НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
СОТРУДНИКОВ ОВД
Е.А. НИКОНОРОВ,
кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: Nikonorovy82@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы формирования института профессиональной безопасности сотрудников ОВД.
Ключевые слова: профессиональная безопасность, тактика, подготовка, личная безопасность.
PROFESSIONAL SAFETY OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
E.A. NIKONOBOV,
candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article actual problems of formation of institute of professional safety of employees of law-enforcement bodies are considered.
Keywords: professional safety, tactics, preparation, personal security.
Проблема обеспечения безопасности сотрудников ОВД в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Перед сотрудниками ОВД возникают сложные задачи, которые часто приходится выполнять в экстремальных ситуациях.
Для успешного решения возникающих задач в разных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам ОВД приходится выполнять сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает особую остроту и актуальность.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов, уровень безопасности сотрудника в значительной мере зависит от степени общей профессиональной подготовленности и наличия профессионального опыта, от эффективности специального обучения стратегии, тактики и приемов обеспечения личной безопасности [1].
Важнейшими компонентами в системе обеспечения безопасности сотрудников ОВД является их профессиональная защищенность и профессиональная безопасность, которая обусловлена:
• спецификой профессиональной деятельности;
• степенью профессиональной безопасности сотрудника;
• наличием специальных мер материально-технического, управленческого характера;
• целенаправленной работой с личным составом в этом направлении;
• общей и профессиональной подготовленностью сотрудника;
• эффективностью действий по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью [2].
Формирование системы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД является не только объективной потребностью и актуальной задачей деятельности ОВД, но и реальным процессом, набирающим силу в настоящее время. Эффективность действий сотрудников ОВД в экстремальных условиях непосредственно зависит от профессионализма, психологической подготовки, дисциплины и организованности личного состава. Безопасность базируется на профессиональном мастерстве, морально-психологической, огневой, физической, профессионально психологической подготовке и связана с реальной степенью профессионального риска и способностью сотрудников свести этот риск до минимально возможного предела при решении профессиональных задач [3].
МВД России обращает особое внимание на необходимость научной разработки проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД, в частности
НАУКИ
обучение курсантов образовательных учреждений МВД России тактике и методике личной безопасности.
Обращаясь к зарубежному опыту подготовки сотрудников правоохранительных органов, имеющему разработанность проблемы, необходимо отметить, что специалистами в последние годы предпринимаются активные попытки обновления концепции деятельности полицейских органов, где уделяется внимание прежде всего профессиональной направленности подготовки сотрудника полиции и вопросам обеспечения личной безопасности. Особое внимание придается оснащению полицейских подразделений специальными средствами и новейшим оружием [4].
В ряде зарубежных стран, в частности в США, обучение «стратегиям безопасности» стало обязательной частью обучения полицейских. Разработаны и внедрены специальные учебные курсы «Will to survive» («Воля и выживание»), «Surviveon the street» («Выживание на улице»), где рассматриваются тактика и приемы обеспечения личной безопасности. Они являются постоянным компонентом профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов [5, с. 33]. Курсы соответствуют реальным условиям работы во всех ситуациях служебной деятельности. Немецкие специалисты считают основным методом для разработки эффективной программы обучения полицейских обеспечению личной безопасности анализ уголовных дел, служебных расследований, связанных с гибелью сотрудников силовых структур [6].
Необходимость обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов ни у кого не может вызывать сомнения. Однако, несмотря на то, что этим проблемам уделяется большое внимание, потери среди сотрудников ОВД остаются недопустимо высокими.
Одним из первых на проблему обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов обратил внимание А.В. Буданов. В своем пособии он обобщает опыт профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов США и России. Пособие позволяет создавать конкретные программы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников разных служб с учетом специфики их деятельности и при проведении занятий с сотрудниками, выполняющими ряд служебных и оперативных задач [1, с. 131].
В процесс обучения вузов МВД России введена учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», которая объединила в себе учебные вопросы и
темы по блоку дисциплин боевой подготовки. Эта учебная дисциплина обусловлена трудностями, раздробленностью, несогласованностью, не разработана комплексная технология к обучению тактике основам личной безопасности с учетом блока специальных дисциплин в зависимости от специфики профессиональной деятельности сотрудников ОВД [7, с. 133].
Более того, понятие личной безопасности в учебной дисциплине довольно абстрактно, и соответственно конкретный перечень разделов для изучения, которые она должна содержать, точно не установлен.
Как справедливо отмечается [5, с. 39], личная безопасность — субъективное понятие. Для одних насилие означает физическое нападение, для других оно может означать словесное оскорбление или психологическую атаку, угрозу применения насилия, преследование.
Необходимо разработать теоретические и методологические основы использования технологии интеграции междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, что позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», повысит уровень образовательного процесса, практические умения и навыки курсантов с учетом связи дисциплин блока боевой подготовки.
Литература
1. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. М., 1997. С. 5.
2. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996. С. 34.
3. Москаленко В.Ф., Пашина Т. С. Проблема обеспечения профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел: мат-лы Х региональной науч.-техн. конф. «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Т. 2: Общественные науки. Ставрополь, 2006.
4. Hennen C. Staying prepared: nine fundamental principles for on-going police training // Law and Order (USA). 1996. № 9. P. 85—87.
5. Темняков Д.А. Обучение тактике и методам обеспечения личной безопасности: учеб. пособие. М., 2004.
6. Боклет Р. Подготовка полицейских кадров в ФРГ // Law and Order (USA). 1985. № 4. С. 23—25.
7. Померанцев Ю.Л. Личная безопасность сотрудников ОВД: сущность проблемы и пути ее решения // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2009. № 4.