Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования'

Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL AND PROFESSIONAL IDENTITY / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRANSFORMATION OF THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SOCIAL WELL-BEING OF UNIVERSITY PROFESSORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Ахметшина Екатерина Рифовна

Актуальность теоретического и эмпирического исследования профессиональной идентичности в условиях нестабильной экономики обусловлена потребностью установить соответствие реальных представителей профессии требованиям модернизации российского социума и его социальных институтов. В институте высшего профессионального образования требуется новая модель преподавателя; уточнение ее содержания необходимо осуществлять, опираясь на мнения самих участников образовательного процесса. Процесс стратификации вузов России уже сейчас определяет расстановку сил на общероссийском и региональных образовательных пространствах, влияет на статус и содержание труда преподавателей. В статье дан подробный анализ теоретических подходов в социологии к определению профессиональной идентичности вообще и идентичности преподавателей высшей школы, в частности. Выделенные показатели идентичности проверены в авторском социологическом исследовании, реализованном при помощи массового анкетного опроса и полуформализованного интервью преподавателей, работающих в учебных заведениях разного статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Ахметшина Екатерина Рифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY PROFESSORS: THEORETICAL AND EMPIRICAL RESULTS OF RESEARCH

The relevance of theoretical and empirical research of professional identity in an unstable economy caused the need to establish compliance with the requirements of the profession of real modernization of Russian society and its social institutions. The institute of higher education requires a new model of the teacher; clarification of its content should be implemented based on the perceptions of the participants in the educational process. The process of stratification of Russian universities now determines the balance of power on the national and regional educational spaces, influences the status and the content of work of university professors. The article provides a detailed analysis of theoretical approaches in sociology to the definition of professional identity and the identity of all university teachers in particular. The allocated indicators of identity are verified in the author's sociological research realized by means of mass questionnaire and the semi-formalized interview of the professors working in educational institutions of different status.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования»

О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...

УДК 316.35.023.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2015

О.В. Шиняева, доктор социологических наук, профессор кафедры

«Политология, социология и связи с общественностью» Е.Р. Ахметшина, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск (Россия)

Аннотация. Актуальность теоретического и эмпирического исследования профессиональной идентичности в условиях нестабильной экономики обусловлена потребностью установить соответствие реальных представителей профессии требованиям модернизации российского социума и его социальных институтов. В институте высшего профессионального образования требуется новая модель преподавателя; уточнение ее содержания необходимо осуществлять, опираясь на мнения самих участников образовательного процесса. Процесс стратификации вузов России уже сейчас определяет расстановку сил на общероссийском и региональных образовательных пространствах, влияет на статус и содержание труда преподавателей. В статье дан подробный анализ теоретических подходов в социологии к определению профессиональной идентичности вообще и идентичности преподавателей высшей школы, в частности. Выделенные показатели идентичности проверены в авторском социологическом исследовании, реализованном при помощи массового анкетного опроса и полуформализованного интервью преподавателей, работающих в учебных заведениях разного статуса.

Ключевые слова: социальная и профессиональная идентичность, трансформация института высшего образования, профессиональное самочувствие преподавателей высшей школы.

Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, определили новые условия функционирования профессий. Изменившиеся вызовы в подготовке квалифицированных кадров, растущий интерес населения к высшему образованию обусловили иные требования со стороны общества и к профессиональной группе «преподаватели вузов». Введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения завершает очередной этап реформы высшего профессионального образования в России, ориентированный на подготовку кадров нового поколения. Новые стандарты работы со студентами отвечают принципам Болонского процесса; одновременно они предполагают другой уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, иные результаты образовательной деятельности [1, с. 23].

В меняющемся пространстве высшего профессионального образования усиливается роль преподавателей как основных субъектов, действующих в заданных стандартах, но с высокой ступенью автономности. В западной социологии профессий преподавательская деятельность признана одним из самых сложных видов социальной деятельности. Готовность российских преподавателей высшей школы к изменению трудовых практик в новых условиях связана с их ощущением себя в профессии.

Постановка проблемы. Функционирование профессиональной группы «преподаватель вуза» в современной России характеризуется нарастающим в последнее десятилетие противоречием: с одной стороны, на эту группу возложена высокая миссия кадрового обеспечения экономического подъема; с другой, усиливается рассогласование и нестабильность социального статуса преподавателей. Противоречие требует разработки теоретико-методологических основ профессиональной идентичности преподавателей вузов в изменившихся социально-экономических, политических и институциональных условиях.

От понимания сущности идентификационного поведения зависит разработка его показателей, факторов и закономерностей их проявления. Общие характеристики идентификационного поведения нашли отражение в зарубежных концепциях социальной идентичности. Введение понятия «идентичность» в междисциплинарный научный обиход связано с исследованиями Э. Эриксона, посвященными представлениям граждан о принадлежности к национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим социальным группам. Понятие идентичности

в работе Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» обозначает «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии социальных отношений» [2, с. 8].

Французский социолог Э. Дюркгейм напрямую связывал формирование социальной сущности человека с профессиональной сферой и разделением общественного труда. По мнению социолога, «в каждом из нас .. .есть два сознания: одно, общее нам со всей нашей группой, которое, следовательно, представляет не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида» [3, с. 173]. На основании этого двуединства формируется два вида солидарности общества: механическая, основанная на единстве функций всех участников, и «органическая», основанная на уникальности индивидов и их труда.

Американский социолог Т. Парсонс выделил два уровня солидарности индивида с социумом, отражающих сущность социальной идентификации: во-первых, ориентация в целостной системе действий, в которую человек включен; во-вторых, индивидуальное самоопределение в ценностно-нормативном пространстве [4, с. 123]. Выделение уровней идентификации является важным методологическим основанием в исследовании профессиональной идентичности преподавателей высшей школы, предусматривающим выражение идентичности преподавателей вузов через их ценностно-нормативные установки («индивидуальное самоопределение») и профессиональные практики («система действий»).

Структурный подход, обладая методологическими открытиями, имеет ряд ограничений изучения профессиональной идентификации в условиях нестабильной профессиональной структуры. Отношения «индивид-общество» при этом подходе трактуются как нормативные и обусловленные положением индивида в социальной структуре; при этом сами нормативы и условия находятся в постоянном движении. Из рассмотрения исчезают действия и переживания представителей профессии; их место занимает реакция индивидов на требование системы.

Кардинально иное направление осмысления профессиональной идентичности проистекает из прагматической теории «самости», разработанной Дж. Мидом и Ч. Кули. Концепция символического интеракционизма раскрывает свойства идентичности, продуцируемые в ходе социального взаимодействия. Идентичность - это результат «коммуникаций с себе подобными, в ходе которых формируется ролевое поведение; социальная сре-

О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина экономические

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ... науки

да является решающим фактором развития «самости» индивида» [5, с. 246].

Дж. Мид различает два типа идентичности: 1) осознаваемая - человек сам размышляет о своем поведении, он не автономен, но свободен думать о цели и тактике поведения; 2) неосознаваемая - человек нерефлексиру-емо принимает нормы поведения, привычки, ритуалы группы [6, с. 98]. В своей теории Дж. Мид важное значение придает трем формам проявления идентичности - языку, игре и коллективной игре. Эти формы «интерсубъективной» активности представлены в преподавательской деятельности: профессиональный язык является средством самовыражения преподавателя и осознания себя через других; «игра» связана с выполнением преподавателем одновременно нескольких ролей (педагога, исследователя, организатора, эксперта), которые предназначены для ролевого научения; «коллективная игра» выражается в деятельности профессиональных коллективов преподавателей при наличии нормативной солидарности или, по Дж. Миду, «обобщенного другого».

В рамках коммуникативного направления социологии немецкий социолог Ю. Хабермас сформулировал концепцию баланса идентичности. В своих работах он предложил использовать вертикальное измерение идентичности - «связность истории жизни конкретного индивида»; а также горизонтальное - «выполнение требований всех ролевых систем, к которым принадлежит индивид». Только на пересечении этих измерений возможен баланс идентификационного поведения или «Я-идентичность» как совокупность личностной и социальной идентичностей [7, с. 59]. Установление этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия: частная сфера «артикулирует» общественное мнение, вступая с социальными институтами в диалогические отношения. Применение данной концепции к исследованию профессиональной идентичности означает, что преподаватели, вписываясь в ролевую систему трансформирующегося института образования, должны ощущать связность и непрерывность своей деятельности. В противном случае наступает кризис идентичности.

Кризис идентичности, по мнению Э. Фромма, в современном обществе порожден тем, что представители разных профессий стали «инструментами в руках бюрократической машины, предпочитая иметь, а не быть» [8, с. 117]. Для преодоления кризиса необходимо развивать индивидуальную инициативу в повседневной жизни. Принимая эти положения, можно подчеркнуть необходимость стимулирования инициатив преподавателей вузов в реформировании высшей школы, которые делают возможным преодоление кризиса идентичности.

Современная интегративная социология, базирующаяся на объединении интерпретативных и структурно-функциональных теорий профессиональной идентичности, представлена идеями Петра Штомпки. Польский социолог развил положения о взаимодействии действующих агентов и социальных структур; выделил уровни поведенческой идентификации индивидов - «деятелей, ограниченных в своей деятельности», «социальных целостностей надиндивидуального типа» [9, с. 268]. Согласно П. Штомпке, действующие агенты и социальные структуры имеют такие модусы существования, как потенциальная возможность («внутренние способности и возможности») и действительность («развитие, поведение, деятельность»). Данный подход результативен при определении взаимосвязи между личностными ресурсами и реальными поведенческими практиками преподавателей вузов.

В представлениях российских социологов, идентичность имеет содержательный, объяснительный, обобщающий и временный характер [10, с. 15], а профессиональная идентичность является «одним из ключевых механизмов социализации личности, стержнем личности, обязательным компонентом взаимосвязи с 204

социальным статусом, социальными ролями и институтами» [10, с. 23]. В отечественной социологии понятие профессиональной идентичности встречалось редко до 1990-х годов. Популяризатором исследований различных аспектов идентичности в советской социологии стал И. С. Кон: он выделил разные типы идентичности: психофизиологическая, социальная, личная, отнеся профессиональную к социальной идентичности. Используя идеи зарубежных и отечественных авторов, И. С. Кон интерпретировал идентичность как «условный конструкт личности, который содержит в себе динамические мотивационные тенденции, уравновешивая внешние и внутренние импульсы» [11, с. 56].

По мнению В. А. Ядова, вопрос самоидентификации - это «определение того, какое сообщество индивид принимает как свой социум, где границы этого сообщества, и как оно связано с другими, какова его собственная позиция в этих взаимосвязях». В. А. Ядовым предложена интерпретация профессиональной идентичности как «осознание, переживание своей принадлежности к профессиональной общности» [12, с. 160]. Важно подчеркнуть, что В. А. Ядов рассматривает профессиональное поведение через стратегию построения «мы-идентичностей». Базисной социальной функцией идентификации является включение в систему социальных взаимосвязей через общности и группы, которые обеспечивают защиту жизненных интересов индивида и его потребностей в самосохранении, развитии и самовыражении. При этом функциональная идентичность не противоречит идеальной в тех случаях, когда достижение личного интереса в определенной ситуации совпадает с идеальной идентичностью профессиональной группы [12, с. 162].

Результаты исследований В. А. Ядова о тенденциях формирования новой социальной идентичности демонстрируют, что резкие изменения в политике и экономике России приводят к масштабным психологическим катастрофам, прерывающим привычные профессиональные отношения, дестабилизирующим структуры. Экономико-политические и социальные изменения затрагивают профессиональную сферу, поскольку касаются большого количества людей, что неизбежно приводит к развитию масштабных социогенных профессиональных кризисов. Суть кризиса идентичности В. А. Ядов видит в разрушении прежних оснований солидаризации, обособлении групповых интересов и отсутствии силы, способной создать условия для их согласования. Основной характеристикой идентичности, по В. А. Ядову, становится ее неустойчивость и хаотическая смена самоидентификаций [12, с. 176-177], что характерно для рассматриваемой нами профессиональной группы.

В России 2000-х гг. актуализировалась проблема самоидентификации личности вообще и профессиональной идентификации, в частности. Такое состояние идентичности стало нормой современных обществ. Это связано с таким явлением как «спрессованный исторический период», когда «драматические макро-трансформации сопряжены с быстрыми и фундаментальными изменениями в микросистемах социума» [13, с. 80]. В реформировании высшей школы данное явление особенно актуально для изменения ценностей и норм новых поколений преподавателей, профессиональная идентификация которых реализуется в пространстве разрушенных ценностей и норм.

На основании анализа официальных документов и результатов исследований мы выделили характеристики «идеального преподавателя вуза», соответствующего социальному заказу к профессиональной группе. (таблица 1).

Основными качествами современного преподавателя являются: осознанность социальной миссии, преобладание внутренних профессиональных мотивов над внешними, склонность к саморазвитию, расположенность к Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)

О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...

педагогической деятельности, активность в научной сфере, проявление гражданских позиций.

Таблица 1 - Критерии и показатели «идеального» преподавателя вуза: нормативные требования

Критерии Показатели

Осознание социальной ответственности профессии - исполнение просветительской роли, - ответственность за подготовку молодых специалистов; - воспроизводство и трансляция новых знаний

Преобладание внутренних мотивов профессиональной деятельности - расположенность к педагогической деятельности, - творческие технологии, - стремление к интеллектуальному совершенствованию

Способность к профессиональному саморазвитию - самообразование, - освоение новых знаний по предмету, - конструирование педагогических технологий, - знание профессиональной этики и норм поведения

Владение специфичными формами деятельности - авторитетность и наставничество, - аналитическая деятельность, - проявление гражданских позиций

Характер профессиональной занятости - воздержание от совмещения работы с видами деятельности, не связанными с профессией - использование практик совместительства, повышающих профессиональную компетентность

Активность в научной сфере - включенность в научно-исследовательскую работу - результативность инновационной деятельности, - готовность к созданию научной школы

Структуру профессиональной идентичности преподавателей вузов описывают следующие компоненты: «профессиональный потенциал» и «поведенческие практики». Опираясь на зарубежные и отечественные модели профессиональной идентичности, в категорию «профессиональный потенциал» мы включили аксиологические (ценности, идеалы, образцы поведения и общения) и когнитивные (профессиональные знания) компоненты профессиональной идентичности. Категория «поведенческие практики» включает деятельностные компоненты и, как результат, статус преподавателя в социально-профессиональной иерархии. В совокупности значимые показатели идентичности определяют профессиональную мобильность, удовлетворенность представителей профессиональной группы трудом, лояльность к профессии и своему вузу, субъектность в профессиональном труде.

Перечисленные теоретико-методологические подходы мы положили в основу собственного исследования «Преподаватель вуза: трансформация профессии», в ходе которого проведен анкетный опрос преподавателей вузов Приволжского федерального округа (п = 1420; 2013г.) и полуформализованное интервью преподавателей из российских вузов разного статуса (п = 100; 2014 г.).

Результаты эмпирического исследования в федеральных, национальных исследовательских, государственных бюджетных университетах продемонстрировали противоречивость профессиональной идентичности преподавателей вузов разных страт. На ценностном уровне это выражается в рассогласовании смысла профессии: в элитных учебных заведениях преподаватели чаще «продают образовательные услуги»; в массовых университетах - сохраняют за собой функции просве-

щения, воспитания и социализации. На поведенческом уровне противоречивость проявляется в разрушенной преемственности поколений преподавателей (вертикальной идентичности), нацеленной на передачу успешных профессиональных практик, норм общения, традиций. В вузах всех категорий наиболее критичной является профессиональная идентичность молодых преподавателей; она складывается в пространстве разрушенных прежних ценностей профессии и отсутствия понятных перспектив.

Налицо - набирающий силу кризис идентичности профессиональной группы, который охватывает преподавателей всех категорий вузов, при этом формы его проявления различны. Среди преподавателей элитных университетов распространена более высокая критичность восприятия престижа профессии; они в большей степени не удовлетворены потенциалом потребителей, материальным вознаграждением за свой труд и материально-техническим обеспечением учебного процесса. Преподаватели государственных бюджетных вузов чаще представляют себя просветителями, но вынуждены подчиняться требованиям времени; рассогласование их статуса выражается сомнениями профессионального выбора.

Анализируя результаты полуформализованного интервью преподавателей вузов, мы пришли к следующему обобщению: высокий «престиж» профессии воспринимается преподавателями как «уважаемость» в обществе в силу ответственности, которую они берут за будущее россиян; низкие оценки престижа профессии интерпретируются как «снижение внимания государства к профессиональной группе». Это противоречие является следствием «статусной рассогласованности»: «в моральном смысле профессия престижна, в социальном и экономическом - нет».

Проанализировав ответы на открытые вопросы анкеты, представим рейтинг ценностей в профессии, наиболее значимых для преподавателей вузов (рисунок). Его возглавляют такие качества как «общение со студентами», «достижения и результаты учеников», «преподавание», «возможность передачи опыта» - для большей части преподавателей достижение своего «продолжения в учениках» остается приоритетным ориентиром деятельности, предназначением профессии. Причины снижения ценности научно-исследовательской работы, практик повышения квалификации связаны с формальным подходом к оценке результатов этих видов деятельности.

Общение и работа со студентами Результаты, достижения учеников Преподавание, передача опыта Интерес студентов к предмету Творческий характер деятельности Научно-исследовательская работа Саморазвитие и самореализация Разное (коллектив, уважение, др.)

10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок - Рейтинг профессиональных ценностей в оценке преподавателей вузов (% от числа опрошенных, п = 1420)

Примечание: вопрос предполагал несколько ответов, поэтому в сумме больше 100%

В целом, ядро представлений профессорско-преподавательского состава о неотъемлемых качествах «идеального преподавателя вуза» соответствует основным профессиональным функциям: авторитетность в области своего предмета (55%), общая эрудиция (45%), культура речи и порядочность (по 37%), трудолюбие (32%), аналитические способности (31%). Однако такие харак-

0

О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ..

теристики, как интеллигентность (30%), справедливость (26%), инновационность (26%), коммуникабельность (23%) вытеснены на периферию качеств «идеального» представителя профессии.

Изучая направленность профессиональной деятельности, мы предложили преподавателям оценить причины, которые удерживают их в профессии и в высшей школе - факторы лояльности к профессии. Внутренние причины связаны с творческим характером и высокой общественной полезностью труда, стремлением к определенному кругу общения. Они чаще выражены у преподавателей старших возрастных групп, занимающих более высокие должности. Внешние причины представляют собой побуждения, которые находятся за пределами труда как такового: свободный график работы, карьерный рост, возможности дополнительных заработков. Эти мотивы чаще удерживают в профессии представителей возрастной группы от 30 до 40 лет. Преподаватели-женщины чаще приходят в профессию как «педагоги по призванию», более лояльны к условиям труда и перспективам. Преподаватели-мужчины чаще мотивированы на реализацию в науке, что проявляется в более высоких статусно-должностных характеристиках.

Выводы

Анализ профессиональной идентичности преподавателей вузов не должен ограничиваться изучением ролей и форм профессионального поведения. От социологов требуется выделение перспектив трансформации профессии и готовности к ней основных субъектов; необходимо фиксировать не только функциональное соответствие нормам, но и степень рассогласования идентификационного баланса, наступление кризиса профессиональной идентичности в оценках преподавателей.

Мы предлагаем следующее рабочее определение как интерпретацию объекта будущих исследований: профессиональная идентичность преподавателей вузов есть осознание, ощущение и переживание субъектами своей причастности к профессиональной группе, сложившиеся в результате отождествления с профессиональной де-

ятельностью. Показателями восприятия профессии выступают ценности и роли, практики профессиональной мобильности в меняющихся условиях труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Соснин, Н.В. Модульность в структуре содержания обучения в компетентностной модели высшего профессионального образования / Н.В. Соснин // Высшее образование сегодня. - 2009. - №7. - с.23-25.

2. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

3. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1996. - 494 с.

4. Парсонс, Т. Система современных обществ. / Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

5. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Г. Мид. - РАН. Центр социал. научн.-информ. исследований. - М., 2009. - 290 с.

6. Ионин, Л.Г. Символический интеракционизм // Критика современной буржуазной теоретич. социологии. - М.: Наука, 2003. - 290 с.

7. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность.

- М.: Academia, 1995. - 244 с.

8. Фромм, Э. Иметь или быть. - М.: Аст, Астрель, 2010. -320 с.

9. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

10. Волков, Ю.Г. Идентичность и гуманистическая социология: взгляд в будущее. - Социально-гуманитарные знания, 2006. - 228 с.

11. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 336 с.

12. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. - 1995. - № 3-4, с. 158-181.

13. Данилова, Е.Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ / Е.Н. Данилова, А.В. Ядов // Социологические исследования.

- 2004. - №10. - С. 67-82.

PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY PROFESSORS: THEORETICAL AND EMPIRICAL RESULTS OF RESEARCH

© 2015

O.V. Shinyaeva, Doctor of social sciences, professor, head of «Political science, sociology

and public relations»

E.R. Akhmetshina, Candidate of social sciences, associate professor of «Political science,

sociology and public relations»

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk (Russia)

Abstract. The relevance of theoretical and empirical research of professional identity in an unstable economy caused the need to establish compliance with the requirements of the profession of real modernization of Russian society and its social institutions. The institute of higher education requires a new model of the teacher; clarification of its content should be implemented based on the perceptions of the participants in the educational process. The process of stratification of Russian universities now determines the balance of power on the national and regional educational spaces, influences the status and the content of work of university professors. The article provides a detailed analysis of theoretical approaches in sociology to the definition of professional identity and the identity of all university teachers in particular. The allocated indicators of identity are verified in the author's sociological research realized by means of mass questionnaire and the semi-formalized interview of the professors working in educational institutions of different status.

Keywords: social and professional identity, transformation of the institution of higher education, social well-being of University professors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.