Научная статья на тему 'Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа'

Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабенко Е. И., Загороднова Е. П.

В статье рассмотрены место и роль управления проектами в университете в зависимости от специфических условий его функционирования и его типа. Вынесено предположение о том, что в большинстве случаев проектной деятельности университета основной акцент делается на внутренних показателях проекта и недооценивается значение его внешнего окружения, что предопределило необходимость осуществления стратегического анализа хода его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабенко Е. И., Загороднова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа»

УДК 378.4+378.3-047.44 Е.И. БАБЕНКО, к.экон.н., доцент кафедры стратегического

менеджмента

Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь, ул. Студенческая, 38 Электронный адрес: [email protected]

Е.П. ЗАГОРОДНОВА, преподаватель кафедры стратегического менеджмента

Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь, ул. Студенческая, 38 Электронный адрес: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье рассмотрены место и роль управления проектами в университете в зависимости от специфических условий его функционирования и его типа. Вынесено предположение о том, что в большинстве случаев проектной деятельности университета основной акцент делается на внутренних показателях проекта и недооценивается значение его внешнего окружения, что предопределило необходимость осуществления стратегического анализа хода его реализации.

Ключевые слова: проект; управление проектами; стратегический анализ; методы стратегического анализа; университет

контроле за повторяющимися операциями и неизменными бизнес-процессами, становится недостаточно для управления компанией, ориентированной на повышение или сохранение своей конкурентоспособности. В настоящее время проект из способа выполнения определенного набора действий в пределах фиксированного времени, в рамках заранее установленного бюджета и с требуемым уровнем качества, начинает превращаться в важный стратегический инструмент. Совокупность проектов организации рассматривается как способ реализации ее стратегии, что повышает значимость применения методологии управления проектами для организационного развития.

Факторы внешней среды проекта постоянно изменяются, меняя свое воздействие на него в соответствии с различными стадиями его жизненного цикла. Управление проектами должно основываться на достоверной информации не только о внутренних элементах самого проекта, но и о факторах его внешней среды. В организациях для прогнозирования внешней и внутренней среды при разработке стратегии, а также ее корректировке используются методы стратегического анализа. В связи с тем, что проект является временной организацией, методы стратегического анализа, применяемые к анализу деятельности организации, в равной степени могут быть применены и к проекту.

По мере того, как рынки становятся все более динамичными, а изменения неожиданными, организациям приходится выстраивать более открытые, подвижные и гибкие системы управления. На первый план выходит такой наиболее общий критерий оценки их деятельности, как способность адаптироваться к изменениям и влиять на них.

Традиционных методов управления, основанных на

© Бабенко Е.И., Загороднова Е.П., 2011

29

Стратегический анализ способствует определению возможных изменений во внешней среде проекта, определению их влияния на ход реализации проекта и необходимости адаптации внутренних факторов проекта с целью достижения соответствия полученных результатов проекта запланированным.

Особое значение методы стратегического анализа приобретают при управлении проектами в университете с учетом специфики образовательных услуг, в связи с тем, что среда данных проектов достаточно сложна и динамична.

Целью данной работы является определение возможности интеграции совокупности методов стратегического анализа с процессом управления проектами в вузе.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач, отражающих логическое построение и последовательность научного исследования:

1) определить место управления проектами в деятельности вуза с учетом специфических условий их реализации;

2) обосновать необходимость применения методов стратегического анализа в процессе управления проектами и определить различия в применении стратегического анализа компании и проекта;

3) осуществить подбор методов стратегического анализа, способствующих соответствию достигнутых результатов проекта вуза запланированным.

Исследования проблем управления проектами в организации нашли отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых. Существенный вклад в формирование и развитие научных основ управления проектами внесли: К. Артто, Т. Гранди, К. Грей, С. Грин, Б. Груча, Дж. Карлсен, Д. Кле-ланд, Ю.Н. Лапыгин, Э. Ларсен, И.И. Мазур, Л.Г. Матвеева, Д. Милошевич, П. Моррис, К. Огонек, Дж. Пинто, М.В. Романова, Дж.Р. Тернер, А.С. Товб, М. Троцкий, И.М. Харитонова, Г. Л. Ципес и др.

Исследованию и разработке основных методов и этапов стратегического анализа посвящены работы таких авторов, как В.А. Белокоровин, Б. Бенсус-сан, Дж. Вуд, Р. Грант, Дж. Карлсен, Д.В. Маслов, К. Митчелл, М.А. Петров,

Н.С. Пласкова, Д.В. Протасов, В.В. Стариков, Б. Фляйшер, Р. Эйгл.

Изучением особенностей функционирования и проблем управления университетами занимались следующие авторы: С.А. Богачев, Н.Ш. Ватолкина, И. М. Гайнутдинова, О. Г. Грудзинский, Г. Н. Константинов, Г. И. Лазарев, Ю.Р. Муратова, В.В. Радаев, Ю.Б. Рубин, Т.А. Салимова, О.Б. Сухорукова, С. Р. Филонович и др.

Несмотря на существование большого количества научных трудов как по управлению проектами, так и по стратегическому анализу, можно отметить, что целостный, системный подход к использованию методов стратегического анализа при управлении проектами в компании, и, соответственно, в университете на данный момент не сложился. Поэтому существует необходимость в обобщении и систематизации накопленных знаний в обозначенных областях, а также в их интеграции, позволяющей комплексно подойти к изучению и решению проблем, возникающих при проведении стратегического анализа проекта.

В настоящее время методология управления проектами получила достаточно широкое распространение не только в тех отраслях, которые традиционно

считаются проектными, но и во многих других. Далее рассмотрим особенности управления университетом, возможность и целесообразность применения методологии управления проектами в данной сфере.

Вуз имеет большое количество потребителей услуг, предъявляющих различные требования к их качеству и зачастую являющихся активными участниками процесса предоставления услуги. Еще одной особенностью вуза является достаточно жесткая регламентация деятельности со стороны государства, даже если вуз является коммерческим.

Другая отличительная черта вузов - они не только ответственны за воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, но и осуществляют научно-исследовательскую и инновационную деятельность [2, с. 108].

Безусловно, представленный перечень особенностей вуза является неполным, но даже приведенные выше особенности дают основание говорить о том, что отрасль высшего образования имеет значительные отличия от других отраслей и требует специфических подходов к управлению.

Далее рассмотрим основные типы современных университетов. М. Г алуш-кина и В. Княгинин предлагают матрешечную модель, согласно которой выделяется четыре типа вузов: проектный, частным случаем которого является предпринимательский университет, исследовательский, педагогический и «распадающийся» университет [1] (см. рисунок).

Проектирование

Исследования

Педагогический

процесс

Учебный план

Проектный 1 1

университет 1 ¡~ 1 | Исследовательский 1 1 университет |

1“ 1

1 | Педагогический 1

| университет 1

1 1 г 1

1 1 | «Распадающийся» |

1 1 1 1 университет 1 1

Типы современных университетов [4, с. 21]

Ведущие университеты мира относятся либо к проектному типу, либо к исследовательскому, либо синтезируют и то, и другое. Как можно увидеть на рисунке, проектный университет, частным случаем которого является предпринимательский университет, на данный момент стал высшей формой развития университета.

Проектно-ориентированная модель позволяет университету адаптироваться к происходящим во внешней среде изменениям и за счет этого оставаться конкурентоспособным на образовательном рынке. Следовательно,

применение методологии управления проектами в университете является возможным и в некоторой степени необходимым для успешного его функционирования в условиях все возрастающей нестабильности внешней среды. Соответственно, чтобы получать максимальные преимущества от реализации проектов, в университете должна быть внедрена методология проектного управления, что, в свою очередь, позволяет оценить уровень готовности университета в части управления проектами и последующего их внедрения.

Применительно к деятельности университетов наиболее точным является следующее определение проекта: «Проект - это временная организация, наделенная ресурсами для выполнения уникального набора работ в определенные сроки в рамках установленного бюджета и создающаяся для достижения качественно и количественно определенных целей» [7, р. 318].

В представленном определении отражены основные черты, присущие проектам:

- ограниченность во времени, т.е. проекты не являются постоянно продолжающейся деятельностью и имеют определенные начало и завершение;

- новизна и уникальность. Проекты не бывают одинаковыми, каждый из них имеет уникальные черты;

- направленность на достижение конкретных результатов, установленных целей [3, с. 157].

Определение границ проекта и среды проекта в определенной степени условно, так как проект не является жестким стабильным образованием и некоторые из его элементов в процессе реализации проекта могут переходить из состава проекта во внешнюю среду и наоборот.

В большинстве методов управления проектом основной акцент делается на внутренние показатели хода его реализации, недооценивается значение внешнего окружения, в котором реализуется проект. Данное противоречие является одной из причин появления стратегического подхода к управлению проектами.

«Стратегическое управление проектами определяют как процесс управления комплексными проектами с помощью объединения бизнес анализа и технологий управления проектом, для того чтобы осуществить бизнес стратегию организации» [6, р. 3]. По мнению С. Грина, стратегическое управление проектами помогает организации развивать компетенции и возможности, способствующие получению устойчивого конкурентного преимущества [5].

Между традиционным и стратегическим управлением проектами есть существенные отличия (см. табл. 1).

В связи с тем, что проект является временной организацией, можно предположить, что некоторые методы стратегического анализа, применяемые к деятельности компании, могут быть применены и к проектной деятельности университета.

Стратегический анализ сформировался в результате междисциплинарной интеграции научных знаний для обоснования стратегических решений, снижения степени неопределенности сложившейся ситуации и динамики ее развития. Его основное содержание заключается в комплексной и системной оценке внешней и внутренней среды объекта с выявлением ключевых процессов и явлений, определяющих развитие ситуации и влияющих на будущую результативность управленческих решений.

Таблица 1

Традиционное и стратегическое управление проектами [6, р. 3]

Критерий Традиционное управление проектами Стратегическое управление проектами

Основная парадигма Проекты - это совокупность работ, которые должны быть выполнены в срок, с определенным бюджетом и в соответствии с установленными требованиями Проекты - это стратегические организационные процессы, которые инициируются для достижения бизнес целей

Определение проекта Обычно принимается как «данное» Очень гибкое, креативное

Внимание к деталям Ключевое Важно, но только в контексте, пытается всегда увидеть картину в целом

Важность заинтересованных сторон Акцент на формальной структуре - руководитель проекта, команда, спонсор Более глубокий анализ заинтересованных сторон, требуется постоянное сканирование

Значение неопределенности Справляется через анализ критического пути (осуществляется после планирования) Сначала выполняется анализ неопределенности, а затем осуществляется планирование

Таким образом, стратегический анализ - это систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии [8, р. 102]. Следует отметить, что стратегический анализ компании отличается от стратегического анализа проекта (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение стратегического анализа компании и проекта

№ Параметры для сравнения Стратегический анализ компании Стратегический анализ проекта

1 Единица анализа Стратегическая область бизнеса Проект

2 Объект анализа Внешняя и внутренняя среда компании Внешняя и внутренняя среда проекта

3 Предмет анализа Внутренние хозяйственные процессы компании, социальные, экономические и иные явления во внешней среде, причинноследственные связи между внутренними процессами и внешними явлениями. Внутренние процессы проекта, явления, происходящие в его внешней среде, и их взаимосвязь.

4 Типы решений, принимаемых на основе анализа Разработка, анализ стратегических альтернатив, выбор и корректировка стратегии компании Разработка стратегии, детального плана проекта и их своевременная корректировка

5 Факторы, влияющие на выбор методов, глубину и масштаб анализа Размер компании, сложность организационной структуры, уровень нестабильности внешней среды, уровень зрелости управления организацией, цели проведения анализа, количество имеющихся ресурсов и т.д. Размер проекта, его важность для реализации стратегии компании, степень инновационности результатов проекта, общий бюджет, срок реализации проекта и т.д.

В соответствии с указанными отличительными чертами необходимо отметить, то методы стратегического анализа (табл. 3), возможные к применению в проектной деятельности университета, требуют дополнительной адаптации к специфическим условиям его функционирования.

Таблица 3

Группы методов стратегического анализа внешних и внутренних проектов

Группа методов Методы анализа внешних проектов Методы анализа внутренних проектов

Анализ внутренней среды проекта Финансовый анализ, выявление сильных и слабых сторон

Анализ дальнего окружения 8ТЕЕР-анализ, Модель 5 сил конкуренции М. Портера, анализ конкурентов, потребителей, анализ рынка, анализ заинтересованных сторон, анализ рисков 8ТЕЕР-анализ, анализ заинтересованных сторон, анализ рисков, бенчмаркинг

Анализ ближнего окружения (материнская организация) Анализ стратегии родительской организации, внутренних поставщиков, заинтересованных сторон, находящихся в материнской организации Анализ потребителей, стратегии родительской организации, анализ внутренних поставщиков, заинтересованных сторон, находящихся в материнской организации

Комплексная оценка SWOT-анализ

Портфельный анализ -

Внедрение проектно-ориентированной модели в деятельность университетов требует адаптации существующих подходов к управлению проектами на основе методологической базы стратегического анализа. Выявленная в проведенном исследовании взаимосвязь методов стратегического анализа, подходов к управлению проектами и типов университетов предопределила дальнейшие направления научного исследования.

Список литературы

1. Галушкина М., Княгинин В. Массовое, гибкое и интернациональное [Электронный ресурс] // Эксперт. 2005. № 43. URL: http://www.hse.ru/ news/1163613/1126858.html (дата обращения: 13.10.2011).

2. Леонтьева О.А. Внутренняя среда вуза: механизмы трансформации изменений внешней среды в идеологические инновации // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 12. С. 107-110.

3. Троцкий М., Груча Б., Огонек К. Управление проектами. М.: Финансы и статистика, 2006. 304 с.

4. Харченко И.И., Бусыгин В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации // Экон. развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2007. C. 19-63.

5. Green S. Strategic Project Management: from Maturity Model to Star Project Leadership [Электронный ресурс]. URL: http://pmforum.org/library/papers/2006/ stratprojmgtstarleaders.pdf (дата обращения: 15.10.2011).

6. Grundy T. Strategy Implementation through Project Management. Thoro-good Publishing Ltd., 2003. 119 р.

7. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009. 452 р.

8. Vaitkevicius S., Merkus G., Savaneviciene A. Model of Strategic Analysis Tools Typology // Engineering Economics. 2006. Vol. 47, № 2. P. 99-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.