5. Ответственность за выполнение норм и правил профессиональной деятельности, требований, предъявляемых профессией к личности профессионала.
6. Принятие норм и ценностей, характерных для профессионального сообщества.
7. Академическая успешность и успеваемость.
8. Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.
Библиографический список
1. Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поварёнков // Сборник научных трудов. — Ярославль : ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — 336 с.
3. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. — М., 2001. — С. 39.
4. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : Наука, 1987. — 219 с.
5. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4. — С. 51—59.
6. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 148 — 156.
7. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.
8. Осьодло, В. И. Психология професссионального становления офицера : моногр. / В. И. Осьодло. — Киев : Золотые Ворота, 2012. — 463 с.
9. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. — М. : Смысл, 2001. — 572 с.
10. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. — М., 1991. — 368 с.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.
12. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мей ; пер. О. О. Чистякова, А. П. Хомик. — М. : Рефл-бук. — Киев : Ваклер, 1997. — 198 с.
13. Сартр, Ж. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.
14. Дементий, Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: моногр. / Л. И. Дементий. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. — 192 с.
МАЛЮТИНА Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © Т. В. Малютина
УДК 378.14
Д. А. КЛЕНИН В. А. САЛЬНИКОВ Ю. А. ЕШКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ УСПЕВАЕМОСТИ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В работе рассматривается взаимосвязь успешности обучения со свойствами личности студенток на всем протяжении процесса обучения. Выявлены более устойчивые связи черт личности, влияющих на успеваемость, а также некоторые единичные. Среди личностных факторов, существенно влияющих на успеваемость, это интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), нормативность поведения (О) и самоконтроль ^3).
Ключевые слова: личностные особенности, индивидуально-ориентированный процесс обучения, успеваемость, циклы дисциплин.
Введение. Образование в сегодняшнем его состоянии всё более становится мощной созидательной силой, воспринимаемой не только как важный фактор технико- и социально-экономического развития страны, но и как ресурс, удовлетворяющий возрастающие материальные и духовные потребности личности, общества и государства. Вероятно, этим объясняется то, что в большинстве развитых
стран мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан в сторону формирования умения самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.
Необходимость реформирования отечественного образования и перехода от адаптивно-дисциплинарной модели (унифицированного образования) к личностно-ориентированной (вариативное образование), обосновывается в работах А. Г. Асмолова. Автор даёт следующую его характеристику: «Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компе-тентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечила ориентацию личности в разного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределённости» [1, с. 600]. По мнению учёного, в развитии вариативного образования важную роль играют авторские школы, которые выступают как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре. Рядом авторов выявлено влияние индивидуальных и личностных особенностей на адаптацию студентов к образовательной деятельности, а также на эффективность учебной деятельности. Так, студенты с низкой академической успеваемостью в сравнении с более успевающими характеризуются низкой самооценкой, конкретностью и ригидностью мышления, беспринципностью, безответственностью, неорганизованностью, ориентацией на следование общепринятым нормам, консервативностью [2]. По данным Э. А. Голубевой [3], успеваемость по гуманитарному и естественнонаучному циклу имели выше лица со слабой нервной системой, высокой лабильностью и преобладанием возбуждения. Немаловажным фактором в плане реализации индивидуальной траектории обучающимися является выявление склонностей и интереса к тому или иному виду деятельности, изучаемым дисциплинам, которые в большей степени соответствуют интересам занимающихся.
Понятно, что не всякое занятие может быть притягательным для личности, а только такое, которое встречает внутренний отклик. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой ею пользой, тем, какое общественное признание она дает. Но подлинная склонность означает предрасположенность и к самому процессу деятельности, когда работа — не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится потребностью. «В основе возникновения склонностей, писал Б. М. Те-плов, лежат потребности», когда привлекательными оказываются не только достигаемые результаты, но и сам процесс деятельности [2].
Л. И. Божович [4] выделяет несколько категорий учебных мотивов, познавательные мотивы, к которым относятся необходимость в интеллектуальной активности, познавательные интересы обучающихся и потребность в овладении новыми знаниями и умениями.
В целом, большинство мотивов находится в сложном взаимодействии друг с другом и имеют различное влияние на учебу, поэтому представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого обучающегося всех компонентов мотивационной структуры. Одновременно формирование познавательных и профессиональных способностей и склонностей связано с личностными и индивидуально-психологическими свойствами субъекта. Но любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для обучающегося возможность обсуждать и выбирать
другие варианты его образования, что часто вызывает неприятие со стороны обучающихся и их родителей [5].
Индивидуальные свойства обучаемого, в первую очередь влияющие на результаты обучения, подразделяются на общие и специальные способности. На различных этапах развития личности — это так называемая обучаемость индивида, то есть его «способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.
Ранее в исследованиях были получены довольно высокие корреляции уровня общего интеллектуального развития с академической успеваемостью студентов. Вместе с тем лишь немногим более 50 % студентов повышают уровень общего интеллекта от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов. Сильные учащиеся выходят из вуза с тем же, с чем и пришли. Это послужило основанием для вывода о том, что преимущественная ориентация традиционной системы образования направлена на среднего студента. Анализ личностных качеств представителей одной из выборок в целом, осуществленный с применением 16-факторного опросника Р. Кеттелла, при сопоставлении с показателями математических способностей выявил, что такие параметры, как дисциплинированность, добросовестность, соблюдение моральных норм, чувство ответственности, являются характерными чертами для учащихся с более высоким уровнем успеваемости в математической деятельности. Все это позволяет отметить наличие сложных взаимоотношений умственных способностей и индивидуально-психологических особенностей в структуре образовательного процесса. Так, данные, полученные на 1500 учащихся польским ученым Т. Левовицким (цит. по Я. Стреляу, 1982) [6], говорят о наличии связи показателей свойств нервной системы с эффективностью обучения, оказались, главным образом, сила процессов возбуждения и подвижность нервных процессов. Оставление без внимания индивидуально-психологических особенностей студентов приводит к выбору форм и методов обучения, не соответствующих их функциональным возможностям, и как результат, снижению мотивации, отрицательному отношению к обучению, что неминуемо отражается на эффективности образовательного процесса, развития их умственных способностей.
Основная часть. Задача исследования состояла в изучении взаимосвязи успеваемости с чертами личности студенток по циклам дисциплин на протяжении всего периода обучения. В исследовании участвовали студентки 1—4 курсов бакалавриата, технических специальностей, в количестве 110 студенток дневного отделения. Одновременно определялись черты личности по 16-факторному опроснику Р. Кэттелла [7], ситуативная и личностная тревожность по опроснику Спилбергера — Ха-нина [8], индекс жизненной активности, коммуникативные свойства и удовлетворенность учебным процессом с использованием опросника, разработанного нами. Успеваемость регистрировалась по следующим циклам дисциплин: общегуманитарный и социально-экономический (ОГ), естественнонаучный и математический (ЕН), общепрофессиональный (ОП), дисциплины профессионального модуля (ПМ), производственная практика (ПР), курсовые работы (КР), курсовые проекты (КП).
№
Рис. 1. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток первого курса обучения
ОГ — общегуманитарный и социально-экономический цикл; ЕН — естественнонаучный и математический цикл; ОП — общепрофессиональный цикл; ПМ — профессиональный модуль; ПР — производственная практика; КР — курсовые работы; КП — курсовые проекты; КОМ — коммуникативные свойства; УД — удовлетворенность учебным процессом; ИЖА — индекс жизненной активности; НД — мотивация к избеганию неудач; У — мотивация к успеху; Р — готовность к риску; СТ — ситуативная тревожность; ЛТ — личностная тревожность; буквы соответствуют факторам опросника Р. Кеттела. Линии, связывающие кружки, — достоверность связи; сплошная — положительная связь; пунктирная — отрицательная. Одна линия — P < 0,05; две любые — P < 0,01
Рис. 2. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток второго курса обучения
(обозначения те же, что на рис. 1)
Результаты исследования и их обсуждение.
В плане совершенствования системы образования существенным является изучение особенностей личности обучающихся на всем протяжения обучения в вузе и динамики успеваемости применительно к циклам дисциплин, так как происходят возрастные изменения, меняется и содержательность дисциплин.
Студентки первого курса, более успешно осваивающие дисциплины естественнонаучного цикла, имеют более абстрактное мышление (В), эмоциональную стабильность (С), высокую смелость (Н), отличаются большим индексом жизненной активности и мотивационной направленностью на успех. По дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла выше успеваемость у девушек более смелых (Н), имеющих более высокие коммуникативные свойства и мотивацию, направленную на успех. Результаты успеваемости по общепрофессиональным дисциплинам отрицательно коррелируют с меньшей экспрессивностью р) и положительно с тревожностью (О). Производственная практика лучше реализуется студентками, отличающимися большей экспрессивностью р)
и доверчивостью Уровень выполнения курсовых работ выше у девушек более смелых (Н) и отличающихся низким самоконтролем. В целом, для студенток первого курса наиболее ведущими чертами личности, содействующими более полному освоению дисциплин курса, являются абстрактное мышление (В), смелость (Н) и мотивация, направленная на успех (рис. 1).
Применительно к девушкам второго курса структура связей в определенной степени изменяется. Наибольшее число корреляционных связей выявлено в отношении дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла. Более успешно дисциплинами этого цикла овладевают студентки, имеющие такие черты личности, как проявление конкретного мышления (противоположность абстрактному) (В), меньшей экспрессивности р), высокой нормативности поведения доверчивости
и высокого самоконтроля ^3).
По дисциплинам естественнонаучного и математического цикла успеваемость выше у студенток, отличающихся большей подчиненностью (Е), сдержанностью (противоположность экспрессивности) р) и прямолинейностью Применительно
№
Рис. 3. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток третьего курса обучения
(обозначения те же, что на рис. 1)
Рис. 4. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток четвертого курса обучения
(обозначения те же, что на рис. 1)
к дисциплинам общепрофессионального цикла выявлена положительная корреляция с фактором и отрицательно с фактором р), т.е. девушки, имеющие такие черты личности, как высокая нормативность поведения и сдержанность р), имеют более высокую успеваемость. Уровень освоения профессионального модуля выше у лиц, отличающихся большей конкретностью мышления (В). Производственная практика результативнее у девушек, обладающих большей подозрительностью (противоположность доверчивости) и отличающихся большей удовлетворенностью учебным процессом. В результате более эффективно осваивают дисциплины второго курса девушки с некоторой конкретностью мышления (В), сдержанностью р), высокой нормативностью поведения (рис. 2).
Структура корреляционных плеяд в отношении третьекурсниц более интегрирована. В частности, дисциплины общегуманитарного цикла более успешно осваиваются студентками, отличающимися большей подчиненностью (Е), высокой нормативностью поведения большей проницательностью (противоположность прямолинейности) с мень-
шей ситуативной тревожностью и меньшей готовностью к риску, но с более выраженными коммуникативными свойствами. В отношении дисциплин естественнонаучного цикла выше успеваемость у девушек, обладающих большей проницательностью высоким самоконтролем ^3), меньшей ситуативной и личностной тревожностью и имеющих более высокий индекс жизненной активности. Применительно общепрофессионального цикла успеваемость выше у студенток с более развитым абстрактным мышлением (В), большей проницательностью с высоким самоконтролем ^3), удовлетворенных учебным процессом и имеющих больший индекс жизненной активности. Профессиональный модуль лучше осваивают девушки с такими чертами личности как проницательность эмоциональная стабильность высокая нормативность поведения и меньшей личностной тревожностью. Курсовые работы тщательнее готовят студентки, обладающие проницательностью высоким самоконтролем ^3), высокой нормативностью поведения удовлетворенностью учебным процессом и мотивацией, направленной на успех.
В целом, дисциплины третьего курса наиболее успешно осваивают студентки, отличающиеся большей проницательностью (Ы), высокой нормативностью поведения (С), самоконтролем (ОЭ), меньшей личностной тревожностью, удовлетворенностью учебным процессом и более высоким индексом жизненной активности (рис. Э).
Для студенток четвертого курса наиболее характерны следующие связи. Так, дисциплины естественнонаучного цикла лучше осваивают девушки с такими чертами личности, как большая доверчивость (Ь), личностная тревожность и менее удовлетворенные учебным процессом. Относительно дисциплин общегуманитарного цикла выявлены отрицательные связи с фактором (О), удовлетворенностью учебным процессом и положительно с фактором (С). По дисциплинам общепрофессионального цикла выше успеваемость у студенток с развитым абстрактным мышлением (В), большей доверчивостью (Ь) и низкой удовлетворенностью учебным процессом (УД). Профессиональный модуль лучше осваивают, а также лучше выполняют курсовые проекты девушки более сдержанные (Б) и в меньшей степени удовлетворенные учебным процессом.
Результативность производственной практики выше у студенток с большей доверчивостью (Ь), более зависящих от мнения и требований группы (О2), с высокой личностной тревожностью и меньшей удовлетворенностью учебным процессом. Именно неудовлетворенность учебным процессом явилась для студенток четвертого курса фактором, содействующим более полному освоению дисциплин этого курса, определенное влияние оказали и такие черты личности, как большая доверчивость (Ь), сдержанность (Б) и личностная тревожность (рис. 4).
В целом, можно отметить, что успеваемость по блокам дисциплин связана с чертами личности студенток, однако от курса курсу структура связей существенно изменяется, это возможно в силу того, что в блоках дисциплин предметы в процессе обучения меняются, в определенной степени имеет место и изменения личностных особенностей студенток. Тем не менее отдельные свойства личности довольно устойчиво связаны с успеваемостью на всем протяжении обучения, хотя и с разными дисциплинами. Чаще это связано с таким свойством личности, как интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), отражающим такие черты, как оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость, и чем они выше, тем лучше успеваемость студенток. Не менее важным является и фактор (С), отражающий «нормативность поведения», при этом студентки с более высокой успеваемостью характеризуются большей самостоятельностью в принятии решений, проявлением лидерских качеств. В определенной степени высокой успеваемости содействует и фактор (ОЭ) — уровень самоконтроля, и чем он выше, тем лучше успеваемость студенток, характерной особенностью которых является умение контролировать свои эмоции и поведение. Представленные данные лишний раз подтверждают многообразие личностных свойств, влияющих на успешность в учебной деятельности, но более устойчивые сочетания могут эффективнее влиять на формирование индивидуально-ориентированного учебного процесса [9]. Но для реализации последнего необходимо преобразование программ содержания подготовки студентов в модульную
форму [10]. Существенным моментом при переходе на индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса является и то, что основным объектом планирования и организации учебного процесса становится субъект обучения, т.е. студент. Это позволит студенту выбирать модули в соответствии с их склонностями, способностями и индивидуально-психологическими особенностями. В результате каждый студент сможет осваивать учебную программу в индивидуальном темпе, который у разных студентов может оказаться разным в силу его способностей, начальной подготовленности и индивидуально-психологических различий. Однако традиционные формы обучения пока остаются наиболее приоритетными и не могут в полной мере реализовать индивидуально-ориентированный подход к учебному процессу.
Выводы. Полученные данные дают основание отметить, что динамика успеваемости студенток на всем протяжении обучения в вузе в значительной степени связана со свойствами личности. При этом имеют место как временные связи, так и более постоянные.
Знание особенностей взаимосвязи успешности обучения и свойств личности дает основание более эффективно строить индивидуально-ориентированный учебный процесс, а обусловливается это тем, что выбор вида деятельности или образовательных дисциплин в соответствии со склонностями, способностями и индивидуально-психологическими особенностями позволяет повысить интерес занимающихся к образовательному процессу. Так как не всякое занятие может быть притягательным для личности, а только такое, которое соответствует логике его внутреннего развития. Этому содействует и то, что любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для обучающегося возможность обсуждать и выбирать другие варианты образования, соответствующего его интересам и склонностям. Реализация же индивидуально-ориентированного процесса обучения позволит повысить общий уровень интеллекта не только студентов, имеющих его средний и низкий уровень, но и тех, кто пришел в учебное заведение более подготовленным.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. — 768 с.
2. Теплов, Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М. : Наука, 2004. — 444 с.
3. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - М. : Прометей, 199Э. - 512 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — Э52 с.
5. Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников. — М. : Наука, 2002. — 527 с.
6. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. — М. : Прогресс, 1982. — 2Э1 с.
7. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. — СПб. : Речь, 2007. — 104 с.
8. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности : практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. — СПб. : Речь, 2005. — С. 44 — 49.
9. Менчинская, Н. А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. — М. : МПСИ, Воронеж : Модэк, 2004. - 512 с.
10. Сазонов, Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 10-24.
КЛЕНИН Дмитрий Анатольевич, аспирант кафедры «Инженерная педагогика».
Адрес для переписки: [email protected]
САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Физическое воспитание». Адрес для переписки: 8а1шко^у1Иог@ Ьк.ги89659800001
ЕШКОВА Юлия Андреевна, аспирантка кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2014 г. © Д. А. Кленин, В. А. Сальников, Ю. А. Ешкова
>
Книжная полка
ББК 88/С81
Столяренко, Л. Д. Психология личности : учеб. пособие по специальности «Психология» по курсу «Психология личности»/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. -574 c. - ISBN 978-5-222-21845-7.
В учебном пособии в соответствии с Гос. образовательным стандартом раскрыты основные теоретические вопросы курса «Психология личности»: проблемы личности, свобода личности как родовая главная характеристика человека, современные психологические теории и подходы к пониманию личности, социальная среда и социализация личности, идентификационные характеристики личности, понятие личности и индивидуальности. По разделам даны соответствующие методики диагностики личности. Пособие содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов. Учебное пособие применяется как на практических занятиях, так и при проведении научно-исследовательской работы студентов. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также будет интересно и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии личности.
ББК 88/К90
Кулганов, В. А. Превентология : учеб. пособие для вузов по направлению 050700 «Педагогика» : учеб. пособие / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 301 с. -ISBN 978-5-496-00515-9.
Учебное пособие написано докторами медицинских и психологических наук. Книга раскрывает основные вопросы теории и практики профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи. Рассмотрены теоретические вопросы формирования, базовые понятия и классификация аддикций, зависимого поведения, факторы риска и факторы защиты от формирования девиантного поведения у подростков, а также основные направления профилактики данного явления. В пособии также затронуты вопросы существующего законодательства РФ в сфере профилактики отклонений в поведении. Пособие написано в соответствии с требованиями Гос. образовательного стандарта третьего поколения и имеет гриф УМО по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование». Пособие предназначено для широкого круга профессионалов и будет полезно специалистам в области практической психологии, социальной работы и педагогики, осуществляющим профилактику девиантного поведения в молодежной среде.
ББК 66.75/О-64
Организация работы с молодежью: введение в специальность : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 040700 «Организация работы с молодежью» / Под ред. Е. П. Агапова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 446 с. - ISBN 978-5-222-21639-2.
Учебное пособие, написанное в соответствии с Федеральным гос. образовательным стандартом высшего профессионального образования, посвящено рассмотрению методологических основ и практики работы с молодежью. Оно представляет собой введение в специальность, которая оказывается все более востребованной в современном российском обществе. Учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью», а также всех тех, кто интересуется молодежной проблематикой.