Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность и познавательная компетенция: обоснование и взаимосвязи'

Профессиональная компетентность и познавательная компетенция: обоснование и взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОПЫТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHARACTERISTIC FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCE / SELF-LEARNING EXPERIENCE / COGNITIVE AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротенко Татьяна Николаевна

В данной статье рассматриваются основные характерные черты профессиональной компетентности современного специалиста. Обосновывается место и роль познавательной компетенции в структуре профессиональной компетентности. Автором раскрыта сущность понятий «познавательная компетенция» и «профессиональная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротенко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and Cognitive Competence: Grounding and Interrelations

The article deals with the characteristic features of professional competence. The terms «professional competence» and «cognitive competence» are defined. The author dwells upon the following subjects: the correlation and interrelations between the above mentioned competences.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность и познавательная компетенция: обоснование и взаимосвязи»

УДК 372.882.1 ББК Ч-426.130.2

Коротенко Татьяна Николаевна

преподаватель

кафедра иностранных языков и межкультурных коммуникаций Уральский государственный университет путей сообщения

г. Екатеринбург Korotenko Tatiana Nikolayevna Lecturer

Chair of Foreign Languages and Intercultural Communication Ural State University of Railway Transport Yekaterinburg

Профессиональная компетентность и познавательная компетенция:

обоснование и взаимосвязи Professional and Cognitive Competence: Grounding and Interrelations

В данной статье рассматриваются основные характерные черты профессиональной компетентности современного специалиста. Обосновывается место и роль познавательной компетенции в структуре профессиональной компетентности. Автором раскрыта сущность понятий «познавательная компетенция» и «профессиональная компетентность».

The article deals with the characteristic features of professional competence. The terms «professional competence» and «cognitive competence» are defined. The author dwells upon the following subjects: the correlation and interrelations between the above mentioned competences.

Ключевые слова: характерные черты профессиональной компетентности, опыт самостоятельной учебной деятельности, познавательная и коммуникативная компетенции, профессиональная деятельность.

Key words: characteristic features of professional competence, self-learning experience, cognitive and communicative competence, professional activities.

В связи с кардинальными изменениями стратегий, структур, моделей и содержания обучения, усилением тенденций к реализации компетентностного подхода в образовании в последние годы возрос интерес к совершенствованию этого процесса. Активное развитие общества оказывает огромное влияние не только на отдельно взятого специалиста, но и на систему образования в целом. Соответственно, идея развития самостоятельной, независимой и предприимчивой личности приобретает особый смысл и значение, что и подтверждается новаторскими поисками педагогов, методистов, психологов и других ученых, чьи работы направлены на решение этой проблемы. Именно с этим связано распро-

странение компетентностного подхода в системе образования, основными категориями которого являются «компетентность» и «компетенция».

Несмотря на то, что отечественные ученые начали использовать термины «компетенция» и «компетентность» сравнительно недавно, существует огромное количество мнений, что считать определением этих понятий. Так, И.А. Зимняя предлагает основываться на том, что «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [2, с. 34]. Исходя из этого, данный автор выделяет три основные группы компетентностей:

■ компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту

жизнедеятельности;

■ компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с человеком, с

другими людьми;

■ компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся

во всех ее типах и формах.

Данная классификация, на сегодняшний день, является наиболее целесообразной, так как обеспечивает единство и в то же время многообразие педагогических и психологических аспектов обучения, тем самым, являясь определенной целостной системой, представляющей собой новую парадигму конечного результата обучения, воспитания и образования.

В группу компетентностей, относящихся к деятельности человека И.А. Зимняя включает следующие компетенции:

■ компетенция познавательной деятельности: постановка и решение позна-

вательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

■ компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозиро-

вание, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

■ компетенции информационных технологий: прием переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование); массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность.

Если представить эти компетенции, как актуальные компетентности, становится очевидным, что последние будут обладать следующими характеристиками:

1. Готовность к проявлению активности (т.е. мотивационный аспект).

2. Владение знанием содержания деятельности (т.е. когнитивный аспект).

3. Опыт проявления деятельности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий или операциональнотехнологический аспект в концепции Э.Ф. Зеера).

4. Отношение к содержанию деятельности и объекту ее приложения (т.е. ценностно-смысловой аспект).

5. Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления деятельности (т.е. рефлексивный аспект).

Автор многих работ по этому вопросу В.С. Безрукова дает понятие компетентности, как «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально-грамотные суждения, оценки, мнения» [1, с. 46].

А.Н. Щукин говорит о том, что «.. .компетенция - это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом. Компетентность же - это свойство личности, базирующееся на компетенции» [5, с. 139].

Анализ научной литературы по данной проблеме позволяет утверждать, что компетентность - это определенный уровень умений, которыми владеет личность, отражающий высокую степень соответствия конкретной компетенции и тем самым предопределяющий конструктивные действия специалиста в изменяющихся условиях его жизни и деятельности.

Следовательно, профессиональная компетентность - это высший уровень профессиональных умений и качеств личности, которые своевременно прояв-

ляются и компетентно применяются личностью в соответствии с возникающими и постоянно изменяющимися условиями ее профессиональной и социальной деятельности.

По мнению И.А. Зимней, единство предметно-социального плана профессиональной деятельности любого специалиста основывается на социальных и профессиональных компетентностях.

Базой для этих двух компетентностей являются интеллектуально-обеспечивающий или познавательный, а также личностный компоненты. Каждый из компонентов, в свою очередь, обладает определенными характеристиками, согласно которым должна происходить оценка достижения выпускниками того или иного уровня компетентности.

Так, в соответствии с интеллектуально-обеспечивающим компонентом социально-профессиональной компетентности, выпускник вуза должен свободно владеть такими мыслительными действиями как: систематизация, классификация, анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование, соотнесение результатов действий с выдвигаемой гипотезой и т. д.

Личностный компонент социально-профессиональной компетентности характеризуется такими личностными качествами выпускника как: ответственность, способность к принятию верных решений в нестандартных ситуациях, самостоятельность, целеустремленность и т. п.

Профессиональная компетентность выпускника вуза, по мнению И.А. Зимней, представляет собой адекватное выполнение им своей профессиональной деятельности. Выпускник должен грамотно решать любые задачи по специальности, предназначению. Эти задачи могут быть как инвариантными к области профессиональной деятельности, так и специальными (например, производственно-технические, эксплуатационные, экспериментально-исследовательские и др.).

Взяв за основу профессиональной компетентности, пятикомпонентную структуру, выдвинутую И.А. Зимней (знания, опыт, ценностно-смысловое отношение, готовность, эмоционально-волевая регуляция) и базовые компетент-

ности, которые востребованы всеми профессиями без исключения, но в разных объемах, представляется возможным выделить основные компоненты профессиональной компетентности современного специалиста, где одной из ведущих составляющих каждого компонента будет являться ни что иное как познавательная компетенция в самом широком ее понимании. Итак, основными компонентами профессиональной компетентности современного специалиста являются:

1. Духовно-нравственный компонент, сущность которого заключается в умениях адекватно оценивать профессиональные и обыденные жизненные ситуации, возникающие на производстве и в быту, не поддаваться на провокации, соблюдать моральные, этические и правовые нормы поведения.

2. Когнитивно-творческий компонент. Данный компонент должен отражать достаточно высокий уровень умений в сфере самообразования, а также значительную степень развития аутометодических и автодидактических способностей специалиста. При этом, важным моментом является не самообразование, как процесс и способ приобретения знаний, а автодидактика, ведущей идеей которой является миропонимание человека: «Я учусь, потому что не могу не учиться, и делаю это качественно, так как не могу действовать иначе». Владение методами исследования также относится к когнитивно-творческому компоненту.

3. Коммуникативный компонент профессиональной компетентности. Подразумевается, что, владея коммуникативными умениями, современный специалист, профессионал в своей области, способен осуществлять вербальный и невербальный обмен информацией (в том числе и на иностранном языке) на высоком уровне, необходимом для конструктивного принятия решений, связанных с его профессиональной деятельностью и не только. Кроме того, он должен уметь диагностировать личностные качества и свойства собеседника (коллег по работе), как в ходе производственного процесса, так и в неформальной обстановке. Также коммуника-

тивный компонент призван помочь в решении спорных вопросов, различного рода конфликтов и т. п.

4. Профессионально-деятельностный компонент. Данный компонент позволяет личности ориентироваться в разнообразных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью специалиста, принимать верные решения и достигать намеченных целей в кратчайшие сроки. Кроме того, профессионально-деятельностный компонент подразумевает наличие высокого уровня теоретических знаний в области базовых наук, готовность и способность соотнести эти знания со своей профессиональной деятельностью и на этой основе непрерывно повышать свой профессионализм. Также подразумевается наличие высокого уровня включенности в инновационные решения и ответственности за них, эффективное использование предыдущего опыта учебы, работы.

5. Рефлексивный компонент. Умения адекватно оценивать собственные успехи и профессионально-грамотно объяснять пути их достижения. Умения непредвзято оценивать собственные недостатки в профессиональной деятельности и своевременно их устранять. Умения видеть затруднения в своей профессиональной деятельности и стремиться найти оптимальный способ их решения. Умения профессионально-грамотно анализировать свой собственный опыт и опыт коллег. Осознание своего индивидуального стиля в работе и личной жизненной позиции также находит свое отражение в рефлексивном компоненте профессиональной компетентности современного специалиста.

На примере коммуникативного компонента профессиональной компетентности становится очевидно: чтобы научиться общению, нужно общаться; чтобы овладеть иностранным языком, нужно участвовать в языковой коммуникации. Другими словами, для овладения каким-либо видом компетенции необходимо обеспечить подходящие для этого условия, использовать уже накопленный опыт и приобретенные знания и, что очень важно - иметь четко сформулированную конечную цель, к достижению которой и нужно стремиться в ходе все-

го процесса организованного обучения в вузе и самообучения за его пределами. Из этого следует, что большое значение в структуре профессионального образования и обучения следует придавать познавательной компетенции, которая, реализуясь в различных условиях, проявляется в системе обучения в двух формах:

■ как учебно-познавательная компетенция (в организованном обучении);

■ как самообразовательная компетенция (в самостоятельном обучении).

Под познавательной компетенцией принято понимать «совокупность способов деятельности, общих и специальных учебных навыков и умений, личностных качеств, необходимых для осуществления эффективного самостоятельного управления учебной деятельностью» [4, с. 222].

При определении структуры данной компетенции следует обратиться к психологии личности. В отечественной психологии личность рассматривается как открытая, целеустремленная, динамическая система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. Б.Ф. Ломов выделяет три основные функциональные подсистемы развития личности:

■ когнитивную, которая включает познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение;

■ регулятивную, включающую эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность субъекта к саморегуляции деятельности, самоконтролю, к воздействию на поведение других людей;

■ коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми [3].

Выделенные подсистемы согласуются с компонентами профессиональной компетентности современного специалиста в концепции И.А. Зимней. Следовательно, развивая и совершенствуя эти три подсистемы, учащийся будет способен плавно перейти от организованного обучения в вузе к самообучению. Конечным и наиболее продуктивным результатом такого рода деятельности станет овладение выпускником познавательной компетенцией в любом виде учебной и профессиональной деятельности.

Познавательная компетенция является функциональным компонентом любой компетенции, будь то коммуникативная, социокультурная, лингвистическая, дискурсивная и др. Следовательно, можно говорить о том, что познавательная компетенция обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов профессиональной компетентности, о которых говорилось выше.

Многие отечественные ученые и исследователи (О.В. Кирюшина,

О.Н. Хан, А.В. Хуторской и др.) отмечают, что в современном обществе уже на протяжении нескольких лет происходят огромные изменения в системе образования и воспитания, связанные с развитием компетенций. Это свидетельствует о смене образовательной парадигмы, ведущими компонентами которой на данном этапе являются личностные качества будущего специалиста, ценностные ориентации и профессиональные качества личности.

С уверенностью можно сказать, что произошел плавный переход от личностно-деятельностного подхода в образовании к компетентностному подходу. Конечной целью и результатом этого должна стать установка на такое приобретение и усвоение знаний, умений и навыков, которые не утратятся со временем, не потеряют своего основного предназначения и не отложатся в пассивный запас. Приобретенные учащимся знания будут необходимы ему на протяжении всей жизни, усвоятся раз и навсегда, причем не как шаблоны, по которым следует действовать всегда и везде, не обращая внимания на сложившиеся ситуации, а станут твердой основой для его дальнейшего самосовершенствования и самообразования. В результате такого образования у человека должны сформироваться установки на то, что он знает и умеет делать свое дело настолько качественно, что это стало его привычкой, что это вошло в его ткань, контекст его личности. При этом он не может работать иначе, как только очень хорошо. И к достижению этой цели человек должен идти всю жизнь, он должен стремиться не только не потерять уже достигнутое, но и постоянно приобретать что-то новое, жизненно необходимое ему на определенном этапе своего развития, т.е. постоянно самосовершенствоваться.

На основе всего вышеизложенного, представляется логичным говорить о выделении в составе профессиональной компетентности современного специалиста познавательной компетенции в качестве объекта планомерного и целенаправленного развития. Данное утверждение послужило основой для конкретизации структурных компонентов и содержания познавательной компетенции в перспективе исследования.

Библиографический список

1. Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996.-94с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. №5. -С. 34-42.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 1984.-198с.

4. Роготнева, Н.С. Иноязычная лингвонормативная учебная компетенция: обоснование и взаимосвязи [Текст] / Н.С. Роготнева // Педагогическое образование в России. - 2012. №1. - С. 222-224.

5. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика [Текст] /

A.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2007.-476с.

Bibliography

1. Bezrukova, V.S. Dictionary of New Pedagogical Thinking [Text] / V.S. Bezrukova. - Yekaterinburg: Alternative Pedagogics, 1996. - 94 p.

2. Lomov, B.F. Methodology and Theoretical Problems of Psychology [Text] /

B.F. Lomov. - M.: Prosvescheniye, 1984.-198p.

3. Rogotneva, N.S. Linguo-Normative Academic Competence: Grounding and Interrelations [Text] / N.S. Rogotneva // Pedagogical Education in Russia. - 2012. №1. - P. 222-224.

4. Schukin, A.N. Foreign Language Teaching: Theory and Practice [Text] / A.N. Schukin. - M.: Filomatis, 2007.-476p.

5. Zimnyaya, I.A. Basic Competences - New Paradigm of the Results of Education [Text] / I.A. Zimnyaya // Higher Education Today. - 2003. №5. - P. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.