ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
процессе опытной работы позволили разработать единую программу и методическое содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин по нескольким направлениям вокальной специализации для теоретико-методического обеспечения универсализации профессиональной подготовки
певцов в вузах культуры и искусств и на музыкально-педагогических факультетах и на этой общей базе создать специальное учебное пособие для работы в вокальном классе по нескольким исполнительским направлениям — академическому, народному и эстрадно-джазовому.
Примечания
1. Краевский В. В., Бережная Е. В. Методология педагогики. Новый этап : учебное пособие. Москва : Академия, 2006. 400 с.
2. Сидоров Н. Р. философия образования. Введение. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 304 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 720 с.
cJLРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.014.3
И. Н. Ку знецо в
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье анализируется феномен инновации. Образование рассматривается как ключевая составляющая процесса становления личности. Личность представляется как результат образования, который достигается в процессах обучения и самообразования, а также в процессе проектной деятельности.
Ключевые слова: инновации, развитие личности, самообразование, образование, проектная деятельность.
I. N. Kuznetsov
Moscow State University of Culture and Arts
PROJECT ACTIVITIES OF THE PUPILS AS ONE OF THE INSTRUMENTS OF INNOVATION POLICY IN EDUCATION
The article discusses the phenomenon of innovation. Education is seen as a key component of the process of becoming a person. Personality is the result of education, which is achieved in the process of learning and self-education as well as in the project activity.
Keywords: innovation, development of the personality, self-education, education, project activity.
В России, как и в современном мире в целом, наблюдаются масштабные экономические, социальные и культурные трансформации, которые ставят новые задачи перед
всеми социальными институтами общества, и в частности перед системой образования. При этом на фоне негативных тенденций в экономике становится все более очевидной
174
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 174-177
исчерпанность прежних ресурсов развития. Поэтому развитие современного общества во многом связано с внедрением инноваций во все сферы жизни общества, с помощью которых возможно достичь устойчивого развития.
Итак, внедрение инноваций становится эффективным способом преодоления кризисных явлений. Особое внимание к инновациям на государственном уровне было уделено на экономическом форуме в Красноярске (2008 г.), на котором Д. А. Медведев дал старт экономической программе развития институтов, инфраструктур, инноваций, инвестиций. Процесс формирования и развития инноваций связан с проведением модернизации, которая в России во многом обусловлена процессами межкультурной интеграции. Межкультурная интеграция является следствием мировой глобализации, интеграции внутри Европы и трансформационных процессов в России и других странах Восточной Европы, которые, в свою очередь, привели к активному росту контактов во всех сферах нашей жизни на межкультурном уровне.
Современный этап развития российского общества ставит перед отечественной системой образования целый комплекс проблем, обусловленных социально-экономическими и мировоззренческими факторами. В первую очередь, как нам представляется, следует отметить такой фактор, как повышение доступности и качества образования. Одним из наиболее существенных моментов, из-за которых вопросы применения инноваций в рамках современных образовательных технологий стали наиболее актуальны, стало присоединение России к Болонскому соглашению. Болонский процесс установил принцип компетентностно-го подхода основополагающим в новой образовательной парадигме. Компетентност-ный подход потребовал, в свою очередь, реорганизовать основные методики ключевых компетентностей и соответствующие средства их реализации. Одним из наиболее эффективных путей решения задач, которые
поставили перед нами Болонское соглашение и новые ФГОСы, стала информатизация процесса обучения. Технические средства и информационные технологии, которые в современном мире развиваются с колоссальной скоростью, внедрение инновационных технологий в систему современного образования в целом — все это даёт возможность сформировать информационно-образовательное пространство для совершенствования системы образования.
Инновационная деятельность в образовании — это особая деятельность по согласованию и «снятию» возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания. Под инновационными технологиями образования понимается производство (изобретение) нового для системы образования компонента. Если говорить о специфике инноваций в образовании, то они, по мнению С. Н. Рыбинской, проявляются в следующем:
• инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
• использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
• внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов школьной системы [4].
К инновационным школам, исходя из вышеуказанных классификаций, молено отнести такие образовательные учреждения, как пилотные школы, школы с системной инновационной деятельностью; экспериментальные школы; опытно-экспериментальные школы. В образовательной парадигме молено выделить два вида инноваций:
• технологические — к ним относятся новшества, касающиеся различных технических средств и оборудования, используемого в процессе обучения (например: компьютеры, макбуки и прочее);
• методические — это новшества в сфере образования, которые охватывают процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подго-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
товки и переподготовки кадров [5].
Теперь обратимся к изменениям, произошедшим в парадигме образования, которые были обусловлены инновационными процессами, произошедшими в обществе в целом и в образовании в частности. Из социально-пассивного, которое совершается в традиционных институтах, образование становится активным. Современное образование нацелено на развитие личности, её саморазвитие и самообразование, на обеспечение паритета между индивидуальными и социальными интересами и потребностями личности.
Сегодня инновационная политика стала частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом «штатной ситуации» в жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Следует также отметить, что благодаря проведению инновационной политики в образовании особое внимание стали уделять самообразованию учащихся всех возрастных категорий, что послужило распространению такого педагогического метода, как метод проектов, который сегодня является наиболее востребованным у современных педагогов.
В 20-е годы прошедшего столетия в США, где он появился, его называли методом проблем. Отечественные педагоги заинтересовались методом проектов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1910 году была организована небольшая группа учёных, которая пыталась активно внедрить метод проектов в практику преподавания. Позднее, при советской власти, эти идеи нашли широкое применение в школьном преподавании, но в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый и не применялся вплоть до начала XXI века, когда пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода потребовали, в первую очередь, новых методов обучения.
Такие инновационные методы должны
способствовать укреплению связей получаемых знаний с практикой и именно на этой основе формировать учебные аналитические, рефлексивные навыки, повышать уверенность в своих силах и личностную самооценку учащихся, формировать познавательные интересы и креативный подход к реальности, делать личность самостоятельной, способной к творческому решению проблем. И ещё один важный момент, на который нацелены инновационные методы обучения, — это формирование компетенций, связанных с практикой, а не просто каких-либо умений. Если прежняя школа больше ориентировалась на то, чтобы дать ученику некую систему готовых знаний, то теперь ученик активно добывает и осваивает знания, что является, безусловно, более продуктивным.
Под методом проектов подразумевается такой способ достижения образовательных целей, который опирается на определённую технологию, обеспечивающую всестороннюю проработку исследуемой проблемы, и имеет своей целью достижение реального, воплощённого в той или иной форме результата. В основе метода проектов как педагогической технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, адаптация к социальной среде.
Привлечение младших школьников к проектной деятельности даёт возможность заложить ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Так, при выполнении проекта учащимися 4 класса ГОУ Центр образования «Школа здоровья» № 2005 г. Москвы «Космос в жизни человечества; от Юрия Гагарина до Денниса Ти-то» была сформирована творческая группа. В основу проекта была положена идея: подрастающее поколение школьников XXI века, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, может познать главный проект человеческой цивилизации XX века — освоение космоса, и интегрировать его посредством
иноязычном речевой культуры.
Поэтапность, проигрывание сложных ситуаций (ролевая игра), наглядность, выработка цели, сравнение результатов, взаимодействие со сверстниками позволили мотивировать учащихся, организовать совместную деятельность, приобрести им опыт выполнения учебных функций (контроль и оценка, целеполагание и планирование), а нам — использовать дополнительные средства вовлечения младших школьников в содержание обучения. Одновременно были выстроены личностно-эмоциональные и деловые отношения школьников, следствием
чего стало формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных действий.
Одним из обязательных требований к оформлению проекта является наличие презентации в формате PowerPoint, поэтому компьютерную грамотность следует прививать уже в начальной школе, что ещё раз подтверждает основную мысль статьи, что модернизация и инновационная политика затронули все сферы образования, а метод проектов выступает как один из наиболее эффективных в современной педагогической практике школьного образования.
Примечания
1. Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В., Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва : Академия, 2008.
2. Барбер М, Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать ещё более эффективными в следующем десятилетии [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http:// ecsocman. hse.ru/text/33436527
3. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.htm
4. Рыбинская С. Н. Экспертиза и консультирование инновационного процесса в школьных организациях [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
^Некоторые концепции формирования ценностно-патриотических ориентаций
у Будущих менеджеров
УДК 378+172.15 С . И. Кул ини н
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются некоторые концепции формирования ценностно-патриотических ориентаций. Взаимосвязь развитых ценностно-патриотических ориентаций и профессиональных компетенций будущего менеджера.
Ключевые слова: ценностно-патриотические ориентации, развитие личности, профессионализм, модель формирования.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 177-181
177