УДК 378
Ф.Н. Алипханова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Л.Т. Солтахмадова
Аннотация. В статье рассмотрено внедрение проектной деятельности в процесс подготовки будущих бакалавров географии. Изучен метод проектов как средство формирования у студентов экологического мышления, которое активизирует их продуктивную деятельность, способствует формированию информационно-коммуникационной компетенции, способности к самостоятельной и коллективной деятельности.
Ключевые слова: экологическое мышление, студент, бакалавр географии, проектная деятельность, проект.
Fatima Aliphanova Luiza Soltakhmadova
Современный рынок образовательных услуг, общество и государство требует от выпускника педагогического вуза не просто усвоенных знаний и информированности, а владения такими ключевыми компетенциями, которые позволят ему эффективно реализовывать педагогическую профессиональную деятельность. Традиционная система высшего профессионального образования опиралась на логическое мышление и недостаточно уделяла внимание экологическому мышлению, развитию творческих способностей и самостоятельности мышления личности. Сегодня деятельность бакалавра географии все более приобретает активный и социально значимый характер. Согласно новому ФГОС, он должен уметь проводить комплексные исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем, уметь выявлять природно-ресурсный потенциал родного края, обладать основами формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества.
Будущий бакалавр географии должен уметь проектировать совместно с учениками типовые природоохранные мероприятия, производить качественную оценку воздействий на окружающую природу, сбор, анализ и систематизацию найденной информации по современным проблемам географической науки (в этом ему помогут знания естественнонаучных, социологических и технологических закономерностей географической науки, ее теории, концепции и основные понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии), обладать знаниями географического и экономико-географического районирования, социально - экономической картографии, иметь инновационные системно-организованные объективные и аргументированные знания из области географической науки как особой специфической деятельности, использовать на практике полученные систематизированные теоретические и практические знания смежных наук -гуманитарных, социальных и экономических - при решении профессиональных задач, работать с географическими картами, схемами, символами.
В современной системе образования появилось большое множество инновационных методов и технологий работы со студентами. Одновременно видоизменялись задачи, цели и правила получения профессионального обучения. Понятно, что сегодняшний процесс обучения невозможен без вне-
© Алипханова Ф.Н., Солтахмадова Л.Т., 2015
дрения наиболее эффективных технологий, обеспечивающих формирование ключевых профессиональных компетенций, обозначенных в новом ФГОС, а также развитию креативных способностей будущего учителя школы, формированию необходимых навыков в самостоятельном поиске нужной информации, самообразования и саморазвития. Современный студент должен научиться работать в коллективе сверстников, повысить личную мотивацию к учению. Всем перечисленным требованиям соответствует организация в вузе проектной деятельности, поскольку традиционное обучение носит скорее репродуктивный характер, лишенный самостоятельности, анализа, творчества и креативнро-сти.
Современный педагог вуза - это единственный реальный профессиональный субъект процесса обучения, благодаря которому работа над проектом может стать личностно-ориентированной. Участие бакалавров географии в проектной деятельности экологической направленности дает возможность выявить те условия и средства, которые должны использоваться педагогами на занятиях географического цикла. Само слово «проект» в Словаре С.И. Ожегова означает «разработанный план сооружения, какого-либо мехинизма, устройства; а также предварительный текст какого-либо документа; замысел, план и т.д.» [3, с. 609]. Проектная деятельность обеспечивает освоение новых способов деятельности на основе интегрированного, многоаспектного содержания образования. Преимущества проектной деятельности очевидны: способна развивать мотивацию к учению, позволяет студентам выбрать самостоятельные задания, которые соответствуют их личным и интересам и способностям, учит самостоятельно производить поиск и далее анализировать информацию, применять полученные ранее знания.
Занимаясь проектной деятельностью, студенты могут ее посвятить систематическому экологическому мониторингу своего края или отдельных явлений. С помощью метода проектов они могут выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы; проектировать и осуществлять экспертизу социально-экономической и хозяйственной деятельности, а также уметь планировать и принимать самостоятельные решения. Но не менее существенным в проектной деятельности является то, что она предполагает использование инновационных новейших информационных технологий [4, с. 77].
Суть и содержание проектной деятельности, прежде всего, в осуществлении коллективной, совместной учебно-познавательной, научно-исследовательской, игровой, креативной деятельности. Кроме этого, совместная проектная деятельность имеет, как правило, общую цель. Проектная деятельность выполняет и важную социализирующую роль в формировании личности студента. Коллективно-проектная деятельность определяет общие задачи для студенческой группы, которые осознаны ее членами и должны восприниматься как личные. Важной спецификой проектной деятельности представляется присутствие в ней заблаговременно разработанных представлений о конечном результате и продукте деятельности, а также этапов проектирования и осуществления проекта, включая его главные составляющие - осознание, осмысление и анализ результатов деятельности. Коллективная деятельность рождает у ее членов чувство сопричастности, солидарности со всей группой, идентификации себя с ее членами и осуществляемой проектной деятельностью.
Организация проектной деятельности с будущими бакалаврами географии создает условия для формирования у них эффективного экологического мышления. В условиях организации проектной деятельности, в ходе поисковой и информационной деятельности студенты учатся работать в коллективе, формируют у себя коммуникативные качества, при этом проявляя свою самостоятельность, раскрывая креативное начало и творческий потенциал. По этой причине идея метода проектов в реализации географической научно-исследовательской деятельности - это ориентация студентов на изменение окружающей природной среды, на переосмысление существующей практики экологической деятельности [1, с. 213-216]. Организация проектной деятельности нацеливает педагогов вуза
не сдерживать творческую инициативу студентов, учить их самостоятельно мыслить, синтезировать, анализировать, уметь классифицировать полученные результаты. Студенты должны чувствовать, что проектная деятельность по изменению окружающей среды - это их работа, но чтобы эта работа была организованной, нужно постоянно проводить с ними консультации по использованию метода проектов, проектной деятельности, знакомить их с различными видами проектной деятельности и ее многообразной структурой.
Метод проектов ряд исследователей определяют как некоторую систему обучения, в процессе которой обучающиеся приобретают знания и умения, формируют компетенции, благодаря планированию и выполнению проектной деятельности, постепенно и последовательно усложняющейся практических заданий [2, с. 59]. Работа студентов над проектом формирует у студентов творческую активность, умения и навыки к выполнению исследовательской работы, также способность к анализу проделанной работы. Что очень важно, проект способствует формированию коллективной учебной деятельности, когда цель ее участниками понимается как единая, требующая объединения, осознания всего коллектива проектировщиков. В процессе коллективной деятельности между всеми членами-исполнителями формируются отношения взаимной ответственности, взаимодействия и взаимообусловленности. Студенты учатся понимать и использовать различные виды и формы проектной деятельности и далее готовить к презентации полученные результаты.
Педагог в ходе организации проектной деятельности должен стать хорошим консультантом для студентов: давать полезные советы и рекомендации по планированию, подготовке, поиску информации, использованию различных форм проектной деятельности, корректировать совместную деятельность, обсуждает итоговые результаты по реализации проекта. При планировании и организации проектной деятельности для каждого участника педагог расставляет правильно акценты для участников проекта. Одним из главных звеньев проектной деятельности является педагог, роль которого в проектно-исследовательской деятельности меняется. При условии организации традиционной деятельности педагог является больше носителем знаний и транслятором информации. В случае проектной деятельности, педагог становится организатором творческой деятельности, консультантом по решению поставленных задач, самостоятельного поиска знаний и информации из разных источников.
Организация и реализация проекта позволяет педагогу-консультанту построить бесконфликтную педагогическую ситуацию и общение, совместно со студентами пережить вдохновение творчества и сконструировать образовательный процесс в форме интересной, результативной и созидательной творческой работы. С другой стороны, разрабатываемый проект с позиции студента - это великолепная возможность для раскрытия своего творческого начала и способностей. Проектная деятельность дает возможность показать себя лично, индивидуально, а также в группе, испытать свои творческие силы, применить полученные знания, а также принести ощутимую пользу через результат. Данная деятельность, нацеленная на разрешение важной социально значимой проблемы, задает самими членам проектной группы задачи и способы их решения. Задачи носят, чаще всего, прикладной характер, имеют важное практическое значение, что представляет интерес для самих проектантов. У студентов формируется готовность к самостоятельному определению целей, задач, способность к самооценке, к рефлексии собственной деятельности.
Проектная деятельность часто представляется через тематические проекты, которые реализуются на нескольких семинарах, или с их продолжением на факультативных занятиях. При организации и внедрении проектной деятельности, которая эффективно формирует экологическое мышление, необходимо обратить внимание на выбор темы проекта. Очень важным, на наш взгляд, является то, чтобы перед выбором темы и направленности проекта у студентов был обнаружен мотив и интерес. Другими словами, студенты должны самостоятельно прийти к теме проекта, быть в ней заинтересованными, чему предшествует тщательный анализ и изучение периодической печати, научно-
популярных и научных журналов, последних современных научных исследований. В выборе темы большую роль играет субъективный фактор: кругозор студента, личный опыт исследовательской деятельности, когнитивный базис, интеллектуальная подготовка, предшествующие исследовательские работы в виде курсовых работ и т.д.
Нужно отметить, что организованный проект должен быть обязательно закончен, а члены проектной группы должны пройти все этапы проектирования. Внедрение проектной деятельности в процесс обучения подготовит будущих бакалавров географии к динамично меняющемся условиям и к решению профессиональных проблем. Реформирование профессионального образования, связанное с ускорением научно-технического прогресса, вызвало необратимое давление человека на природу, на все стороны жизни общества, что привело к изменению окружающей среды. По этой причине, в будущем будут востребованы бакалавры географии, владеющие способами и приемами проектной деятельности, способные реализовывать исследовательские, прикладные, информационные и другие проекты экологической направленности, так как проектная деятельность формирует навыки креативного, оригинального мышления и творческого потенциала.
Библиографический список
1. Алипханова, Ф. Н. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогического вуза / Ф. Н. Алипханова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 21. - С. 213-216.
2. Бухтиярова, И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И. Н. Бух-тиярова. - Брянск : Изд-во БГПУ, 1995. - 44 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 939 с.
4. Шапошникова, И. Г. Формирование познавательных интересов студентов через организацию экологических проектов / И. Г. Шапошникова. - М. : 2011. - 134 с.