Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектива'

Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1647
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE ARTISTIC GROUP LEADER PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ARTISTIC GROUP STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснопольская Марина Юрьевна

В статье рассмотрен вопрос профессиональной компетентности руководителя художественного коллектива, представлен анализ структуры профессиональной компетентности, определена специфика профессиональной деятельности руководителя художественного коллектива, ее содержание, а также даны определения исследуемых понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснопольская Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC GROUP LEADER PROFESSIONAL COMPETENCE

The article considers the artistic group leader professional competence problem and analyzes the professional competence structure, determining the artistic group leader professional activities peculiarities, its content and gives the definition of the investigated notions.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектива»

М. Ю. Краснопольская

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассмотрен вопрос профессиональной компетентности руководителя художественного коллектива, представлен анализ структуры профессиональной компетентности, определена специфика профессиональной деятельности руководителя художественного коллектива, ее содержание, а также даны определения исследуемых понятий.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность руководителя художественно-творческого коллектива, структура профессио-

нального коллектива.

The article considers the artistic group leader professional competence problem and analyzes the professional competence structure, determining the artistic group leader professional activities peculiarities, its content and gives the definition of the investigated notions.

Key words: competence, professional competence, the artistic group leader professional competence, professional artistic group structure.

Ведущую роль в творческом развитии коллектива играет руководитель, который призван не только обеспечивать высокий исполнительский уровень, но и содействовать развитию ценностных ориентаций, потребностей в самосовершенствовании всех его членов. Это означает, что руководитель коллектива должен быть компетентным.

Справочная литература дает различные определения понятия «компетентность». Так,

В. И. Даль характеризовал это понятие как «полноправность», что отражает ограниченное использование данного термина, только применительно к юриспруденции [1].

В словаре иностранных слов компетентность определяется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение» [11].

В современных исследованиях по общей и профессиональной педагогике, посвященных разработке проблеме компетентности, выделяется несколько направлений. Представители первого направления рассматривают профессиональную компетентность как характеристику профессионализма специалиста, единство его теоретической и практической готовности (Э. Ф. Зеер,

А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.). Ведущие педагоги считают компетентность оценочным термином, характеризующим меру

соответствия понимания, знании и умении реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых проблем.

Профессиональная компетентность,

по мнению А. К. Марковой, предполагает объединение в работе специалиста трех сторон его труда: педагогической деятельности, педагогического общения и личности. В процессе труда эти три стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой. Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляют процесс его труда, но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его работы. Поэтому А. К. Маркова рассматривает обученность (и обучаемость), воспитанность (и воспитуемость) школьников, как еще две характеристики педагогической деятельности учителя. Эти пять сторон труда учителя составляют основу пяти блоков его профессиональной компетентности [5].

В. А. Сластенин считает, что понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности к осущест-

SS

влению производственной деятельности и характеризует его профессионализм [10]. Данная трактовка является, на наш взгляд, более полной в содержательном плане и позволяет рассматривать профессиональную компетентность во взаимосвязи с понятиями «профессионализм» и «профессиональная готовность».

Представители второго направления (А. М. Новиков, С. Г. Молчанов, Т. А. Петрова, А. Н. Федорова и др.) трактуют профессиональную компетентность как совокупность компетенций (ключевых, базовых и специальных). При этом базовые компетенции являются инвариантными, необходимыми для осуществления основных видов профессиональной деятельности специалиста, а специальные компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, составляют вариативную часть профессиональных компетенций специалиста.

Признавая правомерность такого подхода, отметим, что в термине «компетенция» изначально заложена двойственность, так как, с одной стороны, он характеризует правомочность субъекта, а с другой - его осведомленность в определенном круге вопросов. Таким образом, компетенция отражает количество и качество знаний и умений специалиста в какой-либо области деятельности. Учитывая это, мы считаем более обоснованным использование понятия «компетентность» для характеристики профессиональной деятельности специалиста, поскольку речь идет не только об осведомленности субъекта о содержании деятельности, умениях и навыках ее осуществления, но и о личностном отношении человека к данной деятельности (интересе к ней, удовлетворенности ее результатами, мотивах деятельности и пр.). Исходя из этого, в дальнейшем мы будем использовать термин «компетентность».

Анализ различных подходов к определению понятия «профессиональная компе-

тентность» показывает, что, несмотря на различие данных точек зрения, оно всегда рассматривается в контексте профессиональной деятельности, понимается как важное новообразование личности, которое возникает в ходе освоения профессиональной деятельности. При этом нам более импонирует понимание профессиональной компетентности как сложного личностного образования, характеризующего профессионализм специалиста и выражающего его готовность к профессиональной деятельности.

С учетом вышеизложенного, мы рассматриваем профессиональную компе-

тентность как интегративное свойство личности специалиста, характеризующее его профессионализм и отражающее степень готовности к эффективной профессиональной деятельности. Принимая за основу данную трактовку, обратимся к определению понятия «профессиональная компетентность руководителя художественно-творческого

коллектива», что требует дополнительного анализа структуры профессиональной компетентности и специфики профессиональной деятельности руководителя художественнотворческого коллектива.

В научной литературе существуют различные подходы к решению вопроса о компонентном составе профессиональной компетентности. Интерес представляет точка зрения Н. К. Сергеева, который выделяет следующие составляющие в структуре профессиональной компетентности:

1. Психологическую (внутреннюю), включающую в себя мотивационный и рефлексивный компоненты.

2. Квалификационную подсистему, представляющую собой систему приобретенных в вузе знаний, умений и навыков.

3. Социальную подсистему (внешнюю), в которой можно выделить способность к профессиональной адаптации и коммуникативные способности, проявляющиеся в сотрудничестве и коллективной производственной деятельности [9].

Таким образом, автор включает в состав профессиональной компетентности знания, умения, навыки, мотивационный и рефлексивный компоненты, способность к профессиональной адаптации и коммуникативные способности специалиста, характеризующие внутренний и внешний аспекты рассматриваемого понятия.

В исследованиях, затрагивающих вопросы структуры профессиональной компетентности, особого внимания заслуживают идеи ведущих ученых - Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сла-стенина и др.

Так, Н. В. Кузьмина выявляет элементы структуры профессионально-педагогической компетентности и выделяет специальную и профессиональную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирования знаний и умений; социальнопсихологическую компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности личности в коллективе; аутопсихологическую компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [4].

Важным при анализе структуры профессиональной компетентности руководителя художественно-творческого коллектива является подход В. А. Сластенина, при котором данное понятие рассматривается через приобретаемые умения, раскрывающиеся, в свою очередь, через совокупность последовательно разворачивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение производственных задач. Теоретическая готовность специалиста, по мнению автора, предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Содержание практической готовности специалиста определяется через две группы умений - организаторских (мобилизационных,

информационно-дидактических, развивающих и ориентационных) и коммуникативных. Таким образом, В. А. Сластенин в структуру профессиональной компетентности специалиста включает знания и умения, необходимые для эффективного осуществления деятельности [10].

Э. Ф. Зеер отмечает в структуре профессиональной компетентности специалиста такие составляющие, как знания, умения, профессионально-значимые и личностные качества [2].

В исследовании Т. В. Штыковой, посвященном разработке проблемы формирования коммуникативно-дидактической компетентности у будущих специалистов, в структуре рассматриваемого понятия выделяются коммуникативно-личностный, дидактический и гностический компоненты, каждый из которых предполагает наличие знаний, умений, профессионально важных качеств, а также опыта коммуникативнодидактической деятельности [12].

Некоторые исследователи (С. М. Колова, С. Г. Молчанов, Т. А. Петрова и др.) рассматривают структуру профессиональной компетентности, исходя из взаимосвязи понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция». Так, С. Г. Молчанов, понимая под профессиональной компетентностью совокупность профессиональных компетенций, выделяет следующие их виды: профессиональную, профессионально-социальную, личност-

ную, социальную. Каждая из выделенных компетенций имеет свое содержание. В их структуре С. Г. Молчанов выделяет два взаимосвязанных компонента: теоретические представления об объектах воздействия (о его признаках); способы воздействия на этот объект (воздействие на количественные и качественные характеристики признаков объекта) [6].

Развивая данную точку зрения, Т. А. Петрова выделяет в структуре базовой компетенции как составной части профес-

сиональной компетентности такие составляющие, как знания, умения и навыки, обобщенные способы решения профессиональных задач, а также личностные и профессиональные качества будущих специалистов [8].

С. М. Колова на основе анализа терминов «компетенция» и «компетентность» выделяет в их структуре общие характеристики: знания, опыт, осведомленность в определенной области, а также доскональное знание своего дела, сущности выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей [3].

Психолого-педагогический анализ

понятия «компетентность» показывает, что оно неразрывно связано с понятием «профессиональная деятельность» и характеризует уровень освоения субъектом определенного вида деятельности, что, в свою очередь, является отражением степени готовности личности к осуществлению конкретной профессиональной деятельности. С учетом данных положений нам представляется правомерным рассматривать структуру профессиональной компетентности руководителя художественно-творческого коллектива дополнительного образования на основе взаимосвязи данного понятия с понятием «профессиональная готовность». Анализ психолого-педагогических исследований по вопросу структуры профессиональной компетентности и профессиональной готовности специалиста показывает, что большинство авторов включает в их состав в качестве неотъемлемых компонентов знания, умения и навыки, а также личностные характеристики специалиста. Опираясь на эти положения, мы считаем правомерным выделить в составе профессиональной компетентности руководителя художественно-творческого коллектива три взаимосвязанных компонента: ориентационный, операционный и личностный, характеризующих соответственно теоретиче-

скую, практическую и нравственно-психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Ориентационный компонент отражает информированность руководителя о сущности и содержании осуществляемой педагогической деятельности, о требованиях к личности руководителя, а также уровень знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Современный руководитель должен знать основные законы управления, экономики и маркетинга. Ему необходимо быть постоянно в курсе новых исследований, открытий, видеть ближние и дальние перспективы развития своего коллектива. Таким образом, данный компонент характеризует уровень теоретической готовности преподавателя к реализации избранного вида педагогической деятельности.

Операционный компонент профессиональной компетентности руководителя художественно-творческого коллектива составляют профессиональные умения, которыми должен владеть руководитель для успешного развития коллектива. Необходимыми умениями являются не только общепедагогические, методические и исполнительские, но и умения планировать развитие деятельности коллектива, строить взаимоотношения с подчиненными, принимать решения в сложных, изменчивых ситуациях, ясно и доходчиво излагать свои мысли. Данный компонент отражает степень практической готовности руководителя художественно-творческого коллектива.

Личностный компонент характеризует степень нравственно-психологической готовности руководителя к профессиональной деятельности. Он отражает интерес руководителя к избранному виду профессиональной деятельности, степень удовлетворенности ее результатами, уровень развития мотивации и участия в деятельности по самосовершенствованию, по развитию своей

профессиональной компетентности. Интерес к профессии находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к коллегам, избранной деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению необходимыми знаниями и умениями, непрерывному саморазвитию, что составляет необходимое условие профессионального совершенствования.

Удовлетворенность результатами профессиональной деятельности является важным условием развития интереса к ней, что, в свою очередь, способствует росту активности руководителя в решении задач самосовершенствования, повышении уровня своей профессиональной компетентности. Необходимо также отметить, что неполная удовлетворенность может выступать и в качестве стимула процесса саморазвития, так как констатация невысоких результатов профессиональной деятельности побуждает специалиста к анализу причин неудачи и поиску путей исправления допущенных ошибок.

Мотивационная сфера личности многогранна, значительное место в ней занимает мотивация профессиональной деятельности. Особую роль играют социальнозначимые мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования руководителя. К социально-ценным мотивам деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за порученное дело, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность профессией. Таким образом, личностный компонент характеризует нравственно-психологическую готовность руководителя к избранной деятельности.

Итак, ориентационный, операционный и личностный компоненты, находясь во взаимосвязи и взаимозависимости, обуславливают целостность структуры профессиональной компетентности как лично-

стного образования и определяют ее содержание, которое раскрывается на основе учета особенностей конкретного вида деятельности.

Деятельность руководителя художественно-творческого коллектива имеет свою специфику, к которой следует отнести:

- направленность деятельности руководителя художественно-творческого коллектива на реализацию во взаимосвязи управленческих и общепедагогических функций;

- ведущую роль личностного компонента компетентности, направленную на вовлечение членов коллектива в активную творческую деятельность, что требует заинтересованности самого руководителя, высокого уровня исполнительства.

Учет выделенных особенностей позволяет определить содержание понятия «профессиональная компетентность руководителя художественно-творческого коллектива» по каждому компоненту:

1. Ориентационный компонент (теоретическая готовность) включает знания: о сущности, структуре, особенностях управленческой деятельности; специальные знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности руководителя (знания по теории и методике музыкального образования).

2. Операционный компонент (практи-

ческая готовность) включает умения: познавательные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, информационные и др.; обуславливающие успешность профессионального развития (умения анализировать ситуацию, рефлексировать

осуществленную деятельность, сравнивать достигнутые результаты с планируемой целью, оценивать их, вносить коррективы, обосновывать свои действия и др.); отражающие специфику конкретной профессиональной деятельности (исполнительские, методические).

3. Личностный компонент (нравственно-психологическая готовность) включает: интерес к избранной деятельности и к развитию профессиональной компетентности; удовлетворенность результатами профессиональной и творческой деятельности; положительную, социально-значимую мотивацию деятельности.

данное понятие как интегративное свойство личности, отражающее единство теоретической, практической и нравственно-психологической готовности руководителя к профессиональной деятельности и включающее в себя совокупность психо-лого-педагогических, методических и специально-предметных знаний, общепедагогических и специальных профессиональнотворческих, исполнительских умений, личностных характеристик, обеспечивающих эффективную деятельность.

С учетом структуры, содержания и особенностей профессиональной компетентности руководителя художественнотворческого коллектива мы определяем

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М.: ГИС, 1955. - Т. III.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 244 с.

3. Колова, С. М. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов: автореф. ... дис. канд. пед. наук / Колова Светлана Михайловна. - Челябинск, 2002. - 27 с.

4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1992. - 203 с.

5. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М., 1993. - 192 с.

6. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность как объект воздействия методической, научно-методической работы и дополнительного профессионального образования / Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. II. - С. 77-82.

7. Новиков, А. М. Научно-экспертная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков. - М.: АПО, 1993. - 129 с.

8. Петрова, Т. А. Формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства (в процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования): автореф. ... дис. канд. пед. наук / Петрова Татьяна Анатольевна. - Челябинск, 2004. - 26 с.

9. Сергеев, Н. К. Непрерывное педагогическое образование, концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: монография / Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 1997.

10. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки /

В. А. Сластенин. - М.: МГПИ, 1985. - 164 с.

11. Словарь иностранных слов / под ред. Л. Н. Комаровой. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.

12. Штыкова, Т. В. Формирование коммуникативно-дидактической компетентности у будущих учителей: автореф. ... дис. канд. пед. наук / Штыкова Татьяна Валентиновна. - Челябинск, 2003. - 26 с.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.