Научная статья на тему 'Проектная деятельность обучающихся как средство реализации требований фгос'

Проектная деятельность обучающихся как средство реализации требований фгос Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1772
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROJECT-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зевина Ирина Васильевна

В статье рассматриваются виды проектной деятельности и их использование в качестве средства формирования общеучебных умений и навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зевина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGECT ACTIVITY OF STUDENTS AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE REQUIREMENTS OF THE FSES (Federal State educational standard)

The article discusses the types of project activities and their use as a means of learning abilities’ formation and skills of students’ formation

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность обучающихся как средство реализации требований фгос»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.- 82 с.

2. Юшков А.Н. Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе/ А.Н. Юшков //«Учительская газета» - URL:http://www.ug.ru/appreciator/58 (дата обращения: 10.09.2016).

И.В. Зевина

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Аннотация. В статье рассматриваются виды проектной деятельности и их использование в качестве средства формирования общеучебных умений и навыков обучающихся.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетенция, системно-деятельностный подход, педагогическая технология, проектное обучение.

I.V. Zevina

PROGECT ACTIVITY OF STUDENTS AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE REQUIREMENTS OF THE FSES (Federal State educational standard)

Abstract. The article discusses the types of project activities and their use as a means of learning abilities' formation and skills of students' formation.

Key words: competence, communicative competence, system and activity approach, educational technology, project-based learning.

Изменения в жизнедеятельности мирового сообщества, обусловленные сменой ценностных ориентаций на рубеже XX-XXI веков, требует нового подхода к обучению и воспитанию будущего профессионального работника. В связи с этим современное образование ориентируется на воспитание творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной личности. Поэтому актуальным становится формирование ключевых компетенций школьников, которое, на наш взгляд, невозможно без таких гуманитарных дисциплин, как «Русский язык» и «Литература».

Русский язык - это средство общения, хранения и усвоения знаний, форма передачи информации, часть духовной культуры русского народа и средство приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Человек, владеющий родным языком, умеющий общаться, способен добиваться успеха во многих областях жизни и адаптироваться к изменяющимся условиям современности. В школьном образовании учебному предмету «Русский язык» отводится особое место, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, является средством формирования навыков самостоятельной учебной деятельности. Являясь формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык тесно связан со всеми школьными предметами и поэтому влияет на качество усвоения информации, содержащейся в них, а также, что очень важно, способствует освоению будущей профессии. Иными словами, русский язык - это предмет предметов, помогающий обучающимся быть успешными в социуме.

Глобальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека предъявляют высокие требования к общему культурному уровню выпускника школы, его готовности к освоению будущей профессии, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Поэтому главной задачей современной школы является обучение ребёнка различным видам чтения. ФГОС закрепляет важность обучения различным видам чтения, что является отражением социального заказа современного общества. ФГОС указывает на важность обучения смысловому чтению и отмечает, что «чтение в современном информационном пространстве носит метапредметный характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям» [4, 3].

Надпредметная функция русского языка заключается в развитии «общеучебных умений и навыков обучающихся. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающегося сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные умения (составление алгоритма деятельности, умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)» [4,3].

В основе ФГОС «лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебной, учебно-проектной и социально-проектной ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами».

«УУД - это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. ФГОС выделяет 4 вида УУД:

1) личностные - личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

2) познавательные:

- общеучебные учебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

- логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

- постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

3) коммуникативные - умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

4) регулятивные - целеполагание, планирование, корректировка плана» [4,4-5].

Основными задачами современного школьного образования являются «формирование активной самостоятельной и инициативной позиции обучающегося в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных)» [4, 6]. Реализовать вышеназванные задачи помогает проектное обучение.

«Проект в обучении - это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, которая предусматривает поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы» [1,4], но уже на новом, продуктивном, уровне.

Главным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы, в ходе которой автор не только рассказывает об этапах работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность.

«Проектная деятельность» [2,2] способствует реализации метапредметных требований, включающих УУД, направленные на формирование ключевого умения обучающегося - умения учиться, т.е. способности человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Современная методическая литература выделяет такие учебные проекты, как «информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты» [3, 30].

«Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Примеры: «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодёжном общении», «Язык развлекательных передач».

«В ролевом проекте обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова и притчи «О сверчке и муравье».

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определён и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы 20 столетия» или составление словаря неологизмов.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки» [5, 180].

Научно-исследовательская работа предполагает умение формулировать актуальные для современной науки темы, отражать злободневные проблемы современной науки и практики; умение делать выводы о содержательном пространстве, информативности и разработанности данной темы в науке; умение находить достаточное количество литературы по выбранной теме; умение выходить за рамки изученного, так как только такая работа сможет вызвать интерес. Следовательно, в процессе научно-исследовательской работы формируются и развиваются ключевые и основные компетенции обучающихся.

Исследовательский проект по русскому языку и литературе представляет собой научное исследование, включающее доказательство актуальности темы исследования, определение задач исследования, выдвижение гипотезы её последующая проверка, публичное обсуждение полученных результатов. При создании такого проекта невозможно обойтись без использования методов современной науки: лабораторного эксперимента, моделирования, социального опроса и др. К таким пректам можно отнести следующие исследования обучающихся лицея №28 г. Таганрога: «Местоименное наречие «зачем» как средство выражения вопроса», «Личные номинации как особый языковой знак в произведениях А.П.Чехова», «Лексема «голова» как национально-культурная особенность русской фразеологии», «Концепт «праведник» в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор», «Образ человека в наивной картине мира (на материале фразеологизмов русского языка)», «Современная обломовщина». Это далеко не полный список исследовательских проектов обучающихся нашего лицея, созданных под руководством учителей русского языка и литературы.

В качестве примера приведём фрагменты исследовательского проекта обучающейся лицея №28 Заика Екатерины, который занял II место на заседании секции «Литература и литературоведение» Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А.Жданова. Тема проекта «Личные номинации (имена собственные и нарицательные) как особый языковой знак в произведениях А.П.Чехова».

Цель данного исследования: выявить особенности образования и использования имён собственных и нарицательных в качестве личных номинаций героев произведений А.П.Чехова. Объект исследования: личные номинации (имена собственные и нарицательные) как особый языковой знак в произведениях А.П.Чехова. Задачи исследования:

• проанализировать особенности образования и семантику имён собственных и нарицательных в произведениях А.П.Чехова;

• рассмотреть роль личных номинаций в создании образа героя художественного произведения;

• доказать, что личные номинации являются особым языковым знаком в произведениях А.П.Чехова.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение литературы по теме исследования; анализ языкового материала текстов произведений А.П.Чехова; работа со словарями; систематизация собранного материала.

Актуальность исследования:

Одним из важных качеств личности является умение воспринимать устное и письменное слово. На наш взгляд, важным фактором, формирующим личность, являются произведения классической литературы, так как именно в них слово предстаёт во всём его богатстве. Следовательно, выбранная нами тема исследования «Личные номинации (имена собственные и нарицательные) как особый языковой знак в произведениях А.П.Чехова» актуальна, так как невозможно переоценить роль классической художественной литературы в жизни человека.

Практическое применение исследования.

Современная литературоведческая наука подходит к анализу художественного произведения, учитывая совокупность формы и содержания. Для того чтобы проникнуть в замысел писателя, необходимо проанализировать детали, каковыми и являются личные номинации героев (имена собственные и нарицательные) в произведениях А.П.Чехова. Исследование языка писателя помогает осмыслить идейно-художественное пространство его произведений. Данное исследование может служить основанием для разработки программы специального курса, цель которого - глубокое изучение особенностей языка и стиля речи писателя. В произведениях А.П.Чехова мы находим критику общественных пороков и человеческих недостатков, некоторые из них характерны и для нашей современности. В результате исследования мы пришли к выводу, что в творчестве А.П.Чехова содержится богатый материал, который можно использовать как важный фактор воспитания нравственных качеств подрастающих поколений. Обращаясь к душе и уму читателя, А.П.Чехов помогает ему осознать себя в мире как часть его, часть важную и ценную, но преходящую. Теоретическая часть проекта.

Во второй половине ХХ века возникла новая филологическая дисциплина - теория текста, объектом исследования которой является текст. Большое внимание в связи с этим уделяется языковым средствам, служащим строительным материалом того или иного вида текста, тексто-образующим фактором. В процессе работы над темой исследования мы опирались на труды таких учёных, как Н.Д.Арутюнова («Номинация и текст»), З.Я.Тураева («Лингвистика текста»), Г.Я.Солганика («Синтаксическая стилистика») и др.

Одним из важнейших текстообразующих факторов произведений художественной литературы можно считать личные номинации героев.

Известно, что имена героев художественных произведений, т.е. личные номинации, выполняют в тексте характерологическую функцию, способствуя тем самым созданию смысловой стороны текста.

Выбор имени действующих лиц художественного произведения стал предметом рассмотрения в процессе анализа текста. В научных трудах именования героев художественных произведений истолковываются как изобразительно-выразительное средство, используемое автором, рассказчиком или другими действующими лицами для характеристики именуемого лица, для выражения отношения к нему.

Предметом данного исследования стали именования героев в рассказах А.П.Чехова: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Пересолил», «Глупый француз», «Сапоги», «Унтер Пришибеев», «В Париж», «Закуска», «Ведьма», «Страшная ночь».

А.П.Чехов для изображения своих персонажей пользуется разными видами личных номинаций, которые способствуют созданию содержательного пространства произведения. Часто фамилия персонажа используется как художественная деталь, в том числе и для создания комического эффекта.

Фамилии персонажей выражают его характер, положение в обществе, профессиональную и внутреннюю сущность. Всё это можно увидеть в рассказах А.П.Чехова.

В рассказах писателя мы находим картину общественных недостатков и человеческих пороков, изображённых с метким юмором.

Анализируя фамилии и нарицательные имена в рассказах А.П.Чехова, можно с уверенностью сказать, что писатель использовал личные номинации (имена собственные и нарицательные) с целью дать характеристику герою, его поступкам, зачастую отрицательным.

Используемые в текстах личные номинации - имена нарицательные - служат для изобличения таких человеческих пороков, как чинопочитание, лесть, глупость, грубость, невежество и самоуничижение.

Творчество А.П.Чехова многогранно и всеобъемлюще, как творчество любого великого писателя, но в то же время имеет неповторимые особенности, некоторые из которых были открыты в представленном исследовании. Это даёт основание полагать, что продолжение исследо-

вания в данной области приведут к выявлению новых интересных закономерностей и особенностей построения художественных текстов и изображения их действующих лиц.

Личное имя является сложным языковым знаком, способным аккумулировать культурную информацию и функционировать как свёрнутый национально-культурный текст. Героев своих произведений каждый автор каким-либо образом называет, именует. «Герои произведений носят, как правило, не одно, а разные имена: одно имя собственное и несколько имён нарицательных».[5] Поскольку герои повествования предстают перед читателем в разных обликах или ролях, автор часто прибегает к номинациям, раскрывающим существенный для каждого эпизода аспект своего героя. «Номинация даёт эпизодический портрет персонажа, его моментальный снимок, увиденный глазами автора или других действующих в произведении лиц».[1] Это способствует формированию определённого отношения к именуемому.

Анализируя личные номинации (имена собственные) в рассказах А.П.Чехова, мы выявили особенности образования фамилий некоторых персонажей.

Имеет отношение к животным Обозначает действие, предмет, личные качества

Хрюкин - свинья («Хамелеон») Червяков - червяк («Смерть чиновника») Курятин - как курица лапой («Хирургия») Муркин - кот («Сапоги») действие Хрюкин - хрюкать («Хамелеон») Жигалов - поджигать («Хамелеон») Муркин - мурлыкать («Сапоги») Гыкин - гыкать («Ведьма») Упокоев - упокой («Страшная ночь») Бризжалов - брызжет слюной («Смерть чиновника») Пришибеев - пришибать («Унтер Пришибеев») личные качества Очумелов - чумной («Хамелеон») - характеристика. Грязнов - Грязнов («В Париж!») - характеристика. Вонючкин - Вонючкин («В Париж!») - характеристика. Дробискулов - человек, который ест много и быстр° («Закуска») - характеристика. предмет Тестов - тесто («Глупый француз») Панихидин - панихида («Страшная ночь») Трупов - труп («Страшная ночь») Черепов - череп («Страшная ночь») Погостов - погост («Страшная ночь»)

Вывод:

Фамилии по способу их образования можно разделить на:

• имеющие отношение к животным;

• обозначающие действие;

• обозначающие предмет;

• обозначающие личные качества.

Имена нарицательные как личные номинации в рассказах А.П.Чехова

Невежество

Невежа («Хирургия»)

Экий ты какой, братец, беспамятный («Лошадиная фамилия») Глупая голова («Злоумышленник») Этакое дитя природы («Пересолил»)

Самоуничижение

Нам, дуракам («Хирургия») Мы люди тёмные («Злоумышленник»)

Чинопочитание и лесть

Ваше-ство («Смерть чиновника») Ваше превосходительство («Толстый и тонкий») Вельможи-с («Толстый и тонкий») Милостивцы наши («Злоумышленник») Отцы родные («Хирургия») Благодетели вы наши («Хирургия»)

Глупость

Экий ты какой, братец, беспамятный («Лошадиная фамилия») Глупая голова («Злоумышленник»)

Грубость

Дура («Хирургия») Ирод («Хирургия») Невежа («Хирургия») Пава («Хирургия») Паршивый чёрт («Хирургия») Болван («Хамелеон») Идиот («Злоумышленник») Дурак («Злоумышленник»)

А.П.Чехов использует в рассказах имена нарицательные в качестве личных номинаций для изобличения таких человеческих пороков, как чинопочитание, лесть, глупость, грубость, невежество, самоуничижение. Заключение.

• Проанализировав особенности использования личных имён в рассказах А.П.Чехова, мы пришли к выводу, что личные имена являются особыми языковыми знаками, которые выражают и характер героя произведения, и его положение в обществе, и принадлежность к роду занятий, и внутреннюю сущность.

• В результате исследования мы пришли к выводу, что в творчестве А.П.Чехова содержится богатый материал, который можно использовать как важный фактор воспитания нравственных качеств подрастающих поколений. Обращаясь к душе и уму читателя, А.П.Чехов помогает ему осознать себя в мире как часть его, часть важную и ценную, но преходящую.

Результатом научно-исследовательской деятельности моих обучающихся стали следующие работы:

- «Особенности использования известных видов личных номинаций в рассказах А.П.Чехова»;

- «Личные номинации героев художественных произведений в концептуальном аспекте» (на материале повестей А.П.Чехова);

- «Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания»;

- «Особенности чеховского юмора» (на материале рассказов А.П.Чехова);

- «Лингвопоэтика пейзажных зарисовок в повестях А.П.Чехова»;

- «Особенности портрета в драматургии А.П.Чехова»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Портрет героя как текстообразующий фактор» (на материале повестей А.П.Чехова);

- «Художественное время и художественное пространство в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»»;

- «Роль эпитетов в создании образа героя художественного произведения» (на материале повестей А.П.Чехова «Три года» и «Драма на охоте»);

- «Портрет героя художественного произведения как способ кодирования эстетических категорий «отвержение» и «сопереживание» (на материале повестей А.П.Чехова «Моя жизнь» и «В овраге»).

Примеры некоторых «продуктов проектной деятельности» [5, 180], выполненных обучающимися лицея на уроках русского языка и литературы:

- доклад на одну из тем: «Русский язык как национальный язык русского народа», «Русский язык как язык межнационального общения народов России», «Русский язык - один из важнейших мировых языков», «Вопросы экологии современного русского языка»;

- доклад о научном вкладе в лингвистику одного из выдающихся отечественных языковедов: М.В.Ломоносова, В.И.Даля, А.Х.Востокова, И.И.Срезневского, Я.К.Грота, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатова, А.А.Шахматова, А.А.Потебни, А.М.Пешковского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.Н.Гвоздева, Р.И.Аванесова и др.; мультимедийная презентация, сопровождающая доклад;

- реферат «Азбука от Кирилла и Мефодия до наших дней»;

- сборник лингвистических сказок «Страна Морфология»;

- сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству И.А.Бунина;

- заочные экскурсии по литературным местам России;

- литературно-музыкальный вечер, посвящённый С.А.Есенину;

- вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина: литературно-музыкальная композиция, викторина.

Творческие и ролевые проекты, осуществляемые под руководством учителей русского языка и литературы с 2005 года, - «Герои А.П.Чехова на сцене лицея» (ежегодно в

рамках Недели русского языка и литературы каждый учитель, выступая в качестве консультанта, помогает своим учащимся подготовить инсценировку одного из юмористических рассказов писателя).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. -Самара: Учебная литература, 2003. - 137 с.

2. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

3. Полякова, Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 65 с.

5. Цыбулько, И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 190 с.

О.И. Ефремова

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ Д. ДАУНЕЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЯХ С ПОТВОРСТВУЮЩЕЙ И ДОМИНИРУЮЩЕЙ ГИПЕРПРОТЕКЦИЕЙ

Аннотация. В статье обосновывается возможность использования теста исследования самооценки, разработанного Д. Дауней в 1919 г., для проведения исследований сравнительного плана. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей самооценки подростков из семей с разными стилями воспитания.

Ключевые слова: самооценка, решительность самооценки, устойчивость самооценки, стиль воспитания, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция.

O.I. Efremova

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF THE METHOD BY D. DOWNEY FOR RESEARCHING THE SELF-ASSESSMENT OF ADOLESCENTS

IN FAMILIES WITH A CONNIVING AND DOMINANT HYPERPROTECTION

Abstract. The possibility of using the self-assessment test developed by D. Downey in 1919 for research on the comparative plan is substantiated in the article. The results of an empirical study of the characteristics of self-assesment of adolescents from families with different styles of upbringing are presented in the article.

Key words: self-assesment, resoluteness of self-assesment, stability of self-assesment, style of upbringing, indulgent hyperprotection, dominant hyperprotection.

В одном из учебных пособий прошлых лет [4] приводится известный в истории психологии тест Д. Дауней (1919 г.), позволяющий, как отмечает автор пособия Б.А. Сосновский [4, 84], произвести иллюстративную оценку некоторых особенностей самооценки личности (энергичность, решительность самооценки, устойчивость оценочных суждений). Автор весьма критично характеризует диагностические возможности методики, отмечая ее недостаточную валидность, ситуативность (зависимость от конкретных условий тестирования), спорность набора предлагаемых для самооценки качеств и их полярных вариантов. В то же время отмечается оригинальность теста и его влияние на разработку современных модификаций диагностики самооценки.

Мы предположили, что, несмотря на недостаточную диагностическую ценность этого теста, его применение может дать интересные эмпирические результаты при сравнении самооценки подростков в семьях с разными стилями воспитания. Для сравнения мы выбрали такие стили воспитания, как потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция и смешение этих двух стилей в одной семье, когда один из родителей практикует стиль потворствующей, а другой - доминирующей гиперпротекции (стили описаны Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом [5]). Данные стили, как было показано в проведенном ранее под нашим руководством исследовании Л.Е. Жданько, существенно влияют на показатели уровня, адекватности и дифференцированности самооценки подростков (для диагностики использовалась известная методика Дембо-Рубинштейн). В частности, было выявлено, что при воспитании в стиле потворствующей гиперпротекции самооценка имеет склонность к завышению, дифференцированность самооценок по исследуемым стилям была в среднем несколько выше при стилях «доминирующая гиперпротекция» и смешанном, что можно объяснить более выраженной дифференциацией требований родителей к подросткам при менее выраженном потворствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.