УДК 159.9:355.11
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ БЕЗОПАСНОСТИ
PROFESSIONAL ADAPTATION OF MILITARY CONTRACTORS TO FUNCTIONING IN SECURITY SERVICES
А. Г. Михайлов A. G. Mikhaylov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников федеральной службы безопасности, приступивших к работе, раскрываются теоретические и методологические основы их адаптации.
Abstract. The article considers the peculiarities of professional adaptation of young military contractors of the federal security service, reveals the theoretical and methodical bases of their adaptation.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, психологические особенности адаптации сотрудников федеральной службы безопасности к профессиональной деятельности, компоненты и показатели эффективности профессиональной адаптации сотрудников.
Keywords: professional adaptation, psychological peculiarities of adaptation of the federal security service personnel to professional activity, components and indices of efficiency ofprofessional adaptation ofpersonnel.
Актуальность исследуемой проблемы. Спецификой профессиональной деятельности сотрудников федеральной службы безопасности (ФСБ) является наличие экстремальных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии механизмов устойчивости личности приводит к снижению качества выполнения деятельности, негативным изменениям личности сотрудника и психосоматическим нарушениям в процессе профессиональной адаптации. В связи с этим возникает необходимость в социальнопсихологическом прогнозировании и обеспечении успешной профессиональной адаптации военнослужащих-контрактников к деятельности в органах безопасности.
Из анализа трудов отечественных (М. А. Галагузова, В. Д. Иванов, Л. Ц. Негров-ский и др.) и зарубежных (Д. Банностер, И. Д. Калайков, В. Франкл, Ф. Франселла, Э. Фромм и др.) ученых следует, что профессиональную адаптацию составляют множество валидных по своему значению процессов, таких как адекватное взаимодействие объекта с социальной средой, формирование новых качеств личности, процесс ресоциализации, выбор референтной группы, социальная идентификация, суггестия и т. д. Однако в этих трудах не в полной мере раскрыты специфика профессиональной адаптации личности военнослужащих к экстремальным условиям профессиональной деятельности, психологические особенности, обеспечивающие успешность процесса адаптации, а главное, эффективность профессиональной адаптации. В связи с этим исследование проблемы адаптации к профессиональной деятельности приступающих к службе в федеральных органах безопасности военнослужащих-контрактников является по-прежнему актуальным.
Материал и методика исследований. Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции отечественных психологов о структуре личности (Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, Л. Н. Собчик); психической адаптации и ее нарушении (Ю. А. Александровский, Ф. Б. Березин, О. П. Вертоградова, В. И. Лебедев, В. И. Медведев,
А. А. Налчаджан, Т. А. Немчин, А. О. Прохоров, Л. Н. Собчик) и психологического сопровождения сотрудников спецподразделений ФСБ (А. Волосников, В. С. Мухина и др.).
Основополагающими явились следующие принципы и методологические подходы: единства личности и деятельности (Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), системный подход в педагогике и психологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов), психологические подходы к проблеме деятельности человека в экстремальных условиях (Ю. А. Александровский, В. П. Вахов, А. А. Деркач, П. Н. Ермаков, М. Е. Зеленова, В. И. Лебедев, И. О. Котенев, М. И. Марьин, А. М. Столяренко и др.).
В исследовании использовалась совокупность методов, направленных на решение поставленных задач: наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, метод экспертных оценок. В исследовании применялись следующие диагностические методики: стандартизированный многофакторный личностный опросник СМИЛ (Л. Н. Собчик), опросник 16-PF (Р. Б. Кэттелл), индивидуально-типологический опросник ИТО (Л. Н. Собчик), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), метод цветовых выборов (М. Люшер), также использовался «А»-тест - ВИЗИЭС (визуальной и знаковой идентификации и эмоциональной стабильности).
Для обработки и интерпретации результатов исследования применялись также методы математической статистики.
Результаты исследований и их обсуждение. Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил нам рассматривать понятие «профессиональная адаптация» сотрудников органов безопасности как целостный процесс активного усвоения ими знаний о профессиональной деятельности, приобретение умений и навыков организации жизнедеятельности в новом статусе на основе освоения профессиональных норм и ценностей. Важными компонентами ее являются: ориентация личности в конкретной социальной и профессиональной среде; правильная постановка целей; конструирование профессиональных, специальных стратегических, тактических и оперативных задач; анализ, сравнение и интерпретация данных, предложение новых решений; координация согласования оценок результативности профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация будущих сотрудников ФСБ включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности, оптимизируя процесс освоения профессии до необходимого уровня самостоятельности, настроя на преодоление социальных и профессиональных трудностей и сложностей на службе.
На основании анализа особенностей профессиональной деятельности на начальном этапе исследования нами выявлена динамика профессиональной адаптации военнослу-жащих-контрактников к деятельности в органах безопасности. Материалы исследования показывают, что уровень их профессиональной адаптированности взаимосвязан с индивидуально-психологическими и личностными особенностями, а также с длительностью пребывания в профессии. Мы установили, что психологические особенности молодых сотрудников ФСБ, успешно и неуспешно адаптированных к экстремальным условиям профессиональной деятельности, обнаруживаются в специфике личностных особенностей, в специфических особенностях их ценностной сферы, в особенностях актуального психо-эмоционального состояния.
Интегральная характеристика профессиональной адаптации военнослужащих-контрактников к деятельности в органах безопасности определяется, как показало наше исследование, сочетанием следующих показателей: профессиональной успешности как способности эффективно справляться со служебными задачами, высокого сознательного контроля поведения, избирательности в контактах, аналитичности мышления. Эффективность профессиональной адаптации сотрудников определяется также стремлением к самостоятельности, смелостью, доминантностью, склонностью к риску. Нам удалось также выявить, что психологическими особенностями военнослужащих-контрактников службы безопасности, плохо адаптированных к экстремальным условиям профессиональной деятельности, являются: высокий уровень внутреннего напряжения, спонтанность, тревожность; неадекватный уровень оптимистичности, сензитивность; наличие хронического стрессового состояния, агрессивность, а также рост ригидности, конфликтности, агрессивности, связанный с неблагополучием психического состояния.
Исследователи отмечают, что понятие «социальная адаптация» исходит из процесса взаимодействия личности с социальной средой. Поиск принципиальных социальнопсихологических черт социальной адаптации позволил ученым установить ряд положений, в основе которых лежат следующие аспекты:
а) социальная адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому качественно отличается от приспособительных механизмов в животном мире;
б) социальная адаптация личности является динамичным явлением, проходя в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых весьма различна;
в) в общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности;
г) по своей структуре социальная адаптация состоит из двух взаимосвязанных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности.
Процесс социальной адаптации рассматривается как соответствие личности новым условиям ее жизнедеятельности [1]. Исходя из этого, можно сделать обобщение, что в социологии, педагогике и психологии социальная адаптация рассматривается в трех аспектах: как совокупность приспособительных реакций человека в обществе к окружающей его действительности; как приспособление личности к окружающей социальной среде, связанное с изменением видов деятельности и жизнедеятельности человека, и как освоение индивидуумом различных социальных ролей, в том числе и профессиональных.
В нашем исследовании адаптация личности военнослужащего выступает как процесс ее взаимодействия с профессиональным пространством, поэтому она проявляется в двух видах: адаптация к профессиональной деятельности, к потребностям изменившейся социальной среды, а на этой основе - формирование взаимодействия личности с социальной средой, адаптация как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на профессионально значимые ценности.
Мы проанализировали также концепцию социально-педагогической адаптации.
В. Я. Осенников рассматривает социально-педагогическую адаптацию как сложный процесс, отражающий различные стороны деятельности:
- формирование мировоззрения, патриотических убеждений, идеологической культуры и социальной активности (общественно-идеологическая адаптация);
- приобретение необходимых знаний и умений, овладение специальностями и приспособление к условиям изучения новой техники (адаптация инновационных процессов);
- включение в трудовой коллектив, установление иерархии отношений (социальная адаптация) [2].
В процессе образования разные стороны адаптации - все три составляющие -следует рассматривать в их тесной взаимосвязи.
Таким образом, анализ различных концепций адаптации дает нам возможность уточнить такое понятие, как профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация рассматривается как способность организма человека приспособляться к различным условиям внешней среды. Это процесс динамичный, длительный и сложный, требующий создания специальных условий в профессиональной сфере. Поэтому профессиональную адаптацию военнослужащих-контрактников службы безопасности мы рассматриваем как вид социальной адаптации с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями к конкретной профессиональной деятельности. Процесс профессиональной адаптации военнослужащих-контрактников определяется как возрастными особенностями, так и спецификой профессиональной подготовки в условиях службы. К их возрастным особенностям мы относим: активное профессиональное самоопределение, развитие самосознания, формирование готовности к личностному жизненному самоопределению и к новому типу ведущей деятельности.
Резюме. В исследовании определено состояние проблемы, изучена логика развития основных направлений исследования в данной области знаний, которые внесли принципиально новое в понимание данного вопроса, что позволило нам сделать следующие выводы:
1. Профессиональную адаптацию военнослужащих-контрактников можно характеризовать с позиций формирования нового социального статуса, освоения новых социальных ролей, приобретения новых личностных и профессиональных ценностей, осмысления значимости традиций профессиональной деятельности. Это единый реальный взаимообусловленный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания сотрудника в профессиональную деятельность, где он находит возможность самореализоваться, самоутверждаться. В этом процессе происходит формирование ценностей профессиональной деятельности, а также приспособление к новым типам внутри-коллективных отношений и позитивное изменение их.
2. Профессиональная адаптация военнослужащих-контрактников характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему профессиональных и социальных отношений.
3. Процесс адаптации сотрудников федеральной службы безопасности выступает как диалектическое единство противоположных сторон: приспособления к среде профессиональной деятельности и активного изменения данной среды. Причем, обе стороны не существуют друг без друга и служат в совокупности выражением единого процесса освоения сотрудником окружающей его адаптируемой профессиональной среды. Следовательно, процесс профессиональной адаптации военнослужащих-контрактников происходит как специфическое социально-психологическое состояние личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винокурова, Г. А. Технологии психологического сопровождения профильного обучения / Г. А. Винокурова, А. Н. Яшкова // Молодежь и общество. - 2QQ6. - № 3. - С. 78-123.
2. Осенников, В. Я. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.QQ.Q1 / В. Я. Осенников. - М., 2QQ9. - 21 с.