Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усанова Елена Владимировна

В базовой геометро-графической подготовке наибольшую практическую успешность имеют образовательные технологии проектно-организованного и проблемно-ориентированного обучения в сочетании с междисциплинарным характером обучения. В проектно-организованном обучении синтезированы различные подходы и концепции обучения. Интегрирующий характер проектного обучения формирует целостное знание, создает условия, соответствующие реальной проектно-конструкторской деятельности. Теоретико-методологические обоснования эффективности проектно-организованного обучения в базовой геометро-графической подготовке обусловливают применениепринципов проблемности, самостоятельности, направленности на результат, коллегиальности. Представленные результаты опыта реализации технологии проектно-организованного проблемно-ориентированного обучения в базовой геометро-графической подготовке при освоении моделирования сборочных единиц демонстрируют положительную динамику формирования организационно-коммуникативного и практико-деятельностного компонента компетенций в командной учебной деятельности. Их положительное влияние на рост показателей когнитивного компонента геометро-графических компетенций подтверждают перспективность представленной модели в формировании группового проектного менталитета уже на начальной стадии обучения с акцентом на определённый вид деятельности, в определении роли и оценки потенциальных возможностей обучающихся для участия в совместном выполнении реальных проектов в дальнейшем обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усанова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DESIGN EDUCATION THE BASIC GEOMETRIC AND GRAPHIC TRAINING

In basic geometric and graphic training the most practical success have educational technology of project-organized and problem-oriented training in combination with the interdisciplinary nature of training. In the project-organized training various approaches and concepts of training are synthesized. Integrating nature of project training forms a holistic knowledge, creates conditions corresponding to the real design activity. Theoretical and methodological substantiation of the effectiveness of project-organized training in basic geometric and graphic training determine the application of the principles of problem, independence, focus on the result, collegiality. The presented results of the experience of implementation of the technology of project-organized problem-oriented training in basic geometric and graphic training in the development of modeling of Assembly units demonstrate the positive dynamics of the formation of organizational, communicative and practical-activity component of competencies in team learning activities. Their positive impact on the growth of cognitive component of geometric and graphic competencies confirm the prospects of the model in the formation of a group project mentality at the initial stage of training with an emphasis on a certain type of activity, in determining the role and assessing the potential of students to participate in the joint implementation of real projects in further training.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:621.01

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Е.В. Усанова

«Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ», г. Казань, Россия

[email protected]

Резюме: В базовой геометро-графической подготовке наибольшую практическую успешность имеют образовательные технологии проектно-организованного и проблемно-ориентированного обучения в сочетании с междисциплинарным характером обучения. В проектно-организованном обучении синтезированы различные подходы и концепции обучения. Интегрирующий характер проектного обучения формирует целостное знание, создает условия, соответствующие реальной проектно-конструкторской деятельности. Теоретико-методологические обоснования эффективности проектно-организованного обучения в базовой геометро-графической подготовке обусловливают применение принципов проблемности, самостоятельности, направленности на результат, коллегиальности. Представленные результаты опыта реализации технологии проектно-организованного проблемно-ориентированного обучения в базовой геометро-графической подготовке при освоении моделирования сборочных единиц демонстрируют положительную динамику формирования организационно-коммуникативного и практико-деятельностного компонента компетенций в командной учебной деятельности. Их положительное влияние на рост показателей когнитивного компонента геометро-графических компетенций подтверждают перспективность представленной модели в формировании группового проектного менталитета уже на начальной стадии обучения с акцентом на определённый вид деятельности, в определении роли и оценки потенциальных возможностей обучающихся для участия в совместном выполнении реальных проектов в дальнейшем обучении.

Ключевые слова: базовая геометро-графическая подготовка, проектно-организованное проблемно-ориентированное обучение, моделирование сборочных единиц.

PRINCIPLES OF DESIGN EDUCATION THE BASIC GEOMETRIC AND GRAPHIC TRAINING

E.V. Usanova

Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI,

Kazan, Russia

[email protected]

Abstract: In basic geometric and graphic training the most practical success have educational technology of project-organized and problem-oriented training in combination with the

interdisciplinary nature of training. In the project-organized training various approaches and concepts of training are synthesized. Integrating nature of project training forms a holistic knowledge, creates conditions corresponding to the real design activity. Theoretical and methodological substantiation of the effectiveness of project-organized training in basic geometric and graphic training determine the application of the principles of problem, independence, focus on the result, collegiality. The presented results of the experience of implementation of the technology of project-organized problem-oriented training in basic geometric and graphic training in the development of modeling of Assembly units demonstrate the positive dynamics of the formation of organizational, communicative and practical-activity component of competencies in team learning activities. Their positive impact on the growth of cognitive component of geometric and graphic competencies confirm the prospects of the model in the formation of a group project mentality at the initial stage of training with an emphasis on a certain type of activity, in determining the role and assessing the potential of students to participate in the joint implementation of real projects in further training.

Keywords: basic geometric-graphic training, project-organized problem-oriented training, modeling of Assembly units.

Введение

Анализ современной инновационной педагогической практики отечественных вузов (ВОЕНМЕХ [1], МГТУ [2,3], ТПУ, ТУСУР [4] и др.) и университетов Европы и США (Kettering University, GM, University of Michigan-Flint, Ford, аэрокосмический университет Embry-Riddle Aeronautical University, Daytona Beach) [5-7] показывает, что в базовой геометро-графической подготовке специалистов в области техники и технологий высокую эффективность дает проектное обучение. При этом наибольшую практическую успешность имеют образовательные технологии проектно-организованного и проблемно-ориентированного обучения в сочетании с индивидуализацией образовательных траекторий и междисциплинарным характером обучения [8].

В проектно-организованном обучении создаются условия, соответствующие реальной проектно-конструкторской деятельности. В отличие от традиционного дискретно-дисциплинарного, проектно-организованное обучение, синтезируя различные подходы и концепции обучения, является интегрирующим и формирует целостное знание. Проблемно-ориентированное обучение в учебном процессе выводит на такой уровень учебно-познавательной деятельности, который активизирует формирование способности грамотно ставить задачи и принимать оптимальные решения в неординарных ситуациях, через решение проблемных задач способствует формированию культуры научного исследования.

Одной из главных проблем геометро-графической подготовки, отвечающей возможностям современных компьютерных технологий проектно-конструкторской деятельности, является создание интегративной образовательной модели, органично сочетающей проектирование, конструирование, технологичность, эргономичность и дизайн изделий. Начиная с начальной стадии обучения в базовой подготовке такая интегративная модель, использующая проектно-организованные и проблемно-ориентированные технологии, создает возможность реализации компетентностного подхода: развития базовых геометро-графических компетенций, необходимых как для освоения понятий большинства технических дисциплин, так и для ведения в дальнейшем успешной профессиональной деятельности.

Теоретико-методологические обоснования проектного обучения в базовой геометро-графической подготовке

Особую значимость в формировании профессиональных компетенций имеют технологии их формирования. Компетенции формируются и проявляются в процессе деятельности, и их качество определяется степенью включенности в нее.

Проектно-организованное обучение, по своей дидактической сущности, рассматривается как средство развития профессиональных компетенций (и геометро-графических в их составе) наиболее адекватно отражающее методологию инженерной деятельности на базе информационных технологий. Метод проектов, лежащий в его основе, дает возможность наиболее полно организовывать обучение деятельностью по выполнению проектов, развивая способности применять знания, умения и навыки владения ими для решения практических задач. Но основой самого проектного метода является решение реально значимой проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных теорий и средств обучения, а с другой - применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей. Это предполагает необходимость использования в проектно-организованной геометро-графической подготовке проблемно-ориентированного обучения. Эффективность технологии проектно-организованного и проблемно-ориентированного обучения в базовой геометро-графической подготовке обуславливается принципами проблемности, самостоятельности, направленности на результат, коллегиальности:

- принцип проблемности предполагает, что решение проблемы проекта предусматривает необходимость интеграции знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей;

- принцип самостоятельности предусматривает ориентацию на самостоятельную деятельность обучающихся при решении проблемной задачи: индивидуальную и командную. Необходимый для успешного формирования компетенций уровень самостоятельности позволяет обеспечить организация проектной деятельности малыми группами;

- принцип направленности на результат подразумевает, что проектная деятельность ориентирована на получение конкретного решения рассматриваемой проблемы;

- принцип коллегиальности заключается в том, что обучающийся в ходе работы над проектом может продвигаться в удобном для него индивидуальном темпе, кооперируясь с другими участниками проекта или обращаясь за консультацией к преподавателю.

Как эффективный механизм подготовки, эта комплексная технология создает условия для развития профессионального системного мышления и творческих способностей будущих специалистов, готовых к производственной деятельности в «минимальные сроки после обучения в вузе» [4, с.68].

Основные теоретико-методологические положения проектно-организованного обучения:

- содействие развитию творческих способностей;

- «студентоцентрированное» обучение, построенное в логике деятельности, имеющей личностный смысл, повышающий мотивацию обучающихся;

- индивидуальный темп работы над проектом, обеспечивающий выход каждого обучающегося на свой уровень развития;

- командная разработка проекта, способствующая сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающихся;

- обеспечение усвоения базовых ЗУВ за счет использования их в различных проблемных ситуациях.

При реализации проектного обучения в базовой геометро-графической подготовке необходимо считаться с объективными обстоятельствами, затрудняющими его применение:

- разный уровень графической подготовки обучающихся на начальном этапе обучения в вузе;

- недостаточно имеющихся знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- не всегда обучающиеся имеют опыт и навыки проектной работы с довузовского образования;

- разный уровень способностей обучающихся;

- не сформированность мотивации к активному участию в проектах;

- не разработанность системы корректной оценки (критериев и показателей) результатов проектной деятельности.

В практике базовой геометро-графической подготовки возможно применение различных видов проектов:

- по степени участия обучающихся: индивидуальные, парные (малые группы) и групповые;

- по виду доминирующей деятельности: ознакомительно-ориентировочные, прикладные практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие (авторский подход в решении проблемы), ролевые (определение оптимальной роли участников проекта).

Мультидисциплинарная проектно-конструкторская деятельность в параллельном инжиниринге предполагает создание команд специалистов с широким интеллектуальным диапазоном, обладающих компетенциями по широкому спектру направлений не ограниченных рамками только традиционных дисциплин блока «Геометрия и графика». В геометро-графической подготовке это вызывает необходимость междисциплинарной интеграции на основе межкафедральной кооперации или объединения кафедр и лабораторий. Освоение геометро-графических компонент компетенций при этом логично осуществлять в условиях проектно-организованной конструкторской деятельности «команды» обучающихся. Из-за недостаточно имеющихся знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на начальном этапе обучения работу в команде логично организовать как ролевую (по виду доминирующей деятельности) для предварительного определения роли и оценки потенциальных возможностей обучающихся для дальнейшего «обучения через решение задач» - участия в совместном выполнении реальных проектов по заказам промышленности студентами, преподавателями и сотрудниками лабораторий вузов.

Для будущих специалистов в области техники и технологий реализацию проектно-организованного проблемно-ориентированного обучения логично начинать именно с базовой геометро-графической подготовки и ставить при этом задачи формирования мотивации к проектной работе, самостоятельности в решении проблем, исследовательских умений, приобщения к творчеству. В базовой геометро-графической подготовке наиболее пригоден для этого учебный модуль «Моделирование сборочных единиц». В контексте постановки проблемных задач проектные задания к нему можно определять как типовые, аналоговые и эвристические.

Типовое задание состоит в разработке полного комплекта конструкторской документации на сборочную единицу:

- по заданному чертежу общего вида;

- по заданным чертежам деталей;

- по 3^-моделям деталей,

аналоговое - в разработке полного комплекта на новую сборочную единицу:

- по заданным или подобранным прототипам (по аналогу),

- при замене функциональных узлов или деталей;

- при дополнении неполного комплекта деталей, эвристическое - в проектировании новой сборочной единицы:

- по техническому заданию и базе данных.

Опыт организации проектного обучения при освоении модуля «моделирование сборочных единиц»

С целью формирования целостной системы профессиональных ЗУВ, необходимых для проектно-конструкторской деятельности в параллельном инжиниринге кафедра графики КНИТУ-КАИ объединена с кафедрой основ конструирования. Это создало предпосылки для разработки интегрированных курсов на внутри- и междисциплинарной основе, обеспечивающих сквозной процесс формирования геометро-графических компетенций для проектно-конструкторской деятельности на последующих этапах обучения [9]. Базовый курс геометро-графической подготовки содержит традиционные модули, интегрированные с модулями основ технического рисунка и индустриального дизайна [10]. В результате интеграции базового курса с дисциплинами, обеспечивающими проектно-конструкторскую подготовку, ЗУВ, приобретаемые при освоении интегрированного курса, могут использоваться в курсовых проектах общеинженерной конструкторской подготовки по ТММ и деталям машин.

Основные цели собственно проектной технологии при освоении модуля «Моделирование сборочных единиц»:

- создать условия для формирования ЗУВ по ориентированию в информационно-образовательном пространстве и самостоятельному приобретению недостающих знаний в области компьютерной разработки конструкторской документации на сборочную единицу из разных источников;

- научить пользоваться приобретенными знаниями в решении практических задач;

- формировать исследовательские умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, экспериментирование, анализ и синтез объектов технической формы;

- развитие коммуникативных умений при работе в команде;

- развитие личностных качеств: системного политехнического мышления, внимания, пространственного воображения, памяти и др.

Работа в базовом учебном проекте организуется следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Организация командной работы при создании сборки изделия

1. Этап выбора проектного задания на выполнение сборки изделия. Для базовой подготовки каждому обучающемуся выдаются индивидуальные типовые задания по

разработке полного комплекта конструкторской документации на сборочную единицу по чертежу общего вида, включающего описание изделия. По заданному чертежу общего вида выполняется функционально-структурный анализ схемы состава и функций составляющих ее 3^-моделей деталей для осознания проблемы, конкретной цели, задач и выбора концепции их решения. Вариативность проблемных задач обеспечивается уровнем сложности сборочных единиц, сложностью их компонентов - простые, средней сложности и сложные. Проблемные задачи могут быть аналоговыми - по типологии деталей, сложности формы, приемам создания сборки и т.д. или эвристическими - коррекция формы деталей сборочной единицы, создание новых форм и т.д.

2. Этап планирования включает поиск средств реализации проекта. Организационная особенность этого этапа - совместное обсуждение в малой группе -уточнение индивидуальных функций. Вариации распределения функций участников проекта (ролевая специфика в CE) определяет постановка проблемных задач в заданиях. В соответствии с задачами происходит формирование проектных групп. Предварительное распределение функций, закладываются на основе обсуждения вопросов решения проблем, относящихся к конкретному заданию. Если возникает потребность в дополнительной информации, то в зависимости от специфики проблемы преподаватель предлагает литературу и интернет-ресурсы., Обучающиеся также осуществляют поиск самостоятельно. При этом любая ролевая ориентация формируется в однородном знаниево-деятельностном пространстве, предполагая на его основе гармоничное взаимодействие в дальнейшем. Командная работа расширяет область профессиональных задач, обогащая интеллектуальный потенциал будущего инженера, и повышает ответственность участников проекта в принятии самостоятельных решений. В такой проектно-организованной учебной деятельности можно ставить задачу подготовки целевой группы (команды) разработчиков технических объектов, участники которой будут формировать групповой проектный менталитет уже на стадии обучения с акцентом на определённый вид деятельности.

3. Конструктивный этап подразумевает реализацию разработанной на этапе планирования технологии решения проблем, непосредственное выполнение задач конструирования элементов сборочной единицы. В ходе конструктивного этапа основная организационная схема «индивидуальное выполнение функции - индивидуальные консультации с преподавателем - совместное активное обсуждение, объединение результатов участников проектной команды». В процессе консультаций преподаватель контролирует работу команды по выполнению задач проекта, стимулирует, поисковую деятельность обучающихся, корректирует их действия, помогает анализировать, систематизировать, формулировать выводы и выдвигать новые идеи в разрешении проблем. Основной акцент в индивидуальном выполнении функции делается на самостоятельную практическую работу с применением электронной версии практикума по твердотельному 3^-моделированию. Практикум выполнен на базе графических средств представления обучающей информации, сокращающей за счет ее сжатия в графический формат время на восприятие в 3-7 раз. Высвобождающееся за счет этого для практической работы учебное время позволяет устойчиво формировать навыки 3.0-формообразования, составления сборочных единиц, получения ассоциативных 2^-изображений (чертежей) и их аннотирование. Далее готовится комплект электронной технической документации в соответствии со стандартами [11]: 3^-модель сборочной единицы, сборочный чертеж, чертежи деталей, спецификация.

4. На экспертном этапе в результате:

- взаимных консультаций обучающихся по применению инструментов формообразования, направленных на поиск наиболее рациональных решений;

- коллективной оценки (творческая группа + преподаватель) выполнения индивидуальных заданий с точки зрения решения поставленной проблемной задачи при создании сборочной единицы;

- коллективной оценки (творческая группа + преподаватель) способности к самостоятельному принятию решений при выполнении графических работ и самообучению при выполнении графической деятельности, в е-^т^ контактах и публичной экспертизе учебной группой оценивается умение работать в команде при принятии самостоятельных и коллективных решений по проблемам проекта.

Для приобретения большего опыта в моделировании сборочных единиц, в решении более широкого спектра инженерных проблем и определения индивидуальных ролевых позиций в учебной проектной проблемно-ориентированной деятельности далее рекомендуется переход к начальной стадии цикла (п.1, рис.1) со сменой заданий и повторения этапов п.1 - п.4. Оптимальный вариант малой группы 2-4 человека.

5. На этапе защиты осуществляется анализ работы, как собственной, так и членов команды, установление степени и качества решения проблем проектов по моделированию сборочных единиц, оценивание результатов деятельности, осмысление всей проделанной работы в целом, оценка своих действия и личностный рост в результате проделанной работы. Для этого преподаватель организует экспертную оценку готовых проектных продуктов учебной группой. В ходе защиты подводятся итоги проектной деятельности обучающихся, обращается внимание на наиболее и наименее удачные моменты. Вместе с группой обсуждаются возможные пути совершенствования проектной технологии в контексте постановки проблемных задач при учебном моделировании сборочных единиц в базовой геометро-графической подготовке. Преподаватель консультирует, проверяет работы после обсуждения сначала каждой командой и участвует в коллективном обсуждении при защите работ. Эта процедура необходима для фиксирования уровня сформированности планируемых в результате освоения модуля компонент геометро-графических компетенций.

Основные результаты исследования

Формирование навыков составления сборочных единиц в командном взаимодействии отслеживалось по вышеприведенному алгоритму на выборке из 68 (4 группы) студентов Института автоматики и электронного приборостроения КНИТУ-КАИ (2014-2015 уч. г.) направления подготовки 12.03.01 - Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы. Основные компоненты базового уровня геометро-графической компетентности для профессиональной деятельности в параллельном инжиниринге: практико-деятельностный, организационно-коммуникативный - оценивались методом экспертных оценок для получения коллективного мнения путем опроса в электронном общении. В качестве экспертов выступали студенты и преподаватель. Поскольку методы диагностики, адаптированные к базовой геометро-графической подготовке для профессиональной деятельности в CЕ/PLM пока не разработаны, в опросе использовался ряд вопросов методик психодиагностики личности будущих специалистов из сборника [12], отражающих показатели рефлексивно-оценочной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер, характерных для проектно-конструкторской деятельности на базе информационных технологий. Когнитивный компонент фиксировался по данным системы «Деканат»

Организационно-коммуникативный компонент компетентности как умение работать в команде при принятии самостоятельных и коллективных решений, поддержка команды в проектно-организованной учебной деятельности оценивался по результатам:

- взаимных консультаций студентов по применению инструментов формообразования, направленных на поиск наиболее рациональных решений. Преподавателем отслеживалось количество продуктивных контактов в е-^тт^

- коллективного обсуждения (творческая группа + преподаватель) выполнения индивидуальных заданий с точки зрения корректности и организации ее решения поставленной проблемной задачи и при создании сборочных единиц;

- коллективной оценки мнения других (творческая группа + преподаватель) о качествах и возможностях, способности к самостоятельному принятию решений при

выполнении графических работ и самообучению при выполнении графической деятельности.

Получено следующее распределение уровней организационно-коммуникативного компонента в эксперименте: низкий - 20,6%, средний - 42,6%, высокий - 36,8%.

Уровни практико-деятельностного компонента как осознанного применения полученных ЗУВ в деятельности по созданию 3D-моделей сборочных единиц и конструкторской документации к ним регистрировались в соответствии таксономией В.П. Беспалько [13]:

- репродуктивный - воспроизведение по образцу - 15, 2%;

- репродуктивный-алгоритмический - умение самостоятельно применять имеющиеся знания и строить схемы решения типовых заданий - 39,2%;

- продуктивный-практический - умение применять усвоенную информацию при решении нетиповых, в т.ч. практических задач - 35,3%.

- продуктивный-творческий - применение усвоенной информации путем преобразования, совершенствования для создания новых вариантов решений - 10,3%.

При этом во время аудиторных занятий фиксировалось время создания 3D-моделей деталей технической формы. В процессе коллективного обсуждения малой творческой группой (3-4 студента) и преподавателем (автором данной статьи) также оценивалось желание попробовать нестандартные решения, продуктивные стратегии, рациональность, умение обрабатывать и применять полученную учебную информацию, способность к самообучению, богатство идей. Это стимулировало ответственность участников эксперимента в субъективной оценке деятельности членов команды проекта.

Когнитивный компонент как уровень теоретических знаний, ориентации в среде графических информационных технологий, знание и понимание функциональных и конструктивных особенностей моделируемых объектов оценивался по результатам автоматизированного самотестирования с применением графических тестов, результатам экзаменов, выполнения контрольных и графических работ. Сравнительная динамика уровней формирования когнитивного компонента представлена в табл. 1.

Таблица 1

_Уровни распределения когнитивного компонента

Уровни Высокий Средний Низкий

Начало эксперимента 30 50 20

Конец эксперимента 70 20 10

Как видим, коллективное взаимодействие значительно улучшает результаты учебно -познавательной деятельности обучающихся.

Выводы

Результаты эксперимента подтверждают эффективность проектно-организованного и проблемно-ориентированного обучения в базовой геометро-графической подготовке. Основные его выводы:

1. Проектная работа в команде в формате смешанного обучения дает положительную динамику в формировании основных компонент геометро-графической компетентности, обеспечивающих современный уровень подготовки специалистов в области техники и технологий для профессиональной деятельности в параллельном инжиниринге.

2. Командная работа расширяет область профессиональных задач, обогащая интеллектуальный потенциал будущих инженеров. Проектная деятельность при работе в команде помогает развивать навыки сотрудничества и коллективной ответственности, ответственность участников проектов в принятии самостоятельных решений повышается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

3. Следует отметить невысокие показатели творческого уровня. Кроме низкой графической культуры, слабо культивируемой школьным образованием, это связано и с тем, что в компьютерной графике творчество ограничивается рамками возможностей компьютерных графических технологий, приводящих к мышлению штампами. Техническое творчество при этом развивается в основном, на базе образов воссоздающего воображения - новых мысленных образов, создаваемых путём мысленной переработки известного (хранящегося в памяти) или заданного материала: комплексных чертежей изделий, набора базовых элементов с возможностью их параметризации, словесного описания и т.д. Это наиболее частый вариант исполнительской инженерной деятельности по модернизации формы изделий на производстве. Для создания образов творческого воображения - новых мысленных (не известных ранее) образов, которые приводят к созданию новых форм, конструкций и т.д. необходимо обучение техническому рисунку и дизайну технических объектов вручную, дающее богатство идей и свободу инженерного творчества в формообразовании (возможно, с применением электронного стилуса и новых аппаратных средств компьютерных технологий). В информационно продвинутых странах, где параллельный инжиниринг давно является нормой в проектно-конструкторской деятельности, особое значение придается влиянию медиасредств и CAD-систем на инженерное творчество. При этом для его развития при обучении в смешанном формате (blended learning) особое внимание уделяется умению изображать технические объекты вручную [14, 15].

4. В проблемно-ориентированной проектно-организованной учебной деятельности на этапе базовой геометро-графической подготовки вполне можно решать задачу подготовки целевых групп (команд) разработчиков технических объектов.

5. Управление таким обучением можно осуществлять на основе обратной связи по отчетам в LMS на базе автоматизации мониторинга качества образования. Пока возможно в человеко-машинном варианте с участием преподавателя корректно учитывать только когнитивный компонент компетенций. Технологичные для автоматизированного управления обучением оценки критериев компонентного состава качеств личности, такие как: мотивация, качество мышления и т.д., характеризующие целостность формирования общекультурных и профессиональных компонент геометро-графической компетентности будущих выпускников, в методиках субъектной адаптивности специалистами в области инженерной психологии пока недостаточно разработаны и адаптированы к профессиональной деятельности в параллельном инжиниринге.

Литература

1. Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С. Н. Абросимов, Д. Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. 2015. Т. 3. №. 3. C. 4757. DOI: 10.12737/14419.

2. Гузненков В. Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета / В. Н. Гузненков // Геометрия и графика. 2013. V. 1. I. 3/4. C. 26-28. DOI: 10.12737/2128.

3. Щеглов, Г.А. Формирование PLM-компетенций в процессе курсового и дипломного проектирования / Г.А.Щеглов // сборник трудов Международной научно-методической конференции ИНФ0РИН0-2012 «Информатизация инженерного образования». М.: Издательский дом МЭИ. 2012. С.527-528.

4. Замятина О.М., Мозгалева П.И., Соловьев М.А., Боков Л.А., Поздеева А.Ф. Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. 2013. №12. С. 68-74.

5. Горнов А.О. Инженерная подготовка в технических университетах Европы и США (сопоставление с естественной фрактальной структурой подготовки) / А.О. Горнов, Е.В.Усанова, Л.А.Шацилло // Материалы IV-ой международной научно-практической интернет конференции

«Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе». Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2014. C.230-236.

6. Kettering University 2009-2011. Undergraduate Programs. Flint, MI 48504. 2011. [Электронный ресурс]. URL: www.kettering.edu (дата обращения 24.02.2011).

7. Kettering University 2009-2011. Graduate Programs. Flint, MI 48504. 2011. [Электронный ресурс]. URL: www.kettering.edu (дата обращения 24.02.2011).

8. Вехтер Е.В., Сафьянникова В.И. Реализация проектного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 -1.

9. Усанова Е.В. Сквозная геометро-графическая подготовка в контексте концепции естественной структуры инженерного образования / Е.В.Усанова // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. Казань, 2014. № 2. С. 270-274.

10. Усанова Е.В. Базовая геометро-графическая подготовка в техническом вузе в контексте методологии параллельного инжиниринга / Е.В. Усанова // Инженерное образование. Москва: Изд-во Ассоциация инженерного образования России. 2017. №21. С.96-103.

11. Головнин А.А. Электронные конструкторские документы: учебное пособие / А.А. Головнин. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2014. 104 с.

12. Методики психодиагностики личности будущих специалистов: Метод. пособие / Под науч. ред. И. М. Юсупова. Казань: «Познание», 2015. 45с.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

14. Hiroki Tominaga, Naoki Iida, Masayuki Mori, Kenichi Hirose. A research of multimedia teaching materials for 3-dimension cad education. Proceedings of the 16th International Conference on Geometry and Graphics, Innsbruck, August 4-8, 2014. pp. 1048-1054.

15. Baoling Han, Bingshu Tong, Jie Yang, Xiao Luo, Yuanjun He. The research on graph, graphics and graphics science. Proceedings of the 16th International Conference on Geometry and Graphics, Innsbruck, August 4-8, 2014. pp.1055-1060.

Авторы публикации

Усанова Елена Владимировна - канд. пед. наук, доцент кафедры «Машиноведение и инженерная графика» Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ -КАИ). Email: [email protected].

References

1. Abrosimov S. N. Design training in engineering graphics: yesterday, today, tomorrow [Text] / S. N. Abrosimov, D. E. Tikhonov-Bugrov // Geometry & graphics. 2015. Vol.3. № 3. pp. 47-57. DOI: 10.12737/14419.

2. Guznenkov VN Information technologies in graphic disciplines of technical University / V. N. Guznenkov // Geometry & graphics. 2013. V. 1. I. 3/4. p. 26-28. DOI: 10.12737/2128.

3. Shcheglov, G. A. the Formation of PLM competencies in the process of the course and diploma design / G. A. Shcheglov // Proceedings of International scientific-methodical conference INFORINO-2012 "Informatization of engineering education". M.: Publishing house MEI. 2012. pp. 527-528.

4. Zamyatina O. M., Mozgaleva P. I., Solov'ev M. A., Bokov, L. A., Pozdeev A. F. Technology and project-based learning in engineering education // Higher education today. 2013. No. 12. pp. 68-74.

5. Gornov A. O. Engineering training in technical universities of Europe and the USA (comparison with the natural fractal structure of training) / A. O. Gornov, E. V. Usanova, L. A. shatsillo // Proceedings of the IV international scientific and practical Internet conference "Problems of the quality of graphic training of students in technical high school". Perm: publishing House of Perm national research Polytechnic University. 2014. рp. 230-236.

6. Kettering University 2017-2018. Undergraduate Programs. Flint, MI 48504. 2018. [Электронный ресурс]. URL: www.kettering.edu (дата обращения 14.05.2018).

7. Kettering University 2017-2018. Graduate Programs. Flint, MI 48504. 2018. [Электронный ресурс]. URL: www.kettering.edu (дата обращения 14.05.2018).

8. Waechter E. V., Safyannikova V. I. Implementation of project-based learning while studying the discipline "Engineering graphics" // Modern problems of science and education. 2015. №1 -1.

9. Usanova E. V. End-to-end geometric-graphic preparation in the context of the concept of natural structure of engineering education / E. V. Usanova // Vestnik of KSTU. A. N. Tupolev. Kazan 2014. No. 2. pp. 270-274.

10. Usanova V. E. Base of geometric and graphic training in a technical University in the context of the methodology of concurrent engineering / E. V. Usanova // Engineering education. Moscow: publishing house of the Association of engineering education of Russia. 2017. No. 21. pp. 96-103.

11. Golovnin, A. A. Electronic design documents: a tutorial / A. A. Golovnin. Tver state technical University, Tver, 2014. 104 p.

12. Methods of psychodiagnostics of personality of future specialists: Method. manual / under the scientific. Edited by I. M. Yusupov. Kazan: "Knowledge", 2015. 45 p.

13. Bespalko V. P. Components of pedagogical technology / V. P. Bespalko. Moscow: Pedagogics, 1989. 192 p.

14. Hiroki Tominaga, Naoki Iida, Masayuki Mori, Kenichi Hirose. A research of multimedia teaching materials for 3-dimension cad education. Proceedings of the 16th International Conference on Geometry and Graphics, Innsbruck, August 4-8, 2014. pp. 1048-1054.

15. Baoling Han, Bingshu Tong, Jie Yang, Xiao Luo, Yuanjun He. The research on graph, graphics and graphics science. Proceedings of the 16th International Conference on Geometry and Graphics, Innsbruck, August 4-8, 2014. pp.1055-1060

Authors of the publication

Elena V. Usanova - сand. sci. (pedagogical), associate professor, Department «Mechanical engineering and engineering graphics», Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev -KAI. Email: [email protected].

Поступила в редакцию 06 июня 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.