Научная статья на тему 'Проектная деятельность в практике управления сферой культуры Российской Федерации'

Проектная деятельность в практике управления сферой культуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1982
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL SPHERE / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT APPROACH / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Магомедов Магомед Низарович, Носкова Надежда Александровна

На современном этапе развития общества социально-культурная деятельность играет ведущую роль в формировании гармонично развитой личности. С каждым днем культурные и духовные потребности граждан возрастают, в итоге усложняется и сам процесс оказания культурных услуг. Сложившиеся подходы к организации культурной деятельности не отвечают возросшим запросам общества, а также не могут в полном объеме реализовать задачи государственной культурной политики. Возникает необходимость в поиске инновационных форм организации культурной деятельности. С учетом этого в статье рассматриваются существующие успешные практики применения проектного подхода к управлению сферой культуры, обосновываются особенности и перспективы проектной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Магомедов Магомед Низарович, Носкова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES IN THE MANAGEMENT PRACTICEIN THE SPHERE OF CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Socio-cultural activity plays a leading role in the formation of a harmoniouslydeveloped personality at the current society development. Every day the culturaland spiritual needs of citizens increase, as a result, the process of providing cul-tural services becomes more complicated. The existing approaches to the organi-zation of cultural activities do not meet the increased demands of the society,and cannot fully implement the tasks of the state cultural policy. There is a needto find innovative forms of cultural activities organization. The article dealswith the existing successful practices of the project approach to the managementof the sphere of culture, the features and prospects of project activities in Russia.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в практике управления сферой культуры Российской Федерации»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROJECT ACTIVITIES IN THE MANAGEMENT PRACTICE IN THE SPHERE OF CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 351.85 (470) DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.15.24

МАГОМЕДОВ Магомед Низарович

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, m.n.magomedov@mail.ru

MAGOMEDOV, Magomed Nazarovich

Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, m.n.magomedov@mail.ru

НОСКОВА Надежда Александровна

старший преподаватель кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, raccoony2006@mail.ru

NOSKOVА, Nadezhda Aleksandrovna

Senior Lecturer at Project Activities in Cinematography and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, raccoony2006@mail.ru

Аннотация.

На современном этапе развития общества социально-культурная деятельность играет ведущую роль в формировании гармонично развитой личности. С каждым днем культурные и духовные потребности граждан возрастают, в итоге усложняется и сам процесс оказания культурных услуг. Сложившиеся подходы к организации культурной деятельности не отвечают возросшим запросам общества, а также не могут в полном объеме реализовать задачи государственной культурной политики. Возникает необходимость в поиске инновационных форм организации культурной деятельности. С учетом этого в статье рассматриваются существующие успешные практики применения проектного подхода к управлению сферой культуры, обосновываются особенности и перспективы проектной деятельности в России.

Ключевые слова: сфера культуры, проектный менеджмент, проект, проектный подход, культурная политика.

© Магомедов М. Н., Носкова Н. А., 2019.

Abstract.

Socio-cultural activity plays a leading role in the formation of a harmoniously developed personality at the current society development. Every day the cultural and spiritual needs of citizens increase, as a result, the process of providing cultural services becomes more complicated. The existing approaches to the organization of cultural activities do not meet the increased demands of the society, and cannot fully implement the tasks of the state cultural policy. There is a need to find innovative forms of cultural activities organization. The article deals with the existing successful practices of the project approach to the management of the sphere of culture, the features and prospects of project activities in Russia.

Key words: cultural sphere, project management, project approach, cultural policy.

Термин «проект» происходит от латинского слова рго^есШэ, что в буквальном переводе означает «брошенный вперед». Различные авторы трактуют понятие «проект» по-разному, однако во всех определениях прослеживается некоторая общность подхода, а именно: проект представляет собой специфический объект управления, который характеризуется комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижение генеральной цели, а также имеет временные, ресурсные и бюджетные рамки. Согласно российскому законодательству под «проектом» подразумевается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений [1]. В международном сообществе дается следующее определение проекта -временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [2].

Необходимо отметить, что не менее важным обобщающим для всей проектной деятельности показателем, несмотря на столь разнообразные подходы к его сущностным особенностям, яв-

ляется конечный результат - инновационный продукт. Итогом любой проектной деятельности должно стать определенное новшество (новация), которое обеспечит достижение поставленной цели.

Сегодня проектное управление прочно вошло в инструментарий государственного управления всеми отраслями народного хозяйства, в том числе и культурой.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед Правительством РФ была поставлена задача - разработать национальный проект в сфере культуры, который позволил бы решить ряд частных задач, к важнейшим из которых относятся:

1. Укрепление российской идентичности.

2. Создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов.

3. Обновление материально-технической базы учреждений культуры для детей.

4. Продвижение талантливой молодежи во всех областях культуры и искусства.

5. Возрождение и развитие культуры села.

На сегодняшний день структура национального проекта включает в себя три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». Генеральной целью национального проекта является увеличение к 2024 г. числа граждан, вовлеченных в культуру, путем создания современной инфраструктуры культуры, внедрения в деятельность организаций культуры новых форм и технологий, поддержки культурно-творческих инициатив [3].

В Российской Федерации проектная деятельность в социально-культурной сфере явление отнюдь не новое, однако отсутствие системного подхода и государственной регламентации деятельности вызывает «разброс» в механизмах реализации проектов и внедрения инновационных социокультурных продуктов. Тем не менее для повышения эффективности проектного управления в сфере культуры необходимо провести комплексный анализ уже существующих практик проектной деятельности. На основе этого анализа необходимо выявить сильные и слабые стороны существующих проектных практик, учет которых в дальнейшем позволит сократить проектные риски и повысить эффективность проектов.

Главным инновационным прорывом для всей сферы культуры стало информационное обеспечение отрасли, которое выразилось в создании информационно-коммуникационного пространства взаимодействия организаций культуры, органов власти и общества (потребителей культурных услуг). Внедрение информационных технологий в сферу культуры предоставляет широкие возможности для преодоления неравенства в степени доступности культурных благ, вызванного географическими особенностями страны, социальным статусом граждан и факторами экономического характера.

В 2013 г. были созданы интернет-порталы «Культура.РФ» и «История.РФ». В свободном и бесплатном доступе там размещено все многообразие культурного наследия и традиций народов России в оцифрованном виде. Регулярно проводятся онлайн-транс-ляции из ведущих музеев и театров страны, аккумулируется актуальная афиша культур-

ной жизни в мегаполисах, регионах и малых городах. Портал «Культура.РФ» с 2017 г. является главной информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры: «Библионочь», «Ночь музеев», «Ночь кино», «Ночь искусств». Данные акции являются также наглядным отображением эффективного проектного менеджмента в сфере культуры. В разное время удачно запущенные культурно-образовательные проекты сегодня являются неотъемлемой частью культурной жизни общества, ежегодно демонстрирующие возрастающие показатели вовлеченности граждан в мероприятия проектов.

Проектная деятельность в музейном деле также показывает положительные результаты. Так, по состоянию на 2017 г., создано 87 виртуальных музеев (в 2013 г. их было 34), которые позволили жителям самых отдаленных уголков России познакомиться с культурным достоянием страны [4]. Количество посещений виртуальных музеев в 2017 г. составило 14 млн, что в пять раз больше данного показателя в 2013 г.

Дополнительное новшество было разработано и внедрено в помощь посетителям музеев. Платформа «Артефакт» [5] позволила всем российским музеям бесплатно использовать самые современные технологии и проводить выставки в формате дополненной реальности. Посетителю музея достаточно навести смартфон с установленным приложением «Артефакт» на картину, и он сам идентифицирует экспонат, укажет его название и автора, а также позволит узнать детали сюжета или воспроизведет аудиозапись, рассказывающую об этом экспонате.

Модернизация коснулась и библиотек. Сегодня сохранение библиотек, как базового источника знаний и исторической памяти, невозможно без внедрения новых подходов к организации их деятельности. В связи с этим на федеральном уровне в 2014 г. был разработан «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», который предполагает создание информационно-образовательного библиотечного пространства [6]. С 2015 г. в этой области реализуются более 10 пилотных проектов.

Важно отметить, что многие библиотеки, особенно регионального уровня и ниже, самостоятельно внедряют в практику новаторские проекты.

В качестве примера инновационного подхода к библиотечному делу можно привести Детскую библиотеку «Город» [7]. Данная библиотека не организована в формате модельной библиотеки, однако инновации, внедренные в работу, сделали ее привлекательной для детей и их родителей. Библиотека активно внедряет в свою деятельность информационные технологии, без чего уже трудно представить современного ребенка и его родителей, а именно: беспроводной Интернет, он-лайн заказ и продление срока пользования книгами, компьютеры для работы с электронными изданиями, продвижение и реклама библиотеки в социальных сетях и т. п. Помимо этого пространство библиотеки представляет собой некий тематический парк под названием «Город. Возможности пространства».

Также культурно-творческой особенностью данной библиотеки, как культурного пространства, является реализация проектов для детей разных возрастов и родителей: «Я - Блогер», «Рисуем как Мастера», «Клуб семейной сказки Лукоморье», «Устный журнал Почемучка».

Такой подход к развитию библиотек позволит повысить их востребованность у современного молодого поколения. Также появляется потенциал для развития деятельности по привлечению спонсорской поддержки и инвесторов.

Инновационные проекты внедрены и в библиотеках, например, Алтайского края. Так, в качестве примера рассмотрим Центральную библиотеку города Рубцовска. По инициативы руководства этой библиотеки совместно с администрацией была организована виртуальная справочная служба «Спроси об Алтае» [8].

Цель данного проекта - обеспечение более полного, качественного и эффективного доступа к информации об Алтайском крае. Уникальной особенностью такой виртуальной справочной службы стал ее контент - информация об Алтайском крае как культурном,

историческом, образовательном и промышленном центре.

В мире искусства проектная деятельность также весьма популярна. Так, культурно-образовательный проект «Дальневосточное наследие» направлен на привлечение внимания молодого и детского поколения к вопросам сохранения уникального культурного и исторического наследия Дальнего Востока России [9]. В частности, по итогам конкурса была издана книга, объединившая три сотни фотографий, участвовавших в фотоконкурсе, - фотоальманах «Дальневосточное наследие».

Ставропольский Краевой музей изобразительных искусств в рамках долгосрочной программы «Художники Ставрополья» и мероприятий к 55-летию образования музея в 2016 г. провел выставочный проект «Легенды ставропольского искусства» [9]. В экспозиции были представлены художники, чьи имена уже принадлежат истории. Они относятся к разным поколениям, придерживаются зачастую противоположных взглядов и классических традиций, что придает по-своему уникальному явлению «ставропольское искусство» и универсальность, и своеобразие.

Привлечение молодежи к культурной жизни является важнейшим условием реализации государственных программ культурного развития и сохранения объектов культурного наследия. Воспитание и привитие детям интереса и уважения к культуре и искусству своего народа позволяют в дальнейшем сформировать общество с идеями необходимости бережного отношения к культурным ценностям во всех формах их выражения.

В современной России ключевым инвестором в культуру по-прежнему является государство. Однако сфера культуры уже давно перешла из чисто социальной отрасли экономики в потенциально коммерчески успешную. В связи с этим возникает необходимость более активного вовлечения бизнес-структур в реализацию культурных проектов. Вторым важным ресурсом софинансирования культурных инициатив, особенно на уровне организаций и творческих коллективов, являются меценаты и благотворители. Российское законодательство с каждым годом совершенствует нормативно-

правовую базу с целью создания благоприятной среды для вышеуказанных категорий инвесторов. Как уже было отмечено, для расширения меценатской и благотворительной деятельности необходимо «растить» поколение с пониманием того, что культура - это не только бизнес в классическом его понимании, но и возможность сохранения богатейшего культурного наследия посредством самостоятельно безвозмездного участия [10].

Помимо капитальных вложений в культуру, важным ресурсным элементом любого культурного проекта являются кадры. Сегодня государство, осознавая значимость трудового потенциала для культурных проектов, использует инструменты всевозможной поддержки волонтерства. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день в России созданы весьма благоприятные условия для привлечения в сферу культуры не только бюджетных средств, но и средств бизнес-сообществ, волонтеров, меценатов, благотворителей, фондов.

Как показывают проводимые исследования, сегодня бизнес-структуры выступают активными соинвесторами с государством в рамках реализации культурной политики в условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Такое взаимодействие выгодно как государству, так и организациям, и обеспечивает достижение следующих главных целей:

• формирование у общества правильных ориентиров культурного воспитания;

• дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение проектов и др. [11].

Механизм ГЧП в сфере культуры предоставляет бизнесу открытый путь к новым сферам экономики - в частности, к креативной экономике, что особенно важно и актуально в условиях обостряющейся конкуренции. Пилотные практики проектов ГЧП, существующие в регионах Российской Федерации, показывают, что такой подход возможен. Более того, в современных условиях обеспечение высоких и устойчивых темпов развития территории, достижение стратегических целей невозможно без тесного сотрудничества органов власти с представителями частного бизнеса. Поэтому в

широком смысле ГЧП - это не только юридическая конструкция концессионного соглашения, но и попытка создать новые механизмы привлечения инвестиций в культуру [12].

В целом общие направления ГЧП в сфере культуры представлены на рисунке 1.

Уникальный проект, который «вырос» на основе ГЧП в самостоятельный прибыльный бизнес - культурно-образовательный центр -«Этномир» [13] (Калужская область, Центральный ФО). Он позволяет всем желающим познакомиться с жизнью, традициями и культурой народов мира. В «Этномире» каждый сможет стать жителем любого этнодвора, ощутив на себе всю многогранность культуры и обогатив себя новыми знаниями о жизни и традициях народа.

В «Этномире» предусмотрены следующие социально-культурные объекты, строительство которых происходит при участии спонсоров и меценатов:

• культурный центр (киноконцертный зал, библиотека, конференц-зал);

• инновационный центр (современные средства связи, исследовательские лаборатории, студии, презентационные залы).

К 2020 г. создатели планируют превратить «Этномир» в креативный город, который должен стать кластером внутреннего этнического, экологического и образовательного туризма. Также планируется расширить географию проекта, а именно его демонстрацию в Европе и США. Кроме того, на его территории начнет работать инновационная школа с передовыми методами образования, а сам «Этномир» станет флагманом в формировании и развитии сильной и цельной личности, гражданина России и мира, инструментом сохранения и популяризации культурного наследия.

К важнейшим целевым ориентирам этого проекта можно отнести:

• приобщение посетителей к российской и мировой культуре;

• создание центра инновационного образования и современных обучающих технологий на основе практико-ориентированного подхода;

• воспитание этнической толерантности и укрепление дружбы между народами;

• представление ценностей России, ее миссии всему мировому сообществу; содействие пониманию народов России, ее многовековой культуры, традиций и обычаев, русской мен-тальности, картины мира, души;

• синергия направлений туризма: этнического, экологического, делового, образовательного, патриотического и др.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

• приобщение гостей к культуре народов России и мировой культуре через архитектуру, обычаи и уклад жизни, фольклор и мифологию, национальную кухню и ремесла;

• взаимодействие с такими российскими и международными организациями, как Русское географическое общество, ЮНЕСКО, ООН и др.;

• привлечение в регион энергичной молодежи (волонтеров) с активной жизненной позицией для работы над социально значимыми проектами и собственными идеями;

• привлечение в регион инвестиций (в том числе зарубежных);

• интеграция власти, бизнеса и общества.

Таким образом, проект «Этномир» - настоящий центр притяжения туристов, для которых создана вся необходимая инфраструктура.

Благодаря синтезу культурно-исторического места и туристской «мекки» получилось создать коммерчески успешное пространство, которое также реализует главную культурную функцию - сохранение культурного наследия и исторической памяти.

Как уже было отмечено ранее, вовлечение волонтеров в реализацию культурных проектов сегодня является общероссийской практикой.

Так, в качестве примера успешного волонтерского (или добровольческого) проекта можно привести всероссийский проект «КультПатруль», старт которому был дан в 2017 г. [14]. В задачи проекта входит:

• контроль состояния объектов культурного наследия;

• популяризация идей сохранения культурного наследия среди молодежи;

• развитие внутреннего туризма.

Каналы реализации проекта представлены

на рисунке 2.

В качестве организаторов выступают проектные команды - преимущественно студенты образовательных учреждений России. Участники мероприятий - все слои населения города.

Руководители проекта организуют волонтерские поездки на объекты культурного

Восстановление объектов культурного наследия

Примеры:

JJI • Усадебный комплекс «Полотняный завод» и ^ " Ансамбль городской усадьбы Хлюстина в

Калужской области

• Усадьбы Москвы и Подмосковья («аренда по льготной ставке»)

• Особняк Субботина- Шихобалова в Самарской области

Реконструкция и модернизация кинотеатров, концертных и театральных залов

Примеры:

• Кинотеатр «Центральный» в Калужской области

• Городской Центр Досуга «Россия» в Республике Бурятия

Кинотеатр «Россия» в Ставропольском крае

Благоустройство, содержание и реконструкция парков и скверов

Примеры:

• Городской парк в Алтайском крае

• Парк им. Персиянова в Оренбургской области

• Парк отдыха на набережной в г. Улан-Удэ

• Сквер им. Ленина в Республике Башкортостан

• Парк им. Гэрького в Самарской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание развлекательно-досуговых центров

Примеры:

Многофункциональный комплекс (океанариум, парк развлечений, гостиница) в Нижегородской области

• База отдыха «Ямашла» в Республике Башкортостан Центр экстремальных видов спорта «Парк Адреналин» в Республике Бурятия

Зоопарк в Самарской области и танцевальная студия в Липецкой области

• Военно-патриотический парк на базе паркового комплекса истории техники им. К. Г. Сахарова в Самарской области

Рисунок 1

Реализация ГЧП в сфере культуры

Вовлечение

Разработка и проведение уникальных мероприятий (экскурсий, лекций, выставок, субботников, мастер-классов) для горожан по вопросам культурно-исторического наследия города.

Мониторинг

состояния памятников истории и культуры в городе.

Диалог

Установление диалога с представителями органов власти, бизнеса, общественных организаций, СМИ с целью привлечения их внимания к «сложным» объектам культурно-исторического наследия.

Рисунок 2

Каналы реализации проекта «КультПатруль»

Рисунок 3

«Культурный патруль» - лето 2018

наследия для участников проекта и всех желающих. Краткое описание деятельности команды проекта представлено на рисунке 3.

С целью сохранения объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, а также с целью популяризации культурных ценностей в обществе при поддержке Правительства Санкт-Петербурга в городе реализуется проект «Открытый город» [15].

«Открытый город» - совместный проект Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Реализуется при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

Команда проекта «Открытый город» состоит из заинтересованных граждан в сохранении культурного наследия Санкт-Петербурга: экскурсоводы, краеведы, специалисты по архитектуре и искусству, координаторы, волонтеры. Они открывают двери в закрытые объекты, каждый день отвечают на вопросы граждан в соцсетях и по горячей линии, общаются с прессой, работают над сайтом.

Проект появился в 2016 г. и предполагал знакомство людей с культурно значимыми местами, закрытыми для посещения большинства жителей. Это великокняжеские дворцы, роскошные особняки, знаменитые усадьбы, здания посольств, доходные дома и другие аналогичные объекты.

Цель проекта - не только познакомить с культурой и архитектурой Северной столицы, но и показать связь времен, напомнить, какой ценностью мы распоряжаемся, как важно беречь и сохранять исторический облик Петербурга, его уникальные ансамбли и отдельные здания.

Целевая аудитория проекта - любой гражданин России, записавшийся на сайте.

Мероприятия проекта проводятся в разных форматах, чтобы каждый участник мог выбрать подходящий для него вариант:

• экскурсии (пешеходные, автобусные, велосипедные, прогулки на ретро-трамваях, на самокатах и др.);

• исторические квесты;

• лекции и мастер-классы по истории, архитектуре и культуре Санкт-Петербурга.

Также проект разработал еще два интересных направления приобщения граждан к истории культурного наследия:

1. «Открой город самостоятельно» - интерес к проекту настолько велик, что не все участники «Открытого города» имеют возможность посетить все его мероприятия. На некоторые экскурсии можно сходить самостоятельно. Команда проекта регулярно осуществляет подборку мероприятий объектов культурного наследия, которые являются партнерами проекта.

2. «Доступ запрещен» - команда проекта регулярно размещает информацию об объектах культурного наследия, доступ к которым запрещен, что противоречит конституционному праву граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (гл. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Итоги реализации проекта представлены на рисунке 4.

Таким образом, проектная деятельность в сфере сохранения объектов культурного и исторического наследия должна пробуждать активность горожан, профессиональной общественности в сборе и передаче информации; поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новых объектов, проведению историко-культурных экспертиз. Комплексный подход к популяризации культурного наследия включает в себя широкий спектр форм: публикация Свода памятников, фиксирующего современный уровень знаний о них; различные научные, научно-популярные и справочно-информационные издания; общественные слушания; выступления в СМИ; проведение массовых мероприятий и акций, связанных с Международным днем охраны памятников и Днем города; организация научно-практических конференций всех уровней; установка мемориальных и охранных досок, создание информационных стендов по истории объектов культурного наследия в зданиях-памятниках; организация тематических выставок; развитие сети небольших муниципальных, ведомственных и частных музеев.

Рисунок 4

«Открытый город - 2017», итоги

Как показал проведенный анализ, проектная деятельность сегодня является весьма эффективным механизмом управления сферой культуры. Проектный подход позволяет достигать конкретных результатов в кратчайшие сроки [16; 17]. Тем самым у государства и представителей культуры появляется хорошая возможность оперативно реагировать на запросы общества в сфере культурной и духовной жизни, повышая при этом уровень культуры общества с наименьшими затратами.

Однако до сих остаются нерешенными задачи, связанные с единым методологическим подходом к проектной деятельности, финансо-

вой поддержкой (например, отсутствие закона о меценатской и благотворительной деятельности) и информационной поддержкой.

В качестве одной из отправных точек развития эффективной проектной деятельности в социально-культурной сфере должно стать создание общероссийского банка проектной деятельности. Создание такого рода информационного ресурса позволит обмениваться опытом между регионами, создавать совместные проекты, вырабатывать единообразные подходы к организации проектной деятельности, искать инвесторов проектов, а также наладить коммуникацию между предприятиями и учреждениями культуры.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации (с изменениями на 3 января 2019 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/551541664 (дата обращения: 20.01.2019).

2. Институт управления проектами (Project Management Institute, PMI). URL: https:// www.pmi.org/ (дата обращения: 20.01.2019).

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 20.01.2019).

4. Культура России 2012-2017. Факты и цифры. URL: https://www.mkrf.ru/activities/ reports/report2017/ (дата обращения: 20.01.2019).

5. ARTEFACT - Гид по музеям России с технологией дополненной реальности. URL: https://ar.culture.ru/ (дата обращения: 20.01.2019).

6. Национальный проект «КУЛЬТУРА» Библиотеки нового поколения. URL: http:// новаябиблиотека.рф/ (дата обращения: 20.01.2019).

7. Детская библиотека «ГОРОД». URL: http://kr-cbs.ru/lib/dbg (дата обращения: 20.01.2019).

8. Виртуальная справочная служба «Спроси об Алтае» Центральной библиотеки города Рубцовска. URL: http://bibl.rubtsovsk.ru/questions/index.html (дата обращения: 20.01.2019).

9. Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ». URL: https:// www.culture.ru/ (дата обращения: 20.01.2019).

10. Магомедов М. Н., Носкова Н. А., Холодкова К. С. Перспективы деятельности общественных объединений в культурной среде Санкт-Петербурга // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сб. науч. тр. Вып. 2 / редкол.: А. Д. Евменов (отв. ред.) и [др.]. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. С. 84-87.

11. Барсуков Д. П., Носкова Н. А., Холодкова К. С. Управление сферой культуры: учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 103 с.

12. Расулова В. А. Государственно-частное партнерство в сфере культуры // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. Орел: ОГУЭиТ, 2017. № 6. С. 132-135.

13. ЭТНОМИР. Этнографический парк-музей. URL: https://ethnomir.ru/etno/ ethnomir-2020/ (дата обращения: 20.01.2019).

14. Проект «КультПатруль». URL: http://культпатруль.рф/#rec33916808 (дата обращения: 20.01.2019).

15. Проект «Открытый город». URL: https://открытыйгород.рф/ (дата обращения: 20.01.2019).

16. Барсуков Д. П., Носкова Н. А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 39-47.

17. Носкова Н. А. Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 50-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.