Научная статья на тему 'Профилактика дезадаптированности военнослужащих по контракту'

Профилактика дезадаптированности военнослужащих по контракту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
983
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / ADAPTATION / DISADAPTATION / AGGRESSION / AGGRESSIVE MANNER / CONTRACT SERVICE / INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Наталья Анатольевна

Статья посвящена проблеме адаптации военнослужащих по контракту. Актуальность обусловлена планомерным увеличением количества военнослужащих по контракту в рядах российской армии, процесс адаптации которых нуждается в контроле и сопровождении со стороны психологов с целью недопущения формирования дезадаптированности и ее проявлений. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы адаптации и дезадаптации, а также результаты эмпирического исследования адаптационных особенностей военнослужащих по контракту Уральского региона. Целью исследования выступает не только всестороннее изучение указанного феномена, но и определение основных направлений психологической работы по адаптации и профилактике дезадаптированности. Рассматривается взаимосвязь некоторых индивидуально-психологических особенностей личности и уровня личностного адаптационного потенциала. В частности, приводится результат эмпирической проверки гипотезы о наличии корреляции уровня агрессивности и уровня личностного адаптационного потенциала. Автором используется метод опроса с последующей статистической обработкой полученных экспериментальных данных. В качестве психодиагностического инструментария используются методики «Адаптивность МЛО-АМ» (А. Г. Маклаков), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский), адаптированный опросник А. Басса. На основании результатов эмпирического исследования обозначаются основные направления работы специалистов-психологов по адаптации военнослужащих по контракту и профилактике дезадаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DISADAPTATION OF CONTRACT SOLDIERS

He article deals with the problem of adaptation of contract soldiers. The urgency of the problem is explained by the growing number of the Russian Army contract soldiers, whose adaptation needs to be controlled and supported by psychologists with the purpose of prevention of disadaptation in various forms. The article presents the results of a theoretical analysis of the problems of adaptation and disadaptation and the results of an empirical research of adaptive peculiarities of contract soldiers of the Urals Region. The aim of the research is not only an overall study of the phenomenon in question, but also determination of the main directions of psychological work on adaptation and prevention of disadaptation. The author considers the relationship between certain individual-psychological features of a person and the level of personal adaptive potential. Thus, she provides the result of an empirical test of the personal adaptive potential. The author uses the method of interview with the following statistical analysis of the obtained experimental data. The following methods are used: “Adaptivity MLO-AM” (A.G. Maklakov), «Diagnostics of Inclination to Adaptive Behavior” (A.N. Orel), “Subjective Evaluation of Interpersonal Relations” (S.V. Dukhnovsky) and the adaptive interview by A. Bass. On the basis of the undertaken empirical research, the author outlines the main perspectives for psychological work on adaptation of contract soldiers and prevention of disadaptation.

Текст научной работы на тему «Профилактика дезадаптированности военнослужащих по контракту»

УДК 355.213:159.9:355 ББК Ю983

ГСНТИ 15.81.43

Код ВАК 19.00.01

Позднякова Наталья Анатольевна,

аспирант, Департамент психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; e-mail: [email protected]

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация; дезадаптированность; агрессия; агрессивность; военная служба по контракту, индивидуально-психологические особенности; профилактика.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме адаптации военнослужащих по контракту. Актуальность обусловлена планомерным увеличением количества военнослужащих по контракту в рядах российской армии, процесс адаптации которых нуждается в контроле и сопровождении со стороны психологов с целью недопущения формирования дезадаптированности и ее проявлений. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы адаптации и дезадаптации, а также результаты эмпирического исследования адаптационных особенностей военнослужащих по контракту Уральского региона. Целью исследования выступает не только всестороннее изучение указанного феномена, но и определение основных направлений психологической работы по адаптации и профилактике дезадап-тированности. Рассматривается взаимосвязь некоторых индивидуально-психологических особенностей личности и уровня личностного адаптационного потенциала. В частности, приводится результат эмпирической проверки гипотезы о наличии корреляции уровня агрессивности и уровня личностного адаптационного потенциала. Автором используется метод опроса с последующей статистической обработкой полученных экспериментальных данных. В качестве психодиагностического инструментария используются методики «Адаптивность МЛО-АМ» (А. Г. Маклаков), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский), адаптированный опросник А. Басса. На основании результатов эмпирического исследования обозначаются основные направления работы специалистов-психологов по адаптации военнослужащих по контракту и профилактике дезадаптированности.

Pozdnyakova Natal'ya Anatol'evna,

Post-graduate Student, Department of Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin.

Ekaterinburg, Russia.

PREVENTION OF DISADAPTATION OF CONTRACT SOLDIERS

KEYWORDS: adaptation; disadaptation; aggression; aggressive manner; contract service; individual-psychological features; prevention.

ABSTRACT. The article deals with the problem of adaptation of contract soldiers. The urgency of the problem is explained by the growing number of the Russian Army contract soldiers, whose adaptation needs to be controlled and supported by psychologists with the purpose of prevention of disadaptation in various forms. The article presents the results of a theoretical analysis of the problems of adaptation and disadaptation and the results of an empirical research of adaptive peculiarities of contract soldiers of the Urals Region. The aim of the research is not only an overall study of the phenomenon in question, but also determination of the main directions of psychological work on adaptation and prevention of disadaptation. The author considers the relationship between certain individual-psychological features of a person and the level of personal adaptive potential. Thus, she provides the result of an empirical test of the personal adaptive potential. The author uses the method of interview with the following statistical analysis of the obtained experimental data. The following methods are used: "Adaptivity MLO-AM" (A.G. Maklakov), «Diagnostics of Inclination to Adaptive Behavior" (A.N. Orel), "Subjective Evaluation of Interpersonal Relations" (S.V. Dukhnovsky) and the adaptive interview by A. Bass. On the basis of the undertaken empirical research, the author outlines the main perspectives for psychological work on adaptation of contract soldiers and prevention of disadaptation.

ров подобного положения вещей может служить современная армия. Военная служба во все времена сопровождалась серьезной моральной и физической нагрузкой: здесь формируется и закрепляется широкий спектр знаний, умений и навыков, к которым может быть отнесено и умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. В настоящее время значительное усложнение военной техники открывает перед военнослужащи-

В

последние годы социум характеризуется большой степенью изменчивости. Повсеместное развитие технологий способствует появлению как новых возможностей, так и новых потребностей, которые существенно трансформируют привычный ход жизни человека. Современное общество существует в новых условиях, которые предъявляют все более высокие требования к каждому индивиду, его качествам и способностям. Одним из частных приме-

© Позднякова Н. А., 2015

ми новые горизонты возможностей, обуславливает постановку более сложных задач, выполнение которых зачастую осуществляется в условиях ограниченного времени. По словам президента России В. В. Путина, сегодня российская армия должна быть готова к одночасовому подъему по тревоге и переброске на потенциальное место боевых действий в течение суток. Ранее этот процесс занимал в пять раз больше времени [14]. Тот факт, что быстрое и эффективное реагирование возможно только в случае адаптированности личного состава к реалиям армейской жизни, обуславливает повышенное внимание специалистов-психологов к проблеме необходимости разработки и совершенствования комплекса мер, направленных на успешную адаптацию военнослужащих и профилактику дезадапти-рованности. Учитывая активное внедрение контрактной формы службы в организационно-штатную систему современной российской армии, разработка указанной программы наиболее актуальна для военнослужащих по контракту.

Феномен адаптации подробно и всесторонне рассматривался рядом российских и зарубежных исследователей: А. А. Налчад-жяном, А. Г. Маклаковым, Е. В. Мороденко, А. А. Реаном, И. А. Милославовой, С. А. Ларионовой, Г. А. Баллом, А. Г. Амбрумовой, Л. А. Китаевым-Смыком, З. Фрейдом,

Г. Гартманном, Э. Дюркгеймом, А. Бандурой, Л. Филипсом, А. Маслоу, К. Роджерсом, Э. Фроммом, Г. Селье и др. В узко-прикладном аспекте проблема адаптации военнослужащих изучалась Г. Д. Луковым, М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко, В. Г. Деминым, В. В. Стрежневым, М. Н. Коробейни-ковым, Л. Г. Егоровым, В. П. Петровым и др.

Относительно содержания понятия «адаптация» и отдельных компонентов данного феномена дискуссии не прекращаются и в настоящее время. Обобщенное определение выглядит следующим образом: адаптация - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом [4].

Адаптацию принято подразделять на:

- процесс, в ходе которого происходит одновременное приспособление индивида к среде, а также приспособление среды индивидом в соответствии со своими потребностями [17; 10; 15; 13; 1; 3];

- состояние адаптированности как итог успешного приспособления организма и личности к актуальной среде и социальной ситуации, которое характеризуется согласованием интересов и потребностей личности с нормами социума [5; 10].

В структуре процесса адаптации большинство авторов выделяет психологическую, социальную и физиологическую (или биологическую) составляющую [7; 16]. В ряде случаев психологическая и социальная объединяются в единую категорию социально-психологической адаптации [12; 6].

Интегральным показателем адаптационных способностей индивида, согласно концепции А. Г. Маклакова, является личностный адаптационный потенциал (далее - ЛАП). Определение его уровня позволяет делать выводы и предположения относительно характера и содержания процесса адаптации [8]. Так, диагностика уровня ЛАП позволяет психологу выделять группу лиц со сниженными адаптационными способностями, нуждающихся в психологическом сопровождении (необходимо отметить, что принимая во внимание другие концепции адаптационных способностей личности, в рамках настоящего исследования мы будем преимущественно опираться на теорию А. Г. Маклакова, в том числе по причине использования психодиагностического инструментария, разработанного этим автором).

Процесс адаптации не всегда проходит успешно из-за целого ряда внешних и внутренних (индивидуально-психологических) факторов. Вследствие регрессивной адаптации может наступать состояние социально-психологической дезадаптированности, которое определяется как неспособность человека приспособиться к требованиям среды [11]. Проявления дезадаптированности представляют собой широкий спектр поведенческих реакций от неэффективного выполнения деятельности до крайних вариантов патологических состояний, агрессивного и асоциального поведения [9; 2].

Таким образом, теоретический анализ заявленной проблемы лишний раз подтверждает необходимость определения основных направлений работы военного психолога, направленной на адаптацию военнослужащих по контракту и профилактику социально-психологической дезадапти-рованности. С целью разработки и эмпирического обоснования этих направлений нами было проведено психодиагностическое обследование военнослужащих по контракту и лиц, поступающих на контрактную службу в войсковых частях Уральского региона. Для последней группы испытуемых, которую в рамках настоящей статьи мы будем условно называть «кандидатами», характерно отсутствие опыта военной службы по контракту. Обе выборки были сформированы случайным образом. Объем первой составляет 108 человек (военнослужащие по контракту), второй - 113 человек.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы опросные методики (методики адаптированы и рекомендованы для использования в Вооруженных силах Российской Федерации): «Адаптивность МЛО-АМ» (авторы А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский) и методика оценки уровня личностной агрессивности (методика А. Басса в адаптации Л. Г. По-чебут).

Психодиагностические мероприятия осуществлялись в несколько этапов и включали инструктаж респондентов, собственно психодиагностическое исследование, математическую и статистическую обработку полученных результатов. Последняя включала проверку двух выборок на выраженность различий в уровне ЛАП и уровне агрессивности с использованием U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок, а также анализ экспериментальных данных с целью выявления значимых корреляций между уровнем адаптивности и индивидуально-психологическими особенностями респондентов.

В качестве рабочей гипотезы выступало предположение о том, что лица со сниженным уровнем ЛАП имеют повышенный уровень агрессивности и повышенный уровень склонности к асоциальному поведению, что может проявляться в агрессивных актах разной направленности вследствие затрудненного процесса социально-психологической адаптации. Следовательно, программа профилактики дезадаптированно-сти должна включать психодиагностические мероприятия, а также формы работы, направленные на введение новобранца в коллектив и формирование навыков эффективного взаимодействия, отвечающего социальным нормам.

По результатам исследования нами выявлены статистически значимые различия между уровнем ЛАП военнослужащих по контракту и уровнем ЛАП лиц, поступающих на службу: асимпт. зн.=0,049<р=0,05. Путем сравнения суммы рангов было установлено, что уровень ЛАП контрактников ниже уровня ЛАП «кандидатов»: 11079,50<13451,50. Статистически значимых различий в уровне агрессивности между двумя группами выявлено не было.

На обеих выборках установлены аналогичный характер корреляции между уровнем адаптационных способностей и уровнем некоторых индивидуально-психологических особенностей и особенностей социального взаимодействия. Так, уровень ЛАП имеет прямую статистически значимую

корреляцию с уровнем нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, моральной нормативности. Обратная, статистически значимая на уровне 0,01 корреляция выявлена между уровнем ЛАП и уровнем агрессивности (по всем трем методикам), уровнем склонности к аддиктив-ному и делинквентному поведению (по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»), уровнем импульсивности, напряженности, отчужденности, конфликтности, общей дисгармонии в межличностных взаимоотношениях (по методике «СОМО» С. В. Духновского).

Обобщение эмпирических данных позволяет сделать следующие выводы.

1. В процессе адаптации к новым социальным условиям и новой профессиональной деятельности военнослужащего возможно некоторое снижение показателей адаптационных способностей личности. Здесь необходимо принимать во внимание мнение А. Г. Маклакова о том, что ЛАП имеет в равной степени биологическую и социальную природу, подлежит некоторым изменениям в процессе социализации, природа которых зависит от характера мотивации [8; 10]. Следовательно, выявленный эмпирическим путем сниженный, в сравнении с «кандидатами» на контракт, уровень ЛАП контрактников-новобранцев может являться ситуативным и обратимым следствием вхождения в новую среду. Снижению могут способствовать следующие обстоятельства:

- отличие реальной службы по контракту от идеальных представлений;

- небезупречное выполнение служебных обязанностей новичками, вызывающее излишне строгую оценку начальства;

- использование командирами малоэффективных способов мотивации, подчиненных на службу и др.

2. Уровень ЛАП как интегральная характеристика адаптационных способностей имеет обратную умеренную корреляцию с уровнем агрессивности, уровнем склонности к асоциальным формам поведения, уровнем выраженности характеристик дисгармонии в межличностных взаимоотношениях. Следовательно, чем выше уровень ЛАП, тем меньше вероятность негативных проявлений со стороны военнослужащего либо неэффективных форм социального взаимодействия. И, напротив, низкий уровень ЛАП, который может выражаться в состоянии дезадап-тированности, сочетается с повышенным уровнем агрессивности и асоциальности. При этом, несмотря на наличие обратной корреляции между уровнем ЛАП и уровнем выраженности указанных индивидуально-психологических особенностей, в группе

новобранцев-контрактников нами не было выявлено повышения показателей склонности к агрессивному, асоциальному поведению или наличия сложностей в социальном взаимодействии при сниженном, в сравнении с «кандидатами», уровне адаптационных способностей. Выявленные закономерности могут быть объяснены тем, что понижение уровня ЛАП новобранцев отражает умеренное, ситуативно обусловленное нарушение адаптационного процесса, не достигающего степени дезадаптированности, при которой вероятны агрессивное поведение и асоциальные проявления.

3. Установленный характер корреляции переменных, а также факт снижения уровня ЛАП у новобранцев в течение первого года службы, позволяют сделать важное предположение о том, что в программу психологического сопровождения военнослужащих по контракту на стадии адаптации к военной службе целесообразно включать психодиагностические мероприятия, затрагивающие разные стадии адаптационного процесса, поскольку процесс адаптации под действием различных факторов может пойти по негативному пути в любой момент, в том числе достигать состояния дезадаптированности. Следовательно, агрессия и асоциальное поведение как следствие дезадаптированности также могут проявляться несколько отсроченно. Например, в течение первого полугода службы адаптация может проходить успешно, но передислокация подразделения или существенные кадровые изменения могут способствовать дезадаптации, казалось бы, уже адаптированного военнослужащего. Вместе с тем, как нам представляется, программа адаптации должна быть ориентирована абсолютно на всех новобранцев, а не только на лиц со сниженным уровнем ЛАП, поскольку, как показывают результаты нашего исследования, в течение первого года службы вполне вероятно снижение уровня ЛАП даже при изначально удовлетворительных показателях. Следовательно, психологическая работа должна проводиться со всем контингентом вновь прибывших на контрактную службу, но может включать разные формы и быть различной в плане интенсивности в зависимости от адаптационных способностей личности.

Итак, с целью разработки мер по профилактике дезадаптированности военнослужащих по контракту нами было проведено эмпирическое исследование адаптационного процесса военнослужащих. В результате было установлено наличие обратной корреляции между адаптационными способностями и уровнем агрессивности, асоциальности, дисгармонии в социальном взаимодействии. Вы-

явленные закономерности имеют важное прикладное значение. Психологические мероприятия, включающие психодиагностику, выявление лиц с неудовлетворительным уровнем ЛАП и их психологическое сопровождение, могут способствовать профилактике дезадаптированности и различных форм агрессивного, делинквентного и аддиктивно-го поведения. Программа адаптации военнослужащих по контракту способна снизить вероятность проявления гетеро- и аутоагрес-сивного поведения, вероятность совершения воинских преступлений на фоне негативного прохождения процесса социально-психологической адаптации. Кроме того, данная программа может способствовать формированию устойчивой мотивации новобранца на военную службу, формированию готовности и способности к эффективному выполнению служебных задач и социальному взаимодействию.

Основными направлениями и приоритетным содержанием указанной программы мы видим, во-первых, создание системы повышения психологической грамотности офицерского состава, направленной на формирование следующих знаний:

- о феномене адаптации к военной службе;

- о специфике поведения контрактника-новобранца;

- о способах и методах формирования положительной мотивации на военную службу у подчиненных;

- о формах и методах первичной помощи военнослужащему, проявляющему признаки дезадаптированности, до обращения к психологу-специалисту (например, в условиях несения службы в отрыве от места постоянной дислокации подразделения).

Во-вторых, в рамках указанной программы целесообразна разработка и активное применение специалистами-психологами комплекса мер, направленных на адаптацию новобранцев. В перечень этих мер могут входить:

- лекционные занятия информационно-просветительского характера, касающиеся темы адаптации к новой профессиональной роли и деятельности, специфики взаимоотношений в армейском коллективе, способов совладания с конфликтными и фрустрирующими ситуациями;

- психодиагностические мероприятия с интерпретацией специалистом-психологом их результатов с целью повышения осведомленности новобранцев о своих индивидуально-психологических особенностях;

- занятия в форме тренинга, направленные на сплочение коллектива и введение в него новобранца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.

2. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов : монография. М. : Моск. психолого-социальн. ин-т. 2008.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Военная психология и ее прикладные аспекты : учеб. пособие. М. : Военный ун-т, 2008.

5. Волков Г. Д., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. 1975. Вып. 7. С. 134-142.

6. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

7. Коцюбинский А. П., Шейнина Н. С. Об адаптации психически больных (уточнение основных понятий) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1996. № 1-2. С. 203-212.

8. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1.

9. Медицинская и судебная психология. Курс лекций : учеб. пособие / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. М. : Генезис, 2009.

10. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник КГТУ. 2009. Вып. 8 (86).

11. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван : АН Армянской ССР, 1988.

12. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.

13. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2008.

14. Российская газета. 2012. 17 февр.

15. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л. : ЛГУ, 1986.

16. Штак С. В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 267-273.

17. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. XII. 384 p.

REFERENCES

1. Ball G. A. Ponyatie adaptatsii i ego znachenie dlya psikhologii lichnosti // Voprosy psikhologii. 1989. № 1. S. 92-100.

2. Bezyuleva G. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noy adaptatsii uchashchikhsya i studentov : monografiya. M. : Mosk. psikhologo-sotsial'n. in-t. 2008.

3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M., 1968.

4. Voennaya psikhologiya i ee prikladnye aspekty : ucheb. posobie. M. : Voennyy un-t, 2008.

5. Volkov G. D., Okonskaya N. B. Adaptatsiya i ee urovni // Filosofiya pogranichnykh problem nauki. 1975. Vyp. 7. S. 134-142.

6. Dubrovin D. N. Psikhologicheskaya adaptatsiya kak faktor lichnostnogo samoopredeleniya : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2005.

7. Kotsyubinskiy A. P., Sheynina N. S. Ob adaptatsii psikhicheski bol'nykh (utochnenie osnovnykh po-nyatiy) / / Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii. 1996. № 1-2. S. 203-212.

8. Maklakov A. G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh // Psikhologicheskiy zhurnal. 2001. № 1.

9. Meditsinskaya i sudebnaya psikhologiya. Kurs lektsiy : ucheb. posobie / pod red. T. B. Dmitrievoy, F. S. Safuanova. M. : Genezis, 2009.

10. Morodenko E. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya i dezadaptatsiya v protsesse sotsializatsii lichnosti // Vestnik KGTU. 2009. Vyp. 8 (86).

11. Nalchadzhyan A. A. Sotsial'no-psikhicheskaya adaptatsiya lichnosti (formy, mekhanizmy i strategii). Erevan : AN Armyanskoy SSR, 1988.

12. Petrovskiy A. V. Problemy razvitiya lichnosti s pozitsiy sotsial'noy psikhologii // Voprosy psikhologii. 1984. № 4.

13. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. SPb. : Praym-EVRO-ZNAK, 2008.

14. Rossiyskaya gazeta. 2012. 17 fevr.

15. Sventsitskiy A. L. Sotsial'naya psikhologiya upravleniya. L. : LGU, 1986.

16. Shtak S. V. Analiz problemy sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii v usloviyakh transformatsii Rossiyskogo obshchestva // Sibirskaya psikhologiya segodnya. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2004. S. 267-273.

17. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. XII. 384 p.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.