будучи информированным об общечеловеческих социальных нормах поведения и морали, то есть о тех ценностях, которые приняты в обществе, студент может ориентироваться на них. Тем самым формируются собственные ценностные ориентации, усвоенные и принятые тем или иным студентом, которыми он руководствуется в жизни. Причём необходимо отметить, что это соответствие не всегда совпадает с его внутренним мировоззрением, т.е. личные ценности могут не соответствовать или частично соответствовать социальным ценностям. Внутренние сложившиеся ценностные ориентации могут быть как в русле общепринятых социальных ценностей, так и идти в разрез с ними (табл. 7).
Таблица 7
Показатели уровней согласованности социальных ценностей с личными ценностями студентов
Уровни Уровневые характеристики
1. Рассогласования 1. Несовпадение социальных общепринятых норм с личными усвоенными ценностями
2. Частичного совпадения 2. Частичное принятие социальных норм морали, ценностей в соотношении с личными
3. Полной согласованности 3. Совпадение существующих в обществе социальных ценностей с личными ценностями студента
Но данное противоречие внутреннего личного отношения не всегда проявляется на деле, то есть в поступках студентов.
Социальные ценности, усвоенные и принятые человеком, называются ценностными ориентациями. Ими он руководствуется в жизни. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость человека, преемственность определенного типа поведения и деятельности.
Ценностное же отношение - достаточно емкое понятие. Философская категория отношения выражает суть идеи всеобщих взаимосвязей в мире. Целесообразно ценностное отношение рассматривать как аспект сложившихся ценностных ориентаций. В них выражается отношение человека к различного рода социальным аспектам жизнедеятельности. Ценностные ориентации обусловливают мотивацию и направляют образовательную деятельность студентов на достижение образованности, соответствующей социально принятым нормам.
В управлении образовательным процессом вуза целесообразно выделить следующие аспекты социальных ценностей, которые значимы, как доминирующие ценностные ориентации. Это образованность, безошибочный профессиональный выбор, (профессиональное самоопределение) и здоровье (физическое, психическое и социальное).
Каждый студент как-то относится и к своей образованности, и к будущей профессии, и к сохранению (укреплению) своего здоровья. Информация о состоянии ценностного отношения студента к соответствующим социально значимым свойствам людей необходима для того, чтобы со знанием дела влиять на позитивное развитие соответствующих ценностных ориентаций. Получить такого рода информацию можно путем экспериментального исследования. В основе такого исследования лежит определенные методики снятия (измерения) сведений о том, как тот или иной студент относится к обозначенным выше социальным ценностям. Для этого можно использовать формальные и неформальные признаки.
Формальный признак связан с внешними проявлениями обострившихся потребностей студента. Он обнаруживается в поведении студентов, в результатах образовательной деятельности. Следовательно, формальный признак состояния ценностных ориентаций
Показатели оценки качества...
можно наблюдать со стороны, фиксировать на объективных носителях, обрабатывать по известным методикам.
Состояние ценностных ориентаций студентов характеризует внутреннее отношение их к соответствующим социальным ценностям. Неформальный признак базируется на воспринятых и усвоенных знаниях. Этот признак ощущается, чувствуется студентом. Он приблизительно выражается в форме личных предположений, оценок. Руководствуясь различиями формального и неформального признаков, характеризующих состояние ценностного отношения студентов к образованности, профессиональному выбору и здоровью, установим специальные уровни: низкий, средний, высокий. Опишем особенности, относящиеся к измерению каждой из вычлененных ценностных ориентациях на каждом установленном уровне.
Процесс присвоения образованности сопровождает человека на протяжении всей его жизнедеятельности. Получая образование в школе, а в дальнейшем продолжая его в профессиональных образовательных учреждениях (в том числе в вузах), он находится в постоянном непрерывающемся процессе присвоения образованности. Но даже получение формального образования не является завершением процесса присвоения образованности.
Расширяя свой кругозор, студент ощущает внутреннюю потребность и необходимость в получении дополнительных знаний в различных областях своей жизнедеятельности, в том числе и в направлениях своей будущей профессиональной деятельности (необходимость повышения компетентности). Ценностное отношение студента к собственной образованности может составить важный мотив продолжения образования. Образованность (в первую очередь для студентов вуза) является одной из ведущих социальных ценностей. Поэтому ценностное отношение студентов к собственной образованности является одним из основных мотивов его осуществления.
Разная мера соотнесенности усвоенных личных ценностных ориентаций и социальных ценностей ложится в основу разной степени эффективности образовательного процесса вуза. Социальная ориентация общества направлена в первую очередь на формальное образование.
Сформированность ценностного отношения студента к своей образованности в соответствии с формальным подходом проявляется в регулярном посещении учебных занятий, характеризуется высокой активностью, точным и добросовестным выполнением заданий в срок, и основывается на внутренней потребности в присвоении образованности. Внутреннее желание получить знания ради того, чтобы пользоваться ими в разных ситуациях является мотивацией для продолжения своего образования, для получе-
ния дополнительного образования и является стимулом в процессе самообразования.
Неформальный признак характеризуется внутренне осознанной заинтересованностью студента в получении образования и базируется на понимании и принятии «образованности» как лично значимой ценности. В табл. 8 приведены значения показателей ценностного отношения студентов к своей образованности по формальному и неформальному признакам на низком, среднем и высоком уровнях развития.
Таблица 8
Показатели ценностного отношения студента высшего профессионального образовательного учреждения к своей образованности
Уровни Неформальный признак Формальный признак
1. Низкий Не чувствует потребности в получении образования, не знает и не интересуется перспективами своей образованности (будущей профессиональной деятельности), отсутствует потребность в самообразовании и в получении дополнительного образования Проявляется в нерегулярном посещении занятий, неудовлетворительным выполнением заданий, невысокой активностью назанятиях, низкой концентрированностью внимания
2. Средний Чувствует потребность получения образования только в некоторых областях (по некоторым предметам), проявляет односторонний (узконаправленный) интерес к своей образованности (будущей профессиональной деятельности), чувствует потребность в получении дополнительного образования только в некоторых аспектах Характеризуется достаточно регулярным посещением занятий, не всегда точным и полным выполнением заданий, отсутствием высокого уровня внимательности в ходе образовательного процесса, иногда высокой, а иногда средней активностью на занятиях
3. Высокий Чувствует и осознает потребность в получении образования, знает и заинтересован в перспективах своей будущей профессиональной деятельности (своей образованности), убежден в необходимости дальнейшего образования, хочет заниматься самообразованием Находит свое отражение в точным выполнением заданий в срок, посещение занятий без пропусков, высокой концентрации внимания на уроке, активном участии в образовательном процессе
Существуют различные состояния здоровья студента. Некоторые из них (низкая утомляемость, бодрость, активность, хорошая память и др.) позволяют осуществлять образовательную деятельность и способствуют высокому уровню усвоения учебного материала. И наоборот, состояния здоровья человека не позволяющие осуществлять образовательную деятельность на достаточно высоком уровне (высокая утомляемость, раздражительность, пассивность, плохая память), не способствуют присвоению образованности. Социальная ориентация общества направлена на осуществление здорового образа жизни. Поэтому целесобразно руководствоваться ценностны-
ми ориентациями соответствующими социальными ориентациями направленными на здо-ровьесбережение. Эти ценностные ориентации, способствуют тому, чтобы студент мог рационально осуществлять свою образовательную деятельность (без ущерба для здоровья).
Сформированность ценностного отношения к своему здоровью проявляется во внешних признаках, т.е. в поведении студента, в соответствии с формальным признаком [1]. Это характеризуется его активностью в процессе жизнедеятельности по отношению к занятиям физической культурой, отсутствием вредных привычек, соблюдением режима и т.д. Однако данное внешнее проявление цен-
ностного отношения к своему здоровью не всегда является отражением действительной внутренней убежденности студента.
Внутренне состояние в аспекте ценностного отношения к своему здоровью (т.е. неформальный признак) часто не совпадает или частично совпадает с его внешним проявлением. Внутренние переживания могут, как проявляться внешне, так и оставаться скрытыми в соответствии с пропорционально усвоенными общепринятыми нормами здо-ровьесбережения. Другими словами, наблю-
Показатепи оценки качества...
дается недостаточность мотивационной основы для дополнительных занятий спортом (посещение только учебных, спортивных мероприятий, обязательных по программе), в соответствии с внутренними ощущениями человек (не проявляя это в обществе) не отказывается от вредных привычек, не всегда соблюдает режим и т.д. В табл. 9 приведены значения показателей ценностного отношения студентов к своему здоровью по формальному и неформальному признакам на низком, среднем и высоком уровнях развития.
Таблица 9
Показатели ценностного отношения студента высшего профессионального образовательного учреждения к своему здоровью
Уровни Неформальный признак Формальный признак
1. Низкий Полное или частичное отсутствие внутренней потребности заниматься спортом и другими видами двигательной активности, внутреннее неприятие постоянного соблюдения режима, считает допустимым для себя употребление алкоголя и т.п. Наличие вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), пассивное отношение к спортивным занятиям, редкое посещение занятий по физической культуре, несоблюдение режима
2. Средний Наличие внутреннего ощущения к потребности заниматься спортом (ходить в оздоровительные комплексы), наличие внутренних намерений к осуществлению двигательной активности (желает участвовать в спортивных мероприятиях) Несистематическое употребление алкоголя и наличие некоторых вредных привычек (курение и др.), пропуски в посещении занятий по физической культуре, периодами редкое, а иногда частое посещение оздоровительных мероприятий
3. Высокий Наличие внутреннего ощущения к потребности заниматься спортом (ходить в оздоровительные комплексы и др.), наличие внутренних намерений и осуществление двигательной активности, негативное отношение к вредным привычкам. Соответствие этих намерений с социальной ориентацией на здоровый образ жизни Отсутствие вредных привычек (почти полное), частое посещение оздоровительных учреждений, соблюдение режима, посещение занятий по физической культуре без пропусков (если отсутствуют объективные причины)
Профессиональная сфера является одной из доминирующих жизнедеятельности человека. Так согласно статистическим данным примерно половину всего времени человек проводит на работе. Следовательно, выбор будущей специальности является значимым. Получение высшего профессионального образования базируется на получении специфических профессиональных знаний.
Профессиональный выбор не ограничивается периодом обучения в школе, он может продолжаться и во время получения профессионального образования, как на первых курсах, так и в дальнейшем до завершения про-
фессионального образования. Выбор той или иной профессии может быть обусловлен различными мотивами: нежеланием идти в армию, подчинение желанию родителей, желанием получить высшее образование, нежеланием отставать от сверстников, потребностью общественного признания, желанием стать хорошим специалистом в области выбранной специальности и др. В зависимости от наличия того или иного мотива в получении данной специальности студент или окончательно утверждается в своем профессиональном выборе, или продолжает самоопределяться. Процесс самоопределения может
продолжаться и в период осуществления профессиональной деятельности специалиста, что в конечном итоге может привести к смене профессиональной деятельности.
Таким образом, ценностное отношение к профессиональному выбору (профессиональному самоопределению) является одним из главных в образовательном процессе. Студент функционально становится информированным и осуществляет свою жизнедеятельность в соответствии со своими знаниями. Ценностные ориентации обусловливают поведение студента в жизнедеятельности. В частности, они являются и ведущим мотивом в профессиональном самоопределении будущего специалиста.
Уровень сформированности ценностного отношения студента к своему профессиональ
Таким образом, с помощью уровневых значений формального и неформального признаков можно определять уровни сформированности ценностного отношения студентов к своей образованности, здоровью, профессиональному самоопределению (профессиональному выбору) [3]. Для этого, разумеется, необходимо разработать методику снятия сведений об отношении студентов к обозначенным выше социальным ценностям. Выше описанные значения формального и неформального признаков проявле-
ному самоопределению (профессиональному выбору) может определяться как по внешним признакам (осуществление конкретных поступков в процессе выбора и подготовки к будущей профессиональной деятельности), так и по внутренним признакам (ощущение потребности в получении информации о будущей профессиональной деятельности, внутренняя направленность на формирование в себе профессионально необходимых качеств), которые не всегда проявляются внешне. В табл. 10 приведены значения показателей ценностного отношения студентов к своему профессиональному выбору (профессиональному самоопределению) по формальному и неформальному признакам на низком, среднем и высоком уровнях развития.
ний студентами ценностного отношения к образованности, к собственному здоровью и к профессиональному выбору могут служить основанием построения диагностических средств выявления уровневых значений ценностного отношения к обозначенным социальным ценностям. Пользуясь такого рода диагностическими средствами, можно экспериментально определять качество образовательного процесса в вузе по описанным выше показателям (образованность, здоровье, профессиональное самоопределение).
Таблица 10
Показатели ценностного отношения к профессиональному выбору студентов (профессиональное самоопределение)
Уровни Неформальный признак Формальный признак
1. Низкий Не ощущает внутренней потребности в получении информации о будущей профессии, неприятие чужого мнения, не чувствует внутренней заинтересованности в своей профессиональной будущности Не предпринимает действия для получения информации о будущей профессиональной деятельности
2. Средний Отрывочные знания о профессиях, но при этом желание знать больше, направленность на формирование в себе профессионально необходимых качеств Предпринимает действия для получения информации о будущей профессиональной деятельности, наличие достаточно высоких результатов по спецпредметам
3. Высокий Потребность в определенности в выборе будущей профессии и желание узнать о ней еще больше, наличие склонности общения с людьми (по выбору профессии), наличие желания выполнять различные виды профориентиро-ванной работы (физической, организационной, умственной), внутреннее понимание необходимости профессионального роста (компетентности) в перспективе Предпринимает действия для получения информации о дополнительных образовательных услугах профессионального профиля и продолжении образования (курсы и др.), осуществление профессиональной самообразовательной деятельности, наличие высоких результатов по спецпредметам
Литература
1. Отчет по хоздоговорной теме 2003.009 «Разработка функций межведомственного взаимодействия субъектов муниципального уровня власти в обеспечении качества образовательных процессов в образовательных учреждениях». - Челябинск, 2003. - 85 с.
2. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Се-
Показатели оценки качества...
риков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 1999. - 242 с.
3. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
4. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
Поступила в редакцию 22 октября 2008 г.