педагогические науки
Буренкова Диана Юрьевна МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0004
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ В 21 ВЕКЕ
© 2019
Буренкова Диана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: diana.burenkova.76mail.ru)
Аннотация. Много и давно говорится о пользе и эффективности использования проектной работы (ПР) в процессе обучения. Образовательная технология проектного обучения появилась достаточно давно в США в 1919 году. В России метод проектов стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии были положены идеи американских философов, основная мысль которых заключалась в том, что ребёнок должен приобретать опыт и знания на практике, в ходе своих собственных исследований. Однако в российском высшем образовании метод проектов, стал широко использоваться не так давно. Внедряя этот метод в практику обучения, преподавателям следует помнить, что без полного понимания концепции, целей и задач такой работы может возникнуть много сложностей и вопросов при её реализации. Наибольшим образом педагогов смущает тот факт, что они не могут предвидеть и точно знать конечный результат, так как он в большей степени будет зависеть не от них, а от студентов. Это обстоятельство пугает преподавателей, поскольку они привыкли владеть ситуацией, более или менее держать её под своим контролем. ПР противоположна традиционным методам и техникам обучения, где центральной фигурой был учитель, сейчас он лишь помогает и координирует процесс. Занимаясь проектной деятельностью, студенты решают вопросы из реальной жизни, что способствует развитию их автономии. Правильная организация проектной деятельности при обучении английскому языку в высших учебных заведениях возможна только через детальный анализ учебного плана направления подготовки, проектирование содержания учебного материала с учетом возрастных особенностей и уровня сформированности умений иноязычного общения, грамотную организацию познавательной деятельности студента во время аудиторных занятий и самостоятельной работы, применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе [1]. Используя проектную деятельность, необходимо понимать, что мы отправляемся в большое путешествие.
Ключевые слова: проектное обучение (обучение с использованием метода проектов), современные методы, командная работа, проектная работа, коллективная работа, навыки и умения иноязычного общения
PROJECT-BASED LEARNING ON THE ENGLISH LESSONS AS A BACKGROUND FOR FORMING OF HIGH-TECH FOREIGN COMMUNICATIONAL SKILLS IN THE 21ST CENTURY.
© 2019
Burenkova Diana Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Theory and Practice of Translation» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail:diana.burenkova.76@mail.ru)
Abstract. The effectiveness of Project-based learning (PBL) has been discussed for a long time. The educational technology of project -based learning appeared long ago in the USA in 1919. In Russia, the project method became known in 1925. This educational technology was based on the ideas of American philosophers whose main idea was that the children should acquire experience and knowledge in practice, in the course of their own research. However, in Russian higher education, the project method was widely used not so long ago. When introducing this method into the practice of education, teachers should remember that without fully understanding of its concepts, goals and objectives it will be confusing and challenging to apply. The teachers can be discouraged by the fact they never know what the final outcome will be since it depends on students not on tutors in great extent. This fact is frustrating for pedagogues because they are used to control the situation. Project activities are contrary to traditional methods and techniques, where the central figure was the teacher, now she or he only helps and coordinates the process. PBL forces students to solve real life issues and promotes the development of student autonomy. The appropriate organization of PBL on the English lessons in the high schools is possible only through a detailed analysis of the curriculum of the training area, the design of the content of educational material taking into account the age characteristics and the foreign communicational skills level of the group, professional organization of cognitive activities of the student during classroom lessons and individual work, the use of modern computer technologies in the educational process. Using PBL you should understand it will be an exciting journey!
Keywords: Project-based learning (PBL), modern methods, team work, project work, collective work, foreign commu-nicational skills
Образовательная технология проектного обучения появилась достаточно давно, в США в 1919 году. В России метод проектов стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии были положены идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. Д. Дьюи считал, что ребёнок должен приобретать опыт и знания на практике, в ходе исследования проблемной обучающей среды, создания различных схем, макетов, проведения экспериментов и опытов [2].
В российском высшем образовании творческие методы, среди которых и метод проектов, стали широко использоваться не так давно. Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (техноло-
гию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3]. Как отмечается многими исследователями (Н.Л. Куракина [4], М.В. Русинова [5] и др. [619]), всё актуальнее становится проблема использования таких творческих методов, как метод проектов в преподавании отдельных дисциплин. Исключением не является и английский язык. Рассмотрим более подробно использование проектной деятельности в процессе изучения английского языка в высших учебных заведениях. Для начала, следует принять во внимание тот факт, что заниматься ПР на иностранном языке и на родном - это две разные вещи. При использование иностранного языка в проектной деятельности, участники могут столкнуться с рядом языковых проблем и вопросов, которые преподаватели и обучающиеся привыкли решать во время ежедневных учебных занятий.
Burenkova Diana Yuryevna pedagogical
PROJECT-BASED LEARNING ... sciences
К сожалению, в высшем образовании проектная деятельность используется не так широко, как хотелось бы. Педагоги и студенты остаются, в большей степени, привязаны к пособиям при работе в аудитории и дома, хотя последние должны быть лишь основой, неким планом, которого необходимо придерживаться, а не абсолютно единственным средством обучения.
Понимание того, что языки и культуры тесно связаны с формированием лингвистической и культурологической компетенции - также важно для начала использования метода проектов при обучении неродному языку. Обучение английскому языку следует осуществлять неразрывно с другими предметами, учитывая их специфику. ПР помогает реализовать эту идею. При подготовки проекта, студенты обращаются к различным предметам и аспектам на иностранном языке, что значительно расширяет их вокабулярий, способствует интенсификации процесса развития коммуникативных умений иноязычного общения и формирует лингвострановедческую компетенцию. Проекты дают нам возможность вовлечь обучающихся в реальное международное общение. Однако учебные планы и программы институтов обязывают профессорско-преподавательский состав придерживаться определённых образовательных стандартов. Чтобы не выбиваться из графика учебного процесса, можно предложить выбрать наиболее актуальные и интересные темы учебных пособий и трансформировать их в темы проектов, а ключевые вопросы юнитов превратить в start up, с которого обучающие начнут поиск необходимой информации.
Например, при изучении темы «Работа. Офис» можно дать проект "Business Etiquette and Dress code in different countries". Работа над данным проектом включает следующие этапы:
1. Организационный этап. В рамках дисциплины «Профессиональный английский язык 1,2» в Тольяттинском государственном университете обучающиеся неязыковых специальностей знакомятся с правилами бизнес-этикета на основе иноязычных текстов в сети Интернет. Совместно с преподавателем, выбираются и обсуждаются различные важные моменты для раскрытия выбранной темы.
2. Выполнение проекта. Студенты делятся на группы, каждая из которой уже пойдёт по своему заданному направлению. Одни могут рассматривать социальные аспекты, сферу деятельности, других может заинтересовать тип одежды и её влияние на производительность, а третьи будут исследовать международные требования и стандарты. Совместно с преподавателем проводится обсуждение промежуточных результатов, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. При этом продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Важным условием эффективной работы над проектом является создание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и активному взаимодействию участников.
3. Презентация. На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) студенты работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование IT придает проекту больший динамизм. Студенты совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей, навыки использования графических редакторов и т.д.
При ПР, английский язык превращается в средство, а не в конечную цель. Однако, необходимо понимать, что родной язык будет также задействован, но результаты и итоговая презентация должны быть представлены на иностранном языке.
Осуществляя руководство проектами, преподавателям следует использовать дифференцированный подход и творческие методы, уделяя большее внимание тем, кто испытывает трудности.
Основываясь на теории множественности интеллек-
та В. Гарднера [20], которая успешно применяется сейчас в образовательном процессе, выделим и рассмотрим характеристики типов обучающихся.
4. Вербально-лингвистический. Таким студентам нравиться осваивать всё новое через говорение, письмо, чтение и аудирование. Им будут интересны задания следующего типа: нахождение, изучение, чтение, аудирование и письмо с целью получения новой информации (таблица 1).
5. Логико-математический. Такие обучающиеся любят цифры, решение и обоснование логических задач. Они любят измерять, считать и организовать различные данные, проводя эксперименты, решая проблемы, делая прогнозы, упорядочивая различные факты и цифры (таблица 1).
6. Визуально-пространственный тип. Эти обучающиеся лучше всего запоминают информацию, визуализируя её в пространстве, иллюстрируют и оформляют различные проекты, создают наглядные средства (таблица 1).
7. Телесно-кинестетический. Такому типу интересна любая физическая активность: создание или сооружение нового своими руками. Они выражают свои идеи через движение: двигать предметы, работать мышкой компьютера, рисовать картинки и так далее, то есть, быть физически вовлеченными в проект (таблица 1).
8. Музыкальный /Ритмический. Им нравиться придумывать песни, рифмы. Такие студенты лучше запоминают информацию с аудио и видео сопровождением (таблица 1).
9. Экстраверты. Они любят совместную работу, дискуссии, общественную деятельность (таблица 1).
10. Интроверты. Работая с таким типом студентов, будет эффективнее использовать мета-когнитивный способ обучения. Им нравится размышлять и выражать свои мысли. Необходимо дать им возможность анализировать и обдумывать то, что они изучают с помощью таких инструментов как блог, wiki, чтобы позднее они могли поделиться своими мыслями с остальным (таблица 1).
11. Натуралисты. Такой тип лучше всего выполняет работу, взаимодействуя с окружающей средой. Им нравиться различные прогулки и походы, которые дают возможность наблюдать за окружающим миром, то есть любая деятельность, которая включает в себя контакт с природой (таблица 1).
Тип обучающихся необходимо учитывать при распределении сферы их задач и ответственностей в группах, для интенсификации процесса подготовки проекта.
Если цель проекта - найти что-то новое и неизведанное, то имеет смысл использовать креативные методы для поиска идей. Для того, чтобы эффективно применять творческие методы (мозговой штурм, метод «С ног на голову», (Данный метод предполагает, что противоположность решения ближе к содержимому проблемы), метод 635 (6 участниц разрабатывают 3 идеи 5 раз подряд.) и т.д., важно хорошо подготовиться и ознакомиться с их правилами и основными принципами. Так, например, мозговой штурм - единственный способ обеспечить всем участникам проекта свободный поток мысли. В случае если вы хотите продолжить работу над уже существующей идеей или темой, хорошо подойдут инструменты для командной работы, которые помогут всем участникам уловить основную идею проекта, следовать принципам и соблюдать рамочные условия, даже работая удаленно. Инструменты для рабочих групп доступны в виде бесплатных приложений в Интернете. Обычно это календарь, чат, видео, облачные сервисы, форумы и т.д.
Цели творческих методов • Фантазийный порыв • Аккумулирование идей, Нахождение идей • Изобретательность • Креативность Осознание несовершенства социальной системы • Содействие общению • Работа в ориентированной на действие форме • Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Буренкова Диана Юрьевна МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ...
Содействие конструктивному и позитивному мышлению • Находить новые решения.
В любом случае, учитывая всё вышесказанное, достижение поставленных задачь при использовании ПР, возможно только через тщательный анализ учебного плана направления подготовки, проектирование содержания учебного материала с учетом возрастных особенностей и иноязычной языковой компетенции группы, грамотную организацию познавательной деятельности студента во время аудиторных занятий и самостоятельной работы, ииспользование современных компьютерных технологий в образовательном процессе и методически грамотно выстроенную систему обратной связи.
Таблица 1 - Интернет ресурсы по типу обучающихся [21].
Рассмотрим преимущества метода проектов при обучении английскому языку в высших учебных заведениях.
1. ПР способствует развитию автономии студента, так как последний несёт ответственность за результаты своей деятельности, за достижение поставленных целей и задач. От начала и до конца, работа выполняется только обучаемым, в то время как преподаватель лишь направляет и контролирует процесс.
2. ПР заставляет педагогов непрерывно расти и развиваться вместе со своими подопечными. Это означает готовность преподавателя оказывать профессиональную помощь и проявить компетенцию в достаточно узкой сфере деятельности или специализации. Для этого необходимо быть всегда в курсе или на шаг впереди, в любых вопросах и темах, чтобы иметь возможность помочь при возникающих трудностях.
3. ПР идёт рука об руку с умениями и навыками 21
века, такими как: умение решать проблемы, навыки критического мышления, совместная работа, креативность и так далее. Проекты дают возможность обучаемым стать настоящими исследователями 21 века, которые будут идти в ногу с новым миром полным разных изменений и знаний.
4. ПР вовлекает студентов в решение вопросов из реальной жизни. В идеальном варианте, в конце проекта, студенты приходят к какому-то решению или конечному продукту, что является результатом их исследования или изучения. Оформление результатов, которые будут ответами на актуальные, злободневные вопросы, позволит получить студентам, не только представление о том, с чем они столкнуться в будущем, но и позволит им чётко осознать ту реальности, которая их окружает.
5. ПР обеспечивает значимую и эффективную практику иностранного языка. Хотя многие преподаватели считают такую практику достаточно сложной, тем не менее, если процесс будет хорошо спланирован и организован, обучающиеся смогут получить максимально позитивный опыт, поскольку будет создаваться не только реальная необходимость общения на иностранном языке, но и необходимость упорядочивания контента при разработке продукта и сотрудничества с членами других команд.
6. ПР включает в себя студенческие сообщества. Темы проектов должны отражать нужды и интересы студенческих союзов. В идеале, всегда необходимо иметь аудиторию, с которой участники проекта могут делиться своими интересными и близкими слушателям идеями и находками.
7. ПР требует использования аутентичных материалов, поэтому контент проекта должен быть такой, который будет актуален во всём мире. Статьи из журналов и газет, мировые новости, интервью со знаменитостями, всё это может быть темами проектов. При этом не следует забывать, что аутентичность - ключевой фактор для эффективной языковой практики.
8. ПР требует междисциплинарного подхода. Проекты позволяют преподавателям из разных сфер трудиться вместе, для того, чтобы показать обучающимся, что знание есть не отдельно взятые факты и постулаты, а что это - великолепный микс различных идей, практик и теорий, которые дополняют друг друга.
9. ПР стимулирует саморазвитие как студентов, так и преподавателей. Процесс подготовки проекта может потребовать от его участников знаний, которые будут связаны с совершенно различными и даже совсем незнакомыми сферами деятельности. Для получения этих знаний необходимо будет находить, осваивать и узнавать что-то новое.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что работа в проекте - это не простая задача. Она основана на концепциях, с которыми большинство из нас знакомы, однако, в силу тех или иных обстоятельств, не так интенсивно и широко их используют в высшем образовании. Таким образом, ПР вовлекает студентов в решение вопросов из реальной жизни, способствует развитию автономии студента. В работе над проектом, преподаватель более не является ключевой фигурой, как это было при использовании традиционных методов и приёмов обучения. Он только следит за процессом и направляет его, помогая с переводом незнакомой лексики, которая может понадобиться при проведении исследования. Студент сам отвечает за свои действия и полученную информацию, что сделает его деятельность более динамичной, значимой и интересной. ПР требует отдельного места в образовательных концепциях и постоянной готовности и желания перемен, если они продиктованы необходимостью развития и улучшения процесса обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гудкова С.А. Сыротюк С.Д. Универсальная система показателей деятельности для формирования актуальной компетентности
Burenkova Diana Yuryevna PROJECT-BASED LEARNING ...
pedagogical sciences
персонала// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.-Тольятти: Издательство «Волжский университет имени В.Н. Татищева», 2012. №1 (25), с. 80-91.
2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005. - 59 с.. 2005
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. — М: Издательский Центр «Академия», 2001. — с. 66.
4. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. — сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. — Волгоград: Учитель, 2010. — 191 с.
5. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико — ориентированные технологии / авт. — сост. М.В. Русинова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 175 с
6. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
7. Дмитриева Д.Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов — медиков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 25-28.
8. Фролова М.И. Педагогические методы формирования общекультурных компетенций и толерантности личности в процессе художественного образования (на примере проектной методики) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 294-297.
9. Демушкина О.С. Личностные характеристики сотрудников команды проекта как фактор эффективности проектной деятельности в сфере информационных технологий //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 269-272.
10. Рубцова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного (на примере метода проектов) //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 65-72.
11. Слепенкова Е.А., Лебедева И.В. Проектные технологии в изучении педагогических дисциплин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 265-269.
12. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.
13. Assessing Trust and Effectiveness in Virtual Teams: Latent Growth Curve and Latent Change Score Models Michael D. Coovert, Evgeniya E. Pavlova Miller, Winston Bennett Jr Social Sciences — Open Access Journal. 2017; https://www.mdpi.com/2076-0760/6/3/87/htm
14. Armstrong, Thomas. Multiple Intelligence in the Classroom. Association for Supervision and Curriculum Development. 1994.
15. Gerald Prein. Erich Sass. Lernen im freiwilligen Engagement und gesellschaftliche Partizipation/ Gerald Prein. Erich Sass // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft September 2009, Vol. 12, No 3, P. 529-547.-1SSN1434-663X (https://rd.springer.com/article/10.1007/s11618-009-0086-y)
16. Jane R. Caulton. The Development and Use of the Theory of ERG: A Literature Review //Emerging Leadership Journeys. 2012. Vol.5 Iss.1. PP. 2-8. — URL: https://www.regent.edu/acad/global/publications/elj/vo-l5iss1/ELJ_Vol5No1_Caulton_pp2-8.pdf (дата обращения: 03.01.2019).
17. Nelson, Kristen. Developing Students' Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О. В. Евстифеевой.
18. Person-Centered Learning using Peer Review Method An Evaluation and a Concept for Student-Centered Classrooms Dominik Dolezal, Alexandra Posekany, Christoph Roschger, GottfriedKoppensteiner, Robert Pucher — International Journal of Engineering Pedagogy. 2018;http://on-line-journals.org/index.php/i-jep/article/view/8099/4829
19. Promoting students' reflections in organisational improvisation arrangement between higher education and workplaces Tiina Rautkorpi, Laura-Maija Hero—Nordic Journal of Vocational Education and Training. 2017; http://www.njvet.ep.liu.se/issues/2017/v7/i1/02/njvet_17v7i1a2.pdf
20. Гарднер Говард. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М., СПб., К.: Вильямс,2007.512с.
21. https://economics.studio/osnovy-biznesa/tipyi-intellekta-29893.
html
Статья поступила в редакцию 26.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
28
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)