Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство повышения качества образования учащихся при переходе с уровня начального общего образования на основное общее образование'

Проектная деятельность как средство повышения качества образования учащихся при переходе с уровня начального общего образования на основное общее образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газиева Анна Андреевна, Ефимова Надежда Николаевна, Киселева Юлия Сергеевна, Никитская Марина Петровна, Чернова Сусанна Игоревна

Статья посвящена вопросу применения методов проектов как оптимального инструмента при переходе с уровня начального общего образования на основное общее образование. В качестве основных компонентов рассматриваются основные понятия технологии метода проектов. Автор подчеркивает, что применение данной технологии дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газиева Анна Андреевна, Ефимова Надежда Николаевна, Киселева Юлия Сергеевна, Никитская Марина Петровна, Чернова Сусанна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство повышения качества образования учащихся при переходе с уровня начального общего образования на основное общее образование»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Газиева А.А.1, Ефимова Н.Н.2, Киселева Ю.С.3, Никитская М.П.4, Чернова С.И.5, Руфеева И.А.6

1 Газиева Анна Андреевна - учитель английского языка;

2Ефимова Надежда Николаевна - учитель русского языка и литературы;

3Киселева Юлия Сергеевна - учитель английского языка; 4Никитская Марина Петровна - учитель английского языка;

5Чернова Сусанна Игоревна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 64, г. Новокузнецк; 6Руфеева Илария Анатольевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Новосибирск

Аннотация: статья посвящена вопросу применения методов проектов как оптимального инструмента при переходе с уровня начального общего образования на основное общее образование. В качестве основных компонентов рассматриваются основные понятия технологии метода проектов. Автор подчеркивает, что применение данной технологии дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.

Ключевые слова: проект, проектный метод, продуктивная деятельность.

Современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Инновационный поиск новых средств привел к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико -ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее оптимальным поставленным целям является метод проектов. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские поисковые и прочие методики [4, 5].

В начальной школе 1-4 классы проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе 5-9 классы проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего

58

интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования 10-11 класс является их исследовательский, прикладной характер.

Данная технология позволяет формировать ключевые компетентности у учащихся более эффективно. Важным условием в этом процессе является профессиональная готовность учителя, который может применять метод проектов при организации как элективных курсов, так и в предпрофильную подготовку.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся [1].

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих аспектах:

- развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;

- самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

- решение какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

- представление итогов выполненных проектов в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

- сотрудничество учащихся между собой и учителем.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений [2].

Для рациональной организации работы необходимо понимать, что проекты бывают разные.

По комплексности (предметно-содержательные области) можно выделить два типа проектов:

- монопроекты - реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета;

- межпредметные проекты - выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Классификация проектов по характеру контактов может иметь следующие типы:

- внутриклассные,

- внутришкольные,

- региональные,

- международные.

Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют координации участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут делиться на:

- минипроекты - укладываются в один урок или часть урока.

Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка.

- недельные проекты - выполняются в группах 30 в ходе проектной недели.

- долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Проектная работа состоит из двух частей: теоретическая и практическая. Продуктами такой деятельности выступают презентации, электронные журналы, буклеты, брошюры и др.

Основная работа по реализации проекта осуществляется: объединениями учителей и творческими лабораториями учащихся.

В процесс вовлекаются: учащиеся, родители, учителя-предметники, классные руководители.

Проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Список литературы

1. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России, 2003. № 4. 193 с.

2. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России, 2003. № 3. 168 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель, 2000. № 4.

5. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004. 71 с.

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Яшенева А.С.

Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения учебной мотивации обучающихся в процессе изучения иностранного языка, а также рассматриваются понятия «мотив», «мотивация» в психолого-педагогической литературе. Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, иностранный язык, мультимедийные технологии.

Отечественными педагогами-практиками и теоретиками ведется детальная разработка концепции обновления образовательной структуры, основных элементов и технологий обучения. Особую актуальность в современных условиях развития образования приобретает мотивация к инновационным изменениям в учебно-воспитательном процессе.

В психологических исследованиях проблема формирования мотивации учебной деятельности рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других, в которых обосновано понятие «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера »; канадских ученых Р. Гарднера, В. Ламберта в области социальной психологии, в которых отмечено мотивации как одному из действенных факторов повышения эффективности обучения иноязычной деятельности.

В философии понятие «мотив» (лат. «Мотео» - «толкаю, двигаю») понимают как побудительную причину действий и поступков человека (то, что заставляет его действовать) [3].

В «Философском словаре» (под ред. И. Фролова) мотив трактуют как осознанное побуждение, что приводит действие для удовлетворения какой-либо человеческой потребности. Мотивы непосредственно предшествуют конкретному поведению человека и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.