УДК 378.147
СИ. ПОНОМАРЕВА, Н.А. ХРАМОВА, Ю.В. ТОРКУНОВА
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Рассматриваются теоретические основы применения метода проектов, анализируются его преимущества, показывается реализация проектного метода в учебном процессе Казанского филиала РМАТ.
Ключевые слова: метод проектов, реализация проектного метода в туристском вузе.
The article covers theoretical basis of knowledge on use of a project method. The main focus is on its advantages and ways of implementation at a branch of RIAT in Kazan.
Keywords: project method of teaching, implementation ofproject method of teaching at a tourism university.
В современных условиях модернизации в сфере туристского образования требуются кардинальные изменения на всех уровнях обучения. К числу этих изменений относятся: массовый характер образования и его непрерывность, уровневость как новое качество, значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей ее самораскрытия. Предполагается усиление профессиональной подготовки бакалавров, переход от традиционного обучения и «ЗУНовского» подхода к компетентностному, развитие внутреннего потенциала личности, самостоятельно решающей сложные задачи современности.
© Пономарева С.И., Храмова Н.А., Торкунова Ю.В., 2018
Процесс обучения необходимо организовать так, чтобы студент был включен в активный познавательный процесс, смог самостоятельно сформулировать актуальную проблему, собрать необходимую информацию, предложить вариант решения проблемы, сделать выводы и проанализировать свою деятельность, приобретая при этом как учебный, так и профессиональный опыт [2].
Критерием успешности для будущего менеджера становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение студента к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания [6].
Возникает необходимость вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая
обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение студентов в процесс преобразовательной деятельности - от разработки идеи до ее осуществления.
Проектная учебная деятельность - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей студентов посредством проектирования и создания идеального или материального проекта, обладающего объективной или субъективной новизной, является связующим звеном между теорией и практикой в образовании.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система. Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность» и «учебная проектная деятельность».
Метод проектов - компонент системы, педагогическая технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.
Цель метода проектов заключается в следующем:
• стимулирование мотивации к учебной деятельности;
• включение всех членов студенческой группы в режим самостоятельной групповой (или индивидуальной) работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;
• развитие разнообразных способностей (познавательных, коммуника-
тивных, организаторских, профессиональных и др.).
Под проектом подразумевают план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) [1].
Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучаемым самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. В проектной деятельности, как правило, в процессе решения проблемы приходится интегрировать знания из разных областей науки. Помимо формирования профессиональных компетенций метод проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетенции, умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и проч.), приобретаются коммуникативные умения, способствует расширению человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты, работая в различных группах, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источ-
ников, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), системное мышление.
Методика проектного обучения (Project-based learning) впервые была использована в США в конце 1960-х гг. при обучении по медицинским специальностям. К концу 1980-х гг. проектный подход стал использоваться при изучении других дисциплин.
Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и др. [2, 4, 5].
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости формирования проектного мышления в современном технологическом мире, необходимости обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.
Развитие субъектности студента проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Деятельность по созданию проекта является одним из вариантов интеграции известных видов деятельности: игровой, учебной и трудовой. Проектная деятельность - это вид познавательной активности студентов, направленный на освоение профессионального опыта и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания продукта.
В современной высшей школе проектный метод возрождается на новом уровне, включая в себя современные педагогические технологии, учитывая опыт отечественной и зарубежной педагогики.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение организуется как вариант проблемного обучения, строится на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности студентов, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием студента, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения, практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов, самостоятельную деятельность студентов, структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов, сбор информации, оформление конечных результатов, презентацию полученного продукта, обсуждение и выводы [3].
В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:
• как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;
• как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или по всему курсу;
• как большая творческая работа, позволяющая более глубоко ос-
воить предлагаемый программой материал. Выбор проектной формы проведения итоговых занятий объясняется тем, что данная форма организации обучения, избранная в качестве приоритетной для преподавания, позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Выбор тематической направленности студенческих проектов происходит либо в целях углубления теоретических знаний, либо несет в себе практическую ценность для участников проекта. В любом случае преподаватель исполняет роль направляющего, модератора деятельности студента или группы студентов, помогает проектантам в любых вопросах и способствует их развитию в познавательной, исследовательской и творческой деятельности. Задача преподавателя - заинтересовать студентов, мотивировать их на выполнение проекта.
Все студенческие проекты носят профессиональный характер, поэтому авторы проектов обязательно выступают перед студенческими группами с целью привлечения к исследовательской деятельности других студентов.
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет формировать у студентов значимые для будущей профессиональной социализации профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Выявленные преимущества метода проектов позволили с успехом применить его при преподавании ряда дисциплин в Казанском филиале Российской международной академии туризма на направлении «Менеджмент»
(профили «Менеджмент туризма» и «Менеджмент гостиничного и ресторанного бизнеса»). Очевидно, что к концу обучения на 4-м курсе у студентов уже имеются базовые знания и умения, однако довести их до уровня овладения компетенциями возможно именно при реализации проектного метода. Нами предлагается комплексный подход для решения этой проблемы. В частности, разработку собственного проекта предлагается параллельно вести при изучении дисциплин «Управление изменениями» и «Управление проектами». Получается так называемый проектный практикум: обучающимся предлагается разработать собственный инновационный проект одной и той же тематики, однако в описательной части имеются различия. Если в дисциплине «Управление изменениями» (7-й семестр) делается акцент на новизну, инновационность, то в дисциплине «Управление проектами» (7-й, 8-й семестры) - на предварительное изучение спроса, инвестиционную привлекательность, сроки окупаемости. При первичной разработке проекта по дисциплине «Управление изменениями» целью является поиск и выдвижение бизнес-идеи, ее первоначальная проработка. При разработке проекта по дисциплине «Управление проектами» в обязательном порядке составляется бизнес-план, делается календарное планирование, рассчитывается внутренняя норма доходности. Конечно, учитывая специфику вуза, предпочтение отдается проектам туристской направленности, но в порядке исключения разрешается сделать проекты и в иной сфере. На практикуме студенты получают необходимые консультации. Последние несколько занятий
посвящаются защите проектов, их презентации с помощью средств мультимедиа, группа участвует в обсуждении, зачастую помогая оценить востребованность предлагаемого проекта.
Последнее время большая часть проектов связана с применением информационно-компьютерных технологий в туристском, гостиничном и ресторанном бизнесе. Так, особенно интересными оказались проекты следующей тематики: «Внедрение электронных меню в деятельность ресторанов ООО «AmRest» (Шакирова Айсылу), «3^ анимация отеля в отеле «Ривьера» (Анохина Елена), «Внедрение нового поколения электронных ключей в гостиниц «Ногай» (Гиззатуллина Диана), «Использование робота-портье в бутик-отеле» (Бозиянц Алина), «Компьютерная модель интерактивной композиции, посвященной творчеству Мусы Джалиля» (Большакова Анна, Галимова Ангелина), достаточно много проектов, посвященных разработке туристских квестов, например: «Сказания древних Болгар» (Кузнецова Диана), «Ученые Казани» (Ши-реторова Мария); были проекты по разработке бизнес-планов новых типов отелей для Татарстана: «Проект бутик-отеля в Иннополисе» (Бозиянц Алина), «Разработка проекта создания апарт-отеля» (Макашина Анастасия) и т.п. Особенно важно, что в дальней-
шем разработанные проекты представляются уже в формате выпускных квалификационных работ, а наиболее инновационные и глубокие - как результаты научно-исследовательской работы на ежегодной Межвузовской студенческой конференции, проводимой Казанским филиалом РМАТ по теме «Экономика и управление в сфере туризма и гостеприимства: современное состояние и перспективы развития». С разработанными таким образом проектами студенты Казанского филиала неоднократно участвовали в различных конкурсах, в частности в конкурсе «Путешествие к истокам», организуемом Комитетом по развитию туризма г. Казани, и ежегодно занимали призовые места.
Обучение, организованное подобным образом, позволяет в полной мере раскрыть предпринимательский потенциал обучаемых, реализовать творческую составляющую обучения, в то же время не забывая об экономических расчетах и коммерческих рисках. Поскольку со своими разработками студенты-старшекурсники не всегда успевают поучаствовать в различных конкурсах научно-исследовательских работ прикладного характера, в дальнейшем работу по внедрению метода проектов в Казанском филиале РМАТ предполагается начинать уже на дисциплинах третьего курса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровина О.С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 124-126.
2. Консультации:метод проектов/В.В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева, Г.Г Скоробо-гатова // Педагогические технологии. 2007. № 7. С. 105-114.
3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. № 1. С. 9-10.
4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении//Молодой ученый. 2011. № 5. Т.2. С. 148-151.
5. Рахманова Ю.К., Каргапольцева С.И. Проектная деятельность в техническом вузе//Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1527-1531.
6. Торкунова Ю.В., Пономарев К.Н., Биряльцева А.Р. Инновационные подходы в обучении будущих менеджеров туризма. Казань: Юниверсум, 2013. 189 с.
7. Torkunova J.V., Khairullina E.R., Komelina V.A. et al. Features of design of technology of qualitative information and analytical maintenance innovative and educational activity in higher education institution//Life Sci J. 2014. № 11 (№8s). P. 498-503.
ПОДПИСКА
Вестник РМАТ
Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы современной государственной политики
в сфере туризма, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования и развития туристики как науки
Рубрики:
• Политология • Экономические науки • Педагогические науки • Туристика
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032
Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.