Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
высшее педагогическое образование / профессиограмма / профессиональная компетентность / содержание педагогической деятельности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данько Ю. В.

Описана профессиограмма учителя иностранного языка в качестве системы требований к педагогу, обеспечивающих эффективную организацию педагогического процесса на любом уровне образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

connections worldwide. While the journey of learning English may require effort and patience, the rewards are undeniably worth it.

Список использованной литературы:

1. Crystal, D. (2003). English as a Global Language. Cambridge University Press.

2. Harmer, J. (2007). The Practice of English Language Teaching. Pearson Education.

© Арбатова А., Астанов А., Гокиева Э., Гулмырадова Н., 2024

УДК 378.2

Данько Ю.В.

преподаватель английского языка, Архитектурно-строительный техникум (САСТ),

г. Севастополь, РФ

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация

Описана профессиограмма учителя иностранного языка в качестве системы требований к педагогу, обеспечивающих эффективную организацию педагогического процесса на любом уровне образования.

Ключевые слова

высшее педагогическое образование, профессиограмма, профессиональная компетентность,

содержание педагогической деятельности.

Профессиональные требования к учителю устанавливаются профессиональным стандартом педагога (2013), а формируемые в период обучения компетенции основаны на ФГОС ВО «Педагогическое образование» бакалавриата и магистратуры (2018), в настоящее время являющихся базовыми в подготовке будущих учителей и преподавателей для системы образования.

В условиях высшей школы реализация профессиональной подготовки основана на компетентностном подходе, предполагающем заложение норм и требований к педагогической деятельности, что применительно к учителю иностранного языка будет включать системные академические знания по преподаваемому языку, владение методикой и информационной культурой в качестве системы знаний, обеспечивающих проектирование электронных курсов, реализацию дистанционного и онлайн обучения [3].

Наглядное оформление содержания профессиональной компетентности как системы частных компетенций (сформированных знаний, умений и навыков в каждой области педагогической деятельности), педагогических функций и личностных качеств может быть представлено в виде профессиограммы учителя (преподавателя) иностранного языка — характеристики основных функций педагогической деятельности в предметной области «Иностранный язык»[1], — комплексе требований, необходимых для конкретной профессии. Кроме этого, профессиограмма может быть воспринята в качестве эталона — критериев, необходимых для оценки уровня профессиональной — педагогической (а не только предметной) — квалификации педагога [4], «для выполнения педагогических функций»[2].

Профессиограмма станет моделью результата подготовки студента в вузе, своего рода программой формирования готовности к педагогической работе на протяжении всего обучения [5].

Представлен авторский взгляд на профессиограмму учителя (преподавателя) иностранного языка по программам высшего педагогического образования (рис.1)

Рисунок 1 - Профессиограмма учителя (преподавателя) иностранного языка по программам высшего педагогического образования. Источник: разработана автором.

Опишем ключевую характеристику педагога (учителя или преподавателя) иностранного языка, основываясь на разработанной профессиограмме: прежде всего, это специалист с высшим профессиональным образованием (уровня бакалавриата или магистратуры), владеющий основами педагогики и возрастной психологии, обладающий личными качествами, необходимыми для успешной педагогической деятельности и сформированными профессиональными компетенциям.

Выделены четыре профессиональных компетенции — предметная (в узком смысле иноязычная коммуникативная или практическое владение иностранным языком), педагогическая (эффективная деятельность по предмету или обучение иностранному языку), методическая (организация процесса обучения иностранному языку в соответствии с утверждённым планированием и дидактическими целями) и информационная (владение и умение применять современные технологии в педагогическом процессе).

Наглядная систематизация педагогических условий в виде профессиограммы позволяет систематизировать полные квалификационные характеристики к педагогу с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Список использованной литературы:

1. Бердичевский А. Л., Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Профессиограмма современного учителя иностранного языка. - 2021.

2. Гуркова В. С. Профессиограмма современного учителя //Достижения вузовской науки. - 2016. - №. 251. - С. 54-59.

3. Дерябина С.А., Дьякова Т.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства //Высшее образование в России. - 2019. - №. 4. - С. 142-149.

4. Ломакина Г.Р. Профессиограмма учителя иностранных языков //Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - №. 1. - С. 93-95.

5. Теплова Н. В., Фалетрова О.М. Профессиограмма современного учителя //Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся. -2017. - С. 257-259.

© Данько Ю.В., 2024

УДК 37

Какаева A.,

кандидат филологических наук, старший преподаватель. Туркменского государственного университета имени Махтумкули.

Дурдыева Г., преподаватель.

Международного университета нефти и газа имени Я. Какаева.

Ашхабад, Туркменистан.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИРУССКОГОЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Аннотация

Развитие речевых навыков требует успешного решения ряда учебных задач - научить логически строить высказывание, актуализировать языковые средства для адекватного выражения мысли, владеть экспромтной неподготовленной речью и т.д. Собственно речевая работа предусматривает активное овладение стереотипами речевого поведения. Овладение речевыми навыками способствует решению сложных мыслительных задач, в частности, умение отстаивать свою точку зрения.

Ключевые слова:

научить, актуализировать, языковые средства, экспромтной неподготовленной

речью, мыслительных задач.

Kakayeva A.,

Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer. Turkmen State University named after Magtymguly.

Durdyyeva G., teacher.

International University of Oil and Gas named after Y. Kakayev.

Ashgabat, Turkmenistan.

HISTORY IS A MIRROR OF THE PAST AND A KEY TO THE FUTURE

Abstract

The development of speech skills requires the successful solution of a number of educational tasks - to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.