УДК 338.24.021.8
Манякин Артем Алексеевич
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Волгоградского государственного университета amnanyakin8888@gmail. com Artyom A. Manyakin
postgraduate student of «State and municipal management» Volgograd State University amnanyakin8888@gmail. com
Профессионализм муниципального служащего в условиях реформирования публичного управления1
Professionalism of the municipal employee conditions in the public administration reform
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионализма муниципального служащего на фоне реформирования публичного управления в России, проводится разграничение понятий «профессионализм», «квалифицированность» и «компетентность», исследуются дискуссионные вопросы, связанные с основными маркерами профессионализма муниципального служащего: образование муниципальных служащих, общий стаж работы и стаж по специальности, повышение квалификации, аттестация, общекультурные компетенции, даются рекомендации по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: муниципальный служащий, местное самоуправление, профессионализм, квалифицированность, компетентность, повышение квалификации, аттестация, общекультурные компетенции муниципального служащего.
Abstract. This paper addresses the problem of professionalism municipal employee background on public administration reform in Russia, distinguishes the concepts of "professionalism", "qualification" and "competence", explores the controversial issues associated with the main markers of professionalism municipal employee: education of municipal employees, the general experience work and experience in the specialty, training, certification, general cultural competence, and recommendations to improve the legislation .
Keywords: municipal employee, local government, professional, qualification, competence, training, certification, general cultural competence of the municipal employee.
1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ №13-32-01009 «Совершенствование государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики как направление повышения социально-экономического уровня и качества жизни населения субъекта РФ».
Современная форма местного самоуправления в российской действительности появилась относительно недавно и находится в стадии бурного реформирования, особенно в последнее время. В динамично развивающихся муниципалитетах все более пристальное внимание уделяется кадровой политике - повышаются требования к профессионализму, кавалифицированности, компетентности муниципальных служащих, происходит переориентация работников от стремления любым способом достичь формальных показателей (наследия советской «палочной» системы) к стремлению показывать высокие результаты в области экономико-социального развития муниципалитета, налаживанию договорных отношений с органами и структурами государства и субъектов Российской Федерации, выстраиванию межмуниципального сотрудничества, совершенствованию системы оказания муниципальных услуг.
Как показывает практика, повышение уровня жизни населения муниципалитетов напрямую зависит от профессионализма муниципальных кадров, и по этой причине создание эффективных правовых, административных и общественных инструментов влияния на качество работы муниципальных служащих является приоритетным и актуальным в настоящее время.
В статье 2 ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» дается понятие муниципальной службы как «профессиональной деятельности граждан», а в п.п. 3 и 9 статьи 4 в качестве основных принципов муниципальной службы закреплены «профессионализм и компетентность муниципального служащего» и «ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей». Данное обстоятельство указывает на особое значение профессионализма в деятельности муниципального служащего.
Существует множество определений того, что является профессионализмом: высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью [2, с. 693]; хорошее владение своей профессией [3, с. 749]; высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях [4, с. 501]; и другие.
В контексте профессионализма работников муниципалитетов возникает еще два важных понятия, встречающихся в законодательстве о местном самоуправлении и муниципальной службе - «квалифицированность» и «компетентность», от уяснения которых зависит определение границ качественной стороны деятельности муниципального служащего.
Квалифицированность можно понимать как соответствие муниципального служащего квалификационным требованиям (нормативный документ), предъявляемым для замещения конкретной должности муниципальной службы. Такие требования, как правило, предъявляются к образованию, количеству лет стажа работы в системе муниципальной службы и стажу по специальности.
Под компетентностью следует понимать широкий круг компетенций, как общепрофессиональных, так и общекультурных, предъявляемых к образованию, стажу, поведению во время исполнения служебных обязанностей: взаимоотношениям с коллегами и подчиненными, использованию профессиональной информации, действиями при конфликте интересов, внешнему и моральному облику.
Мы предлагаем понимать под профессионализмом муниципального служащего его соответствие квалификационным требованиям, закрепленным в российском законодательстве о муниципальной службе и наличию общепрофессиональных и общекультурных компетенций, отраженных в должностных регламентах.
Изобразить соотношение понятий «профессионализм», «квалифицированность» и «компетентность» можно при помощи кругов Эйлера (рис 1).
Рис. 1
Соотношение понятий «профессионализм», «квалифицированность»,
«компетентность»
компетентность.
Источник: сост. авт.
Рассмотрим более подробно основные дискуссионные вопросы и проблемы, связанные с профессионализмом муниципальных служащих и конкретными законодательными нормами и институтами: образование муниципальных служащих, общий стаж работы и стаж по специальности, повышение квалификации, аттестация, общекультурные компетенции.
Ряд исследователей указывает на то, что многие из нынешних муниципальных служащих получили опыт работы в партийно-советском аппарате и зачастую являются бывшими работниками советов, со знаниями и навыками, присущими тоталитарной системе управления [5, с. 102]. Однако стоит отметить, что сейчас в ряде регионов приняты различные нормативные акты, посвященные формированию и подготовке молодежного (перспективного) резерва управленческих кадров [6], реализуются проекты, например, «Молодой чиновник» [1, с. 37], призванные привлекать молодые кадры к работе в качестве муниципального служащего, вести просветительскую работу в этом направлении. Омоложение кадров в муниципалитетах
профессиональными работниками может привести к более пристальному вниманию к актуальным проблемам, связанным с современными реалиями, привнести инновационные методы в решение экономических, социальных и культурных проблем, повысить уровень жизни местного населения в целом.
Одним из главных способов повышения профессиональных качеств и компетенций муниципального служащего является повышение квалификации, переподготовка и стажировка, которые способствуют обеспечению высокого уровня деятельности муниципальных служащих. На данный момент нет жестких законодательных требований к повышению квалификации и переподготовке муниципальных служащих, но существует проект [7] изменений в федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», подготовленный Минрегионом России (не внесен на рассмотрение в Государственную Думу), в котором предлагается дополнить ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» двумя статьями - 28.1 и 28.2, которые посвящены профессиональной подготовке кадров для муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию муниципальных служащих. В п. 3 ст. 28.2 предлагается ограничить срок повышения квалификации не реже, чем раз в три года. На наш взгляд, следует согласиться с данным предложением.
Большую роль в профессионализме играет управленческая культура муниципальных служащих - это совокупность знаний, ценностей, норм, стереотипов и образцов поведения, определяющих характер управленческой деятельности муниципальных служащих и управленческих отношений в системе муниципального управления [10, с. 70].
Поддержанию должного уровня управленческой культуры способствует внедрение «Этических кодексов муниципального служащего». Существует Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [9], в соответствии с которым в ряде муниципальных образований принимаются «местные кодексы» (кодекс этики муниципальных служащих Волгограда [8]). Подобные кодексы необходимо принимать и в других регионах России, поскольку они призваны повысить не только правовую ответственность муниципальных служащих, но и моральную.
Таким образом, видно, что в процессе реформирования публичного управления очень важным является повышение уровня профессионализма муниципальных служащих путем внесения изменений в нормативно-правовые акты, в систему исполнительных органов, в институты, ответственные за культурно-нравственное просвещение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев, О.А. О реализации современных кадровых технологий в системе государственной гражданской и муниципальной службы / О.А. Васильев // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе
при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СевероЗападном федеральном округе. - 2011. - № 2. - С. 33 - 38.
2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
3. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
4. Охотский, Е.В., Игнатов, В.Г., Лытов, Б.В. и др. Государственная служба: теория и организация. - Ростов-на-Дону, 1998. - 624 с.
5. Парунина, Л.Д. Профессионализм муниципальных служащих через призму профессиональной культуры / Л.Д. Парунина // Вестник Вяткого государственного гуманитарного университета. - 2010. - Т. 2. - № 4. - С. 102105.
6. Постановление губернатора Астраханской области от 31 октября 2012 г. № 422 О порядке формирования и подготовки молодежного(перспективного) резерва управленческих кадров Астраханской области // КонсультантПлюс. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi ?req =doc;base=RLA W322;n =45278
7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации) // КонсультантПлюс. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n =109563
8. Решение Волгоградской городской Думы от 19.06.2013 N 78/2337 "О внесении изменений в Кодекс этики муниципальных служащих Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1097 "Об утверждении Кодекса этики муниципальных служащих Волгограда" // КонсультантПлюс. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi ?req =doc;base=RLA W18 0;n =86759
9. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол № 21) // КонсультантПлюс. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=113505
10. Хрусталев, Н.В. Критерии и методы социологической оценки профессионализма муниципальных служащих / Н.В. Хрусталев // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 3. - С. 69-70.
REFERENCES
1. Vasiliev, O.A. On the implementation of modern human technology in the civil service and municipal Public service . Bulletin of the Coordinating Council
on personnel matters, state awards and public service at the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the North -West Federal District, 2011, no. 2, - P. 33 - 38.
2. Newest Philosophical Dictionary / Comp. AA Gritsanov. Mn.: Univ. VM Racehorse, 1998, - 896p.
3. Ojegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions. Russian Academy of Sciences. Russian Language Institute of V.V. Vinogradov. 4th ed, Supplemented, M.: Azbukovnik, 1999, - 944p.
4. Okhotsky, E.V., Ignatov, V.G., Lytov, B.V. Public service: theory and organization. Rostov-on-Don, 1998, - 624 p .
5. Parunina L.D. Professionalism of municipal employees through the prism of professional culture. Herald Vyatka State University of Humanities, 2010, T. 2, no 4, - P. 102-105.
6. Decision of the Governor of Astrakhan region of October 31, 2012 № 422 On the formation and training of the youth ( prospective ) managerial personnel reserve the Astrakhan region Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base = RLAW322; n = 45278
7. Draft Federal Law "On Amendments to the Federal Law " On Municipal Service in the Russian Federation "and other legislative acts of the Russian Federation" ( submitted by the Government of the Russian Federation) Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = PRJ; n = 109563
8. The decision of the Volgograd City Duma from 19.06.2013 N 78/2337 " On Amendments to the Code of Ethics for municipal employees Volgograd, approved by the decision of the Volgograd City Duma from 15.09.2010 N 36/1097 " On approval of the Code of Ethics for municipal employees Volgograd. Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base = RLAW180; n = 86759
9. Model Code of ethics and official conduct of civil servants of the Russian Federation and municipal employees approved by the decision of the presidium of the Presidential Council for Countering Corruption December 23, 2010 (Minutes № 21) Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = LAW; n = 113505
10. Khrustalyov N.V. Criteria and methods of sociological examination of professionalism municipal employees. Theory and practice of social development, 2011, no. 3, P. 69-70.