йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-163-167 УДК 378:811
Новикова Надежда Николаевна
Костромской государственный университет nadnow@yandex.ru
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ШАГ К УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ
В данной статье рассматривается роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе в организации самостоятельной работы студента. Особое внимание уделяется академическому аспекту, т.е. изменению учебных планов и рабочих программ по иностранным языкам и связанной с этим возрастающей роли учебной автономии. Определяется роль учебных стратегий в самостоятельном процессе обучения. Раскрываются преимущества проектной работы для организации самостоятельной работы. Автором приводятся примеры занятий из собственной практики преподавания, разработанных с помощью проектной методики, дана их критическая оценка. Показана возможность использования оценки работы студентов над проектом не только на последнем этапе, а в течение всего проекта. Рассматривается применимость данных проектов, дается оценка работы над проектом в целом и анализируется успешность организации самостоятельной работы с помощью проектной методики.
Ключевые слова: проектная методика, метод проектов, метод проектов в преподавании иностранных языков, самостоятельная работа, учебная автономия, преподавание иностранных языков в неязыковом вузе, проектная работа.
Актуальные изменения в российской системе образования предусматривают овладение выпускниками университетов во время учебы наряду с профессиональными компетенциями также и целым рядом ключевых компетенций. [1] Современный студент должен быть активным участником образовательного процесса, способным вести самостоятельный поиск информации и обрабатывать полученные сведения [6]. В этой связи, все большее значение приобретает концепция учебной автономии. В данной статье на примере применения проектной методики на занятиях со студентами разных специальностей в курсе «Иностранный язык» будет показано, как разрабатывается и применяется учебная автономия, то есть как организуется самостоятельная работа, приобретающая в новых учебных планах все большее значение. Большое внимание уделяется тесному соединению учебной автономии и межкультурной и коммуникативной компетенции.
Академический аспект. В рамках реформ высшего образования были изменены программы по изучению иностранных языков. В связи с этим возникли структурные и содержательные изменения рабочих планов. Это, прежде всего, постоянная работа по оценке различных достижений в течение всего семестра, из чего складывается общая конечная оценка. Раньше в оценке работы доминировали исключительно итоговые экзамены в конце семестра, подготовка к которым студентами начиналась в основном незадолго до экзамена. То, что оставалось в голове после такой подготовки к следующему семестру, недоставало для того, чтобы на основе этих знаний продолжать обучение. Система постоянной оценки позволит наряду с контрольными работами оценивать и другие работы, например, составление плана работы, поиск информации для презентации, рефераты, проекты и т.д. Следствием постоянного оценивания будет являться
тщательная самостоятельная проработка учебного курса. Конечно, к такому виду работы над материалом студенты должны привыкнуть.
Рассмотрим распределение рабочего времени по новым стандартам, в котором рассчитываются зачетные единицы [2]: 1 ЗЕ включает 17 часов очной работы, 19 самостоятельной работы. В среднем в рабочей программе дисциплины на иностранный язык выделяется 8 ЗЕ, это значит, что студенты имеют в общем 288 часов, 136 из них приходятся на аудиторные занятия, 152 часа на самостоятельную работу и контроль. Такое распределение объясняет высокую ценность внеаудиторных занятий и подчеркивает релевантность самостоятельной работы, когда учащиеся должны самостоятельно управлять процессом обучения, организовывать его правильно с точки зрения постановки целей.
Для всех участников процесса это серьезная задача, так как студенты очень часто перегружены и концентрируются в основном на аудиторных занятиях, поэтому важно сначала научить их важным принципам автономного обучения.
Учебная автономия. Учебной автономии уде -ляется все большее внимание, особенно в рамках новых условий. Автономное обучение обеспечивает не только проработку учебных курсов, но и развивает и усиливает связанные с автономией признаки личности, например, самоопределение, способность к критике и готовность принимать решения, то есть основные компетенции.
В современном информационном обществе значительно возрастает доступ к знаниям и их распространение. Академические знания характеризуются тем, что они неисчерпаемы, но одновременно ограниченно длительны и относительно надежны. Для студентов сейчас как никогда легко собрать огромное количество информации на определенную тему, при этом критический отбор релевантной информации представляет собой
© Новикова Н.Н., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
163
сложную задачу. В этой связи приобретает все большее значение способность к самостоятельной и критической переработке определенного содержания в противовес к простому набору знаний.
Автономное обучение предусматривает не только дифференцированный подход к обработке информации. Намного лучший результат достигается, если содержательные и методические знания развиваются параллельно. Таким образом, активное, ответственное и осознанное представление о собственном процессе обучения достигается в основном благодаря целенаправленному применению определенных учебных стратегий. В дидактике различают прямые учебные стратегии, которые непосредственно связаны с иностранными языками, и непрямые учебные стратегии, которые нацелены на создание благоприятных предпосылок для обучения. К первой группе относятся стратегии по тренировке памяти, которые помогают в запоминании, поиске информации; когнитивные стратегии адекватного структурирования и распространения информации, а также стратегии компенсации, которые помогают сгладить языковой дефицит в коммуникации. Ко второй группе относятся аффективные, социальные и мета-когнитивные стратегии, влияющие на социальное поведение и регулирование собственного обучения [8]. Преимущество определенных учебных стратегий зависит отчасти от свойств личности и факторов предпочтений в процессе обучения, личной учебной биографии и традиций обучения, а также свойств характера. Можно и нужно поддерживать и требовать на занятиях осознанного и эффективного использования учебных стратегий.
Требующее автономии учебное занятие должно быть нацелено не только на получение знаний, но и давать почву для размышлений и предлагать новые учебные стратегии, которые помогут осуществить активное и самостоятельное участие и ответственность за процесс обучения.
Проектная работа. Проектная деятельность охватывает взаимодействие разных видов учебной деятельности, которые организованы таким образом, что в конце учебного процесса находится определенный продукт или результат. Это такая учебная форма, которая предполагает самую высокую степень программной открытости и предоставляет наилучшее пространство для дифференцирования и кооперативного обучения. Проектная работа - это аутентичная модель, в которой студенты планируют, участвуют и оценивают проекты. Эти три определения дополняют друг друга и подчеркивают разные факторы, которые вместе показывают большое значение проектной работы.
Важное преимущество проектной работы состоит в тематической открытости, которая, как правило, делает возможным выбор студентами темы. Благодаря этому возникают точки сопри-
косновения с личными предпочтениями учащихся и заинтересованный обмен мнениями по важным для участников темам.
Наряду с формированием коммуникативной компетенции через практическое применение языковых знаний формируются и социальные, организаторские и межкультурные способности. Данная кооперативная учебная форма позволяет с одной стороны, обсуждать и решать проблемы внутри группы, с другой стороны, участники учатся долгосрочному планированию, так как проекты обычно разрабатываются этапами, структурированными, ограниченными по времени и отдельно оцениваемыми, что делает подготовку в последние перед презентацией дни невозможной.
В отношении учебной автономии проектная работа помогает осуществить собственное взаимодействие с темой, в котором они учатся применять определенные учебные стратегии в соответствии с собственными предпочтениями и учебным стилем. Проектная работа, как правило, охватывает критическую рефлексию собственного процесса обучения, которая повышает знания об эффективном автономном обучении, а также о будущей работе.
Проектная работа предполагает создание проектных групп. Организация проектных групп «позволит индивидуализировать учебный процесс, дать возможность каждому участнику самостоятельно или в группе осуществлять исследовательскую или проектную деятельность творчески, проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, осуществить саморазвитие при изучении нового материала, а самое главное - удовлетворить лич-ностно-значимые потребности» [4, с. 470]. Что касается разных фаз проектной работы, в специальной литературе описываются разные в зависимости от программы модели. Проектную работу можно разделить на следующие фазы [5, с. 129]: инициатива, ввод, планирование, проведение, презентация, оценка. В зависимости от характера проекта отдельные фазы можно сделать короче или длиннее. Так как проектная работа ориентируется не только на продукт, но также и на процесс, для правильной оценки нужно принимать во внимание все фазы до и после презентации проекта.
Примеры из практики. Далее описываются примеры из опыта работы [3], которые позволяют понять, как учебная автономия может поддерживаться проектной работой. Хотя здесь речь идет о примерах, которые были связаны с конкретными событиями нашего университета, можно сформулировать общие предложения, как такие проекты можно проводить в других учебных заведениях.
Первый проект на тему «Mein Beruf aus deutscher Sicht» проводился на занятиях по немецкому языку на уровне A-2 в рамках конкурса
«Преподаватель XXI века». Его инновационность состояла в том, что студенты разных специальностей, работая в одной сборной группе и выполняя задания, получают сведения о своей будущей специальности, о том, как подобная работа организована в Германии, расширяют словарный запас специальной лексики, необходимой для профессионального общения, развивают творческие способности и самостоятельность [3].
Задача студентов второго курса состояла в том, чтобы организовать в малых группах поиск, обработку и презентацию информации о том, как работают специалисты в Германии по направлениям, которые в данный момент изучаются студентами, показать их сходство и различие.
Первая группа провела исследование «Essgewohnheiten in Russland und in Deutschland». В ходе исследования были поставлены вопросы: Как относятся к фастфуду немцы и русские? Сколько они тратят денег на фастфуд? Где предпочитают питаться? и т.д. Студенты провели опрос, проанализировали данные, оформили их в виде графиков, сравнили привычки в питании русских студентов и лиц 30-33 лет русских и немцев. Форма презентации: отчет в виде графиков.
Вторая группа работала над информационным проектом «Öko-Produkte», который был направлен на сбор информации об экологически чистых продуктах, их распространенности в Германии и России, ознакомление участников проекта с результатами исследования. В ходе работы студенты собрали и обобщили материал по био-продуктам Германии, выделили 10 основных продуктов, назвали их стоимость, рассказали, где в Костроме можно купить экологически чистые продукты. Форма презентации: устное сообщение, наглядный материал, ссылки на сайты.
Третья группа представила практико-ориентированный проект «Arbeitsschutz in Deutschland». В ходе работы над проектом студенты изучили статьи по теме «Система организации охраны труда на предприятиях Германии», обобщили материал, создали рабочие карточки для работы. Работа состояла из двух частей - теоретической и практической. Форма отчета: демонстрация учебного мультфильма на немецком языке с предварительным предоставлением задания на рабочих листках. Задание - вставить в пропуски подходящие по смыслу слова и затем с помощью этих слов создать схему, демонстрирующую систему организации охраны труда на предприятиях Германии.
Четвертая группа занималась проектом «Schutzkleidung». Студенты рассмотрели варианты спецодежды для разных профессий в Германии (больше 20), систематизировали их, рассказали об особенностях использования. Форма отчета: презентация Power Point видов спецодежды, карточки с картинками и немецкими обозначениями профес-
сий, презентация с показа спецодежды, разработанной и продемонстрированной студентами КГУ
Учебная автономия осуществлялась благодаря разным видам самостоятельной работы: подготовкой и проведением интервью в разных социальных группах, сбором информации в разных источниках на немецком и русском языках, подготовкой презентаций, учебных материалов для работы на занятии, демонстрацией учебного фильма. При этом преподаватель оставался на втором плане, а студенты сами отвечали за успех работы.
Второй проект проводился в рамках Всероссийского конкурса эссе на английском языке. Задача группы состояла в том, чтобы разработать тему «Around the Hermitage, or the story of one service: Catherine II and English ceramist Josiah Wedgwood's tastes coincide» на английском языке, собрать иллюстративный материал. Для работы над материалом студенты самостоятельно изучали англо- и русскоязычные источники по теме, посетили выставку фарфора в местном историко-художественном музее, создали эскизы ювелирных изделий, дизайн которых был инспирирован работой над проектом. На этапе планирования и проведения преподаватель оказывал необходимую помощь в языковом, организационном и содержательном аспектах. Разработка концепции, презентация материала в большей мере производились самостоятельно.
Критическая оценка описанных проектов. В общем и целом, данные проекты были оценены участниками очень положительно, хотя в фазе подготовки и презентации возникали некоторые конкретные трудности.
За адекватное восприятие материала и его презентацию группы отвечали сами. В связи с этим возникла очень активная и самостоятельная динамика, которую студенты поддерживали и сопровождали. Этот метод значительно способствовал повышению учебной автономии, не в последнюю очередь благодаря успешному использованию определенных учебных стратегий для снятия стресса, таких, например, как «доклад с помощью наглядного материала», «использование презентаций Power Point», «демонстрация мультфильма», «использование рабочих карточек» и др. Эти стратегии заранее обсуждались с преподавателем.
Благодаря самостоятельному поиску информации, а также выполнению обязательных письменных заданий по разработке темы работа над проектом привела к тому, что обучающиеся подошли к созданию структурированных специальных текстов на иностранном языке.
Особенно важным мотивирующим фактором участники проекта назвали возможность представить результаты своей работы не только перед своим преподавателем и группой, но и перед членами комиссии. В первом проекте это были члены комиссии конкурса «Преподаватель XXI века»,
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
165
а во втором - члены комиссии Международного конкурса «Единство в различии». Несмотря на присутствие ранее не знакомых студентам членов комиссии, что, естественно увеличивало общую нервозность, учащиеся в общем смогли справиться с неуверенностью.
Другой трудностью была работа со специальным вокабуляром. Большая опасность здесь состоит в том, что учащиеся не воспринимают критически информацию из словаря или из другого источника, не понимают ее в полном объеме. Этого не удалось избежать и в нашей работе, хотя на фазе подготовки презентации в большей степени информация уточнялась. Идеальным вариантом было бы, если бы учащиеся могли сделать предварительную презентацию для своих однокурсников.
В отношении тематики можно в качестве критики добавить, что идеи проектов часто возникают по какому-то актуальному поводу и не всегда соответствуют тематике учебного плана. Например, тема «Mein Beruf aus deutscher Sicht» хорошо интегрируется в учебный план, а именно в блок 4 «Профессиональная сфера общения (Я и моя будущая профессия)» [1], а тема «Around the Hermitage, or the story of one service: Catherine II and English ceramist Josiah Wedgwood's tastes coincide» представляет интерес только для определенной группы студентов, будущая профессия которых связана с художественной обработкой материалов, то есть весьма специфична. Хотя в более широком смысле ее можно рассматривать в блоке 3 «Социально-культурная сфера общения (Я и мир. Я и моя страна)», тематика общения «Общее и различное в странах и национальных культурах» [1].
Исходя из вышесказанного, можно подвести некоторые итоги. Проекты требуют больших временных затрат на этапе планирования и презентации как для студентов, так и для преподавателя. Поэтому очень важно объяснить студентам еще до проекта, что в работе они дополнительно к языковым и содержательным компетенциям будут развивать еще и ключевые компетенции, такие как работа в команде, способность к критике и к принятию решений, которые им нужны для учебы в университете и для профессиональной деятельности.
Применимость описанных проектов. По мнению автора, описанные в статье проекты применимы в разных учебных контекстах. Учащиеся должны иметь основные знания немецкого языка примерно на уровне A2, а также основные страноведческие знания. Тема проекта должна быть достаточно широкой, чтобы разные группы могли, работая над ней, поставить разные акценты.
Оценка работы над проектом. В прошлом проектная работа часто оценивалась лишь в конце, оценивался только конечный продукт, что отчасти приводило к тому, что группы только в последний момент начинали заниматься своими презентация-
ми и, следовательно, работали над содержанием короткое время. Чтобы обеспечить долгосрочный и интенсивный обмен мнениями на различных этапах необходимо информировать студентов заранее, что от них ожидается, на какой фазе, из чего складывается оценка за весь проект и выдать им на руки оценочную таблицу для фазы планирования и фазы проведения.
Таким образом, автономное обучение весьма эффективно, так как студенты сначала разрабатывают концепцию, потом самостоятельно изучают источники и разрабатывают материал. То есть, они уже задолго до презентации интенсивно работают над темой и организуют работу внутри группы. Уст -ная презентация, письменная разработка и оценка отражают результаты фазы планирования и фазы проведения. Наряду с языковыми и информационными аспектами оцениваются такие критерии как коммуникативная компетенция и рефлексия, которые помогают студентам сознательно участвовать в учебном процессе. В идеальном случае студенты должны прийти к тому, что работу они сделали не только ради оценки, но и получили опыт в языковом, методическом и личном аспектах.
Библиографический список
1. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов, примерная программа / под ред. С.Г. Тер-Минасовой. - М., 2009. - С. 1-4.
2. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [КГУ, 2019]. - Режим доступа: https://drive.google. com/drive/folders/1mTASFq39Ke792lXCP9tlsPD9 рМ-1гхоМ (дата обращения 20.01.2019).
3. Жданова Г.А., Кокорина И.Н., Альмяшо-ва Л.В. К вопросу о проектной работе по иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы) [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 950-952. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23862/ (дата обращения: 20.01.2019).
4. Новикова Н.Н. Использование метода проектов при изучении профессиональной лексики на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе // «Научный форум: Педагогика и психология»: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. - № 3 (16). - М., Изд-во «МЦНО», 2018. -С. 30-35.
5. Писнова О.Ю. Организация дополнительного технологического образования учащихся во внеурочное время в условиях проектных групп // Молодой ученый. - 2015. - № 1. - С. 468-471.
6. Смирнова С.А. Исследование инновационных методик преподавания иностранного языка в вузе с целью развития критического мышления обучаемых // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. - С. 151-154.
7. Emer W., Lenzen K.D. Projektunterricht gestalten - Schule verändern. - Frankfurt: Schneider, 2005.
8. Bimmel P., Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien (Fernstudieneinheit 23). - München: Langenscheidt, 2000. - 208 s.
References
1. Inostrannyj yazyk dlya neyazykovyh vuzov i fakul'tetov, primernaya programma / pod red. S.G. Ter-Minasovoj. - M., 2009. - S. 1-4.
2. Rabochaya programma discipliny «Inostrannyj yazyk» [Elektronnyj resurs]. Elektron. dan. [KGU, 2019]. - Rezhim dostupa: https://drive.google.com/ drive/folders/1mTASFq39Ke792lXCP9tlsPD9pN-lrxoM (data obrashcheniya 20.01.2019).
3. ZHdanova G.A., Kokorina I.N., Al'myashova L.V. K voprosu o proektnoj rabote po inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze (iz opyta raboty) [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. - 2015. -№ 23. - S. 950-952. - Rezhim dostupa: https:// moluch.ru/archive/103/23862/ (data obrashcheniya: 20.01.2019).
4. Novikova N.N. Ispol'zovanie metoda proektov pri izuchenii professional'noj leksiki na zanyatiyah po nemeckomu yazyku v neyazykovom vuze // «Nauchnyj forum: Pedagogika i psihologiya»: sb. st. po materialam XVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -№ 3 (16). - M., Izd-vo «MCNO», 2018. - S. 30-35.
5. Pisnova O.YU. Organizaciya dopolnitel'nogo tekhnologicheskogo obrazovaniya uchashchihsya vo vneurochnoe vremya v usloviyah proektnyh grupp // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 1. - S. 468-471.
6. Smirnova S.A. Issledovanie innovacionnyh metodik prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s cel'yu razvitiya kriticheskogo myshleniya obuchaemyh // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 2. - S. 151-154.
7. Emer W., Lenzen K.D. Projektunterricht gestalten - Schule verändern. - Frankfurt: Schneider, 2005.
8. Bimmel P., Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien (Fernstudieneinheit 23). - München: Langenscheidt, 2000. - 208 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
167