Научная статья на тему 'Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии'

Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / PROJECT-BASED LEARNING / PROJECT WORK / LEARNER AUTONOMY / SELF-STUDY / INDIVIDUAL WORK / TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Надежда Николаевна

В данной статье рассматривается роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе в организации самостоятельной работы студента. Особое внимание уделяется академическому аспекту, т.е. изменению учебных планов и рабочих программ по иностранным языкам и связанной с этим возрастающей роли учебной автономии. Определяется роль учебных стратегий в самостоятельном процессе обучения. Раскрываются преимущества проектной работы для организации самостоятельной работы. Автором приводятся примеры занятий из собственной практики преподавания, разработанных с помощью проектной методики, дана их критическая оценка. Показана возможность использования оценки работы студентов над проектом не только на последнем этапе, а в течение всего проекта. Рассматривается применимость данных проектов, дается оценка работы над проектом в целом и анализируется успешность организации самостоятельной работы с помощью проектной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project work in university foreign language teaching: an important step towards learner autonomy

The article points out project work for teaching foreign languages at institutions of higher professional education. For learner autonomy organisation we introduce project-based learning. Special attention is paid to the academic aspect, i.e. the change of curricula and work programmes in foreign languages and the related increasing role of educational autonomy. The role of educational strategies in the independent learning process is determined. The advantages of project work for the organisation of independent work are revealed. The author gives examples of lessons from her own practice of teaching, developed with the help of project methodology, their critical evaluation is given. The possibility of using the evaluation of students’ work on the project not only at the last stage, but throughout the project is shown. We consider the applicability of these projects, assesses the work on the project and analyses the success of the organisation of independent work using the project methodology.

Текст научной работы на тему «Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-163-167 УДК 378:811

Новикова Надежда Николаевна

Костромской государственный университет nadnow@yandex.ru

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ШАГ К УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ

В данной статье рассматривается роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе в организации самостоятельной работы студента. Особое внимание уделяется академическому аспекту, т.е. изменению учебных планов и рабочих программ по иностранным языкам и связанной с этим возрастающей роли учебной автономии. Определяется роль учебных стратегий в самостоятельном процессе обучения. Раскрываются преимущества проектной работы для организации самостоятельной работы. Автором приводятся примеры занятий из собственной практики преподавания, разработанных с помощью проектной методики, дана их критическая оценка. Показана возможность использования оценки работы студентов над проектом не только на последнем этапе, а в течение всего проекта. Рассматривается применимость данных проектов, дается оценка работы над проектом в целом и анализируется успешность организации самостоятельной работы с помощью проектной методики.

Ключевые слова: проектная методика, метод проектов, метод проектов в преподавании иностранных языков, самостоятельная работа, учебная автономия, преподавание иностранных языков в неязыковом вузе, проектная работа.

Актуальные изменения в российской системе образования предусматривают овладение выпускниками университетов во время учебы наряду с профессиональными компетенциями также и целым рядом ключевых компетенций. [1] Современный студент должен быть активным участником образовательного процесса, способным вести самостоятельный поиск информации и обрабатывать полученные сведения [6]. В этой связи, все большее значение приобретает концепция учебной автономии. В данной статье на примере применения проектной методики на занятиях со студентами разных специальностей в курсе «Иностранный язык» будет показано, как разрабатывается и применяется учебная автономия, то есть как организуется самостоятельная работа, приобретающая в новых учебных планах все большее значение. Большое внимание уделяется тесному соединению учебной автономии и межкультурной и коммуникативной компетенции.

Академический аспект. В рамках реформ высшего образования были изменены программы по изучению иностранных языков. В связи с этим возникли структурные и содержательные изменения рабочих планов. Это, прежде всего, постоянная работа по оценке различных достижений в течение всего семестра, из чего складывается общая конечная оценка. Раньше в оценке работы доминировали исключительно итоговые экзамены в конце семестра, подготовка к которым студентами начиналась в основном незадолго до экзамена. То, что оставалось в голове после такой подготовки к следующему семестру, недоставало для того, чтобы на основе этих знаний продолжать обучение. Система постоянной оценки позволит наряду с контрольными работами оценивать и другие работы, например, составление плана работы, поиск информации для презентации, рефераты, проекты и т.д. Следствием постоянного оценивания будет являться

тщательная самостоятельная проработка учебного курса. Конечно, к такому виду работы над материалом студенты должны привыкнуть.

Рассмотрим распределение рабочего времени по новым стандартам, в котором рассчитываются зачетные единицы [2]: 1 ЗЕ включает 17 часов очной работы, 19 самостоятельной работы. В среднем в рабочей программе дисциплины на иностранный язык выделяется 8 ЗЕ, это значит, что студенты имеют в общем 288 часов, 136 из них приходятся на аудиторные занятия, 152 часа на самостоятельную работу и контроль. Такое распределение объясняет высокую ценность внеаудиторных занятий и подчеркивает релевантность самостоятельной работы, когда учащиеся должны самостоятельно управлять процессом обучения, организовывать его правильно с точки зрения постановки целей.

Для всех участников процесса это серьезная задача, так как студенты очень часто перегружены и концентрируются в основном на аудиторных занятиях, поэтому важно сначала научить их важным принципам автономного обучения.

Учебная автономия. Учебной автономии уде -ляется все большее внимание, особенно в рамках новых условий. Автономное обучение обеспечивает не только проработку учебных курсов, но и развивает и усиливает связанные с автономией признаки личности, например, самоопределение, способность к критике и готовность принимать решения, то есть основные компетенции.

В современном информационном обществе значительно возрастает доступ к знаниям и их распространение. Академические знания характеризуются тем, что они неисчерпаемы, но одновременно ограниченно длительны и относительно надежны. Для студентов сейчас как никогда легко собрать огромное количество информации на определенную тему, при этом критический отбор релевантной информации представляет собой

© Новикова Н.Н., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

163

сложную задачу. В этой связи приобретает все большее значение способность к самостоятельной и критической переработке определенного содержания в противовес к простому набору знаний.

Автономное обучение предусматривает не только дифференцированный подход к обработке информации. Намного лучший результат достигается, если содержательные и методические знания развиваются параллельно. Таким образом, активное, ответственное и осознанное представление о собственном процессе обучения достигается в основном благодаря целенаправленному применению определенных учебных стратегий. В дидактике различают прямые учебные стратегии, которые непосредственно связаны с иностранными языками, и непрямые учебные стратегии, которые нацелены на создание благоприятных предпосылок для обучения. К первой группе относятся стратегии по тренировке памяти, которые помогают в запоминании, поиске информации; когнитивные стратегии адекватного структурирования и распространения информации, а также стратегии компенсации, которые помогают сгладить языковой дефицит в коммуникации. Ко второй группе относятся аффективные, социальные и мета-когнитивные стратегии, влияющие на социальное поведение и регулирование собственного обучения [8]. Преимущество определенных учебных стратегий зависит отчасти от свойств личности и факторов предпочтений в процессе обучения, личной учебной биографии и традиций обучения, а также свойств характера. Можно и нужно поддерживать и требовать на занятиях осознанного и эффективного использования учебных стратегий.

Требующее автономии учебное занятие должно быть нацелено не только на получение знаний, но и давать почву для размышлений и предлагать новые учебные стратегии, которые помогут осуществить активное и самостоятельное участие и ответственность за процесс обучения.

Проектная работа. Проектная деятельность охватывает взаимодействие разных видов учебной деятельности, которые организованы таким образом, что в конце учебного процесса находится определенный продукт или результат. Это такая учебная форма, которая предполагает самую высокую степень программной открытости и предоставляет наилучшее пространство для дифференцирования и кооперативного обучения. Проектная работа - это аутентичная модель, в которой студенты планируют, участвуют и оценивают проекты. Эти три определения дополняют друг друга и подчеркивают разные факторы, которые вместе показывают большое значение проектной работы.

Важное преимущество проектной работы состоит в тематической открытости, которая, как правило, делает возможным выбор студентами темы. Благодаря этому возникают точки сопри-

косновения с личными предпочтениями учащихся и заинтересованный обмен мнениями по важным для участников темам.

Наряду с формированием коммуникативной компетенции через практическое применение языковых знаний формируются и социальные, организаторские и межкультурные способности. Данная кооперативная учебная форма позволяет с одной стороны, обсуждать и решать проблемы внутри группы, с другой стороны, участники учатся долгосрочному планированию, так как проекты обычно разрабатываются этапами, структурированными, ограниченными по времени и отдельно оцениваемыми, что делает подготовку в последние перед презентацией дни невозможной.

В отношении учебной автономии проектная работа помогает осуществить собственное взаимодействие с темой, в котором они учатся применять определенные учебные стратегии в соответствии с собственными предпочтениями и учебным стилем. Проектная работа, как правило, охватывает критическую рефлексию собственного процесса обучения, которая повышает знания об эффективном автономном обучении, а также о будущей работе.

Проектная работа предполагает создание проектных групп. Организация проектных групп «позволит индивидуализировать учебный процесс, дать возможность каждому участнику самостоятельно или в группе осуществлять исследовательскую или проектную деятельность творчески, проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, осуществить саморазвитие при изучении нового материала, а самое главное - удовлетворить лич-ностно-значимые потребности» [4, с. 470]. Что касается разных фаз проектной работы, в специальной литературе описываются разные в зависимости от программы модели. Проектную работу можно разделить на следующие фазы [5, с. 129]: инициатива, ввод, планирование, проведение, презентация, оценка. В зависимости от характера проекта отдельные фазы можно сделать короче или длиннее. Так как проектная работа ориентируется не только на продукт, но также и на процесс, для правильной оценки нужно принимать во внимание все фазы до и после презентации проекта.

Примеры из практики. Далее описываются примеры из опыта работы [3], которые позволяют понять, как учебная автономия может поддерживаться проектной работой. Хотя здесь речь идет о примерах, которые были связаны с конкретными событиями нашего университета, можно сформулировать общие предложения, как такие проекты можно проводить в других учебных заведениях.

Первый проект на тему «Mein Beruf aus deutscher Sicht» проводился на занятиях по немецкому языку на уровне A-2 в рамках конкурса

«Преподаватель XXI века». Его инновационность состояла в том, что студенты разных специальностей, работая в одной сборной группе и выполняя задания, получают сведения о своей будущей специальности, о том, как подобная работа организована в Германии, расширяют словарный запас специальной лексики, необходимой для профессионального общения, развивают творческие способности и самостоятельность [3].

Задача студентов второго курса состояла в том, чтобы организовать в малых группах поиск, обработку и презентацию информации о том, как работают специалисты в Германии по направлениям, которые в данный момент изучаются студентами, показать их сходство и различие.

Первая группа провела исследование «Essgewohnheiten in Russland und in Deutschland». В ходе исследования были поставлены вопросы: Как относятся к фастфуду немцы и русские? Сколько они тратят денег на фастфуд? Где предпочитают питаться? и т.д. Студенты провели опрос, проанализировали данные, оформили их в виде графиков, сравнили привычки в питании русских студентов и лиц 30-33 лет русских и немцев. Форма презентации: отчет в виде графиков.

Вторая группа работала над информационным проектом «Öko-Produkte», который был направлен на сбор информации об экологически чистых продуктах, их распространенности в Германии и России, ознакомление участников проекта с результатами исследования. В ходе работы студенты собрали и обобщили материал по био-продуктам Германии, выделили 10 основных продуктов, назвали их стоимость, рассказали, где в Костроме можно купить экологически чистые продукты. Форма презентации: устное сообщение, наглядный материал, ссылки на сайты.

Третья группа представила практико-ориентированный проект «Arbeitsschutz in Deutschland». В ходе работы над проектом студенты изучили статьи по теме «Система организации охраны труда на предприятиях Германии», обобщили материал, создали рабочие карточки для работы. Работа состояла из двух частей - теоретической и практической. Форма отчета: демонстрация учебного мультфильма на немецком языке с предварительным предоставлением задания на рабочих листках. Задание - вставить в пропуски подходящие по смыслу слова и затем с помощью этих слов создать схему, демонстрирующую систему организации охраны труда на предприятиях Германии.

Четвертая группа занималась проектом «Schutzkleidung». Студенты рассмотрели варианты спецодежды для разных профессий в Германии (больше 20), систематизировали их, рассказали об особенностях использования. Форма отчета: презентация Power Point видов спецодежды, карточки с картинками и немецкими обозначениями профес-

сий, презентация с показа спецодежды, разработанной и продемонстрированной студентами КГУ

Учебная автономия осуществлялась благодаря разным видам самостоятельной работы: подготовкой и проведением интервью в разных социальных группах, сбором информации в разных источниках на немецком и русском языках, подготовкой презентаций, учебных материалов для работы на занятии, демонстрацией учебного фильма. При этом преподаватель оставался на втором плане, а студенты сами отвечали за успех работы.

Второй проект проводился в рамках Всероссийского конкурса эссе на английском языке. Задача группы состояла в том, чтобы разработать тему «Around the Hermitage, or the story of one service: Catherine II and English ceramist Josiah Wedgwood's tastes coincide» на английском языке, собрать иллюстративный материал. Для работы над материалом студенты самостоятельно изучали англо- и русскоязычные источники по теме, посетили выставку фарфора в местном историко-художественном музее, создали эскизы ювелирных изделий, дизайн которых был инспирирован работой над проектом. На этапе планирования и проведения преподаватель оказывал необходимую помощь в языковом, организационном и содержательном аспектах. Разработка концепции, презентация материала в большей мере производились самостоятельно.

Критическая оценка описанных проектов. В общем и целом, данные проекты были оценены участниками очень положительно, хотя в фазе подготовки и презентации возникали некоторые конкретные трудности.

За адекватное восприятие материала и его презентацию группы отвечали сами. В связи с этим возникла очень активная и самостоятельная динамика, которую студенты поддерживали и сопровождали. Этот метод значительно способствовал повышению учебной автономии, не в последнюю очередь благодаря успешному использованию определенных учебных стратегий для снятия стресса, таких, например, как «доклад с помощью наглядного материала», «использование презентаций Power Point», «демонстрация мультфильма», «использование рабочих карточек» и др. Эти стратегии заранее обсуждались с преподавателем.

Благодаря самостоятельному поиску информации, а также выполнению обязательных письменных заданий по разработке темы работа над проектом привела к тому, что обучающиеся подошли к созданию структурированных специальных текстов на иностранном языке.

Особенно важным мотивирующим фактором участники проекта назвали возможность представить результаты своей работы не только перед своим преподавателем и группой, но и перед членами комиссии. В первом проекте это были члены комиссии конкурса «Преподаватель XXI века»,

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

165

а во втором - члены комиссии Международного конкурса «Единство в различии». Несмотря на присутствие ранее не знакомых студентам членов комиссии, что, естественно увеличивало общую нервозность, учащиеся в общем смогли справиться с неуверенностью.

Другой трудностью была работа со специальным вокабуляром. Большая опасность здесь состоит в том, что учащиеся не воспринимают критически информацию из словаря или из другого источника, не понимают ее в полном объеме. Этого не удалось избежать и в нашей работе, хотя на фазе подготовки презентации в большей степени информация уточнялась. Идеальным вариантом было бы, если бы учащиеся могли сделать предварительную презентацию для своих однокурсников.

В отношении тематики можно в качестве критики добавить, что идеи проектов часто возникают по какому-то актуальному поводу и не всегда соответствуют тематике учебного плана. Например, тема «Mein Beruf aus deutscher Sicht» хорошо интегрируется в учебный план, а именно в блок 4 «Профессиональная сфера общения (Я и моя будущая профессия)» [1], а тема «Around the Hermitage, or the story of one service: Catherine II and English ceramist Josiah Wedgwood's tastes coincide» представляет интерес только для определенной группы студентов, будущая профессия которых связана с художественной обработкой материалов, то есть весьма специфична. Хотя в более широком смысле ее можно рассматривать в блоке 3 «Социально-культурная сфера общения (Я и мир. Я и моя страна)», тематика общения «Общее и различное в странах и национальных культурах» [1].

Исходя из вышесказанного, можно подвести некоторые итоги. Проекты требуют больших временных затрат на этапе планирования и презентации как для студентов, так и для преподавателя. Поэтому очень важно объяснить студентам еще до проекта, что в работе они дополнительно к языковым и содержательным компетенциям будут развивать еще и ключевые компетенции, такие как работа в команде, способность к критике и к принятию решений, которые им нужны для учебы в университете и для профессиональной деятельности.

Применимость описанных проектов. По мнению автора, описанные в статье проекты применимы в разных учебных контекстах. Учащиеся должны иметь основные знания немецкого языка примерно на уровне A2, а также основные страноведческие знания. Тема проекта должна быть достаточно широкой, чтобы разные группы могли, работая над ней, поставить разные акценты.

Оценка работы над проектом. В прошлом проектная работа часто оценивалась лишь в конце, оценивался только конечный продукт, что отчасти приводило к тому, что группы только в последний момент начинали заниматься своими презентация-

ми и, следовательно, работали над содержанием короткое время. Чтобы обеспечить долгосрочный и интенсивный обмен мнениями на различных этапах необходимо информировать студентов заранее, что от них ожидается, на какой фазе, из чего складывается оценка за весь проект и выдать им на руки оценочную таблицу для фазы планирования и фазы проведения.

Таким образом, автономное обучение весьма эффективно, так как студенты сначала разрабатывают концепцию, потом самостоятельно изучают источники и разрабатывают материал. То есть, они уже задолго до презентации интенсивно работают над темой и организуют работу внутри группы. Уст -ная презентация, письменная разработка и оценка отражают результаты фазы планирования и фазы проведения. Наряду с языковыми и информационными аспектами оцениваются такие критерии как коммуникативная компетенция и рефлексия, которые помогают студентам сознательно участвовать в учебном процессе. В идеальном случае студенты должны прийти к тому, что работу они сделали не только ради оценки, но и получили опыт в языковом, методическом и личном аспектах.

Библиографический список

1. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов, примерная программа / под ред. С.Г. Тер-Минасовой. - М., 2009. - С. 1-4.

2. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [КГУ, 2019]. - Режим доступа: https://drive.google. com/drive/folders/1mTASFq39Ke792lXCP9tlsPD9 рМ-1гхоМ (дата обращения 20.01.2019).

3. Жданова Г.А., Кокорина И.Н., Альмяшо-ва Л.В. К вопросу о проектной работе по иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы) [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 950-952. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23862/ (дата обращения: 20.01.2019).

4. Новикова Н.Н. Использование метода проектов при изучении профессиональной лексики на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе // «Научный форум: Педагогика и психология»: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. - № 3 (16). - М., Изд-во «МЦНО», 2018. -С. 30-35.

5. Писнова О.Ю. Организация дополнительного технологического образования учащихся во внеурочное время в условиях проектных групп // Молодой ученый. - 2015. - № 1. - С. 468-471.

6. Смирнова С.А. Исследование инновационных методик преподавания иностранного языка в вузе с целью развития критического мышления обучаемых // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. - С. 151-154.

7. Emer W., Lenzen K.D. Projektunterricht gestalten - Schule verändern. - Frankfurt: Schneider, 2005.

8. Bimmel P., Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien (Fernstudieneinheit 23). - München: Langenscheidt, 2000. - 208 s.

References

1. Inostrannyj yazyk dlya neyazykovyh vuzov i fakul'tetov, primernaya programma / pod red. S.G. Ter-Minasovoj. - M., 2009. - S. 1-4.

2. Rabochaya programma discipliny «Inostrannyj yazyk» [Elektronnyj resurs]. Elektron. dan. [KGU, 2019]. - Rezhim dostupa: https://drive.google.com/ drive/folders/1mTASFq39Ke792lXCP9tlsPD9pN-lrxoM (data obrashcheniya 20.01.2019).

3. ZHdanova G.A., Kokorina I.N., Al'myashova L.V. K voprosu o proektnoj rabote po inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze (iz opyta raboty) [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. - 2015. -№ 23. - S. 950-952. - Rezhim dostupa: https:// moluch.ru/archive/103/23862/ (data obrashcheniya: 20.01.2019).

4. Novikova N.N. Ispol'zovanie metoda proektov pri izuchenii professional'noj leksiki na zanyatiyah po nemeckomu yazyku v neyazykovom vuze // «Nauchnyj forum: Pedagogika i psihologiya»: sb. st. po materialam XVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -№ 3 (16). - M., Izd-vo «MCNO», 2018. - S. 30-35.

5. Pisnova O.YU. Organizaciya dopolnitel'nogo tekhnologicheskogo obrazovaniya uchashchihsya vo vneurochnoe vremya v usloviyah proektnyh grupp // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 1. - S. 468-471.

6. Smirnova S.A. Issledovanie innovacionnyh metodik prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze s cel'yu razvitiya kriticheskogo myshleniya obuchaemyh // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 2. - S. 151-154.

7. Emer W., Lenzen K.D. Projektunterricht gestalten - Schule verändern. - Frankfurt: Schneider, 2005.

8. Bimmel P., Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien (Fernstudieneinheit 23). - München: Langenscheidt, 2000. - 208 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.