6. Юсупова, Т.Г. Социально-личностное развитие младших подростков в условиях иноязычной образовательной среды [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Юсупова. - М., 2011. - 21 с.
References
1. Preschool pedagogy on the bases of education and training techniques: the textbook for high school. The standard of the third generation / edited by A.G. Gogoberidze, O.V. Solntseva. SPb.: St. Petersburg, 2015. P. 464. [in Russian].
2. Zeer E.F. Psychology of professional education: manual. M.: Published by Moscow psychological and social institute; Voronezh: Izd-vo NPO MOLEK, 2003. P. 480. [in Russian].
3. Personality in education / Edited by N.B. Krylova. M.: B.I., 2004. P. 206. [in Russian].
4. Mikhaylov-Svirskaya L.V. Individualization in preschool education: teacher's book. M.: Obrazovaniye, 2015. P. 128. [in Russian].
5. Psycho-pedagogical maintenance of development of a preschool child in educational process: the monograph / Ed. by L.V. Trubaychuk. - Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2014. - 184 pages. [in Russian].
6. Yusupova T.G. Social and personal development of younger teenagers in conditions of the foreign-language educational environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2011. P. 21. [in Russian].
Сведения об авторе: Уразова Альбина Рамазановна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования,
факультет дошкольного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: urazova.2011@list.ru
Information about the author: Urazova Albina Ramazanovna,
Candidate of Pedagogic Sciences, Senior Leactutre
Department of the Theory, Technique and Management of Preschool Education Faculty of Preschool Education South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: urazova.2011@list.ru
УДК 371.01 ББК 74.202.46
В.В. Усынин, Е.Ю. Волчегорская, И.В. Верховых
проектная и исследовательская деятельность младших школьников как фактор повышения качества естественнонаучного образования1
В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естественнонаучного образования. Раскрываются особенности проектной и исследовательской деятельности в начальной школе. Описывается опыт работы МАОУ «Лицей 97» г. Челябинска по организации проектной и исследовательской деятельности по естественнонаучному направлению.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
1Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта по конкурсу ФЦПРО - 2.3-03-01 «Система управления качеством образования в школе».
V. V. Usynin, E. Y. Volchegorskaya, I. V. Verkhovikh
project and research activities of elementary schoolchildren as a factor for increasing quality of science education1
The article discusses organization of science education in elementary school. Special attention is given to design and research activities as effective modalities of science education. The authors define peculiarities of project and research activities in elementary school. The study also describes the experience of MAOU "Lyceum 97 of Chelyabinsk" in organization of project and research activities in natural science areas.
Key words: science education, project activity, research activity, primary school pupils.
В последние годы в российской и зарубежной педагогике все чаще поднимается вопрос о важности и необходимости естественнонаучного образования на начальной ступени школьного образования, формирующей фундамент образования человека. Основная цель естественнонаучного образования - воспитывать способность детей понимать мир природы и общаться с ним. Таким образом, интеграция фундаментальных основ естествознания, с одной стороны, и компонентов социальной науки - с другой, является очень значимой сферой учебного процесса в начальной школе. При этом дети не только любят деятельность, основанную на научных методах и результатах исследований природы от простого наблюдения до примитивной обработки данных, но и сама эта деятельность стимулирует их интерес к природе и окружающей среде. Иностранные исследователи часто подчеркивают, что естественнонаучное образование в начальной школе является «формой организации учебного процесса, когда ученики знакомятся с основными методами исследования, изучают легко понятные элементы методологии исследования, получают знания и навыки для индивидуального изучения явлений природной и экологической жизни» [5]. Однако зачастую интеграция естественных наук и социальных компонентов носит механический, непоследовательный и неси-
стемный характер. Учителя сами склонны интенсивно объяснять, рассказывать и устанавливать сходства и различия в природных явлениях. Школьники чаще всего остаются пассивными наблюдателями, которым предоставляется редкая возможность исследований. Понятно, что знания учеников о неживой природе, полученные в процессе естественнонаучного образования в начальной школе, не являются исчерпывающими, но детская когнитивная деятельность положительно влияет на качество их знаний [6].
Недостаточное внимание к научным исследованиям в области естественных наук является одной из причин, по которым «мир науки» ученикам не очень нравится. Это может повлиять на дальнейшее естественнонаучное образование в основной и средней школе. При этом накопленный личный опыт детей и их социальные возможности слишком бедны, чтобы дать им возможность самостоятельно узнавать и воспринимать сложные явления природы (например, ребенок не может понять, почему в лесу темнеет быстрее, почему сломанное дерево не может расти снова и т.д.). Педагог должен стать помощником на пути ребенка к познанию, но не просто отвечать на вопросы, а помогать детям находить правильные ответы на интересующие их проблемы.
К основным формам получения естественнонаучного образования в началь-
!This article was prepared with the financial support of the grant competition, FCPRO - 2.3-03-01 "The education quality management system in schools".
CÙ
0 к ü s s I
1 го
-O Cû
^ о
О to
Ü ГО
^ О
3 2 чо го i
г го
_й X
I- о
? 1
-û CÛ
5 о
<и о
4 ф К Го ГО fû Ü H о О _û ф с т аЗ го н *
5 1 5 S
Ш É
о _Q
о m
s о
s i=
« £
го 2
Е ^
Е го ф-&
0 ü Р
С Ü
-О
ш о
X ^
ф ш
Ш
К ГО ¡£ о
£ ф т с; о ш
2 и]
I
£ т Ш
ной школе относятся уроки «Окружающего мира», экскурсии по естествознанию, внеурочные занятия. Превратить пассивного ученика, получающего знания о взаимоотношении человека и природы, в активного исследователя возможно за счет включения в уроки и внеурочные занятия проектной и исследовательской деятельности, позволяющей младшим школьникам сделать «что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат» [2].
Особенности возрастного развития младших школьников определяют специфику проектной и исследовательской деятельности на начальной ступени обучения. В начальной школе выбранная ребенком тема проекта будет, скорее всего, связана с изучаемым им учебным предметом. При этом нужно помнить, что выбранная тематика проекта или исследования должна быть интересна учащемуся начальных классов и находиться в зоне ближайшего развития для того, чтобы обеспечить мотивацию его включения в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность [4].
Проектная и исследовательской деятельность в начальной школе направлена на решение творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Данные виды деятельности в начальной школе имеют много общего. Так, например, очень часто совпадают их общественно-значимые цели и задачи. Структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты: и в том, и в другом случае необходимо выполнить анализ существующих исследований в данной области; определить цель, в соответствии с которой выбрать средства и методы; составить план работы с указанием сроков реализации каждого этапа; организовать проект или провести научное исследование; оформить результаты работы и подготовить презентацию результатов своего труда. Хорошо организованная работа над проектом или исследованием спо-
собствует интеллектуальному, личностному развитию школьников, формированию умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в МАОУ «Лицей 97» г. Челябинска является одним из компонентов общешкольной системы естественнонаучного образования. Данная деятельность осуществляется в несколько этапов.
Первый этап - погружение в проект. На данном этапе учитель помогает младшему школьнику сформулировать проблему проекта, сюжетную ситуацию, его цели и задачи. Дети принимают (или отвергают) тематику проектной деятельности, уточняют ее и конкретизируют цели и задачи проекта. На данном этапе младший школьник должен ответить на такие вопросы, как: «Почему этот проект важен для меня?», «Зачем мы делаем этот проект?», «Какими способами мы можем решить поставленную в проекте проблему?», «Что будет являться результатом нашего проекта?». Вместе с педагогом школьники планируют мероприятия, прогнозирут получаемый результат. В лицее разработаны основные правила для достижения успеха в проектной деятельности на первом этапе его реализации. Для того чтобы дети почувствовали себя полноправными участниками проекта, перед тем, как сформулировать тему, обязательно проводится совместное обсуждение актуальной проблемы для разработки проекта. При этом младшим школьникам предлагается ряд тем, на которые могут опираться дети с разными стартовыми знаниями. Для эффективной проектной деятельности используется формат разновозрастных и разноуровневых групп, который облегчает выбор приёмов и методов исследования, а также быстрый прогресс всех участников проекта. Постепенно степень самостоятельности младших школьников в работе над проектом повышается: они сами начинают выбирать тему проекта, пытаются увидеть и сформулировать проблему, найти, проанализировать и обработать информацию, а также выдвинуть гипотезу.
Остановимся на характеристике приемов, которые направлены на обучение младших школьников выдвижению гипотез.
1. Учитель предлагает детям найти как можно больше ответов на вопросы. Например, к вопросу «Как птицы узнают дорогу на юг?» предлагаются следующие ключевые слова: предположим, допустим, возможно, что, если, может быть.
2. Детям необходимо перечислить обстоятельства, при которых какие-либо предметы будут или очень полезными, или совершенно бесполезными и вредными (например, предлагается с разных точек зрения оценить «стул», «яблоко», «вазу»).
3. Детям предлагается представить себя экспериментаторами и дать как можно больше ответов на вопросы (например: Что можно сделать из куска бумаги? Если бы озеро стало столом, чем были бы лодки? Что будет, если люди научатся читать мысли других?).
Второй этап - организация проектной деятельности. На данном этапе учитель предлагает детям организовать группы, распределить задания в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, определить возможные формы презентации результатов. Используются такие виды презентаций проектов, как иллюстрация фактов, событий; научный доклад; проведение пресс-конференции, телепередачи; организация экскурсии; выступление на научной конференции; инсценировка события, проведение деловой игры.
Третий этап - реализация проекта. Деятельность учителя заключается в проведении консультаций по реализации проекта. При этом младшие школьники самостоятельно, каждый в соответствии со своим заданием и сообща «добывают» необходимые знания, готовят презентации.
На четвертом этапе подводятся результаты реализации проекта. Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать и осуществлять работу, дают взаимооценку проектной деятельности и ее результативности. Основными форма-
ми презентации результатов проектной деятельности являются: выставка; видеоклип, видеофильм; газета, буклет; сценарий экскурсии и т.д. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый младшими школьниками с целью демонстрации результатов проектной деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность естественнонаучной направленности реализуется в лицее на уроках-исследованиях и уроках-проектах [3, с. 105]. В первом случае младшие школьники изучают теорию по выбранной проблематике, находят методики исследования и учатся их использовать; подбирают необходимый материал (информацию), анализируют и обобщают его, подтверждая его научными данными и делая собственные выводы; представляют полученные результаты, основные выводы по проблеме исследования, оценивают и анализируют проделанную работу.
На уроке-проекте младшие школьники определяют цели и задачи проекта; выявляют доступные и оптимальные ресурсы для деятельности; планируют деятельность, распределяют роли; организуют деятельность по реализации проекта; представляют результаты проекта; анализируют и оценивают свою работу.
Проектная и исследовательская деятельность в МАОУ «Лицей 97» осуществляется и во внеучебное время. В рамках внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для младших школьников организована работа по курсам «Почемучки», «Юный эрудит», «Расчетно-конструкторское бюро», «Путешествие в компьютерную долину». В рамках внеурочной деятельности социального направления ученики начальных классов посещают занятия внеурочного курса «Мы и окружающий мир», активно участвуя в проведении исследований и создании проектов.
Одним из способов повышения качества естественнонаучного образования младших школьников является организация проектной и исследовательской деятельности на базе метапредметной лаборатории «Неуроки» в рамках сетевого взаимодействия с ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ».
ш о
X
.0 ц
о ¡£ 3
го
ю £ О
чо го _
Ф о
Ь <и
к |-
ф о
ч ф
К Го
го р
!а£ н
о О
.0 Ф
с т
аЗ го
н *
2 1
с; в
о .0
о ш
^ о
« £
го 2
Е ^
£ го
ф-&
° ^
а-И
С ^
X -О
ш о
X ^
ф ш
Ш
К ГО ¡£ о
£ ф т с; о ш
й и]
Данная лаборатория оснащена различным цифровым оборудованием, с помощью которого ученики третьих и четвертых классов могут проводить научные исследования предметов и явлений окружающего мира. Также на занятиях в лаборатории младшие школьники получают новые знания для создания проектов естественнонаучной направленности: знакомятся с лазером; узнают об особенностях света, звука, магнитного поля, о звездах и планетах; измеряют собственный пульс и температуру и т.д.
Все это расширяет кругозор младших школьников в области естественных наук, повышает мотивацию к изучению предметов и явлений окружающего мира, желание изучать, творить, делать субъективно новые открытия. В течение учебного года школьники принимают участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня: лицейской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», открытой олимпиаде по экологии «Звезды Урала», муниципальном этапе областного конкурса «Тропинка», городской научно-практической конференции юных краеведов «Мой первый доклад» и др.
Результативность проектной и исследовательской деятельности обучающихся лицея можно отметить на примере трех основных конкурсов младших школьников: «Шаг в будущее», «Умники и умницы» «Интеллектуалы XXI века» [1]. За последние три года обучающиеся лицея около 100 раз становились победителями и призерами данных конкурсов.
Фундамент, заложенный на ступени начального общего образования, является залогом плодотворной научной и творческой деятельности на следующих этапах школьной жизни, когда обучающиеся создают более серьезные проекты, решая тем самым более сложные научные задачи. Проектная и исследовательская деятельность являются неотъемлемой частью внеурочных курсов на средней ступени обучения, таких как «Юные фи-
зики», «Друзья природы», «Мы познаем мир», «Человек и его здоровье», «Многообразие животного мира», «Биология вокруг нас» и др.
С целью подготовки школьников к исследовательской деятельности в МАОУ «Лицей № 97» функционирует «Академия юного исследователя», в работе которой принимают участие не только обучающиеся, но и их родители. В рамках «Научного марафона» обсуждаются требования к исследовательской работе, определяются объект, предмет и цель исследований.
Предметные недели, являясь одной из форм внеурочной деятельности, также направлены на повышение качества естественнонаучного образования. Элементы проектной и исследовательской деятельности школьников заложены в ключевых мероприятиях Недели математики (выступления учащихся с докладами по темам научных работ по математике; презентация материалов о происхождении математических терминов; конкурс эссе на тему «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук; выставка математических кроссвордов; презентации на тему «Великие математики»), Недели информатики (проект «1Т РгсуесЛаЬ, гонки роботов) и Недели естествознания (защита проектных работ; выпуск газеты «История химии»).
В рамках итоговой научно-практической конференции «Наука в лицее: от замысла до научного открытия» Научного общества учащихся ребята представляют результаты своих научных исследований (статистика черных дыр; нейтрино; исследование способов обеспечения энергетической автономности мобильного робота; облачные технологии и др.) и проектной деятельности (проект зоны отдыха на месте бывших промышленных карьеров в Челябинской области; проект прибора для разогрева и бесконтактного контроля температуры детского питания и пр.).
I -О
£
т
т
Библиографический список
1. Асаинова, А.С. Организация проектной деятельности на уроках математики как условие интеллектуального развития учащихся [Текст] / А.С. Асаинова // Самообразование как фактор разви-
тия профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного развития образовательной организации: сб. материалов науч.-практ. конф. /под общ. ред. В.В. Усынина. - Челябинск, 2017. - С. 128-132.
2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
3. Самойловская, Р.В. Содержание, виды и формы проектно-исследовательской деятельности младших школьников в МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска [Текст] / Р.В. Самойловская // Инновационная деятельность лицея как фактор успешной реализации ФГОС общего образования (из опыта работы педагогического коллектива МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска): сб.ст. /авт.-сост. И.М. Ва-силькова, Л.В. Лейнгард. - Челябинск, 2016. - C. 102-106.
4. Технология проектов в профессиональной деятельности педагогов: монография [Текст] / авт.-сост. Н.П. Несговорова. - Курган: Издательство КГУ, 2013. - 315 с.
5. Laurukenaite V. The importance of strengthening of natural science éducation in a primary school. Problems of Education in the 21st Century, 2009. №11. P. 5-9.
6. Sapokiene E. Aplinkotyra. Mokomoji knyga jaunimui. Vilnius: Leidybos centras, 1994. P. 256.
References
1. Asainov A.C. Organization of project activities at mathematics lessons as a condition of intellectual development of students. Self-education as a factor of development of professional competence of teachers in the conditions of innovative development of educational organizations: Coll. materials. of pract. Conf. under the General editorship of V. V. Usynin. Chelyabinsk, 2017. P. 128-132. [in Russian].
2. Pakhomova N.Yu. Method of educational project in an educational institution: Handbook for teachers and students of pedagogical universities. 3 izd-e. isp. i dop. M: ARKTI, 2005. P. 112. [in Russian].
3. Samoilovsky R.V. Contents, types and forms of project and research activity of elementary schoolchildren in MAOU "School № 97 of Chelyabinsk". Innovative activity of the College as a factor in the successful implementation of the GEF General education (from the experience of the teaching staff of MAOU "School № 97 of Chelyabinsk"): collection of articles /ed.-comp. I.M. Vasil'kova, L.V. Lengard. Chelyabinsk, 2016. P. 102-106. [in Russian].
4. Technology projects in professional activities of teachers: monograph. Ed.-comp. N.P. Nesgovorova. Kurgan: Publishing house of KSU, 2013. P. 315. [in Russian].
5. Laurukenaite V. The importance of strengthening science education in primary school. Problemy obrazovaniya v 21 veke, 2009. № 11. P. 5-9. [in Russian].
6. Sapokiene E. Aplinkotyra. Mokomoji knyga jaunimui. Vilnius: Leidybos centras, 1994. P. 256. [in Estonian].
Сведения об авторах: Усынин Вячеслав Васильевич,
кандидат педагогических наук, директор МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: usinin.v1963@gmail.com
Волчегорская Евгения Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: evgvolch@list.ru
Information about the authors: Usynin Vyacheslav Vasilievich,
Candidate of Sciences (Education), Director of MAOU «School № 97 of Chelyabinsk», E-mail: usinin.v1963@gmail.com
Volchegorskaya Evgeniya Yurievna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: evgvolch@list.ru
m о
S X _й
О
3
го
ю х о
чо го _
Ф о
t <и
к I-
ф о
4 ф К Го ГО fû Ü H о О
_Q ф
с т
аЗ го
н *
5 1 5 S
ш Ё
о _о
о m
s о
s "=
* £
го 2
£ ^
£ го
Ф-&
0 ^
г®
С Ü
Верховых Ирина Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: verhovihiv@cspu.ru,
Verkhovikh Irina Valerievna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Pedagogy,
Psychology and Subject Methods
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: verhovihiv@cspu.ru
.с
H
0
1
Ó «
го
О
£
<u
T
c; о m
2 uJ
i .0
£
m
03
УДК 371.01 ББК 74.202.46
В.В. Усынин, Е.Ю. Волчегорская, С.Н. Фортыгина
разбитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного
и младшего школьного возраста средствами lego-конструирования1
В статье рассматривается специфика развития креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами LEGO-конструирования. Описаны формы и способы организации занятий с применением конструктора LEGO Duplo, LEGO WeDo и программы виртуального программирования LEGO Digital Designer.
Ключевые слова: креативно-технологические способности, LEGO-конструирование, дети дошкольного и младшего школьного возраста.
V.V. Usynin, EYu. Volchegorskaya, S.N. Fortygina
development of creative-technological abilities in preschool and primary school children with the use of lego-design2
The article considers the specificity of the development of creative and technological abilities in preschool and primary school children by means of LEGO-design. The authors describe the forms and methods of organizing classes with the use of LEGO Duplo, LEGO WeDo and the virtual programming tool of LEGO Digital Designer.
Key words: creative-technological abilities, LEGO-design, preschool and primary school children.
Исследователями давно было замече- процесс требует, со своей стороны, ис-
но, что идеальное осуществление любого пользования соответствующих техноло-
технологического проекта практически гических алгоритмов. История науки и
недостижимо, при этом все отклонения техники усеяна проектами, которые не
от него необходимо осуществлять с эле- сработали не из-за каких-либо ошибок
ментами творчества. Но и творческий в технологии, а скорее из-за того, что
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта по конкурсу ФЦПРО - 2.3-03-01 «Система управления качеством образования в школе».
2This article was prepared with the financial support of the grant competition, fcpro- 2.3-03-01 "the quality management System of education in the school".