УДК 159.923
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Н.Б. Трофимова, К.А. Сезин
Аннотация. В статье рассмотрены характеристики профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте. Обоснована проблема выбора, его правильность, осознанность и значимость для профессии педагога. Показано, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным и является его частью. Выделена совокупность структурных элементов и степень их развития, описаны критерии, основные компоненты и уровни самоопределения студентов - будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, критерии и уровни профессионального самоопределения.
THE BASICS OF PROFFESSIONAL SELF DETERMINATION
OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS
N.B. Trofimova, K.A. Sezin
Abstract. The article deals with characteristics of professional self-determination of personality in youth. The problem of choice, its correctness, importance and comprehension is justified in regard of the profession of a teacher. It is displayed, that the professional self-determination is integrally connected with the personal determination and presents a part of the latter. A unity of structural elements is and their development level is emphasized. Criteria, main components and levels of self-determination of students - future teachers are described.
Keywords: professional self-determination, criteria and levels of professional self-determination.
Реформы современной системы образования определили запрос общества на педагога новой формации, педагога высокой нравственности и культуры, педагога, способного понимать и принимать другого, способного к рефлексии и эмпатии, педагога, обладающего инновационным мышлением [4]. В этой связи, проблема профессионального самоопределения на сегодняшний день является наиболее актуальной, чем когда-либо. Актуальность характеризуется еще и тем, что большое количество молодых людей, после окончания вуза, недостаточно удовлетворены своей профессией, своим статусом и ролью в обществе.
Сегодня очень важно эмоциональное состояние человека, его психологическое здоровье, счастье, которое напрямую зависит от того насколько правильно выбран человеком жизненный путь. Человек, вступающий в мир профессий, должен реализовать свою естественную потребность - найти свое место в жизни, сделать правильный выбор. Возрастом появления личностного выбора является юношеский возраст. Если в силу обстоятельств человек склоняется к стереотипному способу жизни, прекращает практику выборов, то прекращается и его развитие. Важность выбора в юношеском возрасте обусловлена тем, что самоопределение в ранней юности - это не только выбор профессиональных предпочтений, но и выбор направленности
своей жизни, деятельности, поступков, своего будущего.
Период юношеского возраста приобретает такую форму самосознания как самоопределение (Л.И. Божович), расстается с творением мифа о себе и начинает осознанно конструировать свою личность. Определенное значение при этом формировании играет выбор, выступающий как особая активность человека, целостный акт оценивания себя как личности, своих возможностей в конкретной жизненной ситуации. При этом только сам субъект может инициировать выбор, войти в состояние выбора. Выбор - это самоограничение. Реализуя свое право выбора, человек берет на себя обязательства, которые переживаются им как ответственность. Результатом выбора является переживание свободы, «свободы для» (Э.Фромм), переживание своей максимальной субъектности. Выбор - это творение человеком новых обстоятельств своей жизни, направленных на созидание новых форм жизни, а не на их разрушение. С этих позиций выбор выступает как характеристика самоопределения в юношеском возрасте [5, с. 107].
Осознанность и правильность выбора играет ключевую роль для любой сферы деятельности, но для профессии педагога это особенно важно. В период студенчества профессиональное самоопределение не сводится только к профессиональному выбору, а выступает как содержатель-
ный процесс духовно-нравственного развития личности, опирающийся на стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Анализ психолого-акмеологической литературы (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.Г. Кузьмина, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова и др.) дает основание говорить о том, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением, является его частью. Работы перечисленных ученых, были положены в основу изучения структуры профессионального самоопределения личности студентов-будущих педагогов.
Профессиональное самоопределение требует развития механизмов самосознания, становления мировоззрения и жизненной позиции. Способы реализации этой задачи зависят от осознанности профессионального самоопределения личности, от уверенности в правильности выбора профессии и от умения выстроить соответствующую иерархию ценностей. Сложность задачи заключается в том, что если интересы и склонности проявляются на более ранних этапах выбора профессии, то ценностные аспекты являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности [5, с. 201].
Методологическим основанием выступает совокупность структурных элементов, необходимых для профессионального становления студентов - будущих педагогов, таких как: степень предрасположенности к педагогической деятельности; высокий уровень контактности, самоконтроля, уровень самоактуализации и высокая степень разделения ценностей; уровень самоуважения и самопринятия; эмоциональная устойчивость; наличие профессиональных планов и их реализация; профессиональная компетентность и др. В работе учитывается также степень развития структурных элементов, которая определяет уровень профессионального и личностного самоопределения студентов-будущих педагогов.
Каждый уровень профессионального самоопределения характеризуется системой взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Первый уровень - индивиднодеятельностный обусловлен воздействием системы компонентов: мотивационного, эмоционального, интеллектуального, коммуникативного и соответствует этапу раннего юношеского и студенческого возрастов. Структура данного уровня самоопределения в динамике от старшего школьного возраста до окончания обучения студента в вузе представлена иерархической сменой компонентов: мотивационного, эмоцио-
нального, интеллектуального, коммуникативного.
Для характеристики второго уровня профессионального самоопределения - личностнопрофессионального - выделены качества, отражающие профессиональную направленность личности: мотивация, целеполагание, самооценка, духовно-нравственные качества личности. Выделенные качества позволяют определить динамику личностного развития и определить психолого - акмеологические качества личности студентов - будущих педагогов, характерные для саморазвития и саморегуляции их поведения. На каждом этапе школьного и вузовского обучения компоненты структуры личности имеют свою специфику. Выделенная динамика личностного развития, связанная с предполагаемым развитием качеств профессиональной направленности личности, выступает диагностическим показателем самоопределения старших школьников и студентов - будущих педагогов.
В личностных возможностях проявляется та особая специфика духовной жизни человека, которая определяет смысловое содержание субъектности как специфической формы активности человека, а также самоопределение и самостоятельность проявления субъекта как активно действующего. «Активность - способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется ее субъектность. Активность выступает как личностный способ соотнесения себя с другими людьми, определения своей позиции и тем самым самоопределения» [1, с.11]. По итогам самоопределения субъект обнаруживает области бытия, лежащие за границами его личности, являющиеся для него ценными и требующими познания. На данном этапе человек открывает для себя самодвижение. Главной и основной в этом процессе является проблема ценностных ориентаций и смыслообразования, составляющих основу самодвижения и дальнейшего развития, становящегося необходимостью.
Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у юноши осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей, требований и ожиданий, предъявляемых к нему со стороны окружающих его людей и общества.
Личностные возможности человека в процессе онтогенеза не только совершенствуются, но и умножаются (становятся неисчерпаемыми). Признаком вершинности в реализации, совер-
шенствовании личности выступает человек как субъект самоорганизации и саморазвития [2].
Этот процесс необходимо рассматривать как приоритетное изменение глубин целостного личностного состояния человека, в ходе которого самораскрывается, обновляется и совершенствуется его духовно-нравственная сущность. В этом случае человек проникает внутрь самого себя (В.П. Зинченко) и предъявляет миру своё Я через духовно-нравственное начало.
Данные рассуждения позволяют определить третий уровень самоопределения как субъектнопрофессиональный. В период старшего школьного возраста и период студенчества велика роль успешности учебно-профессиональной деятельности. С учетом этого, третий уровень профессионального самоопределения студентов - бу-
Литература:
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
2. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация -основание акмеологического развития. М.: МПСИ. Воронеж: Модэк, 2010.
3. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего становления образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. №1. С. 35-45.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Шариф-зянова К.Ш., Мухутдинова Т.З. Организационнопедагогические условия создания информационнотелекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - Т. 16. -№ 23. - С. 316-319.
5. Трофимова Н.Б., Коваль Н.А. Развитие духовного потенциала старшего школьника в эмпирических данных: монография. Воронеж: ВШУ, 2009. -352 с.
дущих педагогов включает обобщенные компоненты первых двух уровней: индивид но -
деятельностного и личностно-
профессионального.
Субъектно-профессиональный уровень самоопределения выполняет на каждом этапе школьного и вузовского обучения контролирующую роль. Он формируется под воздействием компонентов личностной направленности и выполняет контролирующую функцию по отношению к индивидно-деятельностному уровню самоопределения.
Таким образом, определены особенности профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов, определены структурные элементы и уровни развития самоопределения на данном этапе онтогенеза.
References:
1. Abul'hanova, K.A. Psihologija i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovanija real'noj lichnosti): Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 1999. 224 s.
2. Derkach A.A., Sajko Je.V. Samorealizacija -osnovanie akmeologicheskogo razvitija. M.: MPSI. Voronezh: Modjek, 2010.
3. Zinchenko, V.P. Problema vneshnego i
vnutrennego stanovlenija obraza sebja i mira kak realizacija soznanija // Mir psihologii. 1999. №1. S. 3545.
4. Muhametzjanova F.Sh., Hrapal' L.R.,
Sharifzianova K.Sh., Muhutdinova T.Z. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sozdanija informacionno-telekommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogov // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. - 2013. - T.
16. -№ 23. - S. 316-319.
5. Trofimova N.B., Koval' N.A. Razvitie
duhovnogo potenciala starshego shkol'nika v jempiricheskih dannyh: monografja. Voronezh: VGPU, 2009. 352 s.
Сведения об авторах:
Трофимова Наталья Борисовна (г.Воронеж, Россия), доктор психологических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected].
Сезин Кирилл Андреевич (г.Воронеж, Россия), аспирант Воронежского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected].
Data about the authors:
Trofimova N.B. (Voronezh, Russia), doktor of psychology, professor of Voronezh state pedagogical university, e-mail: [email protected].
Sezin K.A. (Voronezh, Russia), promotion student of Voronezh state pedagogical university, e-mail: [email protected]