В процесс вовлекаются: учащиеся, родители, учителя-предметники, классные руководители.
Проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Список литературы
1. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России, 2003. № 4. 193 с.
2. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России, 2003. № 3. 168 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель, 2000. № 4.
5. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004. 71 с.
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения учебной мотивации обучающихся в процессе изучения иностранного языка, а также рассматриваются понятия «мотив», «мотивация» в психолого-педагогической литературе. Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, иностранный язык, мультимедийные технологии.
Отечественными педагогами-практиками и теоретиками ведется детальная разработка концепции обновления образовательной структуры, основных элементов и технологий обучения. Особую актуальность в современных условиях развития образования приобретает мотивация к инновационным изменениям в учебно-воспитательном процессе.
В психологических исследованиях проблема формирования мотивации учебной деятельности рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других, в которых обосновано понятие «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера »; канадских ученых Р. Гарднера, В. Ламберта в области социальной психологии, в которых отмечено мотивации как одному из действенных факторов повышения эффективности обучения иноязычной деятельности.
В философии понятие «мотив» (лат. «Мотео» - «толкаю, двигаю») понимают как побудительную причину действий и поступков человека (то, что заставляет его действовать) [3].
В «Философском словаре» (под ред. И. Фролова) мотив трактуют как осознанное побуждение, что приводит действие для удовлетворения какой-либо человеческой потребности. Мотивы непосредственно предшествуют конкретному поведению человека и
органически связаны с ней. Значительное влияние на формирование мотивов имеют жизненный опыт, убеждения человека, его нравственные и эстетические чувства [7, с. 402].
В психолого-педагогической литературе имеются несколько родственные определения указанного выше термина. Так, большинство психологов считает, что мотив - это то, что приводит стремление человека к конкретно определенной, а не любой другой цели. Мотивы - это потребности, чувства, интересы, убеждения и другие побуждения лица к деятельности, обусловленные требованиями ее жизни [8].
По мнению А. Леонтьева, мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения, желания, интересы, переживания эмоций, идеалы [4; 5]. Психолог В. Онищук трактует мотив как динамическое явление, меняется и на которое влияют те сдвиги, которые происходят во внутренней структуре личности, а также во внешних обстоятельствах его жизнедеятельности [6].
Каждому возрастному этапу развития человека свойственны определенные особенности мотивационной сферы. Мотив является важным компонентом в структуре человеческой деятельности, без него невозможно раскрыть ее психическую природу. В содержании и характере мотива раскрывается смысл, который имеют для человека его собственные действия и поступки, их жизненное значение [4].
Источником мотивации в наиболее общем понимании есть определенная потребность, создается на основе противоречий между тем, что человек имеет, чем обладает, чего достигла, и тем, чего она еще не имеет, чем не обладает, чего не достигла. Желание иметь, овладеть, достичь составляет нужды. И если в сферу таких потребностей попадает владения иностранным языком, они становятся мотивацией к ее усвоению [1].
Мотивы могут определяться как моментами, которые существуют вне учебной деятельностью (внешняя мотивация), так и теми, которые заложены в ней самой и обусловленные процессом познания (внутренняя мотивация).
Английский язык получает все большее распространение в мире и подтверждает звание «языка международного общения».
Результативность учебно-воспитательной работы учителя иностранного языка в значительной степени зависит от мотивационной среды урока, от знания и учета им возрастных и психологических особенностей своих учеников.
В связи с этим, учителю необходимо всячески поддерживать и активизировать интерес к успешному изучению английского языка. По нашему мнению, как и для любого другого дела, для изучения английского языка, ребенку нужна положительная мотивация - то есть желание заниматься [8].
О проблеме развития мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку писали Е. Киричук, Л. Кичатинова, А. Липкин, А. Маркова, Т. Матис, А. Орлова и др.
Вместе с тем созданию мотивационной среды с помощью мультимедийных технологий при обучении английскому языку в начальной школе должно уделяться больше внимания.
Целью статьи является определение целесообразности повышения мотивации учеников среднего звена образования, при изучении английского языка как необходимой составляющей обучения.
Новое видение образования имеет целью создание мотивационной среды для учащихся в процессе изучения иностранных языков. Практика показывает, что учебники и методические разработки, используемые в процессе обучения, не в достаточной мере учитывают роль и значение мотивационной сферы школьников.
При этом среда, где школьники приобретают соответствующие знания и навыки, должна стать мотивационной для качественного обучения, побудить к напряженной и последовательной работе [2].
XXI век вносит свои коррективы в содержание и качество современного образования. Поэтому учителя английского языка для повышения индивидуализации учебной деятельности школьников, оптимизации усвоения языковых структур и грамматических правил, а также преодоление монотонности занятия при формировании речевой и
коммуникативной компетенции школьников среднего звена образования должны искать новые подходы к организации занятий.
Инструментом создания мотивационной среды при обучении английскому языку в современных условиях могут стать мультимедийные технологии [10].
Современные образовательные компьютерные программы (электронные учебники, учебные пособия, гипертекстовые информационно справочные системы, архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.п.) разрабатываются на основе мультимедийных технологий [9].
В последнее время широкое распространение получили «интерактивные мультимедийные системы», которые являются программно-методическими комплексами, сохраняют и воспроизводят: тексты, звук, статичные изображения, анимированные изображения, видеофрагменты [4, с. 1301]. По мнению А. Романишин, мультимедийные методические программы могут быть использованы как средство повышения эффективности урока английского языка, поскольку благодаря использованию в них одновременного действия аудио-и визуальной информации, они имеют больший эмоциональный заряд и способны увеличить производительность деятельности учащихся [7, с. 48].
Мультимедийные технологии обучения предоставляют возможность учителю для достижения дидактической цели применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, то есть спроектировать учебную среду.
Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направленности развития личности ученика, творческого поиска и организации совместной работы. Новейшие компьютерные технологии обучения предоставляют возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика [11].
При обучении аудированию, каждый ученик имеет возможность слушать диалоги на иностранном языке, при изучении грамматических явлений, каждый ученик должен выполнять грамматические упражнения, достигая лучших результатов и тому подобное.
Наиболее эффективными на уроках английского языка считаются такие компьютерные программы, как «Enalish Triple Play Plus», «Enalish on Holidays», «Enalish Gold», «Sina and Learn Enalish», «Hello, America!», «Bridae to Enalish»,« Enalish for Communication»,« Clozemaker» и другие.
Практически к любому разделу учебника можно подобрать материал одной из вышеупомянутых программ и применить его на уроке как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала [6, с. 1121].
Список литературы
1. Билан Н.М. Основные источники мотивации в процессе изучения иностранного языка. [Электронный ресурс]: Н.М. Билан. Режим доступа: http://intkonf. org/category/arhiv/konf1/ (дата обращения: 20.07.2017).
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 303 с.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. М.: [б. и.], 1971. 38 с.
5. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии, 1981. № 5.
6. Онищук В.А. Дидактика современной школы / В.А. Онищук. К.: Рад. шк., 1987. 208 с. (Педагогическая библиотека).
7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. М.: Республика, 2001. 719 с.
8. Якобсон ДМПсихологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. 471 с.
9. Gardner R.C. Correlation, causation, motivation and second language acquisition / R.C. Gardner // Canadian Psychology, 2000. V. 41. P. 1-24.
62
10. GardnerR.C. A student's contribution to second language learning. Part II: Affective variables / R.C. Gardner & P. D. MacIntyre // Language Teaching, 1993. V. 41. P. 1-11.
11. Gardner R.C. Attitudes and motivation in second language learning / R.C. Gardner & W.E. Lambert. Rowley, MA: Newbury House, 1972.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в начале ХХ1 века в мире нет ни одного государства, удовлетворенного системой профессиональной подготовки учителей. Причина этого известна - мир и его законы стремительно изменяются, требуя кардинальных изменений от учителя. Именно от него ожидают больших и серьезных результатов. Сея умное, хорошее, вечное, он вступает в противоборство с окружающей реальностью, которая выходит далеко за пределы школы [1].
Ключевые слова: профессиональная деятельность, молодой педагог, образовательное пространство, молодой учитель.
При условиях превращения школы в открытую окружающему миру систему с учителями связываются новые надежды и противоречивые надежды со стороны разных групп населения, включая школьников и их родителей. В мировой культурно -образовательной среде постепенно утверждается новый лозунг: Учитель - носитель образовательных и общественных изменений [4].
Современное состояние национальной системы образования повышает требования к уровню профессиональной подготовки педагогического работника общеобразовательного учебного заведения. В учебе будущих педагогов должны быть учтены новые условия функционирования системы школьного образования: изменение соотношения семейного и общественного воспитания, разнообразие форм и систем воспитания и их соответствие, новым заданиям и условиям рыночных отношений, многовариантность образовательно-воспитательных программ.
Одним из главных заданий профессионально педагогической подготовки учителя в высших заведениях образования являются достижением единства и гармонии аудиторных занятий и времени, проведенного студентами в общеобразовательных начальных заведениях во время педагогической практики. Следовательно, процесс формирования будущего педагога осуществляется не только на теоретическом уровне, но и направленный на получение практических умений и навыков, что реализуется в процессе прохождения педагогической практики и является обязательной составляющей учебного процесса высшего учебного учреждения.
В условиях формирования общеевропейского образовательного пространства актуализируется запрос на учителя, способного работать в разных образовательных системах. Активные процессы децентрализации управления образованием, учреждения новых взаимоотношений, между государством, гражданским обществом и образовательными обществами, в каждой европейской стране в конце ХХ века выдвинули проблему подготовки учителя-европейца, который расширяет свою идентичность от местного к национальному и европейскому уровням [1].
Описывая противоречие современного общественного развития, научные работники часто употребляют термин «вызов». Относительно общеевропейских изменений в отрасли высшего образования и, в частности, подготовки педагогов (учителей и преподавателей высших учебных заведений) в последние годы этот срок применяется в связи с Болонскими
63