УДК 159.923.2
Т. В. МАЛЮТИНА
Омская государственная медицинская академия
№
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ
Статья содержит анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной идентичности.
Дается теоретическое обоснование структуре и компонентам профессиональной идентичности с опорой на представление о ней как структурном образовании, состоящем из компонентов: уровня притязания, самооценки, ценности и ответственности.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, притязания, самооценка, ценностные ориентации, ответственность.
В современной литературе по психологии выделяются два основных вида идентичности: личностная (персональная) и социальная. Вопрос о соотношении этих двух понятий, рассматриваемый в работах В. С. Агеева, Н. В. Антоновой, Г. Брейку-элл, И. Гофман, Н. Л. Ивановой, А. Тэдшфела, является достаточно сложным. С одной стороны, это два различных вида идентичности, с другой — личностная идентичность сопровождает представления человека о групповой принадлежности и в этом смысле является необходимым элементом социальной идентичности.
На сегодняшний день в психологии выделяют различные типы социальной идентичности: религиозную, этническую, половую и ряд других. По мнению Ю. П. Поваренкова, «выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов» [1 с. 54].
Психологические исследования профессиональной идентичности, ведущиеся в рамках отечественной психологии, представляют собой неоднородный пласт работ. Можно отметить, что авторы исследований, посвященных изучению профессиональной идентичности, рассматривают различные содержательные компоненты данного феномена.
Анализируя подходы к проблеме идентичности зарубежных авторов, можно полагать, что основания для выделения профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия вытекают из содержания и логики теоретического и экспериментального исследования идентичности. Данный анализ в своих работах провёл Ю. П. Поварёнков. Подтверждение возможности выделения профессиональной идентичности, как самостоятельного понятия, отражено в работах А. Ватермана. Им выделено четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности в которую он включил — выбор профессии и профессионального пути [1].
Важно отметить, что при анализе профессиональной идентичности Ю. П. Поварёнков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о качественных и количественных особенно-
стях принятия человеком: себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности [1].
Э. Ф. Зеер определяет профессиональную идентичность через понятие профессионального «образа Я». Е. А. Климов рассматривает профессиональную идентичность в контексте проблематики профессионального самосознания [2].
Одной из наиболее разработанных концепций профессиональной идентичности является работа Л. Б. Шнайдер [3], в которой раскрыты структуры, генезиса, динамика профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, по мнению автора, — «это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определённости» [3 с. 103].
В работах К. А. Альбухановой-Славской [4], раскрывается подход к типологии идентичности на основе таких сложных явлениях как структура жизненного пути (жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни). Данный автор, достаточно подробно описывает типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии: самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности; выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства; самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей; самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности.
Профессиональная идентичность, в концепции профессиогенеза Е. П. Ермолаевой, рассматривается как компонент личной идентичности, которая обеспечивает успешное профессиональное развитие человека. По мнению автора, профессиональная
идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функцию [5].
Е. П. Ермолаева считает, что «профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса» [5].
Н. Л. Иванова в своих работах рассматривает профессиональную идентичность как вид социальной идентичности. По мнению этого автора, профессиональная идентичность «формируется в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии и отличия их как таковых, она связана с общей информационной основой деятельности, а также с целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения». В структуру идентичности раскрываются когнитивный, мотивационный и ценностный компоненты [6].
Проблема становления профессиональной идентичности у студентов раскрывается в работах Т. В. Мищенко, Е. Е. Трандиной, Е. Н. Кирьяновой, О. В. Денисовой, Ю. А. Кумыриной, Ю. П. Пова-рёнкова.
Резюмируя взгляды отечественных психологов на проблему формирования профессиональной идентичности, можно отметить, что профессиональная идентичность выступает системным, динамичным, многоуровневым психологическим явлением, напрямую связанным с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием.
В своей работе мы выделили структуру и компоненты профессиональной идентичности. Необходимо отметить, что феномен профессиональной идентичности в отечественных исследованиях опирается на принципы системности и структурности психических явлений. В связи с этим важно определить, какими специфическими особенностями характеризуется становление профессиональной идентичности и какие личностные особенности выступают в качестве его детерминант.
Обратимся к взглядам некоторых исследователей относительно того, как происходит становление профессиональной идентичности и какие психические процессы в этом задействуются. Некоторые авторы рассматривают профессиональную идентичность как процесс профессионального развития человека, связанный с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной направленностью, которая включает в себя удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.
Другие исследователи полагают, что профессиональная идентичность — это свойство личности, выражающееся во взаимосвязи когнитивных, мо-тивационных и ценностных личностных характеристик.
Для определения личностных характеристик, влияющих на становление профессиональной идентичности, обратимся к категории «активность» личности, разрабатываемой в настоящее время отечественными психологами в рамках субъектно-де-ятельностного подхода.
В понимании К. А. Абульхановой-Славской «активность» выступает в качестве многомерной категории, раскрывающей индивидуально-личностный
уровень осуществления деятельности, общения, познания. Как определяет автор, посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. В качестве личностных характеристик, которые подтверждают существование у человека активности, она выделяет: притязания, способности, намерения, направленность, интересы [7].
По мнению В. И. Осёдло, профессиональная идентичность соответствует уровню внутренней активности, то есть проявляется в личностной значимости профессиональной активности для человека и может быть выявлена через сознательно-обеспечивающие профессионально-диференцирующие признаки. Профессия выступает социально-объективной составляющей профессионального континуума активности личности, профготовность возникает как формальная реальность, а профидентичность — как неформальная, смысловая, субъективная реальность [8, с. 231-232].
На наш взгляд, при изучении профессиональной идентичности, особое внимание стоит уделить притязаниям как личностной характеристики, которые опираются на его представления о внешних и внутренних возможностях субъекта деятельности, притязания на определенный социальный, общественный статус.
На основе притязаний очерчивается определенный контур активности. Также они включают не только предметную, но и ценностную связь личности с действительностью и побуждают к осуществлению деятельности, той, которая отвечает этим притязаниям.
Понятие притязаний ввел в психологию К. Левин, а экспериментальное изучение уровня притязаний осуществлял Ф. Хоппе [9]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, притязания выступают как более обобщенный и глобальный механизм личности, чем ее мотивы, так как мотив является структурным составляющим деятельности, а притязания — это составляющие личностной активности. «Притязания, отличаясь от мотива, включают в себя мотивацию достижения; при этом их соотношение также может быть разносторонним и противоречивым. Притязая на много, человек может не иметь сильной мотивации достижения, и, наоборот, имея мотивацию, он не обладает большими притязаниями [7, с. 120].
В концепции профессионального становления Ю. П. Поварёнкова, одним из параметров, которые можно использовать для оценки уровня сформи-рованности профессиональной идентичности выступает отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка. Данный процесс идентификации, описывается в рамках когнитивного подхода к развитию идентичности. В основе данного подхода лежит представление о становлении профессиональной идентичности, как результате проецирования реальной профессиональной Я-концепции субъекта на идеальную, с последующей перестройкой первой. Принимаемая субъектом близость между идеальной и реальной Я-концепциями является основанием для обретения чувства профессиональной идентичности и основанием для её последующего развития.
Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джеймс. Автор видит в самооценке только удовлетворенность субъекта собой или же, наоборот, неудовлетворенность собой [10].
В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривалась в контексте изучения самосознания как один из аспектов последнего наряду с такими понятиями, как «Я-концепция», «самоотношение», «самоприятие», «чувство собственной ценности», «самоуважение», «самоэффективность», «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой» и т.д.
При изучении профессиональной идентичности, на наш взгляд, необходимо учитывать оценку себя, как Я — реального и стремления к Я — идеальному, как профессионала.
Качественные и количественные особенности принятия человеком: системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности, еще один критерий показателя сформирован-ности профессиональной идентичности [1].
Данный процесс идентификации, описывается в рамках ценностного подхода к развитию идентичности. Становление профессиональной идентичности при таком понимании заключается в проецировании собственной системы профессиональных ценностей и позиций на представление о ценностях и позициях, которые, по мнению субъекта, характерны для конкретной профессиональной общности.
На основе сопоставления ценностей происходит принятие решения об уровне сформированности профессиональной идентичности. На основе же принятия ценностей профессиональной общности и их сопоставления с индивидуальными происходит корректировка и развитие последних. Этот аспект оценки профессиональной идентичности разработан в меньшей степени.
Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности [5].
Определяя личностную характеристику, влияющую на становление профессиональной идентичности, обратимся к ответственности.
Ответственность в психологии изучается в рамках различных теорий и направлений. Д. А. Леонтьев отмечает, что ответственность зрелой личности представляет собой внутреннюю регуляцию, опосредованную ценностными ориентирами [11]. По мнению представителей экзистенциальной психологии, ответственность личности за собственные действия рассматривается как важный стимул разрешения возникающих в процессе жизни проблем [12, 13].
В контексте жизнедеятельности личности ответственность исследовали такие ученые, как Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, морально-нравственный аспект этой проблемы нашел отражение в трудах А. И. Ореховского, социально-психологическое направление исследования ответственности нашло отражение в трудах К. Маздыбаева. По мнению
Л. И. Дементий, ответственность есть жизненное новообразование и способность личности [14].
Анализируя их работы, мы определили ответственность, как качество личности, проявляющее способность к саморегуляции на основе осознания себя, как субъекта выполнения деятельности.
В концепции профессионального развития Ю. П. Поварёнкова отмечено, что становление профессиональной идентичности носит ярко выраженный циклический характер, в эмпирическом исследовании, на примере студентов педагогического вуза были выявлены следующие формы идентичности: школьная, академическая, учебно-профессиональная и профессиональная [1].
Подводя итог, следует сказать, что в качестве детерминант становления профессиональной идентичности могут выступать притязания субъекта, которые являются выражением его потребностей, и охватывают смысловое пространство, в котором возникают конкретно-ситуативные мотивы. Также самооценка, как показатель реальной и прогнозируемой профессиональной самооценки. Также ценностные ориентации могут выступать в качестве личностных образований, оказывающих непосредственное влияние на становление профессиональной идентичности, как принятие норм и ценностей профессионального сообщества. Ответственность, проявление которой предполагает способность личности реализовать основанную на субъективных критериях деятельность.
На основе проведенного теоретического анализа для эмпирической проверки в качестве возможных личностных особенностей детерминирующий в становления профессиональной идентичности были выбраны: притязания, самооценка, ценности и ответственность личности.
Мы обосновываем это тем, что притязания личности опираются на ее представления о внешних и внутренних возможностях и включают ценност-но-мотивационную связь с действительностью. Самооценка позволяет учитывать оценку себя, как Я — реального и стремления к Я — идеальному, как профессионала. Также становление профессиональной идентичности не возможно без принятия норм и ценностей профессионального сообщества. Ответственность предполагает способность личности обеспечивать внутреннюю самостоятельность, оптимальную организацию и готовность осуществлять профессиональную деятельность.
Проведенный нами теоретический анализ позволяет выделить личностные особенности, детерминирующие становление профессиональной идентичности. Это притязания, самооценка, ценности и ответственность школьной, студенческой (академической) и профессиональной идентичности. Критериями успешного процесса становления профессиональной идентичности, на наш взгляд, являются:
1. Положительная самооценка, как показатель восприятие себя, выполнение социальной роли в качестве субъекта профессиональной деятельности.
2. Уровень притязаний, как мотивированная готовность к развитию своей личности как профессионала и вхождение в профессиональное сообщество.
3. Удовлетворенность выполнением профессиональных задач.
4. Положительное отношение к выполнению профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей.
№
5. Ответственность за выполнение норм и правил профессиональной деятельности, требований, предъявляемых профессией к личности профессионала.
6. Принятие норм и ценностей, характерных для профессионального сообщества.
7. Академическая успешность и успеваемость.
8. Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.
Библиографический список
1. Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поварёнков // Сборник научных трудов. — Ярославль : ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. - 336 с.
3. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. — М., 2001. — С. 39.
4. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : Наука, 1987. — 219 с.
5. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4. — С. 51—59.
6. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 148 — 156.
7. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.
8. Осьодло, В. И. Психология професссионального становления офицера : моногр. / В. И. Осьодло. — Киев : Золотые Ворота, 2012. — 463 с.
9. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. — М. : Смысл, 2001. — 572 с.
10. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. — М., 1991. — 368 с.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.
12. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мей ; пер. О. О. Чистякова, А. П. Хомик. — М. : Рефл-бук. — Киев : Ваклер, 1997. — 198 с.
13. Сартр, Ж. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.
14. Дементий, Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: моногр. / Л. И. Дементий. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. — 192 с.
МАЛЮТИНА Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © Т. В. Малютина
УДК 378.14
Д. А. КЛЕНИН В. А. САЛЬНИКОВ Ю. А. ЕШКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ УСПЕВАЕМОСТИ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В работе рассматривается взаимосвязь успешности обучения со свойствами личности студенток на всем протяжении процесса обучения. Выявлены более устойчивые связи черт личности, влияющих на успеваемость, а также некоторые единичные. Среди личностных факторов, существенно влияющих на успеваемость, это интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), нормативность поведения (О) и самоконтроль ^3).
Ключевые слова: личностные особенности, индивидуально-ориентированный процесс обучения, успеваемость, циклы дисциплин.
Введение. Образование в сегодняшнем его состоянии всё более становится мощной созидательной силой, воспринимаемой не только как важный фактор технико- и социально-экономического развития страны, но и как ресурс, удовлетворяющий возрастающие материальные и духовные потребности личности, общества и государства. Вероятно, этим объясняется то, что в большинстве развитых
стран мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан в сторону формирования умения самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.