Проектная деятельность студентов, как основа современной подготовки ИТ специалистов
Федорова Ольга Валентиновна доцент, к.пед.н., заведующая кафедрой информационных технологий, УВО «Университет управления «ТИСБИ», ул. Муштари, 13, г. Казань, 420012, (843) 2948333 fiodorova_olga@,rambler. ru
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проектной деятельностью студентов факультета информационных технологий вуза. Приведены современные требования работодателей к IT-специалистам: разрешение внештатных задач, базовое IT-образование, сертификаты, умение работать в команде. Приведены определения метода проектов и проектной формы в образовании. Показано, что выполнение проекта предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Рассмотрены этапы работы над проектом: исследование, функционал, технология, риски, мотивация, масштабирование, монетизация, защита проекта.
The article deals with issues related to the project activities of students of the Faculty of Information Technology University. It presents the modern requirements of employers to the IT-specialists: resolution freelance tasks, basic IT-education certificates, ability to work in a team. Results determine the method of design projects and forms of education. It is shown that the implementation of the project includes, on the one hand, the use of the combination of various methods and means of education, on the other hand, requires the integration of knowledge, skills to apply knowledge from various fields of science, engineering, technology, creative areas .The stages of the project: study, functional, technology, risk, motivation, scaling, monetization, project protection.
Ключевые слова
проектная деятельность, исследование, функционал, технология, риски, мотивация, масштабирование, монетизация
project work, research, functionality, technology, risk, motivation, scaling, monetization
Введение
За 10 лет, с 2004 по 2013 год, рынок труда в ИТ-сфере вырос в 18 раз: если в 2004 году в России было опубликовано 12 тысяч вакансий, то по итогам 2013 г. — более 213,5 тысяч. За последний год число вакансий в сфере информационных технологий снизилось на 24%. Одновременно на такое же количество выросло число резюме. Больше всего — почти в 2 раза — сократился спрос на ИТ-специалистов, связанных с сотовыми, беспроводными и сетевыми технологиями. В то же время вырос спрос на специалистов по работе с CRM-системами (Customer Relationship Management) (+39%), специалистов мобильной разработки (+29%) и управления проектами (+10%).
Соискатели переориентируются на сферы с растущим спросом: число резюме в разработке и администрировании CRM-систем выросло на 71%, в мобильной разработке — на 54%, в управлении проектами — на 63%. При этом наблюдается отток желающих работать с беспроводными и сотовыми технологиями (-10% в годовом выражении).
Изменились и требования к ИТ-специалистам. Стандартных ИТ-навыков работодателю уже недостаточно, поэтому все чаще к соискателям стали предъявлять требования, касающиеся их личных качеств.
Во-первых, компаниям нужны люди, которые не только могут справиться с повседневными проблемами, но и предотвратить появление новых внештатных ситуаций, предложить и реализовать план развития системы и т.п. То есть компаниям нужны специалисты, имеющие комплексное представление об ИТ.
Во-вторых, работодатели хотят, чтобы специалист имел хорошее базовое образование непосредственно в сфере ИТ.
В-третьих, работодатели отдают предпочтение сертифицированным специалистам.
И, наконец, работодатели хотят, чтобы ИТ-специалист умел общаться с коллегами, входил в профессиональные сообщества и был в курсе последних событий, новинок, изменений в своей области. [1,2]
Основные теоретические положения проектной деятельности студентов в вузе
Проектная форма в образовании - это способ организации деятельности обучающихся, при котором учебный материал и способы действий с ним не предъявляются преподавателем, как при обучении, а студент под руководством преподавателя самостоятельно находит необходимые сведения, работает с различной информацией, осваивает запланированные способы действий в процессе решения собственной посильной проблемы, то есть направление решения выбирается самостоятельно.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу студентов -индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют с целью решения конкретной проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проекты дают возможность студентам строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Студенты активно участвующие в работе над проектом, осваивают поисковую деятельность, ищут и анализируют различные варианты решения задач проекта, таким образом, они оказываются вовлеченными в исследовательский процесс. При разработке проекта за основу принимают базовые понятия учебной программы, соответствующие образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения [3].
Практическая реализация проектной деятельности студентами вуза
Выполнение проектов осуществляется студентами 4 курса УВО «Университет управления «ТИСБИ», обучающихся по направлению подготовки
ФГОС ВО 09.03.03 Прикладная информатика, во время практических занятий и самостоятельной работы в рамках дисциплины «Управление информационными проектами». Работу над проектом студенты осуществляют в командах по 2-3 человека. Тема проекта выбирается студентами самостоятельно. Она может быть связана с темой выпускной квалификационной работы одного из студентов, с тенденциями развития ИТ-отрасли или профессиональной деятельностью студентов.
Первым этапом работы над проектом является проведение исследования. Проводя исследование, студенты должны представить обоснование выбранного решения. Данное обоснование должно включать параметры и критерии сравнения своего решения с существующими аналогами. Параметры и критерии студенты определяют самостоятельно. Итогом проведенного исследования становится вывод о необходимости создания своей системы. Работая над первым этапом, студенты используют знания, умения и навыки, полученные при формировании компетенций дисциплины «Теория систем и системный анализ». Результаты раздела «Исследование» представлены на рисунке 1.
ИССЛЕДОВАНИЕ
НА СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ТЕЛЕГРАММ- ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ
БОТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
• ЯЗЫКОВАЯ ШКОЛ« • ТН.Е№ЛМ-ЦОТ "Дй....йя информация окована мл личном опыте Биинвдс-шпан» ■ о НЛЛЙМ-ЗАНЯТИЯ ф САМОСТОЯТЕЛЬНО
' Было опрошено 2 73 человека
Рис.1. Раздел «Исследование» системы телеграмм-бота по изучению
английского языка
Вторым этапом работы над проектом является определение функционала и технологии работы системы. На данном этапе студенты используют опыт моделирования информационных систем в среде Rational Rose и ARIS, полученный ими при изучении дисциплины «Проектирование информационных систем».
Основной функционал системы может быть представлен в виде диаграммы прецедентов fcase-средство Rational Rose), в виде карты процессов (сase-средство ARIS (Architecture of Integrated Information Systems)) или другими средствами моделирования, освоенными студентами самостоятельно [4]. Результаты раздела «Функционал» представлены на рисунке 2.
Техническая реализация основывается на концепции и функциональных возможностях системы. Технология отражает алгоритм (высокоуровневую архитектуру) работы системы и может быть представлена в виде диаграммы деятельности (сase-средство Rational Rose), в виде диаграммы бизнес-процессов ^ase-средство ARIS) или другими средствами моделирования, освоенными студентами самостоятельно. Результаты раздела «Технология» представлены на рисунке 3.
Третьим этапом выполнения проекта является идентификация и управление рисками при разработке системы. Данная тема изучается студентами в дисциплине «Управление информационными проектами» согласно методологии RUP (Rational Unified Process).
Проводя анализ рисков, студенты должны ответить на следующие вопросы: типы рисков (технологические, экономические, политические, предпринимательские и др.), от чего зависит их наступление, как предотвратить риски и что делать в случае их наступления [5].
Также на данном этапе студенты должны заполнить матрицу анализа рисков, характеризующуюся вероятностью возникновения и уровнем ущерба предполагаемых рисков системы. Результаты раздела «Риски» представлены на рисунке 4.
Рис.2. Раздел «Функционал» системы телеграмм-бота по изучению английского
языка
Рис.3. Раздел «Технология» системы телеграмм-бота по изучению английского
языка
РИСКИ
НА ДАННЫЙ МОМЕНТ НАМИ СПРОГНОЗИРОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РИСКИ
Рис. 4. Раздел «Риски» системы телеграмм-бота по изучению английского языка
Четвертым этапом работы над проектом являются разделы, связанные с мотивацией, масштабированием и монетизацией системы. Работая над данным этапом, студенты используют знания, умения и навыки, полученные при формировании компетенций дисциплин «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика» и др.
Работая над разделом «Мотивация» студенты должны рассмотреть такие вопросы как: актуальность и применимость системы для пользователя, удобство регистрации. Предложить идею, чтобы пользователи добровольно соглашались применять данную систему. Результаты раздела «Мотивация» представлены на рисунке 5.
Раздел «Масштабирование» включает вопросы, связанные с согласованием различий в предпочтениях и потребностей пользователей, с универсальностью применения системы, с масштабируемостью идеи для разных стран и культур. Данный раздел во многом связан с политическими рисками системы, рассмотренными ранее. Результаты раздела «Масштабирование» представлены на рисунке 6.
Реализуя раздел «Монетизация», студенты должны предложить удобную стратегию распространения системы для бизнеса и пользователей, соотнести баланс стоимости, удобства и надежности системы, а также оценить затраты по разработке системы и спрогнозировать доходы. Результаты раздела «Монетизация» представлены на рисунке 7.
МОТИВАЦИЯ
САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКТА - ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Актуальность: 1,5 миллиарда людей в мире говорят на английском языке, еще миллиард его изучает,
✓ Применимость: повседневная жизнь (статьи, ценники, инструкции и т.д.).
/ Удобная регистрация - её у нас просто нет:)
/ Польза для общества: знания -бесценны, мы хотим их распространять бесплатно!
1 питатаггшгсштаггстга 1
сдан ю пяти Ш.01» по им чл от АНГЛИЙСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК »ко [жлроствиепчм ЖУК ИНФОРМАЦИИ АНГЛИЙСКОМ пш*
4Югин.М*ит • (КдкКО А>п*А К« ?00 мяя. челбвм
¡6; «.и-н.ннрерлбо,« я АНГЛИЙСКОМ ЯЮ!.. \ /
ДЕЛИЙСКИЙ пин инмт елмын большой (более 2700 словарей) 3/4 отпрлив««».* в мире 1 ^^Н писем и сообсцакнн мпоАыупт 1 ^^В АНГЛИЙСКИЙ
Рис. 5. Раздел «Мотивация» системы телеграмм-бота по изучению английского
языка
Рис. 6. Раздел «Масштабирование» системы телеграмм-бота по изучению
английского языка
Рис. 7. Раздел «Монетизация» системы телеграмм-бота по изучению
английского языка
Заключительным этапом проектной деятельности является защита проектов. Команда студентов, представившая систему телеграмм-бота по изучению английского языка, заняла I место на конкурсе проектов, организованным факультетом информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ». Данный проект также был особо отмечен жюри в номинации «Креативность бизнес-идеи» на межвузовском конкурсе студенческих бизнес-проектов. Организатором мероприятия выступил экономический факультет УВО «Университет управления «ТИСБИ». совместно с Министерством экономики Республики Татарстан.
Заключение
Таким образом, проектная деятельность студентов является одним из основных методов подготовки ИТ специалистов, соответствующим требованиям современного рынка труда.
Литература
1. https://roem.ru/08-02-2016/218738/superjob-trends/
2. Сетевая Академия ЛАНИТ [Электронный ресурс] https://habrahabr.ru/company/academy/blog/100373/
3. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Особенности формирования аналитических умений у будущих специалистов в области информационных технологий// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) " - 2016. - V.19. - № 4. - С.364-377. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
4. Федорова О.В. Применение CASE-технологий Rational Rose и ARIS в моделировании бизнес-процессов // Вестник ТИСБИ, — Научно-информационный журнал Вестник «ТИСБИ», №2, Казань: издательский центр Университета управления "ТИСБИ", 2013. - 236 с., стр. 178-185.
5. Р. Деннис Гиббс. Управление проектами с помощью IBM Rational Unified Process. Практические уроки. Пер. с англ. - М.: КУДИЦ - ПРЕСС. - 2007. - 304с.