Список литературы / References
1. Рыжкова И.В. Совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения/ И.В. Рыжкова. Дисс. на соиск. степени канд. наук.- Саратов, 2009. - 89 с.
2. Рыжкова И.В. Моделирование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения на принципах синергетического подхода.Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 4 (60). С. 108-112.
3. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. - СПб.: СПбГТУ, 1999. -116 с.
4. Кулагина О.В. Дидактическое обеспечение профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза. Дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2010. - 225 c.
5. Кулагина О.В. Становление и развитие правового образования и воспитания в России.Сборник:Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Л. Воротникова. 2015.С. 253-255.
Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Ryzhkova I.V. Sovershenstvovanie pedagogicheskoj podgotovki budushhih prepodavatelej professional'nogo obuchenija [Improving the pedagogical training of future teachers of vocational training] / I.V. Ryzhkova. PhD thesis. -Saratov, 2009. - 182 p. [In Russian]
2. Ryzhkova I.V. Modelirovanie pedagogicheskoj podgotovki budushhih prepodavatelej professional'nogo obuchenija na principah sinergeticheskogo podhoda [Modelling of pedagogical training of future teachers of vocational training on the principles of a synergistic approach]. Tambov University Bulletin. Series: Humanities. 2008. № 4 (60). Pp. 108-112. [In Russian]
3. Kozyrev V.A. Gumanitarnaja obrazovatel'naja sreda pedagogicheskogo universiteta [The humanitarian educational environment of pedagogical university]. SPb .: SPbGTU, 1999. - 116 p. [In Russian]
4. Kulagina O.V. Didakticheskoe obespechenie professional'no-pravovoj podgotovki studentov agrarnogo vuza [Didactic maintenance of professional legal training of students of agrarian university]. PhD in pedagogy thesis. - Saratov. 2010. - 225 p. [In Russian]
5. Kulagina O.V. Stanovlenie i razvitie pravovogo obrazovanija i vospitanija v Rossii.Sbornik: Agrarnaja nauka v XXI veke: problemy i perspektivy [Formation and development of legal education and training in Rossii.Sbornik: Agricultural science in XXI century: problems and prospects]. Collection of articles of IX All-Russian scientific-practical conference. Edited by I.L. Vorotnikov. 2015. P. 253-255. [In Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.012 Сорокина О.А.
ORCID: 0000-0002-8623-5809, Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, г. Кумертау ПРОЕКТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в образовательной организации. Обосновывается, что средством формирования профессиональной компетентности являются проектные профессионально-ориентированные задачи. Представлен анализ определений «проектная профессионально-ориентированная задача», предложенный в научно-педагогической литературе. Обозначены виды профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата. Для нашего исследования определен ведущий методологический подход, лежащий в основе подготовки будущих бакалавров. Определены требования к проектным профессионально-ориентированным задачам, решение которых обеспечивает профессиональное развитие личности будущего бакалавра.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная деятельность, компетенция, задача, профессиональная задача.
Sorokina O.A.
ORCID: 0000-0002-8623-5809, Kumertau branch of Orenburg State University THE PROJECT PROFESSIONAL-ORIENTED TASKS AS MEANS OF FORMING OF PROFESSIONAL
COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS
Abstract
The article considers the questions of the forming of professional competence of future bachelors of the educational organization are considered. Is proved that means of forming of professional competence are the project professional oriented tasks. Analysis of definitions "the design professional focused task" offered in scientific and pedagogical literature is introduced. The kinds of the professional activity of the graduate having mastered the bachelor's educational programme are designated. For our research the leading methodological approach which is the cornerstone of training of future bachelors is defined. Requirements to the design professional focused tasks which decision provides professional development of the identity of future bachelor are defined.
Keywords: competence, professional activity, competence, task, professional task.
Сегодня проблема подготовки кадров в союзе с производством и наукой становится как никогда актуальной. Нужны мощные внутренние ресурсы, чтобы сделать промышленность России конкурентоспособной, обеспечить экономический рост, а в конечном итоге - добиться повышения уровня жизни каждого в России.
Промышленное производство сегодня требует соответствующей подготовки кадров, для чего внедряются сегодня новые технологии обучения с целью популяризации востребованных профессий.
В результате перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), главной задачей образовательных организаций становится подготовка конкурентоспособных выпускников, обладающих такими качествами, как активность, мобильность, креативность, самостоятельность, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по выбранному направлению подготовки на уровне мировых стандартов, где основным результатом освоения программы бакалавриата у выпускника высшей школы становится комплекс сформированных компетенций.
Принципиальным отличием новой системы подготовки выпускника становится не столько различные сроки обучения, сколько ориентация на Дублинские дескрипторы, характеризующие надпрофессиональным инвариантным ядром. Дублинские дескрипторы базируются на пяти элементах: знание и понимание; применение знаний и понимания; суждение, коммуникативные навыки; способности к самостоятельному обучению. Дублинские дескрипторы призваны по родовому принципу к соответствующей квалификационной ступени, а не к специфическим научным или профессиональным областям, что определяет их универсальный характер (рис. 1) (О.С. Манакова) [2].
Рис. 1 - Дублинские дескрипторы - инвариантная основа образовательных программ бакалавриата
Сегодня в качестве главной цели высшей школы выступает ориентация на формирование профессиональной компетентности, где активно развивается стратегия реализации компетентностного подхода. Истоки его зарождения, основные категории и особенности внедрения в современных условиях профессионального образования описываются многими отечественными авторами (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур и др.). Всеобъемлющее распространение компетентностного подхода в образовании сегодня также объясняется желанием подчеркнуть использование передовых инновационных технологий и результативных методов обучения.
В современной международной теории и практике понятие компетенция понимается, как свойство личности, потенциальная способность индивида справляться с различными задачами, как возможность использовать знания, умения, отношения и опыт в разноуровневых профессиональных ситуациях, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Знания требуются для реализации деятельности, последующего развития в образовании, что, несомненно, является неотъемлемым результатом общественной реальности, слагающемся на жизненном опыте.
Для формирования у будущего выпускника, освоившего программу бакалавриата инженерной компетентности, предусматривается целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс, включающий следующие структурные компоненты: когнитивный, организационно-деятельностный и мотивационно-ценностный. Следовательно, обеспечивается условие целостного подхода к педагогическим исследованиям с точки зрения моделирования формирующих действий - отвечать объективной логике формирования исследуемой особенности, носить этапный и уровневый характер, отражающий градацию, постоянство и последовательность становления свойств личности.
Как подобрать задачи, которые позволят в условиях недостаточного количества времени всего образовательного процесса сформировать требуемые компетенции у будущего выпускника, освоившего программу бакалавриата? В результате появляется необходимость разработки проектных профессионально-ориентированных задач на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование инженерной компетентности будущего выпускника.
Рассматривая понятие «задача», мы оперируем на мнение современной высшей школы о неразделимой связи задачи с деятельностью. Задача представляет собой цель, выраженную в рамках своего достижения. Решение данной задачи заключается в поиске субъектом того действия, с помощью которого можно конвертировать условия задачи, для того чтобы оценить результативность и эффективность. Учение в этом случае трактуется с деятельностных принципов, когда познание вышеизложенного материала выявляется посредством перестройки в ситуации некоторой задачи (Г.Д. Бухарова, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, Л.Ф. Спирин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, А.Ф. Эсаулов).
Область профессиональной деятельности, на которую ориентирована программа бакалавриата, включает процесс решения профессиональных задач, по видам деятельности, направленный на интегрирование проблемной ситуации. Мы разделяем точку зрения С.Я. Батышева [1], который считает, что решение учебной задачи достаточно характеризует целеполагание, мотивацию, условие задачи, способы решения, а в профессиональной задаче приоритет отдан результату решения.
В нашем исследовании формирование инженерной компетентности обеспечивается систематическим включением
в содержание образовательного процесса проектных профессионально-ориентированных задач, которые имеют следующие наиболее важные признаки (табл. 1): цель решения; мотивацию решения; условие задачи; процесс решения; результат решения; область использования результата решения; оценка хода решения; оценка результата; степень ответственности за результат.
Таблица 1 - Характеристики проектных профессионально-ориентированных задач
Проектная профессионально-ориентированная задача
1. Цель решения задачи Выполнение производственного задания
2. Мотивация решения задачи Потребность профессионального и карьерного роста, материальная заинтересованность, профессиональное самоопределение, саморазвитие, самоутверждение
3. Условие задачи Постановка задачи определена заказчиком (работодателем), предмет задачи ограничен сферой производственной деятельности
4. Процесс решения Решается в производственной среде, время выполнения задания определено заказчиком (работодателем), алгоритм решения является стандартным или с элементами неопределенности
5. Результат решения задачи Является реальным по значению. Формирование инженерной компетентности (результат производственный, личностно-профессиональный, материальный, социальный)
6. Область использования результата решения задачи Производство, профессионально-личностный рост
7. Оценка результата и хода решения задачи По большей части моральная
8. Степень ответственности за полученный результат перспективный, социальный, личностный, реальный
В результате нашего исследования под проектной профессионально-ориентированной задачей мы понимаем модель проблемной профессиональной ситуации, соответствующую основным видам профессиональной деятельности инженера - изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, предпринимательской, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной, а исследование этой ситуации способствует формированию инженерной компетентности будущего выпускника, освоившего программу бакалавриата.
У выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [3], должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции, где в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые направлена программа бакалавриата, выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи.
Из Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 08.03.01 Строительство (табл. 2), следует, что будущая профессиональная деятельность бакалавров требует фундаментальных знаний в области механики, так как будущая профессиональная деятельность непосредственно связана с проектированием, возведением, мониторингом, оценкой, ремонтом и реконструкцией зданий и сооружений.
Таблица 2 - Характеристики профессиональной деятельности (ПД) _выпускников, освоивших программу бакалавриата_
Область ПД Инженерные изыскания, проектирование, эксплуатация, обслуживание, мониторинг, реконструкция зданий и сооружений, управление производственной деятельностью в строительной и жилищно-коммунальной сфере
Объекты ПД Промышленные, гражданские здания, строительные материалы, изделия и конструкции, системы теплогазоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения зданий
Виды ПД Изыскательская и проектно-конструкторская; производственно-технологическая и производственно -управленческая; экспериментально-исследовательская; монтажно -наладочная и сервисно-эксплуатационная; предпринимательская
Задачи ПД Участие в выполнении инженерных изысканий для строительства и реконструкции зданий, подготовка проектной документации, проведение испытаний строительных конструкций, разработка и реализация программ по достижению энергоэффективности зданий и сооружений
ОК, ОПК, ПК Способность к самоорганизации и самообразованию, способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, способность участвовать в проектировании и изыскании объектов профессиональной деятельности, способность к разработке мероприятий повышения инвестиционной привлекательности объектов строительства.
Подготовка будущих инженеров, как правило, рассматривает большой объем задач как в составе заданий, курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ, так и в привязке к определенной теме. Одновременно с этим инженерная деятельность не представляется в виде определенного дискретного набора теоретических учебных задач, поскольку связана с непрерывно изменяющимися конкретными технологическими объектами, организациями, персоналом и высокими требованиями, что повлечет за собой и предметные производственные проблемы. Все последние педагогические исследования в сфере реализации задач стремятся разрешить данное противоречие, так как задачи различных типов становятся видным педагогическим средством, а к решению сводятся проблемы, проекты, ситуации, методы, технологии и методики в различных сферах инженерной деятельности. В нашем исследовании мы рассматриваем задачи строительной отрасли, и в этой связи они могут рассматриваться как проектные и профессионально-ориентированные.
Список литературы / References
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика - М.: Ассоциация «Профессионального образования», 1997. -512с.
2. Манакова О.С. Инновационные задачи ресурсосбережения как средство формирования инженерной компетентности будущего бакалавра: Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - 234 с.
3. ФГОС ВО направления подготовки 08.03.01 Строительство (уровень высшего образования: бакалавриат): приказ Минобрнауки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/5524_(дата обращения 30.10.2015).
Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Batyshev S. Y. Professional'naja pedagogika [Professional pedagogics] - M.: Association of "Professional education", 1997. - 512 p.
2. Manakova O. S. Innovacionnye zadachi resursosberezhenija kak sredstvo formirovanija inzhenernoj kompetentnosti budushhego bakalavra: Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni k.p.n [Innovative tasks of resource-saving as means of forming of engineering competence of future bachelor: Ph.D. in pedagogics]. - Orenburg: OOO IPK Universitet, 2014. - 234 p.
3. FGOS VO napravlenija podgotovki 08.03.01 Stroitel'stvo (uroven' vysshego obrazovanija: bakalavriat): prikaz Minobrnauki Rossijskoj Federacii ot 12 marta 2015 g. № 201 [ FGOS VO the directions of preparation 08.03.01 Construction (level of the higher education: bachelor degree): the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 12, 2015. № 201] [Electronic resource]. - Access mode: Ы1р://ттоЬгпаике.гМокитепй/5524 (date of the address 30.10.2015).
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.063 Титов В.Н.1, Бочкарева Ю.В. 2, Богородецкий П.А.3
1 Доктор сельскохозяйственных наук,
2кандидат сельскохозяйственных наук, 3аспирант, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» УЧЁТ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Аннотация
Формирование экологической компетентности будущих специалистов в образовательном процессе в высших учебных заведениях рассматривается авторами статьи как очередной этап непрерывного экологического образования.
В статье обосновывается необходимость учёта гендерных различий при выборе конкретных образовательных технологий при преподавании такой учебной дисциплины, как «Экология». В настоящей статье приводятся разнообразные примеры различий, выявленных при анализе результатов исследования, проведённого c целью оценки уровня сформированности экологического сознания анкетирования первокурсников ССЭИ.
Ключевые слова: экологическое сознание; экологические потребности; формирование экологической компетентности.
Titov V.N.1, Bochkareva Y.V.2, Bogorodetsky P.A.3
1PhD in Agriculture, 2PhD in Agriculture, 3postgraduate, Saratov Social and Economic Institute (branch) of " Russian University of Economics named by G.V. Plekhanov" GENDER DIFFERENCES IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE
THE FIRST-YEAR STUDENTS
Abstract
Formation of environmental competence of future specialists in educational process in higher educational establishments is considered by the authors as the next stage of continuous ecological education.
The article substantiates the necessity of considering gender differences when choosing a specific educational technologies in the teaching of the coy of the academic discipline "Ecology". In this article are various examples of the differences identified in the analysis of the results of study conducted with the purpose of assessing the level of formation of environ-mental consciousness of a survey offirst-year students SSEI.
Keywords: ecological consciousness; ecological requirements; forming of ecological competence.