УДК 159.922
А.В. Краснов ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕВАЕМОСТИ ЕГО УЧЕНИКОВ
PRIMARY SCHOOL TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY AS A PREDICTOR OF STUDENTS’ ACADEMIC PERFORMANCE
В статье представлены результаты пилотного исследования выполненного в рамках теории интегральной индивидуальности. Цель исследования -изучение связи успеваемости ученика начальных классов с уровнем развития профессиональной активности его учителя. Показано, что у учеников, обучающиеся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, выше успеваемость по математическому и естественнонаучному циклам, а также выше средний балл успеваемости по основным учебным предметам.
Ключевые слова: профессиональная активность, учитель начальных
классов, третьеклассник, успеваемость, индивидуальность.
The article presents the results of a pilot study performed in line with the theory of integral individuality. The aim of the article is the study of connection between student’s academic performance and primary school teacher’s professional activity. Results: Students of teacher with low level of professional activity have higher academic performance in mathematical and natural-science cycle, and have higher grade point average in core academic subjects.
Key words: professional activity, a primary school teacher, a third-grader, academic performance, individuality.
Введение
В настоящее время проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения [5; 7; 10; 12; 13]. При этом исследователи изучают субъектные свойства педагогов в связи с его личностным развитием, без экспериментального соотнесения с тем, какое влияние данные свойства оказывают на личность, учебную деятельность и успеваемость их учеников. Однако реалии современной начальной школы, переходящей на образовательные стандарты второго поколения, предполагают наличие данной связи. Таким образом, ее исследование является крайне актуальной психолого-педагогической проблемой.
© Краснов А.В., 2013
В настоящей статье представлены результаты пилотного исследования, целью которого явилось изучение связи успеваемости ученика начальных классов с уровнем развития профессиональной активности его учителя. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что ученики начальных классов, обучающиеся у учителей с разным уровнем развития профессиональной активности, обладают различной успеваемостью по основным учебным предметам.
Профессиональная активность учителя начальных классов
Основной категорией в рамках предмета данного исследования является «профессиональная активность» (субъектная активность в профессиональной деятельности учителя). Данная категория связана с такими психологическими феноменами как саморазвитие, неадаптивность деятельности, зависимость деятельности от субъекта, поэтому основной теоретический анализ должен быть посвящен исследованию соотношения между собой следующих понятий: «активность», «деятельность», «субъект» и «субъектность».
Несмотря на то что изучение активности имеет богатую традицию в отечественной психологии [1; 2; 4; 9; 11; 14; 16; 17], понимание ее сущности от исследования к исследованию может меняться: активность может
рассматриваться как способ существования субъекта [16], как внутренняя предпосылка самодвижения деятельности [11], как противоположность пассивности [6], в последнем случае она может быть соотнесена с понятием «субъектность».
В рамках деятельностного подхода, ставящего во главу угла категории деятельности и активности, возможно исследовать наиболее общие закономерности феноменов саморазвития, авторства; в рамках субъектнодеятельностного подхода, рассматривающего категорию субъекта в качестве основной, возможно исследование индивидуальных особенностей человека как автора своей жизни; в рамках дифференциально-психологического подхода возможно исследовать динамические, но не обязательно субъектные, характеристики деятельности со стороны их внутренней обусловленности.
В Институте психологии ПГГПУ под руководством Б.А. Вяткина, Л.Я. Дорфмана, А.А. Волочкова и М.Р. Щукина был выполнен ряд работ, посвященных проблеме активности [4]. Исследование активности в рамках Пермской психологической школы проводится по линии субъектнодеятельностной школы, в частности, линии К.А. Абульхановой-Славской и И.А. Джидарьян, т.е. активность рассматривается как интегральный показатель субъектности человека.
В связи с тем, что в современной психологической науке отсутствует единая точка зрения на феномен активности, нет ее и относительно категории «профессиональная активность». В научной литературе понятие «профессиональная активность» используется довольно часто, особенно в работах, посвященных исследованию профессиональной деятельности педагогов, однако четкого его определения авторы не дают. В книге
«Психология профессионального развития учителя» Л.М. Митина (1998) впервые в научной литературе употребляет словосочетание «профессиональная активность», но не вводит его определения. Ю.П. Поваренков (2008), изучая проблемы профессионального становления личности, использует термин «профессиональная активность» наряду с термином «профессиональная деятельность», употребляя их как синонимы. Э.Ф. Зеер (2006) в рамках изучения профессионального становления личности говорит о сверхнормативной профессиональной активности, понимая ее как уровень реализации ведущей деятельности, выражающийся в способности к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельности, склонности к риску, готовности к повышению квалификации, предрасположенности к инновациям. В рамках концепции целостной активности субъекта жизнедеятельности представителем Пермской психологической школы А.А. Волочковым (2007) был разработан «Вопросник профессиональной активности учителя», однако также не было дано определение термина «профессиональная активность».
Так как в Пермской психологической школе активность рассматривается как интегративный показатель субъектности, в настоящей работе изучение педагога как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через изучение его профессиональной активности, под последней понимается мера субъектности учителя во взаимоотношениях с профессиональной сферой жизнедеятельности, определяющая успешность в ней. В частности, мера того, насколько инициация, регуляция, динамика и реализация профессиональной деятельности зависят от самого учителя как субъекта этой деятельности.
Кроме того, с точки зрения А.А. Волочкова, профессиональная активность
- это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем: 1) потенциала активности, 2) регулятивного компонента, 3) динамического компонента и 4) результативного компонента.
Психологический портрет учителей с низким и высоким уровнями развития профессиональной активности
Согласно результатам наших прошлых работ [8], выраженность свойств ИИ учителя начальных классов различна в связи с уровнем развития его профессиональной активности. У учителей с высоким уровнем профессиональной активности выше показатели силы процесса возбуждения и силы процесса торможения, выше подвижность нервных процессов; они эмоционально устойчивее, решительнее, чувствительнее, у них выше самоконтроль, сила «сверх-Я», а также они более расслаблены. Административные работники школ также по разному оценивают профессиональную деятельность учителей с разной профессиональной активностью. Так, учителя с высоким уровнем развития профессиональной активности характеризуются экспертами как ответственные, активные, творческие, требовательные к ученикам, любящие порядок. Активность таких
учителей проявляется в регулярном участии в конкурсах различного уровня; творчество - в самостоятельной разработке большого количества внеклассных мероприятий, разработке разнообразных типов уроков. Учителя с низким уровнем развития профессиональной активности характеризуются экспертами как конфликтные, проявляющие малую активность при общении с родителями учеников и на педагогических собраниях.
Также согласно прошлым исследованиям [8], структура интегральной индивидуальности учителя с высоким уровнем профессиональной активности, по сравнению с учителем с низким уровнем, характеризуется значительно меньшим количеством корреляционных связей между показателями профессиональной активности и свойствами индивидуальности. Последнее объясняется тем, что свойства индивидуальности выступают лишь как «возможность» по отношению к профессиональной активности и ее компонентам у учителей с высоким уровнем профессиональной активности и как «необходимость» - у учителей с низким уровнем профессиональной активности.
Организация и методики исследования
Методы исследования. В качестве организационного метода в исследовании был использован сравнительный метод (метод поперечных срезов). Для сбора эмпирических данных использованы психодиагностические методы. Собранные в работе данные обрабатывались методами математикостатистического анализа (/-критерий Стьюдента).
Методики исследования. Для изучения профессиональной активности учителей начальных классов был использован «Вопросник профессиональной активности учителя» (TAQ), разработанный А.А. Волочковым (2007).
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 137 учителей начальных классов средних общеобразовательных школ г. Перми (возраст от 25 до 35 лет, образование - высшее, стаж работы от 5 до 10 лет, пол
- женский) и 184 их ученика третьего года обучения.
Для изучения связи успеваемости ученика начальных классов с профессиональной активностью его учителя были выделены две группы учеников согласно показателю профессиональной активности их учителей. Для этого вся группа учителей (^=137) ранжировалась по показателю профессиональной активности, отбирались 4 учителей с наименьшим показателем (условно «низкоактивных») и 4 с наибольшим показателем профессиональной активности (условно «высокоактивных), далее в исследовании принимали участие их ученики - учащиеся 3-х классов в возрасте 9-10 лет, обучающиеся у одного и того же учителя с 1-го по 3-й класс, - всего 184 человек (83 мальчика и 101 девочка). Группу учеников, обучающихся у учителей с низким уровнем профессиональной активности, составили 93 ученика, а группу, обучающихся у учителей с высоким уровнем профессиональной активности - 91 ученик.
Результаты исследования
Для анализа различий в успеваемости между группами учеников, обучающихся у учителей с низким или высоким уровнем профессиональной активности, был использован /-критерий Стьюдента (см. таблицу).
Достоверность различий средних значений успеваемости в группах учеников, обучающихся у учителей с низким и высоким уровнем
профессиональной активности
Показатели успеваемости за год Средние значения учеников, обучающихся у Достоверность различий
учителей с низким уровнем профессиональной активности учителей с высоким уровнем профессиональной активности
t Р
Г уманитарный цикл (русский язык) 3,56 3,70 -1,53 не значимо
Математический цикл (математика) 3,52 4,05 -5,61 <0,001
Естественнонаучный цикл (окружающий мир) 3,83 4,04 -2,61 <0,01
Средний балл 3,54 3,88 -3,87 <0,001
Успеваемость в учебной деятельности школьников определялась на основе среднего балла текущей успеваемости в течение года по предметам гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов. Сравнение показало, что у учеников, обучающиеся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, выше успеваемость по математическому и естественнонаучному циклам, а также выше средний балл успеваемости по основным учебным предметам.
Выводы
У учеников, обучающихся у учителя с высоким уровнем развития профессиональной активности, выше успеваемость по математическому и естественнонаучному циклам, а также средний балл успеваемости по основным учебный предметам.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2003. - 272 с.
3. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. -Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. - 376 с.
4. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. - Пермь: Звезда, 2000.
5. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 219 с.
6. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. - С. 56-88.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
8. Краснов А.В. Структура и функции профессиональной активности в интегральной индивидуальности (на материале учителей начальных классов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2012. - 26 с.
9. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 25-33.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., 1989.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.
13. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. - 200 с.
14. Петровский В.А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.
15. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 402 с.
16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.
17. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы
субъектной регуляции // Психологические исследования [Электронный ресурс]: электрон. науч. журн. - 2009. - № 5(7). - ЦКЬ: http://psystudy.ru/
^ех^р/пит/2009п5-7/223^е^епко7.Ыш1 (дата обращения: 07.06.2013).
УДК 159.922
Т.А. Попова
ТРЕВОЖНОСТЬ И САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ И ПАТРОНАТНОЙ
СЕМЬЕ* ANXIETY AND SELF-ESTEEM IN TEENAGERS FROM ORPHANAGES AND FOSTER FAMILIES
В статье приводятся результаты сравнительного исследования эмоциональной сферы и самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатных семьях. Выявлено, что у подростков из детского дома
© Попова Т.А., 2013
* Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ