Научная статья на тему 'Проектный подход к решению проблем агломерационного развития субъектов Российской Федерации'

Проектный подход к решению проблем агломерационного развития субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
477
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / AGGLOMERATION / INVESTMENT / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Островская Ольга Леонидовна, Миронов Денис Евгеньевич

Неотъемлемым условием комплексного развития территорий субъектов Российской Федерации, направленного на интенсивный рост экономики регионов, является последовательное решение проблем агломерации крупных городов. Эффективным инструментом в этом процессе может стать использование проектного подхода к управлению территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project-based for agglomeration development of the Russian Federation (on the example of St. Petersburg and Leningrad region)

An essential condition for the integrated development of the administrative territories of the Russian Federation aimed at the rapid growth of regional economies is consistent solution to the problems of agglomeration in large cities. Effective tool in this process is to use the project management approach territories.

Текст научной работы на тему «Проектный подход к решению проблем агломерационного развития субъектов Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

О.Л. ОСТРОВСКАЯ, Д.Е. МИРОНОВ

Ольга Леонидовна ОСТРОВСКАЯ — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита СПбГЭУ.

В 1984 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор свыше 60 научных работ, в том числе 3 монографий.

Сфера научных интересов — информационное обеспечение управления эффективностью развития территорий, математического моделирования развития агломераций; организация и обеспечение контроля над эффективностью региональных инвестиций.

Денис Евгеньевич МИРОНОВ — соискатель СПбГЭУ.

В 2008 г. окончил Северо-Западную академию государственной службы.

С 2013 г. по настоящее время работает в Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Область научной специализации — управление и оценка эффективности развития территорий, инвестиционной активности регионов; математическое моделирование развития агломераций.

^ ^ ^

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ АГЛОМЕРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Вопрос эффективного, управляемого развития агломераций является актуальным для большинства стран Европы, Америки и Азии, поскольку такая форма развития территорий широко распространена и сопровождается ростом специфических, масштабных проблем в процессе достижения равновесия в неравномерном распределении производства на территориях. Российская Федерация не исключение. Более того, решение этой проблематики актуально именно для России, учитывая размер территории в целом и административно подчиненных ее частей в частности, сопоставимых с размером территорий отдельно взятых стран.

Фундаментальная теория агломерации региональной экономики, сформулированная в трудах И. фон Тюнена в 1826 г., В. Лаунхардта в 1872 г., А. Маршалла в 1879 г., А. Вебера в 1909 г.[2], развитая в работах А. Гильберта и Дж. Гаглера в 1982 г. [7], П. Ромера в 1996 г. [1], М. Фуджита и Д. Тисса в 2002 г. [6], сконцентрирована на изучении явления агломерации, а также на изучении причин и факторов ее проявления. В результате были созданы базовые теоретические модели агломерации, известные как модель экономики двух регионов (Север и Юг) и модель «ядро — периферия», а также их уточненные вариации. Исследование причин агломерационного развития территорий позволило построить разнообразные классификации факторов, влияющие на развитие агломерации, с основопола-

ГРНТИ 06.61.43

© О.Л. Островская, Д.Е. Миронов, 2014

О.Л. Островская, Д.Е. Миронов

25

гающими классификационными группами: случайными и связанными с возрастающей отдачей от масштаба.

Современные теории агломерации развиваются в направлении изучения новых факторов влияния, таких как факторы индустриализации периферии; траекторий развития — циклической, эксплицитной, спонтанной; множественности эффектов взаимовлияния к одному из значимых факторов поляризации и роста экономики регионов.

Д. Дэвис и Д. Вайнштайн [5] провели эмпирическое исследование теории агломерации на примере развития территорий городов Японии. В результате они определили, что теория размещения объясняет причины различий в региональной концентрации экономической деятельности; теория возрастающей отдачи от масштаба — причины пространственной дифференциации экономической активности, а теория случайного роста не подтверждается эмпирическими данными.

Между тем степень изученности практико-ориентированных вопросов управляемости, стимулирования и оценки эффективности развития уже сформировавшихся агломераций в настоящее время является недостаточной.

Исследование агломерационного роста позволило классифицировать сопровождающие его проблемы по функциональному признаку управляемости административных территорий:

1) проблемы инфраструктурного характера;

2) сопутствующие маятниковой миграции;

3) проблемы структурирования источников финансирования агломерационного роста.

К проблемам инфраструктурного характера, например, отнесены:

— отсутствие, недостаток или ненадлежащее состояние всех типов инженерных инфраструктур: сети электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализационных систем;

— отсутствие, недостаток или низкое качество социальной инфраструктуры: учреждений образования и здравоохранения, городской среды;

— загрязнение окружающей среды за счет неравномерного размещения и утилизации промышленного и бытового мусора;

— другие аналогичные проблемы.

Среди проблем, связанных с увеличением интенсивности маятниковой миграции, например, выделены:

— рост нагрузки на дорожную инфраструктуру и, как следствие, повышение износа транспортной инфраструктуры;

— осложнения в работе общественного транспорта и служб экстренного реагирования;

— снижение доступности социальных услуг для населения, проживающего на территориях комплексного развития.

Проблемы структурирования источников финансирования агломерационного роста включают в себя:

— диспропорции в структуре распределения налоговых поступлений между административными единицами агломерации;

— проблемы формирования результативной политики инвестиционной привлекательности агломерации.

В целом все перечисленные проблемы агломерационного роста разнонаправленно, негативно влияют на устойчивый экономический рост регионов, поддержание социальной стабильности, эффективность государственного управления.

Проведенное исследование развития агломераций позволяет сделать вывод о том, что одним из наиболее эффективных механизмов комплексного решения указанных проблем является использование проектного подхода. Основными преимуществами такого подхода, в отличие от широкого распространенного в практике государственного управления в Российской Федерации функционального подхода, являются целевая направленность и сбалансированность между объемами работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. Этот же механизм позволяет преодолеть барьеры в развитии агломераций, существование которых обусловлено распределением и закреплением функций управления между государственными органами административных территорий.

Комплексное развитие смежных административных территорий Российской Федерации на принципах проектного подхода позволит повысить эффективность государственного управления, в том

26

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

числе за счет преодоления ограничений: рынков сбыта и потребления; размеров локальных рынков труда; в развитии новых секторов экономики; в конкурентной позиции в глобальной среде.

На практике примерами его использования являются такие проекты, как развитие агломерации «Большой Париж», международная агломерация городов Эндховен (Голландия) — Левен (Бельгия) — Аахен (Германия).

В рамках проекта «Большой Париж» была организована серия проектов, которые фактически формировали кольцо новых полюсов роста в периферийной части агломерации и включали в себя: проекты развития аэропортов, строительства кампуса университета Париж-11, развития дворцовопаркового ансамбля Версаля, тематических парков развлечений Марн-ла-Валля, инновационной инфраструктуры в рамках кластера Systematic, развития системы общественного транспорта и др. Агломерационные проекты «Большого Парижа» носят централизованный характер и реализованы в рамках единой территориальной и экономической политики агломерации.

В основу развития международной агломерации городов Эндховен (Голландия) — Левен (Бельгия) — Аахен (Германия) был положен опыт исторической кооперации стран Бенилюкса.

Результаты исследования проектов агломерационного развития в обобщенном виде представлены на рисунке.

Рис. Типология проектов агломерационного развития [3]

Критический анализ проблем развития агломераций по хронологическому, морфологическому и целевому факторам позволил выделить типовые компоненты проектного подхода, а именно:

1) проекты инфраструктуры для отдыха и развлечений, объекты рекреации;

2) проекты производственно-логистической инфраструктуры;

3) проекты инновационной инфраструктуры.

Ретроспективный анализ показал, что первый компонент исторически является наиболее привлекательным и популярным с точки зрения комплексного развития городов и территорий. При этом по-

О.Л. Островская, Д.Е. Миронов

27

степенно происходит его эволюция: повышается сложность структуры и схем управления, расширяется масштаб. На смену популярным с начала XVI в. ярмаркам приходит строительство полноценных городов искусств и наук с компактным размещением нескольких знаковых объектов в начале XXI в.

Развитие производственно-логистической инфраструктуры в рамках агломераций получило распространение в эпоху индустриализации. В настоящее время реализация проектов данного типа имеет особое значение для развивающихся экономик стран Азии, Латинской Америки, СНГ.

Проекты по созданию инновационной инфраструктуры стали актуальными для постиндустриальной эпохи и развития информационного общества. Они получили распространение в развитых странах Америки, Европы и других регионов мира. Усиление инновационной инфраструктуры — способ усиления конкурентоспособности отдельных территорий в условиях глобализации экономики. В число приоритетов развития крупнейших экономик мира входит создание технопарков, инновационных центров и «умных городов» [4].

Анализ позволил выделить ряд ключевых элементов проектирования развития агломерации:

— цель создания;

— инициаторы;

— основные партнеры;

— ключевые объекты;

— сопутствующая инфраструктура, ориентированная на различные группы потребителей.

Необходимыми и достаточными организационными предпосылками успешности реализации

предлагаемого подхода являются:

1) создание интегрированных органов управления территориями, входящими в состав агломераций;

2) выделение проблем, решение которых повысит общую привлекательность агломерации;

3) реализация комплексных проектов, способствующих более равномерному развитию территорий в составе агломераций.

Предлагаемый подход апробирован в рабочем проекте, направленном на развитие второй по значимости агломерации России — Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области.

Целевая направленность проекта заключается в разработке и реализации комплекса мероприятий, направленных на выведение смежных субъектов Российской Федерации на новый качественный уровень развития науки, технологий и городской среды на базе перспективной территории социальноэкономического развития, в частности агломерации Санкт-Петербурга и южной части Ленинградской области, что обеспечит рост инвестиционной привлекательности территорий. Ориентированность на развитие в агломерации отраслей с высокой добавленной стоимостью позволит существенным образом увеличить объем налоговых отчислений в региональные и муниципальные бюджеты.

Соотнесение выделенных элементов с компонентами проектного подхода позволило разработать матрицу проекта комплексного развития административных территорий агломерации (см. табл. 1).

Данные матрицы показывают, что укрепление и развитие инженерной и дорожной инфраструктуры являются необходимым условием реализации основного замысла трех компонентов развития.

Создание новых жилых районов, напротив, не может рассматриваться как самостоятельный проект и может быть реализован только в контексте комплексного развития территории.

В связи с этим основными задачами проектного подхода являются:

1) развитие сектора научных исследований и разработок;

2) развитие культурно-исторического наследия, туризма и улучшение качества городской среды территорий;

3) обеспечение качественного роста обслуживающих секторов экономики, обеспечивающих диверсификацию экономики и расширение налогооблагаемой базы рассматриваемых территорий.

Развитие сектора научных исследований и разработок на практике будет реализовано в форме создания, например, таких объектов, как: международный центр нейтронных исследований; СевероЗападный региональный научно-методический и лечебный центр ядерной медицины; учебнолабораторная база подготовки высококвалифицированных специалистов в области ядерной техники; производство радионуклидной продукции и других исследовательских центров в области использования атомной энергетики.

28

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Таблица 1

Матрица проекта комплексного развития административных территорий агломерации

Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Основной компонент развития агломерации Основная цель создания Инициатор проекта Партнеры проекта Ключевые объекты Сопутствующая инфраструктура Ориентация

i 2 3 4 5 6 7

Инфраструктура для отдыха и развлечений, объекты рекреации Повышение туристической привлекательности места и развитие рекреации для местных жителей Федеральные / региональные органы власти Транснациональные корпорации (ТНК) / Музеи / коммерческие организации 1. Парки разных типов 2. Музейновыставочные комплексы 3. Спортивные комплексы 3. Памятники истории и архитектуры (как дополнение) 1. Дорожнотранспортная и инженерная инфраструктура 2. Гостиницы / другие места размещения 3. Кафе / рестораны 4. Торговые и бизнес-центры 5. Сервисы 6. Жилая недвижимость 1. Туристы (культурно-познавательный, групповой, семейный, спортивный туризм) 2. Население

Производ- ственно- логистическая инфраструк- тура Привлечение инвестиций Региональные / федеральные органы власти Коммерческие организации 1. Индустриальные парки 2. Логистические комплексы 3. Транспортные хабы 1. Дорожнотранспортная и инженерная инфраструктура 2. Бизнес-инкубаторы 3. Торговые и бизнес-центры 4. Гостиницы / другие места размещения 5. Кафе и рестораны 1. Инвесторы 2. Население

Инновационная инфраструктура Глобальная конкуренто- способность Федеральные органы власти Университеты / научно-исследовательские институты (НИИ) / коммерческие организации 1. Технопарки 2. Бизнесинкубаторы 3. Инжиниринговые центры 4. Центры коллективного пользования 5. Коворкинг-центры 1. Дорожнотранспортная и инженерная инфраструктура 2. Жилая недвижимость 3. Культурноразвлекательные объекты 4. Гостиницы / другие места размещения 5. Кафе / рестораны 6. Торговые и бизнес-центры 1. Население 2. Туристы (деловой и образовательный туризм) 3. Инвесторы

Для решения задач развития культурно-исторического и туристического потенциала, улучшения качества городской среды разработан комплекс практических мероприятий, в том числе ремонтнореставрационные работы в действующих дворцово-парковых комплексах и работы по восстановлению памятников истории и архитектуры городов в модели кольца; реставрация линейных сооружений, способных обеспечить связь между различными точечными объектами на территории агломерации.

О.Л. Островская, Д.Е. Миронов

29

В рамках развития туристического потенциала определены два типа вариантов развития (см. табл. 2):

1) создание новых объектов туризма;

2) создание новых туристических маршрутов.

Таблица 2

Варианты развития новых объектов туризма и туристических маршрутов

Высокие расходы капитального характера Вариант 1. Парк резиденций Вариант 2. Тематический парк

Цель — создание новой туристической де-стинации путем транспортировки и/или воссоздания копий знаменитых руинированных и разрушенных резиденций российских императоров и членов их семей на единой площадке, например на территории города Гатчины или Гатчинского района. Аналогичные примеры: — деревня Пуэбло Эспаньон (Барселона), 117 зданий которой были либо копией существующих объектов архитектуры, либо транспортированным объектом архитектуры Испании; — управление — специально созданная государственная компания PEMSAU (штат более 50 человек, годовая выручка — 3-5 млн евро) Цель — создание нового вида городской аттракции, способный увеличить поток ежегодных туристов. Аналогичные примеры: — Angry Birds Park (Rovio); — Смешарики (Riki Group)

Относительно невысокие затраты капитального характера Вариант 3. Музейная платформа Вариант 4. Ремесленная деревня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель — создание международного музейного комплекса на базе филиалов ведущих российских и иностранных музеев. Возможная конфигурация: Эрмитаж — Русский музей — музей Гуггенхайма. Аналогичные примеры: — музейный комплекс Абу-Даби на острове Саадият, завершение строительства в 2018 г.; — объекты: центр исполнительских искусств Заха Хадид, морской музей Абу-Даби, музей Гуггенхайма и Лувр, национальный музей шейха Заида; — управление — государственная компания Цель — создание нового вида городской аттракции, способной увеличить поток ежегодных туристов. Возможно, с участием действующих организаций, профильно аналогичных понятию «ремесло». Например, Императорский фарфоровый завод (роспись фарфора, выставка-продажа фарфора, интерактивная экскурсия по заводу и др.) в Ленинградской области. Аналогичные примеры: — арт-парк Никола Ленивец, 650 га, 28 арт-объектов; 200 км от Москвы (Калужская область); — Управление — УК «АртПолис»

Традиционная тематика Инновационная тематика

Особое внимание в проектном подходе к развитию агломерации уделено вопросам благоустройства городских пространств, создания новых центров деловой и креативной активности. К основным задачам данного направления развития отнесены: ремонт фасадов исторических зданий и зданий, расположенных на основных магистралях; развитие HORECA-инфраструктуры, в том числе строительство гостиничного комплекса; развитие городской инфраструктуры (укрепление инженерных сетей, обустройство велосипедных дорожек, систем видеонаблюдения, развитие дорожной инфраструктуры).

Каждый из компонентов развития агломерации может быть реализован и как взаимосвязанный, и как самостоятельный проект. Тем не менее в случае одновременного движения по нескольким направлениям существенно возрастет мультипликативный эффект от реализации проекта.

Масштаб проекта обеспечивает необходимость его реализации на принципах государственно-частного партнерства. Увязку разных отраслевых блоков проекта будет обеспечивать запуск разноуровневых управленческих инициатив.

30

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Верхний уровень управления: общие решения по идеологии проекта, перечню участников и конфигурации партнерств, финансированию и государственной поддержке проектов, международная коммуникация.

Средний уровень: оперативное управление, экспертное сопровождение, градостроительное планирование, управление кластером, рекрутинг инвесторов.

Нижний уровень: профессиональные сообщества, межмуниципальное сотрудничество, рекрутинг стартапов.

Успешная реализация любого проекта требует управления им в течение всего жизненного цикла, что также определяет необходимость комплексного подхода к управлению. Одновременно специфика управления агломерационным развитием требует внедрения и использования более гибких, по сравнению с иерархически-ведомственной моделью, сетевых и информационных моделей управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Видяпин В.И. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2007. 665 с.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ, 2002. 239 с.

3. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России. URL: http://www.pandia.ru/text/77/229/28337.php

4. Растворцева С.Н. Управление развитием процессов концентрации экономической активности в регионе: подходы новой экономической географии. М.: Экон-информ, 2013. 131 с.

5. Davis D.R., Weinstein D.E. Bones, Bombs and Break Points. The Geography of Economic Activity // American Economic Review. 2002. N 92. P. 1269-1289.

6. Fujita M., Thisse J-F. Economics of Agglomeration: Cities, Industrial Location, and Regional Growth. Cambridge University Press, 2002. URL: http://assets.cambridge.org/97805218/01386/sample/9780521801386ws.pdf

7. Gilbert A., Gugler J. Citie. Poverty and Development: Urbanization in the third world. Oxford: Oxford University Press, 1992. 331 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.