да обучения неотрывны от технологической подсистемы базирующегося на новые инфокомму-никационные технологии образования. Организация учебного процесса входит как компонент и в организационную подсистему образовательной системы.
Таким образом, любая педагогическая деятельность в области основанного на новых инфо-комуникационных технологиях образования теснейшим образом взаимосвязана как с другими видами этой деятельности, так и с деятельностью специалистов по инфокоммуникационным технологиям, организаторов образования. В сложных условиях финансирования образования успех любой деятельности в сфере образования во многом определяется ее связью с экономической подсистемой образовательной системы. С другой стороны, используемые технологии, способы доставки обучения, развитая учебная среда, содержание учебного материала существенно влияют на развитие экономической подсистемы образования.
Повысить эффективность такой сложной образовательной системы можно только путем адекватного регулирования многообразных связей между различными видами деятельности в ней.
Литература
1. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: дис. ... д-ра пед. наук / Т.Г. Везиров. - Ставрополь, 2002. - 301 с.
References
1. Vezirov T.G. Theory and practice of application of information and communication technologeis in pedagogical education: Dissertation of Doctor of pedagogy / T.G. Vezirov. - Stavropol, 2002. - 301 p.
УДК 371.315.53 В 399
Е.А. Вечканова
Московский педагогический государственный университет Россия, 119992, Москва, ул. М. Пироговской, 29. E-mail: timof-mp gu@rambler. ru
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики в средней школе при модульной системе обучения
В статье описывается методически обоснованная организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики, которая является условием подготовки их к самообразованию, воспитанию познавательной активности, развития индивидуального стиля деятельности. Также указываются новые возможности повышения качества обучения физике, интенсивности сотрудничества между учеником и учителем, что является неотъемлемой частью модульной системы обучения.
Ye.A. Vechkanova
Moscow State Pedagogical University Russia, 119992, Moscow, M. Pirogovskaya str., 29. E-mail: [email protected]
Project and research work of pupils at the lessons of physics at secondary schools under module system teaching
In the article the methodically grounded organization of project-research activity is described student on the lessons of physics, being the condition of preparation them to the self-education, education of cognitive activity, development of individual style of activity. Also, new possibilities are specified for upgrading teaching physics, intensity of collaboration between a student and teacher, that is inalienable part of the module departmental teaching.
Основной целью модульного обучения является формирование навыков самообразования и, как следствие, формирование творческой мыслительной деятельности, развитие которой необходимо при проектно-исследовательской работе учащихся. При этом учебная деятельность алгоритмизируется, освоение материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности (модуля). Таким образом, сущностью модульного обучения является то, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей.
Для организации модульной системы обучения нами было разработано календарнотематическое планирование различных тем курса физики 7-9 классов, в котором:
2008/15
• структурировано содержание учебного материала и определены модули на основе стандарта основного общего образования по физике;
• сформулированы дидактические, комплексная и интегрирующая цели изучения модуля;
• на основе интегрирующей цели сформированы учебные модули
Дидактическая цель - освоение программы по физике для применения в проектноисследовательской деятельности.
Комплексная цель - формирование у учащихся системы знаний и практических умений по физике при модульной системе обучения, а также представление о месте и роли физики.
Из комплексной и дидактической целей выделяются интегрирующие цели, затем - дидактическая ситуация, и на этой основе формируются модули. Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания дидактических, комплексных, интегрирующих целей и дидактических ситуаций.
Достижение совокупности интегрирующих дидактических целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. При организации методической системы мы учитываем общие закономерности и принципы обучения, разработанные в дидактике: научности, доступности, сознательности усвоения, активности и самостоятельности, наглядности, индивидуального подхода, принцип воспитывющего и развивающего обучения, единства теории и практики, принцип прочности знаний.
Выделим основные положения модульной системы:
1) целостный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям по физике, позволяющий объяснить частное с позиции общего, личностно значимого;
2) ориентация на научные положения, тенденции и перспективы развития НТР, установление причинно-следственных связей настоящего с прошлым, реализующиеся через модульную систему обучения;
3) показ альтернативных научных теорий, оригинальных гипотез, приоритетных научнотехнических достижений и передового опыта при проектно-исследовательской деятельности учащихся, контроль проектно-исследовательской работы учащихся - критическая оценка их достоинств и недостатков;
4) структурирование знаний при проектно-исследовательской деятельности учащихся вокруг ключевых идей (категорий) науки, таких как:
• цели и задачи изучаемой научной области - базовые понятия (определения);
• закономерности;
• принципы;
• методы и средства познания инновационной деятельности;
• наукоемкие, интенсивно развивающиеся технологии и т.п.;
• проблемно-поисковая деятельность обучаемых по добыванию новых знаний и выработке продуктивно преобразующих умений при проектно-исследовательской деятельности.
Процессуальной основой методической системы является дидактический модуль - структурная единица методической системы, включающая программирование и проектирование этапов и элементов учебного процесса как совокупности временных отрезков. Важным структурным элементом методической системы, непосредственно реализующим задачи дидактического модуля, является дидактическая ситуация, возникающая в результате взаимодействия учителя и учащихся при решении конкретных учебных задач. Дидактические ситуации планируются в процессе разработки дидактического модуля и в совокупности составляют его модель.
Д. В. Чернилевский выделяет следующие особенности модульного обучения:
• обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;
• четкая структуризация содержания образования, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
• вариативность обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Понимание модуля и смысла модульного обучения близко к точкам зрения Р. С. Бекировой и М. А. Чошанова и Д. В. Чернилевского. Под модулем понимается автономная организацион-
но-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредмет-ных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. Схематично научные идеи курса физики можно представить, на наш взгляд, следующим образом:
Научные идеи курса физики
Дидактическая цель Комплексная цель
Интегрирующая цель Дидактическая ситуация
Учебный модуль
Под технологией обучения понимается практическая реализация методической системы, ориентированной на дидактическое применение научного знания, включающей конструирование учебного процесса с учетом модульной системы обучения и направленности на достижение результатов и проверку ее эффективности (в частности на качественную проектноисследовательскую деятельность учащихся).
Модули, на наш взгляд, можно разделить на три вида:
1) операционные - используются для формирования видов и способов деятельности;
2) познавательные - используются для изучения основ физики как науки;
3) смешанные (операционные и познавательные вместе) - используются чаще всего.
В ходе работы мы придерживаемся следующих правил:
- осуществляется текущий и промежуточный контроль при изучении каждого учебного модуля на основе:
• цели
• умений учащихся
• навыков учащихся
• умения применять полученные знания учащимися
• умения учащимися использовать свой творческий потенциал при выполнении практических и исследовательских работ
• результата работы учащихся;
- перед изучением учебного модуля проводится входной контроль знаний учащихся;
- осуществляется дифференциация учебного материала на основе выделения уровня обязательных и необходимых знаний и уровня творческой компетентности учащихся.
Таким образом, при работе по вышеописанной методической системе все взаимосвязанные структурные и функциональные компоненты, определяющие деятельность субъектов учебновоспитательного процесса при модульной системе обучения, подчинены целям воспитания и обучения, ориентированным на планируемый конечный результат:
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- повышение уровня обученности;
- овладение проектно-исследовательской деятельностью учащимися.