7. Павлова И.В. Особенности финансирования системы социальной защиты населения России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9-1 (51). С. 71-75.
8. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения: 03.12.2018).
9. Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/ (Дата обращения: 03.12.2018).
Kharitonenko Lidia Bogdanovna, student (e-mail: lidia.fef@yandex.ru)
Supervisor - Pavlova Irina Vladimirovna, doctor of Economics, Professor (e-mail: pr.pavlova@mail.ru)
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,Russia EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF GOVERMENT PROGRAMS Abstract. This article describes the mechanism of evaluation of government programs. The results of the evaluation of the effectiveness of government programs included in the direction of 'New quality of life' are also presented. Measures to improve the efficiency of state programs are proposed.
Keywords: government programs, efficiency of government programs, efficiency assessment, program expenses, federal budget.
УДК 338.363
ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ НАБОРА
СОТРУДНИКОВ Цыцулина Анастасия Алексеевна, студент
(e-mail: Tsytsulina2017@yandex.ru) Шибанова Дарья Александровна, студент (e-mail: shibanova.dascha@yandex.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)
В данной статье рассмотрен один из инструментов набора сотрудников. Выявили, что профессиограмма является одной из методик оценки персонала и подборки кадров, подходящих под критерии отбора организацией.
Ключевые слова: персонал, управление, организация, профессиограмма, должность.
Отбор персонала представляет собой процесс, с помощью которого организация выбирают из ряда заявителей одного или нескольких сотрудников, которые подходящих под критерии выбора [10].
Главной целью которого является принять на работу кадров, наиболее подходящим стандартам качества работы, выполняемой предприятием [12].
Конкурентоспособность специалиста может быть описана при совместном использовании составляющих личностного потенциала кадра и его профессиональной культуры. Перспективным решением в данной проблеме может стать использование профессиограммы. В указанном случае она будет выступать как модель высшего уровня профессиональной деятельности [3, 14].
Профессиограмма - это перечисление особенностей определенной профессии, включающее в себя описание специфики профессионального труда и список норм и требований, предъявляемых к человеку, владеющему ею [2. 20].
Следовательно, разработка профессиограммы начинается с изучения самой профессии, ее анализа и описания [7]. Для этого требуется:
- определить показатели успешности работы;
- установить требования к должности; разработать должностные инструкции;
- уточнить критерии отбора специалистов на соответствующие вакансии;
- обосновать выбор тестов для анализа и прогнозирования эффективности труда [1, 2].
Анализ начинается с изучения того, что будет входить в ежедневные обязанности сотрудника. Нужно собрать данные о том, как должна проводиться работа. Далее составляется перечень необходимых знаний, умений и навыков для успешной деятельности в этой профессии [4, 6].
Одновременно с профессиональными критериями ведется работа над психограммой. Определяются психологические качества, без которых невозможно проявлять необходимые умения и навыки. Прежде всего, это психофизиологические особенности личности: внимание, восприятие, мышление, эмпатия [17,18].
На сегодняшний день складывается высокая конкуренция в трудоустройстве. Для трудоустройства людей необходимо не только резюме и наличие высшего образования, но и обладание психологическими качествами будущего сотрудника. Многие работодатели требуют при трудоустройстве прохождения различных тестов на выявление психологических качеств сотрудника. В современном профессиональном мире стали на должном уровне признавать преимущества «эмоционального интеллекта». Это качество подходит для руководящих должностей, для того что бы лучше понимать своих сотрудников. А также для работников, которые находятся в коллективе и взаимосвязаны с другими людьми [13,17].
Значимое место в развитии эмоционального интеллекта занимает такой термин как, эмпатия. Он помогает познать эмоциональные состояния человека, при этом ориентируясь на жесты и мимику.
На следующем этапе непосредственно составляется список, который должен включать в себя возможные способности и черты, которые должны быть у идеального работника в данной должности [19]. Сюда могут отно-
ситься деловые и личные качества, навыки межличностного общения, поведенческие особенности и т. д. На этапе составления необходимо подключить непосредственного руководителя и ведущих работников с такой же профессией [15,16]. Данные перечни необходимых и желательных принадлежность могут быть основой психограммы. Но для использования ее в процессе профотбора каждое свойство необходимо количественно оценить по рейтинговому или балльному методу, разбить все анализируемые качества по степени их значимости [11,13]. После ранжирования формируется профессионально-психологический профиль специальности, который является составной частью, заполняемой профессиограммы. Такая профессиограмма уже может служить образцом для отбора подходящего кандидата на вакантную должность [5, 8, 9].
Была составлена профессиограмма для должности «Эколог-аудитор».
Таблица 1 - Профессиог
рамма «эколог-аудитор»
Наименование профессии Эколог-аудитор
Доминирующий способ мышления Приложение-регуляция
Область базовых знаний №1 и их уровень Естественные науки, природоохранное законодательство, уровень 3, высокий теоретический
Область базовых знаний №2 и их уровень Производить расчет и осуществлять контроль над деятельностью промышленных предприятий, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область Охрана окружающей среды
Межличностное взаимодействие редкое
Доминирующий интерес исследовательский
Дополнительный интерес реалистический
Условия работы В помещении, сидячий
Доминирующий вид деятельности:
• Оценка воздействия на окружающую среду;
• Организация мероприятий по охране окружающей среды;
• Контроль за соблюдением предприятием норм и правил по охране окружающей среды;
• Исследование источников загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
• Наблюдательность;
• Эмоциональная устойчивость;
• Аналитическое мышление;
• Логическое мышление;
• Хорошее развитие концентрации и переключения внимания;
• Математические способности.
Личные качества, интересы и склонности:
• Ответственность;
• Мобильность;
• Добросовестность;
• Пунктуальность;
• Наблюдаемость;
• Сосредоточенность;
• Настойчивость.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• Невнимательность;
• Пассивность;
• Боязнь ответственности;
• Нерешительность;
• Неспособность анализировать;
• Неорганизованность.
Области применения профессиональных знаний:
• Аудиторские фирмы, компании;
• Научные и учебные заведения;
• Экологические организации;
• Оперативная городская экологическая инспекция.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности эколог-аудитор должен обладать личными качествами и навыками, позволяющими четко и понятно формулировать суждения и идеи как в устном, так и в письменном виде; уметь дипломатично и деликатно задавать вопросы и внимательно и терпеливо выслушивать ответы; должен быть объективным и независимым, обладать навыками личной организованности, необходимыми для успешного и результативного проведения аудита.
Использование профессиограммы на практике организаций позволяет в достаточной степени оценить профессиональные качества сотрудника и получить более полную и всестороннюю информацию о нем, необходимую для эффективного управления персоналом.
Для примера составим еще одну профессиограмму для должности «Лаборант-эколог».
372 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №8 (34), 2018 _Таблица 2 - Профессиограмма «лаборант-эколог»_
Наименование профессии Лаборант-эколог
Доминирующий способ мышления Проложение-регуляция
Область базовых знаний №1 и их уровень Основы общей, аналитической и физической химии, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень Правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований, методы анализа и методики проведения расчетов по их результатам, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область Охрана окружающей среды
Межличностное взаимодействие Редкое
Доминирующий интерес исследовательский
Дополнительный интерес реалистический
Условия работы В помещении, мобильный
Доминирующий вид деятельности:
• Налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование;
• Проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества;
• Оформлять лабораторную документацию.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: Способности:
• Наблюдательность;
• Хорошая зрительная память;
• Аккуратность;
• Логическое мышление;
• Математические способности.
Личные качества, интересы и склонности:
• Ответственность;
• Повышенная работоспособность;
• Пунктуальность;
• Наблюдаемость;
• Сосредоточенность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• Невнимательность;
• Боязнь ответственности;
• Ригидность мышления;
• Отсутствие организаторских способностей.
Области применения профессиональных знаний:
• Лаборатории;
• Лаборант химико-бактериологического анализа;
• Лаборант медицинского анализа.
В настоящее время разработка экономико-управленческих решений в области экологического менеджмента имеет огромное значение. Разработка управленческих проектов связана прежде всего с наличием определенных профессиональных качеств. В условиях существующего состояния городской среды стало совершенно очевидным, что руководители таких проектов должны уметь проводить комплекс социальных, экономических, градостроительных, технических, организационных мероприятий.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности эколог-аудитор, лаборант-эколог должен обладать личными качествами и навыками, позволяющими четко и понятно формулировать суждения и идеи как в устном, так и в письменном виде; уметь дипломатично и деликатно задавать вопросы и внимательно и терпеливо выслушивать ответы; должен быть объективным и независимым, обладать навыками личной организованности, необходимыми для успешного и результативного проведения аудита.
Использование профессиограммы на практике организаций позволяет в достаточной степени оценить профессиональные качества сотрудника и получить более полную и всестороннюю информацию о нем, необходимую для эффективного управления персоналом.
Список литературы
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности 2001, с 512.
2. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992.
3. Горбунова, Кирилюк: 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм. - изд. Феникс 2009, с 441.
4. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.
5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001, с 76.
6. Евтихов О.В.: Психология управления персоналом: теория и практика. - СПб.: Речь, 2010, с 302.
7. Жильцов Владимир. Техника составления профессиограммы: Методичсекое пособие. - М.: Литературный Совет, 2017. — 240 с.
8. Иванова Е. М. Профессиография как средство формирования образа профессионала // Психология как профессия. Ежегодник Российского психологического общества. М., 2002.
9. Кибанов А.Я., Ловчева М.В. Профессиография деятельности в сфере управления персоналом // «Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2009, N5. — C.
10. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ, 2015.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996 г., с 308.
12. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249
13. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013.
14. Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 539 с.: ил. - (Мастера психологии)
15. Охорзин, В.А. Теория управления: Учебник / В.А. Охорзин, К.В. Сафонов. -СПб.: Лань, 2014.
16. Романова Е. С.99 популярных профессий. Психологический анализ и профес-сиограммы. - Москва, 2008, с 464.
17. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.
18. Спивак В.А. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2010. - 226
с.
19. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.
20. Фиглин Л.А. «профессиограмма»// Социология труда. Теоретико-прикладной словарь./отв. Ред. В.А.Ядов, Спб.: «Наука», 2006г., стр. 230-231.
Tsytsulina Anastasia Alekseevna, student (e-mail: Tsytsulina2017@yandex.ru) Shibanova Darya Alexandrovna, student (e-mail: shibanova.dascha@yandex.ru)
Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PROFESSIOGRAM AS A TOOL KIT EMPLOYEES
Abstract. This article describes one of the recruitment tools. It was revealed that a professiogram is one of the methods of personnel evaluation and selection of personnel that fit the organization's selection criteria.
Keywords: personnel, management, organization, professiogram, position.