УДК 378
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2018
Слепенкова Евгения Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Лебедева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Нижегородский государственный педагогический университет им.К. Минина (603002, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail:[email protected])
Аннотация. Мировые тенденции в области реорганизации образования соотносятся в первую очередь с усложнением профессиональной деятельности педагога как ключевой фигуры, участвующей в социальных преобразованиях. В современном обществе педагог воспринимается как активный деятель, способный подготовить к самостоятельной жизни и профессиональному труду молодое поколение. Профессионализация подготовки учителей России, которая предполагает усиление ее практической направленности, является одним из ведущих факторов модернизация высшего педагогического образования. Требования, выдвигаемые обществом к современному учителю, предполагают его серьезную подготовку в сфере использования продуктивных учебных технологий, одной из которых является метод проектов. Анализ исторических и современных аспектов применения проектных технологий в образовании позволяет определить значимую роль проектного обучения в подготовке будущего педагога. Авторы раскрывают специфику применения учебных проектов в изучении педагогических дисциплин в опоре на оригинальную классификацию учебных педагогических проектов. В качестве классификационного критерия выдвинута зависимость от доминирующего метода решения проектной проблемы. На основе данного критерия выделяется 4 вида учебных проектов: информационно-аналитические; проекты профессионального моделирования; социально-педагогические и исследовательские. Наиболее репрезентативно виды студенческих проектов представлены в формате преподавания педагогических дисциплин в условиях универсального бакалавриата. Реальный опыт изучения различных дисциплин педагогического цикла на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина показал, что в формате использования учебного проектирования формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности идет более успешно и эффективно.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектная технология, учебный педагогический проект, информационно-аналитический проект; профессиональное моделирование; социально-педагогический проект, исследовательский проект.
DESIGN TECHNOLOGY IN STUDYING PEDAGOGICAL DISCIPLINES
© 2018
Slepenkova Eugenia Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general and social pedagogics Lebedeva Irina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general and social pedagogics Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (603002, Russia, Nizhny Novgorod, street Ulyanova, 1, e-mail:[email protected])
Abstract. Global trends in the restructuring of education correlate primarily with the growing complexity of professional activity of the teacher as a key figure involved in social change. In modern society, the teacher is perceived as an active politician, able to prepare them for independent life and professional work of the younger generation. Professionalization of teacher training, which involves strengthening its practical orientation, is one of the leading factors in modernization of higher pedagogical education. Demands made by society to a modern teacher assume his serious training in the use of productive training technologies, one of which is project-based. Analysis of the historical and contemporary aspects of design technologies in education allows you to define a meaningful role in the preparation of project-based learning for the future teacher. The authors reveal the specifics of the application of educational projects in the study of pedagogical subjects in the original classification of educational pedagogical projects. As a classification criterion of broached the dependence on the dominant method of solving design problems. On the basis of this criterion are allocated 4 types of training projects: informational and analytical; professional modeling projects; socio-pedagogic and research. The most representative species of the student projects are presented in the format of teaching pedagogical disciplines in terms of the universal bachelor's curriculum. Real experience in using design study in educational format of various disciplines based on pedagogical cycle in Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin showed that the formation of the readiness of the future teachers to the profession is more successful and efficient.
Keywords: project work, project technology training project, information-analytical project; professional modeling; socio-pedagogic project, a research project.
В основе проектных технологий обучения лежит разработанный Д. Дьюи и У. Килпатриком ещё на рубеже Х1Х-ХХ веков новаторский метод проектов. Идея организации обучения детей на основе их активного вовлечения в решение учебных и значимых для них проблем с последующей общественной презентацией полученных результатов оказалась очень созвучной идеям развивающего обучения и получила широкое распространение во всём мире.
Со временем проектная деятельность стала рассматриваться как одна из глобальных технологий, которой должен овладеть каждый человек постиндустриального общества. Специалисты по проектному образованию единодушны в том, что каждый современный человек должен уметь проектировать различные виды деятельности, поэтому проектная деятельность должна стать составной частью образовательного процесса в школе и
вузе. Особенно ценным является то, что проектное обучение ставит ученика в позицию активного субъекта образовательного процесса. Проектное образование стало рассматриваться как способ формирования нового типа культуры - проектной культуры [1, с. 43-45].
Известно, что в России идея проектного обучения связана с именами: П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Эти советские ученые и деятели образования реализовывали ее как вид технологии продуктивной педагогики, цель которой - создание учащимися определенного продукта совместной деятельности. В 30-е г.г. ХХ века проектная деятельность была объявлена «непедагогичной» и прекратила свое распространение вплоть до конца XX века, когда проектные технологии получили новый виток развития.
В настоящее время организация проектно-исследо-
вательской деятельности школьников стала требованием Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а умение эффективно ре-ализовывать проектные технологии в обучении детей -показателем высокой профессиональной квалификации школьного учителя. Соответственно, данные изменения потребовали внесения корректив в процесс профессиональной подготовки педагогов в вузе.
Следует отметить, что в последние годы значительно возрос интерес к применению активных и интерактивных образовательных технологий в профессиональном образовании педагогов, что явилось эффективной стратегией вузовской подготовки. Так, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (НГПУ им.К. Минина) в 2014 году опубликована фундаментальная коллективная монография, обобщающая творческие поиски преподавателей по модернизации педагогического образования в контексте компетентностного подхода, где особое внимание уделено проектным технологиям [2, с.148-154].
Немало интересных публикаций в этом направлении предоставляет периодика. М.П. Прохорова и А.А. Семченко разработали универсальные критерии оценки самостоятельной работы студентов в проектном обучении в вузе [3]. Г.Л. Ильин доказывает необходимость целенаправленного формирования умений студентов работать с информацией в организации проективного обучения. В условиях современного информационного общества автор предлагает рассматривать информацию только как «полуфабрикат», из которой студенту необходимо получить новое знание, и определяет некоторые принципы работы с ней [4, с. 88]. В данном контексте стоит отметить научно-методические публикации, посвященные организации проектных технологий в изучении собственно педагогических дисциплин в педагогическом вузе (Г.Г. Кругликова [5], Е.А. Слепенкова [6], О.В. Тумашева [8]).
Представим опыт работы преподавателей педагогических дисциплин кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им.К.Минина по разработке и использованию учебных педагогических проектов.
Известно, что в педагогической теории и образовательной практике к учебному проекту как методу обучения предъявляются следующие требования:
1.Наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей интеграции знаний, творческого поиска.
2. Практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Общественная презентация полученных результатов [9, с.68].
Выполнение учебного проекта предполагает прохождение определенных этапов деятельности: ценност-но-ориентационного, этапа планирования и организации деятельности, конструктивного, презентационного и рефлексивно-оценочного.
Реализация этих требований в проектной технологии в изучении педагогических дисциплин позволяет сформировать целый комплекс общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов. Рассмотрим этот аспект подробнее.
Содержание педагогических дисциплин предоставляет большой спектр возможностей для предъявления проблем, типичных для будущей профессиональной деятельности: определение оптимального набора методов и технологий обучения для решения поставленных задач, разработка путей решения педагогических ситуаций, оценка воспитывающего потенциала деятельности и т. п.
Преподаватель педагогических дисциплин в любом учебном проекте может раскрыть практическую и по-266
знавательную значимость получаемых результатов, создать уникальную ситуацию формирования профессиональных компетенций (на уровне «знаний в действии») на основе творческой активности студентов.
В силу того, что проектная технология предусматривают обязательную организацию самостоятельной работы студентов в малых группах или индивидуально, результатом ее освоения является формирование комплекса информационных, конструктивных и коммуникативных компетенций. Доказано, что несомненным достоинством учебного проекта является творческая деятельность обучающихся [9-15]. В силу того, что проектная деятельность направлена на самостоятельное решение профессиональной проблемы, она предполагает применение исследовательских методов деятельности: определение проблемы, выдвижение гипотезы, выбор методов её проверки, сбор и анализ полученных данных, формулировка выводов. Особенно большими возможностями в этом плане обладают исследовательские проекты, которые специально направлены на формирование соответствующих компетенций педагогов-практиков. Исследователи отмечают, что в уже процессе подготовки к работе над проектами у студентов формируются следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- готовность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
- способность проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития [16; 17].
Публичная презентация подготовленного проекта предоставляет дополнительную возможность для развития коммуникативно-речевых компетенций, очень важных для профессиональных педагогов. Требование подготовки электронной презентации способствует формированию информационной компетентности.
Приведём несколько примеров организации учебных педагогических проектов из нашей практики, представив вариант их классификации. На сегодняшний день не выработано единой классификации учебных проектов. Н.В. Матяш, обобщая наиболее распространённые подходы к классификации учебных проектов школьников, выделяет 8 критериев их классификации: сфера направленности проекта, доминирующий метод решения проектной проблемы, характер контактов субъектов проектной деятельности, характер реализации межпредметных связей, характер координации проекта, включённость проекта в учебные планы, объём проекта, количество участников проекта [1, с. 59-60].
Нам представляется наиболее целесообразным подходом для классификации учебных педагогических проектов в системе профессионально-педагогического образования сочетание критериев: «доминирующий метод решения проектной проблемы» и «характер познавательной деятельности». В зависимости от доминирующего метода решения проектной проблемы мы выделяем четыре вида учебных педагогических проектов:
- информационно-аналитические;
- проекты профессионального моделирования;
- социально-педагогические;
- исследовательские.
По характеру познавательной деятельности студентов учебные педагогические проекты могут классифицироваться как алгоритмические, эвристические (творческие) и исследовательские.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
Рассмотрим их организацию на конкретных примерах.
Информационно-аналитические проекты направлены на самостоятельное изучение учебного материала. Их основные задачи - самостоятельный поиск, обобщение, усвоение и осмысление научных педагогических знаний, развитие навыков работы с литературой и информационными источниками в сети Интернет, формирование умений логического изложения и презентации подготовленного материала.
Примером подобных работ могут служить учебные проекты в историко-педагогических дисциплинах. Исследователи отмечают, что преподавание курса «История педагогики» в НГПУ им. К. Минина имеет долгую дидактическую историю, т.к. является неизменным в подготовке будущих педагогов на протяжении десятилетий [7]. Его специфика позволяет развернуть интересную творческую работу студентов с материалом. Создание кафедрой общей и социальной педагогики НГПУ им. К Минина электронного образовательного сервиса «Педагогическая карта мира» намного расширило источниковедческую базу по курсу, позволило разработать новые методические подходы к его освоению, связанные прежде всего с проектной деятельностью. На основе данного ресурса студенты готовят эвристические проекты усложняющегося уровня: например, презентацию исследования о деятельности и педагогическом наследии отдельного педагога; более высокого уровня обобщения требует подготовка проектов по конкретной исторической эпохе [18; 19].
«Педагогическая карта мира» дает возможность студентам разрабатывать и апробировать учебные мини-проекты, направленные на развитие творческих способностей, воображения и исторического мышления студентов (например: «Письмо от имени ученика школы Витторино да Фельтре, адресованное его родителям, где он описывает своё пребывание в школе »).
Информационно-аналитические проекты часто выполняются в школах и других образовательных организациях города и области. Основная задача этих проектов - научить анализировать педагогическую действительность с определённых теоретических позиций. В данном контексте целесообразно отметить, что современная школа уверенно встала на путь инновационного развития, и возможность изучить внутренние законы развития образовательной организации имеют особую важность для будущих педагогов [20, с. 364]. Так, изучение дисциплины «Организация самоуправления в детско-взрос-лом сообществе» позволяет студентам выполнить учебный проект, направленный на изучение структуры самоуправления в своей школе и оценку уровня его развития по определённым критериям, в том числе и критерию реализации технологических принципов организации самоуправления.
Учебные проекты профессионального моделирования имеют исключительно важное значение в профессиональном образовании студентов очного отделения. Имитационное педагогическое моделирование - незаменимое средство формирования профессиональных коммуникативных компетенций, когда необходимо воссоздать ситуацию педагогического взаимодействия, развития коммуникативных умений, выработки определённого алгоритма поведения в типичных профессиональных ситуациях. В нашей практике различные виды учебных проектов профессионального моделирования широко применяются в изучении практически всех педагогических дисциплин.
Неизменно большой интерес вызывает интерактивная форма профессионального моделирования - деловая игра. Изучение различных тем по разделу «Дидактика», как правило, сопровождается деловыми играми. В дисциплине «Деятельность классного руководителя в образовательном пространстве школы» студенты разрабатывают, моделируют и проигрывают на занятиях раз-
личные виды групповых воспитательных дел и учатся анализировать их педагогическую эффективность. В дисциплине «Дискуссионная площадка», которая направлена на формирование умений организации дискуссий с детьми, после изучения теоретического материала студенты моделируют одну из форм дискуссии, приобретая навыки разработки и проведения дискуссии в студенческой аудитории. Темы для дискуссии студенты выбирают сами. В данном учебном году наибольший интерес у студентов вызвали дискуссии на темы «Разводы в России»; «Плюсы и минусы информационно-коммуникативных технологий в современном мире», «Школьные дискотеки: за или против».
Неигровые формы таких проектов связаны с планированием и конструированием различных аспектов будущей профессиональной деятельности. Приведём пример: «На основании учёта психолого-педагогической характеристики своего выпускного класса смоделируйте план воспитательной работы его классного руководителя на первое полугодие» (дисциплина «Деятельность классного руководителя в образовательном пространстве школы»).
Социально-педагогические проекты. Эти виды проектов предполагают организацию реальной педагогической деятельности студентов с детьми. Так, О.В. Тумашева предлагает такие виды учебных проектов в профессиональном обучении педагогов выделить в самостоятельную группу и называет их профессионально-образовательное событием. Она рассматривает его как специфическую форму реализации образовательной деятельности студента педагогического вуза, выстроенную как интенсивная встреча профессиональной реальности и идеальной формы её представления, направленную на реализацию методической подготовки студентов [8, с. 66]. Особый вид проектов в подготовке социальных педагогов связан с использованием дистантного обучения с использованием кейс-технологии. Данный вид проектов по сути является смешанным, т. к. включает различные виды деятельности: от алгоритмизированной до творческой, а результатом выполнения подобной работы является серьезное исследование, основанное на реальном педагогическом материале[21].
В нашем представлении диапазон образовательных возможностей таких профессионально-образовательных событий, организованных как учебные проекты, широк. Без их систематического применения невозможно осуществить компетентностный подход в профессиональном педагогическом образовании и обеспечить действительно комплексную, практико-ориентирован-ную подготовку будущих специалистов. Безусловно, наибольшими возможностями для организации таких социально-педагогических проектов обладает педагогическая практика. Однако, содержание и учебные задачи многих педагогических дисциплин позволяют организовать такие профессиональные пробы студентов ещё до выхода на практику.
Приведём конкретный пример. В изучении дисциплины «Социальное проектирование», основной задачей которой является формирование у студентов профессиональных компетенций разработки и организации социальных проектов, для студентов второго курса отделения «Технология и экономика» был организован коллективный социальный проект «Школа и вуз - стратегические партнёры в подготовке учителя». В ходе выполнения этого проекта студенты разработали и провели в школах и детских домах г. Нижнего Новгорода и области более 10 разнообразных воспитательных мероприятий. Каждое мероприятие разрабатывалось как отдельный микро-проект в рамках общегруппового проекта и завершалось общественной презентацией на итоговом занятии. По оценке студентов, в ходе работы над проектом они приобрели первый опыт общения с детьми в позиции педагога, научились планировать, организовывать и проводить воспитательное мероприятие с детьми,
получили много ценных советов от педагогов-практиков.
Исследовательские проекты, которые в наибольшей степени моделируют логику научно-исследовательской деятельности, имеют исключительно большое значение в методологической подготовке современного педагога. Без систематической организации специальных исследовательских проектов в процессе их обучения все разговоры о формировании их методологической культуры и исследовательской компетентности останутся лишь благими пожеланиями. В ходе изучения педагогических дисциплин необходимо постоянно включать элементы исследовательской деятельности и исследовательские проекты как комплексные исследовательские задания. Безусловно, наибольшие возможности для этого предоставляют магистерские образовательные программы. Однако, по нашему мнению, в настоящее время явно недооцениваются возможности учебного процесса для формирования исследовательской компетентности студентов уже на первом этапе их обучения на уровне бакалавриата.
Рассмотрим, каким образом организуются исследовательские проекты в нашем опыте. В содержании дисциплины «Проектирование образовательного пространства» была несколько расширена тема «Педагогика как наука». В течение двух лекций даются знания о методологии педагогического исследования, методах теоретического и эмпирического уровня, требованиях к их применению, методах педагогической диагностики как упрощенных модификациях методов научного педагогического исследования. К практическому занятию студенты получают задание выполнить исследовательский мини-проект, предполагающий апробацию одного метода исследования. Перед студентами ставится задача апробировать метод исследования в соответствии с поставленной целью, обработать полученные данные, сформулировать обобщающие выводы и подготовить презентацию проекта. Тематика заданий отражает профиль специализации и соответствует идее контекстного образования, обоснованной А.А. Вербицким, согласно которой усвоение студентом теоретических знаний накладывается на «канву» усваиваемой им профессиональной деятельности [22, с. 8]. Приведём несколько примеров исследовательских проектов для студентов факультета психологии и педагогики: «Определить темперамент детей в ходе наблюдения за их поведением»; «Изучить динамику познавательной активности детей на занятии в ДОУ и объяснить её причины»; «Изучить и проанализировать причины, вызывающие конфликтность в поведении ребёнка»; «С помощью методики «Кинетический рисунок семьи» определить психологическую комфортность ребёнка» и т.п.
Для студентов, обучающихся по специальности «Технология и экономика», исследовательские мини-проекты связаны с изучением детей подросткового возраста, их познавательной активности на уроках, характера межличностных отношений, самооценки, конфликтности поведения. У старшеклассников изучались межличностные отношения в группе, направленность и уровень сформированности профессиональных интересов и предпочтений, престижность массовых профессий в их оценке и др.
Каждый проект оформляется как научный доклад и проходит общественную презентацию на занятии. В сообщении докладчик обосновывает цель исследования, выбор методов исследования, иногда и предварительную, рабочую гипотезу, анализирует полученные результаты, формулирует собственные выводы, а в некоторых случаях и педагогические рекомендации. Каждый доклад сопровождается электронной презентацией. Лучшие доклады отбираются для участия в студенческой научной конференции. Таким образом усваивается общая логика педагогического исследования, которая будет потом востребована в работе над дипломным 268
ектом, в экспериментальной работе в школе[23].
Многолетний опыт организации разнообразных учебных проектов в изучении педагогических дисциплин позволяет определить некоторые условия, обеспечивающие их эффективность как средства профессионального педагогического образования:
- обеспечение тесной связи содержания педагогического учебного проекта с содержанием будущей профессиональной деятельности, направленность их на решение типичных профессиональных задач;
- организация подготовительного этапа, где студенты усваивают базовые теоретические знания о логике и методах проектной деятельности;
- соблюдение в ходе выполнения исследовательских проектов в общих чертах логики научного исследования;
- самостоятельное оформление результатов учебного педагогического проекта, формулировка обобщающих выводов и их публичная презентация;
- систематическое применение учебных педагогических проектов в процессе профессионального обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 160с.
2. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н.Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2014. 354 с.
3. Прохорова М. П., Семченко А. А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности / М.П. Прохорова, А.А. Семченко // Вестник Мининского университета. 2017. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/343/344 (Дата обращения: 12.03.2018)
4. Ильин Г.А. Проективное образование как работа с информацией // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 88-94.
5. Кругликова Г.Г. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов при обучении педагогическому и социальному проектированию // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1. С. 66-71.
6. Слепенкова Е.А. Исследовательские мини-проекты в изучении педагогических дисциплин как первая ступень подготовки педагога-исследователя / Е.А. Слепенкова // Science Time. - 2015. - № 11 [Электронный ресурс] Режим доступа :URL: http: [email protected] (Дата обращения: 15.03.2018).
7. Слепенкова Е.А. Первый опыт организации модульного и проектного обучения в педагогических вузах СССР в 1920-х-1930-х годах (на примере Нижегородского педагогического института) // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 11 (30). С. 141-145.
8. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 63-70.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
10. Лебедева И.В., Шоронова О.В. Инновационная направленность личности педагога //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-5. С. 902-906.
11. Слепенкова Е.А. Организация педагогических исследовательских проектов на первом этапе подготовки бакалавров образования //Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: II
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
Международная научно-практическая конференция. (23-24 апреля 2015). М.: Изд-во РУДН. 2015. С. 585-590.
12. Рассказов Ф.Д., Филатова М.В. Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа при обучении графическому дизайну // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 194-195.
13. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.
14. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.
15. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
16. Быстрова Н.В., Панфилова О.В., Слизкова Е. В. Мониторинг профессиональной мотивации студентов педагогического вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). С. 47-50.
17. Быстрицкая Е.В., Илалтдинова Е.Ю., Арифулина Р.У., Аксенов С.И., Лебедева И.В. Система организации самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях модернизации профессионального педагогического образования //Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 6-8.
18. Электронный научно-образовательный сервис «Педагогическая карта мира» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://emap.mininuniver.ru/ (Дата обращения: 15.03.2018)
19. Лебедева И.В., Радостина Н.Б. Возможности формирования интеллектуального потенциала студентов средствами виртуального образовательного сервиса // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-11. С. 36-42.
20. Лебедева И.В., Арифулина Р.У. Научно-методическое сопровождение процесса создания инновационной среды школы //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-2. С. 364-368.
21. Лебедева И.В., Горлова В.Г. Интеграция кейс-метода и дистанционного обучения в подготовке социальных педагогов //Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики: X Всероссийская научно-практическая конференция «Образование на грани тысячелетий. (6 ноября 2014). Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2015. С. 261-265
22. Вербицкий А.А. Контекстное образование: проблемы и перспективы // Педагогика. 2014. № 9. С. 3-14.
23. Слепенкова Е.А. Место историко-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке педагога // Педагогика. 2014. № 4. С. 90-93.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018