Научная статья на тему 'Проектная деятельность в Абботсхольмской и Бидельской школах'

Проектная деятельность в Абботсхольмской и Бидельской школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / «КРУГЛЫЙ КВАДРАТ» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА «ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ» / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / «ROUND SQUARE» / TECHNIQUE OF «CREATIVE WORKS» / PROJECT ACTIVITY / EDUCATIONAL INNOVATIVE PROCESS / GEOGRAPHICAL / ECOLOGICAL / HISTORICAL / LITERARY AND BUSINESS PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьянова Анна Александровна

В статье рассматривается проектная деятельность Абботсхольмской и Бидельской школ, основанных С. Редди и Д. Бэдли на рубеже XIX-XX вв. Отмечен вклад проектов, реализуемых учащимися и преподавателями данных учебно-воспитательных учреждений, в процесс глобализации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activity at Abbotsholme and Bedales schools

The article considers the project activity of Abbotsholme and Bedales schools founded by C. Reddy and D. Badly at the turn of XIX-XX centuries. The author marked the contribution of the students’ and teachers’ projects of these educational institutions to the process of globalization of education.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в Абботсхольмской и Бидельской школах»

Кирьянова Анна Александровна

преподаватель кафедры русского и иностранных языков Краснодарского университета МВД России (e-mail: kiryanova.anna@inbox.ru)

Проектная деятельность в Абботсхольмской и Бидельской школах

В статье рассматривается проектная деятельность Абботсхольмской и Бидельской школ, основанных С. Редди и Д. Бэдли на рубеже XIX-XX вв. Отмечен вклад проектов, реализуемых учащимися и преподавателями данных учебно-воспитательных учреждений, в процесс глобализации образования.

Ключевые слова: проектирование, «Круглый квадрат», образовательный инновационный процесс, методика «творческих дел», географические, экологические, исторические, литературные, бизнес-проекты.

A.A. Kiryanova, Lecturer of the Chair of Russian and Foreign Languages of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kiryanova.anna@inbox.ru

Project activity at Abbotsholme and Bedales schools

The article considers the project activity of Abbotsholme and Bedales schools founded by C. Reddy and D. Badly at the turn of XIX-XX centuries. The author marked the contribution of the students' and teachers' projects of these educational institutions to the process of globalization of education.

Key words: project activity, «Round Square», educational innovative process, technique of «creative works», geographical, ecological, historical, literary and business projects.

На протяжении ряда лет педагоги Абботсхольмской и Бидельской школ активно осуществляют процесс обучения с помощью проектирования, в ходе которого у учащихся развиваются познавательные, организаторские и креативные навыки и они учатся самостоятельности, активности и ответственности.

В современной педагогической литературе проектирование (от латинского рго]ес^ - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, торчащий) определяется как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта в качестве уникального вида продукта [1, с. 274].

Посредством педагогического проектирования в рамках образовательных инновационных процессов происходит преобразование человека и межличностных отношений, изменяется социальная среда, педагогическими средствами решаются социальные проблемы.

Следует отметить, что в большинстве западноевропейских стран, в том числе и в Англии, еще в конце XIX - начале XX вв. широкое распространение получили прагматическая педагогика Д. Дьюи и разработанные его последователем У. Килпатриком проектные задания в виде совместного пошагового проектирования образовательного процесса всеми его участниками, что ведет к реформированию учебно-воспита-

тельных учреждений интернатного типа. В результате его, можно сказать, и появились рассматриваемые нами школы гуманистического типа [2, с. 168].

Руководство и профессорско-преподавательский состав изучаемых школ-интернатов не только активно внедряют в учебно-воспитательную деятельность различного рода проекты, объединяющие знания учащихся по нескольким учебным дисциплинам, но и всячески поощряют активное участие школьников в руководстве проектными работами.

Для осуществления разнообразных проектов учащиеся совместно с преподавателями проходят следующие важные этапы: предпро-ектный, этап реализации проекта, рефлексивный и послепроектный.

Предпроектный этап включает в себя следующие виды деятельности: диагностику социально-образовательной ситуации, проблема-тизацию, целеполагание, концептуализацию, выбор формата проекта, программирование и планирование хода проекта [3, с. 64].

В ходе реализации этого этапа преподаватели Абботсхольмской и Бидельской школ одной из своих задач ставят пробуждение интереса участников проекта к главной проблеме проекта, оказывают учащимся помощь в поиске необходимой информации, знакомят их с различными способами решения поставленной перед

310

ними проблемы и предоставляют участникам проекта возможность обмена мнениями друг с другом.

Педагоги изучаемых школ подчеркивают: для того чтобы начальный этап проектирования проходил успешно, каждый его участник должен сформировать для себя четкое представление о виде будущего проекта, способах его реализации, что послужит стимулом для ряда других составляющих проекта [3, с. 68].

По мнению педагогов Абботсхольмской и Бидельской школ, важной основополагающей частью проектирования являются четко организованное документирование всех видов деятельности, подробная отчетность по всем этапам, обобщение, анализ, презентация, разработка методических и дидактических материалов, что особенно необходимо для проектов, финансируемых из внешних органов.

В рамках изучаемых дисциплин в рассматриваемых школах осуществляются следующие типы учебных проектов: географические, экологические, исторические, бизнес-проекты и многие другие.

В ходе работы над различными проектами по географии воспитанники под руководством своих наставников изучают особенности как своего государства, так и других стран, совершая виртуальные или реальные путешествия в разные страны мира (Германия, Франция, Чехия, Норвегия, США) и континенты (Америка, Африка, Азия, Европа).

По результатам поездок учащиеся, участвовавшие в осуществлении проекта, готовят презентации, видеофильмы и репортажи.

В течение ряда лет воспитанниками успешно реализуются экологические проекты «Наша природа», «Защита животного мира», «Бережем окружающую среду», «Территория добра», «Утилизация мусора». Они являются ярким примером учебных проектов, в которых учащиеся учатся быть неравнодушными к окружающей среде.

Ярким примером исторических проектов является проект «Из истории в современность», в ходе которого учащиеся Абботсхольмской школы изучают культурное наследие своей страны. Благодаря такого рода проектам воспитанники посещают исторические достопримечательности: Биг-Бен, Тауэрский мост, Стоунхендж, Виндзорский замок, Гластонбери и многие другие. Ученики не только узнают что-то новое об истории своего государства, но и проникаются любовью к своему народу и стране.

В рамках школьной программы практикуются бизнес-проекты, во время работы над которы-

ми учащиеся используют совокупность знаний по другим предметам, таким как право, экономика, политика и культура. В частности, в изучаемых нами учебно-воспитательных учреждениях интернатного типа в течение четырех лет функционирует долгосрочный бизнес-проект «Европейская модель Объединенных Наций». Ежегодно старшеклассники Абботсхольмской и Бидельской школ выбирают определенную страну для исследования, изучают ее географическое, экономическое и политическое положение, затем переходят к таким глобальным темам, как, например, эмансипация женщин, рабство, проблемы тропических болезней, ядерного оружия, терроризма, и другим не менее важным мировым проблемам. На последнем этапе проекта проводится конференция, в процессе которой каждый участник представляет свое видение какой-то одной серьезной проблемы в жизни страны, отвечает на заданные вопросы и аргументирует свое мнение.

Проекты личностного становления и роста направлены на гармоничное развитие и совершенствование личности. Одной из основных задач исследуемых учебно-воспитательных учреждений является коррекция отрицательных качеств личности, ее совершенствование, самореализация и самоактуализация в коллективе школы и вне ее. Этапы последовательного развития личности соотносятся с качественной динамикой системы педагогических требований и функционально-ролевых межличностных отношений.

Данные школы-интернаты активно используют методику творческих дел, в которой каждое творческое дело - это своего рода проект, участие в котором становится ярким, интересным событием и дает учащимся стимул для освоения новых типов социально-педагогической деятельности [4, с. 121].

С конца XX в. Абботсхольмская и Бидель-ская школы активно используют самопроектирование профессионального пути личности. Данный вид педагогического проектирования направлен на выявление тех жизненных целей, которые важны для личности, и возможных путей их достижения. Их осознание позволяет гармонизировать реальную действительность и более четко проектировать свое будущее [5, с. 221].

В рамках проектирования отдыха воспитанников педагоги и школьники вместе с родителями и тьюторами Абботсхольмской и Бидельской школ реализуют досуговые проекты, основным требованием педагогов к которым является их педагогическая направленность.

311

Под чутким руководством наставников учащиеся разрабатывают проект, формулируют его цели и задачи. В каникулярное время программа досуговых проектов изучаемых школ включает в себя путешествия, где они знакомятся с городами разных стран, посещают выставки, галереи, театры и музеи, совместный отдых преподавателей и учащихся и другие мероприятия, направленные на удовлетворение их интересов.

Так, например, учащимися 8 класса Бидель-ской школы был реализован проект «Работаем, помогаем и отдыхаем», в ходе реализации которого была создана мастерская по ремонту велосипедов. В выходные дни и в вечернее время учащиеся принимают заказы на ремонт и других передвижных средств, формулируя и закрепляя умения и навыки работы с посетителями.

Следует отметить, что учебный и досуговый виды проектов тесно связаны с проектной деятельностью в системе профессиональной подготовки экспериментальных школ Англии, т.к. служат не только достижению образовательных целей, но и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Особая роль в Абботсхольмской и Бидель-ской школах отведена социально-педагогическому проектированию. Под ним педагоги понимают индивидуальную или групповую деятельность учащихся, целью которой является воздействие на социальную среду и условия жизни с целью их улучшения. Социальный проект реализуется в результате добровольного взаимодействия различных общественных и государственных структур, включающих людей разного возраста и социального положения.

На протяжении ряда лет в Абботсхольмской и Бидельской школах с помощью различных педагогических средств, масс-медиальных, социальных и компьютерных сетевых связей реализуются социальные проекты, которые, как правило, имеют большое общественное значение.

Так, например, одним из последних успешно реализованных совместных проектов Абботсхольмской и Бидельской школ является социальный проект «Дети Камбоджи».

Свой вклад в процесс глобализации образования Абботсхольмская и Бидельская школы внесли участием в международных проектах, которые направлены на сотрудничество детей и педагогов разных стран мира.

Педагоги Абботсхольмской и Бидельской школ отмечают, что, несмотря на различия экономического и социокультурного развития разных стран, сотрудничество представителей

различных культур, изучение достижений национальных систем образования способствует повышению его качества в современных европейских государствах.

Школы-интернаты С. Редди и Дж. Бэдли отличаются интернациональным характером обучения и воспитания. Проживание в семьях иностранных учащихся, совместная учеба позволяют школьникам лучше узнать обычаи, традиции, язык представителей другой культуры, способствуют формированию толерантных отношений к культурным различиям друг друга, что, как отмечают педагоги исследуемых школ, вызывает у их учащихся желание учиться и дружить с детьми других стран.

Необходимо отметить, что международные проекты, реализуемые и финансируемые школами С. Редди и Д. Бэдли, позволяют им ежегодно принимать у себя в школах иностранных участников, чьей целью является изучение иностранных языков и самоопределение в будущей профессии. Таким образом, активное участие обучаемых Абботсхольмской и Бидельской школ в осуществлении проектов приводит к совершенствованию содержания образования и разработке новых билингваль-ных проектов в данных учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги Абботсхольмской и Бидельской школ используют разные формы учебно-воспитательной работы, чтобы познакомить учащихся с представителями разных культур и языков, в частности организуют такие мероприятия, как концерты, экскурсии, туры.

Абботсхольм является одним из главных школ-партнеров так называемого «Круглого квадрата» - международной ассоциации школ, расположенных на пяти континентах. Их школы-партнеры находятся в Шотландии, Франции, Германии, Австралии, Ботсване, Швейцарии, Канаде, Японии, Соединенных Штатах, Индии, Кении, Омане, Южной Африке, Новой Зеландии, Перу и Таиланде.

Каждый год членами «Круглого квадрата» выдвигается широкий спектр проектов, которые реализуются как отдельными школами, так и совместно.

Сеть школ «Круглый квадрат» участвует в организации и финансировании не только школьных, но и студенческих проектов. Молодые люди со всего мира ответственно работают в сплоченной международной команде, которая состоит из опытного взрослого лидера и в среднем 20 участников школ в возрасте от 16 до 19 лет. Таким образом, «Круглый квадрат» способствует личностному росту молодежи

312

благодаря участию в международной проектной деятельности.

При содействии «Круглого квадрата» проводятся международные и региональные конференции, форумы, что позволяет их участникам расширить свой кругозор, обменяться опытом, изучить другие культуры, развить международные дружеские отношения.

В 2011 г. при поддержке Ее Величества Королевы и герцога Эдинбургского одна из таких конференций прошла в колледже Веллингтона, в Англии. В ней приняли участие воспитанники 90 школ разных стран мира, что дало им возможность для обмена опытом и расширило круг их знаний о других культурах.

В период с 2012 по 2014 г. подобные конференции были проведены в учебных заведениях Кении и Южной Африки, США, Иордании и Индии.

Учащиеся Абботсхольмской и Бидельской школ имеют возможность углубленного изучения английского, немецкого, испанского, итальянского, французского, латинского языков, что способствует межкультурному общению, сотрудничеству со школами-партнерами из Англии, Германии, Щвейцарии, Испании, Италии, Франции, Венгрии и Словении. Стоит отметить, что в результате успешного международного сотрудничества различных учебно-воспитательных учреждений друг с другом происходит упрочение отношений между детьми разных стран мира и более глубокое изучение особенностей национальных систем образования.

1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М., 2005.

2. Горшкова В.В., Митковец Е.А. Педагогическая философия Джона Дьюи. СПб., 2008.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. М., 2007.

4. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, developing inclusion. London, 2006.

5. Образцова Л. В. Гуманистическая педагогика и школа Гзрмании конца XIX - начала XX века (1870-1933). Пятигорск, 2004.

6. Hoflich D. «Andersrum» - Gastspiel der Musical Company der Ecole d'Humanité // OSO 95. Odenwaldschule. Oberhambach, 2005. № 1.

Следует отметить, что одной из моделей «межкультурного обучения» является и программа «Еврокамп», в рамках которой также проходит обмен учащихся школ-интернатов с учащимися из вышеперечисленных стран, что имеет большое значение для развития и укрепления международных контактов и престижа школы. Так, например, учащиеся выпускных классов Абботсхольмской школы ежегодно выбирают либо школы Литца, либо Оденвальд-скую школу Германии.

Руководство Абботсхольмской и Бидель-ской школ также рассматривает обучение в зарубежных школах-интернатах как позитивное явление, укрепляющее самосознание воспитанников. Так, например, с 2012 г. Абботс-хольмская школа реализует международный проект «Франция», в ходе которого учащиеся имеют возможность в течение полугода жить и обучаться в одном из интернатов Франции. Воспитанники не только учат французский язык, но и накапливают жизненный опыт. Среди особо значимых международных проектов Бидель-ской школы следует назвать проект «Германия». Воспитанники старших классов обучаются в одной из «новых» школ-интернатов Германии, где они не только учат немецкий язык, но и обмениваются опытом, совместно проводят досуг, организуют регулярные встречи, готовят совместные спектакли и театрализованные постановки. Руководство школы рассматривает обучение в немецких школах-интернатах как позитивное явление, способствующее укреплению собственно самосознания ее учащихся [6, с. 26].

1. Kodzhaspirova G.M. The dictionary on pedagogics. Moscow, 2005.

2. Gorshkova V.V., Mitkovets E.A. The pedagogic John Dewey's philosophy. St. Petersburg, 2008.

3. Kolesnikova I.A. Pedagogical design: study aid for higher educational institutions / ed. by V.A. Slastenin. 2nd ed. Moscow, 2007.

4. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, developing inclusion. London, 2006.

5. Obraztsova L.V. Humanistic pedagogy and school Germany at the end of XIX - early XX century ( 1870-1933 ). Pyatigorsk, 2004.

6. Höflich D. «Andersrum» - Gastspiel der Musical Company der Ecole d'Humanité // OSO 95. Odenwaldschule. Oberhambach, 2005. № 1.

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.