Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность муниципальных служащих как условие повышения качества жизни населения'

Профессиональная компетентность муниципальных служащих как условие повышения качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1661
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРИНЦИП МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мифтахетдинова Зульфия Хафизовна

Статья посвящена анализу влияния уровня профессиональной компетенции муниципальных служащих на качество жизни населения. При ведены определения таких взаимосвязанных понятий как «компетентность», «компетенция» и «профессионализм», обоснована содержательная сторона принципа компетентности и профессионализма муниципальной службы. В статье приведено обоснование того, что качество жизни населения поселений является индикатором профессиональной компетентности муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Quality of Life of the Population

The paper dwells upon the analysis of the impact of the level of professional competence of municipal officers on the population’s quality of life. The author defines such interconnected notions as “expertise”, “competence” and professionalism”, and justifies the contents of the expertise principle and professionalism of municipal service. According to the author, population’s quality of life is an indicator of municipal officers’ expertise.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность муниципальных служащих как условие повышения качества жизни населения»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Социология

УДК 316.334.2

Профессиональная компетентность муниципальных служащих как условие

повышения качества жизни населения

Мифтахетдинова З.Х.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Статья посвящена анализу влияния уровня профессиональной компетенции муниципальных служащих на качество жизни населения. Приведены определения таких взаимосвязанных понятий как «компетентность», «компетенция» и «профессионализм», обоснована содержательная сторона принципа компетентности и профессионализма муниципальной службы. В статье приведено обоснование того, что качество жизни населения поселений является индикатором профессиональной компетентности муниципальных служащих.

Ключевые слова: муниципальная служба, принцип муниципальной службы, компетентность, профессионализм, качество жизни населения.

Основу кадрового состава гражданской и муниципальной службы должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного и муниципального управления. Осуществление муниципальной службы должно быть основано на профессионализме, компетентности и высоком уровне квалификации, так как от уровня подготовки каждого служащего по отдельности зависит авторитет государственной и муниципальной службы в целом.

К числу показателей компетентности и профессионализма чиновников относится в первую очередь уровень и качество жизни населения. Особенно это проявляется на муниципальном уровне. Однако, с учетом ограниченности финансового обеспечения муниципалитетов нерационально закреплять всю ответственность за данные индикаторы лишь за муниципальной властью. Отметим и другой момент: эффективность решения своих задач местной властью зависит не столько от финансового обеспечения, сколько от способности муниципального служащего создавать необходимые условия для благоприятного социального и экономического климата и обеспечения высокого качества жизни населения муниципалитета. То есть именно компетентность местных чиновников становится определяющим

фактором в построении траектории социально-экономического развития муниципалитета.

Термин «компетентность», впервые использованный еще в XVIII в. почётным профессором Эдинбургского университета, доктором Дж. Ра-веном в значении способности, необходимой для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия, до сих пор не нашел общеприменимого определения [1]. Наряду с термином «компетентность» относительно деятельности чиновников употребляются взаимосвязанные термины — «компетенция» и «профессионализм». Рассмотрим каждый из них по-отдельности.

Под компетентностью (от лат. ^mpete - добиваюсь, соответствую, подхожу) понимается детальное знание своего дела, сущности выполняемой работы, организационных моментов, а также умение эффективно применить знания в практической деятельности [2].

Профессионализм, наряду с компетентностью определяемый Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] как один из основополагающих принципов муниципальной службы, пред-

217

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Социология

полагает выполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей постоянно и за регулярно получаемое вознаграждение. Профессионализм выступает стимулятором расширения знаний, накопления опыта, развития организаторских способностей, поддержания постоянного высокого уровня служебной и исполнительской дисциплины.

Понятие «компетенция» (от лат. competentia -принадлежность по праву) трактуется как «круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [4]. И.А. Зимняя в ходе рассмотрения понятий «компетенция» и «компетентность» дает определение компетентности «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленном опыте социально-профессиональной жизнедеятельности» [5]. При большом сходстве эти два термина носят разную смысловую нагрузку: понятие «компетентность» относят ближе к понятийному полю «знаю, что», а понятие «компетенция» - к полю «знаю как» и «знаю зачем» [6].

Можно заключить, что принцип профессионализма и компетентности отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности и должен являться одним из факторов, используемых при отборе кандидата на замещение вакантной муниципальной должности.

В качестве примера рассмотрим перечень ключевых компетенций, разработанный Международной ассоциацией управления городами и районами (ICMA) в 1991 г. В него включены такие компетенции как: управление персоналом, политическое содействие, стратегическое лидерство, приверженность демократическим принципам, организационное планирование и менеджмент, организация услуг, коммуникация и целостность. Данный перечень можно рассматривать как набор универсальных инструментов чиновника, применяя которые муниципальный служащий должен «знать, что» в результате он получит. Именно достижение положительных результатов деятельности, в частности, например, высокого уровня качества жизни населения будет служить индикатором профессиональной компетентности муниципального служащего.

Приведённый список является неполным, можно выделить также и наличие специфических компетенций. К ним относятся умения и знания в сфере осуществления муниципальной деятельности. К примеру, если в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7] в ст. 6 п. 2 приводится список полномочий (компетенций) органов местного самоуправления, которые осуществляют муниципальный контроль, то, согласно приведенным функциям организовывается специализированный

отдел в административном аппарате муниципального образования. В структуре Исполнительного комитета г. Казани таковым является Управление административно-технической инспекции. Данное Управление занимается осуществлением муниципального контроля за соблюдением муниципальных нормативно-правовых актов в сфере благоустройства территории г. Казани, а также координацией деятельности функциональных и территориальных органов Исполкома г. Казани в данной сфере. Таким образом, организационная структура администраций муниципалитетов выстраивается, исходя из специфических компетенций муниципальных служащих, а эффективность деятельности того или иного структурного подразделения (и непосредственно муниципального служащего) обуславливается уже первичными потребностями (наличия отопления, горячей воды, налаженной инфраструктуры и др.). Из этого следует вывод, что чем выше будет компетентность муниципального служащего, тем лучше он будет исполнять свои обязанности, и тем выше будет оценка его эффективности местным населением.

Для выявления связи между уровнем профессиональной компетентности местной власти и качеством жизни населения среди жителей г. Казани был проведен социологический опрос. Результаты опроса о влиянии компетентности муниципальных служащих на качество жизни населения города представлено на рисунке 11.

Более половины респондентов уверены в существовании прямой связи между компетентностью муниципальных служащих и качеством жизни населения города и лишь 27 % с этим не согласны (рис. 1).

Респонденты отдали предпочтение таким личным качествам чиновников как порядочность (17 %), умение общаться с людьми (12 %), справедливость (11 %) (рис. 2).

Рис. 1. Мнение респондентов о влиянии компетентности муниципальных служащих на качество жизни населения города

1 Социологический опрос проводился посредством электронного анкетирования. В опросе участвовало 100 респондентов, 36 мужчин и 64 женщин). Подбор возрастного контингента осуществлен руководствуясь статистическими данными о половозрастном составе городского населения. 28 % респондентов составили жители пенсионного возраста, 29 % - респонденты в возрасте от 16 до 25 лет, 43 % - в возрасте от 25 до 54 лет.

218

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Социология

Рис. 2. Структура приоритетных личных качеств муниципальных служащих

ного времени на конкретные дела, а муниципальные органы - недостаток программ социально-экономического развития, материально-финансовых средств и времени. Из-за недостатка указанных ресурсов ограничивается и профессиональная компетентность муниципального служащего.

Итак, обобщив приведенные доводы, отметим, что профессиональная компетентность муниципального служащего предстает как необходимая составляющая в повышении качества жизни населения, выражающаяся в совокупности базовых и специфических компетенций, основывающихся на трех факторах, - умения, навыки и опыт муниципального служащего. Синергетический эффект от этих факторов предстает в качестве показателя профессиональной компетентности местного чиновника. Конечный результат деятельности муниципального служащего - высокий уровень качества жизни населения -выступает производной его профессиональной компетенции. Тем самым качество жизни населения выступает как индикатор профессиональной компетентности муниципальных служащих. Достижение запланированных результатов деятельности реализуется путем пошагового освоения компетенций, в первую очередь универсальных (базоРис. 3. Структура приоритетным про^^ион^ньк качеств вьк), что позволит работать в различ-

муниципальных служащих Ных управленческих областях.

Опрошенными также были выделены профессиональные качества, необходимые для муниципального служащего: профессионализм (21 % респондентов), ответственность (21 °%) и исполнительность (17 %) (рис. 3).

Отметим, что сохраняется и ряд проблем, оказывающих негативное воздействие на имидж муниципального служащего: большие очереди на прием (14 %), невнимательное отношение к высказываемой проблеме (11 %), перенаправление посетителей к другим специалистам или в другие органы (11 %), игнорирование служащими решения проблемы (10 %), низкая профессиональная подготовка служащих (10 %) (рис. 4).

Согласно результатам опроса, самыми эффективными формами связи населения с муниципалитетом считаются встречи с населением, выступления в СМИ, средства интернета, прием граждан. Однако в активизации населения жители испытывают недостаток усилий, настойчивости, терпения, конкрет-

219

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Социология

С какими проблемами Вы сталкивались при обращении в органы власти за последние 2 года?

Рис. 4. Мнение респондентов о существующих проблемах во взаимоотношениях

с местными органами власти

Литература:

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

2. Информационные технологии в профессиональной деятельности и научной работе: сборник материалов всероссийской науч.-прак. конференции с международным участием. - Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-тет, 2007. - 296 с.

3. Федеральный закон от 02.04.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». - URL: http://base.garant. ru/12152272/1/#block_100/.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5.

5. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 34-41.

6. Нагимова А.М. Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления как основа повышения качества жизни регионального социума. // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2011. - № 4. -С. 31-35.

7. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=160131;req=doc

Improvement of the Quality of Life of the Population Z.Kh. Miftahetdinova

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper dwells upon the analysis of the impact of the level of professional competence of municipal officers on the population’s quality of life. The author defines such interconnected notions as “expertise”, “competence” and professionalism”, and justifies the contents of the expertise principle and professionalism of municipal service. According to the author, population’s quality of life is an indicator of municipal officers ’ expertise.

Key words: municipal service, the principle of municipal service, expertise, professionalism, population’s quality of life.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.