СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
Т.Б. Соломатина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ, Т.Р. Гаришина, аспирант кафедры педагогики МПГУ
Понимание сущности и функций самоуправления учащихся изменялось в зависимости от социально-исторических условий, в которых находилась школа и педагогическая наука на определённом этапе своего развития. В рамках данной статьи раскрываются предпосылки появления самоуправления и его роль в воспитании учащихся в России на рубеже XIX - XX вв. (до 1917 г.).
Самоуправление учащихся в России во многом возникло под влиянием соответствующей практики школ Западной Европы и США. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи в журналах «Вестник воспитания», «Для народного учителя», «Народный учитель», «Русская школа», «Свободное воспитание», на страницах которых видные общественные деятели и педагоги, такие как К.Н. Вентцель, А.У. Зе-ленко, Н.К. Крупская, Е.А. Левицкая, С.Т. Шацкий, анализируют опыт зарубежных учителей, а также описывают впечатления от поездок и личного знакомства с практикой самоуправления в учебных заведениях США и Западной Европы.
На основании исследований учёных [1, 3, 7, 11] по проблеме самоуправления учащихся в зарубежной педагогике мы можем утверждать, что к началу XX в. обозначилось несколько основных подходов к пониманию его сущности и функций.
1. Обучение основам права и истории, развитие у учащихся навыков ведения спора, аргументации (в опыте педагога первой половины XVI в. В. Тротцендорфа, во второй половине XVIII в. - в педагогической практике М. Планты). Самоуправление по своей сущности являлось обучающей игрой.
2. Поддержание дисциплины и порядка в школе самими учениками (в XVII в. в трудах Я.А. Коменского, в начале XIX в. - в филантропине Х.Г. Зальцлана, в английских «паблик скулз», в конце XIX - начале XX вв. - в школах Германии, Швейцарии, Франции). Самоуправление было методом воспитания сознательной дисциплины учащихся. В работах Ф.В. Ферстера, Г. Кершенштейнера самоуправление как метод воспитания сознательной дисциплины учащихся находит своё теоретическое обоснование.
3. В педагогической системе «новых школ» в Англии конца XIX в. (Абботсхольмская школа С. Редди, Бидельская школа Д. Бэдли), трудах А. Ферьера самоуправление рассматривалось как средство воспитания руководителей, лидеров. В соответствии с этой целью оно выполняло следующие функции: развитие воли, инициативы, организаторских, творческих способностей учеников. При данном подходе самоуправление - это развивающая деятельность.
4. В опыте «школьных республик» США начала XX в., в работах Д. Дьюи самоуправление прежде всего являлось средством гражданского воспитания, средством развития у школьников навыков коллективного взаимодействия, умений сотрудничать друг с другом, что в конечном итоге способствовало их социализации. С этой точки зрения самоуправление рассматривалось как общественная деятельность учеников, реализующая их право участвовать в управлении жизнью в школе и позволяющая приобрести опыт гражданско-правового поведения.
Развитие капиталистических отношений в России конца XIX - начала XX вв., возрастание политической напряжен-
ности, возникновение атмосферы общественного подъема и общественно-педагогического движения - все эти факторы способствовали усилению внимания общественности к проблемам воспитания молодежи и стимулировали потребность в разработке новых форм и методов воспитания, одним из которых стало самоуправление учащихся.
По образцу зарубежных «новых школ» в России открывались образовательные учреждения, в которых учебно-воспитательный процесс строился на принципах трудового воспитания, применялось ученическое самоуправление: школа Е.С. Левицкой в Царском селе (1900), гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910). В этих учебных учреждениях с помощью самоуправления стремились воспитывать будущих активных, высокообразованных государственных деятелей, которые должны были в дальнейшем способствовать прогрессу России в различных областях экономической и политической жизни.
Кроме того, по инициативе интеллигенции в России начала XX века появляются внешкольные образовательные заведения, культурно-просветительские центры, в которых на основе самоуправления действовали различные кружки, мастерские (общество «Сетлемент» С.Т. Шацкого в Москве (1906), «Дом юношества» в Рязани (1916).
Начало XX века - это ещё и время возникновения первых детских и юношеских общественных организаций, в которых также действовало самоуправление. В 1909 году штабс-капитан О.И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый отряд русских скаутов из 7 мальчиков. В 1910 г. штаб-ротмистр Г.А. Захарченко создал «Московскую дружину юных разведчиков» при Александровском юнкерском училище. «К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов», - отмечает историк В.И. Соколов [9].
На основании изучения опыта самоуправления учащихся в России с конца XIX в. до 1917 г., историко-педагогических исследований и статей по данной проблеме мы можем выделить следующие подходы к функциям самоуправления в воспитании учащихся в данный период.
Многие педагоги вслед за западными коллегами являлись сторонниками дисциплинарного подхода к роли самоуправления (С. Калантарова [6], Е.А. Олейнин [8], В.Э. Фриденберг, П.П. Ордынский [2]).
Н.В. Чехов, Д. Д. Галанин [2] видели в самоуправлении прежде всего средство гражданского воспитания школьников.
Многими выдающимися педагогами и общественными деятелями (К.Н. Вентцель [4], Н.К. Крупская [7], Е.С. Левицкая [13], С.Т. Шацкий [12]) самоуправление рассматривалось в единстве всех своих функций: воспитание дисциплины, формирование гражданской позиции учащихся, развитие их социальной активности, организаторских навыков, навыков самоконтроля, умений взаимодействовать друг с другом в условиях совместного труда. Е. С. Левицкая раскрывала самоуправление как средство воспитания у школьников воли, самостоятельности, инициативы, дисциплины, ответственности за свои поступки перед самим собой и окружающими людьми, как средство развития организатор-
ских навыков [13]. С.Т. Шацкий в своих теоретических трудах определяет самоуправление как основу организации детского сообщества, сообщества педагогов и учащихся [12]. Термин «коллектив» тогда еще не употреблялся.
Несмотря на оживлённую научную полемику по проблеме самоуправления на страницах педагогических журналов и отдельные успешные попытки его воплощения на практике, до 1917 года самоуправление учащихся в России не получило массового распространения. В государственных средних учебных заведениях в начале XX века самоуправление практически не применялось.
С одной стороны, исторические условия требовали воспитания активного, инициативного, предприимчивого человека, и это хорошо понимала общественность. С другой стороны, Николай II обозначил следующие задачи воспитания учащихся. «Прежде всего подтверждаю Моё требование, чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание в духе веры, преданности Престолу и Отчеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодёжи приучать её с ранних лет к порядку и дисциплине», - писал император в высочайшем рескрипте на имя управляющего Министерством народного просвещения Г.Э. Зенгера (10 июня 1902 г.) [5]. Воспитание послушного верноподданного вовсе не предполагало использование самоуправления, более того, было признано вредным для нравственности школьников и в 1907 г. запрещено циркуляром министра народного просвещения о воспрещении сходок учащихся в средних учебных заведениях [5].
Самоуправление применялось лишь в отдельных частных образовательных заведениях (школа Е.С. Левицкой, гимназии С.А. Столбцова, Ю.С. Ивановой и М.Д. Могилян-ской, Л.Д. Лентовской, М.Н. Стоюниной и др.), внешкольных учреждениях и детских организациях (общество «Сет-лемент» С.Т. Шацкого в Москве, организация скаутов). Педагог К. Спасская писала: «Сейчас самоуправление учащихся введено уже во многих школах Запада, его можно встретить и у нас в России, но до сих пор оно составляло счастливую привилегию частных школ, на которые не так сильно давила общая правительственная система; в казённые гимназии эта «опасная вольность» попадала только изредка, как контрабанда» [10]. Причиной этого было то, что детские организации и дореволюционные частные образовательные учреждения были относительно независимы, в отличие от массовой казённой школы с жесткой регламентацией жизни и полицейской системой надзора. Частные учебные заведения обладали автономностью, которая позволяла воплощать на практике возникшие в педагогике того периода идеи свободного воспитания и трудовой школы.
Таким образом, в России на рубеже XIX - XX вв. видными педагогами и общественными деятелями самоуправ-
ление выдвигается в качестве средства, позволяющего решать как задачи установлении сознательной дисциплины учащихся, так и задачи гражданского и социального воспитания. Но взгляды общественности вступали в противоречие с задачами государственной образовательной политики. Вследствие этого самоуправление учащихся в государственных средних учебных заведениях практически не использовалось.
После 1917 г., с установлением советской власти, задачи воспитания изменились. Для воспитания будущих строителей нового общества, обладающих инициативой, организаторским способностями, умениями взаимодействовать в трудовом коллективе, в массовой школе активно применялось самоуправление. Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, В.Н. Шульгин значительно обогатили теорию самоуправления и добились прекрасных результатов в своей педагогической практике. Это был новый этап развития самоуправления учащихся в России.
Литература
1. Белоусов С.Н. Этапы развития школьного самоуправления. - М., 1925.
2. Б-ский Д.М. Школьное самоуправление учащихся // Для народного учителя. - 1913. - № 2.
3. Буслаева Л.И. Ученическое самоуправление в русской дореволюционное школе как средство воспитания учащихся. Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1970.
4. Вентцель К. К вопросу о детском самоуправлении. - Воронеж, 1921.
5. Знаменский С. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905-1906 г. и их значение. - СПб., 1909.
6. Калантарова С. Школьное самоуправление // Свободное воспитание. - 1911-1912. - № 5.
7. Крупская Н.К. Школьное самоуправление и школьная община. - М., 1918.
8. Олейнин Е.А. Школьная дисциплина и школьное самоуправление // Для народного учителя. - 1915. - № 4.
9. Соколов В.И. Молодёжное движение в России. - Рязань, 1994.
10. Спасская К. Самоуправление учащихся. - Петроград, 1918.
11. Черник С.А. Принципы и организация ученического самоуправления в единой трудовой школе (1917 - 1931). Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1965.
12. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1 / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М., 1980.
13. Школа Е.С. Левицкой. - М., 2003.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Т.Б. Соломатина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ С.В. Насибова, соискатель кафедры педагогики МПГУ
Становление современного дополнительного образования происходит на базе интересного опыта и богатых традиций внешкольной работы с детьми. С 1992 года начался процесс преобразования внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В новых соци-
ально-экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального и твор-