Научная статья на тему 'Профессиональная активность как метаиндивидуальная характеристика учителя начальных классов'

Профессиональная активность как метаиндивидуальная характеристика учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
687
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ТРЕТЬЕКЛАССНИК / УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / METAINDIVIDUALITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHER / STUDENT / THIRD-GRADERS / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Краснов Алексей Витальевич

Цель Изучить профессиональную активность учителя начальных классов в качестве его метаиндивидуальной характеристики. У учителя эта форма проявления метаиндивидуальности заключается в том, как влияет индивидуальность учителя на личность и учебную активность его учеников. Организация и методики исследования Первоначальная выборка состояла из 137 учителей начальных классов и их учеников. Методы диагностики: «Вопросник профессиональной активности учителя» (TAQ) (А.А. Волочков), опросник Р. Кэттелла (детский вариант) CPQ 12PF, «Опросник изучения учебной активности младших школьников» (А.В. Краснов). Результаты обрабатывались с помощью Т-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона Результаты Ученики, обучающиеся у учителей с разным уровнем развития профессиональной активности, различаются по личностным свойствам, по выраженности отдельных компонентов учебной активности, по структуре учебной активности. Результаты получены с помощью метода поперечных срезов, что не позволяет однозначно трактовать их в причинно-следственном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITY AS METAINDIVIDUALITY’S CHARACTERISTIC OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

Purpose Explore of primary school teacher’s professional activity as metaindividuality’s characteristic. This form of teacher’s metaindividuality is manifested in the effect teacher on educational activity and personality of students. Methodology The sample consisted of 137 teachers and their students. Methods: Teacher Activity Questionnaire (TAQ) (A.A. Volochkov), Children's Personality Questionnaire (CPQ 12PF) (R. Cattell), Educational Activity Questionnaire Primary School Children (A.V. Krasnov). Statistical methods: T-tests, Pearson product-moment correlation coefficient. Results Students of teacher with low level of professional activity differ from the students of teacher with high level of professional activity by personal traits, expression of individual components of educational activity, the structure of educational activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная активность как метаиндивидуальная характеристика учителя начальных классов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-41 УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК МЕТАИНДИВИДУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Краснов А.В.

Цель

Изучить профессиональную активность учителя начальных классов в качестве его метаиндивидуальной характеристики. У учителя эта форма проявления метаиндивидуальности заключается в том, как влияет индивидуальность учителя на личность и учебную активность его учеников.

Организация и методики исследования

Первоначальная выборка состояла из 137 учителей начальных классов и их учеников. Методы диагностики: «Вопросник профессиональной активности учителя» (TAQ) (А.А. Волочков), опросник Р. Кэттелла (детский вариант) CPQ - 12PF, «Опросник изучения учебной активности младших школьников» (А.В. Краснов). Результаты обрабатывались с помощью Т-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона

Результаты

Ученики, обучающиеся у учителей с разным уровнем развития профессиональной активности, различаются по личностным свойствам, по выраженности отдельных компонентов учебной активности, по структуре учебной активности.

Результаты получены с помощью метода поперечных срезов, что не позволяет однозначно трактовать их в причинно-следственном ключе.

Ключевые слова: метаиндивидуальность, профессиональная активность, учитель, ученик, третьеклассник, учебная активность.

PROFESSIONAL ACTIVITY AS METAINDIVIDUALITY'S CHARACTERISTIC OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

Krasnov A.V.

Purpose

Explore of primary school teacher's professional activity as metaindividuality's characteristic. This form of teacher's metaindividuality is manifested in the effect teacher on educational activity and personality of students.

Methodology

The sample consisted of 137 teachers and their students. Methods: Teacher Activity Questionnaire (TAQ) (A.A. Volochkov), Children's Personality Questionnaire (CPQ - 12PF) (R. Cattell), Educational Activity Questionnaire Primary School Children (A.V. Krasnov). Statistical methods: T-tests, Pearson product-moment correlation coefficient.

Results

Students of teacher with low level of professional activity differ from the students of teacher with high level of professional activity by personal traits, expression of individual components of educational activity, the structure of educational activity.

Keywords: metaindividuality, professional activity, teacher, student, third-graders, educational activity.

Введение

Одним из условий развития человеческой активности, субъектности является другой человек, который относится к себе как к деятелю [1, 3, 8]. Таковым по праву считается учитель начальной школы, первым начинающий учебно-воспитательный процесс, закладывающий у ученика основы умения учиться и учебной деятельности, задающий эталоны поведения в школе [7].

В качестве одной из линий изучения источников развития учебной активности ученика, их личностных свойств, может выступать исследование развития индивидуальности ученика в связи с профессиональной активностью его учителя. В таком случае профессиональная активность педагога рассматривается как частное проявление его метаиндивидуальности, т.к. при изучении индивидуальности педагога, те её особенности, которые проявляются во внешних по отношению к ней системах - в других индивидуальностях или в социальных группах, чаще всего обозначаются психологами-исследователями как метаиндивидуальные (от греческого слова «meta» - «сверх, после») [3].

Анализ литературы по данной проблеме [6] показывает, что в настоящее время не достаточно изучены особенности личности и учебной активности учеников начальной школы в связи с тем, каким уровнем развития профессиональной активности (высоким или низким) обладает их учитель. Таким образом, целью настоящей работы является изучение профессиональная активности учителя начальных классов в качестве его метаиндивидуальной характеристики.

Под профессиональной активностью учителя начальных классов понимается мера его субъектности во взаимоотношениях с профессиональной сферой жизнедеятельности [6] Под метахарактеристикой понимается то влияние, которое данная индивидуальность оказывает на других людей. У учителя эта форма проявления метаиндивидуальности заключается в том, как влияет индивидуальность учителя на личность и учебную активность его учеников [3].

Организация и методики исследования

В исследовании приняли участие учителя начальных классов г. Перми и их ученики. Среди 137 учителей по показателю профессиональной активности была выделена выборка учителей с низким уровнем развития профессиональной активности (4 учителя с самыми низкими показателями профессиональной активности) и выборка учителей с высоким уровнем развития профессиональной активности (4 учителя с самыми высокими показателями). Возраст учителей - от 25 до 35 лет, образование - высшее, стаж работы от 5 до 10 лет, пол - женский. Ученики - учащиеся 3х классов в возрасте 9-10 лет, обучающиеся у изучаемых нами учителей с 1го по 3й класс (N=184, 83 мальчика и 101 девочка). Группу учеников, обучающихся у учителей с низким уровнем профессиональной активности, составили 93 ученика, а группу, обучающихся у учителей с высоким уровнем - 91 ученик.

Для изучения профессиональной активности учителей начальных классов была использована «Вопросник профессиональной активности учителя» (TAQ), разработанный А.А. Волочковым [2]. Личностные свойства учеников исследовались с помощью опросника Р. Кэттелла (детский вариант) CPQ -12PF. Для изучения учебной активности учеников использован «Опросник изучения учебной активности младших школьников» [5].

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ двух групп учеников по Т-критерию Стьюдента показал (см. табл. 1), что ученики, обучающиеся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, более уравновешены, осторожны, обладают высоким самоконтролем и интеллектом; ученики, обучающиеся у учителя с низким уровнем профессиональной активности, более нетерпеливы, беспечны, у них ниже самоконтроль и интеллект.

Таблица 1

Достоверность различий средних значений показателей свойств личности в группах учеников, обучающихся у учителя с низким или высоким

уровнем профессиональной активности

Показатели Ученики Ученики Достоверность

учителей с учителей с различий

низким высоким t Р

уровнем ПА уровнем ПА

А (открытость-замкнутость) 3,02 2,96 0,37 не значимо

B (интеллект) 2,38 2,80 -2,14 <0,05

С(эмоциональная устойчивость) 2,71 2,46 1,31 не значимо

D (возбуждённость-невозмутимость) 2,47 1,89 3,07 <0,01

Е (доминантность-подчиненность) 1,97 1,84 0,77 не значимо

F (экспрессивность-сдержанность) 2,28 1,82 2,38 <0,05

G (добросовестность) 2,83 2,93 -0,58 не значимо

Н (решительность-застенчивость) 2,72 2,93 -1,18 не значимо

I (чувствительность-реалистичность) 2,46 2,84 -1,94 не значимо

О (тревожность-спокойствие) 2,42 2,41 0,07 не значимо

Q3 (самоконтроль) 2,03 2,56 -2,97 <0,01

Q4 (внутренняя напряженность-расслабленность) 2,53 2,38 0,75 не значимо

Условные обозначения: ПА - профессиональная активность.

Следующий сравнительный анализ групп учеников по Т-критерию Стьюдента показал (см. табл. 2), что ученики, обучающиеся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, не отличаются по интегративному показателю учебной активности от учеников, обучающиеся у учителя с низким уровнем профессиональной активности, однако у них значимо выше потенциал учебной активности (р<0,01) и значимо ниже результативный компонент учебной активности (р<0,01). То есть у первой

группы учеников выше принятие учебной деятельности, они являются инициаторами учебной деятельности, однако у них ниже удовлетворенность деятельностью.

Таблица 2

Достоверность различий средних значений показателей учебной активности в группах учеников, обучающихся у учителей с низким и

высоким уровнем профессиональной активности

Средний балл Достоверность различий

Показатели Ученики Ученики

учебной активности учителей с учителей с t Р

низким уровнем ПА высоким уровнем ПА

Потенциал УА 15,75 18,27 2,89 <0,01

Регулятивный компонент УА 16,42 16,21 0,25 не значимо

Динамический компонент УА 19,80 19,58 0,33 не значимо

Результативный компонент УА 19,94 17,73 3,12 <0,01

Учебная активность 71,90 71,79 0,06 не значимо

Условные обозначения: ПА - профессиональная активность, УА -учебная активность.

Для сравнения структур учебной активности в группах учеников, обучающихся у учителей с разным уровнем профессиональной активности, был проведен корреляционный анализ компонентов учебной активности в данных группах (см. табл. 3 и 4).

Таблица 3

Корреляционные связи между компонентами учебной активности в группе учеников, обучающихся у учителей с низким уровнем развития профессиональной активности

Компоненты УА П Рг Д Рз

Потенциал УА 1,00 0,07 0,12 0,01

Регулятивный компонент УА 0,07 1,00 -0,02 0,20

Динамический компонент УА 0,12 -0,02 1,00 0,48***

Результативный компонент УА 0,01 0,20 0,48*** 1,00

Условные обозначения: УА - учебная активность, П - потенциал УА, Рг -регулятивный компонент УА, Д - динамический компонент УА, Рз -результативный компонент УА.

Таблица 4

Корреляционные связи между компонентами учебной активности в группе учеников, обучающихся у учителей с высоким уровнем развития

профессиональной активности

Компоненты УА П Рг Д Рз

Потенциал УА 1,00 0,28** 0,12 0,13

Регулятивный компонент УА 0,28** 1,00 -0,07 0,14

Динамический компонент УА 0,12 -0,07 1,00 0 49***

Результативный компонент УА 0,13 0,14 0 49*** 1,00

Условные обозначения: УА - учебная активность, П - потенциал УА, Рг -регулятивный компонент УА, Д - динамический компонент УА, Рз -результативный компонент УА.

Как видно из таблиц структура учебной активности в рассматриваемых группах учеников различна: была найдена только одна общая для указанных групп корреляционная связь между результативным и динамическим компонентами (р<0,01). Отметим, что согласно результатам полученным нами

ранее [4] между компонентами профессиональной активности учителей также имеется подобная связь, только в группе учителей с низким уровнем профессиональной активности она отрицательной, а в группе с высоким -положительная. В прошлой работе [4] было высказано предположение, что такое различие между учителями обусловлено силой процесса возбуждения, сейчас мы видим исчезновение этого различия при отсутствии различий между учениками по силе процесса возбуждения. Последнее косвенно подтверждает первое наше предположение, а также позволяет сделать вывод о том, что уровень развития профессиональной активности учителей не оказывает влияние на связь динамического и результативного компонентов учебной активности их учеников, она скорее опосредуется силой процесса возбуждения.

В группе учеников учителей с высоким уровнем профессиональной активности была найдена одна уникальная корреляционная связь: потенциал учебной активности положительно коррелирует с регулятивным компонентом учебной активности (0,28; р<0,01). Т.е. у учеников данной группы принятию учебной деятельности сопутствует ее высокий контроль в ситуации неудачи. Отметим что согласно данным полученным нами ранее [2], структура учебной активности учеников, обучающихся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, один в один повторяет структуру профессиональной активности их учителей. Кроме того, при сравнении структур учителей с разным уровнем профессиональной активности было найдено, что связь указанных компонентов инвариантна для обеих групп (там же). Указанный факт согласовывался с гипотезой Ю. Куля [9], согласно которой регуляция деятельности может быть обеспечена с помощью мотивационного контроля, через усиление мотивационной тенденции.

Таким образом, ученики, обучающиеся у учителей с разным уровнем развития профессиональной активности, различаются по личностным свойствам, по выраженности отдельных компонентов учебной активности, по структуре учебной активности.

Заключение

Приведенные результаты получены с помощью метода поперечных срезов, что не позволяет однозначно трактовать их в причинно-следственном ключе, однако, так как в исследовании был соблюден четкий контроль переменных: учителя уравнены по полу, возрасту, стажу, интеллекту, используемой ими обучающей программе - мы считаем обнаруженные между учениками различия следствием влияния на них профессиональной активности их учителей. Последнее позволяет сделать вывод о том, что профессиональная активность учителя начальных классов является метаиндивидуальным свойством учителя начальных классов.

Статья подготовлена в рамках Проекта № 024-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Список литературы

1. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика): Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 308 c.

2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм.гос.пед.ун-т, 2007. 376 с.

3. Вяткин Б.А. Психология метаиндивидуальности учителя начальных классов. Пермь: Перм.гос.пед.ун-т, 2008. 73 с.

4. Краснов А.В. Особенности профессиональной активности учителя начальных классов в связи с уровнем ее развития // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6. (приложение "Психологические науки"). C. 4.

5. Краснов А.В. Опросник учебной активности младших школьников // Психологическая диагностика. 2009. № 5. С. 66-89.

6. Краснов А.В. Структура и функции профессиональной активности в интегральной индивидуальности (на материале учителей начальных классов): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2012. 26 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

8. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). М.: МПСИ. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.

9. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Volkova E.N. Subektnost'pedagoga (Teoriya i praktika) [Subjectness of the teacher (Theory and Practice)]: Dis. ... d-ra. psikhol. nauk. Moscow, 1998. 308 p.

2. Volochkov A.A. Aktivnost' sub"ekta bytiya: integrativnyy podkhod [Activity of the subject being: an integrative approach]. Perm, 2007. 376 p.

3. Vyatkin B.A. Psikhologiya metaindividual'nosti uchitelya nachal'nykh klassov [Psychology meta-individuality of primary school teachers]. Perm, 2008. 73 p.

4. Krasnov A.V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (prilozhenie "Psikhologicheskie nauki"), no 6 (2011): 4.

5. Krasnov A.V. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 5 (2009): 66-89.

6. Krasnov A.V. Struktura i funktsii professional'noy aktivnosti v integral'noy individual'nosti (na materiale uchiteley nachal'nykh klassov) [The structure and functions of professional activity in the integral individuality (on the basis of primary school teachers)]. Perm, 2012. 26 p.

7. Mitina L.M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology teacher professional development]. Moscow, 1998. 200 p.

8. Khaykin V.L. Aktivnost' (kharakteristiki i razvitie) [Activity (characteristics and growth)]. Moscow, Voronezh, 2000. 448 p.

9. Shapkin S.A. Eksperimental'noe izuchenie volevykh protsessov [Experimental study of volitional process]. Moscow, 1997. 144 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Краснов Алексей Витальевич, старший преподаватель кафедры психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета; кандидат психологических наук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет ул. Сибирская, 24, г. Пермь, 614990, Россия e-mail: aleks-krasnov@yandex. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5173-6341

DATA ABOUT THE AUTHOR

Krasnov Aleksey Vitalyevich, senior Lecturer of the psychology chair of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University, PhD in Psychology

Perm State Humanitarian and Pedagogical University 24, Sibirskaya Str., Perm, 614990, Russia e-mail: aleks-krasnov@yandex. ru

Рецензент:

Вяктин Б.А., директор института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.